Урок - игра "Вода. Воздух"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Кручина Елена Вячеславовна

Обобщающий урок окружающего мира в 3 классе по теме: "Свойства воды и воздуха". Проводится в форме "Своей игры"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_okruzh._mira_svoystva_vody_i_vozduha.doc106.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Заключительный урок по теме: «Вода и воздух».

Задачи урока:   и закрепить знания учащихся о воде и воздухе, их свойствах, их значении в природе и жизни человека;

Показать практическое применение полученных знаний, способствовать развитию коммуникативных качеств личности учащихся.

Оборудование и наглядные пособия: мультимедийная доска, таблица для фиксации результатов команд, призы(медали, сладкие призы),

Бирки с названием команд.

Форма проведения урока: урок – игра.

 -Сегодня мы проводим обобщающий урок по 2 темам::«Вода. Воздух». Но урок наш необычный, мы проведем его в форме викторины под названием «Своя игра».  

Наша игра состоит из 2 раундов – Синего (по теме «Вода»)и Красного (по теме «Воздух) и финальной игры.

За каждый правильный ответ команда получает баллы. Будут так же вопросы:

«Кот в мешке» -  команда передает право ответа соперникам.

«Вопрос – аукцион» - команда назначает любую цену на вопрос, но если не отвечает, штрафуется на такое же количество балов.

«Своя игра» - команда, не зная вопроса может назначить свою цену.

«Счастливый случай» - команда получает баллы просто так, без ответа.  

Следить тем, правильно ли вы отвечаете на вопросы, не нарушаете ли правила игры будет наше строгое жюри.

Так же оно выявит лучших игроков.

А теперь представляем команды:

1 – «Смерч»

Смерч летает, все сметает на своем пути

И победа будет наша, вам всем не уйти!

2- «Океан»

Удивительно, не так ли?

В супе, в чае, в каждой капле,

В звонкой льдинке, и в снежинке

И в дождинке, и в росинке

Нам откликнется всегда

Океанская вода.

3 – «Земля»

Берегите Землю, берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинке солнечные блики.

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите Землю, берегите!                                                                      

                                                                                                               Синий раунд.

Три состояния воды.

100 – Почему лёд во время ледохода плывёт по поверхности воды, а не тонет в ней?

(Лёд легче воды)

200 – Может ли быть температура льда и снега выше 0 С?

( Нет, вода при этой температуре переходит в жидкое состояние).

3 0– Можно ли вскипятить снег?

( Нет, так как – снег этот вода в твёрдом состоянии, вода кипит только в жидком)

 – Есть ли на материке Антарктида, где температура круглый год ниже 0 С вода в газообразном состоянии?

( Да, снег и лёд испаряются при любой температуре и переходят в газообразное состояние)

400 – «Своя игра». Почему плывущие в тёплых водах океанов ледяные горы – айсберги обычно бывают окутаны плотным туманом?

(В воздухе постоянно имеется водяной пар. Водяной пар более тёплого воздуха сгущается над холодной поверхностью айсбергов и превращается в скопление мельчайших капелек – туман.)

Свойства воды.

100 – Почему воду хранят в вёдрах, банках, бочках?

( Вода, как и все жидкости, не имеет своей формы и принимает форму сосуда, в который налита)

200 – « Вопрос – аукцион». Почему бутылка с водой на морозе лопается?

( при замерзании вода расширяется, занимает больше места, чем в жидком виде, и разрывает бутылку).

300– В местах, где на глубине залегает каменная соль, иногда случаются провалы, в результате которых образуются пустоты, пещеры. Почему это происходит?

( Вода проникает вглубь земли, растворяет каменную соль и уносит её частицы)

400 – Вода – хороший растворитель. Почему же речная вода бывает мутной?

( Потому что вода из глубин земли вымывает не только растворимые, но и нерастворимые вещества, которые и делают её поток мутным)

– В стакан с водой всыпали ложку сахара и чайную ложку соды. Можно ли фильтрованием разделить эти вещества?

(Нет, и сахар, и сода растворяются в воде, и вместе с ней проходят через фильтр)

Круговорот воды в природе.

100 – « Кот в мешке». Если поднять крышку, которой накрыта кастрюля с горячей водой, то мы увидим на ней капельки воды. Откуда они взялись?

( Они появились из пара, который поднялся над подогретой водой и охладился в воздухе.)

200 – Куда попадает вода, упавшая на Землю в виде осадков?

(Часть воды попадает в моря, океаны, другие водоёмы, часть уходит в почву, часть поглощается растениями)

300 – День и ночь вода из ручьёв течет в реки, реки несут её в моря. Почему моря не переполняются водой?

(Потому, что  вода постоянно испаряется с поверхности водоёмов в воздух)

400 – Какую роль в круговороте воды играют зелёные растения?

( Они поглощают воду из почвы и испаряют её через листья в атмосферу)

 – Почему туман при нагревании земной поверхности исчезает, а облака нет?

( Когда земная поверхность нагревается, от неё нагревается воздух. Туман образуется близко к поверхности Земли. Около земной поверхности воздух нагревается быстрее – мельчайшие капельки воды (туман) испаряется. Высоко над землёй температура воздуха понижается. Водяной пар превращается в капельки воды, из которых образуются облака).

Осадки

100 – В каком виде выпадают осадки в местах, где температура воздуха не поднимается выше 0 С?

(В твёрдом виде – снег, иней, изморозь.)

200 – Справедливо ли утверждение: туман – скопление в воздухе водяного пара?

(Нет, туман – это скопление в воздухе мельчайших капелек воды, в которые превратился водяной пар в холодном воздухе.)

300 – Почему при сильном морозе над незамерзающими местами клубится туман?

(Вода над незамерзающими местами реки испаряется в воздух, он насыщается водяным паром. В холодном воздухе при сильном морозе водяной пар превращается в туман.)

 – Какие виды облаков вы знаете?

(Перистые, слоистые , высоко – кучевые, кучевые, дождевые)

400 – «Счастливый случай»

Охрана воды.

100 – Почему необходимо бережно использовать пресную воду?

( Запасы пресной воды на Земле невелики, а потребление из года в год растёт)

200– Почему способ получения пресной воды из морской не получил широкого применения?

( Он очень дорогостоящий)

300 – Возможно ли такое что воды одного океана сильно загрязнены, а другой океан остаётся чистым?

( Нет, потому, что все океаны Земли сообщаются между собой и объединяются в Мировой океан.)

400 – Что надо делать, чтобы вода в реках была чистой?

(Сточные воды от заводов, ферм пропускают через очистные сооружения. Строятся такие предприятия, на которых вообще не бывает сточных вод.)

– На берегу в походе школьники на привале отдохнули, пообедали. На траве лежат остатки пищи, бумаги, консервные банки. Одни предлагают выбросить всё это в реку. Другие – оставить на берегу. Какое решение приняли бы вы?

( Остатки пищи можно закопать, бумагу сжечь, консервные банки забрать с собой, чтобы выбросить в мусорные контейнеры. Оставлять на берегу реки всё этот нельзя, чтобы не загрязнять водоём.)

Красный раунд

Свойства воздуха.

100 – Какие свойства воздуха можно доказать с помощью велосипедного насоса?

(Воздух сжимается, сжатый воздух упругий)

200– «Кот в мешке» Можно ли воздух взвесить?

(Да. Еще 300 лет назад взвесил Галилео Галилей, провел опыты и узнал, что в пол – литровой бутылке помещается больше, чем полграмма воздуха)

300– Чтобы суп или каша медленнее остывали, в старину их укутывали шубой. Лёд или мороженое, чтобы они быстро не таяли, тоже закутывали в шубы. Мы же шубы надеваем, чтобы не замёрзнуть зимой. Как это объяснить?

( Между ворсинками шубы имеется много воздуха. Воздух плохо проводит тепло.)

400– Почему в холодных помещениях зябнут прежде всего ноги?

(Холодный воздух более тяжелый, поэтому он находится у пола.)

 – Почему воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается?

(Воздух, как и все вещества состоит из частиц. При нагревании движение частиц усиливается, расстояния между ними увеличиваются и воздух расширяется. А при охлаждении сжимается.)

Воздух – смесь газов.

100 – Газ, входящий в состав воздуха и поддерживающий горение.

(Кислород)

200 – «Своя игра». Что, кроме газов, входит в состав воздуха?

(Примеси)

300– Почему углекислый газ используют в огнетушителях?

(Этот газ не поддерживает горение)

400 – Как изменяется в комнате состав воздуха при горении газовой плиты?

(Количество кислорода уменьшается, а количество углекислого газа увеличивается)

 – Кто «проветривает» атмосферу Земли, поддерживая постоянный состав воздуха.

(Зеленые растения)

Океан, которого нет на глобусе и карте.

100 – Какого океана нет на карте и глобусе?

(Воздушный океан.)

200 – Как называется слой воздуха, окружающий нашу планету?

(Атмосфера)

– С ним не встретятся космонавты в космосе.

(С воздухом)

300 – От чего защищает атмосфера нашу Землю.

(От сильной жары и холода, от метеоритных дождей.)

 400– « Кот в мешке». Как доказать, что в пустом стакане есть воздух?

(Перевернутый вверх дном стакан опустить в сосуд, наполненный водой. Вода не может заполнить стакан, так как в нем находится воздух.На этом свойстве основана работа подводного аппарата «колокол».)

Движение воздуха.

100– Как называется прибор, который определяет направление движения ветра?

( Флюгер)

200– « Вопрос – аукцион». Как называется прибор, определяющий силу ветра.?

(Анемометр)

300 – Какую пользу приносит ветер?

(Опыляет растения, переносит семена, попутный ветер помогает плавать, крутит ветряные мельницы, уносит пыль и копоть из города, гонит облака)

400 – Почему летней ночью воздух над поверхностью водоема теплее, чем вдали от него?

(Вода нагревается медленнее, чем суша, и медленнее отдает тепло воздуху. Поэтому вечером вода теплая, а песок холодный)

 – « Своя игра». Во время расследования один из подозреваемых утверждал, что во время преступления один из подозреваемых утверждал, что во время преступления днем он гулял по набережной моря и затратил почти час, пытаясь достать из воды свою шляпу, унесенную легким ветром, которую отгоняло все дальше от берега. Почему этот рассказ заставил усомниться следователя в правдивости слов подозреваемого.

(Ветер днем дует не в сторону моря, а в сторону суши.)

Температура воздуха.

100 – Один из парашютистов прыгнул с высоты 100 м, а другой – 5000 м. Какой из них ощутил более низкую температуру воздуха и почему?

(Второй, чем выше от поверхности земли, тем воздух холоднее).

300 – Почему альпинисты берут с  собой в горы теплую одежду и баллоны с кислородом?

(Высоко в горах поверхность земли остывает быстрее, поэтому воздух там холодный. Воздух в горах разряженный, людям трудно дышать)

400 – Где теплее в полдень: на ровном месте у подножия холма или на склоне холма?

(На ровном месте в полдень теплее. Чем круче падают солнечные лучи, тем лучше нагревает поверхность Земли, а значит, лучше нагревается  воздух над ней)

– В жаркий день термометр на берегу моря показывал +29С. Почему снизилась температура воздуха по мере удаления теплохода от берега?

(Днем суша прогревается больше, чем вода. Поэтому воздух, нагретый от суши и от воды, будет теплее над сушей и прохладнее над водой.)

200 – «Счастливый случай».

Финальная игра.

1-Облака.

Какие виды облаков вы знаете?

(Перистые, кучевые, высоко –кучевые, дождевые, слоистые)

2 –Горение

Какой газ расходуется при горении?

(Кислород)

3- Атмосфера.

Кто «проветривает» земную атмосферу, тем самым поддерживая постоянный состав воздуха?

(зеленые растения)

4 –Вода – растворитель

В стакан с водой всыпали ложку сахара и чайную ложку соды. Можно ли фильтрованием разделить эти вещества?

(Нет, и сахар, и сода растворяются в воде, и вместе с ней проходят через фильтр)

5 – Состав воздуха

Назовите из каких веществ и газов состоит воздух.

(Азот, кислород, углекислый газ, примеси)

6 –Космос.

С ним не встретятся космонавты в космосе

(С воздухом)

7 – Вещество.

Можно ли сказать, что туман, роса, иней состоят из одного и того же вещества?

(Да, из воды)

8 – Температура.

При какой температуре вода переходит из жидкого состояния в твердое?

(оС)

9 – Форма –

В каком состоянии вода способна сохранять свою форму?

(В твердом)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект с презентацией урока: Солнце,воздух,вода- факторы закаливания. Органы чувств, зрения. 1 класс по УМК "Школа 21 века"

      Данный урок - оригинальная авторская мультимедийная разработка. Он является уроком  для открытия новых знаний и разработан на основе исследовательских методов. В...

Конспект с презентацией урока: Солнце,воздух,вода- факторы закаливания. Органы чувств, зрения. 1 класс по УМК "Школа 21 века"

      Данный урок - оригинальная авторская мультимедийная разработка. Он является уроком  для открытия новых знаний и разработан на основе исследовательских методов. В...

Урок-суд "Воздух.Вода" Школа 2100

Урок окружающего мира в 3 классе.(интегрированный)...

конспект урока "Про воздух"

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе...

Технологическая карта урока Свойства воздуха

Предмет: окружающий  мирКласс: 2 «б»Учитель: Мильцен Валентина НиколаевнаАвтор учебника: Н.Я Дмитриева, А.Н. КазаковТема урока: «Свойства воздуха. » ( Урок исследование)Дидактическая цель: ...

. Тема урока: «Свойства воздуха».-1 урок в теме: «Свойства воздуха и воды» (4ч).2. ПНШ

Краткое описание: Урок - заседание клуба «Ключ и Заря», на котором учащиеся на основе проведенных опытов самостоятельно формулируют основные свойства воздуха, выполняют творческие задания....