"Зачем человеку семья"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Сергейчева Любовь Алексеевна

Внеклассное занятие по окружающему миру

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semya.docx27.32 КБ

Предварительный просмотр:

Зачем человеку семья.

Внеклассное занятие по окружающему миру.

Подготовила и провела учитель начальных классов

Сергейчева Л.А

Цели:

  1. Формировать и корректировать представления детей о семье.
  2. Способствовать сплочению сообщества учащихся и их родителей, предупреждение развития негативных межличностных отношений детей и взрослых.

Подготовка.

  1. Дети вместе с родителями изготавливают костюмы для инсценировок, необходимый реквизит, подбирают пословицы на тему« Семья».

  1. Группа        учащихся вместе с учителем рисует модель геологического древа.
  2. Классный руководитель подготавливает необходимое количество альбомных листов, парных карточек с названиями животных для выполнения различных заданий.

  1. Приглашаются на классный час родители, бабушки и дедушки учащихся.

Ход мероприятия.

На классной доске прикреплён ребус (цифра 7 и буква «я»). Цветными мелками написана тема размышлений « Зачем человеку семья?».

Классный руководитель. Уважаемые родители, бабушки, дорогие ребята! Сегодня мы собрались здесь, чтобы поговорить об одной из главных ценностей человека

  1. о семье.

( Фотовыставка « Моя семья»)

  1. Что такое семья? Как она появилась?

Учёные считают, что семья возникла примерно 3 тыс. лет назад.

Главное в семье - не выгода, не совместная деятельность, а любовь. Сохраняя любовь и передавая это чувство другим поколениям, члены семьи создают в ней атмосферу счастья, уверенности, защищённости. Психологи считают, что хорошо налаженные семейные отношения, это вопрос выживания, вопрос первостепенной важности.

  Дорогие ребята, при подготовке к классному часу вы занимались поиском пословиц о семье. Сейчас мы хотели бы их услышать.

( Учащиеся называют пословицы, например:

« Вся семья вместе, так и душа на месте». « В семье и каша г\пие». « Нет семьи - ищи, а нашёл - береги»)

        Славянское слово «семья» родилось во времена Древнего Рима. Есть несколько толкований его происхождения. Связывают его и с понятием « семя», от которого зарождается жизнь, и с понятием «Я», повторённого семь раз: родители супруга, родители супруги - это четверо, сами супруги - ещё ребёнок.

          В произведении Юрия Куранова «Тепло родного очага» понятие семья раскрывается так:« Я повторён в детях семь раз. Поэтому считалось: семь человек детей должно быть в семье. А почему? Потому что издавна «семь» считается цифрой многозначительной и особо счастливой, потому что означает полноту жизни человека во всех его добрых

       (Предлагается сыграть в игру «Найди свою пару». Учитель раздаёт карточки, на которых написаны названия животных ( эти названия повторяются на двух карточках). Надпись должен видеть только тот; кто получил данную карточку. Задача каждого - найти свою пару. При этом можно пользоваться любыми выразительными средствами, но нельзя говорить и издавать характерные для этого животного звуки.

        Дети делятся на две команды, одни показывают, из другой команды должна отыскаться пара. После того, как участники найдут свои пары, необходимо оставаться рядом и не переговариваться. Только когда все пары будут образованы, проверяют, совпали ли животные.

Вывод: легко ли найти себе пару?

       В русских деревнях, особенно на Севере, бобыль, бродяга, шатун ( человек, который не имеет семьи) считался обойдённым Богом.

       Все женились, все выходили замуж. Вдовство и сиротство считалось величайшим горем, а обидеть вдову и сироту - большим грехом. Огромным несчастьем считалась бездетность, сирот охотно брали в семьи.

       Бракосочетание, или свадьба, - важное событие в жизни любого человека.

Практически у каждого народа есть свои свадебные традиции. С некоторыми из них мы сейчас познакомимся.

     ( Учащиеся инсценируют свадебные традиции, а учитель комментирует.)

        Восток (Китай). Перед свадьбой опытный гадатель узнавал, что говорят гороскопы о будущих молодых. Примета счастливого брака - вдоволь наплакавшаяся невеста.

Жених и невеста зажигают ароматические свечи и ароматические палочки, а затем последовательно отдают поклоны Небесам, Земле, Солнцу, Луне и собственным родителям. На этапе поклона Земле и Небу брак уже считается зарегистрированным. Остаётся только скрепить любовь вином. Чашки супругов при этом должны быть связаны красной лентой. Вместо свадебного платья - широкий красный халат, декорированный шелковыми цветами. На халат надевается длинное шелковое платье красного или чёрного цвета. Ну а вместо фаты на голове у настоящей китайской невесты должен быть целый дом - сложная металлическая конструкция, затянутая шёлком, украшенная перьями, цветами.

        Традиционная русская семья, как правило, включала не только родителей с детьми, но и старшее поколение (дедушек и бабушек) и взрослых детей. Долгие годы, часто на протяжении всей жизни, представители трёх, а иногда и четырёх поколений, проживали вместе, вели общее хозяйство, испытывали всю меру ответственности друг за друга. Старшие родственники традиционно помогали молодым и могаи рассчитывать в старости на уход и заботу со стороны детей и внуков.

      Наши мамы и работают, и домашнее хозяйство ведут, и детей воспитывают. И очень редко вы с ними можете провести целый день так, чтобы ничто не мешало и не отвлекало вас друг от друга.

Сегодня вы сможете не только пообщаться, но и поиграть со своей мамой. Предлагаем каждой паре (маме и ребёнку) создать команду и принять участие в конкурсах.

Первый конкурс « Одень меня». Каждая папа получает набор одежды ( шапка, куртка, шарф, перчатки). Мамы должны как можно быстрее одеть своего ребёнка.

Второй конкурс « Мама парикмахер». Мамам выдаются резинки для волос. Победит та мама, которая сможет за определённое время завязать как можно больше «хвостиков» своему ребёнку.

Третий конкурс «Повара». Конкурсанты должны придумать названия блюд, начинающихся с одной буквы (например: кисель, кулебяка, курник, компот, каравай и т.д.). Победит пара, составившая самый длинный список.

Четвёртый конкурс «Ателье». Взявшись за руки, пары должны вдеть нитку в иголку и пришить пуговицу. Оценивается скорость и качество.

Классный руководитель предлагает детям и их родителям подобрать метафору к слову «семья» и изобразить это на альбомном листе. Например: красивый букет или « улыбающиеся домашние тапочки». Интересные, оригинальные рисунки предлагается прокомментировать ученику.

Далее проводится конкурс пословиц о семье.

Мама даёт нам советы, оберегает нас. Давайте поиграем в игру «Мамочка». Я буду задавать вам вопросы, а вы хором отвечайте:

Кто пришёл ко мне с утра?

Кто сказал вставать пора?

Кашу кто успел сварить?

Чаю к каше мне налить?

Кто косички мне заплёл?

Целый дом один подмёл?

Кто меня поцеловал?

Кто ребячий любит смех?

Кто на свете лучше всех?

     Самый дорогой в нашей жизни человек - это мама! Это она нас вырастила, воспитала. Она нас любит и плохими и хорошими. А на какой праздник мы дарим

мамам цветы, говорим приятные слова? А в какое время он отмечается?

    А есть такой праздник осенью? Это День матери. Слово «мама» и «мать» - одни из самых древних на земле и почти одинаково звучат на языках разных народов. Сколько тепла таит это магическое слово, которым называют самого близкого, самого дорогого, единственного человека. Материнская любовь согревает нас до старости.

     В конце нашего классного часа давайте попробуем все вместе найти ответы на самый главный сегодня вопрос: Зачем человеку семья?

Классный руководитель обобщает полученные ответы и делает следующий вывод. Итак, семья нужна, чтобы:

  1. было на кого опереться;
  2. с кем посоветоваться;
  3. был кто-то рядом, чьим мнением дорожат;
  4. кто не оставит в беде;
  5. с кем по-настоящему хорошо;
  6. кто разделяет такие же ценности;
  7. кто не будет завидовать;
  8. с кем можно совместно радоваться успехам;
  9. кому можно доверять;
  10. кто в трудную минуту под держит и защитит;
  11. кто смотрит на вещи сходным образом;
  12. кто уравновешивал бы слабости.

Литература

  1. Бесова М.А. В школе и на отдыхе. Познавательные игры для детей от 6 до 10 лет Ярославль 1997 г.
  2. Верб Л. Под одним ковром. Советы семейного психолога. СПБ., 2003 г.
  3. Всё обо всём. Популярная энциклопедия для детей в 10 т. Составитель Г.Шалаева М., 1994 г.Т 9.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 4 классе по теме "Зачем человеку пища".

Представлен конспект урока и презентация....

Классный час «Баю-баюшки-баю! Или зачем человек спит».

Как трудно иногда учителю  объяснить ребенку закономерность качества учебы от соблюдения режима сна. Ребята узнают для чего и сколько должны спать школьники, выведут правила здорового сна. Возмож...

Классный час с презентацией "Зачем человек придумал электричество?"

слово «ЭЛЕКТРИЧЕСТВО» произошло от греческого слова «ЭЛЕКТРОН». А означает это слово «ЯНТАРЬ»- Ещё в 600 году до нашей эры греки знали, что если потереть янтарь, то он способен притягивать к себе мале...

Зачем человек ест. Состав пищи.

На уроке ученики приобретают навыки в сфере  самостоятельной деятельности и работы в команде, у детей формируется навык приобретения знаний путём выполнения опыта и анализа его результатов. ...

Зачем человеку здоровье?

Цель: сформировать представление о здоровье как одной из ценностей человеческой жизни, рассмотрев факторы, влияющие на здоровье человека.Задачи: - прививать положительное отношение к физической культу...

Зачем человеку часы

Творческая работа учащегося для проведения классного часа....

Классный час «Зачем человеку нужна семья. История моей семьи»

Цель мероприятия:воспитание чувства любви к своей семье, уважения к родителям, гордости за свою семью;развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям, праздникам;сплочение классного коллек...