Шишкин И.И. - певец леса
план-конспект урока (изобразительное искусство, 2 класс) по теме
Конспект урока изо во 2 классе (программа Кузина) с презентацией и электронным тестом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Шишкин И.И. - певец леса" Изо во 2 классе | 2.9 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 10 посёлка Каменский
Красноармейского района Саратовской области»
Козлицкая Ирина Владимировна, учитель начальных классов
Изобразительное искусство во 2 классе
Беседа
Тема беседы: Выдающиеся русские художники второй половины XIX века. Иван Иванович Шишкин. (Слайд 1)
Цель: содействие всестороннему развитию личности школьника, обогащению его духовного мира.
Задачи: познакомить учащихся с жизнью и творчеством И.И.Шишкина; учить детей воспринимать образ Родины через пейзаж, видеть красоту родной природы, выделять средства выразительности; развивать эстетические чувства и понимание прекрасного; развивать речь, мышление, воображение; воспитывать интерес и любовь к искусству; проверить знания детей о жанрах живописи.
Методы:
По источнику знаний: словесный (беседа); наглядный (демонстрация презентации, работа с репродукциями в учебнике); практический (работа с кроссвордом на карточках, выполнение тестового задания).
По степени самостоятельности учащихся: учебная работа под руководством учителя, самостоятельная работа учащихся.
Оборудование: персональный компьютер учителя, мультимедиа проектор, экран
Персональные компьютеры учащихся (кабинет информатики)
Презентация «Выдающиеся русские художники второй половины XIX века. Иван Иванович Шишкин».
Учебники «Изобразительное искусство. 2 класс». Авторы: В.С.Кузин, Э.И. Кубышкина.
Листы с кроссвордами.
Тест «Жанры живописи» (на основе шаблона Д.Иванова)
Музыкальный ряд: П.И.Чайковский. Времена года. Июнь.
I. Вступительное слово учителя (слайд 3).
1. Удивительный мир окружает нас, ребята. Это мир природы. Уметь видеть его красоту помогают нам художники. Сегодня мы познакомимся с творчеством замечательного русского художника – пейзажиста Ивана Ивановича Шишкина, который считал, что «в природе на каждом шагу встречаются картины, к которым нечего прибавить, из которых нечего выбросить».
2.Сначала давайте заглянем в «Словарь художника», чтобы вспомнить некоторые термины (специальные слова). Что такое живопись? Какие жанры живописи вы знаете? (слайд 2, скрытый, переход по ссылке «Пейзаж»)
Если видишь, на картине нарисована река,
Или ель и белый иней, или сад и облака,
Или снежная равнина, или поле и шалаш,
Обязательно картина называется …(пейзаж).[1]
- Так что же изображал на своих картинах И.И.Шишкин? (Выслушиваются предположения и ответы детей.) Верно, художник больше всего любил писать картины родной русской природы – пейзажи.
Если видишь, что с картины смотрит кто-нибудь на нас,
Или принц в плаще старинном, или в робе верхолаз,
Лётчик или балерина, или Колька, твой сосед,
Обязательно картина называется …(портрет).
(Слайд 4, скрытый, переход по ссылке «Портрет»)
3.Работа с учебником (с.92).
- На портрете кисти И.Крамского знаменитый русский пейзажист изображён с этюдником (папка для рисунков – этюдов; этюд – первоначальный набросок) и зонтом, необходимым для работы на пленэре (в переводе с французского «открытый воздух»; этим же словом называют рисование с натуры на природе). Посмотрите на него внимательно: крепкий, широкоплечий мужчина, с бородой, чем-то напоминает могучее дерево. Он стоит, опершись на длинную трость, в высоких сапогах, через плечо ящик с красками перекинут. Кажется, что он только вышел из леса, который виднеется вдали.
4.А вот таким изобразил художник себя сам (слайд 4, автопортрет).
Вы видите автопортрет И.И.Шишкина. Что же такое автопортрет? Верно, автопортрет – это портрет, на котором художник написал самого себя. А сейчас внимательно послушайте рассказ о жизни и творчестве И.И.Шишкина, чтобы в конце урока разгадать кроссворд.
II. Беседа о жизни и творчестве художника.
1. Шишкин родился 13 (25) января 1832 года в Елабуге - маленьком провинциальном городке, расположенном на высоком берегу Камы. Впечатлительный, любознательный, одаренный мальчик нашел незаменимого друга в своем отце. Небогатый купец, И.В.Шишкин был человеком разносторонних знаний. Интерес к старине, природе, к чтению книг он прививал и сыну, поощряя в мальчике любовь к рисованию, пробудившуюся очень рано.
Вокруг, сколько хватало глаз, стояли леса, и мальчик Ваня любил бродить по запутанным тропам и чащобам. Рисовать он начал с малых лет – то мелом, то углем на стенах, дверях и заборах. За это соседи прозвали его «мазилкой». Учился Иван в уездном (районном) училище, а затем в 1-й Казанской гимназии. С каждым годом росла в нём страсть к рисованию и живописи, и, наконец, мечта юноши сбылась: он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества[2], а через 4 года – в петербургскую Академию художеств.
2. За время учения Шишкин получил все награды, какие присуждались здесь за успехи. А по окончании академии был удостоен золотой медали. Это давало право на заграничную командировку. Но художник не торопится с выездом: лесная Елабуга ему милее всех чужедальних стран. Только через 2 года Шишкин едет в Германию и Швейцарию. Он тоскует здесь по родной стороне, по русским дубравам и рощам.
С радостью вернулся он в Россию и принялся за любимую работу. Иван Иванович получил уже звание академика. Талант художника развернулся в полную силу. Одна за другой появляются картины. (Слайд 5) О чём они – видно из названий: «Дубовая роща», «Лесной ручей», «Лесная глушь», «Сосновый бор», «Корабельная роща»… Лес, лес, лес… Друзья в шутку прозвали Шишкина «лесовиком», а в журналах и газетах писали о нём – «царь леса».
3. В Вятской губернии, где прошло детство художника, леса занимали две трети площади. Мальчиком Шишкин целые дни бродил один по лесному царству. Может быть, создавая картину «Дети в лесу», художник вспоминал своё детство? (слайд 6) Став взрослым, он возводил на холстах громады соснового бора, утверждал могущество дубов – и страдал, когда кто-нибудь нечаянно наступал при нём на цветок ромашки. Виктор Михайлович Васнецов писал Шишкину: «Корни ваши так глубоко и накрепко вросли в почву родного искусства, что их никогда и ничем оттуда не выкорчевать!»
- Давайте вновь вернёмся к учебнику (с. 93, 94). Вы видите два этюда: «Уголок заброшенного сада» и «Дубы». Посмотрите, с какой любовью и тщательностью написаны художником обычные сорняки в уголке сада. Приходилось ли вам видеть в жизни картины природы, похожие на пейзажи И.Шишкина? Расскажите, когда и где это произошло.
На этюде «Дубы» - маленькая фигурка крестьянки и мощное дерево, проблеск солнца на тёмном небе. Какие чувства, по-вашему, передал художник? Найдите вопросы и задания на с. 95. Расскажите о композиции этюда «Дубы»: что в центре картины? Что на переднем плане? С какой целью чуть поодаль художник поместил фигурку женщины? Как И.Шишкин изобразил небо? Какое впечатление и настроение оно передаёт?
4.Есть у И.И. Шишкина картина, которую знают все – и большие, и маленькие. (Слайд 7) Она называется «Утро в сосновом лесу». Ранним утром в чаще леса резвятся три медвежонка. Рядом – мама-медведица. (Шишкин никогда не рисовал животных, и поэтому изобразить мишек помог художник Константин Савицкий – его друг). Тихо вокруг, природа только-только пробуждается ото сна и оживает под первыми лучами солнца. Первые лучи тронули золотом шероховатость коры, зелень хвои. Утренний туман медленно тает.
Далеко глухие места от человеческого жилья. Наверное, никто не заходит сюда, не тревожит лесное царство. Привольно здесь и зверю, и птице! Жизнь идёт по своим лесным законам. Только от бурь да от времени гибнут старые деревья. А на их месте вырастает молодая поросль. Вот об этой нетронутой красоте леса рассказал нам художник кистью и красками.
5. (Слайд 8) А сейчас вы видите ещё одно из самых известных произведений И.Шишкина – картину, которая принесла ему славу подлинного народного художника. Репродукция этой картины многие годы украшала обложки учебников чтения, по которым учились ваши бабушки и дедушки.
(Учитель включает музыку [3])
Зреет рожь над жаркой нивой, и от нивы и до нивы
Гонит ветер прихотливый золотые переливы. (А.А.Фет)
Вопросы: что изображено на картине? Как вы думаете, что самое главное в ней? Какими изобразительными средствами выделил это художник? (Главное на картине – золотое поле ржи. Оно занимает весь передний план.)
Какое настроение вызывает картина? (Чтобы детям легче было выразить своё настроение, можно раздать «Словарики настроений». Смотрите приложение.) Как бы вы назвали картину?
Учитель подводит итог:
- Шишкин назвал картину «Рожь» (1878). Художник показывает бескрайние просторы русской земли. Дорога, уходящая вдаль, подчёркивает безграничность поля, величие труда человека, вырастившего это огромное море хлеба. На переднем плане – спелые, сочные колосья, гнущиеся под тяжестью созревших зёрен. Вдалеке – мощные сосны, зелень которых удивительно сочетается с золотисто-жёлтым цветом ржи. Вся даль погружена в марево жаркого летнего дня. Художник как бы говорит нам: «Вот она, наша Россия, широкая, раздольная. Как не любить её?»
Картина И.И. Шишкина «Рожь» стала своего рода символом, воплощением русского национального пейзажа. Это одно из лучших и наиболее зрелых произведений художника, которого И.Н. Крамской называл “верстовым столбом в развитии русской пейзажа, человеком-школой”, а его современник, художественный критик В.В. Стасов считал, что русская природа у Шишкина – это природа, предназначенная для богатырского народа. Сам Шишкин несколькими словами описал свою картину: «Раздолье. Простор. Угодье, рожь. Божия благодать. Русское богатство».
6. В шутливой анкете, предложенной друзьями И.И.Шишкину, на вопрос «Мой девиз?» художник написал: «Да здравствует Россия!» Россия была для него любимой родиной, неповторимой, могучей и прекрасной. Он не уставал писать её леса, поля и небо. Ей он преданно служил до последнего своего часа. 8 (20) марта 1898 года он скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина "Лесное царство".
III. Обобщение, подведение итогов беседы.
- А сейчас я раздам на парты листы с кроссвордами[4]. Вы можете работать в парах или группах. Вспомните, что услышали сегодня о жизни и творчестве Ивана Ивановича Шишкина и постарайтесь разгадать кроссворд. (Слайд 9).
По горизонтали: 1 – городок, в котором родился И.Шишкин (Елабуга); 2 – как в шутку называли художника друзья (лесовик); 3 – что получил Шишкин после окончания петербуржской Академии художеств (медаль); 4 – художник, чей девиз: «Да здравствует Россия!» (Шишкин И.И.); | По вертикали: 5 – как называли мальчика Шишкина соседи (мазилка); 6 – название картины, репродукция которой была на одном из старых учебников чтения (Рожь); 7 – река, на берегах которой родился и жил И. Шишкин (Кама); 8 – художник, написавший животных на картине И.Шишкина «Утро в сосновом лесу» (Савицкий). |
- Листы заполнены. Посмотрите на экран, на слайд (слайд 9) с правильными ответами (кроссворд анимирован), и проверьте, насколько вы были внимательны. Кто больше узнал о жизни и творчестве художника И.И.Шишкина?
- Поаплодируем победителям ().
- До новых встреч! – говорит нам художник (слайд 10). Наши беседы о выдающихся живописцах будут продолжены.
IV. Контроль и учёт знаний.
В заключение урока можно провести компьютерное тестирование учащихся с помощью теста «Жанры живописи» (если урок проводится в кабинете информатики, то тесты выполняют все учащиеся сразу; если компьютер в кабинете один, то тестирование проводится во внеурочное время индивидуально).
Информационные ресурсы:
1.Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов.
(репродукции картин Шишкина И.И., сведения о его творчестве)
2. Журнал «Дошкольное воспитание» № 10, 1990 г. (материалы Л.Фокиной, преподавателя педучилища №2 г. Петрозаводска, и О. Калининой, преподавателя педучилища №14 г. Москвы).
3. Кузин В.С., Кубышкина Э.М. Изобразительное искусство. 2 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2004.
4. Чумичёва Р.М. Дошкольникам о живописи: Кн. для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1992.
5. Шаблон теста Д.Иванова: http://it-n.ru/communities.aspx
Критерии оценок: «5» - без ошибок, «4» - 1 или 2 ошибки, «3» - от 3-х до 5-ти ошибок. Если ученик сделал более 5-ти ошибок, он получает «0».
(Формула расчёта оценки изменена Козлицкой И.В.)
В тесте «Жанры живописи» использованы следующие репродукции:
«Натюрморт с корзиной» Виктора Викторовича Вавейкина
«Ариша Пластова» Юрия Панцырева
«Ручей в берёзовом лесу» Ивана Ивановича Шишкина
«Рожь» Ивана Ивановича Шишкина
Картинки и анимация найдены по адресам: http://www.google.com
Фон для презентации-теста найден по адресу: http://fonogallery.narod.ru
[1] Здесь и далее стихи о жанрах живописи Григория Гладкова.
[2] Ваяние – скульптура, зодчество – строительство.
[3] П.И.Чайковский. Времена года. Июнь.
[4] Кроссворд составлен Козлицкой И.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
И.И.Шишкин "Утро в сосновом лесу". Сочинение по картине.
Сочинение по картине И.И.Шишкина . Презентация и конспект урока....
Сочинение по картине И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»
Сочинение по картине И.Шишкина "Утро в сосновом лесу", урок развития речи в 3 классе ...
Материал изложения по картине Шишкина "Утро в сосновом лесу", 3 класс
Материал изложения по картине Шишкина "Утро в сосновом лесу", 3 класс...
Презентация к уроку по русскому языку в 3 классе "Сочинение по картине И.И.Шишкина "Утро в сосновом лесу"
Презентация к уроку по русскому языку в 3 классе. УМК Школа России. В презентации: ход урока, портрет Шишкина И.И., иллюстрации его картин....
Сочинение по картине И.И. Шишкина\'\'Утро в сосновом лесу\'\'.
Сочинение-описание картины, 2 урока, 4 класс, +презентация....
презентация на тему "Сочинение по картине И.И.Шишкина "Утро в сосновом лесу"
Презентация содержит материал для подготовки и написания сочинения по картине И.И.Шишкина "Утро в сосновом лесу". Ресурс имеет 24слайда, на которых , помещены портреты художника, братьев Третьяк...
Сочинение по картине И.И. Шишкина "Утро в сосновом лесу" 2класс
Презентация к уроку развития речи "Сочинение по картине И.И. Шишкина "Утро в сосновом лесу", 2 класс, УМК "Школа России"...