РПУ по окружающему миру 3 класс
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (3 класс) на тему
Рабочая программа учителя по окружающему миру 3класс, УМК "Школа России",учебник А.А.Плешакова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rpu_po_okr.miru_3kl.docx | 81.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа учителя
по окружающему миру (3 класс)
Рабочая программа по окружающему миру (3 класс) составлено на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 года и разработано по учебнику Плешакова А. А. Мир вокруг нас. Ч. 1, 2. – М.: Просвещение, 2011.
Тематическое планирование рассчитано на 68 рабочих часов за учебный год, что составляет 2 часа в неделю.
Цели и задачи, решаемые при реализации тематического планирования:
– развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
– освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе и в обществе;
– воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры; патриотических чувств;
– формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Планируемый уровень подготовки учащихся начальной школы:
– наблюдение объектов окружающего мира, их устное описание, соотнесение полученных результатов с целью наблюдения (опыта);
– выявление с помощью сравнения отдельных признаков объектов;
– проведение простейших измерений разными способами с использованием соответствующих приборов и инструментов;
– работа с простейшими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов;
– работа с учебными и научно-популярными текстами и др.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
К концу 3 класса учащиеся должны знать:
- человек – часть природы и общества;
- что такое тела и вещества, твёрдые вещества, жидкости и газы;
- основные свойства воздуха и воды, круговорот воды в природе;
- основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии); группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); группы животных ( насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); съедобные и несъедобные грибы;
- взаимосвязи между живой и неживой природой, внутри живой природы ( между растениями и животными, между различными животными);
- взаимосвязи между природой и человеком;
- строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме;
- правила гигиены; основы здорового образа жизни;
- правила безопасного поведения в быту и на улице, основные дорожные знаки; правила противопожарной безопасности, основы экологической безопасности;
- потребности людей; товары и услуги;
- роль природных богатств в экономике; основные отрасли сельского хозяйства и промышленности; роль денег в экономике, основы семейного бюджета;
- некоторые города России, их главные достопримечательности; страны, граничащие с Россией; страны зарубежной Европы, их столицы.
К концу 3 класса учащиеся должны уметь:
- распознавать объекты природы с помощью атласа-определителя; различать наиболее распространённые в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;
- проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать результаты;
- выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;
- выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;
- владеть элементарными приёмами чтения карты;
- приводить примеры городов России, стран-соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Тематическое планирование
№ п\п | Наименование раздела программы | Тема урока | Количество часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовленности учащихся | Вид контроля | Элементы дополнительного содержания | Домашнее задание | Дата проведения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
1 | Что такое окружающий мир | Инструктаж по технике безопасности и охране труда. Разнообразие природы | 1 | Комбинированный | Природа и общество как составные части окружающего мира. Человек – часть природы и член общества. Способы познания окружающего мира: наблюдения, опыты, измерения, работа с готовыми моделями, создание несложных моделей с помощью учителя и самостоятельно | Учащиеся должны знать\понимать: | Фронтальный; индивидуальный | С. 10–12, с. 12–15* | ||
2 | Человек. Разумное существо | 1 | Изучение нового материала | Фронтальный; индивидуальный | С. 10–14 | |||||
3 | Общество | 1 | Изучение нового материала | Фронтальный | С. 16–20, с. 20–21* | |||||
4 | Мир глазами эколога | 1 | Комбинированный | Учащиеся должны знать/понимать основные экологические проблемы природы и современного общества | Фронтальный; индивидуальный | С. 22–26, сообщение* | ||||
5 | Природа | Природа в опасности. Охрана природы | 1 | Комбинированный | Разнообразие веществ в окружающем мире: твердые, жидкие, газообразные вещества. | Учащиеся должны знать/понимать основные правила поведения в окружающей среде | Фронтальный; индивидуальный (тест) | Экскурсии с целью ознакомления с ближайшим природным | С. 27–30 |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
6 | Тела, вещества, частицы | 1 | Изучение нового материала | Соль, сахар как примеры твердых веществ. Воздух – смесь газообразных веществ, легко определяемые свойства воздуха (невидим, не имеет, запаха, летуч, легко сжимается благодаря наличию в нем кислорода, является условием горения). Значение воздуха для растений, животных, человека | (на дорогах, водоемах, в школе). Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения | Фронтальный | и социальным окружением | С. 34–37, с. 38* | ||
7 | Разнообразие веществ | 1 | Изучение нового материала | Фронтальный | С. 39–43, задание № 2, с. 43* | |||||
8 | Воздух и его охрана. Состав, свойства | 1 | Изучение нового материала | Учащиеся должны знать/понимать основные свойства воздуха | Фронтальный; индивидуальный | С. 44–48 | ||||
9 | Вода и жизнь | 1 | Комбинированный | Вода, легко определяемые свойства воды (текуча, не имеет цвета и запаха, занимает форму любого сосуда); распространение в природе, значение для живых организмов. Три состояния воды | Учащиеся должны знать/понимать: | Фронтальный; индивидуальный | С. 49–52, задание № 2, с. 52* | |||
10 | Превращения и круговорот воды | 1 | Изучение нового материала | Фронтальный; индивидуальный | С. 53–56, задание № 2, с. 56* |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
11 | Берегите воду | 1 | Комбинированный | решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения. | Фронтальный; индивидуальный (тест) | С. 57–61, задание 1, с. 60* | ||||
12 | Как разрушаются камни | 1 | Изучение нового материала | Формы земной поверхности | Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения | Фронтальный; индивидуальный | С. 62–64, задание 2, с. 62* | |||
13 | Что такое почва | 1 | Изучение нового материала | Почва, ее значение для живой природы | в практической деятельности и повседневной жизни для установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе; для оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране | Фронтальный; индивидуальный | Почва, ее значение для живой природы, хозяйства человека; состав, плодородие как главное свойство почвы | С. 65–68, с. 69–70* | ||
14 | Разнообразие растений | 1 | Комбинированный | Растения, их разнообразие. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям | Учащиеся должны уметь: – приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2–3); – раскрывать особенности их внешнего вида и жизни | Фронтальный; индивидуальный | С. 71–75, рисунок* | |||
15 | Солнце, растения и мы с вами | 1 | Комбинированный | С. 76–79, схе- |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
16 | Размножение и развитие растений | 1 | Изучение нового материала | Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода) | Учащиеся должны уметь: | Фронтальный; индивидуальный | С. 80–83, рассказ*, задание 3, с. 83 | |||
17 | Охрана растений | 1 | Комбинированный | Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям | – определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры) | С. 84–87, рассказ «Бе- регите растения!» | ||||
18 | Разнообразие животных | 1 | Комбинированный | Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери; различение групп животных по существенным признакам, легко выделяемым во внешнем строении (перья у птиц, шерсть у зверей). Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, зерноядные, всеядные). Размножение разных животных. Роль животных в жизни людей, бережное отношение человека к животным | Учащиеся должны знать/понимать общие условия, необходимые для жизни живых организмов; уметь раскрывать особенности внешнего вида и жизни представителей разных групп животных | Фронтальный; индивидуальный | С. 89–95, задание 2, с. 95 | |||
19 | Кто что ест. Цепи питания | 1 | Изучение нового материала | С. 96–99, модель це- пи питания* | ||||||
20 | Невидимая сеть и невидимые пирамиды | 1 | Изучение нового материала | Учащиеся должны знать/понимать общие условия, необходимые для жизни живых организмов; уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для удовлетворения | Фронтальный; индивидуальный | С. 100–104, схемы цепи питания* | ||||
21 | Размножение и развитие животных | 1 | Изучение нового материала | С. 105–106, сообщение*, задание, |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
22 | Птицы и звери | 1 | Комбинированный | познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране | С. 106–11, рассказ «Берегите животных!», задание 3, с.116 | |||||
23 | Охрана животных | 1 | Комбинированный | Роль животных в жизни людей, бережное отношение человека к животным | Учащиеся должны уметь использовать знания и умения для ухода за животными | Фронтальный; индивидуальный | С. 112–116, с. 116–117* | |||
24 | В царстве грибов | 1 | Изучение нового материала | Грибы: особенности строения, роста, размножения; съедобные и несъедобные грибы; разнообразие грибов | Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта для выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране | Фронтальный; индивидуальный | Грибы. Съедобные и несъедобные. Различие наиболее распростра-ненных съедобных и несъедобных грибов своей местности. Правила сбора грибов | С. 118–122, с. 123* | ||
25 | Великий круговорот жизни | 1 | Изучение нового материала | Роль растений в природе и жизни людей; бережное отношение человека к растениям. Роль животных в жизни людей, бережное отношение человека к животным | Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения для ухода за растениями и животными | Фронтальный; индивидуальный | С. 124–126, модель (№ 2, с. 126)* |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
26 | Человек и природа | Организм человека | 1 | Изучение нового материала | Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, | Учащиеся должны знать/понимать правила сохранения и укрепления здоровья | Фронтальный; индивидуальный | С. 128–130, с. 131* | ||
27 | Как мы воспринимаем окружающий мир | 1 | Комбинированный | дыхательная, кровеносная, выделительная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена системы органов | Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта для удовлетворения познавательных интересов | Фронтальный | С. 132–135, за- дание 3, с. 135* | |||
28 | Надежная защита организма | 1 | Комбинированный | Фронтальный; индивидуальный | С. 136–139, за- дание 3, с. 139* | |||||
29 | Опора тела и движение | 1 | Изучение нового материала | Учащиеся должны знать/понимать правила сохранения и укрепления здоровья | Фронтальный | С. 140–142, с. 142–143* | ||||
30 | Наше питание | 1 | Комбинированный | Система органов, их роль в жизнедеятельности организма | Учащиеся должны знать/понимать: | Фронтальный; индивидуальный | С. 144–147 | |||
31 | О дыхании, о движении крови | 1 | Изучение нового материала | Система органов | С. 148–149 |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
32 | Закаляй свой организм | 1 | Комбинированный | Личная гигиена, физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья | Фронтальный | С. 151–153 | ||||
33 | Здоровый образ жизни. Обобщение | 1 | Комбинированный | Фронтальный; индивидуальный (тест) | С. 154–157 | |||||
34–35 | Младший школьник | Огонь, вода и газ | 2 | Комбинированный | Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой | Учащиеся должны знать/понимать: в школе); | Фронтальный; индивидуальный | Первая помощь при легких травмах (ушиб, порез, ожог, обмораживание). Телефоны экстренной помощи | С. 4–7, задание № 2 «План эвакуации» | |
36 | Чтобы путь был счастливым | 1 | Комбинированный | С. 8–13 | ||||||
37–38 | Дорожные знаки | 2 | Комбинированный | Правила безопасного поведения на дорогах | Учащиеся должны знать/понимать правила сохранения и укрепления здоровья | Фронтальный; индивидуальный | С. 14–17, задание № 2, с. 17* |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
39 | Опасные места | 1 | Комбинированный | Правила безопасного поведения в лесу, на водоеме в разное время года | Учащиеся должны знать/понимать основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе) | Фронтальный; индивидуальный | Практические работы: первая помощь при легких травмах | С. 18–22, № 2, с. 22* | ||
40– 41 | О молниях, змеях, собаках и прочем | 2 | Комбинированный | С. 23–28, сообщение*, № 2, с. 28 | ||||||
42– 43 | Экологическая безопасность | 2 | Комбинированный | Учащиеся должны знать/понимать: правила сохранения и укрепления здоровья | Фронтальный; индивидуальный | С. 29–34, № 2, с. 34* | ||||
44 | Человек и природа | Для чего нужна экономика? | 1 | Изучение нового материала | Экономика | Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта | Фронтальный | С. 36–39, № 2, с. 39* | ||
45 | Три кита экономики* | 1 | Изучение нового материала | Фронтальный | С. 40–47, № 3, с. 47* | |||||
46–47 | Полезные ископаемые | 2 | Изучение нового материала | Полезные ископаемые | Учащиеся должны уметь определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры) | Фронтальный; индивидуальный | Полезные ископаемые родного края (2–3 примера), их назначение в хозяйстве, | С. 48–52, сообщение № 3, с. 52* |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
бережное отношение к полезным ископаемым. Особенности труда людей родного края, профессии | ||||||||||
48 | Растениевод- ство | 1 | Изучение нового материала | Дикорастущие и культурные растения, их различение на примере растений родного края | Учащиеся должны уметь различать объекты природы и изделия; объекты живой и неживой природы | Фронтальный; индивидуальный | Особенности труда людей родного края, профессии | С. 53–58, с. 58–59*, рисунок* | ||
49 | Животноводство | 1 | Изучение нового материала | Роль животных в жизни людей, бережное отношение человека к животным | Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для ухода за растениями и животными | Индивидуальный | Особенности труда людей родного края, профессии | С. 60–63, рисунок* | ||
50–51 | Какая бывает промышленность? | 2 | Изучение нового материала | Промышленность | Учащиеся должны уметь различать объекты природы и изделия промышленного производства, изготовленные человеком | Фронтальный; индивидуальный | С. 64–67, сообщение*, с. 67, № 3 |
родолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
52 | Что такое деньги? | 1 | Изучение нового материала | Деньги | Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения для удовлетворения познавательных интересов | Фронтальный; индивидуальный | Хозяйство семьи, доходы, расходы семьи, деньги | С. 68–72, № 3, с. 71* | ||
53 | Государственный бюджет | 1 | Изучение нового материала | Бюджет | Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта | Фронтальный; индивидуальный | С. 73–76, № 4, с. 76* | |||
54–55 | Семейный бюджет | 2 | Изучение нового материала | Семья – первый коллектив ребенка | Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения для удовлетворения познавательных интересов | Фронтальный; индивидуальный | Хозяйство семьи, доходы, расходы семьи, деньги | С. 77–80, № 3, с. 80* | ||
56–57 | Экономика и экология | 2 | Изучение нового материала | Правила поведения в природе | Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения для оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране | Фронтальный; индивидуальный | С. 81–86 | |||
58 | Обобщение. Чему учит экономика | 1 | Комбинированный | Экономика | Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта | Фронтальный; индивидуальный | – |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
59– 60 | Общество | Золотое кольцо России | 2 | Изучение нового материала | Москва – столица России. Города России. Санкт-Петербург | Учащиеся должны знать\понимать: некоторые города России (родной город, столицу, еще 1–2 города); | Фронтальный; индивидуальный | Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр; страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов на Земле | С. 88–93, с. 94–99, сообщение, № 3, с. 99* | |
61 | Земля – планета жизни | Наши ближайшие соседи* | 1 | Изучение нового материала | Страны и народы мира | С. 100–109, карта | ||||
62 | На севере Европы | 1 | С. 110–119, карта | |||||||
63 | Что такое Бенилюкс?* | 1 | Изучение нового материала | Страны и народы мира | поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете | Фронтальный | Знакомство с 2–3 странами: название, расположение на карте, столица, главные достопримечательности; страны и народы мира: название, | С. 120–126, карта | ||
64 | В центре Европы | 1 | Изучение нового материала | Учащиеся должны уметь: – показывать на карте изученные страны мира; | Фронтальный; индивидуальный | С. 127–133, карта |
кончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
65 | Путешествие по Франции и Великобритании | 1 | Изучение нового материала | – использовать приобретенные знания и умения в практической жизни для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о нашей планете; – использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта | расположение на карте, столица, главные достопримечательности | С. 134–143, карта, № 1, с. 143* | ||||
66 | На юге Европы | 1 | Изучение нового материала | С. 144–150, карта, № 4, с. 150* | ||||||
67 | По знаменитым местам мира* | 1 | Изучение нового материала | С. 151–155, карта | ||||||
68 | Обобщение. Путешествие по городам и странам | 1 | Повторение, обобщение изученного | Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической жизни для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о нашей планете | – |
Приложение
- Подчеркни названия природных объектов:
ромашка линейка плитка
машина горы шкаф
глина птица облака
тетрадь дерево дом
- К неживой природе относятся:
а) человек, животные, растения, грибы и микробы;
б) Солнце, Земля, воздух, вода, человек и все то, что сделано его руками;
в) Солнце, небо, облака, земля, камни, вода, дождь, снег.
- К живой природе относятся:
а) человек, животные, растения, грибы и микробы;
б) Солнце, Земля, воздух, вода, человек и все то, что сделано его руками;
в) Солнце, небо, облака, земля, камни, вода, дождь, снег.
- Живые существа отличаются от предметов неживой природы тем, что:
а) они дышат, питаются, растут, приносят потомство, умирают;
б) они разговаривают, бегают и прыгают, смеются и плачут, растут, умирают;
в) они передвигаются, растут, изменяют окружающую природу, умирают.
- Животные – это:
а) птицы, рыбы, звери, ящерицы, черепахи, черви;
б) звери, насекомые, змеи, растения, грибы, микробы;
в) птицы, звери, человек, насекомые, растения, грибы.
Тема: Природа в опасности!
- Из-за чего на Земле становится меньше лесов?
а) из-за пожаров и стихийных бедствий;
б) из-за изменения климата на Земле;
в) из-за строительства городов, дорог, возделывания
полей.
- Какой воздух и какая вода необходимы для жизни растений, животных и человека?
а) прозрачные;
б) бесцветные;
в) чистые.
- Отчего загрязняется вода в реках и озерах?
а) от использования воды в быту;
б) от использования воды в производстве;
в) от слива сточных вод заводов и фабрик, нечистот с ферм.
- Что люди делают для спасения живой природы?
а) создают заповедники, ботанические сады;
б) создают бульвары и скверы;
в) создают фермы, пасеки и птицефабрики.
- Что такое заповедники?
а) заповедники - это участки земли, где всякая природа неприкосновенна;
б) заповедники - это участки земли, где выращивают редкие растения со всего мира;
в) заповедники - это участки земли, где обитает большое разнообразие зверей, птиц и насекомых.
Тема: Тела, вещества, частицы
1. Что называют телом?
а) все то, что сделано руками человека, называется телом;
б) любой предмет, любое живое существо называется "телом;
в) любое растение, насекомое, птицу или животное называют телом.
2. В какой строчке указаны только тела?
а) кастрюля, сковорода, чайник, кран, вода;
(б) парта, доска, стол, стул, лампа;
в) карандаш, ручка, чернила, пенал, сахар.
3. В какой строчке указаны только вещества?
а) алюминий, железо, медь;
б) алюминиевая кастрюля, железная кочерга, медный таз;
(в) кусок сахара, капля росы, кристалл соли.
4. В какой строчке указаны только газообразные вещества?
а) вода, крахмал, соль, перец;
б) кефир, ряженка, хлор, фтор;
в) азот, кислород, углекислый газ.
5. В каких телах промежутки между частицами наибольшие?
а) в твердых телах;
б) в жидких телах;
(в) в газообразных телах.
Тема: Воздух и его охрана
1. Какие вещества входят в состав воздуха?
а) водород, медь, цинк;
б) кислород, азот, углекислый газ;
в) хлор, фтор, йод.
2. Какой газ воздуха необходим для дыхания?
а) азот;
б) кислород;
в) углекислый газ.
3. Какими свойствами обладает воздух?
а) Голубого цвета, как небо, проводит звуки, пропускает солнечные лучи, не имеет запаха.
(б) Прозрачен, бесцветен, без запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается, плохо проводит тепло.
в) С ветром по воздуху проносится пыль, запах зависит от окружающих предметов, при резком изменении границы тепла и холода образуются ветры.
4. В окнах для сохранения тепла устанавливают двойные рамы. Какое свойство воздуха используется?
а) при нагревании воздух расширяется;
б) при охлаждении воздух сжимается;
в) воздух плохо проводит тепло.
5. Как нужно охранять воздух от загрязнения?
а) Остановить все фабрики и заводы, прекратить заготовку древесины. Запретить пользоваться автотранспортом. Превратить Землю в один огромный заповедник.
б) Фабрики и заводы должны иметь уловители пыли и вредных веществ. Транспорт необходимо сделать экологически безопасным. В городах и вокруг них создавать пояса садов, парков и лесов.
Тема: Вода и ее свойства
1. Лед и снег- это вода ....
а) в твердом состоянии;
б) в жидком состоянии;
в) в газообразном состоянии.
2. Что происходит с водой при нагревании?
а) вода сжимается при нагревании;
б) вода расширяется при нагревании;
в) изменений с водой при нагревании не происходит.
3. За счет чего зимой могут лопаться водопроводные трубы?
а) за счет того, что вода, превращаясь в лед, расширяется;
б) за счет того, что вода, превращаясь в лед, сжимается;
в) повреждение водопроводных труб с наличием в них воды не связано.
4. Ты вымыл пол в классе. Почему через некоторое время он стал сухим?
а) вода с поверхности пола испарилась;
б) вода впиталась в поверхность пола;
в) вода осталась на подошвах обуви учеников, которые ходили по классу.
5. Проследите движение капельки воды, выпавшей из облаков. Как она вновь окажется в облаках? (Какая из цепочек превращений верна?)
а) Облако →капелька воды → поверхность океанов, морей, рек и суши →испарение воды →водяной пар→облако;
б) Облако→поверхность океанов, морей, рек и суши → капельки воды →водяной пар →облако;
в) Облако →водяной пар →поверхность океанов, морей, рек и суши →капелька воды →облако.
Тема: Берегите воду
1. Какое из веществ ты используешь в повседневной жизни больше всего?
а) крахмал; (3) воду; в) соль.
2. Без чего невозможно вырастить урожай на полях?
а) без тракторов, комбайнов, топлива;
б) без минеральных удобрений, труда людей, прополки сорняков;
в) без света, воздуха, воды.
3. Какая вода нужна людям?
а)прозрачная; б)бесцветная; (в) чистая.
4. Отчего загрязняется вода в реках и озерах?
а) от использования воды в быту; (б) от слива сточных вод заводов и фабрик, нечистот с ^ ферм; в) от использования воды на производстве.
5. Что используют на заводах и фабриках для очистки воды?
а) фильтры;
б) пластиковые трубы;
в) кислоты.
Тема: Как разрушаются камни
1. Что происходит с водой при превращении ее в лед?
а) вода, превращаясь в лед, расширяется;
б) вода, превращаясь в лед, сжимается;
в) с водой при превращении в лед ничего не происходит.
2. Что происходит с камнями при нагревании?
а) камни при нагревании расширяются;
б) камни при нагревании сжимаются;
в) с камнями при нагревании ничего не происходит.
3. За счет чего в скалах и в камнях образуются трещины?
а) за счет нагревания скал, камней в теплые солнечные дни;
б) за счет остывания скал, камней по ночам;
в) за счет неравномерного расширения и сжатия скал, камней.
4. Какие представители живой природы ускоряют разрушение скал?
а) животные;
б) растения;
в) грибы и микробы.
5. Что образуется при разрушении скал, камней?
а) песок и глина;
б) мрамор и гранит;
в) вода и газ.
Тема: Что такое почва
1. К какой природе можно отнести почву?
а) к живой природе;
б) к неживой природе;
в) неживая и живая природа в почве соединяются.
2. Из чего состоит почва?
а) из микробов, корней растений, различных животных, обитающих в почве;
б) из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей;
в) из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей, а также микробов, корней растений и различных животных, обитающих в почве.
3. Что растения получают из почвы?
а) перегной, песок, глину;
б) воздух, воду, соли;
в)остатки растений и животных.
4. Что влияет на плодородие почвы?
а) наличие в почве перегноя;
б) наличие в почве воды;
в) наличие в почве песка и глины.
5. Благодаря чему перегной превращается в соли, необходимые для питания растений?
а)благодаря животным, обитающим в почве;
б) благодаря воде и воздуху, содержащимся в почве;
в) благодаря микробам, живущим в почве.
6. Какие живые существа обитают в почве?
а) муравьи, мухи, тараканы;
б) бабочки, жуки, мыши;
в) дождевые черви, кроты, медведки.
Тема: Разнообразие и жизнь растений
1. Как называется наука о растениях?
а) ботаника;
б) зоология;
в) астрономия.
2. Подчеркни названия хвойных растений одной чертой, цветковых растений - двумя чертами.
яблоня ель смородина
сосна одуванчик можжевельник
3. Что растения получают из почвы?
а) перегной, песок, глину;
б) остатки растений и животных;
в) воздух, воду, соли.
4. Какие условия требуются растению, чтобы образовать сахар и крахмал?
а) наличие воды и углекислого газа;
б) наличие почвы и воздуха;
в) наличие света, воды и углекислого газа.
5. Какое важное вещество образуется в листе вместе с питательными веществами?
а) азот;
б) углекислый газ;
в) кислород.
6. Впиши пропущенные слова
Корни растений дышат ..., который содержится в почве. Они всасывают из почвы ... и растворенные в ней
Тема: Разнообразие и жизнь животных
1. Как называется наука о животных?
а) ботаника;
б) зоология;
в) астрономия.
2. Животные - это ...
а) птицы, звери, насекомые, рыбы, ящерицы, змеи, черепахи, лягушки, черви;
б) птицы, звери, насекомые, рыбы, ящерицы, змеи, лягушки, растения, грибы, микробы;
в) человек, птицы, звери, насекомые, рыбы, растения, грибы, микробы.
3. Назови животное, которое относится к рыбам:
а) дельфин;
б) бегемот;
в) карп.
4. Какие из указанных животных относятся к растительноядным?
а) коровы, бегемоты, жирафы;
б) волки, лисы, кабаны;
в) лоси, тюлени, киты.
5. Какая из цепей питания указана правильно?
а) сосна →дятел →жук-короед;
б) слизни →капуста →жаба;
в) рожь →мышь →змеи →орлы.
6. Что будет, если в цепи питания «рожь →мышь →лисы», если люди уничтожат лис?
а) станет больше мышей, уменьшится урожай ржи;
б) станет больше мышей, увеличится урожай ржи;
в) сначала станет больше мышей, а затем уменьшится урожай ржи, что повлечет за собой уменьшение количества мышей.
Тема: Размножение и развитие животных
1. Кто рождает живых детенышей и выкармливает их молоком?
а) звери;
б) птицы;
в) рыбы.
2. Какое слово пропущено: икринка - … - взрослая рыба?
а) личинка;
б) малек;
в) головастик.
3. Какое слово пропущено: яйцо - личинка - ... - бабочка?
а) куколка;
б) птенец;
в) икринка.
4. Кузнечик - насекомое. Проходит ли он в своем развитии стадию куколки?
а) у всех насекомых бывают куколки;
б) у кузнечиков нет стадии куколки;
в) из яйца у кузнечика вылупляется взрослое насекомое - большое и с крыльями.
5. В какое время года охота и рыбная ловля бывают запрещены?
а) весной; б) осенью; в) зимой.
Тема: Охрана растений и животных
1. Многие растения ... , они применяются в медицине.
а) красивые;
б) лекарственные;
в) высокие.
2. Редкие растения запрещено собирать. Под особой защитой они находятся ....
а) в Заповедниках;
б) на приусадебном участке;
в) на бульварах и скверах.
3. Где выращивают редкие растения, привезенные со всего мира?
а) в парках;
б) в скверах;
в) в ботанических садах.
4. Какие животные занесены в Красную книгу?
а) тигр, морж, фламинго, орел-беркут;
б) корова, лошадь, гусь, петух;
в) свинья, овца, утка, индюк.
5. Некоторые виды животных уже спасены. Назови их.
а) белка, заяц, кабан;
б) бобр, соболь, куница;
в) лось, лиса, волк.
6. Каким животным помогут люди, если будут охранять в лесу ели и сосны?
а) клесту, белке, дятлу;
б) рябчику, лосю, зайцу;
в) рыси, медведю, ястребу.
Тема: Организм человека
1. Зачем нужно знать свой организм?
а) чтобы сохранять и укреплять здоровье;
б) чтобы человек мог мыслить, говорить, трудиться;
в) чтобы умело использовать свои возможности.
2. Как называется наука, изучающая строение тела человека?
а) физиология; б) зоология; в) анатомия.
3. Организм человека состоит из органов. В какой строчке указаны только органы человека?
а) глаза, легкие, желудок, кожа;
б) сердце, головной мозг, почки, кровь;
в) печень, селезенка, уши, желчь.
4. Сколько органов чувств ты знаешь?
а) 7; 6)6; в) 5.
5. Без какого органа невозможно было бы видеть, слышать, ощущать запахи и вкус?
а) без кишечника;
б) без головного мозга;
в) без селезенки.
6. В какой строчке указаны слова, описывающие здорового человека?
а) сутулый, крепкий, неуклюжий, высокий;
б) горбатый, бледный, хилый, низкий;
в) стройный, сильный, ловкий, статный.
Тема: Кожа и опорно-двигательная система
1. Как называется способность человека чувствовать прикосновения, боль, тепло и холод?
а) осязанием; б)обонянием; в) вкусом.
2. Какую роль играет жир, который выделяет кожа?
а) жир делает кожу мягкой и упругой;
б) жир делает кожу крепкой и сильной;
в) жир делает кожу ловкой и стройной.
3. Какие предметы ухода за кожей указаны правильно?
а) зубная щетка, зубная паста, жевательная резинка;
б) мочалка, мыло, полотенце, крем;
в) гуталин, обувная щетка, клей.
4. Какова роль скелета человека?
а) скелет защищает внутренние органы от повреждений;
б) сокращаясь и расслабляясь, скелет приводит в
движение мышцы;
в) скелет является опорой тела.
5. Назови орган, расположенный внутри черепа.
а) почки;
б) головной мозг;
в) селезенка.
6. От чего зависит осанка человека?
а) от скелета и мышц;
б) от связок и сухожилий;
в) от хрящей и костей.
Тема: Органы пищеварения. Кровеносная система
1. Для чего человеку нужна пища?
а) с пищей человек получает питательные вещества;
б) с пищей человек получает необходимый для жизни кислород;
в) с пищей человек получает воду и витамины.
2. Где начинается пищеварение?
а) во рту;
б) в желудке;
в) в кишечнике.
3. Благодаря чему частицы питательных веществ разносятся по всему телу?
а) благодаря крови;
б) благодаря нервным волокнам;
в) благодаря мышцам.
4. Какое вещество воздуха нужно органам тела для работы?
а) кислород;
б) углекислый газ;
в) азот.
5. В каком органе происходит газообмен между воздухом и кровью?
а) в носу; \ \
б) в бронхах;
в) в легких.
6. Через какие органы происходит удаление из организма углекислого газа и вредных веществ?
а) через печень, кишечник, мочевой пузырь;
б) через кожу, почки, легкие;
в) через сердце, желудок, желчный пузырь.
Тема: Огонь, вода и газ
1. Соедини стрелочками номера телефонов и названия срочных служб:
01 газовая служба
03 пожарная охрана
04 скорая помощь
2. Что необходимо сделать прежде всего, если в доме неожиданно начался пожар, который ты не можешь потушить самостоятельно?
а) убежать;
б) закричать, позвать на помощь;
в) вызвать пожарников по телефону 01.
3. Если в подъезде дым, что ты должен сделать?
а) нужно выйти и посмотреть, где и что горит;
б) закрыть дверь и заткнуть щели мокрыми тряпками;
в) не обращать внимания - ведь горит не в твоей квартире.
4. В квартире прорвало трубу. Что ты будешь делать
прежде всего?
а) оставить все как есть до прихода родителей - это
дело взрослых;
б) завернуть специальный вентиль и позвонить родителям;
в) выйти из квартиры.
5. Что нужно сразу сделать, если ты почувствовал в квартире запах газа?
а) открыть окно;
б) сразу из квартиры позвонить в газовую службу - 04;
в) зажечь спичку.
Тема: Правила поведения на дорогах
1. Переходя улицу, необходимо быть:
а) сильным, смелым, стройным;
б) собранным, внимательным, осторожным;
в) умным, красивым, радостным.
2. С какого возраста детям можно ездить на велосипеде по автомобильным дорогам?
а) с 10 лет;
б) с 14 лет;
в) с 18 лет.
3. Как выглядят запрещающие знаки?
а) знак в виде красного треугольника;
б) знак в виде красного круга;
в) знак в виде синего круга.
4. Знаки в виде красного треугольника, это ...
а) запрещающие знаки;
б) информационно-указательные знаки;
в) предупреждающие знаки.
5. Дорожный знак «Кирпич» означает:
а) «движение прямо»;
б) «место остановки автобуса»;
в) «движение запрещено».
6. Какое из утверждений верное?
а) самые важные дорожные знаки - предупреждающие, т.к. они всегда предупредят водителя о любой опасности;
б) самые важные знаки - знаки сервиса, ведь всегда необходимо знать, где находится автозаправочная станция или больница;
в) все дорожные знаки важны - без них невозможно безопасное движение на дорогах.
Тема: Полезные ископаемые
1. Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе?
1)врачи; 2) геологи; 3)строители.
2. Какие из полезных ископаемых используются в строительстве?
1) песок, глина;
2) гранит, торф;
3) каменный уголь, поваренная соль.
3. Какие из полезных ископаемых служат топливом?
1) оловянная и медная руды;
2) каменный уголь, природный газ;
3) графит, сера.
4. Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?
1) мрамор, гранит;
2) природный газ, нефть;
3) золото.
5. Зачем мы собираем металлолом?
1) мы сохраняем запасы руды;
2) очищаем территорию от мусора;
3) участвуем в соревновании между классами.
Тема: Растениеводство
1. Укажи строчку, в которой правильно указаны основные отрасли растениеводства.
а) полеводство, овцеводство, кактусоводство;
б) полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство;
в) полеводство, овощеводство, оленеводство.
2. Укажи строчку, в которой правильно указаны главные зерновые культуры.
а) картофель, подсолнечник, лен, земляника;
б) кабачок, патиссон, огурец, капуста;
в) овес, рожь, ячмень, пшеница.
3. Укажи строчку, в которой правильно указаны плодовые культуры.
а) капуста, картофель, лен, овес;
б) лук, чеснок, перец, апельсин;
в) яблоня, груша, черешня, малина.
4. Какие ты знаешь сельскохозяйственные профессии?
а) ткач, газосварщик, геолог;
б) комбайнер, овощевод, хлопкороб;
в) инженер, механик, докер.
5. Какое растение дает нам белый хлеб?
а) рожь;
б) овес;
в) пшеница.
6. Из семян какой культуры получают масло?
а) из семян подсолнечника;
б) из семян гречихи;
в) из семян ячменя.
Тема: Животноводство
1. Что дает животноводство людям?
а) мясо, шерсть, пух, кожу;
б) фрукты, овощи, злаковые культуры;
в) хлопок, лен, кормовые травы.
2. Домашние сельскохозяйственные животные - это
а) млекопитающие, птицы, рыбы, насекомые;
б) звери, птицы, земноводные, рыбы;
в) птицы, пресмыкающиеся, земноводные, рыбы.
3. Домашние птицы - это ...
а) фазаны, куропатки, страусы;
б) павлины, орлы, беркуты;
в) индейки, куры, гуси.
4. Пчел разводят на ...
а) ферме;
б) пасеке;
в) птицефабрике.
5. Для корма домашних животных заготавливают ...
а) картофель, зерно, тимофеевку;
б) арбузы, дыни, тыкву;
в) василек, подснежник, гиацинт.
6. Какие отрасли животноводства особенно развиты в Вашем крае?
а)птицеводство;
б) рыбоводство;
в) овцеводство.
Тема: Деньги. Бюджет
1. Что такое «бартер»?
а) так называется процесс купли-продажи товара;
б) это прямой обмен одних товаров на другие;
в) это один из видов дохода?
2. Что использовалось раньше в качестве денег?
а) телевизоры и чайники;
б) морские раковины, шкурки пушных зверей;
в) рисунки на бумаге.
3. Из чего складывается бюджет?
а) из зарплаты и стипендии;
б) из денег;
в) из доходов и расходов.
4. Из чего складываются доходы государственного бюджета?
а) из заработной платы граждан;
б) из доходов предприятий и фирм;
в) из налогов граждан и организаций.
5. Что такое «гонорар»?
а) бюджет;
б) доход;
в) расход.
6. Выигрыш по лотерейному билету - это ...
а) доход;
б) расход;
в) не является ни доходом, ни расходом, так как не может быть запланирован.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира "Классы, или группы, животных".
Цели урока: -познакомить учащихся с классами ( группами) животных: моллюски, насекомые, паукообразные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; об особенностях их строения, об усл...
Урок окружающего мира ! класс \"Звери- млекопитающие\".
Урок окружающего мира по теме "Звери- млекопитающие".Дети отгадывают загадки, работают в парах, складывают мозаику. К уроку прилагается презентация....
План-конспект урока окружающего мира. Класс: 1 Раздел: «Природа в жизни человека» Тема: «Как развивается растение»
План-конспект разработан по программе "Планета знаний", в соответствии с требованиями ФГОС ООО. При планировании урока обеспечивается ориентация уч-ся на достижение личностных, метапредметных и предме...
Кейс-урок по окружающему миру класс "У Чёрного моря"
Данный конспект подготовлен к уроку окружающего мира в 4 классе (УМК «Школа России»). Кейс-урок - одна из форм современного урока, соответсвующих новому ФГОС НОО. Предполагает групповую работу, где уч...
технологическая карта урока по окружающему миру "класс "Дикие и домашние животные"
« Дикие и домашние животные» Данный урок по окружающему миру «Дикие и домашние животные» разработан для 2-ых классов по учебнику А.А.Плешакова (УМК «Школа России»). Тип урока - изучен...
Презентация к уроку окружающего мира "Классы животных"
Презентация к уроку окружающего мира во втором классе по системе Л.В.Занкова. Деление животных на группы, определение основных признаков каждой группы. Вывод: все животные разделены на классы (расматр...
Рабочая программа по окружающему миру ; класс
Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...