Урок на тему "Каменное зодчество края. Древние памятники Александрова".
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Пруцова Альбина Викторовна

Раздел: "Красота рукотворная". Урок по нашему краю, тема "Красота и симметрия".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uroki_po_kam._zodchestvu.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел « Красота рукотворная», 3 класс МБОУ СОШ №3

Учитель начальных классов: Пруцова А.В.

             Тема. Красота и симметрия.

                         Всего 7 часов.

                                 Из них 2 часа изучается каменное зодчество края,

                                               2 часа – деревянное зодчество края,

                                               3 часа – декоративно-прикладное искусство

                                                             малой родины.

2 урок.

            Тема. Каменное зодчество края.

                       Древние памятники Александрова.

  Цель урока: формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения к худо-

                            жественно-эстетическим памятникам малой родины, знаний из истории

                            прошлого и настоящего.  

                         

  Задачи урока:

                                  -ознакомление учащихся  с основными памятниками  г. Александрова,

   Александровского района;                                                                                     - формирование мотивации к познанию и творчеству,  умений учащихся     составлять сообщения, добывать самостоятельно знания, работать с            

        текстом;

                                        -активизация  словарного запаса;

                                         -развитие процессов познавательного мышления; коммуникативных

         качеств;

                                       -воспитание  у  детей чувства гордости и уважения к своей малой родине,

                                       чувство сопричастности к красоте уникальных белокаменных памятни-                                                

                                         ков родного края.

            Оборудование урока:

        1. Электронная презентация урока.

                                       2. Книги : «Округ Александров - Часть Великой России», «Александров-

                                           ская Слобода» - памятники архитектуры.    

                                       3.Раздаточный дидактический материал:

  1. 5 комплектов разрезных картинок ,на которых изображены основные памятники Александрова;
  2. 5 комплектов названий архитектурных памятников г. Александрова;
  3. 5 текстов о памятниках архитектуры г. Александрова;
  4. карточки с вопросами к игре «Карусель» - 24 штуки;
  5. 5 тестов по словарной работе;
  6. карточки для игрового момента «Разбегалочки»;
  7. сигнальные карточки для работы по группам;
  8. кроссворд – 24 штуки;
  9. план работы в группах

                                        4. Средства обратной связи: «экраны».

 

Формы организации

работы с классом.




Игра.



 Вводная   бе-

  седа.




















Работа в груп-

пах.

Подводящий

диалог.























 Тест.


Работа в группах.



















Побуждающий

диалог.
























Работа в группах.

/ Предложить поменяться местами

и работу выполнять стоя. /













































Подводящий

диалог.




































         Х о д     у р о к а.

Этапы, методы, приёмы работы с классом.



  I. Актуализация знаний учащихся.


1.  Уч.:- Ребята, сегодня мы продолжим изучение нашего

         края.

2. Игра «Карусель» -  выявление уровня знаний учащихся      

     по пройденным темам.

3. Беседа – диалог.

        - Вы любите ходить в музеи?

         -В каких музеях вы бывали?

         -Что такое музей?

         Вывод: музей-учреждение, занимающееся собира-

                      нием, хранением и изучением художествен-

                      ных произведений: картин, скульптур, моде-

                      лей проектов и чертежей архитектурных

                      сооружений, произведений декоративно-при-

                      кладного искусства и др.

         -Музеи бывают самые разнообразные, приглашаю вас

      совершить виртуальную экскурсию в необычный музей-                          

      музей под открытым небом! Ребята, вы будете не просто

      посетители экскурсии, но и самыми её активными уча-

      стниками, побываете в роли экскурсоводов.


         

4.  Постановка проблемной ситуации.

     Формулирование учащимися цели урока.

Уч:- Посмотрите. Вот перед вами только один из уголков

     нашего края, каких немало во Владимирской области.

        -Расскажите, что видите и чувствуете, глядя на эту

панораму.

 

      -Можно ли назвать наш край музеем под

       открытым небом?!

/ Дети показывают  знаки учителю:

   ( +), если можно;

    ( - ), если нельзя

   ( ? ), если не знают./


Уч:- Чтобы ответить на этот вопрос ,  что надо будет        

        нам сделать? / Надо будет многое узнать и изучить

         предметы, которые хранятся в этом необычном му-

        зее./

       - Как называются предметы в музеях? /Экспонаты./


       - И экспонаты наши тоже необычные. Сравним их,

        что общего, чем отличаются? Как можно назвать их

        одним словом? / Памятники./

         - Попробуйте отгадать, что же мы будем изучать на         этом уроке?       


   Древние памятники города Александрова.

   Каменное зодчество нашего края.



II.Знакомство с основными  памятниками ка-

   менного зодчества. 


  1. Словарная работа.     

Уч:-Все ли слова вам понятны? /объяснить слово зод-

         чество,  зодчий, архитектура, памятники архитектуры/.

    Дети работают по тесту, один из группы пишет ответы на

   доске.

   Проверка теста по экрану.

   Правильно ответившая группа получает флажок.


        Это надо знать!


 Зодчество - это искусство проектировать и строить

        здания.


 Зодчий – строитель, архитектор.


  Архитектура- искусство проектирования , возведе-

                              ния и художественного оформления

                              строений.

Памятники архитектуры / зодчества/– это сооруже-

                    ния в память  какого-либо лица или события.


   

2. Выход к учебной проблеме.

  1. Посмотрите на эти строения, можно ли такое строение

         назвать искусством.?

  1. Сравните их с современными постройками.        Расскажите. Что вы об этом думаете?
  2. Как украшены старинные дома, храмы? /Арки, колонны, нарядные пояса, лепнины/.
  3. Что вы видите вместо обычных крыш? /Нарядные купола, золотые, блестящие купола – луковицы/.
  4. Что хранят эти древние стены? /Память, историю/.
  5. Что вы чувствуете, глядя на старинные памятники архитектуры? /Восхищение, гордость, интерес, красоту, величие, радость/.
  6. Кто сотворил эту красоту? /Зодчие, архитектор, мастера/.

   

ВЫВОД:

       

Эти памятники – живые свидетели того, что проис-

         ходило на нашей земле много веков назад! О том,

         сколько им лет , мы узнаем позже.

             К сожалению, они не могут говорить. Но несмотря

         на это, люди  многое узнали благодаря учёным.

            Туристы со всего мира , а также жители других

          уголков нашей необъятной России спешат посмот-

          реть и полюбоваться творениями талантливых  ма-

          стеров .Мы гордимся, что живём рядом с такой кра-

          сотой .

        Чтобы было интересно во время настоящей экскур-

           сии, надо добыть побольше  о них сведений.


3. Решение учебной проблемы.


1)


2) Угадай-ка.

Уч.:- Начнём  изучение основных памятников с про-

            верки того , что вы о них уже знаете.

   Задание:- Покажите название памятников.которые вы

                      видите на слайде.

   Проверка:-Правильные ответы постепенно открыва-

                       ются  щелчком «мыши» на слайде . 


    /  Побеждает группа, набравшая больше правильных от-

ветов./


 3) Мозаика.

 Упражнение учащихся в правильном названии древ-

  них памятников Александрова.


  / Раздать 5 комплектов –конвертов, в которых сооружения отдельных  памятников разрезаны на части./


 Задание:-Сложить из частей целое. Что у вас получи-

                   лось. Назовите его.


4. Творческое воспроизведение знаний.


1)Подготовка учащимися к проведению экскурсии.

 Задание:- Каждой группе подготовить рассказ по

                .данному памятнику.

                -Чтобы рассказ получился интересным пользуйтесь

                 текстами и планом рассказа.

                 План работы в группе.

1. Когда построен памятник?

2. Кем  основан?

3. Из какого материала построен?

4. В память о какой личности он сооружён или какого

    события.

5. Интересные факты об этом времени.



 

2) Выступление учащихся – экскурсоводов.

            / От каждой группы выступает 1 человек в роли      экскурсовода, а другие члены группы его дополняют по

необходимости. /

  1. Распятская церковь – колокольня 16 век.
  2. Троицкий собор 16 век.
  3. Покровская церковь 16 век.
  4. Успенская церковь 16 век.
  5. Железнодорожный вокзал 20 век.


  1. Назовите самый древний памятник из тех, о которых

    рассказали нам ребята.

  1. Подвести итоги работы ребят  по группам.


      III. Итоги работы на уроке. Рефлексия.


  1. Посмотрите на эти здания.  /Показ следующего слайда./
  2. Давайте внимательно рассмотрим эти строения 18-19-начала 20в.
  3. На что вы обратили  своё внимание ?


  1. Можно ли назвать такое строение искусством ?                


  1. Как можно назвать эти сооружения?

/ лучшие произведения архитектуры, шедевры. памятники/

  1. Все они являются достопримечательностями нашего города?
  1. -Экскурсия по памятникам архитектуры подошла

 к концу . Какой из них вам особенно запомнился?

  1. - Можно ли сказать,что Александров - музей под

открытым небом?

V. Задание на дом.

   - По желанию поискать материал к следующему уроку

      о памятниках архитектуры в др. городах области.

    -  На стенде вас ждёт кроссворд, ответы принимаются до

      следующего урока.

   


Порядок показа

Слайдов.





















      Слайд № 2.

Показ панорамы

Александровского

Кремля.


       



      Слайд № 3.

Вопрос.


     Слайд № 4.










     Слайд № 5,6,7,8.

Показ памятников без

названия.




Слайд № 9.

Тема урока.




         Слайд № 10, 10 (по щелчку).

    Слова, ответы.





Проверка  

экспертов.





       Слайд№ 11.

Это надо знать!










       Слайд № 12.

Памятники.



Слайд № 13.

Сравнение зданий.


        Слайд № 14.

 Купола.

Украшения зданий.

       Слайд №15.

    Что чувствуете?


Слайд № 16.

 Кто строил?








.
















      Слайд №17; 18; 19; 20; 21; 22; 23, 24.

















Проверка  

экспертами.






Слайд № 24.

План работы

в группах.












Слайд № 26, 27, 28, 29, 30.


Выступления

детей.

   



   Слайд №31.

   

 Проверка экспертов.    

 


Слайд № 32.



Слайд № 33, 34, 35, 36.

 









Слайд № 37.



Слайд № 38.


Слайд № 39.


Слайд № 40.






















































РАЗБЕГАЛОЧКИ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 1 классе по учебнику Александровой по теме "Число как результат измерения величины"(с презентацией)

 Тема урока: Переход от непосредственного сравнения величин к сравнению величин с помощью их измерения. Число как результат измерения величины (длины).Цели:Учить сравнивать величины с помощью мерки, в...

Урок по теме «Каменное зодчество края»

Конспект урока по предмету «Наш край»Цель урока:  Познакомить с храмами и церквями города  Гороховца.Задачи урока: Воспитывать любовь к родному краю....

Конспект урока труда "Деревянное зодчество"

Урок трудового обучения "Деревянное зодчество" проведён с учениками 3 класса. На уроке изобразительного искусства заранее готовится фон для композиции деревянных построек и эскизы церкви, сарая, прост...

Урок по математике Путешествие по Древней Греции. Задачи Древней Греции 4 класс

Урок по математике Путешествие по Древней Греции. Задачи Древней Греции 4 класс...

Классный час «Древние памятники Хакасии»

Данный материал позволяет познакомить учащихся с древними памятниками Хакасии...

Тема: «Мой край родной : памятник природы - « Вешенский дуб»

- расширять представления детей о природе родного края; познакомить детей с памятником природы -  « Вешенский дуб». - учить детей восхищаться красотой и многообразием р...

Конспект урока по литературному чтению. Тема: Т.И.Александрова «Кузька». ( Система Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова, 2 класс)

Цели деятельности учителя:знакомство с произведением Т.И.Александровой «Кузька», формирование умения анализировать образ героя волшебных сказок.Планируемые результатыПредметные:уметь харак...