КТП по окружающему миру 1 класс
календарно-тематическое планирование (окружающий мир, 1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
О К Р У Ж А Ю Щ И Й М И Р
Пояснительная записка
Учебная программа «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» составлена на основе программы, рекомендованной Министерством образования и науки РФ авторов О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова.
На изучение учебного материала по предмету «Окружающий мир» в планировании отводится 66 часов (2 ч в неделю), что полностью соответствует количеству часов по БУП ОУ 2004 г. и программе.
Программа создана на основе концепции «Перспективная начальная школа».
Курс «Окружающий мир» является интегрированным курсом для четырехлетней общеобразовательной начальной школы. В единый курс интегрированы такие образовательные области, как «Естествознание» и «Обществознание». Особая значимость этого интегрированного курса в формировании у школьников целостной картины окружающей его природной и социальной среды и его места в этой среде как личности.
Основные учебно-воспитательные задачи:
- сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта: опыта сельской жизни — с естественно-природным ритмом жизни и опыта городской жизни — с развитой инфраструктурой, с разнообразными источниками информации;
- формирование у школьников универсальных учебных действий, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и проводить обобщение; умений — работы с научно-популярной, справочной литературой;
- проведение наблюдений, физических опытов, простейших методов измерений;
- изучение школьниками взаимосвязей жизнедеятельности человека и природы, человека и общества, получение знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего ребенка мира и методах его познания с целью дальнейшего изучения в основной школе естественно-научных и обществоведческих дисциплин;
- воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование элементарной экологической культуры, формирование навыков нравственного поведения в природе, быту, обществе;
- охрана и укрепление психического и физического здоровья детей.
Программа первых лет обучения построена таким образом, что знания второго года обучения базируются на основе ранее полученных знаний, дополняя и углубляя их.
В первом классе выделяется несколько содержательных линий. Первую из них составляет ознакомление с природой (природа, неживая природа, живая природа, растения, животные и др.). Дети учатся распознавать растения и животных своей местности. В качестве другой содержательной линии курса выделено ознакомление с изменениями природы, начиная с природы России и заканчивая природой края, где живут учащиеся.
В связи с тем, что ребенок еще до школы знаком с сезонной цикличностью жизни природы, сезонные изменения являются сквозной линией первых двух лет обучения. Изучение учебного материала по каждому времени года идет по единому плану: неживая природа — растения — животные (насекомые, рыбы, птицы, звери) — труд человека — образцы поведения в природе.
Приоритетными задачами курса первого класса является формирование в сознании учащихся единого образа окружающего мира, систематизация и расширение представлений детей об объектах природы, развитие интереса к познанию. Основные способы познания первого года обучения — наблюдение и проведение опытов, рассчитанных на включение всех органов чувств.
Еще одна содержательная линия включает вопросы, связанные со здоровьем и безопасной жизнедеятельностью ребенка (правила гигиены, правила поведения на воде, безопасное поведение дома, на улице, на дороге, при контактах с незнакомыми людьми).
Важнейшая роль в развитии ребенка в течение обучения предмету отводится социализации — усвоению им нравственных норм и правил, образцов поведения в природе, обществе, так необходимых для развития положительных качеств личности. Необходимой частью развития является воспитание любви и уважения к родной стране, к ее законам и символике. Задача первых двух лет обучения — вызвать у детей интерес к изучению родного края, дать первоначальные представления о Родине, познакомить с терминами «государство», «гражданин», «законы страны», «Красная книга Российской Федерации», «Красная книга края», «государственные символы: флаг, герб, гимн», «права и обязанности гражданина».
Требования к уровню подготовки учащихся
по курсу «Окружающий мир» к концу первого года обучения
Учащиеся должны знать/понимать:
- название своего поселка название своей улицы, номер своего дома, адрес школы;
- названия: своего государства (Россия), столицы (Москва), главной площади столицы (Красная площадь), главной достопримечательности столицы (Кремль), исторической достопримечательности Кремля (Спасская башня);
- государственную символику России;
- первый куплет и припев гимна России;
- виды городского транспорта (электричка, трамвай, троллейбус, автобус);
- правила поведения в городе во время экскурсии;
- что такое природа, природа живая и неживая (на уровне различения объектов);
- название органов чувств и их функции;
- названия органов растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена);
- основные признаки живого: дыхание, питание, рост, размножение;
- названия и внешние отличительные признаки 8-10 растений; 8—10 животных (на уровне рода);
- название каждого времени года и их последовательность;
- основные признаки времен года;
- правила безопасности на воде в зимнее и летнее время, правила безопасности при катании с гор в зимнее время.
Уметь в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы:
- соблюдать правила безопасности при проведении опытов и уроков-экскурсий;
- проводить целенаправленные простейшие наблюдения за объектами живой природы и уметь рассказывать о своих наблюдениях;
- различать объекты природы и изделия человека;
- различать объекты живой и неживой природы;
- различать части растений, отображать их в рисунке;
- приводить примеры домашних и диких животных (не менее пяти);
- приводить примеры животных разных групп (насекомых, рыб, птиц, зверей), раскрывать особенности их внешнего вида;
- приводить примеры хвойных и лиственных деревьев своего края;
- приводить примеры кустарников и травянистых растений своего края;
- приводить примеры съедобных грибов своего края;
- приводить примеры ядовитых ягод своего края;
- ориентироваться в основных достопримечательностях своего края;
- называть столицу России (Москва), главную площадь столицы (Красная площадь), главную достопримечательность столицы (Кремль), историческую достопримечательность Кремля (Спасская башня).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- для обогащения жизненного опыта с помощью наблюдения;
- установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
- выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения на улице, в быту;
- написания на конверте своего адреса;
- выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;
- подписывать почтовый конверт (адрес научного клуба «Мы и окружающий мир», обратный адрес).
Содержание программы
раздел | Название разделов | Кол-во часов |
1 | Наблюдения как способ получения ответов на вопросы об окружающем нас мире. | 8 |
2 | Живая природа. | 10 |
3 | Природа и её сезонные изменения. | 38 |
4 | Наша Родина - Россия. | 10 |
Всего: | 66 |
Практические работы, экскурсии | Номера уроков |
Практические работы за год - 6 | 1.5; 1.6; 2.7; 2.10; 3.23; 3.16; |
Экскурсии - 3 | 3.2; 3.18; 4.10; |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Формы контроля | Дата проведения занятия | |
Раздел 1. Наблюдения как способ получения ответов на вопросы об окружающем нас мире. | 8 | ||||
1 | 1.1 | Где живет семья Ивановых? | 1 | 02.09 | |
2 | 1.2 | Где живет семья Ивановых? | 1 | 06.09 | |
3 | 1.3 | Мы познаем мир. | 1 | 09.09 | |
4 | 1.4 | Мы познаем мир. | 1 | 13.09 | |
5 | 1.5 | Мы познаем окружающий мир. Пр. раб: «Различие звуков, цвета» | 1 | 16.09 | |
6 | 1.6 | Мы познаем окружающий мир. Пр. раб:«Определение вкуса, формы» | 1 | 20.09 | |
7 | 1.7 | Что нас окружает. | 1 | 23.09 | |
8 | 1.8 | Что нас окружает. | 1 | 27.09 | |
Итого по разделу: | 8 | ||||
Раздел 2. Живая природа. | 10 | ||||
9 | 2.1 | Животные – часть живой природы. | 1 | 30.09 | |
10 | 2.2 | Животные – часть живой природы. | 1 | 04.10 | |
11 | 2.3 | Дикие и домашние животные. | 1 | 07.10 | |
12 | 2.4 | Дикие и домашние животные. | 1 | 11.10 | |
13 | 2.5 | Насекомые – часть живой природы. | 1 | 14.10 | |
14 | 2.6 | Насекомые – часть живой природы. | 1 | 18.10 | |
15 | 2.7 | Растения – часть живой природы. Пр.раб: «Наблюдение за растениями» | 1 | 21.10 | |
16 | 2.8 | Растения – часть живой природы. | 1 | 25.10 | |
17 | 2.9 | Что общего у трав, кустарников и деревьев. | 1 | 28.10 | |
18 | 2.10 | Как расселяются растения. Пр. раб: «Способы распространения растений» | 1 | 08.11 | |
Итого по разделу: | 10 | ||||
Раздел 3. Природа и её сезонные изменения. | 38 | ||||
19 | 3.1 | Природа и её сезонные изменения. | 1 | 11.11 | |
20 | 3.2 | Экскурсия «Природа и её сезонные изменения». | 1 | 15.11 | |
21 | 3.3 | Жизнь растений осенью. | 1 | 18.11 | |
22 | 3.4 | Где я живу. | 1 | 22.11 | |
23 | 3.5 | Труд людей осенью. | 1 | 25.11 | |
24 | 3.6 | Как животные готовятся к зиме. | 1 | 29.11 | |
25 | 3.7 | Как животные готовятся к зиме. | 1 | 02.12 | |
26 | 3.8 | Пришла зима. | 1 | 06.12 | |
27 | 3.9 | Снежные загадки. | 1 | 09.12 | |
28 | 3.10 | Снежные загадки. | 1 | 13.12 | |
29 | 3.11 | Жизнь лесных зверей зимой. | 1 | 16.12 | |
30 | 3.12 | Жизнь лесных зверей зимой. | 1 | 20.12 | |
31 | 3.13 | Как помочь птицам зимой. | 1 | 23.12 | |
32 | 3.14 | Как помочь птицам зимой. | 1 | 27.12 | |
33 | 3.15 | Есть ли жизнь в воде подо льдом? | 1 | 17.01 | |
34 | 3.16 | Вода в природе. Пр. раб. «Лед – это замёрзшая вода». | 1 | 20.01 | |
35 | 3.17 | Как зимуют травы, кустарники и деревья. | 1 | 24.01 | |
36 | 3.18 | Экскурсия «Как зимуют травы, кустарники и деревья». | 1 | 27.01 | |
37 | 3.19 | Учимся различать деревья и кустарники зимой. | 1 | 31.01 | |
38 | 3.20 | Учимся различать деревья и кустарники зимой. | 1 | 03.02 | |
39 | 3.21 | Пришла весна. | 1 | 14.02 | |
40 | 3.22 | Пришла весна. | 1 | 17.02 | |
41 | 3.23 | Растения весной цвести торопятся. Пр. раб. «Рассматривание листьев в почках деревьев» | 1 | 21.02 | |
42 | 3.24 | Какие растения весной цвести торопятся. | 1 | 24.02 | |
43 | 3.25 | Как животные весну встречают. | 1 | 28.02 | |
44 | 3.26 | Как животные весну встречают. | 1 | 03.03 | |
45 | 3.27 | Про больших и маленьких. | 1 | 07.03 | |
46 | 3.28 | Про больших и маленьких. | 1 | 10.03 | |
47 | 3.29 | Лето пришло. | 1 | 14.03 | |
48 | 3.30 | Лето пришло. | 1 | 17.03 | |
49 | 3.31 | В лес по ягоды пойдем. | 1 | 21.03 | |
50 | 3.32 | В лес по ягоды пойдем. | 1 | 24.03 | |
51 | 3.33 | С лукошком за грибами. | 1 | 04.04 | |
52 | 3.34 | С лукошком за грибами. | 1 | 07.04 | |
53 | 3.35 | Зеленая аптека. | 1 | 11.04 | |
54 | 3.36 | Зеленая аптека. | 1 | 14.04 | |
55 | 3.37 | Природа и мы. | 1 | 18.04 | |
56 | 3.38 | Безопасное поведение в природе. | 1 | 21.04 | |
Итого по разделу: | 38 | ||||
Раздел 4. Наша Родина - Россия. | 10 | ||||
57 | 4.1 | Наша родина – Россия. | 1 | 25.04 | |
58 | 4.2 | Первоначальное представление о родном крае | 1 | 28.04 | |
59 | 4.3 | Россия – многонациональная страна. | 1 | 05.05 | |
60 | 4.4 | Москва – столица нашего государства. | 1 | 12.05 | |
61 | 4.5 | Достопримечательности Москвы. | 1 | 16.05 | |
62 | 4.6 | Знакомство с государственной символикой. | 1 | 19.05 | |
63 | 4.7 | Экскурсия по родному краю. | 1 | 23.05 | |
64 | 4.8 | Достопримечательности родного края. | 1 | 26.05 | |
65 | 4.9 | Символика родного края. | 1 | 30.05 | |
66 | 4.10 | Экскурсия по поселку. | 1 | 31.05 | |
Итого по разделу: | 10 | ||||
Всего по курсу: | 66 |
Список литературы
для учителя:
1. «Перспективная начальная школа» Программы четырёхлетней школы, М., Академкнига/Учебник, 2009, стр 121-128.
2. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 1 класс: Учебник. - М.: Академкнига/Учебник, 2009.
3. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 1 класс: Тетрадь для самостоятельной работы. - М.: Академкнига/Учебник, 2009.
4. Федотова О.Н., Трафимова Г.В, Трафимов С.А. Окружающий мир. 1 класс: Хрестоматия. - М.: Академкнига/Учебник, 2009.
5. Федотова О.Н., Трафимова Г.В, Трафимов С.А. Окружающий мир. 1 класс: Методическое пособие для учителя. - М.: Академкнига/ Учебник, 2009.
6. Алексеев СП. Что такое, кто такой. - М.: Педагогика-пресс, 1996.
7. Алтынов П.И. Краткий справочник школьника. - М.: Дрофа, 1997.
8. Чудакова Н.В. Я познаю мир. История. - М.: Аст, 1997.
9.Электронное методическое пособие по окружающему миру,О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, 1 класс, Издание 2е, дополненное, МОСКВА, АКАДЕМКНИГА/УЧЕБНИК, 2007.
для обучающихся:
1. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 1 класс: Учебник. - М.: Академкнига/Учебник, 2009.
2. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 1 класс: Тетрадь для самостоятельной работы. - М.: Академкнига/Учебник, 2009.
3. Федотова О.Н., Трафимова Г.В, Трафимов С.А. Окружающий мир. 1 класс: Хрестоматия. - М.: Академкнига/Учебник, 2009.
4. Федотова О.Н., Трафимова Г.В, Трафимов С.А. Окружающий мир. 1 класс: Методическое пособие для учителя. - М.: Академкнига/ Учебник, 2009.
5. Алексеев СП. Что такое, кто такой. - М.: Педагогика-пресс, 1996.
6. Алтынов П.И. Краткий справочник школьника. - М.: Дрофа, 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира "Классы, или группы, животных".
Цели урока: -познакомить учащихся с классами ( группами) животных: моллюски, насекомые, паукообразные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; об особенностях их строения, об усл...
Урок окружающего мира ! класс \"Звери- млекопитающие\".
Урок окружающего мира по теме "Звери- млекопитающие".Дети отгадывают загадки, работают в парах, складывают мозаику. К уроку прилагается презентация....
План-конспект урока окружающего мира. Класс: 1 Раздел: «Природа в жизни человека» Тема: «Как развивается растение»
План-конспект разработан по программе "Планета знаний", в соответствии с требованиями ФГОС ООО. При планировании урока обеспечивается ориентация уч-ся на достижение личностных, метапредметных и предме...
Кейс-урок по окружающему миру класс "У Чёрного моря"
Данный конспект подготовлен к уроку окружающего мира в 4 классе (УМК «Школа России»). Кейс-урок - одна из форм современного урока, соответсвующих новому ФГОС НОО. Предполагает групповую работу, где уч...
технологическая карта урока по окружающему миру "класс "Дикие и домашние животные"
« Дикие и домашние животные» Данный урок по окружающему миру «Дикие и домашние животные» разработан для 2-ых классов по учебнику А.А.Плешакова (УМК «Школа России»). Тип урока - изучен...
Презентация к уроку окружающего мира "Классы животных"
Презентация к уроку окружающего мира во втором классе по системе Л.В.Занкова. Деление животных на группы, определение основных признаков каждой группы. Вывод: все животные разделены на классы (расматр...
Рабочая программа по окружающему миру ; класс
Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...