Рабочая программа 2 класс (ЗанковЛ.В.)
рабочая программа (окружающий мир, 2 класс) по теме
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, а также авторской программы Н.Я. Дмитриевой, которая обеспечена учебником Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков Окружающий мир: Учебник для 2 класса: В 2 ч. – Самара: Издательский дом «Федоров»:Издательство «Учебная литература», 2012.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir_2_klass.docx | 64.08 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСУ
окружающий мир
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373.«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»
- Федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011/2012 учебный год
- Учебный план образовательного учреждения на 2012/2013 учебный год
- Локальный акт образовательного учреждения (об утверждении структуры рабочей программы)
- Сборник программ для 4-х летней начальной школы. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Изд. дом «Фёдоров», 2011г.
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, а также авторской программы Н.Я. Дмитриевой, которая обеспечена учебником Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков Окружающий мир: Учебник для 2 класса: В 2 ч. – Самара: Издательский дом «Федоров»:Издательство «Учебная литература», 2012.
Общая характеристика учебного предмета
В Федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования нового поколения предмет «Окружающий мир», с одной стороны, рассматривается как фундамент для изучения значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории; с другой стороны - как первый, единственный и последний предмет в школе, рисующий широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. Именно такое понимание роли учебного предмета «Окружающий мир» изначально заложено в программу и учебники, разработанные в системе развивающего обучения Л.В. Занкова.
Л.В. Занков полагал, что без знаний по биологии, географии, истории невозможно воспитание у детей младшего школьного возраста качеств человека-гражданина, патриота. Эти знания, по его мнению, содействуют широкому охвату явлений мира в его многообразии, они учат воспринимать факты и явления окружающего мира во времени и пространстве.
Стержнем курса является логика исторического развития Земли, природы, человека и человеческого общества, знаний человека об окружающем мире в их единстве и взаимопроникновении. По мере продвижения от класса к классу обучающиеся обогащаются новыми знаниями, новыми способами деятельности и методами познания, добытыми человеком на каждом этапе его исторического развития.
Реализовать такое содержание может интегрированный курс, основу содержания которого составляют «Естествознание» (Человек и природа) и «Обществознание» (Человек и общество), как это и предполагают ФГОС нового поколения. Привязывание явлений и событий к базовым философским понятиям: ко времени (исторический блок) и пространству (географический блок) служит упорядочиванию того широкого и разнообразного содержания, которое характеризует интегрированный курс.
Понять, почему в результате исторического развития мир стал таким, каков он есть сейчас, невозможно не только без естественно-научных и исторических знаний, но и без получения опыта непосредственного общения с природой, с людьми как представителями общества. Так создаются условия для социализации ребенка, приобщение его к ценностям гражданского общества, становление активной и ответственной гражданской позиции, для воспитания экологической культуры, заботливого отношения к природе.
Организация активной учебной деятельности школьников является главным условием освоения предлагаемой ниже программы курса «Окружающий мир» в системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Только собственная деятельность может вызвать эмоционально-ценностное отношение к изучаемым событиям, фактам, явлениям, тем самым реализуя и воспитательные возможности курса.
Учебный курс «Окружающий мир» призван решать в системе общего развития учащихся следующие задачи:
- формировать широкую целостную картину мира с опорой на современные научные достижения;
- на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию причинно-следственных связей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости;
- в ходе решения первых двух задач развивать логичность и самостоятельность мышления, развивать историческое мышление, формировать экологическую культуру, элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей, норм здо-ровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, классифицировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; ориентироваться в пространстве и времени; работать с картами, таблицами, схемами; добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь;
- освоить доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт и др. с получением информации из разных источников);
- воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, гордости за свой край, уважения к своей семье, истории, культуре, способствовать эстетическому воспитанию.
Решению поставленных задач способствует особое структурирование содержания, что нашло выражение в данной программе.
От 1 к 4 классу прослеживаются следующие взаимозависимости. Начальные представления о Космосе служат базой для понимания процессов, происходящих в природе Земли. В свою очередь неживая и живая природа - это та среда, в которой развивается история человечества, а человек своей деятельностью изменяет природу Земли. Таким образом, предметом исследования школьников является единство неживой и живой природы, роль развития человека, общества, его открытий на разных этапах истории, постепенное высвобождение человека из-под власти природы и, наконец, вмешательство человека в природу.
Этот подход к развитию содержания сохраняется во 2 классе, в котором на первый план выступает неживая и живая природа. Она является той основой, на которой базируются рассматриваемые в учебнике связи: природа - жизнь человека - развитие общества. Ознакомление со строением Земли и ее оболочек способствует осознанию взаимозависимостей между компонентами неживой природы, пониманию процесса образования на Земле условий, в которых оказалось возможным возникновение и развитие живых организмов, то есть биосферы.
Содержание выстроено таким образом, чтобы провоцировать учебно-исследовательскую деятельность школьников, включая в непосредственные наблюдения, опыты, эксперименты, в непосредственное общение друг с другом и другими людьми. В курсе особое внимание обращается на проведение практических работ, экскурсий, проектов, но кроме того, создаются условия и для формирования умения работать с текстами и информацией.
Программа построена по принципу «дифференциации, то есть расчленения целого на многообразные формы и ступени, возникновение различий в процессе движения содержания» (Л.В. Занков. Обучение и развитие. С. 101). В соответствии с этим принципом отбор содержания предмета осуществляется на основе сочетания мироведе-ния и краеведения. Мироведческий подход позволяет раскрыть широкое разнообразие современного мира, его единство и целостность, тогда как краеведение на основании сравнения далекого и близкого конкретизирует это далекое, воображаемое, приближая его к опыту детей.
Таким образом, с 1 класса постоянно увеличивается количество и уровень рассматриваемых ребенком связей, постепенно они образуют, по выражению Л.В. Занкова, все более и более густую сетку. Предметами осмысления учеников становятся вечное движение, изменчивость самого мира и представлений о нем человека, долгий и трудный процесс познания законов и явлений природы, методы исследования и формы выражения этих представлений.
В курсе реализуется диалектическое единство теоретического и практического содержания в их историческом развитии. Все естественные науки выросли из человеческой практики. Чтобы выжить, человек вынужден был приспосабливаться к местным условиям. При этом у него возникало много вопросов: почему сменяются день и ночь, почему идет снег и дождь, почему бывает холодно и тепло, почему разнообразен растительный и животный мир Земли, почему так отличается в других странах жизнь людей и их культура и т.д. Постепенно человек накапливал достаточно знаний, чтобы отвечать на возникающие вопросы.
Взаимозависимость теоретического и эмпирического при изучении окружающего мира реализуется в ходе раскрытия в содержании следующих линий: 1) история открытия и познания природы Земли; 2) развитие человека и человеческого общества; 3) сведения о людях, вошедших в историческую память народа.
Широкая содержательная область, которая представлена в учебниках «Окружающий мир», дает возможность каждому ребенку найти сферу своих интересов, создавая условия для формирования универсальных учебных действий. Так, погружение в широкую природную и общественную среду активизирует эмоционально-чувственную сферу детей, пробуждает у них интерес к своей Земле и родному краю, к людям Земли и их прошлому, к своей семье, чувство сопричастности тому, что происходит в нашем общем доме.
Отбор и структурирование содержания курса «Окружающий мир», организация процесса освоения этого содержания как самостоятельной поисковой деятельности обучающихся при использовании разных форм (фронтальной, групповой, парной, индивидуальной) позволит к концу начального обучения достичь тех результатов в формировании универсальных и предметных учебных действий, которые предусмотрены представленной ниже программой.
Ценностные ориетиры содержания учебного предмета
- Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
- Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.
- Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
- Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
- Здоровый образ жизни в единстве состовляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
- Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Место предмета «Окружающий мир» в учебном плане
На предмет «Окружающий мир» для 2 класса базисным учебным планом начального общего образования отводится 68 часов (2 часа в неделю; 34 учебных недель).
Результаты изучения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение учащимися начальной школы личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
У обучающихся будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе;
- интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;
- ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
- понимание причин успеха в учебе;
- оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
понимание нравственного содержания поступков окружающих людей;
- этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;
- представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
- представление о своей этнической принадлежности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- интереса к познанию окружающего мира;
- ориентации на анализ соответствия результатов требо -ваниям конкретной учебной задачи;
- самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
чувства сопричастности и гордости за свою Родину и паров;
- ориентации в поведении на принятые моральные нормы;
- понимания чувств одноклассников, учителей;
- представления о красоте природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
- принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;
- осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;
- вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
- принимать роль в учебном сотрудничестве;
- выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане.
Обучающийся получит возможность научиться:
- контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
- на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным материалом.
Познавательные:
Обучающийся научится:
- пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;
- строить сообщения в устной форме;
- находить в тексте ответ на заданный вопрос;
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- смысловому восприятию познавательного текста;
- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- обобщать (выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
- подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа сделанное человеком; природа живая - неживая; группы растений, группы животных);
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы или медиаресурсах, рекомендуемых учителем;
- строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
- выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;
- понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении);
- обобщать (самостоятельно выделять класс объектов).
Коммуникативные:
Обучающийся научится:
- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;
- воспринимать другое мнение и позицию;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- умению договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);
- строить понятные для партнера высказывания;
- задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.
Обучающийся получит возможность научиться:
- строить монологическое высказывание;
- ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать другое мнение и позицию;
- умению договариваться, приходить к общему решению (при работе, в группе, в паре);
- контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»;
- адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;
- навыкам взаимоконтроля.
Предметные результаты:
Человек и природа
Обучающийся научится:
- устанавливать связи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе (на основе изученного материала); использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе: сравнивать объекты природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств;
- проводить несложные наблюдения в природе и воспроизводить опыты в соответствии с инструкцией, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; соблюдать технику оезопасности;
- описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы;
- характеризовать Землю как планету, Солнце как звезду, Луну как спутник Земли;
- ориентироваться на местности относительно своего тела; знать правила пользования компасом, определять основные стороны горизонта по компасу, по природным приметам;
- различать твердые, жидкие н газообразные вещества;
- измерять температуру воды, воздуха и своего тела;
- различать три состояния воды; определять основные свойства воды, ее значение для живых организмов и хозяйственной деятельности человека; объяснять причины круговорота воды в природе;
- определять основные свойства воздуха, его значение для растений, животных, человека;
- определять условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, воздух, вода);
- различать хвойные, цветковые; дикорастущие и культурные растения; съедобные и ядовитые грибы;
- определять условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища);
- различать диких и домашних животных; животных разных групп (насекомые, рыбы, птицы, звери);
- приводить примеры представителей разных групп растений и животных;
- правилам ухода (полива, рыхления) за комнатными растениями;
- строить простейшие кормушки и подбирать корм для подкармливания различных птиц зимой.
Обучающийся получит возможность научиться:
- определять причины смены на Земле дня и ночи, смены времен года;
- показывать на карте и глобусе основные формы земной поверхности и водоемы;
- различать водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые растения;
- различать животных разных групп (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие).
Человек и общество
Обучающийся научится:
- понимать назначение органов чувств для познания окружающего мира;
- выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в доме, на улице, в природной среде;
- соблюдать правила организации учебного труда дома и в школе, понимать роль учителя;
- определять принадлежность организмов к царствам живой природы: растениям, животным, грибам, бактериям.
Обучающийся получит возможность научиться:
- использовать на практике основные правила познания окружающего мира;
- понимать различия между источниками информации об окружающем мире: наблюдение, измерение, опыт, книги, Интернет;
- оценивать характер взаимоотношений людей в классном, школьном коллективах.
- Формирование общих представлений о современных профессиях, положительного отношения к труду.
- Формирование экологических знаний, правильного поведения в природе.
Содержание программы
2 класс (68 часов)
Общий взгляд на Землю (6 часов)
Человек и природа
Материки и океаны Земли. Россия - самое большое государство мира. Москва - столица. Россия - родина космонавтики.
Практическая работа. Работа с физической картой России и полушарий, глобусом, с контурной картой полушарий.
Как изучают окружающий мир (10 часов)
Человек и общество
Органы чувств человека. Правила гигиены. Что надо знать, чтобы сохранить органы чувств здоровыми. Правила организации учебного труда дома и в школе.
Источники информации об окружающем мире: наблюдение, измерение, опыт, книги, Интернет. Исследовательская работа. Труд и творчество старших и сверстников. Учеба как вид творческой деятельности. Классный, школьный коллектив. Роль учителя.
Инструменты и приборы. Назначение и устройство термометра.
Человек и природа
Вещества. Три состояния вещества в природе - твердое, жидкое, газообразное, их основные свойства. Экология - наука о взаимосвязях между живыми организмами и окружающей средой.
Практические работы. Определение с помощью органов чувств разных объектов окружающего мира и их свойств; определение свойств веществ, находящихся в твердом, жидком и газообразном состоянии; знакомство с лупой, термометром; измерение температуры тела, воздуха, воды, снега.
Космос и Земля (14 часов)
Человек и природа
Звезды. Солнце - звезда. Планеты. Луна - спутник Земли. Форма Земли. Вращение Земли вокруг оси и Солнца. Время: год, месяц, неделя, сутки. Причина смены дня и ночи.
Область жизни на Земле.
Ориентирование по отношению к собственному телу, Солнцу и местным признакам. Горизонт, стороны горизонта. Компас.
Представление о глобусе и географической карте. Основные формы земной поверхности (рельеф): равнина, горы, холмы, овраги. Формы земной поверхности, свойственные родному краю. Красота и разнообразие ландшафтов России и родного края.
Практические работы. Ориентирование на местности относительно собственного тела, по Солнцу, компасу и местным признакам. Нахождение на глобусе и карте изучаемых объектов. Изготовление примитивного компаса.
Наблюдения за высотой Солнца над горизонтом, за изменением длины тени от предметов в течение светового дня, за фазами Луны; за погодой.
Взаимодействие сил природы (22 часа)
Человек и природа
Влияние Солнца на сушу.
Тепловые пояса Земли и смена времен года. Причина смены времен года.
Вода. Вода на Земле. Водоемы естественные: океан, море, озеро, река, болото. Водоемы искусственные - пруд, водохранилище, каналы. Правила безопасного пользования источниками воды. Три состояния воды. Вода в атмосфере. Снег, лед. Свойства воды. Вода - растворитель. Очистка воды от примесей фильтрованием. Вода - одно из условий жизни на Земле. Вода в быту.
Воздух. Представление о его составе. Свойства воздуха. Воздух как условие горения. Что такое ветер. Значение воздуха для растений, животных и человека.
Взаимосвязи и взаимозависимости между компонентами неживой природы. Явления природы: снегопад, листопад, ветер, гроза; смена времени суток, смена времен года.
Круговорот воды в природе. Представление о стихийных бедствиях на Земле. Стихийные бедствия, возможные в местности, где находится школа. Изменение поверхности Земли под воздействием Солнца, воды, ветра и деятельности человека.
Охрана суши, воды и воздуха от загрязнения вредными веществами.
Практические работы. Определение свойств воздуха и воды; измерение температуры воздуха и воды; растворение в воде веществ, фильтрование; определение направления ветра с помощью флюгера.
Экскурсия к водоему: наблюдения за состоянием водоема в разное время года. Обсуждение правил поведения у водоема. Ознакомление с экологическим состоянием своей местности.
Живая природа (18 часов)
Человек и природа
Царства живой природы: бактерии, грибы, растения, животные. Признаки живых организмов: дыхание, питание, движение, рост, размножение, умирание. Представление о взаимосвязи живых организмов с неживой природой, о связях между разными представителями живой природы.
Растения, их разнообразие. Роль растений в природе и жизни человека. Бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, воздух, вода). Водоросли, мха, папоротники, хвойные и цветковые растения. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Овощи и фрукты. Части растений, которые мы едим. Плоды и корнеплоды.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Представление о группах животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие (или насекомые, рыбы, птицы, звери); разнообразие животных. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Правила поведения с домашними животными.
Сохранение редких растений, животных. Красная книга.
Грибы - съедобные и ядовитые, их разнообразие. Правила сбора грибов.
Бактерии, их роль в жизни живой природы и человека. Гигиена тела и жилища.
Красота и разнообразие природы России.
Практические работы. Проращивание семян; наблюдение за развитием растений в разных условиях; наблюдение и уход за комнатными растениями, за животными в уголке живой природы; изучение особенностей внешнего строения различных групп животных и растений с помощью коллекций и гербариев; рассматривание и классификация плодов и семян; рассматривание строения плода и корнеплода; различение ядовитых грибов.
Экскурсия в природу.
Материально-техническое обеспечение учебного предмета
«Окружающий мир»
1. Работа по данному курсу обеспечивается УМК, а также дополнительной литературой:
Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебник для 2 класса. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»2012.
Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь для 2 класса к учебнику «Окружающий мир». - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом -«Федоров»2012.
Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир», 1-2 класс. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров» 2012г
Любые доступные для детей энциклопедии, справочники, альбомы, по содержанию связанные с природой, историей, человеком и его здоровьем.
2. Специфическое сопровождение (оборудование)
Наглядные пособия:
- натуральные: гербарии, коллекции минералов и горных пород, скелет человека,
- изобразительные:
- таблицы групп растений и животных, отдельных органов человека и систем органов, внешнего и внутреннего строения человека, значения полезных ископаемых;
- физический глобус Земли, компас, теллурий, муляжи;
- атлас для начальных классов;
- настенные карты: «Физическая карта полушарий», «Физическая карта мира», «Физическая карта России», «Карта природных зон мира», «Карта природных зон России», «Политическая карта мира»;
- рисунки, слайды, диафильмы;
- самодельные наглядные пособия;
- интерактивная доска.
Список рекомендуемой литературы:
Литература для учителя
Дмитриева Н.Я, Казаков А. Н. Окружающий мир: методическое пояснение к курсу. – М.: Федеральный научно – методический центр им. Л. В. Занкова, 2012г.
Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н. Окружающий мир. Учебник для 2 класса. В 2ч.- Самара: Издательский дом «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2012.
Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир». 2 класс.- Самара: Издательский дом «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2012г.
Мы и окружающий мир. 2 класс: поурочные планы по учебнику Н. Я. Дмитриевой, А. Н. Казакова -авт. – сост. Г. А. Сафронова.- Волгоград: Учитель, 2012г.
Литература для учащихся
1. Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н. Окружающий мир. Учебник для 2 класса. В 2 ч. 1.- Самара: Издательский дом «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2012.
2. Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н. Рабочая тетрадь к учебнику « Окружающий мир». 2 класс.- Самара: Издательский дом «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2012.
ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ:
Федеральный портал «Российское образование»
Единое окно доступа к образовательным ресурсам
Российский общеобразовательный портал
Информация о проекте «Информатизация системы образования»
Портал «Информационно-коммуникационные технологии в образование»
Учительская газета
Газета «начальная школа». Приложение к газете «1 сентября». Сайт для учителей «Я иду на урок»
Журнал «Вопросы Интернет-образования»
http://www.ipo.spb.ru/journal/
Журналы «Компьютерные инструменты в образовании» и «Компьютерные инструменты в школе»
Журнал «Информатика и образование»
http://rys-arhipelag.ucoz.ru/photo/14 -
http://roerih.ru/images/1/book.jpg -
http://s11.radikal.ru/i184/0911/e9/9edddc305725.jpg -
http://s53.radikal.ru/i140/0911/0c/a7062f63ed8f.jpg -
http://www.goldteam.su/forum/index.php?showtopic=7152 –
http://www.ido.rudn.ru/nfpk/hist/pic/2/v2_15.jpg -
http://www.int-edu.ru/history/Holid.htm -
http://www.yugzone.ru/x/audioencsiklopediya-kak-zhili-na-rusi
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 ЧЕТВЕРТЬ 8 учебных недель, 4 дня - 17 ч.
№ по п/п | № урока | Тема урока | Элементы содержания | Предметные результаты | Внеурочная форма | Вид контроля | Дата | Дата фактически | ||||||||
1. | 1 | Общий взгляд на Землю (5 часов). Введение. Этапы развития планеты Земля. | Зарождение жизни в воде. Выход жизни на сушу. Совершенствование наземных форм жизни. | -работать с физической картой полушарий и глобусом. -определять связь прошлого с настоящим | 1.09 | |||||||||||
2. | 2 | Связь прошлого с настоящим. | Что такое история. Зависимость жизни человека от природы и её состояния | -определять связь прошлого с настоящим | 6.09 | |||||||||||
3. | 3 | Россия – родина космонавтики. | Земля – планета Россия – самое большое государство мира. | - работать с научно-познавательным текстом. - выделять главное знание в тексте (проводится в течение года) | Урок-викторина | 8.09 | ||||||||||
4. | 4 | Материки и части света. | Практическая работа: работа с географической картой полушарий. Материки, их названия, расположение на карте. Материки, их названия, расположение на карте | - работать с контурной картой – описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы; | Практ/р | 13.09 | ||||||||||
5. | 5 | Мировой океан. Человек и океаны. | Океаны, их названия, расположение на карте | - работать с контурной картой | тест | 15.09 | ||||||||||
6. | 1 | Как изучают окружающий мир (8 часов). Органы чувств человека. | Система органов чувств. Гигиена органов чувств Зрение и слух. Правила гигиены. Что надо знать, чтобы сохранить органы чувств здоровыми. | - работать с вопросами и рисунками в учебнике – понимать назначение органов чувств для познания окружающего мира; | 20.09 | |||||||||||
7. | 2 | Органы чувств человека. Обоняние и вкус. Осязание. | Практическая работа: определение с помощью органов чувств разных объектов окружающего мира и их свойств. | - исследовать органы чувств и информацию, которую они сообщают - использовать язык науки – понимать различия между источниками информации об окружающем мире: наблюдение, измерение, опыт, книги, Интернет; | Практ/р | 22.09 | ||||||||||
8. | 3 | Источники информации об окружающем мире: наблюдение, измерение, опыт, книги. | Способы познания окружающего мира: наблюдения, рассуждения, выводы. Источник информации об окружающем ми-ре – энциклопедия, справочник | Урок-путешествие | 27.09 | |||||||||||
9. | 4 | Инструменты и приборы. | Назначение и устройство термометра. Практическая работа: измерение температуры тела, воздуха, воды. | – проводить несложные наблюдения в природе и воспроизводить опыты в соответствии с инструкцией, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; - соблюдать технику безопасности; – измерять температуру воды, воздуха и своего тела; | Практ/р | 29.09 | ||||||||||
10. | 5 | Что изучают в окружающем мире. Тела и вещества, явления природы. | Разнообразие веществ | - различать молекулы и и атомы. Схема состава веществ | 4.10 | |||||||||||
11. | 6 | Три состояния вещества в природе | Три состояния вещества в природе – твёрдое, жидкое, газообразное, их основные свойства. | – различать твердые, жидкие и газообразные вещества; | 6.10 | |||||||||||
12. | 7 | Экскурсия в природу. Осенние изменения в природе. | Экскурсия в парк. Наблюдения за изменениями в природе осенью. | - наблюдать осенние изменения в природе | Экскурсия | 11.10 | ||||||||||
13. | 8 | История и историки. Экология – наука о взаимосвязях между живыми организмами и окружающей средой. | Правила поведения в природе. Оценка своего и чужого поведения в природе (на конкретных примерах) | - ознакомить с наукой экологией. -понимать роль экологии в защите окружающей природы | тест | 13.10 | ||||||||||
14. | 1 | Космос и Земля (14 часов). Зачем изучают небо. Солнце – источник жизни на Земле. | Общие сведения о звездном небе. Значение Солнца для живой природы | – характеризовать Землю как планету, Солнце как звезду, Луну как спутник Земли; -наблюдать за Солнцем. - применять на практике полученные человеком знания о Солнце. - ориентироваться по Солнцу в пространстве и времени (солнечные часы)
| 18.10 | |||||||||||
15. | 2 | Планеты и звёзды. | Общие сведения о планетах | Урок- путешествие | 20.10 | |||||||||||
16. | 3 | Полярная звезда и созвездия. | Общие сведения о звездах и созвездиях | - уметь ориентироваться по Полярной звезде | 25.10 | |||||||||||
17. | 4 | Луна – спутник Земли. Фазы Луны. Солнечные и лунные затмения. | Общее представление | -знать планеты и их расположение - наблюдать за Луной в течение месяца. - зарисовывать фаз Луны. Месяц, неделя | К\р | 27.10 | ||||||||||
2 ЧЕТВЕРТЬ (7 учебных недель, 1 день – 15ч.) | ||||||||||||||||
18. | 5 | Планета Земля. Строение Земли и её географическая оболочка. | Земля – планета. Общее представление Формы земной поверхности. Равнины, горы, холмы, овраги (общее представление) | - знать строение Земли | 10.11 | |||||||||||
19. | 6 | Горизонт. Общее понятие. | Наблюдения и рассуждения о форме Земли. Форма Земли | - знать с понятие «горизонт» | Урок-сказка | 15.11 | ||||||||||
20. | 7 | Форма Земли. | Открытие шарообразности Земли. | -работать с глобусом. Доказательство шарообразности Земли. | 17.11 | |||||||||||
21. | 8 | Ориентирование. Стороны горизонта. | Определение сторон горизонта. Промежуточные географические направления. | - ориентироваться на местности относительно своего тела; -знать правила пользования компасом, определять основные стороны горизонта по компасу, по природным приметам; | 22.11 | |||||||||||
22. | 9 | Компас, его назначение и устройство. | Народные приметы ориентирования. | 24.11 | ||||||||||||
23. | 10 | Экскурсия в природу.
| Ориентирование на местности по компасу. Наблюдение за высотой Солнца, за изменением длины тени от предметов. | -уметь определять свое положение на местности. | Экскурсия | 29.11 | ||||||||||
24. | 11 | Представление о глобусе и географической карте. | Глобус – модель Земли. Географическая карта Практическая работа: нахождение на глобусе и карте изучаемых объектов. | – показывать на карте и глобусе основные формы земной поверхности и водоемы; | Практ/р | 1.12 | ||||||||||
25. | 12 | Основные формы земной поверхности (рельеф): равнина, горы, холмы, овраги. | Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги. | Урок- путешествие | 6.12 | |||||||||||
26. | 13 | Ландшафт Земли | Понятие «ландшафт». Чтение карты. . Красота и разнообразие ландшафтов России. | -моделировать ландшафт и рельеф Земли. Азбука географии. | 8.12 | |||||||||||
27. | 14 | Формы земной поверхности, свойственные родному краю. | Формы земной поверхности | -знать формы рельефа: горы, равнины, овраги, холмы | тест | 13.12 | ||||||||||
28. | 1 | Взаимодействие сил природы (22 часа). Тепловые пояса Земли. | Смена времён года | -работать с контурной и физической картами полушарий. | Урок- игра | 15.12 | ||||||||||
29. | 2 | Вращение Земли вокруг оси и Солнца. | Смена времён года. | – определять причины смены на Земле дня и ночи, смены времен года; |
| 20.12 | ||||||||||
30. | 3 | Влияние Солнца на сушу. | Рассуждения о воздействии Солнца на сушу | -наблюдать изменение поверхности Земли (рельефа) под воздействием Солнца. | 22.12 | |||||||||||
31. | 4 | Внутренние силы Земли. | Вулканы и землетрясения, от чего они происходят. | -познакомиться с землетрясениями и вулканами, с изменением рельефа Земли под их воздействием. Тихий океан и его вулканы. -работать с физической и контурной картами |
| к/р | 27.12 | |||||||||
32. | 5 | Вода на Земле. Водоёмы естественные и искусственные. | Вода и её свойства. Практическая работа. Легко определяемые свойства воды: цвет, вкус, прозрачность, текучесть | – различать три состояния воды; определять основные свойства воды, ее значение для живых организмов и хозяйственной деятельности человека; | Практ/р | 29.12 | ||||||||||
3 ЧЕТВЕРТЬ ( 9уч. недель, 5 дней – 19ч.) | ||||||||||||||||
33. | 6 | Теплоёмкость воды. | Течение Гольфстрим. Вода и суша. | -объяснять причины круговорота воды в природе; -определять и сравнивать время, в течение которого нагревается и остывает вода и металлическая пластина (камень). -работать с физической и контурной картами | 12.01 | |||||||||||
34. | 7 | Три состояния воды. | Вода в твёрдом состоянии. Свойства льда. Практическая работа. | Практ/р | 17.01 | |||||||||||
35. | 8 | Значение снега и льда в природе. | Правила безопасного поведения на водоёмах. | - изучить свойства льда. - определить значение льда и снега в природе | Урок - путешествие | 19.01 | ||||||||||
36. | 9 | Экскурсия в природу. | Зимние изменения в природе. Измерение толщины снежного покрова. | -наблюдать зимние изменения в природе | Экскурсия | 24.01 | ||||||||||
37. | 10 | Вода – растворитель. | Практическая работа: растворение в воде разных веществ. | -исследовать свойства воды растворять жидкие и твердые вещества | Практ/р | 26.01 | ||||||||||
38. | 11 | Очистка воды от примесей фильтрованием. | Практическая работа. Значение очистки воды. Вода в быту человека. | - определить способы очистки воды от примесей | Практ/р | 31.01 | ||||||||||
39. | 12 | Вода под землёй. Образование пещер. | Грунтовые воды. | -определять виды подземных вод: Грунтовые воды, родники. Минеральные источники. Гейзеры. | Урок-исследование | 2.02 | ||||||||||
40. | 13 | Родники. Минеральные источники. | Свойства воды | 7.02 | ||||||||||||
41. | 14 | Гейзеры – удивительные явления природы. | 9.02 | |||||||||||||
42. | 15 | Воздух. Как и зачем люди изучают атмосферу Земли. | Воздух – смесь газообразных веществ | – определять основные свойства воздуха, его значение для растений, животных, человека; | 14.02 | |||||||||||
43. | 16 | Представление о составе воздуха. Свойства воздуха. | Легко определяемые свойства воздуха: не виден, не имеет запаха, летуч, легко сжимается | Урок-игра | 16.02 | |||||||||||
44. | 17 | Движение воздуха. Что такое ветер. | Значение воздуха для растений, животных и человека. | -рассмотреть способ образования ветра. | 21.02 | |||||||||||
45. | 18 | Ветры Индийского океана. Муссоны. | Значение воздуха для растений, животных и человека. Три состояния воды | - изучить ветры Индийского океана | 28.02 | |||||||||||
46. | 19 | Разрушительная и созидательная работа ветра. | Стихийные бедствия, возможные в местности, где находится школа. Правила поведения в чрезвычайных ситуациях. | - рассмотреть вопросы безопасности в ЧС | тест | 2.03 | ||||||||||
47. | 20 | Круговорот воды в природе. | Взаимосвязи и взаимозависимости между компонентами неживой природы. | - выявить взаимодействие компонентов неживой природы, осуществляющих круговорот (Солнце, вода, воздух). - определить участие живых организмов в круговороте воды | Урок- путешествие | 7.03 | ||||||||||
48. | 21 | Изменение поверхности Земли под воздействием Солнца, воды, ветра и деятельности человека.
| Изменение поверхности Земли под воздействием Солнца, воды, ветра и деятельности человека. Круговорот отравленной воды | - определить роль Солнца в изменении рельефа. - рассмотреть изменение рельефа Земли под влиянием воды и ветра | 9.03 | |||||||||||
49. | 22 | Охрана суши, воды и воздуха от загрязнения вредными веществами. | Охрана суши, воды и воздуха от загрязнения вредными веществами. | - выявить экологические проблемы родного края | К/р | 14.03 | ||||||||||
50. | 1 | Живая природа (19 часов). Жизнь – особенность нашей планеты. Что изучает биология. | Царства живой природы: растения, животные, грибы, бактерии. Признаки живых организмов: дыхание, питание, рост, размножение. Представление о взаимосвязи живых организмов с неживой природой. | – определять принадлежность организмов к царствам живой природы: растениям, животным, грибам, бактериям. -иметь представления о взаимосвязи живых организмов с неживой природой | Урок - исследование | 16.03 | ||||||||||
51. | 3 | Многообразие растений и их роль в жизни человека. | Классы (группы) растений. Водоросли, лишайники. | – различать водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые растения; | 21.03 | |||||||||||
4 ЧЕТВЕРТЬ (8 учебных недель, 3дня- 16ч) | ||||||||||||||||
52. | 4 | Классы растений. Мхи, папоротники. | Растения, их разнообразие | - различать классы растений | Урок- путешествие | 4.04 | ||||||||||
53. | 5 | Хвойные и цветковые растения. Деревья, кустарники, травы. | Растения, их разнообразие. Деревья, кустарники, травы. Части растений | -различать хвойные и цветковые растения -определять основные признаки деревьев, кустарников, трав | 6.04 | |||||||||||
54. | 6 | Дикорастущие и культурные растения. | Дикорастущие и культурные растения, их различие Практическая работа: работа с гербарными экземплярами растений. | – правила ухода (полива, рыхления) за комнатными растениями; | Практ./р | 11.04 | ||||||||||
55. | 7 | Условия, необходимые для жизни растений. | Практическая работа: проращивание семян. | – определять условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, воздух, вода); – использовать на практике основные правила познания окружающего мира; -уметь оформлять наблюдения, делать выводы | Урок - исследование | Практ./р | 13.04 | |||||||||
56. | 8 | Части растений, которые мы едим. | Плоды и корнеплоды. Практическая работа: рассматривание и классификация плодов и семян. | - определять плоды и корнеплоды | Практ/р | 18.04 | ||||||||||
57. | 9 | Растения-путешественники. | Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к рас-тениям | – различать хвойные, цветковые; дикорастущие и культурные растения; съедобные и ядовитые грибы; – приводить примеры представителей разных групп растений | 20.04 | |||||||||||
58. | 10 | Грибы. Съедобные и ядовитые грибы, их разнообразие. | знания о грибах как о царстве живой природы, расширить знания детей о многообразии грибов; учить правилам сбора грибов | Урок- викторина | 25.04 | |||||||||||
59 | 11 | Связь растительного и животного мира. | Животные, их разнообразие Представление о классах животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; разнообразие животных. | – различать животных разных групп (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие). | 27.04 | |||||||||||
60. | 12 | Экскурсия в природу. Весенние изменения в природе. | Весенние изменения в природе. Наблюдать и анализировать весенние изменения в природе. | - наблюдать и анализировать весенние изменения в природе | Экскурсия | 2.05 | ||||||||||
61. | 13 | Особенности размножения разных групп животных. | Условия, необходимые для жизни животных. Размножение разных животных | - выделять существенные признаки каждой группы | Урок - исследование | 4.05 | ||||||||||
62. | 14 | Животные и среда их обитания. | Условия, необходимые для жизни животных. Размножение разных животных | -выявить приспособленность животных к среде обитания. Внешнее строение: форма тела, ноги, клюв, хвост, глаза, уши. Хищники, травоядные, зерноядные, насекомоядные, всеядные животные. Цепи питания | 9.05
| |||||||||||
63. | 15 | Условия, необходимые для жизни животных. | Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища)Питание животных. | – определять условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища); – строить простейшие кормушки и подбирать корм для подкармливания различных птиц зимой. | 11.05 | |||||||||||
64. | 16 | Дикие и домашние животные. Правила поведения с домашними животными. | Разнообразие животных. Дикие и домашние животные. Бережное отношение человека к животным | – различать диких и домашних животных; животных разных групп (насекомые, рыбы, птицы, звери); – приводить примеры представителей разных групп животных; |
| тест | 16.05 | |||||||||
65 | 17 | Бактерии, их роль в жизни живой природы и человека. | познакомиться с царством бактерий, роль в жизни живой природы и человека. | -познакомиться с царством бактерий, микроорганизмов -определить их роль в жизни живой природы и человека | 18.05 | |||||||||||
66 | 18 | Человек и его здоровье.. | соблюдать правила личной гигиены. Иметь представление о том, где могут находиться вредные бактерии | – выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в доме, на улице, в природной среде; | Урок- Викторина | 23.05 | ||||||||||
67 | 19 | Гигиена тела и жилища | 25.05 | |||||||||||||
68. | 20 | Биология и будущее. | Путь от копья до компьютера. Обобщение изученного во 2-м классе. | – соблюдать правила экологического поведения в школе, в быту(экономия воды и электроэнергии, раздельный сбор мусора) и природной среде; | к/р | 30.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа класса по окружающему мирудля 2 УМК Школа России
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Рос...
Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...
Рабочая программа !класс.Окружающий мир.УМК "Перспектива"
Рабочая программа.1 класс.УМК "Перспектива"...
Рабочие программы класс Школа России
В данном материале находятся рабочие программы, для 1 класса по УМК "Школа России". По математике, технологии, русскому языку (букварный и после букварные периоды), литературному чтению, окр...
Технологическая карта урока математики по теме: "Производительность труда" 3 класс ЗанковЛ.В.
Технологическая карта урока открытия нового знания по теме: "Производительность труда"...
Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности . Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)
Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности .Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)...