Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса УМК "Начальная школа XXI века"
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) по теме

Календарно-тематическое планирование

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

      Рабочая программа по «Окружающему миру» для 1 класса составлена  в соответствии с основными требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения,  планируемыми результатами  начального общего образования,  требованиями основной образовательной  программы  ОУ, программы УМК «Начальная школа  XXI века  под редакцией Н.Ф. Виноградовой.

   Общая характеристика учебного предмета

 Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает ученику материал естественных и социально-гуманитарных наук,
необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

 

  Цель:  

  1. представить в обобщённом виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе
    формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять
    правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира.

 

 Задачи: 

  1. формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
  2. развитие умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;
  3. создание психолого-педагогических условий для индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, в сфере саморегуляции с опорой на систему базовых культурных ценностей российского общества

   

Ценностные ориентиры содержания

     Значение курса «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края.
   В основе построения курса лежат следующие принципы.

  1. Принцип интеграции – соотношение между естественнонаучными знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений.
  2. Педоцентрический принцип  определяет отбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального психического и личностного развития.
  3. Культологический принцип – это обеспечение широкого эрудиционного фона обучения.
  4. Принцип экологизации определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования.

Объём программы

    Рабочая  программа по окружающему миру для 1 класса составлена на основе Программы начального общего образования по окружающему

 миру, Программы «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой (окружающий мир – автор Н.Ф.Виноградова),

 предусматривающей 66 часов.

   Согласно Графику-календарю МБОУ «Николаевская СОШ» на 2012-2013 учебный год в 1 классе предусмотрено 33 учебных недель (2 часа

в неделю), т.е. фактически должно быть проведено 66 часов.
   В соответствии с выходными днями - 1 мая,  9 мая, рабочая программа по окружающему миру для 1  класса на 2012-2013 учебный год
рассчитана на 64 часа.
   Программа выполняется в полном объеме (64 ч).
Тема «Кто работает на транспорте», выдана блочно с темой «Виды транспортных средств».

Тема «День космонавтики», выдана блочно с темой «Профессии людей».

 

   

Содержание учебного предмета

(64 часа, 2 ч в неделю)


п/п

Содержательная линия

Кол-во
часов

64 ч

Требования ФГОС

Планируемые результаты

Предметные

Универсальные учебные

действия

Базовый уровень

1

Введение. Этот удивительный мир.

   

Что такое окружающий мир. Как можно объединить разные предметы и объекты окружающего мира

1

2

Мы – школьники

Знакомимся с одноклассниками. Рассказываем о себе: кто я (он, она), чем я (он, она) люблю (любит) заниматься, чем особенно интересуюсь (интересуется). Развитие речи: составление описательного рассказа по картинкам. Какие помещения есть в школе? Для чего они предназначаются? Первоклассник должен знать и соблюдать правила поведения в школе

3

Определять время по часам с точностью до часа.
Описывать назначение различных школьных

помещений.

Конструировать игровые и учебные ситуации, раскрывающие правила поведения на уроке.

называть:

- основные помещения школы, ориентироваться в их местоположении;
решать задачи в учебных и бытовых
ситуациях:

- выполнять режим своего дня;

решать задачи в учебных и бытовых
ситуациях:

- определять время по часам с точностью до часа;
- подготавливать свое учебное место к работе;

- оценивать результаты своей и чужой работы, а также отношение к

ней;
- выполнять правила поведения в опасных для жизни ситуациях;
- составлять описательный рассказ по картине, игрушке, пересказывать сказки, выразительно читать
фольклорные произведения

3

Твоё здоровье

Твои помощники — органы чувств. Правила гигиены. О режиме дня. Правила закаливания. Какая пища полезна. Как правильно питаться

7

Демонстрировать в учебных и игровых

ситуациях правила гигиены, упражнения

утренней гимнастики, правила поведения во
время еды.

4

Я и другие люди

Кого называют друзьями. Правила дружбы. Правила поведения в гостях. Развитие письменной речи: письмо другу. Развитие речевого творчества

3

Реализовывать в процессе парной работы

правила совместной деятельности.

- различать (сопоставлять):

-основные нравственно-эстетические понятия (сочувствие-равнодушие; трудолюбие-леность); послушание-непослушание);

5

Труд людей

Хлеб — главное богатство людей. Домашние и дикие животные. Как заботиться о домашних животных. Труд людей родного города (села). Профессии людей. Сезонные работы. Различные виды транспорта. Россия — страна, которая открыла миру космос

8

Классифицировать предметы (изделия) по

принадлежности (одежда, обувь, мебель и т.д.).
Ориентироваться при решении учебных и
практических задач на правила безопасного
поведения с предметами быта.
Строить небольшой текст информационного
характера на основе телефонных диалогов.

называть:

- профессии, связанные со строительством, сельским хозяйством,

промышленностью (5-6
профессий);
-
различать (сопоставлять):

- произведения народного творчества:

пение, танцы, сказки, игрушки;

6

Родная природа

Сентябрь. Октябрь. Ноябрь. Декабрь. Январь. Февраль. Март. Апрель. Май. Сад. Огород. Сезонные изменения в природе. Растения и животные вокруг нас. Птицы и звери  в разные сезоны. Ты пешеход. Красная книга России

28

Описывать сезонные изменения в природе.
Создавать мини-сочинения о явлениях и
объектах природы.
Определять последовательность времён года

(начиная с любого), находить ошибки в
предложенной последовательности.

Устанавливать зависимости между явлениями
неживой и живой природы.
Описывать внешние признаки растения.
Выделять из группы растений опасные для

жизни и здоровья людей.

Различать животных по классам (без термина).

Сравнивать домашних и диких животных,
выделять признаки домашних животных.
Различать животных по месту обитания.

называть:
- основных представителей растительного и животного мира ближайшего окружения
(не менее пяти объектов);
- основные условия благополучной жизни растений и животных;

- различать (сопоставлять):

- различных представителей растительного мира (по внешнему виду, месту обитания, способу движения);
- времена года;

- животных, объединять их в группы
(звери, птицы, насекомые);

- выполнять трудовые поручения по уголку природы: поливать  растения, сеять семена, сажать черенки;

7

Семья

Что такое семья? Моя семья: её члены, их труд, семейные обязанности. Чем любят заниматься члены семьи в свободное время. Досуг. Хозяйственный труд в семье

2

Составлять небольшой рассказ о своей семье.

Взаимодействовать с участниками диалога:

слушать друг друга, обмениваться мнениями на
темы, близкие опыту детей;
отвечать на
вопросы,
формулировать вопрос.

называть:

- свое полное имя, домашний адрес;

8

Наша страна – Россия.
Родной край.

Родной город (село). Россия, Москва. Символика России: гимн, флаг, герб. Разнообразие и богатство природы России. Описание зданий разных функциональных назначений: учреждение, жилой дом городского и сельского типа. Какие правила нужно знать, чтобы по дороге в школу не попасть в беду? Права и обязанности граждан России

12

Различать особенности деятельности людей в

разных учреждениях культуры и быта;
составлять краткий рассказ на тему «Что
делают в …».
Называть достопримечательности столицы (с
опорой на фото, рисунки), ориентироваться в

понятии «народное творчество»: приводить

примеры малых фольклорных жанров (без
термина), народных сказок, игрушек.
Различать (сопоставлять) основные

нравственно-этические понятия; называть к
ним антонимы и синонимы.

Реализовывать в труде в уголке природы

действия по уходу за животными и растениями.

Анализировать дорогу от дома до школы:

замечать опасные участки, знаки дорожного

движения.

Воспроизводить  домашний адрес, правила

дорожного движения и пользования

транспортом.

Различать дорожные знаки, необходимые для
безопасного пребывания на улице.

называть:

- город, страну, главный город страны;
- основные достопримечательности
родного города и столицы России;

- улицы, расположенные вблизи
школы и дома; основные учреждения культуры, быта, образования;

- различать (сопоставлять):

- знаки светофора; знаки дорожного движения, необходимые для соблюдения безопасности;

Система оценки планируемых результатов обучения

К концу обучения в 1 классе учащиеся научатся:

  1. воспроизводить свое полное имя, домашний адрес, название города, страны, достопримечательности столицы России;
  2. различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице; применять знания о безопасном пребывании на улице;
  3. ориентироваться в основных помещениях школы, их местоположении;
  4. различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта; приводить примеры различных профессий;
  5. различать понятия «живая природа», «неживая природа», «изделия»;
  6. определять последовательность времён года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной последовательности;  характеризовать  кратко сезонные изменения;
  7. устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы;
  8. описывать (характеризовать) отдельных представителей растительного и животного мира;
  9. сравнивать домашних и диких животных.

К концу обучения в 1 классе учащиеся смогут научиться:

  1. анализировать дорогу от дома до школы, в житейских ситуациях избегать опасных участков, ориентироваться на знаки дорожного движения;
  2. различать основные нравственно-этические понятия;
  3. рассказывать о семье, своих любимых занятиях, составлять словесный портрет членов семьи, друзей;
  4. участвовать в труде по уходу за растениями и животными уголка природы.

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе

п/п

Тема урока

Кол-во часво

Характеристика деятельности учащихся

Диагностический
инструментарий
оценки достижений

учащихся

Дата

Введение. Этот удивительный мир (1 ч)

1/1

Этот удивительный
мир

1

Различать природные объекты и изделия
(искусственные предметы), характеризовать их отличительные свойства.

Текущий

Мы - школьники (3 ч)

1/2

Давай познакомимся

1

Ориентироваться в здании школы, на

территории, прилегающей к школе и дому

Текущий,

фронтальный,
индивидуальный

2/3

Мы - школьники

1

Называть улицы вблизи школы и дома

Практический

3/4

Правила поведения  в школе

1

Знать правила поведения в школе

Практический

Родная природа. (3 ч)

1/5

Сентябрь – первый месяц осени

1

Различать времена года. Называть основных представителей растительного мира ближайшего окружения

Текущий

2/6

Что нас осень подарила

1

Различать признаки живой и неживой природы. Классифицировать овощи и фрукты

Текущий

3/7

Грибная пора

1

Различать грибы. Знать названия грибов

Текущий

Семья (2 ч)

1/8

Семья

1

Составлять рассказ о своей семье

Текущий,
фронтальный,
индивидуальный

2/9

Любимые занятия

1

Различать основные нравственно -
этические понятия (сочувствие, трудолюбие, леность, послушание – непослушание, равнодушие).

Составлять рассказ о своей семье

Текущий

 Труд людей (2 ч)

1/10

Как из зерна получилась булка

1

Рассказать о профессиях хлебороба, механизатора. Оценить результат своей и чужой работы, отношение к ней

Текущий

2/11

Человек и домашние
животные

1

Оценить результат своей и чужой работы, отношение к ней

Текущий

 Родная природа (3 ч)

1/12

Октябрь уж наступил

1

Различать времена года. Называть основные условия жизни растений и животных

Практический

2/13

Птицы осенью

1

Называть перелетных птиц

Текущий

3/14

Явления природы

1

Знать сезонные явления природы

Текущий

 Наша страна - Россия. Родной край  (2 ч)

1/15

Где ты живёшь?

1

Называть домашний адрес, улицы, расположенные вблизи школы и дома

Текущий

2/16

Правила поведения на дорогах

1

Различать знаки светофора. Выполнять правила поведения в опасных для жизни ситуаций

Практический

 Труд людей  (2 ч)

1/17

Ты и вещи

1

Классифицировать предметы

Текущий

2/18

Кто работает ночью

1

Знать виды профессий. Оценивать результаты своей и чужой работы

Текущий

Твоё здоровье (4 ч)

1/19

Твои помощники – органы чувств

1

Выполнять основные правила здорового образа жизни

Текущий

2/20

Привила гигиены

1

Пользоваться предметами личной гигиены

Текущий

3/21

О режиме дня

1

Соблюдать режим дня

Текущий

4/22

Урок в спортивном зале

1

Знать о преимуществе закаливающих
процедур

Практический

 Родная природа. (4 ч)

1/23

Ноябрь – зиме родной брат

1

Различать времена года

Практический

2/24

Дикие животные

1

Различать животных, объединять их в группы

Текущий

3/25

Звери млекопитающие

1

Различать животных, объединять их в группы

Текущий

4/26

Что мы знаем о птицах

1

Классифицировать птиц по признаку «перелетные - зимующие»

Текущий

Наша страна – Россия. Родной край (3 ч)

1/27

Город - село

1

Описывать жилой дом, его архитектурные особенности. Знать название населенного пункта, где живешь

Текущий

2/28

Дом, в котором ты живешь

1

Знать название населенного пункта, где живешь

Текущий

3/29

Зачем люди трудятся

1

Читать фольклорные произведения

Практический

Родная природа. (2 ч)

1/30

В декабре, в декабре все деревья в серебре

1

Различать представителей животного мира

Практический

2/31

Какой бывает вода?

1

Различать состояние воды

Практический

Я и другие люди (3 ч)

1/32

О дружбе

1

Различать основные нравственно-этические понятия. Выполнять трудовые поручения взрослых

Текущий

2/33

Идём в гости

1

Различать основные нравственно-этические понятия. Выполнять трудовые поручения взрослых

Текущий

3/34

С  наступающим Новым годом!

1

Рассказать новогоднюю историю от имени выбранной роли

Творческая работа

 Родная природа. (3 ч)

1/35

Январь – году начало, зиме - середина

1

Делать выводы по итогам наблюдений за природой

Практический

2/36

Хвойные деревья

1

Различать хвойные деревья

Текущий

3/37

Жизнь птиц зимой

1

Различать животных и птиц по видам

Текущий

 Наша страна – Россия. Родной край (4 ч)

1/38

Наша страна - Россия

1

Знать свою страну, главный город страны, символику РФ. Чем богата и знаменита родная страна

Текущий

2/39

Богата природа России

1

Знать свою страну, главный город страны, символику РФ. Чем богата и знаменита родная страна

Текущий

3/40

Мы - россияне

1

Знать свою страну, главный город страны, символику РФ. Чем богата и знаменита родная страна

Текущий

4/41

Народная сказка и
народные игрушки

1

Пересказывать сказки. Выразительно читать фольклорные произведения

Практический

Родная природа. (6 ч)

1/42

Февраль – месяц метелей и вьюг

1

Знать о питании, передвижении зверей, из жизни в зимний период

Текущий

2/43

Звери - млекопитающие

1

Знать отличия в питании и передвижении зверей разных видов

Текущий

3/44

Наш уголок природы

1

Выполнять основные поручения по уголку природы

Текущий

4/45

Животные уголка природы

1

Поливать цветы, кормить животных, готовить корм, сеять семена, сажать черенки

Текущий

5/46

Растения уголка природы

1

Поливать цветы,  сеять семена, сажать черенки

Текущий

6/47

Растения уголка природы

1

Поливать цветы,  сеять семена, сажать черенки

Текущий

Наша страна – Россия. Родной край (3 ч)

1/48

Мы – граждане России

1

Знать основные конституционные права и обязанности гражданина России

Текущий

2/49

Правила поведения

1

Знать о правилах поведения  при общении с друзьями, во время разговора по телефону

3/50

8 Марта – праздник
женщин

1

Различать основные нравственно- этические понятия

Практический

 Родная природа. (2 ч)

1/51

Март - капельник

1

Наблюдать объекты и явления природы, характеризовать их особенности

Практический

2/52

Птичьи разговоры

1

Знать названия перелетных птиц

Текущий

Твоё здоровье (3 ч)

1/53

Если хочешь быть здоров, закаляйся

1

Знать принципы закаливания.

Составлять программу закаливающих процедур

Текущий

2/54

Здоровая пища

1

Знать основные правила здорового образа жизни, что значит режим питания для организма человека

Текущий

3/55

Какое бывает настроение

1

Различать основные нравственно-этические понятия

Текущий

 Родная природа. (2 ч)

1/56

Апрель - водолей

1

Объяснять взаимосвязь и взаимозависимость растений и животных

Практический

2/57

Жизнь насекомых весной

1

Знать условия благополучной жизни растений и животных

Текущий

 Труд людей (4 ч)

1/58

Весенние работы

1

Рассказывать о весенних работах на
полях, в садах, парках

Практический  

2/59

Кто работает на транспорте. Виды транспортных средств

1

Знать виды транспортных средств и профессии людей, которые трудятся на транспорте

Текущий

3/60

День космонавтики.

Профессии людей.

1

Называть важные события общественной жизни

Текущий

4/61

День космонавтики

1

Называть важные события общественной жизни

Текущий

Родная природа. (3 ч)

1/62

Май весну завершает

1

Различать и называть явления природы

Практический

2/63

Жизнь земноводных весной.

Животное –

живое существо

1

Знать условия благополучной жизни растений и животных. Объяснять зависимость и взаимосвязь

Текущий

3/64

Природе нужны все!
Скоро лето! Ты - пешеход

1

Текущий


Материально – техническое обеспечение

Учебно – методический комплект:

  1. Программа начального образования по окружающему миру  М., Просвещение, 2008
  2. Программа начальной школы по окружающему миру. 1-4 класс. Автор Н.Ф.Виноградова М., Вента - Граф, 2012

Учебник

  1. Окружающий мир: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1: /Н.Ф.Виноградова. – 4-е изд., дораб. – М.: Вентана – Граф, 2011. – 96 с. ил.: – (Начальная школа   XXI века).
  2. Окружающий мир: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2: /Н.Ф.Виноградова. – 4-е изд., дораб. – М.: Вентана – Граф, 2011. – 96 с. ил.: – (Начальная школа   XXI века).

Рабочие тетради

  1. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений:  /Н.Ф.Виноградова. – 4-е изд., дораб. – М.: Вентана – Граф, 2011. – 106 с. ил.: – (Начальная школа   XXI века).

Методические пособия

  1. Окружающий мир. 1 класс: Поурочные планы по учебнику Н.Ф. Виноградовой/Авт. – сост. Н.Ф.Виноградова,
    М: Вента – Граф, 2008.
  2. Окружающий мир. 1 класс: Поурочные планы по учебнику Н.Ф. Виноградовой/Авт. – сост. О.А. Исакова –   Волгоград: Учитель, 2010        

Печатные пособия

Таблицы к основным разделам окружающего мира.

Технические средства обучения.

Компьютер.

Экранно – звуковые пособия

  1. Животный мир. Энциклопедии. (СД)        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс "Начальная школа XXI века"

Рабочая  программа по окружающему миру для 2 класса составлена на основе федерального  государственного стандарта начального образования, примерной программы начального общего об...

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс "Начальная школа XXI века"

Рабочая  программа по окружающему миру для 2 класса составлена на основе федерального  государственного стандарта начального образования, примерной программы начального общего об...

рабочая программа по окружающему миру (1 класс) "Начальная школа 21 века"

тематическое планирование по окружающему миру 1 класс "Начальная школа 21 века" с требованиями ФГОС.......

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс "Начальная школа XXI века"

Рабочая программа по окружающему миру по программе "Начальная школа XXI века" , автор Н.Ф. Виноградова, 4 класс...

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс «Начальная школа 21 века».

Рабочая программа курса «Окружающий мир» разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы для 3 класса Н. Ф...

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс "Начальная школа XXI века"

Преподавание предмета «Окружающий мир» в 1 классе ведётся по авторской программе «Начальная  школа 21 века».Руководитель проекта чл. корр. РАО Н.В. Виноградова. Программа утверждена Министерством...

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс "Начальная школа 21 века"

Предлагаемая программа отражает один из возможных вариантов раскрытия Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009) по предметным областям «Естествознан...