Многогранный мир чувств
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Урок – сказка по окружающему миру в 4 классе на тему:
«Многогранный мир чувств»
Разработала: Хвостова Т. В.
Цели:
- Познакомить учащихся с органами чувств человека.
- Формировать навыки здорового образа жизни.
- Закрепить знания об уходе за глазами, ушами, носом, зубами, кожей.
Оборудование:
рисунки строения глаза человека, ушной
раковины, посылка, в которой находится нарисо-
ванный маршрут путешествия по школе и письмо,
карта сказочной страны
Ход урока.
1. Организационный момент.
- Ребята, почтальон сегодня к нам в класс принёс необычную посылку. Вот она. Давайте раскроем её…
- Интересно, здесь находится какая-то карта, на ней отмечен маршрут. Здесь же лежит и приглашение к доктору Айболиту. А вот и задание: «Ребята, следуя по маршруту, найдите доктора Айболита».
(учитель вместе с учениками отправляется в путешествие по школе и в конце концов маршрут их должен привести обратно в класс, где их уже ожидает доктор Айболит.
Доктор Айболит. Здравствуйте, дети! Я рад, что вы справились с моим заданием, и хочу пригласить вас в загадочную страну. Но чтобы попасть туда, необходимо ответить на ряд вопросов:
- Почему у человека главный орган чувств – зрение, а у большинства зверей – обоняние?
( чтобы ответить на этот вопрос, вспомните, кто из животных ведёт ночной образ жизни, а
кто – дневной)
- Какие органы чувств человека вы знаете? О чём они нам сообщают?
- Почему органы чувств развиты у животных, но их нет у растений?
- Как развитие органов чувств животных связано с их образом жизни?
- Какие органы чувств у человека отсутствуют?
- Вы молодцы, а сейчас закрываем глаза…
( включается музыка, дети закрывают глаза, ложатся на парты, в это время на доске появляется карта сказочной страны с городами Глазоградом, Ухоградом, Равновесиеградом, Носоградом, Вкусоградом, Осязаниеградом)
2. Постановка учебных задач.
Учитель. - Мы оказались в стране, в которой несколько городов. Рассмотрите карту, как называются города в этой сказочной стране? Почему у них такие необычные названия?
- Сформулируйте тему и цели нашего урока.
Доктор Айболит. Вы сегодня ещё поговорите и о том, как сохранить своё здоровье, как надо относиться к своим органам чувств.
Итак, не будем терять времени даром, нам пора посетить город Глазоград. Вперёд!
3. Путешествие по Глазограду.
Доктор Айболит. – Как вы думаете, кто из животных самый зоркий? (орёл, сова)
- Зачем нужны глаза человеку?
- Посмотрите друг другу в глаза. Какого они цвета?
( доктор Айболит показывает детям иллюстрацию с изображением строения глаза и рассказывает)
Глаз – орган зрения. С его помощью человек может видеть свет, определять форму, размер цвет предметов, их движение. Давайте разберёмся, как устроен наш глаз и как он работает.
Внутренняя часть глаза – глазное яблоко – представляет собой шарообразную тёмную камеру. Заднюю стенку этой камеры выстилает чёрная плёнка – сетчатка. Спереди глаз защищён прозрачной роговицей. Под роговицей расположена цветная радужная оболочка. Она ограничивает отверстие – зрачок – и регулирует проникновение света внутрь глаза. За зрачком расположен похожий на линзу хрусталик.
Свет, отражаясь от предмета, на который мы смотрим, проходит через роговицу, затем через зрачок и попадает в хрусталик. В хрусталике лучи света преломляются так сильно, что на сетчатке глаза появляется перевёрнутое изображение предмета. Чувствительные устройства на сетчатке преобразуют изображение в нервные импульсы, которые по зрительному нерву поступают в мозг. В зрительном центре изображение восстанавливается в нормальном виде
- Ребята, а как глаз защищён от повреждений?
Действительно, веки, ресницы и брови - это стражи глаза. Они защищают их от пыли, ветра и пота. Есть ещё один страж. Он вам всем хорошо знаком – это слёзы. Докажите эту мысль
- Как, по вашему мнению нужно вести себя, чтобы сохранить своё зрение?
Глаза надо не только защищать, но и ухаживать за ними. По утрам и вечерам – умывать. Глазам необходимо заниматься физкультурой. Называется она гимнастикой для глаз.
- Ребята, а какие вы знаете «глазные» упражнения?
- Давайте выполним эту зарядку все вместе.
Гимнастика для глаз.
- Закройте ладонями глаза, не нажимая на них, посидите так, считая про себя до 30.
- Закройте глаза и помассируйте надбровные дуги лёгкими круговыми движениями указательных пальцев от носа к виску.
- Закройте глаза. Медленно переводите глазные яблоки в крайнее левое, затем – в крайнее правое положение (5-6 раз).
- Откройте глаза, посмотрите на цветок, нарисованный на стекле, затем переведите взгляд на вид из окна (5-6 раз).
Доктор Айболит. Эту гимнастику нужно проводить ежедневно. А сейчас, ребята, откройте учебники на странице 43 и найдите ответы на следующие вопросы:
- Как наше зрение приспособлено к темноте?
- Почему людям труднее ориентироваться на местности ночью?
Учитель. -А сейчас подумайте. У многих животных (рыб, зайцев, лошадей) глаза смотрят в разные стороны. Какие преимущества и недостатки имеет их зрение?
Доктор Айболит. А тетерь пришло время отправиться в другой город. Но путь к нему труден и требует особого внимания. Я предлагаю вам поиграть в игру, в которой пригодится память, внимательность и слух.
Я предложу вам фразу. Задача каждого следующего игрока – продолжить её в пределах одного предложения. Проигрывает тот, кто не сможет продолжить фразу.
Например:
Я читаю книгу.
Я читаю интересную книгу.
Я читаю интересную книгу по вечерам.
Я читаю интересную книгу по вечерам каждый день.
…
( проводится игра, после каждого проигравшего доктор Айболит меняет фразу, проигравший же выбывает из игры)
Поиграв со мной в игру, вы, наверное, догадались, что мы сейчас отправимся в город Слухоград.
- Путешествие по Слухограду.
(на доске вывешивается схема строения уха)
Доктор Айболит.
- Рассмотрите схему строения уха. Из каких органов оно состоит?
- Какие у вас возникли вопросы при рассмотрении схемы?
…………………………………………………………………………………………
( доктор Айболит рассказывает, сопровождая свой рассказ показом органов на схеме)
Звук передаётся звуковыми волнами. Мы начинаем слышать в тот момент, когда волны достигают барабанной перепонки. Перепонка начинает колебаться и заставляет двигаться маленькие молоточки – три маленькие косточки, наковальню и стремя, расположенные в среднем ухе. Косточки передают эти колебания специальной жидкости, находящейся во внутреннем ухе. Слуховой нерв получает сигнал от внутреннего уха и посылает его в головной мозг. Благодаря парности органов слуха мы не только ощущаем звуки, но и определяем, где находится их источник.
- Зачем уши нужны животным? Человеку?
- Как надо ухаживать за ушами?
5. Физминутка.
Игра «Не попадись лисе»: выбирается Лиса, остальные - Зайцы; Лиса с закрытыми глазами должна услышать и поймать зайцев, а Зайцы должны как можно тише пройти мимо Лисы.
6.Путешествие по Равновесиеграду.
Учитель. Пора нам дальше в путь. Следующий город – Равновесиеград.
Откройте учебники на странице 47 и прочитайте про себя статью «Орган равновесия».
- Задайте вопросы по прочитанному соседу по парте.
…………………………………………………………………………………………..
- В каких случаях нам помогает орган равновесия?
7. Путешествие по Носограду.
Учитель. Обоняние – это способность различать запахи. В воздухе находится множество крохотных ароматических частиц. Они попадают нам в нос и раздражают обонятельные нервы. По нервам сигналы поступают в мозг, и тот распознаёт запахи. Человек способен различать около 4000 запахов!
Доктор Айболит. – Ребята, а какая опасность грозит человеку, потерявшему обоняние?
- А что нужно делать, почувствовав запах газа в квартире?
- Нужно ли беречь орган обоняния? Зачем? Как это делать?
8. Путешествие по Вкусограду.
Учитель. Следующая наша остановка – город Вкусоград.
(Выходит заранее подготовленный ученик)
Ученик. Погодите, погодите, я знаю об органе вкуса. Это язык. На нём располагается множество сосочков – рецепторов вкуса. Рецепторы чувствительны к четырём раздражителям: солёному, кислому, горькому, сладкому. Рецепторы вырабатывают нервный импульс, который поступает в центр запаха и вкуса головного мозга. Так мы ощушаем вкус.
Учитель. Правильно В учебнике на странице 48 рассмотрите рисунок, на котором показано, какими участками языка распознаются эти четыре основных вкуса.
Доктор Айболит. Ребята, закройте глаза и представьте себе такую страшную картину: у вас пропал язык.
- Чем это грозит?
- Какие вы можете предложить меры по безопасности нашего органа вкуса?
- А какие органы являются стражами языка?
- Как беречь зубы?
Сладости надо употреблять умеренно, нельзя грызть зубами орехи, карандаши и ручки. Зубы чистят два раза в день.
- Как их правильно чистить?
Доктор Айболит. Поиграем в полезную игру. Покажите движениями рук закон чистки зубов:
- Чистка внешней поверхности зубов (зубная щётка располагается вдоль линии дёсен, движения – сверху вниз и снизу вверх.
- Чистка жевательной поверхности каждого зуба (движения вперёд – назад)
- Чистка внутренней стороны зубов (круговые движения)
9. Путешествие по Осязаниеграду.
Учитель. Органом осязания служит вся кожа, но особенно развито чувство осязания на подушечках пальцев. Там находятся клетки, чувствительные к холоду, теплу, давлению, боли, растяжению. Все раздражения чувствительных клеток передаются по нервам в головной мозг. Благодаря осязанию человек может выполнять руками столь разнообразные действия.
10. Выработка группами учащихся памяток по бережному отношению к:
- органам зрения
- органам слуха
- органу осязания
- органу вкуса
- органу обоняния
11. Итог урока.
12. Домашнее задание.
С. 42-49, ответы на вопросы на с.49
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку окружающий мир "Многогранный мир чувств"
Конспект урока и презентация к уроку окружающего мира в 4 классе по программе "Школа 2100". Тема урока "Многогранный мир чувств"...
Презентация "Многогранный мир чувств"
Презентация к уроку окруающего мира в 4 классе...
Презентация "Многогранный мир чувств"
Презентация "Многогранный мир чувств"...
«МНОГОГРАННЫЙ МИР ЧУВСТВ» урок окружающего мира, 4 класс, школа 2100
Данный урок разработан в соответсвии с требованиями ФГОС....
Конспект урока окружающего мира «Окна в окружающий мир. Многогранный мир чувств»
Одним из важных условий достижения целей урока окружающего мира в современной школе является развитие аналитической мыслительной деятельности учащихся. Наглядным примером реализации этой цели служат у...
"Многогранный мир чувств."
открытый урок по предмету окружающий мир...
урок Многогранный мир чувств
формировать у учащихся новые понятия об органах чувств, о строении и роли органов слуха, равновесия, обоняния, вкуса и осязания....