Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса УМК "Начальная школа XXI века"
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) по теме
Календарно-тематическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programmakalendarno-tematicheskoe_planirovanie_4_klass.doc | 205 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по «Окружающему миру» для 4 класса составлена в соответствии с основными требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, планируемыми результатами начального общего образования, требованиями основной образовательной программы ОУ, программы УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой.
Общая характеристика
Особое значение изучения этой образовательной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, его биологическую и социальную сущность. Особенностью программы является включение знаний, которые способствуют познанию самого себя (своего «Я»), расширяют представления о психической природе человека (познавательных процессах, отличии от высших животных и др.).
Цели:
- формирование социального опыта школьника, осознания элементарного взаимодействия в системе «человек — природа — общество»;
- воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.
Задачи:
- осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
- обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
- расширение кругозора и культурного опыта школьника.
Ценностные ориентиры содержания
«Окружающий мир» — предмет интегрированный. При его изучении младший школьник:
- устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизни; понимает взаимозависимости в системе «человек — природа — общество»;
- осознает необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно-этических установок; получает начальные навыки экологической культуры;
- подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознает возможность изменять себя, понимает важность здорового образа жизни;
• подготавливается к изучению базовых предметов в основной школе.
В основе построения курса лежат следующие принципы:
1. Принцип интеграции — соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений.
2. Педоцентрический принцип определяет отбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.
3. Культурологический принцип понимается как обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что дает возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию.
4. Необходимость принципа экологизации предмета определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младшего школьника при ознакомлении его с окружающим миром.
5. Принцип поступательности обеспечивает - постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.
6. Краеведческий принцип обязывает учителя при изучении природы и общественных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический музеи и т.д
Объем программы
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса составлена на основе Программы начального общего образования по окружающему миру, Программы «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой (окружающий мир – автор Н.Ф.Виноградова), предусматривающей 68 ч.
Согласно Графику – календарю МБОУ «Николаевская СОШ» на 2012-2013 учебный год в 4 классе предусмотрено 35 учебных недель (2 часа в неделю), т.е. фактически должно быть проведено 70 часов.
В соответствии с выходными днями – 8 марта, 1 мая, 9 мая, рабочая программа по окружающему миру для 4 класса на 2012-2013 учебный год рассчитана на 68 часов.
Программа выполняется в полном объеме (68 ч).
Содержание курса
68 часов (2 ч в неделю)
№ п\п | Содержательная линия | Кол-во часов 68 ч | Требования ФГОС | |
Знать | Уметь | |||
1 | Введение Человек – часть природы. Природа – источник существования человека. Зависимость жизни и благополучия человека от природы. | 1 | ||
2 | Человек- живое существо (организм). Человек – живой организм. Признаки живого организма. Органы и системы органов человека. Нервная система. Головной и спинной мозг. Кора больших полушарий. Роль нервной системы в организме. Опорно – двигательная система: скелет и мышцы. Ее значение в организме. Осанка. Развитие и укрепление опорно – двигательной системы. Движения и физкультура. Пищеварительная система. Ее органы. Значение пищеварительной системы. Зубы, правила ухода за ними. Правильное питание как условие здоровья. Дыхательная система. ЕЕ органы. Значение дыхательной системы. Защита органов дыхания. Кровеносная система. Ее органы. Кровь, ее функции. Сердце – главный орган кровеносной системы. Предупреждение заболеваний сердца и кровеносных сосудов. Органы выделения. Их роль в организме. Главный орган выделения – почки. Кожа, ее роль в организме. Защита кожи и правила ухода за ней. Закаливание. Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств, их значение в жизни человека. Эмоции: радость, смех, боль, плач, гнев. Зависимость благополучия и хорошего настроения людей от умения управлять своими эмоциями. Охрана органов чувств. Внимание, память, речь, мышление. Условия их развития. Развитие человека от рождения до старости. Детство. Отрочество. Взрослость. Старость. Условия роста и развития ребенка. Значение чистого воздуха, питания, общения с другими людьми и деятельности ребенка для его развития. Охрана детства. Права ребенка. Уважительное отношение к старости и забота о престарелых и больных. Ты и твое здоровье. Человек и его здоровье. Знание своего организма – условие здоровья и эмоционального благополучия. Режим дня школьника. Здоровый сон. Правильное питание. Закаливание. Вредные привычки. ОБЖ: когда дом становится опасным. Улица и дорога. Опасности на дороге. Поведение во время грозы, при встрече с опасными животными. Детские болезни. Человек – часть природы. Чем человек отличается от животных. Мышление и речь. Развитие человека от рождения до старости. Детство. Отрочество. Взрослость. Старость. Условия роста и развития ребенка: значение чистого воздуха, питания, общения с другими людьми и игровой деятельности ребенка. Человек среди людей. Доброта, справедливость, забота о больных и стариках – качества культурного человека. Умеем ли мы общаться? ОБЖ: почему нужно избегать общения с незнакомыми людьми. Расширение кругозора школьников. Предшественники человека. Отличие человека от животных. Передача отношения человека к природе в верованиях, искусстве, литературе. Детские болезни, их причины и признаки заболевания. Правила поведения во время болезней. | 30 | -признаки живого организма; признаки, характерные для человека; -признаки живого организма; признаки, характерные для человека; -основные органы и системы органов человека и их функции; -правила здорового образа жизни; -права граждан и ребенка в России; -основных представителей российского государства; - народы, населяющие Россию; | различать -искусственные тела и тела природы; - искусственные тела и тела природы; -эмоциональное состояние и чувства окружающих; Решать задачи в учебных и бытовых ситуациях: -раскрывать значение нервной, опорно – двигательной, пищеварительной, кровеносной систем, органов человека; -применять правила здорового образа жизни в самостоятельной повседневной деятельности; -указывать по тексту, к какому времени относится это событие; -составлять связный рассказ на следующие темы: «Человек – биологическое существо», «Как быть здоровым», «Как развивать свою память», «Если случилась беда», «Чем человек отличается от животных», «какими были школа и образование в разные исторические времена», «Родной край»; -объяснять значение понятий «человек –живой организм», «здоровый образ, жизни», «вредные привычки», «государство», «права ребенка»; -в повседневной жизни применять правила нравственного поведения; -работать с географической и исторической картой; -выполнять задания на контурной карте, представленные в рабочей тетради. |
3 | Человек и общество, в котором он живет. Родная страна от края до края. Природные зоны России: Арктика, тундра, тайга, смешанные леса, степь, пустыня, влажные субтропики. Почвы России. Почва – среда обитания растений и животных. Плодородие почв. Охрана почв. Рельеф России. Восточно – Европейская равнина, Западно – Сибирская равнина. Как развивались и строились города. Особенности расположения древних городов. «Кремлевские» города. Улицы, история и происхождение названий. Россия и ее соседи. Япония, Китай, Финляндия Дания. Человек и культура. Человек – творец культурных ценностей. Что такое культура? Школы, книги, библиотеки в разные времена. О чем рассказывают летописи. Первые школы на Руси. Первые печатные книги. Иван Федоров. Просвещение в России при Петре 1, во второй половине 18 века. Первые университеты в России. М.В.Ломоносов. Школа и образование в 19 веке, в Советской России. Возникновение и развитие библиотечного дела. Искусство России в разные времена. Памятники архитектуры Древней Руси. Древнерусская икона. Андрей Рублев. Художественные ремесла в Древней Руси. Музыка в Древней Руси. Древнерусский театр. Искусство России 18 века. Памятники архитектуры. Творения В.И.Баженова. Изобразительное искусство 18 века. Возникновение публичных театров. Искусство России 19 века. «Золотой век» русской культуры. А.С.Пушкин – «солнце русской поэзии». Творчество поэтов, писателей, композиторов, художников. Искусство России 20 века. Творчество архитекторов, художников, поэтов, писателей. Известные сооружения советского периода. Произведения художников России. Детские писатели и поэты. Композиторы и их произведения. Современный театр. Гражданин и государство. Россия – наша Родина. Права и обязанности граждан России. Расширение кругозора школьников. Какие расы живут на Земле. Литературные памятники Древней Руси. Новгородские берестяные грамоты. «Поучение» Владимира Мономаха. Первые книги по истории России. Человек – воин. Почему люди воюют. Войны в Древней Руси. Борьба славян с половцами. Александр Невский и победа над шведскими и немецкими рыцарями. Монгольское иго и борьба русских людей за независимость Родины. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Отечественна война 1812 года. М.И.Кутузов. Великая Отечественная война. Главные сражения советской армии с фашистами. Помощь тыла фронту. Расширение кругозора школьников. Борьба русского народа с польскими захватчиками в 17 веке. Минин и Пожарский. Иван Сусанин. Партизанская война 1812 года. Василиса Кожина. Отражение борьбы русского народа за свободу родины в произведениях изобразительного и музыкального искусства. Боги войны. Ордена и награды. Военные костюмы разных эпох. | 37 | -иметь представление о важных событиях нашей страны, об искусстве18-20 века -права граждан и ребенка в России.; -основных представителей российского государства; - народы, населяющие Россию; | -называть персонажей разных исторических эпох. - знать и выполнять права и обязанности граждан. -год и век, арабские и римские цифры; -события, персоналии и их принадлежность конкретной исторической эпохе; -раскрывать причины отдельных событий в жизни страны, причины возникновения войн и даты основных войн в истории России; -указывать по тексту, к какому времени относится это событие; |
Основные требования к уровню подготовки обучающихся 4 класса
К концу обучения в 4 классе обучающиеся должны:
называть (приводить примеры):
- признаки живого организма; признаки, характерные для человека;
-основные органы и системы органов человека и их функции;
-правила здорового образа жизни;
-права граждан и ребенка в России;
-основных представителей российского государства;
- народы, населяющие Россию;
различать (соотносить):
-год и век, арабские и римские цифры;
-искусственные тела и тела природы;
-эмоциональное состояние и чувства окружающих;
-события, персоналии и их принадлежность конкретной исторической эпохе;
решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:
-раскрывать значение нервной, опорно – двигательной, пищеварительной, кровеносной систем, органов человека;
-применять правила здорового образа жизни в самостоятельной повседневной деятельности;
-раскрывать причины отдельных событий в жизни страны, причины возникновения войн и даты основных войн в истории России;
-указывать по тексту, к какому времени относится это событие;
-составлять связный рассказ на следующие темы: «Человек – биологическое существо», «Как быть здоровым», «Как развивать свою память», «Если случилась беда», «Чем человек отличается от животных», «какими были школа и образование в разные исторические времена», «Родной край»;
-объяснять значение понятий «человек – живой организм», «здоровый образ, жизни», «вредные привычки», «государство», «права ребенка»;
-в повседневной жизни применять правила нравственного поведения;
-работать с географической и исторической картой; выполнять задания на контурной карте, представленные в рабочей тетради.
Система оценки планируемых результатов
Для контроля и оценки знаний и умений по окружающему миру используется индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы, которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а так же самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.
Фронтальный опрос проводится как беседа – полилог, в котором участвуют обучающиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые обучающиеся дают конкретные обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материала, но и умение сопоставлять факты, выбрать альтернативу, сравнивать, проанализировать, найти причину явления.
Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности. Можно выделить индивидуального формы опроса: рассказ – описание и рассказ – рассуждение.
При оценке рассказа – описания учитывается полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценке заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторять дословно, а высказывать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстрированного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем
Рассказ – рассуждение проверяет умение обучающегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм. Это вид опроса очень важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи – рассуждения.
Характеристика цифровой оценки
«5» -отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу, не более одного недочета, логичность и полнота изложения;
«4» - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса. Наличие 2-3 ошибок или 4 -6 недочетов по текущему материалу ( не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу. Незначительные нарушения логики изложения материала. Использование нерациональных приемов решения учебной задачи. Отдельные неточности в изложении материала.
«3» - достаточный минимальный уровень выполнения требований. Не более 4-6 ошибок по текущему материалу. Отдельные нарушения логики изложения материала. Неполнота раскрытия вопроса.
«2» - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного. Наличие более 6 ошибок по текущему
материалу. Более 5 ошибок по пройденному материалу. Нарушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки по окружающему миру.
Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные
суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.
Оценка "5» ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы.
Оценка "4" ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки "5", но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактическою материала, в использовании отдельных практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.
Оценка "3» ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала, но допускает фактические ошибки, не умеет
использовать результаты своих наблюдений в природе, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями природы, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя.
Оценка "2" ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не оправляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.
Ошибки:
- Неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной.
- Нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной.
- Неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления.
- Ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам.
- Незнание фактического материала, неумение провести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение.
- Отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом.
- Ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату.
- Неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).
- Монотонность чтения, отсутствие средства выразительности.
Недочеты:
- Преобладание при описании объекта несущественных его признаков.
- Неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей.
- Отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату.
- Неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов.
- Неточности при нахождении объекта на карте.
Календарно – тематическое планирование по окружающему миру в 4 классе
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности | Диагностический инструментарий оценки достижений | Дата |
Человек – живое существо (1 ч) | |||||
1/1 | Организм человека. Нервная система. | 1 | Иметь представление о строении организма человека | Текущий | |
Как устроен и работает организм человека (15 ч) | |||||
1/2 | Головной и спинной мозг. | 1 | Выяснить функции спинного и головного мозга | Текущий | |
2/3 | Скелет – опора человека. | 1 | Раскрыть значение опорно – двигательной системы | Текущий | |
3/4 | Кости и мышцы нужно укреплять. Практическая работа: Оказание первой помощи при несчастных случаях. | 1 | Прививать правила здорового образа жизни | Текущий | |
4/5 | Пищеварительная система. | 1 | Выяснить функции пищеварительной системы | Текущий | |
5/6 | Берегите зубы с детства | 1 | Прививать правила здорового образа жизни | Текущий | |
6/7 | Дыхательная система. | 1 | Выяснить функции дыхательной системы | Текущий | |
7/8 | Кровь. Кровеносная система. | 1 | Выяснить функции пищеварительной системы | Текущий | |
8/9 | Сердце – главный орган кровеносной системы. Практическая работа: Подсчет пульса в спокойном состоянии и после физических нагрузок. | 1 | Раскрыть значение главного органа кровеносной системы | Текущий | |
9/10 | Органы выделения. Как организм удаляет ненужные ему жидкие вещества. | 1 | Выяснить функции органов выделения | Текущий | |
10/11 | Кожа. Строение кожи. Как «работает» кожа. | 1 | Раскрыть значение кожи в организме | Текущий | |
11/12 | Зрение. Береги глаза. | 1 | Раскрыть значение глаз Прививать основы здорового образа жизни | Текущий | |
12/13 | Слух, Береги слух. | 1 | Раскрыть значение слуха Прививать основы здорового образа жизни | Текущий | |
13/14 | Обоняние. Как мы чувствуем запахи. Береги обоняние. | 1 | Раскрыть значение обоняния Прививать основы здорового образа жизни | Текущий | |
14/15 | Вкус. Осязание | 1 | Раскрыть значение вкуса и осязания -прививать основы здорового образа жизни | Текущий | |
15/16 | Обобщающий урок. | 1 | Обобщить знания по теме | Рубежный | |
Мир чувств (2 ч) | |||||
1/17 | От эмоций к чувствам. | 1 | Выяснить значение эмоций в общении людей | Текущий | |
2/18 | Чувства. | 1 | Увидеть и понять чувства в музыке, живописи, поэзии | Текущий | |
Обрати внимание на внимание (1 ч) | |||||
1/19 | Что такое внимание? | 1 | Роль внимания в жизни человека | Текущий | |
Помни о памяти (1 ч) | |||||
1/20 | Зачем человеку память | 1 | Раскрыть значение памяти в жизни человека | Текущий | |
Чем человек отличается от животных (1 ч) | |||||
1/21 | Человек умеет думать и говорить | 1 | Найти отличительные признаки человека и животного | Текущий | |
От рождения до старости (2 ч) | |||||
1/22 | Счастливая пора детства | 1 | Плюсы и минусы детства | Текущий | |
2/23 | Почему старикам нужна твоя помощь | 1 | -Сравнить человека взрослого и старого | Текущий | |
Береги здоровье (1 ч) | |||||
1/24 | Здоровье человека. Практическая работа: Составление режима дня школьника. | 1 | Прививать правила здорового образа жизни | Текущий | |
Поговорим о вредных привычках (2 ч) | |||||
1/25 | Курение – опасно для здоровья. | 1 | Прививать правила здорового образа жизни | Текущий | |
2/26 | Осторожно – спиртное! Урок обобщения «Здоровый образ жизни». | 1 | Прививать правила здорового образа жизни | Рубежный | |
Человек и общество, в котором он живёт (4 ч) | |||||
1/27 | Человек – путешественник. Как человек открывал новые земли. Почему человек стал путешественником. | 1 | Раскрыть причины открытия новых земель | Текущий | |
2/28 | Как славяне обживали Север. Открытие земель за каменным поясом. | 1 | Путешествие по географической карте | Текущий | |
3/29 | Человек и культура. | 1 | Доказать, что человек- творец культурных ценностей | Текущий | |
4/30 | Человек и культура | 1 | О влиянии культуры на общество | Текущий | |
О первых школах и книгах (6 ч) | |||||
1/31 | Как дети учились, когда не было школ. О чем рассказывает летопись. Что такое литературный памятник. | 1 | Узнать, как дети учились, когда не было школ | Текущий | |
2/32 | Когда появились первые школы? | 1 | Школа в разные исторические эпохи | Текущий | |
3/33 | Первая азбука | 1 | Познакомиться с первой азбукой | Текущий | |
4/34 | Чему и как учили при Петре 1. | 1 | Познакомить с просвещением в Росси во второй половине 18 века | Текущий | |
5/35 | Как развивалось образование после Петра 1. Первые университеты в России. | 1 | Образование в России после Петра 1 | Текущий | |
6/36 | Школа в 19 веке | 1 | Сравнить образование в разные эпохи | Текущий | |
Русское искусство до VIII века (4 ч) | |||||
1/37 | Памятники архитектуры Древней Руси. Русская икона. | 1 | Познакомить с памятниками Древней Руси | Текущий | |
2/38 | Художественное ремесло в Древней Руси. Владимир Мономах и его «Поучение». | 1 | Расширить кругозор школьника | Текущий | |
3/39 | Музыка в Древней Руси | 1 | Знакомить с искусством в разные времена | Текущий | |
4/40 | Скоморохи – первые артисты на Руси | 1 | Сравнить артистов разных эпох | Текущий | |
Русское искусство до VIII века (2 ч) | |||||
1/41 | Поговорим об архитектуре. О первых историках России. | 1 | Познакомить с творчеством архитекторов | Текущий | |
2/42 | О художниках России 18 века. Государственный публичный театр. | 1 | Познакомить с творчеством художников 18 века -о публичном театре | Текущий | |
Искусство России 19 века. «Золотой век» русской культуры (5 ч) | |||||
1/43 | Писатели и поэты 19 века. Солнце русской поэзии – Александр Сергеевич Пушкин. | 1 | Страницы жизни и творчества А.С.Пушкина | Текущий | |
2/44 | Знаток русского народного творчества | 1 | Объяснить значение понятия «русское народное творчество» | Текущий | |
3/45 | Стихи о детях и для детей, написанные поэтами 19 века. | 1 | Познакомить со стихами для детей, написанные поэтами 19 века | Текущий | |
4/46 | «Он чувствовал чужие страдания» Антон Павлович Чехов | 1 | Страницы жизни и творчества А.П.Чехова | Текущий | |
5/47 | Лек Николаевич Толстой | 1 | Страницы жизни и творчества Л.Н.Толстого | Текущий | |
Композиторы XIX века (2 ч) | |||||
1/48 | Михаил Иванович Глинка | 1 | Страницы жизни и творчества М.И.Глинки | Текущий | |
2/49 | Петр Ильич Чайковский | 1 | Страницы жизни и творчества П.И.Чайковского | Текущий | |
Композиторы XIX века (4 ч) | |||||
1/50 | Художники 19 века | 1 | Познакомить с художниками 19 века | Текущий | |
2/51 | Исаак Ильич Левитан | 1 | Страницы жизни и творчества И.И.Левитана | Текущий | |
3/52 | Рассматриваем картины художников 20 века | 1 | Оценить произведения искусства | Текущий | |
4/53 | Читаем и слушаем стихи поэтов 20 века | 1 | Оценить стихи известных поэтов | Текущий | |
Человек – защитник своего Отечества (8 ч) | |||||
1/54 | Как славяне боролись с половцами | 1 | Раскрыть причины возникновения войны и победы | Текущий | |
2/55 | Как русские победили шведских рыцарей | 1 | Раскрыть причины возникновения войны и победы | Текущий | |
3/56 | Битва на Чудском озере | 1 | Раскрыть причины возникновения войны и победы -А.Невский | Текущий | |
4/57 | Как Русь воевала с войском Золотой Орды | 1 | Раскрыть причины возникновения войны и победы -Д.Донской | Текущий | |
5/58 | Борьба русского народа с польскими захватчиками | 1 | Раскрыть причины возникновения войны и победы -Минин, Пожарский -подвиг русского народа | Текущий | |
6/59 | Отечественная война 1812 года. Трудное решение Михаила Илларионовича Кутузова. | 1 | Раскрыть причины возникновения войны и победы | Текущий | |
7/60 | Партизанская война против Наполеона | 1 | О подвиге русского народа | Текущий | |
8/61 | Великая Отечественная война 1941 – 1945 года. Все для фронта. Все для победы! | 1 | Раскрыть причины возникновения войны и победы -о подвиге русского народа -герои войны | Текущий | |
Гражданин и государство (7 ч) | |||||
1/62 | Мы живем в Российском государстве. Права граждан. Обязанности граждан. Практическая работа с картой. | 1 | Выяснить права и обязанности граждан России. Знать народы, населяющие Россию | Текущий | |
2/63 | Мы живем в Российском государстве. Права Граждан. Обязанности граждан. | 1 | Выяснить права ребенка | Текущий | |
3/64 | Древняя Русь. | 1 | Познакомиться с событиями, персоналиями | Текущий | |
4/65 | Московская Русь | 1 | Познакомиться с событиями, персоналиями | Текущий | |
5/66 | Повторение и обобщение. Россия 17-20 веков. | 1 | Обобщить материал по теме | Текущий | |
6/67 | Обобщающий урок по теме «Гражданин и государство» | 1 | Рубежный | ||
7/68 | Итоговый урок | 1 |
Практическая часть
№ п\п | Тема практической работы | Дата |
1 | Оказание первой медицинской помощи при несчастных случаях | |
2 | Подсчет пульса после физических нагрузок и в спокойном состоянии. | |
3 | Составление режима дня школьника | |
4 | Практическая работа с картой |
Материально – техническое обеспечение
Учебно – методический комплект:
- Программа начального образования по окружающему миру М., Просвещение, 2008
- Программа начальной школы по окружающему миру. 4 класс. Автор Н.Ф.Виноградова М., Вента - Граф, 2008
Учебник
- Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир: 4 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений:
3-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2009.
Рабочие тетради
- Учимся думать и фантазировать: Рабочие тетради № 1, 2 для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений.
– 2-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2010.
Методические пособия
- Окружающий мир. 4 класс: Поурочные планы по учебнику Н.Ф. Виноградовой/Авт. – сост. Н.Ф.Виноградова,
М: Вента – Граф, 2008. - Окружающий мир. 4 класс: Поурочные планы по учебнику Н.Ф. Виноградовой/Авт. – сост. О.А. Исакова – Волгоград: Учитель, 2010
Литература дополнительная:
- Исследовательская деятельность младших школьников: программа, занятия, работы учащихся./ Авт. – сост.
Е.В. Кривобок, О.Ю. Саранюк. – Волгоград: Учитель, 2010. - Олимпиадные задания.2 - 4 класс: Окружающий мир /Авт. – сост. Г.В. Раицкая. 3 – е изд. – Самара: Издательство
«Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»,. 2009.
Печатные пособия
Таблицы к основным разделам окружающего мира.
Технические средства обучения.
Компьютер.
Экранно – звуковые пособия
- Животный мир. Энциклопедии. (СД)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс "Начальная школа XXI века"
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса составлена на основе федерального государственного стандарта начального образования, примерной программы начального общего об...
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс "Начальная школа XXI века"
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса составлена на основе федерального государственного стандарта начального образования, примерной программы начального общего об...
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) "Начальная школа 21 века"
тематическое планирование по окружающему миру 1 класс "Начальная школа 21 века" с требованиями ФГОС.......
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс "Начальная школа XXI века"
Рабочая программа по окружающему миру по программе "Начальная школа XXI века" , автор Н.Ф. Виноградова, 4 класс...
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс «Начальная школа 21 века».
Рабочая программа курса «Окружающий мир» разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы для 3 класса Н. Ф...
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс "Начальная школа XXI века"
Преподавание предмета «Окружающий мир» в 1 классе ведётся по авторской программе «Начальная школа 21 века».Руководитель проекта чл. корр. РАО Н.В. Виноградова. Программа утверждена Министерством...
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс "Начальная школа 21 века"
Предлагаемая программа отражает один из возможных вариантов раскрытия Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009) по предметным областям «Естествознан...