Рабочая программа по окружающему миру. 1 класс. Пояснительная записка.
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) по теме
Пояснительная записка к рабочей программе по окружающему миру. 1 класс. Программа "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir.docx | 47.57 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Окружающий мир» составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Примерных программ начального общего образования и авторской программы А.А.Плешакова «Окружающий мир. 1-4 классы».
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Ценностные ориентиры содержания курса
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Характеристика учебного предмета.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественнонаучных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Место курса в базисном учебном плане:
На изучение курса «Окружающий мир» отводится 2ч в неделю - 66ч (33 учебные недели).
№ | Тема | В том числе: | ||
Практические работы | Экскурсии | Проверочные работы | ||
1. | Задавайте вопросы! | |||
2. | Что и кто? | 7 | 1 | 1 |
3. | Как, откуда и куда? | 8 | 1 | |
4. | Где и когда? | 2 | 1 | |
5. | Почему и зачем? | 2 | 1 | |
19 | 1 | 4 |
Формы организации образовательного процесса:
Урок, экскурсия, практическая работа, урок-проект.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме текущего, тематического и итогового контроля, а также с использованием тетрадей «Проверь себя» и «Тесты».
УМК:
Плешаков А. А. Окружающий мир. 1 класс. Учебник в 2-х ч. – М.: Просвещение, 2012.
Плешаков А. А. Окружающий мир. 1 класс. Рабочая тетрадь в 2-х ч. - М.: Просвещение, 2012.
Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель для начальной школы. - М.: Просвещение, 2012.
Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир», 1 класс, автор А. А. Плешаков.
Плешаков А. А., Александрова В. П., Борисова С. А. Мир вокруг нас. 1 класс. Методическое пособие. - М.: Просвещение, 2006.
Максимова Т. Н. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» к УМК Плешакова А. А. – М.: Вако, 2012.
Результаты изучения курса
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Учебно–тематический план
№ | Тема | Количество часов | В том числе: | ||
Практические работы | Экскурсии | Проверочные работы | |||
1. | Задавайте вопросы! | 1 | |||
2. | Что и кто? | 20 | 7 | 1 | 1 |
3. | Как, откуда и куда? | 12 | 8 | 1 | |
4. | Где и когда? | 11 | 2 | 1 | |
5. | Почему и зачем? | 22 | 2 | 1 | |
66 | 19 | 1 | 4 |
Содержание рабочей программы.
№ | Раздел | кол-во часов | |
1 | Авторская программа | Рабочая программа | |
Задавайте вопросы! Знакомство с учебником и учебными пособиями (рабочей тетрадью, сборником тестов, атласом-определителем «От земли до неба», книгами для чтения «Зелёные страницы» и «Великан на поляне»). Знакомство с постоянными персонажами учебника — Муравьем Вопросиком и Мудрой Черепахой | 1 | 1 | |
2 | Что и кто? | 20 | 20 |
Что такое Родина? Что мы знаем о народах России? Что мы знаем о Москве? Проект «Моя малая родина». Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Что общего у разных растений? Что растет на подоконнике? Что растет на клумбе? Что это за листья? Что такое хвоинки? Кто такие насекомые? Кто такие рыбы? Кто такие птицы? Кто такие звери? Что такое зоопарк? Что окружает нас дома? Что умеет компьютер? Что вокруг нас может быть опасным? На что похожа наша планета? | |||
3 | Как, откуда и куда? | 12 | 12 |
Как живет семья? Проект «Моя семья». Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Откуда в наш дом приходит электричество? Как путешествует письмо? Куда текут реки? Откуда берутся снег и лед? Как живут растения? Как живут животные? Как зимой помочь птицам? Откуда берутся шоколад, изюм и мед? Откуда берется и куда девается мусор? Откуда в снежках грязь? | |||
4 | Где и когда? | 11 | 11 |
Когда учиться интересно? Проект «Мой класс и моя школа». Когда придет суббота? Когда наступит лето? Где живут белые медведи? Где живут слоны? Где зимуют птицы? Когда жили динозавры? Когда появилась одежда? Когда изобрели велосипед? Когда мы станем взрослыми? | |||
5 | Почему и зачем? | 22 | 22 |
Почему солнце светит днем, а звезды – ночью? Почему Луна бывает разной? Почему идет дождь и дует ветер? Почему звенит звонок? Почему радуга разноцветная? Почему мы любим кошек и собак? Проект «Мои домашние питомцы». Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? Почему их так назвали? Зачем мы спим ночью? Почему нужно есть много овощей и фруктов? Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Зачем нам телефон и телевизор? Зачем нужны автомобили? Зачем нужны поезда? Зачем строят корабли? зачем строят самолеты? Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности? Зачем люди осваивают космос? Почему мы часто слышим слово «экология»? | |||
Итого | 66 | 66 |
ПРАКТИЧЕСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ
Тема раздела | Виды работы |
Что и кто? | Проект «Моя малая родина» |
Практическая работа. Определение образцов камней. | |
Практическая работа. Определение частей растений. | |
Практическая работа. Определение с помощью атласа-определителя комнатных растений | |
Практическая работа. Определение с помощью атласа-определителя названия растений цветника. | |
Практическая работа. Работа с гербарием | |
Практическая работа. Изучение строения птичьих перьев. | |
Практическая работа. Изучение строения шерсти животных | |
Как, откуда и куда? | Проект «Моя семья» |
Опыт, показывающий загрязнение и очистку воды. | |
Практическая работа. Сборка электрической цепи из электроконструктора. | |
Практическая работа. Приготовление «морской» воды | |
Практическая работа. Изучение свойств снега и льда | |
Практическая работа. Приемы ухода за комнатными растениями | |
Практическая работа. Приемы ухода за животными из живого уголка. | |
Практическая работа. Изготовление кормушки из бумажного пакета | |
Практическая работа. Сортировка упаковок из-под продуктов. | |
Практическая работа. исследование снежков и снеговой воды. | |
Где и когда? | Проект «Мой класс и моя школа» |
Практическая работа. Определение на глобусе Северного Ледовитого океана и Антарктиды. | |
Практическая работа. Определение на глобусе экватора | |
Почему и зачем? | Практическая работа. Изучение возникновения и распространения звуков. |
Проект «Наши домашние питомцы | |
Практическая работа. Как правильно чистить зубы. | |
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по окружающему миру
К концу 1 класса учащиеся должны знать:
· свой домашний адрес и адрес школы;
· правила безопасности при переходе улицы;
· правила поведения при посещении музеев, библиотек, театров и других учреждений культуры; правила поведения во время экскурсий по городу и за городом;
· основы взаимоотношений людей в семье, в классе, в школе.
Учащиеся должны уметь:
· различать объекты неживой и живой природы;
· различать и приводить примеры дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных, предметов старинного и современного обихода и природных материалов, из которых они изготовлены;
· рассказывать о красоте и достопримечательностях своего села, города; называть имена знаменитых земляков, вспомнив их профессии и роль в жизни людей;
· сравнивать суточный и годовой ритм в жизни природы с ритмом жизни человека (от детства до старости).
Учебно-методическое обеспечение.
Литература:
- Плешаков А. А. Окружающий мир. 1 класс. Учебник в 2-х ч. – М.: Просвещение, 2012.
- Плешаков А. А. Окружающий мир. 1 класс. Рабочая тетрадь в 2-х ч. - М.: Просвещение, 2012.
- Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель для начальной школы. - М.: Просвещение, 2012.
- Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир», 1 класс, автор А. А. Плешаков.
- Плешаков А. А., Александрова В. П., Борисова С. А. Мир вокруг нас. 1 класс. Методическое пособие. - М.: Просвещение, 2006.
- Максимова Т. Н. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» к УМК Плешакова А. А. – М.: Вако, 2012.
- Плешаков А. А. Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы. – М.: Просвещение, 2011.
- Мир и человек. Географический атлас для детей.
- Научно-популярные, художественные книги для чтения(в соответствии с основным содержанием обучения).
- Детская справочная литература об окружающем мире.
Оборудование и приборы:
- Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения.
- Географические настенные карты.
- Атлас географических карт.
- Иллюстративные материалы(альбомы, комплекты открыток и др.).
- Мультимедийные(цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету.
- Интерактивная доска. Аудиомагнитофон.
- Видеофильмы по предмету(в том числе и в цифровой форме).
- Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения(в том числе и в цифровой форме).
- Термометры для измерения температуры воздуха, воды.
- Термометр медицинский.
- Лупа.
- Компас.
- Микроскоп.
- Лабораторное оборудование для проведения опытов и демонстраций в соответствии с содержанием обучения.
- Предметы ухода за растениями.
- Рельефные модели(равнина, холм, гора, овраг).
- Модель «Торс человека» с внутренними органами.
- Модели светофора, дорожных знаков, средств транспорта.
- Муляжи овощей, фруктов, грибов с учётом содержания обучения.
- Коллекции полезных ископаемых.
- Коллекции плодов семян и растений.
- Гербарии культурных и дикорастущих растений с учётом содержания обучения.
- Набор карандашей, красок, альбомов для рисования
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка к рабочей программе по окружающему миру, 1 класс, УМК Перспектива
Данна пояснительная записка является авторской. Составлена к программе по окружающему миру по УМК Перспектива, 1 класс....
Рабочая программа по математике. 1 класс. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе по математике. 1 класс. Программа "Школа России". Моро....
Рабочая программа по математике.2 класс. Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование."Школа России"
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО, на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального обще...
Рабочая программа по математике. 3 класс. Пояснительная записка. Календарно-тематическое планирование. Школа России.
Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями ФГОС НОО, планируемыми результатами начального общего образования....
Рабочая программа по технологии. 3 класс. Пояснительная записка. Календарно-тематическое планирование. Школа России
Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями ФГОС НОО, планируемыми результатами начального общего образования....
Рабочая программа по окружающему миру ; класс
Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...
Рабочая программа по окружающему миру ! класс. УМК "Школа России"
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС, примерной образовательной программы начального общего образования , авторской программы А.А.Плешакова "Окружающий мир"...