Конспект урока "План и карта" 2 класс
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме
Предлагается конспект урока по теме "План и карта" для 2 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_teme_plan_i_karta_2_klass.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: План и карта
Цели и задачи:
- Познакомить обучающихся с изображением местности на плане и на карте.
- Познакомить с понятием «масштаб»
- Вырабатывать умение работать с планом ( читать его)
- Формировать умение ставить учебную проблему и искать пути её решения.
- Развивать коммуникативные способности обучающих.
Тип урока: урок изучения новых знаний.
Технологии: проблемный диалог, работа в парах.
Организационный момент
Здравствуйте, ребята.
Сегодняшний урок окружающего мира буду вести я, меня зовут Снежанна Викторовна.
Слайд 1
У: В руках у меня конверт.
Слайд 2 .Отправил этот конверт двум мышатам очень известный сказочный герой. Вы догадались о ком речь?
Слайд 3
(рисунок кота Леопольда)
А вы помните его любимое предложение? Давайте скажем хором это предложение «Ребята, давайте жить дружно!»
Мышата с этим конвертом ничего не смогли сделать и обратились за помощью к нам. Поможем мышатам?
Актуализация знаний.
У: На конверте надпись: «Вскрыть только после ответов на вопросы»
Вопросы напечатаны и приклеены на конверте. Вы по одному выбегаете к доске, срываете задание с конверта, читаете его и отвечаете на вопросы. Если затрудняетесь с ответом, класс помогает.
- Какие стороны света вы знаете?
- Какой прибор помогает определить направление сторон света?
- Представьте, что вы летите в самолете и смотрите вниз. Каким кажутся все предметы? Почему?
У: Вы правильно ответили на поставленные вопросы и можно вскрывать конверт.
(Достаю план из конверта)
Постановка проблемы
У: Что это такое? (Дети делают предположения)
Слайд 4 Давайте послушаем диалог двух мышей
- я нарисовал карту.
- Это не карта, а план.
У: Как вы думаете, кто прав?
Вопрос один, а мнений сколько? Сможете ли вы дать определение с научной точки зрения, что такое «план», что такое «карта».
Значит в какие темы мы с вами будем углубляться?
У: Какие вопросы возникают?
- что такое карта?
- Что такое план?
- Чем отличается карта от плана?
У: Значит, чем мы будем заниматься на уроке? Какова тема урока?
ПЛАН И КАРТА
Совместное открытие нового материала
СЛАЙД 5
У: Как изменяются видимые размеры поезда, когда он удаляется? (он становится меньше)
- Можно ли изобразить большой участок Земли на маленьком листе бумаги? Как?
- Для чего нам нужен план?
Чтобы точно ответить на вопрос, куда можно заглянуть? Где можно вычитать нужную информацию?
СЛАЙД 6
Немного подскажу, откройте учебник на странице 78.
Найдите заголовок «Что такое план».
Найдите в тексте важную информацию для ответа на наш вопрос. Напоминаю, важное слово в тексте выделяется цветом и шрифтом.
Как изобразить большой участок Земли на маленьком листе бумаги?
Итак, кто нашел информацию, вычитайте предложение.
Значит, что такое ПЛАН?
- Чем выше мы поднимаемся, тем мельче кажутся нам предметы на Земле. Это правило люди используют при составлении планов.
Ребята, а вы знаете, слово «план» в русском языке имеет несколько значений. В словаре русского языка Сергея Ивановича Ожегова слово «план» имеет 7 значений. Кого заинтересовала эта информация вы можете обратиться в библиотеку или подойти ко мне после уроков, мы значения слов рассмотрим.
А на сегодняшнем уроке, мы будем говорить только о географическом понятии. План — это уменьшенное изображение небольшого участка земли или предмета.
Введение понятия «план»
Раздаю лист №1
У: Сейчас, я задам вам задание для работы в в парах. Но перед этим озвучим правила работы в парах.
1-ое правило читает.....
2-ое правило читает......
Ребята, посмотрите на листок с рисунком, которые лежат у вас на столах.
Сообща работая в паре, посоветовавшись друг с другом определите что это за странный рисунок? И для чего он нужен?
На выполнение работы дается 1 минута.
Время пошло.
Послушаем 1 пару.
- мы считаем, что это.....
- Для чего он нужен?
- как считает 2 пара?
- Как думаете вы?
- А этот план класса в натуральную величину?
- Сравните этот рисунок, с нашим классом. Есть что-то общее?
А может кто-то нашел отличие?
- Парты, находящиеся в классе, в плане, изображены в натуральную величину? (в реальности)
- А как?
- А где в жизни вы ещё встречались с планом?
(Посмотрите на план нашего этажа. Такие планы висят на каждом этаже и показывают направления эвакуации в случае пожара)
Что в плане особенного?
Как изображены предметы на плане? (В ВИДЕ СХЕМЫ)
- Изображение схематичное
А как выглядят предметы?
- Вид сверху.
А они выглядят в полную величину?
- Изображение уменьшено.
ФИЗМИНУТКА Для глаз
Слайд
Вернемся к нашему плану местности.
Представьте, что вы птички (сидя машете ручками) и взгляните на план.
- Что вы видите?(дорога,.........)
Как чертежники-картографы смогли изобразить целый микрорайон на небольшом листке бумаги?
- Где можно найти ответ на вопрос. (стр. 80)
Прочитайте абзац.
- что за новое слово появилось в вашем лексиконе?
- Что такое масштаб?(условная мера)
Люди договорились об этом очень давно. Масштаб – это условная мера, которая показывает во сколько раз уменьшено расстояние и размеры предметов.
Масштаб
Масштаб можно увидеть на полях плана.
- какой масштаб у нашего плана?
- как понять?(1 см на плане в реальности равен 5 метрам)
Все предметы на плане сильно уменьшены, но их форма и расположение в пространстве сохраняется.
Поработаем в парах.
Из конверта, которые лежат у вас на столах достаньте ЛИСТ № 2
Давайте попробуем измерить ширину дороги.
С помощью какого инструмента, мы сможем с вами выполнить данное задание?
- какой ширины получилась дорога?
- Значит чему равна реальная ширина дороги?
СЛАЙД
Для чего нужно уменьшить предметы в плане?
А если продолжить это уменьшение, что должно остаться?
А если подняться на большую высоту или из космоса?
Останутся лишь самые большие предметы(реки, города и озера)
СЛАЙД
- какие объекты будут хорошо видны по-прежнему?(Видны дорога и река, дома уже трудно рассмотреть)
- удобен ли в этом случае план, раз мы не можем разглядеть предметы?
Посмотрите на с. 81, как будет выглядеть такое изображение? Найдите ключевое слово, я хочу напомнить, оно выделено цветом.
Таня, прочитай абзац.
КАРТА
Ребята, существует разные виды карт: - политическая
- физическая
- карта пр родных зон
- А это карта нашей Республики Коми.
1:4000
- Что это значит?
- А для чего людям нужны карты?
- Что можно увидеть на плане, а что можно увидеть на карте?
Ребята достаньте листочки №3 .
Давайте посмотрим на листочки и объясним ещё раз, чем карта отличается от плана?
- не забывайте о правилах работы в парах.
___на карте обозначаются реки, озера, города, горы в очень уменьшенном варианте
____на карте не обозначаются дома
__план более подробен
Самостоятельное применение новых знаний
А сейчас я посмотрю, как вы сможете применить новые знания .
- Теперь я предлагаю поработать в парах.
(Учащиеся получают листы формата А4 с изображением плана местности.
Задание — внимательно слушая мой рассказ, найдите место на плане, где спрятан клад)
Я старый пират и многое повидал за свою непростую жизнь. Прошло несколько лет, как я оставил свою орскую службу и поселился в маленьком тихом городке. Дом мой очень большой, но вполне удобный. Из южного окна виден сад. Дверь дома выходит на запад. По тропинке на север я отправляюсь к красивому озеру. Оно окружено лесом. У северного берега растет ель. Там я и спрятал свой клад.
(на плане у учеников 3 ели, рядом с каждой нарисован пустой квадрат)
- Отметьте нужную ель крестиком в квадрате.
Расскажите, почему вы решили, что клад находится именно здесь?
Ребята, те кто нашел клад поставьте себе в уголке листа «5»
Ну а те у кого не получилось, не расстраивайтесь,
В СЛЕДУЮЩИЙ РАЗ ВСЁ ПОЛУЧИТСЯ.
Игра «где план? Где карта?»
_ если перед вами план, то вы расправляете руки, как крылья и летите на высоте птичьего полета
_ если перед вами карта, то вы сжимаетесь
Итог урока
- Что вы нового для себя узнали
- что вам помогло открыть новые знания
- где пригодятся эти знания
- Кто из ваших одноклассников активно работал в открытии нового знания
- как работал каждый из вас
Рефлексия
зеленый-все понял и можете кому-то рассказать эту информацию
желтый — где-то что-то не понял
красный — ничего не понял
- Почему ты поднял зелёный цвет?
- Желтый
- красный
Д\з
Попробуйте самостоятельно применить полученные сегодня на уроке знания, выполнив задание в рабочей тетради с 25 №1.
Откройте дневники и запишите д.з.
Ребята, спасибо за помощь!
Мне было с вами очень комфортно вести занятие.
Благодарю за активную работу на уроке.
Желаю успехов в учебе.
До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к разработке урока по математике 1 класс Конспект урока по математике1 класс по программе "Школа 2100", авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Тема: Уравнения с неизвестным вычитаемым.
Презентация к уроку по математике 1 класс по программе "Школа 2100" , авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Тема: Уравнения с неизвестным вычитаемым....
Урок математики, 2 класс, раздел – «Письменные приёмы сложения и вычитания с переходом через десяток». по теме: «Сложение вида 37+48». Учебник к УМК «Школа России». Авторы: М. И. Моро, М. А. Бантова. Конспект разработала: учитель начальных классов – Д
Урок изучения нового материала. В конспекте представлены все этапы урока. Подробно дано объяснение приёма сложения вида - 37 +48....
внеурочная деятельность: занятие "Умники и умницы" 2 класс автор Холодова,конспекты уроков 1- 2 классы УМК "Школа России"
конспект урока по новым стандартам ФГОС НОО Использование на уроке интерактивной доски, "рабочего места учителя".Календарно-тематическое планирование по предметам 2 класс УМК "Школа России"...
Конспект по математике 2 класс Тема:Таблица умножения и деления на 6: Урок открытия нового знания.(Образовательная система «Школа 2100» Математика 2 класс С.А.Козлова, А.Г. Рубин, А.В.Горячев.)
Урок открытия нового знания...
Конспект урока в начальных классах (1 класс) по теме «Знакомство с задачей»
Описание материала: Предлагаю вам конспект урока по теме «Знакомство с задачей». Данный материал будет полезен для учителей начальных классов, работающих по программе развивающего обучения Л.В.З ...
Конспект урока математики 1 класс "Повторение изученного в 1 классе"
В папке содержится конспект урока, материал для учащихся, презентация по теме....
Конспект урока в 1 классе "Первый раз в 1 класс!"
Данный материал представляет собой конспект открытого мероприятия для первоклассников....