внеклассное мероприятие "Путешествие в Шишкин лес"
классный час по окружающему миру (4 класс) по теме

Публикова Светлана Вячеславовна

Внеклассное мероприятие по окружающему миру в 4 классе . Занятие проходит в форме путешествия  по лесным тропинкам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Черемуховская СОШ

Новошешминского муниципального района РТ»

Учитель I квалификационной категории

 Публикова Светлана Вячеславовна

2012 год

Внеклассное мероприятие в 4 классе.

Цель  и задачи  мероприятия:

- сформировать  у учащихся  представление  о роли     леса  в  жизни человека  и природы;

-  ознакомить  с  экологическими  проблемами леса, которые  возникли  по  вине  человека;

- развивать познавательный  интерес, воспитывать  уважение  и любовь  к  природе,  культуру  поведения.

Форма проведения

Оборудование: картина леса, видеосюжет  «Чудеса леса», аудиозаписи  звуки  леса фрагменты мультфильма «Шишкин лес,  картинки с изображением животных, птиц, маски, презентация.

Ход мероприятия

Здравствуйте, ребята! Сегодняшнее занятие мне хотелось бы начать со стихотворения Ивана Никитина.

Шуми, шуми, зелёный лес!

Знаком мне шум твой величавый,

И твой покой, и блеск небес

Над головой твоей кудрявой:

И. Никитин.

О чем мы будем говорить на мероприятии?( О лесе )  

Трудно представить себе землю без лесов. Лес - это сказочный мир. чудесное творение природы. Он прекрасен во все времена года. В лесу происходит много необычного, интересного. Нужно только уметь увидеть. Присмотритесь и прислушайтесь... он полон загадок и тайн. В лесу нашли приют звери и птицы, ящерицы и лягушки, жуки и бабочки. А сколько в нем разнообразных ягод и грибов! Крупные и мелкие цветы смотрят на нас из травы. Они приглашают всех полюбоваться, порадоваться красоте, вдохнуть чистый и добрый лесной воздух. Чтобы понять, как живет лес, нужно разбираться в многообразии растительного мира, хорошо знать повадки его обитателей. Сегодня мы пройдемся по лесным тропинкам, заглянем в их тайные уголки, поговорим о проблемах леса. Вижу,  вам не терпится поделиться своими знаниями о лесе. Итак, все готовы? В путь.

(заставка к мультфильму «Шишкин лес» 0,5 мин

Вот мы с вами и в лесу. Давайте с ним поздороваемся.

Здравствуй лес, зеленый лес

Полный сказок и чудес.

Ты о чем шумишь листвою,

Ночью темной грозовою

Что нам шепчешь на заре

Весь в росе, как в серебре

Что в глуши твоей таится

Что за зверь, какая птица

Все открой, не упусти.

Ты же видишь, мы свои.

Первая остановка  «Про зеленые леса и лесные чудеса»

- Каким вы себе представляете лес?

-Давайте ненадолго остановимся и заглянем в глубину  леса, послушаем его голоса.

(Слайд №4 просмотр в/ф «Чудеса леса»)

Интересно в лесу?  (да)

-Какие звуки вы услышали? (пение птиц, журчание ручья, шелест листьев)

-Скажите, почему лес называют «легкими планеты»? (дает чистый воздух)

 " Лес - богатство народа" – гласит старая русская пословица. Как вы ее понимаете?

-А чем полезен человеку лес?( Лес одевает, кормит человека.)

Лес дарит нам здоровье. Это - лучшее место отдыха. Это тот "завод", что выпускает кислород. Леса украшают землю и очищают воздух Лес дает нам пищу, чистый воздух, строительные материалы. Но мы далеко не всегда платим ему за это благодарностью.

 Почему?

 Послушайте историю, а затем проанализируйте ее.

Жил – был лес (слайд № 5)

Пели в нем птицы (слайд № 6)

Резвились на поляне животные (слайд №7)

Но вот пришел человек (слайд № 8)

Давайте посмотрим, что же произошло в лесу с приходом человека.

(Сценка «Туристы» 

1 турист:

Сегодня мы решили отдыхать

Благо лес- рукой подать

Закупили все подряд:

Пищу, спички, лимонад

2 турист:

Свежий воздух возбудит

Наш здоровый аппетит

А пакеты, банки, склянки…

Лес большой он все вместит.

Лес. Он что, ничей?

( хором: ничей)

1 турист: Расположимся скорей (слайд 10)

Тут уж нам не помешают:

Жги и лей, руби и бей.

2 турист:

Урны нет, неси в кусты

Мы с природою на ты.

1турист:

Банки в землю закопаем,

Мусор птицам разбросаем

В речку скинем все бутылки-

В море пусть плывут посылки!

2 турист:

Мы цари! Молчи, природа!

Все здесь наше - лес и воды.

(дети хулиганят, выходят фея и берендей)

Лесная фея: что за шум в моем лесу?

Что случилось не пойму.

Кто здесь все переломал, разбросал и ободрал?

все так изранено в лесу, как после дней войны.

Здесь уцелевшей не найти ни ели, ни сосны.

Березу ножиком пырнул какой-то живоглот.

Мне кажется, из-под коры моя слеза течет.

От этой черствости людской болит душа моя,

Под искалеченным дубком не ветер стонет - Я.

Вот муравейник подожжен кощунственной рукой.

Мне кажется, горит не он, а дом пылает мой.

Земля в ожогах и рубцах, как в дни большой беды.

Хмельного ухарства следы, беспечности следы.

Уйдут, обидев красоту, смутив лесной уют,

И не услышат за спиной, что листья слезы льют.  

-Ребята, как вы оцениваете поступки этих ребят? ( они не правы , так вести себя в лесу нельзя)

-Посмотрите, негде стало жить птицами, зверям. Ушли они из леса. Стало тоскливо и неуютно в лесу. Нужно как–то исправить ошибку. Какие будут ваши предложения? Что нужно сделать? (посадить новые деревья)

 –Чтобы в Шишкином лесу вновь появились деревья нужно отгадать  загадки, и мы  узнаем  название дерева. Эти деревья мы посадим в нашем лесу.

Загадки о деревьях  (отгадки по очереди появляются на слайде )

-   Высока, стройна, душиста,

     В небо тянется она.

     Вся одежда золотиста,

     Только шапка зелена  (сосна) 

В благоприятных условиях сосна живет до 400 лет, достигая 48 метров высоты и 1 метра толщины.

    Белоствольная красавица

     Встала у дорожки,

    Книзу веточки спускаются,

    А на веточках сережки.( Березка )

Береза дает человеку много лекарственных продуктов. Но не забудьте, что одна большая береза, поврежденная топором, может потерять за весну до 200 л сока.

 Я из крошки-бочки вылез,

 Корешки пустил и вырос,

 Стал высок я и могуч,

 Не боюсь ни гроз, ни туч.

 Я кормлю свиней и белок –

 Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)

 Дуб достигает 40-50м высоты, 100-150см в диаметре. Живет 100-500 лет.

 Все в покое, замер ветер

 И деревья все молчат...

 Нет, не все еще - у этих

 Листья тихо шелестят.(Осина)

Цветет в апреле-мае до распускания листьев. Живет 80-100 лет

Видите, ребята, какой у нас удивительный лес!

Мала и неказиста

 И скромно зеленеет,

 Но осенью  все листья

 И ягоды краснеют.( Рябина)

 С моего цветка берёт

 Пчёлка самый вкусный мёд.

 А меня все ж обижают,

 Шкурку тонкую сдирают. (Липа) 

Одно взрослое дерево липы дает в среднем 70 кг меда, а гектар липняка - 1 т меда. Живет дерево 300-400 лет.

(На ватман прикрепляются деревья)

 – Вот и выросли в нашем лесу новые красивые деревья. Но кого-то не хватает (животных)

Следующая остановка «Кто в лесочке живет»

Игра « Узнай животное».

а) Сильный выносливый, сообразительный хищник. У него прекрасное зрение, тонкий слух и удивительное чутьё. Этих зверей называют санитарами леса. Ответ: волки.

Почему волка называют санитаром леса?

б) "Это удивительный зверек. Слух у него более тонкий, чем у кошек и собак. Обоняние необыкновенное - зверек чувствует жука или личинку в земле на глубине нескольких метров. А вот зрение у него слабое. Ест он очень много. Обычно за ночь съедает столько, сколько весит сам. Ест все: ягоды, семена растений, червей, мышей, насекомых и даже змей".

Подсказка: он хоть и маленький, но не боится хищников, у него есть защита от них. Ответ: еж. 

в) "У этого зверя два основных способа защиты от врагов: маскировка и ноги. Прыгает и бегает он очень быстро и легко - так легко, что даже в сугробы не проваливается. Он не просто убегает от опасности, он выбирает самый короткий путь к спасению. Но случается, что не помогают ни хитрость, ни быстрота, тогда он падает на спину и обороняется сильными задними ногами".

Подсказка: его считают большим трусишкой. Ответ: заяц.

Каких зайцев называют листопадничками?

г) "Это самый хитрый и осторожный зверь. Он умеет прекрасно маскироваться, у него острые зрение, слух, обоняние. А как он танцует! Поднимается на задние лапы и ходит в таком положении мелкими шажками. Питается зверь насекомыми, грызунами, птицами, иногда и животными: ежами, зайцами".

Подсказка: убегать от преследователей помогает рыжий, пушистый хвост (заметает следы). Ответ: лиса.

-Как называют «танец» лисы?

д) "Этот зверь очень подвижный и ловкий: может быстро бегать, делать большие прыжки, влезать на деревья и плавать. В гору бежит быстрее, чем по равнине. По лесу шагает осторожно, старается не шуметь, ноги ставит немного вовнутрь".

Подсказка: его считают неуклюжим сладкоежкой. Ответ: медведь.

-Правда ли , что медведь «сосет» лапу ?

А теперь послушаем сообщение, которые приготовили вы. Выступление  учащегося  с сообщением о барсуке)

 сообщение «Барсук»

Я хочу рассказать про барсука. Это очень осторожный зверь. Охотится ночью, поэтому его увидеть непросто. Тело зверька покрыто серебристо-серой жесткой щетиной. От носа к затылку идут  желтовато-белые полосы, а через глаза и уши чёрная полоса. Ближе к осени барсуки начинают нагуливать жир - готовиться к зиме. Хотя на вид они и неуклюжие, но ловко ловят грызунов, лягушек, ящериц, выкапывают червей. Очень много уничтожают личинок майских жуков. К холодам барсуки накапливают жиру столько, что ложатся на зиму спать.

-Ребята,  у нас в гостях еще один зверек.

Загадка

Посмотрите-ка какая

Вся горит, как золотая

Ходит в шубке дорогой

Хвост пушистый и большой. (белка)

Сегодня вы журналисты и белка будет отвечать на ваши вопросы.

-Как тебя зовут? (Белка. А раньше называли скиурида. Скиа-тень, аура-хвост. Красиво. Правда?!)

-Скажи, пожалуйста, где ты живешь? ( Я живу в  сосновом или еловом лесу)

-Чем ты питаешься? ( Мы белки очень любим грибы, орехи, семена шишек. А еще едим почки и кору растений. Иногда нападаем на -птиц)

-Где и как проводишь зиму? (Зиму я провожу в своем домике, в дупле дерева. Там тепло и уютно)

-Для чего тебе хвост (Хвост мне служит рулем, а если прыгаем вниз, то парашютом)

-Есть ли у тебя враги ? (У меня много врагов . Это лисы, совы, ястребы. А самый опасный враг-куница)

-Как ты заботишься о бельчатах? (я их кормлю молоком, а когда они немного подрастут, мы всей семьей играем и резвимся)

Вы наверное устали?

А теперь все дружно встали!

Лесные звери приглашают нас вместе с ними отдохнуть.

Физминутка. «Зверобика»

Идем по тропинке дальше.

Следующая остановка «Птичьи разговоры»

В наших лесах живет огромное количесто птиц. Они радуют нас стремительным легким полетом, красивым пением, разнообразной окраской оперения. Мы привыкли к соседству птиц, привыкли видеть и слышать их.

-Как вы думаете, сколько видов птиц  существует? (много)

-Птиц в природе очень много. Только в России их 760 видов. Давайте поговорим о  тех, которые живут нашем  в лесу.

 Я приготовила ребусы. Сейчас посмотрим, знаете ли вы этих птиц…

Ребусы (ответы снегирь, синица, кукушка, клест, свиристель, дрозд, )

 слайд 13

Сообщение о дятле

Дятлы – птицы черные с красными пятнами на голове и брюшке. Имеют крепкий клюв и гибкий язык почти такой же длины, как и клюв. Эти птицы гнезда не строят, а выдалбливают дупла. В них и откладывают от 2 до 8 яиц.   Кормят птенцов очень часто: за день прилетают с кормом до 300 раз. Они быстро перелетают с дерева на дерево и достают корм из-под коры, клювом добираются до ходов, в которых находятся личинки и насекомые. Длинным языком, покрытым щеточками и смоченным в липкой слюне, дятел легко достает добычу из этих ходов.

      Зимой питается семенами хвойных деревьев. Для извлечения семян дятел выдалбливает в стволе дерева небольшое углубление, в него помещает сорванную шишку, затем шелушит ее, доставая семена. Пустую шишку выбрасывает. Считают, что за день он вышелушивает по 100 шишек, а за зиму возле этого места будут лежать несколько тысяч шишек.  Весной долбят березы и пьют сок. В конце лета питаются поспевшими ягодами.  Когда услышите стук по дереву, обратите внимание на эту красивую птицу – она стоит того.

(чтение стихотворения на фоне «птичьих голосов)

В перелесках, в разнотравьях просек,

У прозрачных ключевых криниц,

Слышится веселый, звонкий посвист

Снегирей,  малиновок, синиц.

Лишь промчится ветерок- повеса

И сорвет с черемух вешний снег

Звонко отбивая ритмы леса

Дятел барабанит по сосне.        3

Здесь рулады, перепевы, свисты

В сказочном сплетенье  голосов

Не берите в лес с собой транзистор,

Слушайте мелодии лесов.

-К чему призывает автор стихотворения  (не брать с собой транзистор)

-Почему?

-Как мы должны относиться к птицам?

-Какие правила нужно соблюдать, чтобы им не навредить? ( не разорять гнезд, не включать громко музыку, не брать птенцов в руки)

 Вот и вернулись  птицы в свои дома, и лес наполнился  птичьими трелями. А нам нужно идти дальше.

Как по –другому называют дятла ? (лесной доктор)Почему?

Бежит тропинка через лес

Ныряет вправо, влево

Куда ни глянь, цветы вокруг

И травы по колено.

Следующая остановка «Лесная аптека»

В лесу своя аптека, которая помогает избавиться от многих болезней. Посмотрите на наш лес. Какие растения мы можем собрать в лесную аптеку? (Липа, зверобой, береза, крапива.) Какие лекарственные растения леса  вы  знаете,  и как они помогают людям?

Ученик.

    Лес не только для забавы

    Он богатство всей страны.

    Все деревья в нем и травы

    Нам на пользу взращены.

    Все растенья надо знать

    Их беречь и охранять.

    Ведь из трав лесного царства

    Люди делают лекарства.

У нас в гостях лекарственные растения леса. Давайте пригласим первого гостя.

Шиповник.

 Меня зовут царём кустов

 За цвет и за запах

 Моих лепестков.

 Хоть куст мой зелёный

 Вас ранить готов,

 Но я помогу всем больным

 И тем, кто здоров.

 Учитель. Знаем, ты Шиповник! Но как ты можешь помочь?

  1.  Шиповник. Пейте для профилактики мой настой. Он очень вкусный и полезный. В нём содержится витамин С. И тогда гриппом вы болеть не будете!
  2. БРУСНИКА 

 Я брусника

 Листик с глянцем,

 Ягодки с румянцем,

 А сами кусточки –

 Не выше кочки.

  Учитель.  Брусника, а как ты помогаешь людям?

 Брусника. Жар, головные боли,

 Плохой аппетит.

 Выпей отвар моих листьев,

      Мгновенно забудешь о них.

3.Я тысячелистник

 Белый щит на тысяче листьев,

 расту на бугре, помогу в беде

 Не играю, не мечтаю,

 Сижу – листики считаю…

Учитель.

 А чем ты можешь помочь, Тысячелистник?

 Тысячелистник. Я, как и подорожник, людям помогаю: раны заживляю, аппетит улучшаю, разные воспаления снимаю.

Спасибо, ребята, за интересную информацию о растениях леса.

А сейчас поиграем в игру.

Игра «Ромашка»

Дети отрывают листок, на котором написаны вопросы.

1.Это прозвище недаром у красивого цветка

Капля сочного нектара и душиста и сладка

От простуды излечиться

Нам поможет (медуница)

2.Цветет он майскою порой

Его найдешь в тени лесной

На стебельке как бусы в ряд

Цветы душистые висят (ландыш)

3. То фиолетовый, то голубой

Он на опушке встречался с тобой  

Названье ему очень звонкое дали,

Но только звенеть он сумеет едва ли (колокольчик) 

4.Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи. (малина) 

-Какое правило поведения в природе нам надо знать, чтобы не исчезали лекарственные  растения, растения с красивыми цветами ( Не рвать цветы, не собирать букеты в дикой природе, не плести венки, не ломать ветки деревьев и кустарников.)  

Давайте вернем растения в лес. Пусть растут и радуют нас своей красотой. 

Следующая остановка «Юные  друзья  природы»

-Кого, по вашему мнению, можно назвать юными друзьями природы? ( тех кто природу охраняет, помогает, сажает деревья, подкармливает птиц зимой и т.д)

Мы можем сберечь и лес, и все, что нас окружает, если будем помнить  ряд несложных правил поведения. Правил, выполнение которых должно стать естественным для каждого из нас, как привычка говорить "спасибо". (Слайд № )Я просила вас дома подготовить запрещающие знаки ,  посмотрев на которые люди поняли бы как правильно вести себя в лесу.

Выступления детей с защитой запрещающих знаков.

- не ломать ветки деревьев и кустарников

-не повреждать кору деревьев

-не рвать цветов

-не вытаптывать траву и почву, ходить по тропинкам

-нельзя брать яйца из гнезд, разорять муравейники, раскапывать норы и тревожить лесных зверей

-не разводить без необходимости костров

-не поднимать крик и шум

-не оставлять после себя беспорядок

Стихотворение (читают дети на фоне запрещающих знаков)

Если в лес пришел гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй,

Только, чур не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь

Даже очень громко петь.

Испугаются зверушки

Убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломай,

Никогда не забывай

Мусор с травки убирать,

Зря цветы не надо рвать!

Из рогатки не стрелять:

Ты пришел не убивать!

Бабочки пускай летают

Ну, кому они мешают?

Здесь не нужно всех ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу-всего лишь гость

Здесь хозяин-дуб и лось.

Их покой побереги

Ведь они нам не враги!

Помоги лесным зверюшками,

Приготовь для них кормушки

И тогда любой зверёк

Будь то ласка иль хорёк

Ёж лесной, речная рыба

Скажет : «Ты мой друг ! Спасибо!»

Я думаю вы усвоили все правила природы , и никогда не дадите наш замечательный лес в обиду ,всегда защитите его от злостных нарушителей.

Дети исполняют песню на мотив «Песенка Крокодила Гены»

О чём  должен  помнить  человек,  входя  в  лес?

Вот и подошло к концу наше путешествие. Все встало на свои  места. Ребята, как вы, думаете мы исправили все ошибки?  Лес ожил, сюда вернулись все его жители. А нам пора домой.

Где мы только не гуляли,

Но нисколько не устали.

А теперь пора домой

 По тропинке, по лесной.

(слайд №  фрагмент мультфильма «Шишкин лес»)

Внеклассное мероприятие на тему

«Путешествие

в Шишкин лес»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочинение по картине Шишкина "Зима". 3 класс.

В данной работе представлен конспект и презентация, которые помогают учителю быстро и качественно подготовить детей к сложной работе-написанию сочинения....

И.И.Шишкин "Утро в сосновом лесу". Сочинение по картине.

Сочинение по картине И.И.Шишкина . Презентация и конспект урока....

Сочинение по картине И.И.Шишкина "Зима".

В данной разработке показана очень большая работа по картине, работа над образными средствами языка и орфографическая работа....

Сочинение по картине И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»

Сочинение по картине И.Шишкина "Утро в сосновом лесу", урок развития речи в 3 классе ...

Основная образовательная программа начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с. Шишкино

В соответствии с возрастными особенностями, особенностями образовательной  системы «Школа 2100»  начальный этап развивающего обра...

Знакомство с картиной Шишкина "Зима"

Учить учащихся " читать" картину, правильно и последовательно излагать свои мысли, развивать художественный вкус...

Шишкин И.И. - певец леса

Конспект урока изо во 2 классе (программа Кузина) с презентацией и электронным тестом....