конспект урока по ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ "Звёздные узоры" УМК "Гармония"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Зубцова Ирина Васильевна

 

ЦЕЛИ: сформировать понятия «звезда» и «созвездие»; познакомить с   наиболееяркими созвездиями и легендами о них; объяснить, почему мы видим звезды маленькими и разного цвета; обобщить и систематизировать знания о небесных телах; продолжить развитие наблюдательности и воображения; воспитывать интерес к познанию окружающего мира, чувства красоты и гармонии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_okruzh._mir.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР.

ТЕМА: ЗВЕЗДНЫЕ УЗОРЫ.

ЦЕЛИ: сформировать понятия «звезда» и «созвездие»; познакомить с   наиболееяркими созвездиями и легендами о них; объяснить, почему мы видим звезды маленькими и разного цвета; обобщить и систематизировать знания о небесных телах; продолжить развитие наблюдательности и воображения; воспитывать интерес к познанию окружающего мира, чувства красоты и гармонии.

ХОД УРОКА.

  1. Организациоонный момент.

  1. Проверка домашнего задания.

  1. Что было задано на дом? (Сочинить сказку «Почему у Луны нет платья?»)

Ответы детей.

  1. Сообщение темы урока.

Отгадайте загадку:

Ясными ночками

Гуляет мама с дочками.

Дочам не твердит она:

  1. Спать ложитесь, поздно! –

Потому что мать – луна,

А дочурки …

                       (звезды)

  1. Кто из вас догадался, о чем пойдет речь на нашем уроке?
  2. Правильно, тема нашего урока «Звездные узоры».
  3. Приходилось ли вам наблюдать звезды?
  4. Одинаковы ли они по величине?
  5. Одинаковы ли они по цвету?
  6. Одинаковы ли они по яркости?

   

  1. Работа по учебнику.

С.90    Задание 1.

Отгадайте загадку. Все ли правильно в ней сказано? Найдите научную ошибку.

Чтение загадки детьми.

  1. Почему днем не видно звезд?  (Выслушать предположительные ответы)
  2. Для того, чтобы вам легче было сделать правильный вывод давайте проведем простой опыт:

Вот фонарик – представьте, что это звездочка. Я сейчас «включу» ее при дневном свете.

Свет нашей «звезды» яркий или нет?

А если его включить днем, что измениться?

Так почему днем не видно звезд? ( Потому что днем Солнце ярко освещает воздух на небе, и его свечение оказывается ярче блеска далеких звезд)

А без какой звезды нет жизни на Земле?

Почему ее видно лучше других звезд? ( ближе всез к Земле)

Так что же такое звезда? (Огромный раскаленный газовый шар, излучающий свет)

        Цвет звезды зависит от ее температуры. Звезды белого и голубого цвета – самые горячие, желтые и красные – «холоднее».

        Многие звезды горячее и больше Солнца. Но мы видим их маленькими светящимися точками. Как вы думаете почему?  Правильно, потому что они находятся очень далеко от Земли, гораздо дальше Солнца.

       

        Большим  и ярким звездам дают имена, например, Сириус, Вега, Капелла, Полярная, Ригель и другие.

  1. Физ. Минутка.

Всем командую:подъем!

Физзарядку проведем.

Мы идем на космодром

Дружно в ногу мы идем

Мы походим на носках

Мы идем на пятках

Вот проверили осанку

И свели лопатки

Не зевать по сторонам

Ты сегодня космонавт

Ждет нас быстрая ракета

Для полета на планету.

  1. Кто из вас знает, как называется наука, изучающая звезды?

Название одного цветка обозначает слово «звезда». Знаете ли вы этот цветок?

Астру с прямыми ее лепестками

С давних времен называли звездой.

В ней лепестки разбежались лучами

От середины совсем золотой.

Именно греческое слово «астро», обозначающее «звезда», положено в основу названия науки, изучающей звезды – астрономии.

  1. А как же называют людей, изучающих звезды? (астроном, звездочет)
  2. Что по вашему делает звездочет?

Неужели это просто –

Сосчитать на небе звезды?

Мы считали две недели,

Сосчитали еле – еле.

Только нам не повезло –

Не запомнили число.

  1. Как вы думаете, сколько звезд на небе?

Невооруженным глазом (без приборов) в ясную безлунную ночь жители Северного полушария Земли могут увидеть около 3000 звезд. Столько же звезд могут наблюдать и жители Южного полушария.

  1. Сколько же всего звезд видно невооруженным глазом?

Но если взять бинокль, то звезд  можно увидеть в десятть раз больше. Мощный телескоп, который располагают высоко в горах и даже выводят в космос, Насчитывает миллионы звезд.

  1. Работа по учебнику с. 93

В древние времена люди смотрели на небо и представляли себе, что из групп звезд получаются рисунки. Эти группы звезд назвали созвездия.

- Какие созвездия вы знаете?

Посмотрите на карту звездного неба.

Некоторые созвездия названы именами мифических героев, персонажей легенд: Геркулес, Цефей, Кассиопея, Персей, Андромеда.

В названиях созвездий Треугольник,Южный Крест, Корона, Весы отражены формы фигур, которые воображали наблюдатели.

Встречаются и названия животных, например, Лев,Дракон,Лебедь. Самая яркая звезда Сириус нходится в созвездии Большого Пса.

  1. Физ. Минутка

 

  1. Работа в тетради.

  1. Сейчас мы с вами догадаемся, как называются нарисованные художником созвездия и запишем их номера у рисунков. Откройте ваши тетради.

-Что изобразил художник?

  1. Какое созвездие под цифрой 1?
  2.  Чем знаменито это созвездие?
  3. Какое созвездие под цифрой 2? И т. д.

Мы с вами нашли и указали 4 созвездия. А остальные укажите самостоятельно.

  1. Выполнение аппликации.

  1. Прежде, чем перейти к выполнению следуэщего задания, отгадайте загадку:

Из какого ковша

Не пьют, не едят,

А только на него глядят?

                                  (Созвездие Большая Медведица)

ЛЕГЕНДА О СОЗВЕЗДИИ.

 От древних греков дошла до нас такая легенда. Когда-то, в незапамятные времена, у царя Ликаона, правившего Аркадией, была дочь красавица Каллисто. Она соперничала по красоте с богиней Герой – супругой всемогущего Зевса. Ревнивая богиня превратила Каллисто в безобразную медведицу. Когда сын Каллисто, юный Аркас, возвращаясь с охоты, увидел у дверей своего дома медведицу, он хотел убить ее. Но всемогущий Зевс не допустил преступления. Он удержал руку Аркаса, а Каллисто взял на небо, превратив ее в прекрасное созвездие.

Ученые считают, что самое древнее наименование имеет созвездие Большой Медведицы.Чуть правее, как бы перевернутое относительно него светит менее яркий ковш Малой Медведицы. С помощью этого  созвездия можно найти Полярную Звезду.В Северном полушарии неба она расположена в самом его центре. (Показать на карте звездного неба). Она служит ориентиром на Север.

Сегодня мы с вами сделаем аппликацию созвездия «Малая Медведица», у которой на «хвосте» Полярная звезда.

У вас в тетради наклеен квадрат голубого цвета. Это наше ночное небо.

На уроке труда мы заготовили 7 желтых кружков – это наши звезды.

Посмотрите внимательно, как должны располагаться звезды на листе бумаги.

Самостоятельная работа.

   

  1. Итог урока.

О чем говорили на сегодняшнем уроке?

Так что же такое звезда?

Какая звезда самая яркая?

В каком созвездии она находится?

Чем интересно созвездие Малой Медведицы?

Оценки за работу на уроке.

А я посоветую вам почаще поглядывать на звездное небо и находить на нем знакомые созвездия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

Конспект урока по окружающему миру. 1 класс. Тема урока: «Млекопитающие животные» УМК "Начальная школа 21 века"

Тип урока: открытие нового знанияЦели:   - познакомить учащихся с млекопитающими  животными;              - показат...

Конспект урока по окружающему миру на тему:"Что умеет компьютер?"(конспект+презентация)

Конспект урока по окружающему миру на тему:"Что умеет компьютер?"...

Конспект урока по окружающему миру на тему:"Опасные места"3 класс(конспект+презентация)

Конспект урока по окружающему миру на тему:"Опасные места"3 класс(конспект+презентация)...

Конспект урока по окружающему миру на тему; "Солнце, растения и мы с вами" ,УМК «ШР», учебник Окружающий мир, А. А. Плешаков: 3кл.: В 2 частях

Цель деятельности учителя: формирование представлений о взаимосвязи между растениями и Солнцем;ознакомление учащихся со способом дыхания и питания зеленых растений....

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Семейный бюджет", УМК «ШР», учебник Окружающий мир, А. А. Плешаков: 3кл.: В 2 частях.

Цель деятельности учителя: - знакомство учащихся с понятием «семейный бюджет»;- формирование у учащихся экономного отношения к семейному бюджету, чувства милосердия;- развитие познава...