Лес и человек
методическая разработка (окружающий мир, 3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Слайд 1.
Ход урока
I. Организационное начало.
- Дорогие ребята! Сегодня в нашей школе необычный день! У нас в гостях учителя из различных школ. И я надеюсь, что им в нашей школе понравится, а вы сумеете показать, чему научились за это время. На уроке вы будете выполнять задания, давать полные ответы, внимательно слушать вопросы учителя и ответы товарищей, помогать друг другу в сложных ситуациях.
- Сядьте правильно, проверьте расположение учебных принадлежностей к уроку.
Слайд 2
1.2. Сообщение темы и целей урока
Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
П. Проверка домашнего задания
2.1. Дифференцированный подход
- Перед тем, как перейти к изучению новой темы, хотелось бы выяснить что вы знаете о лесной зоне:
- животный мир;
- тайга;
- смешанный лес.
2.2. Работа по карточкам
- Соедини стрелками деревья и лес, в котором они произрастают:
Пихта тайга
береза
смешанный лес
кедровая сосна
липа
широколиственный лес
ольха
сосна
лиственница
дуб
клен
Ответ:
тайга - пихта, кедровая сосна, сосна, лиственница;
смешанный лес - пихта, береза, ольха, сосна, лиственница;
широколиственный лес - липа, дуб, клен.
2.3. Работа в парах.
Блицтурнир «Я знаю лес» ( учитель диктует, а затем учащиеся меняются тетрадями и проверяют по экрану)
- Какой лес мы называем тайгой?
- Назови дерево: «Высокое, стройное, с желтовато-красноватой или бурой корой. Ветви только на вершине. Хвоинки длинные, расположены попарно. Шишки маленькие, округлые».
- Какое особое отличие есть у лиственницы?
- Какая птица распространяет плоды кедровой сосны?
- Какое дерево является символом России?
- Это животное умеет не только прыгать, но и летать.
- Плодами какого дерева являются желуди?
- У какого животного пять черных полос на спине?
- Какое дерево широколиственного леса при цветении распространяет вокруг чудесный аромат?
- Узнай животное по описанию: «Любит темные леса, к жертве тихо подкрадывается, имеет пятнистый окрас, «бакенбарды» и кисточки на ушах»?
Слайд 3
III. Работа над новой темой
- Что можно назвать лесом?
- Какие бывают леса?
Слайд 4.
Слайд 5.
Слайд 6.
3.1. Самостоятельное чтение стихотворения.
- Давайте прочитаем стихотворение С. Никулиной «Русский лес», а затем его обсудим:
Нет ничего милее
Бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет,
Накормит русский лес.
А будет жажда мучить –
То мне лесовичок
Средь зарослей колючих
Покажет родничок.
Нагнусь к нему напиться –
И видно все до дна.
Течет вода-водица,
Вкусна и холодна.
Нас ждут в лесу рябина,
Орехи и цветы,
Душистая малина
На кустиках густых.
Ищу грибов поляну
Я, не жалея ног,
А если и устану –
Присяду на пенек.
Лес очень любит пеших,
Для них совсем он свой.
Здесь где-то бродит леший
С зеленой бородой.
Жизнь кажется иною,
И сердце не болит,
Когда над головою,
Как вечность, лес шумит.
_ О каких отношениях говорится в этом стихотворении?
- Так чем же является лес для человека? (открывается первая карточка - «место отдыха»).
- А почему лес - аптека? (открывается вторая карточка - «аптека»).
- В лесу человек находит себе пищу - это ягоды, орехи, грибы, чистая вода: «накормит русский лес», «Нагнусь к нему напиться...» (открывается карточка «источник чистой воды и пищи»).
- А как лес может обогреть человека?
- Значит, лес для человека - это источник топлива (открывается карточка «источник топлива»).
- Посмотрите вокруг, какие вещи из дерева вы видите?
- А что у вас на столах изготовлено из дерева?
- А что ждет человека в лесу? Найдите в стихотворении.
- Что делают в лесу цветы, кусты, грибы?
- Чем для них является лес?
- Для кого еще лес является домом?
- Значит, лес - это еще и дом для растений, животных, грибов (открывается карточка «дом для растений, животных, грибов»).
- Какие роли выполняет лес?
- Чем является лес для воздуха?
- Чему еще лес является защитником? Открывается карточка «защитник воздуха, водоемов и почв».
- Как лес защищает водоемы?
- Как же лес защищает почвы?
- Мы очень хорошо потрудились. Посмотрите, какая у нас получилась схема.
Слайд 7
Значение леса
1. Место отдыха
2. Аптека
3. Источник воды и пищи
4. Источник топлива
5. Дом для растений, грибов, животных
6. Защитник водоемов, воздуха, почв
- Давайте прочитаем, какие же роли выполняет лес?
3.2. Беседа об экологической проблеме леса
- А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? Не по его ли вине возникают экологические проблемы леса? О какой экологической проблеме идет речь в следующем стихотворении, послушайте:
Плакала Саша, как лес вырубали,
Ей и теперь его жалко до слез.
Сколько тут было кудрявых берез!
Там из-за старой нахмуренной ели
Красные гроздья калины глядели.
Там поднимался дубок молодой,
Птицы царили в вершине лесной,
Понизу всякие звери таились.
Вдруг мужики с топорами явились.
Лес зазвенел, застонал, затрещал.
Заяц послушал - и вон убежал.
Н.Некрасов
- О какой экологической проблеме идет речь в стихотворении? (Речь идет о вырубке леса.)
- Если раньше лес вырубался по мере надобности, при помощи топора (которым не уничтожить лесные массивы), то сейчас после работы лесорубов остаются ужасные картины. Людям казалось, что лесов так много, что их невозможно вырубить. Теперь стало ясно: леса в опасности! Это понимала и девочка Саша из стихотворения Некрасова, ей было жаль птиц и зверей, оставшихся без дома. Какие чувства у вас вызывает стихотворение? (Свободные высказывания детей.)
- Но я рада, что вам небезразлична судьба леса, что вас волнует создавшаяся проблема - это значит, что вы будете искать пути ее решения.
- А сейчас давайте составим схему по «проблемам леса». На прошлом уроке мы говорили об истреблении животных, как называется эта проблема?
Слайд 8
Проблема леса
Вырубка
Незаконная охота ( браконьерство)
- А кто такой браконьер?
- Человек издавна убивал животных, добывая себе пищу, но это было необходимо для выживания людей, и они убивали не больше, чем могли съесть. Сейчас же неумеренная охота привела к полному или почти полному истреблению некоторых видов животных. В настоящее время охота на лесных животных ограничена, а браконьерство наказывается по закону. Многие виды редких животных взяты под охрану, а растения и животные, занесенные в Красную книгу, находятся под особой охраной. В Красную книгу занесены:
(Перечисление сопровождается рисунками жуков, растений, птиц и животных занесенных в Красную книгу.)
Слайд 9
3.3. Сообщение ученика, подготовленное дома
- В лесной зоне создан Приорксо – Террасный заповедник, о котором нам расскажет ….
Слайд 10
IV. Физкультминутка
Руки подняли и покачали -
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули -
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем -
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем -
Крылья сложили назад.
V. Продолжение изучения новой темы
5.1. Чтение рассказа Сухомлинского по ролям
- Еще мы должны выяснить, что зависит от каждого из нас. Давайте прочитаем рассказ по ролям.
Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. Утомленные дорогой, сели отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда уже девочки заканчивали обедать, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасным пением, Оля и Лида сидели, боясь пошевелиться. Соловей перестал петь. собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под Лида же завернула в газету яичную скорлупу и хлебные и положила кулек в сумку.
- Зачем ты берешь с собой мусор? - сказала Оля. - Брось под куст. Ведь мы в лесу, никто же не увидит!
- Стыдно перед соловушкой, - тихо ответила Лида.
- Чье поведение в лесу вы считаете правильным?
- А во что может превратиться лес?
Слайд 11
- Вы уже знаете, что пластмассовые и стеклянные предметы не гниют даже в земле. Если пищевые отходы и бумагу можно закопать в лесу, то консервные банки, стеклянные и пластиковые бутылки ни в коем случае нельзя оставлять в лесу, а об осколки разбитых бутылок могут пораниться животные.
5.2. Чтение стихотворения «Лесной пожар» В. Шефнера и беседа по содержанию.
- Хотелось бы сегодня поговорить еще об одном поступке человека. Послушайте стихотворение В. Шефнера «Лесной пожар»:
Забывчивый охотник на привале
Не заметал, не растоптал костра.
Он в лес ушел, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра...
А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костер.
И, сыпля искры посреди поляны.
Багровые лохмотья распростер.
Он всю траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зеленый лес пошел.
Как вспугнутая стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы,
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.
- Какой поступок человека стал грозной бедой для леса?
Слайд 12
Показ видеосюжета «Пожар в лесу».
- А ведь этого могло не случиться, если бы человек соблюдал правила разведения костра и не забыл его погасить и убедиться в том, что костер не разгорится вновь.
- Давайте прочитаем правила разведения костра в учебнике на с. 111
VI. Групповая работа
- Как вы думаете, почему некоторые люди не выполняют правил поведения в лесу?
- А сейчас придумайте и нарисуйте знаки, которые отражали бы опасные для леса действия человека. Какие это действия?
- Задание на логическое мышление.
VII. Обобщение.
- И в завершении нашего урока я бы хотела прочитать вам стихотворение Тима Собакина:
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я и ты,
Если мы сорвем цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты.
И не будет красоты
И не будет доброты,
Если только я и ты,
Если мы сорвем цветы…
- О чем должны помнить люди, приходя в лес?
- Конечно же, каждый из нас должен задуматься, какими увидят леса наши потомки через век, через тысячелетие, и сможет ли лес дать им то, что дает нам сейчас.
VIII. Подведение итогов
Выставление оценок.
IX.Домашнее задание
- Дома вы выполните задание по выбору:
1) прочитаете текст учебника;
2) найдете дополнительный материал о животных и растениях нашего края;
3)творческая работа: «Мини – сочинения» продолжить сочинение 2 – 3 предложениями.
1. Если бы я был лесничий, я бы …
2. Я - лесной доктор, потому что …
3. Если бы я был зверек, я бы …
4. Я – береза. Меня называют лесной красавицей за то, что …
X. Организация на выход
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ. ВЛИЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЧЕЛОВЕКА. Урок ОБЖ во 2 классе
Задачиурока:1. Показать, какиеопасностимогутвозникнутьвповседневнойжизни(проблемызагрязненияокружающейсреды, деревоводворе, дорога, окно, лестница, розеткаит. д.)2....
Интегрированный урок по природоведению и русскому языку на тему: «Природа и человек. Охрана лесов. Роль леса в природе и жизни человека. (Природоведение). Упражнения в правописании окончаний имён существительных множественного числа. (Русский язык)»
На уроке ведётся разговор о разнообразии и жизни растений, пользе, которую они приносят человеку, необходимости охраны растительного мира нашей Родины, правилах поведения в лесу; совершенствоват...
Урок окружающего мира Тема: Строение тела человека и главные правила сохранения здоровья. Цели: Показать, что здоровье человека - его важнейшее богатство. Познакомить с внешним и внутренним строением тела человека.
Тема: Строение тела человека и главные правила сохранения здоровья.Цели: Показать, что здоровье человека - его важнейшее богатство. Познакомить с внешним и внутренним строением тела человека. Совместн...
Презентация "Строение тела человека" к конспекту урока по окружающему миру во 2 классе по теме "Строение тела человека"
Данная презентация составлена к уроку по окружающему миру во 2 классе по теме "Строение тела человека". УМК "Школа России", учебник А.А. Плешакова "Мир вокруг нас", 2 класс. Данная презентация м...
урок окружающего мира в 4 классе Чем человек отличается от животного. Человек умеет думать и говорить
Данный материал поможет решить поставленный вопрос: Чем человек отличается от животного? В работе представлен развёрнутый конспект урока окружающего мира в 4 классе УМК "Начальная школа XXI века". Над...
Урок Уход человека за растениями поля, их значение в жизни человека
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе по теме «Уход человека за растениями поля, их значение в жизни человека»....