урок окружающего мира по теме "Экосистема болота" Образовательная программа 2100" 3 класс
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) по теме
Технологическая карта урока
- Предмет: Окружающий мир.
Класс: 3
Количество уроков в неделю: 2 (всего 68 часов в учебный год ).
- учебная программа: Окружающий мир (авторы А. А. Вахрушев, Д. Д. Данилов, А. С. Раутиан, С. В. Тырин, Е. Э. Белицкая, Н. В. Иванова, 2004).
Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:
- 1. Вахрушев А. А., Данилов Д. Д. и др. Окружающий мир. Обитатели Земли: учебник-тетрадь для 3 класса. – В 2 частях. – М.: Баласс, 2005.
- 2. Данилов Д. Д., Тырин С. В. Мое Отечество. Вводный курс истории и обществознания: учебник для 3 класса. – В 4 частях. – М.: Баласс, 2005.
- 3. Данилов Д. Д. Рабочая тетрадь к учебнику «Мое Отечество». 3 класс. – М.: Баласс, 2005.
4 раздела изучения материала:
1 раздел – «Вещество и энергия».
2 раздел – «Живая оболочка планеты».
3 раздел – «Экологическая система живой оболочки Земли».
4 раздел – «Живые участники круговорота веществ».
Изучаемая тема «Экосистема болота» урока входит в 3 раздел «Экологическая система живой оболочки Земли» и является 4 уроком.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
- Цели урока:
Проблемная ситуация - Как озеро превращается в болото?
Главная задача состоит в определении цели урока - изучение основных компонентов экосистемы (растения, животные, грибы, бактерии, воздух, вода, почва).
- Результаты обучения.
Минимум: раскрытие ценности природы, установление взаимосвязи компонентов живой природы.
Минимакс: формирование экологической грамотности учащихся.
Максимум:обучение новым технологическим видам поиска информации.
- Первоначальные знания, умения.
Экологическая система – ячейка биосферы. Круговорот веществ в экосистеме. Живые и неживые компоненты экосистемы. Цепи питания
- Метод обучения.
Исследовательский и программированный.
Исследовательский – учитель организует самостоятельную работу учащихся по изучению нового знания, предлагая им задания проблемного характера и разрабатывая совместно с ними цель работы. Проблемная ситуация возникает в начале урока.
Программированный – безмашинное программирование учебного материала с постановкой заданий учащимся для самостоятельного усвоения знаний и способов действий.
- Форма обучения.
Коллективная форма обучения.
VII. Подготовительная работа.
1. Деление класса на 4 группы. Распределение тем сообщений.
- Помощь в подготовке сообщений, нахождении специальной литературы. ( см. список литературы)
- Организация выставки художественной и научно-познавательной литературы в классе.
- Чтение книг о природе на уроке внеклассного чтения и дома.
- Оформление классных стендов “Знаешь ли ты …? ”, “Животные и растения болота”.
- Выпуск буклета на компьютере “Вести из лесного дома” (программа Publisher)
Подготовка компьютерной презентации и оборудования к уроку по теме “Экосистема болота.
- . Оборудование.
1. Комьпютерная презентация “Экосистема болота”.
2. Иллюстрации:
- составление цепей питания;
- иллюстрирование сообщений детей (рисунки,фотографии).
3. “Окружающий мир”. Учебник-тетрадь для 3-го класса (1-4). “Обитатели Земли”. Часть 1. ( Авт. коллектив: А. А. Вахрушев,руководитель; О. В. Бурский,А. С. Раутиан)- М. : “Баллас”,2005. -64 с. ,илл. Индивидуальные карты для групповой работы:
- Лист самооценки учащегося.
- Компьютерный буклет “Вести из лесного дома”.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekosistema_bolota_konspekt.doc | 124.5 КБ |
buklet_ekosistema_ozera.doc | 190 КБ |
1_uroven_dop_material.doc | 23 КБ |
list_samoocenki.doc | 38.5 КБ |
cep_pitaniya.doc | 27.5 КБ |
rasteniya_bolot.doc | 1.05 МБ |
Предварительный просмотр:
"Экосистема болота". (Программа "Школа-2100"). 3-й класс
Дидактические цели.
- Практическая реализация имеющихся у школьников знаний об окружающем мире.
- Формирование экологической грамотности учащихся.
- Раскрытие ценности природы, установление взаимосвязи компонентов живой природы.
- Развитие умения работать в группе, навыков коммуникации.
- Реализация индивидуальных интересов учащихся.
- Обучение новым технологическим видам поиска информации.
I. Подготовительная работа.
1. Деление класса на 4 группы. Распределение тем сообщений.
- Помощь в подготовке сообщений, нахождении специальной литературы. ( см. список литературы)
- Организация выставки художественной и научно-познавательной литературы в классе.
- Чтение книг о природе на уроке внеклассного чтения и дома.
- Оформление классных стендов “Знаешь ли ты …? ”, “Животные и растения болота”.
- Выпуск буклета на компьютере “Вести из лесного дома” (программа Publisher)
- Подготовка компьютерной презентации и оборудования к уроку по теме “Экосистема болота.
II. Урок по теме: “Экосистема болота”.
1. Оборудование.
1. Комьпютерная презентация “Экосистема болота”.
2. Иллюстрации:
- составление цепей питания;
- иллюстрирование сообщений детей (рисунки,фотографии).
3. “Окружающий мир”. Учебник-тетрадь для 3-го класса (1-4). “Обитатели Земли”. Часть 1. ( Авт. коллектив: А. А. Вахрушев,руководитель; О. В. Бурский,А. С. Раутиан)- М. : “Баллас”,2005. -64 с. ,илл.
4. Индивидуальные карты для групповой работы:
5. Лист самооценки учащегося.
6. Компьютерный буклет “Вести из лесного дома”.
3. Ход урока.
1. Оргмомент.
- Дети, поздоровайтесь с гостями. Проверьте свою готовность к уроку (учебник-с. 56,карандаш, д/з - сообщение).
- Проверьте, Все ли получили лист самооценки, индивидуальную карту прохождения уровней?
- Самое главное - это настроение. Покажите ваши личики.
2. Выявление учебной проблемы, постановка цели урока.
( Проблемная ситуация из учебника)
Лена: Почему здесь такая зыбкая земля?
Все обходят это место:
Здесь земля – как будто тесто,
Здесь осока, кочки, мхи,
Нет опоры для ноги.
Миша: Потом что это болото. Здесь под толстым слоем растений находится вода. Ты помнишь, какая экосистема была раньше на месте болота?
- Ответим на вопрос Миши.
- Какая экосистема была раньше на месте болота?
Дома вы приготовили буклеты.
Назовите источники информации, какими вы пользовались при подготовке д/з. (книги, журналы, энциклопедии, компьютер и т. д. )
- Какой проблемный вопрос можно выделить из выступления Лены и Миши?
Как озеро превращается в болото?
- Какую тему мы будем рассматривать? (Экосистема болота)
- Поставьте вопросы к нашей теме, на которые мы постараемся ответить по ходу урока.
- Почему озеро превращается в болото?
- Животный и растительный мир болота.
- Как происходит обмен веществ в этой экосистеме.
3. Повторение изученного, частичное изучение нового.
- Для того чтобы ответить на вопросы нам необходимо вспомнить. Обратитесь к индивидуальной карте, найдите 1 уровень
1 уровень
Выбери правильный ответ, обсуди в группе, скажи всем.
- Что такое экосистема? а) единство живой и неживой природы, в котором организмы разных “профессий” способны совместными усилиями поддерживать круговорот веществ; б) организмы разных “профессий” живут сами по себе и не зависят друг от друга.
- Какой процесс происходит внутри экосистемы? а) круговорот воды; б) круговорот веществ.
- Какие “профессии” участвуют в круговороте веществ? а) “кормильцы”, "едоки”, "разрушители"; б) “поильцы”, "едоки”, "размножители".
- Где на поверхности Земли расположены болота? а) в горах; б) в углублениях суши; в) в русле реки.
- Что было прежде на месте болота? а) море; б) река в) озеро.
- Что происходит с экосистемой, в которой круговорот замкнут не полностью? а) ничего не происходит; б) условия в экосистеме постепенно меняются; в) высыхает и пропадает.
- Как превращается озеро в болото? Найди ответ, прочитав материал учебника на стр. 50 -51, «Превращение озера в болото». Приготовь выступление от группы
1 уровень дополнительный материал
Болота распространены на Земле повсюду, где климат достаточно влажен. Они есть во всех растительных зонах, кроме пустыни и полупустыни, но больше всего их на севере лесной зоны и в тундрах. Болота образуются в понижениях, котлованах, где застаивается вода или близко к поверхности залегают грунтовые воды, из зарастающих озер, медленно текущих рек.
На болотах могут выжить травы и кривые карликовые деревья, у которых корневища и корни располагаются горизонтально в почве и получают достаточное количество кислорода; кроме того, травянистые растения, имеющие глянцевый или восковой налет, защищающий их от загнивания; а также для лучшего расселения цветки собраны в соцветия, у плодов яркая окраска, есть волоски, летучки.
Интересна история возникновения и способы образования болот. Различают два основных способа образования болот — путем зарастания водоемов и путем заболачивания суши.
- Молодцы, ребята.
- А у обитателей болота есть свои «профессии»? (да)
-Значит, чтобы рассмотреть экосистему болота, мы должны узнать, какие организмы есть на болоте и как они связаны между собой.
4. Знакомство с обитателями болота.
- Как вы думаете, кто является главными кормильцами болота? (болотные растения)
- Дома вы работали дополнительно, готовили сообщения.
- В индивидуальной карте найдите 2 уровень, слушая выступления ребят, вы должны заполнить таблицу
2 уровень
Слушай сообщения ребят и записывай в таблицу.
«Что растёт на болоте? Кто живёт на болоте?»
Растения | Животные |
(Выступают 3 человека, сообщения
о сфагновом мхе (Шабалдин М),
болотном мирте (Караева К.),
о росянке круглолистной (Костюшко Д.).
Выступают три человека с сообщениями о животном мире.
(Фрик Л., Зайцева Ю., Шведов М.)
Из млекопитающих более или менее постоянными обитателями болотных мест являются водяная крыса, полевка-экономка, но и они живут в основном по краям болот. Из других мелких млекопитающих изредка встречаются обыкновенная бурозубка, рыжая и темная полевки.
На первый взгляд необъяснимо обитание мышевидных грызунов и землероек на болотах, где, казалось бы, нет ни подходящих мест для устройства гнезд, ни достаточного количества корма. Однако эти животные неприхотливы и прекрасно приспосабливаются к суровым условиям северных моховых болот. В качестве убежища они выбирают моховые кочки, в вершинах которых устраивают гнезда, а питаются найденными здесь же семенами трав и сосны, ягодами клюквы, голубики, вороники, черники, морошки, а также зелеными частями сочных болотных растений.
Труднее приходится землеройкам, но и они находят здесь корм — прячущихся во мху влаголюбивых насекомых и их личинок, моллюсков. Держится и кормится осокой и другими болотными травами заяц-беляк, иногда забегают горностай, черный хорек и ласка. В пору урожая ягод верховые болота посещает бурый медведь. Еще из крупных хищников заходят волки. На сухих лесистых островах среди болот они иногда устраивают логова, где выводят потомство. Изредка встречается лось, который летом поедает влаголюбивые травы, а зимой объедает сосенки, кусты карликовой березы и ивняк.
В конце лета и осенью на болото вылетают кормиться голубикой, морошкой и клюквой все виды боровой дичи, но круглый год держится только белая куропатка. Среди топких верховых болот обычен серый журавль, а из куликов — большой улит, черныш, бекас, большой и средний кроншнепы, на севере распространены также турухтаны.
По окраинам болот с зарослями кустарника живут мелкие птицы — желтая трясогузка, овсянки, луговой конек. Здесь же, на небольших лесных островках, гнездятся хищники — пустельга, чеглок, реже скопа и сапсан.
На болотах можно встретить гадюку и живородящую ящерицу, травяную лягушку и серую жабу.
Из чисто таежных млекопитающих эти угодья регулярно посещают только лось и северный олень, для которых осоковые болота служат излюбленным летним пастбищем, в неограниченном количестве снабжающим их сочным травянистым кормом.
- Дополните таблицу данными из учебника стр. 51.
Физминутка.
На болоте две подружки –
Две зелёные лягушки.
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались.
Лапками топали, лапками хлопали.
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чём секрет,
Вам друзья физкульт - привет!
5. Применение знаний
- Как связаны между собой растения и животные? (Цепями питания)
- Находим 3 уровень, обсудите, что вы должны сделать. Но прежде скажите, кто должен стоять на первом месте? Втором? Третьем?
3 уровень «Болотные цепочки»
Составьте цепь питания.
а) Карась, водоросли, циклоп, щука.
б) Куропатка, клюква, хищная птица.
в) Придумай сам цепь питания болота. (Используй задания второго уровня)
- Какую группу в цепочке трудно было найти? (Разрушителей). Что это значит? (Круговорот веществ в цепи не замкнут, значит, болото может постепенно перейти в другую экологическую систему – луг)
- Почему разрушителям трудно жить в болотной почве?
4 уровень в индивидуальных картах
4 уровень «Блото - природное сообщество»
(исследовательская работа)
Читайте текст учебника стр.52 «Как образуется торф» , выполняйте задание в рабочей тетради стр. 26-27, № 1, 2, 3, 4.
6. Итог. Самооценка.
- Что нового узнали о болоте?
- Вы хорошо работали на уроке. Мне понравилась ваша домашняя подготовка.
- Оцените свою работу.
- Кто поставил себе “5”,“4”,“3”,“2”?
- Кто хочет рассказать, почему он поставил себе такую отметку?
Оценка ученика | Оценка группы | |
В группе правильно отвечал на задание 1 уровня. Выступал ли я перед всеми? | ||
Подготовил сообщение о растении (животном), нашел иллюстрацию. | ||
В группе помог правильно составить цепь питания. | ||
Работал на уроке с учебником, читал текст, выполнял письменные задания. | ||
Внимательно слушал учителя и одноклассников, активно работал на уроке, правильно отвечал на вопросы. |
| |
Итого |
7. Домашнее задание.
- Дома прочитать учебник «Экосистема болота», рабочая тетрадь стр. 25, № 1,2,3,4.
- Творческое задание: подготовить в группе или индивидуально газету, плакат о болоте.
- Спасибо за работу. До свидания.
Список использованной литературы:
1. Учебник А.А.Вахрушев «Обитатели Земли» М. Баласс , рабочая тетрадь
2. В.В. Петров «Растительный мир нашей Родины» М., Просвещение, 1991 г
3. Буруковская Т. Г. Сад неожиданных встреч. Калининград,1985.
4. Запартович П. Б. ,Криворучко Э. Н. ,Соловьёва Л. И. С любовью к природе. Дидактический материал по природоведению для начальной школы. 2 изд. / Под редакцией И. В. Зверева – М. / Педагогика,1978.
5. Иванова Н. В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. //Начальная школа. -2004г. -№2. -с. 96-101.
6. Intel “Обучение для будущего”(при поддержке Microsoft): Учеб. пособие. - 3-е изд. испр. – М. : Издательско-торговый дом “Русская Редакция”,2004. -368 с.
7. Козлова Т. А. Третьяков П. В. Природоведение. Методика для учителя. 3 (1-3),4 (1-4). -М. , Изд. Центр,,Вентана-Граф”,1997.
8. Коникова В. И. Метод проекта в разработке модели урока истории. //Начальная школа. -2004г. -№11. -с. 94-97.
9. Конышева Н. М. О проблеме проектной деятельности школьников на уроках практического труда. //Начальная школа. - 2002г. -№12. -с. 35-39.
10. Лучич М. В. Детям о природе: Книга для воспитателя детского сада. – М. ,Просвещение,1989.
11. Павлова С. А. ,Трофимова Р. Я. Информационно-технические средства обучения в начальной школе. //Начальная школа. -№4. -с. 110-112.
12. Петров В. В. Растительный мир нашей Родины. Книга для учителя,-М. Просвещение,1991.
13. Плешаков А. А. Природоведение: Учебник для 3 класса трёхлетней и 4 класса четырёхлетней начальной школы. // Под редакцией И. Д. Зверева-М. / Просвещение 2001. .
14. Страунинг А. М. Решаем экологические рассказы – задачи. // Начальная школа. -2002г. -№2-с. 39-47
15. Энциклопедия для детей: Т. 2 Биология. Главный редактор М. Д. Аксенова. -М. : Аванта+, 2002г. -704 с. :ил.
Предварительный просмотр:
Озёра – это естественные скопления воды на суше в углублении её на поверхности. К озёрам относятся и огромные долгожители, которые существуют уже миллионы лет на планете, и такие озёра, которые исчезают и появляются внезапно. Обычно они связаны с подземными пустотами и водами. Приспособление обитателей озёрного сообщества к жизни в озере. | Все животные нуждаются в кислороде, с помощью которого они получают энергию из пищи. Многие рыбы и другие живущие в воде существа получают кислород из воды, а не из воздуха. Для этого у них есть особые органы, называемые жабрами. При избытке в воде водорослей, имеющийся там кислород полностью потребляется и не достаётся рыбам и другим животным. 3 класс Экосистема озера 3 класс Экосистема озера Составитель: учащаяся 3 «А» класса МОУ СОШ №9 Козлова Е. | Загрязнение рек и озёр Кислотные дожди из загрязнённого воздуха делают воду в реках и озёрах кислой. Немногие растения могут расти в кислой воде, а животные умирают, потому, что кислота не даёт кислороду проникнуть в кровь через жабры. Кислые реки и озёра выглядят кристально чистыми, так как в них едва ли может быть жизнь. «Профессии» живых организмов в озёрной экосистеме. |
Предварительный просмотр:
1 уровень дополнительный материал
Болота распространены на Земле повсюду, где климат достаточно влажен. Они есть во всех растительных зонах, кроме пустыни и полупустыни, но больше всего их на севере лесной зоны и в тундрах. Болота образуются в понижениях, котлованах, где застаивается вода или близко к поверхности залегают грунтовые воды, из зарастающих озер, медленно текущих рек.
На болотах могут выжить травы и кривые карликовые деревья, у которых корневища и корни располагаются горизонтально в почве и получают достаточное количество кислорода; кроме того, травянистые растения, имеющие глянцевый или восковой налет, защищающий их от загнивания; а также для лучшего расселения цветки собраны в соцветия, у плодов яркая окраска, есть волоски, летучки.
Интересна история возникновения и способы образования болот. Различают два основных способа образования болот — путем зарастания водоемов и путем заболачивания суши.
1 уровень дополнительный материал
Болота распространены на Земле повсюду, где климат достаточно влажен. Они есть во всех растительных зонах, кроме пустыни и полупустыни, но больше всего их на севере лесной зоны и в тундрах. Болота образуются в понижениях, котлованах, где застаивается вода или близко к поверхности залегают грунтовые воды, из зарастающих озер, медленно текущих рек.
На болотах могут выжить травы и кривые карликовые деревья, у которых корневища и корни располагаются горизонтально в почве и получают достаточное количество кислорода; кроме того, травянистые растения, имеющие глянцевый или восковой налет, защищающий их от загнивания; а также для лучшего расселения цветки собраны в соцветия, у плодов яркая окраска, есть волоски, летучки.
Интересна история возникновения и способы образования болот. Различают два основных способа образования болот — путем зарастания водоемов и путем заболачивания суши.
Предварительный просмотр:
Тема «Экосистема болота». Лист самооценки учащегося 3___кл._______________
Оценка ученика | Оценка группы | |
В группе правильно отвечал на задание 1 уровня. Выступал ли я перед всеми? | ||
Подготовил сообщение о растении (животном), нашел иллюстрацию. | ||
В группе помог правильно составить цепь питания. | ||
Работал на уроке с учебником, читал текст, выполнял письменные задания. | ||
Внимательно слушал учителя и одноклассников, активно работал на уроке, правильно отвечал на вопросы. |
| |
Итого |
Тема «Экосистема болота». Лист самооценки учащегося 3___кл._______________
Оценка ученика | Оценка группы | |
В группе правильно отвечал на задание 1 уровня. Выступал ли я перед всеми? | ||
Подготовил сообщение о растении (животном), нашел иллюстрацию. | ||
В группе помог правильно составить цепь питания. | ||
Работал на уроке с учебником, читал текст, выполнял письменные задания. | ||
Внимательно слушал учителя и одноклассников, активно работал на уроке, правильно отвечал на вопросы. | ||
Итого |
Тема «Экосистема болота». Лист самооценки учащегося 3___кл._______________
Оценка ученика | Оценка группы | |
В группе правильно отвечал на задание 1 уровня. Выступал ли я перед всеми? | ||
Подготовил сообщение о растении (животном), нашел иллюстрацию. | ||
В группе помог правильно составить цепь питания. | ||
Работал на уроке с учебником, читал текст, выполнял письменные задания. | ||
Внимательно слушал учителя и одноклассников, активно работал на уроке, правильно отвечал на вопросы. | ||
Итого |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку окружающего мира "Как устроен организм человека". 4 класс. ОС "Школа 2100"
Презентация создана в PowerPoint, сопровождает все этапы урока....
Конспект урока окружающего мира 1 кл. по программе "Школа 2100"
Урок окружающего мира в 1 классе по теме "Отчего и почему" по программе "Школа 2100" . В начале урока перед обучающимися ставятся проблемные вопросы, ответы на которые дети находят самосто...
Урок окружающего мира по теме: Австралия. Школа 2100, 2 класс
Конспект и презентация урока окружающего мира для 2 класса по теме: "Австралия" по программе "Школа 2100"....
презентация к уроку окружающего мира по теме "Австралия", программа "Школа 2100"
Презентация составлена таким образом, что может быть использована в качестве иллюстративного материала - карты, фотографии животных, а так же содержит дополнительный материал и вопро...
Урок окружающего мира «Горные экосистемы» (УМК «Школа 2100» 2 класс)
Соответствует ФГОС...
Урок окружающего мира . Тема " Учимся быть самостоятельными". 1 класс. УМК " Школа 2100"
Урок окружающего мира по теме " Учимся быть самостоятельными". 1 класс УМК " Школа 2100"...
Урок окружающего мира "Как люди считают время" 3 класс Школа 2100
Урок разработан в соответствии с ФГОС...