конспект урока по ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ "Звёздные узоры" УМК "Гармония"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме
ЦЕЛИ: сформировать понятия «звезда» и «созвездие»; познакомить с наиболееяркими созвездиями и легендами о них; объяснить, почему мы видим звезды маленькими и разного цвета; обобщить и систематизировать знания о небесных телах; продолжить развитие наблюдательности и воображения; воспитывать интерес к познанию окружающего мира, чувства красоты и гармонии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okruzh._mir.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР.
ТЕМА: ЗВЕЗДНЫЕ УЗОРЫ.
ЦЕЛИ: сформировать понятия «звезда» и «созвездие»; познакомить с наиболееяркими созвездиями и легендами о них; объяснить, почему мы видим звезды маленькими и разного цвета; обобщить и систематизировать знания о небесных телах; продолжить развитие наблюдательности и воображения; воспитывать интерес к познанию окружающего мира, чувства красоты и гармонии.
ХОД УРОКА.
- Организациоонный момент.
- Проверка домашнего задания.
- Что было задано на дом? (Сочинить сказку «Почему у Луны нет платья?»)
Ответы детей.
- Сообщение темы урока.
Отгадайте загадку:
Ясными ночками
Гуляет мама с дочками.
Дочам не твердит она:
- Спать ложитесь, поздно! –
Потому что мать – луна,
А дочурки …
(звезды)
- Кто из вас догадался, о чем пойдет речь на нашем уроке?
- Правильно, тема нашего урока «Звездные узоры».
- Приходилось ли вам наблюдать звезды?
- Одинаковы ли они по величине?
- Одинаковы ли они по цвету?
- Одинаковы ли они по яркости?
- Работа по учебнику.
С.90 Задание 1.
Отгадайте загадку. Все ли правильно в ней сказано? Найдите научную ошибку.
Чтение загадки детьми.
- Почему днем не видно звезд? (Выслушать предположительные ответы)
- Для того, чтобы вам легче было сделать правильный вывод давайте проведем простой опыт:
Вот фонарик – представьте, что это звездочка. Я сейчас «включу» ее при дневном свете.
Свет нашей «звезды» яркий или нет?
А если его включить днем, что измениться?
Так почему днем не видно звезд? ( Потому что днем Солнце ярко освещает воздух на небе, и его свечение оказывается ярче блеска далеких звезд)
А без какой звезды нет жизни на Земле?
Почему ее видно лучше других звезд? ( ближе всез к Земле)
Так что же такое звезда? (Огромный раскаленный газовый шар, излучающий свет)
Цвет звезды зависит от ее температуры. Звезды белого и голубого цвета – самые горячие, желтые и красные – «холоднее».
Многие звезды горячее и больше Солнца. Но мы видим их маленькими светящимися точками. Как вы думаете почему? Правильно, потому что они находятся очень далеко от Земли, гораздо дальше Солнца.
Большим и ярким звездам дают имена, например, Сириус, Вега, Капелла, Полярная, Ригель и другие.
- Физ. Минутка.
Всем командую:подъем!
Физзарядку проведем.
Мы идем на космодром
Дружно в ногу мы идем
Мы походим на носках
Мы идем на пятках
Вот проверили осанку
И свели лопатки
Не зевать по сторонам
Ты сегодня космонавт
Ждет нас быстрая ракета
Для полета на планету.
- Кто из вас знает, как называется наука, изучающая звезды?
Название одного цветка обозначает слово «звезда». Знаете ли вы этот цветок?
Астру с прямыми ее лепестками
С давних времен называли звездой.
В ней лепестки разбежались лучами
От середины совсем золотой.
Именно греческое слово «астро», обозначающее «звезда», положено в основу названия науки, изучающей звезды – астрономии.
- А как же называют людей, изучающих звезды? (астроном, звездочет)
- Что по вашему делает звездочет?
Неужели это просто –
Сосчитать на небе звезды?
Мы считали две недели,
Сосчитали еле – еле.
Только нам не повезло –
Не запомнили число.
- Как вы думаете, сколько звезд на небе?
Невооруженным глазом (без приборов) в ясную безлунную ночь жители Северного полушария Земли могут увидеть около 3000 звезд. Столько же звезд могут наблюдать и жители Южного полушария.
- Сколько же всего звезд видно невооруженным глазом?
Но если взять бинокль, то звезд можно увидеть в десятть раз больше. Мощный телескоп, который располагают высоко в горах и даже выводят в космос, Насчитывает миллионы звезд.
- Работа по учебнику с. 93
В древние времена люди смотрели на небо и представляли себе, что из групп звезд получаются рисунки. Эти группы звезд назвали созвездия.
- Какие созвездия вы знаете?
Посмотрите на карту звездного неба.
Некоторые созвездия названы именами мифических героев, персонажей легенд: Геркулес, Цефей, Кассиопея, Персей, Андромеда.
В названиях созвездий Треугольник,Южный Крест, Корона, Весы отражены формы фигур, которые воображали наблюдатели.
Встречаются и названия животных, например, Лев,Дракон,Лебедь. Самая яркая звезда Сириус нходится в созвездии Большого Пса.
- Физ. Минутка
- Работа в тетради.
- Сейчас мы с вами догадаемся, как называются нарисованные художником созвездия и запишем их номера у рисунков. Откройте ваши тетради.
-Что изобразил художник?
- Какое созвездие под цифрой 1?
- Чем знаменито это созвездие?
- Какое созвездие под цифрой 2? И т. д.
Мы с вами нашли и указали 4 созвездия. А остальные укажите самостоятельно.
- Выполнение аппликации.
- Прежде, чем перейти к выполнению следуэщего задания, отгадайте загадку:
Из какого ковша
Не пьют, не едят,
А только на него глядят?
(Созвездие Большая Медведица)
ЛЕГЕНДА О СОЗВЕЗДИИ.
От древних греков дошла до нас такая легенда. Когда-то, в незапамятные времена, у царя Ликаона, правившего Аркадией, была дочь красавица Каллисто. Она соперничала по красоте с богиней Герой – супругой всемогущего Зевса. Ревнивая богиня превратила Каллисто в безобразную медведицу. Когда сын Каллисто, юный Аркас, возвращаясь с охоты, увидел у дверей своего дома медведицу, он хотел убить ее. Но всемогущий Зевс не допустил преступления. Он удержал руку Аркаса, а Каллисто взял на небо, превратив ее в прекрасное созвездие.
Ученые считают, что самое древнее наименование имеет созвездие Большой Медведицы.Чуть правее, как бы перевернутое относительно него светит менее яркий ковш Малой Медведицы. С помощью этого созвездия можно найти Полярную Звезду.В Северном полушарии неба она расположена в самом его центре. (Показать на карте звездного неба). Она служит ориентиром на Север.
Сегодня мы с вами сделаем аппликацию созвездия «Малая Медведица», у которой на «хвосте» Полярная звезда.
У вас в тетради наклеен квадрат голубого цвета. Это наше ночное небо.
На уроке труда мы заготовили 7 желтых кружков – это наши звезды.
Посмотрите внимательно, как должны располагаться звезды на листе бумаги.
Самостоятельная работа.
- Итог урока.
О чем говорили на сегодняшнем уроке?
Так что же такое звезда?
Какая звезда самая яркая?
В каком созвездии она находится?
Чем интересно созвездие Малой Медведицы?
Оценки за работу на уроке.
А я посоветую вам почаще поглядывать на звездное небо и находить на нем знакомые созвездия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру "Про кошек и собак" (урок защиты проекта УМК "Система Л.В. Занкова")
Урок защиты проекта для 2 класса...
конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")
Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....
Конспект урока по окружающему миру. 1 класс. Тема урока: «Млекопитающие животные» УМК "Начальная школа 21 века"
Тип урока: открытие нового знанияЦели: - познакомить учащихся с млекопитающими животными; - показат...
Конспект урока по окружающему миру на тему:"Что умеет компьютер?"(конспект+презентация)
Конспект урока по окружающему миру на тему:"Что умеет компьютер?"...
Конспект урока по окружающему миру на тему:"Опасные места"3 класс(конспект+презентация)
Конспект урока по окружающему миру на тему:"Опасные места"3 класс(конспект+презентация)...
Конспект урока по окружающему миру на тему; "Солнце, растения и мы с вами" ,УМК «ШР», учебник Окружающий мир, А. А. Плешаков: 3кл.: В 2 частях
Цель деятельности учителя: формирование представлений о взаимосвязи между растениями и Солнцем;ознакомление учащихся со способом дыхания и питания зеленых растений....
Конспект урока по окружающему миру на тему: "Семейный бюджет", УМК «ШР», учебник Окружающий мир, А. А. Плешаков: 3кл.: В 2 частях.
Цель деятельности учителя: - знакомство учащихся с понятием «семейный бюджет»;- формирование у учащихся экономного отношения к семейному бюджету, чувства милосердия;- развитие познава...