конспект+ презентация к уроку по окружающему миру "Почва"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
конспект+ презентация к уроку по окружающему миру "Почва"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_pochva.docx | 22.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок «Почва, её состав и свойства»
Т Предмет: окружающий мир
Класс :3
Название темы: Почва. Состав почвы и её свойство.
Цель: познакомить с почвой, видами почв составом почвы.
Задачи:
Изучить состав почвы и отличительные признаки видов почв.
Развивать коммуникативные качества детей: умение слушать и понимать речь одноклассников, сотрудничать с ними, оформлять свою мысль в устной речи.
Развивать интерес к предмету через использование ИКТ, применять в своей работе интерактивную доску.
Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
Тип: изучение нового материала.
Форма: урок – опыт.
Методы: проблемный, частично-поисковый, практический, иллюстративный, словесный, наглядный.
Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в паре.
Планируемые результаты:
Метапредметные
Познавательные
Умение:
находить нужную информацию, анализировать ее,
находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию;
сравнивать и группировать предметы по заданному признаку;
находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные
Умение:
принять учебную задачу, сохранить ее, действовать в соответствие с ней,
работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке;
формулировать вопрос (проблему, затруднение) с которым столкнулись учащиеся, оценивать сложившуюся учебную ситуацию.
давать оценку своим действиям, оценивать результат.
Коммуникативные:
Умение:
оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание;
сотрудничать с одноклассниками, договариваться о последовательности и результате действий, учиться представлять одноклассникам процесс работы и результат их действий, слушать их мнение .
Предметные:
Усвоение состава почвы, видов почв , умение различать почвы , называя отличительные признаки.
Личностные:
Проявление творческого отношения к процессу обучения, осознание значимости новой роли « исследователь», оценка своей работы в этой роли.
Межпредметные связи на уроке: литературное чтение, технология, краеведение.
Оборудование:
Персональный компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, система контроля и мониторинга качества знаний, УМК « Школа России», учебник Плешакова А. А. «Мир вокруг нас», 3 класс, демонстрационный и раздаточный материал: на партах - лупа, стаканчики с водой, почва, спиртовка (у учителя на столе), стеклышко.
Цели: дать представление о том, что почва - продукт взаимодействия факторов живой и неживой природы; рассказать о составе почвы и ее плодородии.
Ход урока:
1.Орг. момент.
- Сегодня мы будем работать в группах Давайте вспомним правила работы.
В группе должен быть ответственный.
Работать должен каждый на общий результат.
Один говорит, другие слушают.
Своё несогласие высказывай вежливо.
Если не понял, переспроси.
Отгадайте загадку:
Материки и острова,
Моря и океаны,
Планету эту ты дружок,
Из тысячи узнаешь!
(Земля)
Давайте вспомним, что составляет нашу планету.
(Вода, суша, воздух)
Из чего состоит вода? ( 2 молекулы водорода и одна молекула Кислорода Н2О) А для чего она нужна?
А воздух (углекислый газ, кислород, азот и примеси). А для чего он нужен?
А из чего состоит суша?
(Варианты ответов детей: из земли, песка, и т.д.)
(Ответы детей.)
А для чего нужна ЗЕМЛЯ?
(ответы детей)
Представьте, что вы сейчас
Лопата, Ботинки и люди.
Как бы вы ответили на этот вопрос?
(Варианты ответов детей)
Сказала лопата: « Земля, чтобы рыть».
Ботинки сказали : « Земля, чтоб ходить».
А люди сказали : «Земля, чтобы жить».
- Есть на земле чудесная кладовая. Положите в неё весной мешок зерна, а осенью, смотришь - вместо одного мешка в кладовой - двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горстка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок. Сказка это или не сказка? Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Как вы думаете она называется?
-Это почва.
Сегодня на уроке я предлагаю вам быть не просто учениками, а научными сотрудниками, изучающими почву, почвоведами.
Предлагаю составить план работы на уроке.
- С чего начнем?
– Знаете ли вы, что такое почва?
– Итак, прежде всего, надо дать научное определение почве.
План работы
1. "Что такое почва?"
– Что еще хотели бы узнать о почве?
– И чего состоит почва?
2. «Как образуется»
3.“Состав почвы”
4. “Свойства почвы”
Обо всем этом мы будем изучать в научной лаборатории. Приступим к работе, следуя составленному плану.
Можем ли мы уже ответить на вопрос «Что такое почва?»
Найти объяснение слова «Почва».
- Поработаем в группах :
1 группа - работа с толковым словарем
2 группа – с учебником,
3 группа – пытаются сформулировать ответ самостоятельно.
Почва – это верхний плодородный слой земли.
- Как вы думаете, Везде ли на Земле есть почвенный слой? (Этого слоя нет в ледяных просторах Арктики и Антарктиды, на вершинах высоких гор, на голых каменистых склонах.)
– Как определить, есть ли на данном участке местности почва? (Растения растут на почве.)
Обратимся сейчас в п.т. с. 40 № 43 Прочтем стихотворение.
Почему гора снова стала молодой?
- Но что такое почва? Как она образуется?
Давайте найдём ответы на эти вопросы , посмотрев этот видео фрагмент.
( видео фрагмент «Почвы и их образование)
Давайте найдём в учебнике, как называется смесь сложных органических веществ.
(ГУМУС)
Переходим ко второму вопросу о составе почвы, для этого нам нужно выполнить опыты.
!. Положите в стакан с водой небольшой комок почвы. Наблюдая, появились ли пузырьки воздуха.
Вывод: Вывод: в почве есть воздух.
А для чего он нужен?
2. Вывод: в почве есть песок, глина.
3. Положим на нагревающий элемент почвы и нагреем её. Понаблюдайте, появятся ли капельки воды на холодном стекле, помещённом над почвой.
Вывод: в почве есть вода.
4. Продолжим прокаливать почву. Понаблюдайте, появится ли дым с запахом, как при горении остатков растений и животных.
Вывод: в почве имеются остатки растительных и животных организмов. (М Цель: увидеть наличие солей.
5.Ход опыта
Взять несколько капель воды из стакана, в котором долго находилась почва. Поместить их на стекло. Подержать стекло над огнем. Вода быстро испаряется, а на стекле остаются белые налеты. Это соли.
Вывод: соли - это питательные вещества, которые необходимы растениям для развития и роста. Образуются они благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве. Соли растворяются в воде.
- Сделайте вывод, что входит в состав почвы. Заполните схему.
Дети заполняют схему в рабочей тетради, учитель - у доски.
Вывод: в состав почвы входят глина, песок, воздух, остатки растений, перегной, живые организмы (микробы).Можно определить по запаху.)
Ну и переходя к последнему пункту наших исследований. Давайте разгадаем кроссворд или ребус.
Как можно назвать предметы, которые изображены? (плоды).
-А как они появляются в почве (родятся).
Родятся они в чудесной кладовой. Положишь в неё весной 1 зернышко, а осенью снимешь целый богатый колос, 1картошка превращается в десяток, а горстка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок.
Давайте объединим эти два слова и получим новое – плодородие .
Посоветуйтесь в парах и попробуйте найти верное определение слову.
Найдите его определение словаре на с.159.
Вот это и есть главное, основное свойство почвы. И этотем нашего следующего урока.
Рефлексия.
Д.з.на выбор. 1. П.т. с. 40 № 42,с. 42 № 45,46, 2 гр. Найти ответ на вопрос какие бывают почвы?
Кроссворд:
1.Верхний слой земли, на котором растут растения (почва)
2.одна из составных частей почвы.( песок)
3.Вещество, повышающее плодородие (перегной)
4. основное свойство почвы (плодородие)
П | о | ч | в | а |
|
|
|
|
|
е | с | о | к |
|
|
|
|
| |
е | р | е | г | н | о | й |
|
| |
л | о | д | о | р | о | д | и | е |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект и электронная презентация к уроку по окружающему миру, 3 класс, "Школа России"
Методическая разработка урока по окружающему миру "В царстве грибов" , 3 класс + Презентация к уроку...
Конспект и презентация к уроку по окружающему миру в 1 классе "Когда появилась одежда?"
Конспект урока по окружающему миру в 1 классе...
Конспект+ презентация к уроку окружающего мира «Откуда в наш дом приходит электричество?» (Программа «Школа России»)
Конспект урока по окружающему миру на тему:«Откуда в наш дом приходит электричество?»(Программа «Школа России»)Цели деятельности учителя: -формировать представления о том, как электричество выраб...
Конспект + Презентация к уроку окружающего мира "Семейный бюджет" (3 класс УМК "Школа России")
Ниже представлен конспект и презентация к уроку "Семейный бюджет".Данный конспект предназначен для учащихся 3 класса УМК "Школа России"....
Конспект и презентация к уроку по окружающему миру "Почему мы ночью спим?
Класс: 1 классПредмет: Окружающий мир Тема: «Зачем мы спим ночью?»Цели урока.Образовательные цели.1.Выяснить значение сна в жизни человека.2.Вспомнить правила по...
Конспект и презентация к уроку по окружающему миру "Природная зона - тундра" 4 класс
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе изучение природной зоны - тундра...
Конспект + презентация к уроку Окружающего мира 3 класс тема - "В центре Европы".
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУТема: «В центре Европы»Цели деятельности учителя: создание условий для первоначального представления учащихся о странах Центральной Европы (Германия...