Урок - игра "Вода. Воздух"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме
Обобщающий урок окружающего мира в 3 классе по теме: "Свойства воды и воздуха". Проводится в форме "Своей игры"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okruzh._mira_svoystva_vody_i_vozduha.doc | 106.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Заключительный урок по теме: «Вода и воздух».
Задачи урока: и закрепить знания учащихся о воде и воздухе, их свойствах, их значении в природе и жизни человека;
Показать практическое применение полученных знаний, способствовать развитию коммуникативных качеств личности учащихся.
Оборудование и наглядные пособия: мультимедийная доска, таблица для фиксации результатов команд, призы(медали, сладкие призы),
Бирки с названием команд.
Форма проведения урока: урок – игра.
-Сегодня мы проводим обобщающий урок по 2 темам::«Вода. Воздух». Но урок наш необычный, мы проведем его в форме викторины под названием «Своя игра».
Наша игра состоит из 2 раундов – Синего (по теме «Вода»)и Красного (по теме «Воздух) и финальной игры.
За каждый правильный ответ команда получает баллы. Будут так же вопросы:
«Кот в мешке» - команда передает право ответа соперникам.
«Вопрос – аукцион» - команда назначает любую цену на вопрос, но если не отвечает, штрафуется на такое же количество балов.
«Своя игра» - команда, не зная вопроса может назначить свою цену.
«Счастливый случай» - команда получает баллы просто так, без ответа.
Следить тем, правильно ли вы отвечаете на вопросы, не нарушаете ли правила игры будет наше строгое жюри.
Так же оно выявит лучших игроков.
А теперь представляем команды:
1 – «Смерч»
Смерч летает, все сметает на своем пути
И победа будет наша, вам всем не уйти!
2- «Океан»
Удивительно, не так ли?
В супе, в чае, в каждой капле,
В звонкой льдинке, и в снежинке
И в дождинке, и в росинке
Нам откликнется всегда
Океанская вода.
3 – «Земля»
Берегите Землю, берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинке солнечные блики.
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю, берегите!
Синий раунд.
Три состояния воды.
100 – Почему лёд во время ледохода плывёт по поверхности воды, а не тонет в ней?
(Лёд легче воды)
200 – Может ли быть температура льда и снега выше 0 С?
( Нет, вода при этой температуре переходит в жидкое состояние).
3 0– Можно ли вскипятить снег?
( Нет, так как – снег этот вода в твёрдом состоянии, вода кипит только в жидком)
– Есть ли на материке Антарктида, где температура круглый год ниже 0 С вода в газообразном состоянии?
( Да, снег и лёд испаряются при любой температуре и переходят в газообразное состояние)
400 – «Своя игра». Почему плывущие в тёплых водах океанов ледяные горы – айсберги обычно бывают окутаны плотным туманом?
(В воздухе постоянно имеется водяной пар. Водяной пар более тёплого воздуха сгущается над холодной поверхностью айсбергов и превращается в скопление мельчайших капелек – туман.)
Свойства воды.
100 – Почему воду хранят в вёдрах, банках, бочках?
( Вода, как и все жидкости, не имеет своей формы и принимает форму сосуда, в который налита)
200 – « Вопрос – аукцион». Почему бутылка с водой на морозе лопается?
( при замерзании вода расширяется, занимает больше места, чем в жидком виде, и разрывает бутылку).
300– В местах, где на глубине залегает каменная соль, иногда случаются провалы, в результате которых образуются пустоты, пещеры. Почему это происходит?
( Вода проникает вглубь земли, растворяет каменную соль и уносит её частицы)
400 – Вода – хороший растворитель. Почему же речная вода бывает мутной?
( Потому что вода из глубин земли вымывает не только растворимые, но и нерастворимые вещества, которые и делают её поток мутным)
– В стакан с водой всыпали ложку сахара и чайную ложку соды. Можно ли фильтрованием разделить эти вещества?
(Нет, и сахар, и сода растворяются в воде, и вместе с ней проходят через фильтр)
Круговорот воды в природе.
100 – « Кот в мешке». Если поднять крышку, которой накрыта кастрюля с горячей водой, то мы увидим на ней капельки воды. Откуда они взялись?
( Они появились из пара, который поднялся над подогретой водой и охладился в воздухе.)
200 – Куда попадает вода, упавшая на Землю в виде осадков?
(Часть воды попадает в моря, океаны, другие водоёмы, часть уходит в почву, часть поглощается растениями)
300 – День и ночь вода из ручьёв течет в реки, реки несут её в моря. Почему моря не переполняются водой?
(Потому, что вода постоянно испаряется с поверхности водоёмов в воздух)
400 – Какую роль в круговороте воды играют зелёные растения?
( Они поглощают воду из почвы и испаряют её через листья в атмосферу)
– Почему туман при нагревании земной поверхности исчезает, а облака нет?
( Когда земная поверхность нагревается, от неё нагревается воздух. Туман образуется близко к поверхности Земли. Около земной поверхности воздух нагревается быстрее – мельчайшие капельки воды (туман) испаряется. Высоко над землёй температура воздуха понижается. Водяной пар превращается в капельки воды, из которых образуются облака).
Осадки
100 – В каком виде выпадают осадки в местах, где температура воздуха не поднимается выше 0 С?
(В твёрдом виде – снег, иней, изморозь.)
200 – Справедливо ли утверждение: туман – скопление в воздухе водяного пара?
(Нет, туман – это скопление в воздухе мельчайших капелек воды, в которые превратился водяной пар в холодном воздухе.)
300 – Почему при сильном морозе над незамерзающими местами клубится туман?
(Вода над незамерзающими местами реки испаряется в воздух, он насыщается водяным паром. В холодном воздухе при сильном морозе водяной пар превращается в туман.)
– Какие виды облаков вы знаете?
(Перистые, слоистые , высоко – кучевые, кучевые, дождевые)
400 – «Счастливый случай»
Охрана воды.
100 – Почему необходимо бережно использовать пресную воду?
( Запасы пресной воды на Земле невелики, а потребление из года в год растёт)
200– Почему способ получения пресной воды из морской не получил широкого применения?
( Он очень дорогостоящий)
300 – Возможно ли такое что воды одного океана сильно загрязнены, а другой океан остаётся чистым?
( Нет, потому, что все океаны Земли сообщаются между собой и объединяются в Мировой океан.)
400 – Что надо делать, чтобы вода в реках была чистой?
(Сточные воды от заводов, ферм пропускают через очистные сооружения. Строятся такие предприятия, на которых вообще не бывает сточных вод.)
– На берегу в походе школьники на привале отдохнули, пообедали. На траве лежат остатки пищи, бумаги, консервные банки. Одни предлагают выбросить всё это в реку. Другие – оставить на берегу. Какое решение приняли бы вы?
( Остатки пищи можно закопать, бумагу сжечь, консервные банки забрать с собой, чтобы выбросить в мусорные контейнеры. Оставлять на берегу реки всё этот нельзя, чтобы не загрязнять водоём.)
Красный раунд
Свойства воздуха.
100 – Какие свойства воздуха можно доказать с помощью велосипедного насоса?
(Воздух сжимается, сжатый воздух упругий)
200– «Кот в мешке» Можно ли воздух взвесить?
(Да. Еще 300 лет назад взвесил Галилео Галилей, провел опыты и узнал, что в пол – литровой бутылке помещается больше, чем полграмма воздуха)
300– Чтобы суп или каша медленнее остывали, в старину их укутывали шубой. Лёд или мороженое, чтобы они быстро не таяли, тоже закутывали в шубы. Мы же шубы надеваем, чтобы не замёрзнуть зимой. Как это объяснить?
( Между ворсинками шубы имеется много воздуха. Воздух плохо проводит тепло.)
400– Почему в холодных помещениях зябнут прежде всего ноги?
(Холодный воздух более тяжелый, поэтому он находится у пола.)
– Почему воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается?
(Воздух, как и все вещества состоит из частиц. При нагревании движение частиц усиливается, расстояния между ними увеличиваются и воздух расширяется. А при охлаждении сжимается.)
Воздух – смесь газов.
100 – Газ, входящий в состав воздуха и поддерживающий горение.
(Кислород)
200 – «Своя игра». Что, кроме газов, входит в состав воздуха?
(Примеси)
300– Почему углекислый газ используют в огнетушителях?
(Этот газ не поддерживает горение)
400 – Как изменяется в комнате состав воздуха при горении газовой плиты?
(Количество кислорода уменьшается, а количество углекислого газа увеличивается)
– Кто «проветривает» атмосферу Земли, поддерживая постоянный состав воздуха.
(Зеленые растения)
Океан, которого нет на глобусе и карте.
100 – Какого океана нет на карте и глобусе?
(Воздушный океан.)
200 – Как называется слой воздуха, окружающий нашу планету?
(Атмосфера)
– С ним не встретятся космонавты в космосе.
(С воздухом)
300 – От чего защищает атмосфера нашу Землю.
(От сильной жары и холода, от метеоритных дождей.)
400– « Кот в мешке». Как доказать, что в пустом стакане есть воздух?
(Перевернутый вверх дном стакан опустить в сосуд, наполненный водой. Вода не может заполнить стакан, так как в нем находится воздух.На этом свойстве основана работа подводного аппарата «колокол».)
Движение воздуха.
100– Как называется прибор, который определяет направление движения ветра?
( Флюгер)
200– « Вопрос – аукцион». Как называется прибор, определяющий силу ветра.?
(Анемометр)
300 – Какую пользу приносит ветер?
(Опыляет растения, переносит семена, попутный ветер помогает плавать, крутит ветряные мельницы, уносит пыль и копоть из города, гонит облака)
400 – Почему летней ночью воздух над поверхностью водоема теплее, чем вдали от него?
(Вода нагревается медленнее, чем суша, и медленнее отдает тепло воздуху. Поэтому вечером вода теплая, а песок холодный)
– « Своя игра». Во время расследования один из подозреваемых утверждал, что во время преступления один из подозреваемых утверждал, что во время преступления днем он гулял по набережной моря и затратил почти час, пытаясь достать из воды свою шляпу, унесенную легким ветром, которую отгоняло все дальше от берега. Почему этот рассказ заставил усомниться следователя в правдивости слов подозреваемого.
(Ветер днем дует не в сторону моря, а в сторону суши.)
Температура воздуха.
100 – Один из парашютистов прыгнул с высоты 100 м, а другой – 5000 м. Какой из них ощутил более низкую температуру воздуха и почему?
(Второй, чем выше от поверхности земли, тем воздух холоднее).
300 – Почему альпинисты берут с собой в горы теплую одежду и баллоны с кислородом?
(Высоко в горах поверхность земли остывает быстрее, поэтому воздух там холодный. Воздух в горах разряженный, людям трудно дышать)
400 – Где теплее в полдень: на ровном месте у подножия холма или на склоне холма?
(На ровном месте в полдень теплее. Чем круче падают солнечные лучи, тем лучше нагревает поверхность Земли, а значит, лучше нагревается воздух над ней)
– В жаркий день термометр на берегу моря показывал +29С. Почему снизилась температура воздуха по мере удаления теплохода от берега?
(Днем суша прогревается больше, чем вода. Поэтому воздух, нагретый от суши и от воды, будет теплее над сушей и прохладнее над водой.)
200 – «Счастливый случай».
Финальная игра.
1-Облака.
Какие виды облаков вы знаете?
(Перистые, кучевые, высоко –кучевые, дождевые, слоистые)
2 –Горение
Какой газ расходуется при горении?
(Кислород)
3- Атмосфера.
Кто «проветривает» земную атмосферу, тем самым поддерживая постоянный состав воздуха?
(зеленые растения)
4 –Вода – растворитель
В стакан с водой всыпали ложку сахара и чайную ложку соды. Можно ли фильтрованием разделить эти вещества?
(Нет, и сахар, и сода растворяются в воде, и вместе с ней проходят через фильтр)
5 – Состав воздуха
Назовите из каких веществ и газов состоит воздух.
(Азот, кислород, углекислый газ, примеси)
6 –Космос.
С ним не встретятся космонавты в космосе
(С воздухом)
7 – Вещество.
Можно ли сказать, что туман, роса, иней состоят из одного и того же вещества?
(Да, из воды)
8 – Температура.
При какой температуре вода переходит из жидкого состояния в твердое?
(оС)
9 – Форма –
В каком состоянии вода способна сохранять свою форму?
(В твердом)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока "Значение воздуха для жизни. Состав воздуха"
Открытый урок во 2 классе...
Конспект с презентацией урока: Солнце,воздух,вода- факторы закаливания. Органы чувств, зрения. 1 класс по УМК "Школа 21 века"
Данный урок - оригинальная авторская мультимедийная разработка. Он является уроком для открытия новых знаний и разработан на основе исследовательских методов. В...
Конспект с презентацией урока: Солнце,воздух,вода- факторы закаливания. Органы чувств, зрения. 1 класс по УМК "Школа 21 века"
Данный урок - оригинальная авторская мультимедийная разработка. Он является уроком для открытия новых знаний и разработан на основе исследовательских методов. В...
Урок-суд "Воздух.Вода" Школа 2100
Урок окружающего мира в 3 классе.(интегрированный)...
конспект урока "Про воздух"
Конспект урока по окружающему миру во 2 классе...
Технологическая карта урока Свойства воздуха
Предмет: окружающий мирКласс: 2 «б»Учитель: Мильцен Валентина НиколаевнаАвтор учебника: Н.Я Дмитриева, А.Н. КазаковТема урока: «Свойства воздуха. » ( Урок исследование)Дидактическая цель: ...
. Тема урока: «Свойства воздуха».-1 урок в теме: «Свойства воздуха и воды» (4ч).2. ПНШ
Краткое описание: Урок - заседание клуба «Ключ и Заря», на котором учащиеся на основе проведенных опытов самостоятельно формулируют основные свойства воздуха, выполняют творческие задания....