Круговорот воды в природе. 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Ефремова Наталья Ивановна

Урок познания мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_uroka_po_poznaniyu_mira_dlya_uch.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН УРОКА ПО ПОЗНАНИЮ МИРА ДЛЯ УЧ-СЯ 4 КЛАССА (технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»)

ТЕМА: КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ.

ЦЕЛЬ: ПОЗНАКОМИТЬ УЧ-СЯ С ПРИРОДНЫМ ЯВЛЕНИЕМ - КРУГОВОРОТОМ ВОДЫ В ПРИРОДЕ.

ЗАДАЧИ:

1. ДАТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ВОДЕ КАК ИСТОЧНИКЕ ЖИЗНИ.

2. ВСПОМНИТЬ АГРЕГАТНЫЕ СОСТОЯНИЯ ВОДЬ|.

3. РАССМОТРЕТЬ СХЕМУ КРУГОВОРОТА ВОДЫ В ПРИРОДЕ.

4. РАСШИРЯТЬ КРУГОЗОР УЧ-СЯ, РАЗВИВАТЬ РЕЧЬ, УМЕНИЕ ДАВАТЬ ПОЛНЫЙ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ НА ПОСТАВЛЕННЫЙ ВОПРОС, ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО ИЗЛАГАТЬ СВОИ МЫСЛИ, РАЗВИВАТЬ УМЕНИЕ РАБОТАТЬ В ГРУППЕ, УМЕНИЕ СЛУШАТЬ ГОВОРЯЩЕГО И СЛЫШАТЬ ЕГО.

5. ВОСПИТЫВАТЬ БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ВОДЕ.

ХОД УРОКА:

1. ОРГ. МОМЕНТ: Долгожданный дан звонок,

                                   Начинается урок.

                                   Всем желаю все понять

                                   И в тетради записать.     

2. ПОБУЖДЕНИЕ.

-Ребята, сегодня на уроке мы с вами начинаем изучение большого раздела нашего учебника. Прочитайте его название на доске. Читают: «ВОДА».

-Какие ассоциации возникают у вас с этим словом? Каждый из вас назовёт сейчас свою  ассоциацию по цепочке так, чтобы слова не повторялись. При этом слушаем, друг друга внимательно и стараемся не перебивать. Записав число, уч-ся выполняют аналогичную работу в тетрадях по познанию мира.

Вариант ассоциативной карты:

Влага  река  океан   море   ручей   озеро   лужа  жажда  жидкая   испарение  теплая купание   мыться  стирать  лед  холодно  облако  мокро   блестит    влажно умывальник  ванна  фонтан  водохранилище  водопад  водоворот  

Ниагара  водосбор  снежинка   утка гусь фламинго нырок щука судак лягушка тритон крокодил

                                             ВОДА

Пароход лодка катер плот серфинг водные лыжи  шлюпка  бакен  подводная лодка Капитан Немо наутилус  дафнии  циклопы   медузы     кальмары    осьминог кораллы жемчужницы  кит  кашалот  окунь снег   осадки

-Молодцы, ребята! Как много ассоциаций вы назвали! Из нашей ассоциативной карты особенно важны для нас на сегодняшнем уроке следующие слова: осадки, ручей, река,  озеро, море, океан, облако.

-Как вы думаете, почему? Обсудите в паре, группе. Каждая группа представляет свою версию.

3. РЕАЛИЗАЦИЯ.

-Чтобы быть ближе к версии ученых, ребята, давайте изучим текст учебника «Познание мира-4» на с.53. Направленное чтение. Уч-ся работают с 1 частью текста, читают ее и отвечают на вопрос: Каково значение воды в приводе и жизни человека? 

-Обсудите в парах, группе, общее мнение группы занесите в рабочие тетради тезисно. Далее каждой группе предоставляется право высказать свою точку зрения.

Например:

1. Вода составляет 2\3 поверхности Земли.

2. Вода - источник жизни.                                                 

3. Человек на 2\3 состоит из воды и может прожить без нее лишь 1 неделю;

-Продолжаем работу по второй части текста. Прочитайте 2 часть текста и ответьте на вопрос: Какими необыкновенными свойствами обладает вода? 

-Обсудите в парах, группе, выразите общее мнение группы по этому вопросу в рисунках. Далее каждая группа на листе формата A3 представляет рисунки: «Три состояния воды (жидкая, твердая (лед), газообразная (пар)». По этой же части группы отвечают на вопрос: В чем заключается удивительная способность воды? (в постоянном и непрерывном круговороте)

После этого записываем тему урока в рабочие тетради: КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ.

Третью и четвертую части текста читаем, обсуждаем в парах, группе.

-Как схематично можно изобразить круговорот воды в природе? Общее мнение группы учащиеся   изображают на формате A3 (схему-рисунок круговорота воды), спикер группы словесно иллюстрирует и объясняет работу группы.

           

Далее, работа идет по 5 части текста.

-Прочитайте вывод учебника и найдите в нем цепочку прекращений воды, обсудите в парах, группе; если в ней чего-то не хватает, допишите. Общее мнение группы занесите в тетради. Спикер группы докладывает общее мнение.

4. РЕФЛЕКСИЯ.

-Какими словами, ребята, вы хотели бы дополнить ассоциативную карту?

-Почему так важен в природе процесс круговорота воды?

Домашнее задание по этой теме я предлагаю вам на выбор:

1. выполнить коллаж «Круговорот воды в природе»

2. составить кластер к той ассоциативной карте, которую составляли с вами вместе.

3. написать эссе «Я - вода».

ТЕКСТ

КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ.

Вода - самое распространенное в природе вещество. Она покрывает 2\3 поверхности земного шара. Оставшаяся 1\3 приходится на сушу — горы и равнины! Вода - источник жизни. Есть организмы, которые могут жить без кислорода, но нет организмов, которые бы обходились без воды. Тело человека почти на 2\3 состоит из воды. Без воды человек может прожить только одну неделю.

Вода обладает необыкновенным свойством: бывает жидкой, твердей (лед) и газообразной (пар). При этом она переходит из одного состояния в другое - из жидкого в газообразное или твердое и наоборот. Эти превращения связаны с ее удивительной способностью находиться в постоянном и непрерывном круговороте. Под действием солнечного тепла вода морей, океанов, озер и рек нагревается и в виде пара поднимается в воздушные слои. Она испаряется и с поверхности почвы, ее испаряют растения и

животные.

Невидимый глазу водяной пар, поднимаясь до холодных слоев атмосферы, образует облака. Облака перемещаются вместе с воздушными потоками. Из облаков вода в виде дождя или снега возвращается на землю и в океаны. Часть выпавшей воды снова испаряется и поступает в воздушный слой, другая часть накапливается в ледниках; просачивается в землю, питает растения. Поверхность суши покрывается зеленым ковром: шелковой травой, ветвистыми кустарниками и стройными деревьями. Через листья растений вода будет испаряться.

Вода, проникшая на незначительную глубину, выходит на поверхность, в виде родников, стекает в реки. Вода, проникшая в более глубокие слои земли, образует подземные воды. Для их использования роют колодцы, бурят скважины. Попадая на поверхность земли, вода, так или иначе, испарится. 

                           

Таким образом, в природе постоянно происходит круговорот воды, постоянно

сохраняется цепочка осадки-ручей-река-озёро-море-океан-облако  и опять дождь или снег.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Волшебница - вода". Конспект интегрированного занятия по теме "Круговорот воды в природе" 1 класс

Конспект интегрированного занятия по теме "Круговорот воды в природе". 1-2 класс.На занятии ребята узнают, какое путешествие совершает капелька, с помощью интересных опытов смогут увидеть некоторые эт...

Вода. Круговорот воды в природе.

На уроке учащиеся проследят, как вода переходит из одного состояния в другое, а также пробуют раскрыть, как происходит круговорот воды в природе....

Урок по окружающему миру в 3 классе по теме "Свойства воды. Круговорот воды в природе"

Предлагаю конспект урока по окружающему миру в 3 классе по теме "Свойства воды.Круговорот воды в природе." К нему прилагается и презентация к уроку....

Свойства воды. Круговорот воды в природе.

Задачи урока: закрепить полученные знания о свойствах воды, трех состояниях воды в природе, значении воды в природе и в жизни человека; формировать понятие о круговороте воды, как важнейшем явлении в ...

«Превращение воды. Круговорот воды в природе».

Цель : актуализировать знания детей о круговороте воды в природе.Задачи:Обучающие:- сформировать у детей представление о круговороте воды, как важнейшем явлении в природе, увязать круговорот со с...

конспект урока окружающего мира 2 класс. Система Л. В. Занкова «Круговорот воды в природе. Экологическая проблема воды»

Урок  окружающего мира 2 класс.Система Л. В. Занкова«Круговорот воды в природе.Экологическая проблема воды»...

Интегрированный урок по литературному чтению и окружающему миру в 3 классе «Куда девается вода из моря?» Л.Н. Толстой Круговорот воды в природе.

Интегрированный урок по литературному чтению и окружающему миру "Куда девается вода из моря?» Л.Н. Толстой Круговорот воды в природе" был проведен в 3 классе МБОУ СОШ №1 г. Олёкминска.Цель:1...


 

Комментарии

Ефремова Наталья Ивановна

В разработке предлагается конспект урока в технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо".