Окружающий мир Тема:"Планеты Солнечной системы"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Урок «Окружающий мир», 2 класс
Тема: «Планеты Солнечной системы».
Цель: изучение планет Солнечной системы.
Задачи:
- Познакомить учащихся с планетами Солнечной системы, сформировать представление о них, учить самостоятельно работать с текстом и выделять главное.
- Развивать стремление к познанию нового, умение наблюдать, анализировать.
- Воспитывать бережное отношение к окружающей действительности.
Оборудование: мультимедийная презентация, экран, проектор, сообщения учеников, тексты с описанием планет: Земля, Луна, Нептун, схема “Планеты Солнечной системы», тест «Планеты Солнечной системы».
Ход урока.
- Организационный момент. Сообщение темы и целей урока. Слайд 1.
Учитель. Приветствую вас, юные астрономы! Сегодня мы отправимся в космическое путешествие для изучения планет Солнечной системы.
- Проверка домашнего задания.
Сейчас нам предстоит разгадать название нашего космического корабля. Слайд 2. Для этого необходимо решить кроссворд. Название корабля сможем прочитать по вертикали.
З | В | Е | З | Д | А | ||||||
А | С | Т | Р | О | Н | О | М | ||||
С | П | У | Т | Н | И | К | |||||
А | С | Т | Р | О | Н | О | М | И | Я | ||
С | О | Л | Н | Ц | Е | ||||||
К | О | М | Е | Т | А |
Вопросы к кроссворду:
- Небесное тело, видимое простым глазом, в форме светящейся точки на небе.
- Специалист по астрономии.
- Небесное тело, движущееся вокруг планеты.
- Наука о небесных телах.
- Ближайшая от Земли звезда.
- Небесное тело, имеющее вид туманного светящегося пятна и световой полосы в форме хвоста.
Учитель. Как называется корабль, на котором мы отправимся в космос? (Восток).
Будьте внимательны! Чтобы запустить в работу главный двигатель корабля, необходимо ввести пароль. Слушайте каждое моё высказывание и отвечайте: «верно» или «неверно».
Земля - это одна из планет Солнечной системы. (Верно).
Солнце – ближайшая к нам звезда, раскалённый газовый шар. (Верно).
Масса Земли в 330 тысяч раз больше массы Солнца. (Неверно).
Земля движется вокруг Солнца. (Верно).
Луна – планета Солнечной системы. (Верно).
Корабль к полёту готов. Вперёд, к далёким планетам!
III. Работа над темой урока.
Сообщение о Меркурии (готовит ученик). Слайд 2.
Меркурий – самая близкая с Солнцу планета. Планета совершает оборот вокруг Солнца за 88 дней. Поэтому её называют самой быстрой планетой. Поверхность меркурия изрыта тысячами кратеров. У планеты нет естественных спутников и атмосферы. Планета названа в честь римского Бога меркурия. Близость планеты к Солнцу, отсутствие атмосферы приводят с тому, что на Меркурии наблюдаются резкие перепады температуры. Самая высокая температура – это 430˚ С.
Вопросы классу после сообщения:
- Что можно сказать о расположении планеты относительно Солнца?
- Что напоминает поверхность планеты?
- Есть ли у планеты естественные спутники?
- Что можно сказать о температуре на планете?
На схеме находим планету, подписываем её, раскрашиваем в нужный цвет.
Сообщение о Венере (готовит ученик). Слайд 3.
Венера – вторая по удалённости планета Солнечной системы. Один оборот вокруг своей оси занимает у планеты 243 суток. Венера относится к числу планет, известных человечеству с древних времён. Венера почти близнец Земле по размерам, но это раскалённая, безводная планета.
Вопросы классу после сообщения:
- Каково расположение планеты по отношению к Солнцу?
- Что напоминает планета?
На схеме находим планету, подписываем её, раскрашиваем в нужный цвет.
Учитель. Материал по планете Земля у вас на парте. Слайд 4. Прочитайте и ответьте на вопросы.
Вопросы классу после чтения:
- Что придаёт планете голубой цвет?
- Что защищает землю от ультрафиолетовых лучей и метеоритов?
- Благодаря чему стала возможной жизнь на земле?
- Есть ли у планеты спутники?
На схеме находим планету, подписываем её, раскрашиваем в нужный цвет.
Слайд 5. Учитель. Прочитайте далее сообщение о Луне и ответьте на вопросы.
Вопросы классу после чтения:
- Что такое Луна?
- Есть ли жизнь на Луне? Почему?
- Что напоминает поверхность Луны?
На схеме находим Луну, подписываем её, раскрашиваем в нужный цвет.
Сообщение о Марсе (готовит ученик). Слайд 6.
Марс – четвёртая по удалённости от Солнца планета. Эту планету назвали в честь Бога войны за её кроваво – красный цвет. Марс ещё называют красной планетой. Его поверхность покрыта каменистой пылью красного цвета. Когда ветер поднимает эту пыль, получаются розовые облака. Скалы на Марсе содержат большое количество железа, а железо, когда ржавеет, становится красно – бурым. Поэтому Марс правильнее называть ржавой планетой. По диаметру Марс почти в два раза меньше Земли и Венеры. Планета имеет два спутника – Деймос и Фобос. Для Марса характерен резкий перепад температур: самая высокая - 33˚С, а самая низкая - 139˚С. Планета Марс вызывает у учёных большой интерес. Однако космические зонды не обнаружили там никаких признаков жизни.
Вопросы классу после сообщения:
- Какого цвета планета?
- Есть ли естественные спутники?
- Есть ли жизнь на Марсе? Почему?
На схеме находим Луну, подписываем её, раскрашиваем в нужный цвет.
Сообщение об Юпитере (готовит ученик). Слайд 7.
Чтобы подробно узнать о планетах, отдалённых от Земли, астрономы запустили в открытый космос телескопы.
Юпитер огромен! Его диаметр больше диаметра Земли в 11 раз. Он может вместить 1300 планет размером с Землю. Юпитер – гигантский газовый шар. Юпитер быстро вращается вокруг своей оси, тратя на 1 оборот 10 часов (Земля 24 часа). Поэтому облака, покрывающие планету вытягиваются в полосы. Юпитер окружён тонкой системой колец и многочисленным семейством спутников.
Вопросы классу после сообщения:
- Что можно сказать о размерах планеты?
- На что похожа планета?
- Есть ли у планеты спутники?
На схеме находим планету, подписываем её, раскрашиваем в нужный цвет.
Сообщение о Сатурне (готовит ученик). Слайд 8.
Планета названа в честь древнеримского покровителя земледелия. Сатурн вторая по величине планета после Юпитера. Это гигантский газовый шар. Из – за своих сверкающих ярких колец Сатурн считается самой красивой планетой в нашей Солнечной системе. На фотографиях, посланных на Землю космическими зондами , видно, что кольца Сатурна состоят из осколков льда, камней и пыли. У Сатурна 18 спутников. Это больше, чем у других планет.
Вопросы классу после сообщения:
- Охарактеризуйте планету?
- На что похожа планета?
- Чем окружена планета?
- Есть ли у планеты спутники?
На схеме находим планету, подписываем её, раскрашиваем в нужный цвет.
Сообщение об Уране (готовит ученик). Слайд 9.
Планета находится слишком далеко от Земли. Планету открыли в 18 веке, когда изобрели мощные телескопы. В 1989 году американский космический зонд «Вояджер-2» провёл исследование Урана и установил, что планета состоит из газов, которые придают планете синевато – зелёный цвет. Уран окружён 11 кольцами.
Вопросы классу после сообщения:
- Когда открыли планету?
- Дайте характеристику планете?
- Чем окружена планета?
На схеме находим планету, подписываем её, раскрашиваем в нужный цвет.
Учитель. Материал по планете Нептун у вас на парте. Слайд 10. Прочитайте и ответьте на вопросы.
Вопросы классу после чтения:
- Как людям стала доступна информация о планете?
- Дайте краткую характеристику планете.
На схеме находим планету, подписываем её, раскрашиваем в нужный цвет.
Сообщение о Плутоне (готовит ученик). Слайд 11.
Плутон – самая отдалённая от Солнца планета и самая маленькая. Пока ни один космический зонд не подлетел к этой планете. Учёные установили, что Плутон сильно смёрзшийся шар из камня и льда. Это самая холодная планета. На ней даже мороженое воспринималось бы как горячий суп, ведь температура на планете: минус 240˚С.
В августе 2006 года решением Международного союза Плутон был лишён статуса планеты.
Вопросы классу после сообщения:
- Что можно сказать о расположении планеты относительно Солнца?
- На что похожа планета?
- Какая температура на планете?
- Является ли на сегодняшний день Плутон - планетой? Почему?
На схеме находим планету, подписываем её, раскрашиваем в нужный цвет.
Наше путешествие подошло к концу. Мы возвращаемся.
Все вопросы после сообщений составлены по материалам детских сообщений.
IV. Первичное закрепление.
Тест «Планеты Солнечной системы»
- Планеты Солнечной Системы изучают:
а) географы; в) астрономы;
б) историки; г) химики.
2. Найди лишнее слово:
а) Марс; в) Луна;
б) Юпитер; г) Земля.
3. Какая планета названа в честь римского Бога войны?
а) Земля; в) Марс;
б) Венера; г) Нептун.
4. Самая большая планета Солнечной системы:
а) Сатурн; в) Уран;
б) Юпитер; г) Нептун.
5. Вокруг какой планеты вращается Луна?
а) Земля; в) Марс;
б) Венера; г) Плутон.
Самопроверка теста. Слайд 12.
V. Итог урока.
Что вы сегодня узнали нового о планетах Солнечной системы?
На какой из них вы бы хотели побывать и почему?
VI. Домашнее задание.
С. 9-15 читать, пересказывать.
Придумайте вашу воображаемую планету, нарисуйте ее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация окружающий мир УМК Гармония 4 класс по теме: "Планеты Солнечной системы"
Красочная презентация к уроку окружающего мира УМК Гармония по теме: "Планеты Солнечной системы" в 4 классе....
Презентация к уроку "Окружающий мир" на тему: "Планеты Солнечной системы"
Презентация " Юпитер". В презентации даётся краткая характеристика планеты, её описание и происходящие на ней явления....
Открытый урок по окружающему миру в 4 классе по теме "Планеты солнечной системы".С применением конструктора ТИКО,
Урок закрепление с применением конструктора Тико....
Презентация была подготовлена к уроку окружающего мира по теме «Планеты Солнечной системы». УМК «Школа России», 4класс. Учебник: «Окружающий мир», автор: А. А. Плешаков, М.;«Просвещение», для общеобразовательных учреждений.
Тема урока: Солнечная система....
Конспект урока по окружающему миру. Тема "Планеты солнечной системы"
Тема "Планеты солнечной системы"...
Презентация была подготовлена к уроку окружающего мира по теме «Планеты Солнечной системы». УМК «Школа России», 4класс. Учебник: «Окружающий мир», автор: А. А. Плешаков, М.;«Просвещение», для общеобразовательных учреждений.
Презентация была подготовлена к уроку окружающего мирапо теме «Планеты Солнечной системы». УМК «Школа России», 4класс.Учебник: «Окружающий мир», автор: А. А. ...