ПОВЕДЕНИЕ И ПИТАНИЕ УЛИТКИ АХАТИНЫ
творческая работа учащихся по окружающему миру (3 класс) по теме
Муниципальное автономное образовательное учреждение
Средняя образовательная школа № 3
Учебно-исследовательская работа
ПОВЕДЕНИЕ И ПИТАНИЕ УЛИТКИ АХАТИНЫ
Выполнил:
Капустинских Егор Викторович
ученик 2 «А» класса
Учитель: Давыдова Е.Н.
МАОУ «СОШ с УИОП № 3»
г. Березники 2011 г.
Оглавление
I. | Введение | стр. 3 |
II. | Основная часть | стр.4 |
| Кто такие улитки | стр.4 |
| Глазки на стебельках | стр.5 |
| Одноногие пришельцы | стр.6 |
| Ненасытные обжоры | стр.7 |
| Мой дом – моя крепость | стр.8 |
III. | Заключение | стр.9 |
| Список используемых источников информации | стр.10 |
| Приложение 1 | стр.11 |
|
|
|
I. Введение
Актуальность темы
Домашнее животное занимает очень важное место в жизни каждого из нас. Здорово, когда тебя дома ожидают лохматые, гладкошерстные, ушастые, хвостатые и прочие четвероногие зверушки. В последнее время все чаще в городских квартирах можно встретить не обычных домашних питомцев, таких как кошки и собаки, а экзотических животных. В зоомагазинах продаются ящерицы игуаны, огромные мадагаскарские тараканы.
Мне всегда хотелось иметь в доме какое-нибудь редкое животное. Когда на станции юных натуралистов я увидел африканскую улитку Ахатина, мне сразу же захотелось с ней познакомиться. До этого я ничего не знал об этих животных и даже не подозревал, что улиток можно держать дома.
Я решил как можно больше узнать о жизни этих моллюсков в природе, поведении и содержании их в домашних условиях.
Я попросил на станции юных натуралистов молодую улитку для наблюдения за ней в домашних условиях. Когда я начал собирать материал про этих улиток, я столкнулся с тем, что сведения о них можно найти в большом количестве лишь в Интернете, а в книгах наоборот понемногу.
Цель исследования: изучить поведение и питание улитки ахатина в домашних условиях.
Задачи исследования:
- Прочитать литературу с целью получения информации по теме.
- Выяснить, как ведет себя улитка при испуге.
- Выяснить среднюю скорость передвижения улитки.
- Выяснить, какой корм предпочитает улитка.
- Выступить перед одноклассниками с презентацией своего исследования.
Методы исследования:
- Анализ литературы, интернет-ресурсов и других источников информации.
- Наблюдение за улиткой.
Объект исследования: африканская улитка Ахатина.
Практическая значимость: знакомясь с жизнью африканских улиток ахатина, мы изучаем жизнь брюхоногих моллюсков в природе. Ведь многие дети, и даже взрослые, совсем немного знают о них. Информация, собранная в данном исследовании, может быть использована как учителем, так и учениками на уроках окружающего мира.
II. Основная часть
Кто такие улитки
Когда я стал читать об улитках, то узнал, что ученые называют улиток моллюсками. На земле живет множество различных моллюсков. Они различаются по размерам, по форме раковин, и по тому, что они любят есть. Среди них есть и красивые, и так себе, и просто противные, полезные и вредные, безобидные и смертельно опасные, а многие, между прочим, даже вкусные! Также я узнал, что моллюски – это очень древние животные и что их огромное количество делится на семь классов.
Обо всех моллюсках в моей работе невозможно рассказать. Я познакомлю вас с тремя классами моллюсков: двустворчатые, головоногие и брюхоногие.
Двустворчатые моллюски. Раковина двустворчатых моллюсков состоит из двух одинаковых створок. Головы у них нет. Я узнал, что двустворчатых моллюсков, таких как мидии, устрицы и гребешки, употребляют в пищу. Мясо морского гребешка очень питательно. Из раковины моллюска делают пепельницы, пуговицы, украшения.
Головоногие моллюски давным-давно привлекали внимание мореплавателей и рыбаков, путешественников и ученых. Про этих необычных животных рассказывали правдивые и выдуманные истории. У них необычное строение тела, способы движения, образ жизни. К классу головоногих принадлежит разные виды животных. Среди них кальмары, осьминоги, каракатицы.
Брюхоногие моллюски – это всем хорошо знакомые улитки и их многочисленная родня. Они ползают по суше, таская тяжелый груз – свой собственный «домик». У Брюхоногих раковина из цельного куска и прикрывает спину улитки. Улитка может прятаться в нее, когда ей страшно или когда ей грозит опасность, полностью втягивая свое тело.
Меня заинтересовали Брюхоногие моллюски. Я захотел больше о них узнать и хочу рассказать о брюхоногом моллюске – африканской улитке Ахатина. «Африканской» ахатину прозвали, потому что из Восточной Африки ахатина начала свое путешествие по миру. В Россию и другие страны ее завезли как экзотическое животное.
Глазки на стебельках
Улитка, улитка, высуни рога!
Дам тебе, улитка, пирога!
Такой стишок-закличку обычно говорят, увидев улитку. К сожалению, улитка не может высунуть рога из раковины, несмотря на обещания всевозможных вкусностей. Не может по двум причинам, во-первых, она не любит пирогов, а во вторых у нее нет никаких рогов. То, что обычно называют улиткиными рожками, на самом деле вовсе не рожки, а глаза на стебельках – очень удобные. Как ведут себя дети, чтобы посмотреть по сторонам? Поворачивают голову. Голова поворачивается за счет того, что «сидит» на шее. А улитки шеи нет. Зато у нее есть стебельки, которыми она может вращать и смотреть во все стороны. И еще у нее есть нижние стебельки. Это у улитки обонятельные и осязательные органы. Она ими ощупывает поверхность и узнает окружающий мир. Я наблюдал за улиткой и понял, что при опасности она втягивает свои глазки и прячется в свой домик раковину. Я решил узнать: за сколько секунд она прячется в свою раковину при опасности и выползает обратно.
Опыт № 1. «Как ведет себя улитка при испуге».
Описание работы:
Я достал улитку ахатина и положил ее на стол. Когда она полностью вышла из раковины, я дотронулся до ее головы пальчиком и включил секундомер. Улитка тут же начала сворачиваться. Когда она перестала прятаться, я выключил секундомер и записал результат. Затем я включил секундомер и стал замерять, через какое время улитка полностью покажется. Когда я увидел, что улитка высунула все четыре стебелька, я выключил секундомер. Повторил опыт 3 раза.
Цель: выяснить, за сколько секунд улитка прячется в свой домик и выползает обратно.
Материалы: секундомер, блокнот, карандаш.
Опыт | Прячется в раковину после испуга (сек.) | Выползает полностью из раковины (сек.) |
1. | 40 | 33 |
2. | 31 | 26 |
3. | 21 | 44 |
Средний результат | 36 | 34 |
Вывод: в среднем улитка прячется в свою раковину за 36 секунд, а выползает полностью из раковины за 34 секунды.
Одноногие пришельцы
Улитка ахатина – брюхоногий моллюск, его «брюшко» одновременно является ногой. У моллюска-улитки только одна нога. Но с помощью нее улитка довольно ловко перемещается. Во время передвижения улитка выделяет слизь. Когда я наблюдал за ней, я видел слизистые дорожки на поверхности банки, где улитка сидела. Я узнал, что слизь – это такая смазка. Чтобы мотор в машине работал исправно, водитель обязательно наливает в специальный бачок масло – смазывать трущиеся детали. Маслом смазывают педали велосипеда, чтобы они крутились. Вот и моллюску необходима слизь-смазка для того, чтобы предохранить себя от высыхания, а свою единственную ногу – от повреждений. Благодаря защитному слою слизи улитка защищена от раздражающего действия мелких песчинок, шершавой коры дерева. Даже мелкие колючки ей не страшны.
Мне всегда казалось, что улитки очень медлительные. Я решил проверить, так ли это.
Опыт № 2. «Скорость улитки».
Описание работы:
Я положил на стол линейку. Вдоль линейки я натер стол кусочком яблока, получилась дорожка. Взял улитку и поставил ее на отметку «0 см» на линейке и включил секундомер. Когда мордочка улитки достигла отметки «20 см», я выключил секундомер и записал результат. Повторил опыт 3 раза.
Цель: выяснить, за сколько секунд (минут) улитка проползет 20 см.
Материалы: секундомер, блокнот, карандаш, линейка.
Опыт | Время, за которое улитка проползает 20 см. |
1. | 14 мин. 39 сек. |
2. | 12 мин. 50 сек. |
3. | 15 мин. 5 сек. |
Средний результат | 14 мин.13 сек. |
Вывод: я выяснил, что в среднем улитка проползает 20 сантиметров за 14 минут 13 секунд. Ну и медлительные же они существа!
Ненасытные обжоры
Улитка Ахатина питается растительной пищей. В природных условиях она может объедать листья деревьев и кустарников.
Когда я собирал материал по этой улитке, я узнал, что в США она считается национальным бедствием. В одном из штатов эти улитки так размножились, что съели практически все, что попалось им на пути – кору на деревьях, посевы и даже штукатурку на домах. Людям, разводившим ахатин в США, грозит тюремный срок.
А в домашних условиях улитка обожает кушать морковку, листья салата, огурец, листья одуванчика. Казалось бы, чтобы питаться листвой, нужны крепкие зубы. Но у улитки нет зубов. Улитка скребет пищу с помощью специального устройства – терки. Терка, которая перетирает пищу, находится прямо на языке.
Ахатину невозможно перекормить – улитка сама перестает есть, когда насытится. Я узнал, что молодую ахатину нужно кормить один раз в день, а взрослую – раз в неделю. После того, как улитка наестся, нужно убрать остатки еды, чтобы они не начали гнить. И еще улитке обязательно надо давать измельченную яичную скорлупу для укрепления панциря.
Я давал улитке разнообразную пищу: морковку, листья одуванчика, листья салата, кусочки яблока, кусочки груши, капусту. Я решил узнать, что любит улитка кушать больше всего.
Опыт № 3. «Питание улитки».
Описание работы:
В течение семи дней я предлагал улитке разный корм: морковь, кусочки яблока, листья одуванчика и кусочки колбасы. Затем я наблюдал, какой корм в первую очередь станет есть улитка. Отмечал это в таблице.
Цель: выяснить, какую еду любит улитка.
Материалы: блокнот, карандаш, кусочки яблока, морковь, листья одуванчика, кусочки колбасы.
дата | морковь | яблоко | листья одуванчика | колбаса |
15.05.2011 | + | + |
|
|
16.05.2011 | + |
| + |
|
17.05.2011 | + | + |
|
|
18.05.2011 | + |
| + |
|
19.05.2011 | + | + | + |
|
20.05.2011 | + | + |
|
|
21.05.2011 | + |
|
|
|
Количество плюсов | 7 | 4 | 3 | 0 |
Вывод: улитка предпочитает есть морковь.
Мой дом – моя крепость
Раковина защищает улитку от непрошенных гостей, и она может укрыться в ней полностью. Но в отличие от человека, улитка не может сегодня жить в одном домике, а завтра переехать в другой. Крошечная новорожденная улитка рождается сразу с раковиной и не меняет ее в течение всей жизни. Раковина растет вместе с улиткой, улитка – вместе с раковиной. Раковина твердая. Раковина – это опора и защита улитки. Внутри человека прячутся кости – много костей, составляющих скелет человека. Главная опорная ось скелета называется позвоночником. А у моллюсков такого позвоночника нет. Они – беспозвоночные. Зато у них есть раковина, которая служит им вместо костей.
Один раз моя улитка долго не выглядывала из своего домика и даже покрылась пленкой. Мы подумали, что она погибла. Но на станции юных натуралистов сказали, что ее нужно подержать в воде и она раскроется. Так я и сделал. Я налил в ковшик воды, положил туда ахатину. И, о чудо, она проснулась, раскрылась и высунула свои стебельки-глазки. Потом я прочитал, что при похолодании улитка прячется в свою раковину и плотно закупоривает вход пленкой-мембраной. Значит, ей было холодно и она легла спать.
III. Заключение
В процессе наблюдения за этой необычной улиткой, я понял, что она – умное существо. Она отличает «своих» людей от «чужих». Ахатины – прекрасные домашние животные, которые знают своих хозяев, просты в обращении, ухаживании, не гавкают и не мяукают на весь дом, не имеют запаха и не вызывают аллергии. Ко мне приходят друзья, мы вместе разглядываем улитку. Все очень удивляются, что такое необычное существо живет у меня дома.
Собрав и прочитав материал, я узнал много интересного о внешнем строении брюхоногих моллюсков на примере улитки ахатины: о их органах зрения, о брюхе – ноге, о раковине улитки и о её питании.
В ходе моей опытнической работы я выяснил что:
- Улитка прячется в свой домик в случае опасности за 36 секунд, а выползает оттуда за 34 секунды. Улитка выползает на 2 сек. быстрее. Разница небольшая, поэтому можно сделать вывод, что улитка прячется и выползает из раковины за одно и то же время.
- Улитка проползает 20 сантиметров за 14 минут 13 секунд, а человек за 14 минут проходит больше 1 километра. Получается, что улитка очень медленное животное.
- Улитка больше всего любит есть морковку.
Таким образом, цель моего исследования достигнута, я узнал некоторые особенности поведения и питания улитки ахатины.
Кроме того, одним из итогов моей работы стало создание презентации по данной теме. Я провел презентацию данной исследовательской работы во 2 «А» классе МОУ СОШ № 3.
Работая над темой исследовательской работы, я понял, что многое из жизни ахатин мне еще неизвестно. Мне стало интересно, как размножаются африканские улитки ахатины, и я захотел попробовать их размножить в неволе.
И в заключении, я хочу выразить благодарность моей маме, которая помогала мне с расчетами в опытах и объясняла мне то, что непонятно.
Список использованных источников информации
- Животные. Моя первая детская энциклопедия в вопросах и ответах, Москва, АСТ Астрель, 2008.
- Животные Прикамья, «Книжный мир, Пермь, 2001 г.
- Книга для чтения по зоологии, Москва, Просвещение, 1986 г.
- Р.Буруковский «О чем поют ракушки». Калининградское кн. Издательство, 1977 г.
- Жили-были ахатины. Ж. «Юный натуралист», 5-2010
- Как я подружился с улитками. Ж. «Свирелька», 7-2010.
- Сайт «АХАТИН.РФ. Клуб любителей Африканских улиток» http://www.ahatin.ru/
- Сайт «Питомник ахатин» http://pitomnikahatin.ucoz.ru/index/vidy_akhatin_i_arkhakhatin/0-4
- Сайт «Зооклуб мегаэнциклопедия о животных» http://www.zooclub.ru/bezp/5/1.shtml
- Сайт «Ахатины и не только» http://ulitka.my1.ru
- Сайт «Любимчики.ру сайт о домашних животных» http://lubim4iki.ru/content/view/266/34/
- Сайт «ВикипедиЯ» http://ru.wikipedia.org
- Сайт «Зоопортал» http://www.zooportal.org/
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Учебно-исследовательская работа | 2.48 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира.Здоровая пища. Режим питания. Культура поведения за столом.
Урок изучения нового материала...
"Ахатины- за здоровый образ жизни!"
quot;Надо, надо умыватьсяПо утрам и вечерам,А нечистымТрубочистам —Стыд и срам!Стыд и срам!"К.И. Чуковский Не секрет, что очень сложно приучить детей умываться, чистить зубы, делать у...
Исследовательский проект «Ахатина гигантская»
1.1. Места природного обитания и история одомашнивания ахатины гигантской1.2. Особенности строения улитки1.3. Уход и содержание улиток1.4....
Исследовательский проект "Улитка Ахатина - мой домашний питомец"
исследовательский проект о пользе моллюска улитки Ахатины....
Исследовательская работа "Улитка ахатина - идеальный домашний питомец"
В данной исследовательской работе "Улитка ахатина - идеальный домашний питомец", автор рассматривает все этапы содержания и роста африканской улитки Ахатины. В своей работе школьница рассмат...
Исследовательская работа "Улитки Ахатины - домашние животные"
Исследовательская работа по окружающему миру, выполненная учеником 2 класса....
Выработка навыков здорового питания и пищевого поведения, направленных на гармоничный рост и развитие дошкольников.
Рекомендации родителям и педагогам по организации правил личной гигиены и культуры питания детей дошкольного возраста....