ТЕХНОЛОГИИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА СРЕДСТВАМИ АППАРАТНО-ПРОГРАММНОГО КОМПЛЕКСА БИБЛИОТЕКИ МЭШ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
статья
Электронные образовательные ресурсы - это учебные материалы, которые воспроизводятся при помощи компьютера. Бурное развитие информационных технологий и внедрение их в образование наложило свой отпечаток и на развитие личности обучающегося. Можно сказать, что в традиционную схему учитель - обучающийся - учебник добавлена еще одна важнейшая на современном этапе цепочка – компьютер. Они позволяют восполнить дефицит источников информации, развивать навыки и умения информационно-поисковой деятельности. «Московская электронная школа» - это уникальное сочетание традиционного образования и цифровых технологий, которое дает возможность учить и учиться по-новому».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_1.docx | 27.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Сементковская Ирина Александровна
Учитель начальных классов
ТЕХНОЛОГИИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА СРЕДСТВАМИ АППАРАТНО-ПРОГРАММНОГО КОМПЛЕКСА БИБЛИОТЕКИ МЭШ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Аннотация:
«Электронные образовательные ресурсы - это учебные материалы, которые воспроизводятся при помощи компьютера. Бурное развитие информационных технологий и внедрение их в образование наложило свой отпечаток и на развитие личности обучающегося. Можно сказать, что в традиционную схему учитель - обучающийся - учебник добавлена еще одна важнейшая на современном этапе цепочка – компьютер. Они позволяют восполнить дефицит источников информации, развивать навыки и умения информационно-поисковой деятельности. «Московская электронная школа» - это уникальное сочетание традиционного образования и цифровых технологий, которое дает возможность учить и учиться по-новому».
Ключевые слова: инновационные технологии в образовании; мультимедийные технологии; интерактивные средства; электронное обучения
В настоящее время технический прогресс зашёл настолько далеко, что мы ещё 10 лет назад не могли и подумать, что почти у каждого в кармане будет свой собственный высокотехнологичный персональный компьютер, только в уменьшенной версии. А учителя не могли и представить, что каждое рабочее место будет оборудовано по последнему слову техники. В 2010 году Правительство Москвы начало грандиозную кампанию по переоснащению школ современным компьютерным оборудованием.
Платформа Московская Электронная Школа (МЭШ) обеспечивает автоматизацию большинства организационных, методических и педагогических задач, решаемых в современной крупной образовательной организации, делает содержание образования более доступным, позволяет на практике реализовать современные педагогические технологии и подходы, например, смешанное обучение, дистанционное и электронное образование.
Созданы условия для реализации задач по созданию различных технологических платформ для дистанционного обучения и создание основанных на информационных и коммуникационных технологиях систем управления и мониторинга в сфере образования - наборы инструментов по управлению и мониторингу образовательного процесса, инструменты по организации работы с содержанием образования. Благодаря специальным цифровым конструкторам из материалов электронной библиотеки учителя Москвы создают сценарии уроков, «народные» учебники, самоучители, тесты, которыми пользуются учащиеся на уроке, при подготовке проектных работ в школе, в ходе самостоятельной работы.
Основные задачи, которые необходимо решать, согласно требованиям ФГОС - это повышение качества образовательного процесса за счет достижения результатов в области образования, отвечающих требованиям нового времени, запросам государства. Решать такие задачи позволяет аппаратно-программный комплекс библиотеки МЭШ.
Основные задачи данного проекта включают в себя:
- увеличение информативной составляющей и повышение грамотности учеников и педагогов;
- рост мотивации к учебной деятельности учеников посредством использования информационных технологий и оборудования;
- индивидуальный подход к каждому участнику образовательного процесса.
Анализируя представленные сценарии уроков по окружающему миру, ощущается острая нехватка контента в библиотеке электронно-образовательных материалов МЭШ, который направлен на повышение качества и эффективности образовательного процесса. Также практически отсутствуют научно-теоретические и методические разработки в области технологий повышения качества образовательного процесса средствами аппаратно-программного комплекса библиотеки МЭШ в начальной школе на уроках окружающего мира [1].
При составлении сценария урока и электронного учебного пособия учителю необходимо опираться на список критериев, применяемых при модерации электронного образовательного материала (сценария интерактивного урока), представленного к размещению в Общегородской платформе электронных образовательных материалов Московской электронной школы.
При предоставлении доступа к подсистеме «Общегородская платформа электронных образовательных материалов» Комплексной информационной системы «Государственные услуги в сфере образования в электронном виде», внесения в нее информации и предоставления указанной информации пользователям (Атомарный контент. Изображение. Фотография) необходимо опираться на список критериев, применяемых при модерации электронного образовательного материала (Атомарный контент. Изображение. Фотография), представленного к размещению в Общегородской платформе электронных образовательных материалов Московской электронной школы. Так же при составлении сценария урока и электронного учебного пособия учителю необходимо опираться на нормативно-правовые основы общего образования и Санитарно-эпидемиологические требования к организации деятельности в МЭШ.
Платформа МЭШ обеспечивает автоматизацию большинства организационных, методических и педагогических задач, решаемых в современной крупной образовательной организации, делает содержание образования более доступным, позволяет на практике реализовать современные педагогические технологии и подходы, например, смешанное обучение, дистанционное и электронное образование.
Созданы условия для реализации задач по созданию различных технологических платформ для дистанционного обучения и создание основанных на информационных и коммуникационных технологиях систем управления и мониторинга в сфере образования –наборы инструментов по управлению и мониторингу образовательного процесса, инструменты по организации работы с содержанием образования. Благодаря специальным цифровым конструкторам из материалов электронной библиотеки учителя Москвы создают сценарии уроков, «народные» учебники, самоучители, тесты, которыми пользуются учащиеся на уроке, при подготовке проектных работ в школе, в ходе самостоятельной работы.
Опираясь на данные постановления и рекомендации, был разработан сценарий урока «Где живут белые медведи?» по окружающему миру, НОО, базовый уровень, ID 167097, который успешно прошел модерацию.
Актуальность данного ресурса заключается в том, что помимо основной информации, которая есть в учебниках, тут присутствует большое количество дополнительной информации, представленной в интерактивной форме, размещены несколько компонентов учебно-методического комплекта (рабочие тетради, атласы), интерактивные задания, тест (результат которого учитель может наблюдать прямо в ходе его проведения), метапредметные задания (астрономия), возможность одновременного представления информации в текстовом, графическом и мультимедийном виде, повышение наглядности, представление объектов и явлений в реалистичном виде.
К целям данного сценария можно отнести: формирование представления о холодных (Северный Ледовитый океан, Антарктида, Северный и Южный полюсы) районах Земли, о разнообразии жизни в этих районах; находить данные районы на карте, отличительные признаки растительности и животных; воспитывать чувство любви к своей родине.
К задачам данного урока относится: знакомство с холодными районами Земли, с их названиями, географическим положением, представителями животного мира. Расширение кругозора, работа над развитием словарного запаса, умением сопоставлять и анализировать.
Использование видеоресурсов на уроках выступает важным компонентом системы образования и представляет собой нетрадиционный способ организации обучения через активные способы действий, направленных на реализацию личностно-ориентированного подхода.
Видеофрагмент «Русская Арктика» не только знакомит учащихся с особенностями жизни в Арктике, погодными условиями, но и знакомит с парком Зарядье открывшемся в самом центре Москвы. (Видеофрагмент Зарядье "Русская Арктика" по окружающему миру, НОО, базовый уровень, ID 1334460.)
Достоинством фотографий является сила впечатления и эмоционального воздействия на учащихся, влияющая на повышение уровня мотивации к предмету. Возможность показать учащимся как выглядят разнообразные породы кошек, выявить их отличия.
При использовании сценария урока «Где живут белые медведи?» рекомендуется обратить внимание на создание благоприятного эмоционально- психологического климата, проектирование характера учебного взаимодействия на основе учета личностных особенностей учащихся.
Учебный курс «Окружающий мир» является одним из любимых предметом для многих учащихся начальной школы. Курс "Окружающий мир" является пропедевтическим для последующего изучения в основной школе физики, химии, биологии, географии, обществознания и истории. При изучении данного курса у детей младшего школьного возраста формируется целостный взгляд на окружающий мир и место в этом мире человека.
Изучая данный курс, младшие школьники получают научные знания, у них формируется научный взгляд на окружающий мир. Дети усваивают также этические нормы поведения, приобретают опыт коммуникативного взаимодействия с окружающими, т.е. данный курс решает очень важную задачу социализации ребенка.
Узнать, как разнообразна и красива природа России, научиться лучше читать различные географические карты, понять, как изменилась и продолжает изменяться природа России под влиянием человека, что нужно делать для её охраны помогает курс «Окружающий мир» Каждый урок – это путешествие по морям и океанам, природным зонам России, заповедникам.
Но разве можно отправляться в эти путешествия только с помощью учебника? Конечно, нет. И тут нам на помощь приходит библиотека МЭШ с огромным выбором разнообразного материала, начиная от видеоматериала о жизни китов и заканчивая аудиозаписями с пением соловья.
Человечество давно осознало ценность информации. Целенаправленное накопление сведений их передача с возможными минимальными потерями ознаменовались информационными революциями, оказавшими огромнейшее влияние на развитие общества, культуры и, в частности, образования, радикально изменив всю организацию деятельности общества. Использование возможностей книги при передаче знаний привело к созданию особых средств и технологий работы с ней в целях обучения. Массовый учебник на долгие годы стал главным источником знаний для подрастающего поколения, основным средством и сценарием обучения, «хранителем» содержания образования. Но в настоящее время печатная продукция сдаёт свои позиции. На её место пришли информационные технологии, позволяющие человеку получить несоизмеримо больше информации по интересующей его проблеме, обеспечивающие человеку безграничные возможности для получения, переработки и производства информации. Появились новые типы продуктов, новые виды услуг, внедряются модели интерактивного онлайн взаимодействия.
Образование - та область, которая в ситуации интенсивного развития информационного общества подвержена динамическим изменениям. Информатизация образования развивается стремительно. Формируются новые виды и типы электронных образовательных продуктов, которые дополняют, а в некоторых случаях ― заменяют традиционные бумажные издания. Изменяются отношения между участниками образовательного процесса. Всё больше учителей, учеников, школьных администраторов осознают потребность в выстраивании системы оптимизированного онлайн взаимодействия и использования онлайн ресурсов, что позволяет более гибко выстроить образовательный процесс с учётом индивидуальных потребностей и особенностей всех участников, обеспечить его персонализацию.
Выделим следующие тенденции развития образования, которые определяют вектор развития современного образования: высокие темпы обновления научных знаний. Следствием этого становится необходимость непрерывного образования на основе умения учиться.
Индивидуализация и персонализация образовательного процесса становится одной из ведущих тенденций. Все участники образовательного процесса имеют возможность учить и учиться в удобное время и в удобном месте. Образовательный норматив согласуется с субъективным опытом ученика.
В связи с развитием интернет-технологий, роста количества образовательных ресурсов и сервисов, образовательная парадигма сдвигается в сторону использования моделей онлайн обучения, онлайн образовательных ресурсов, технологий смешанного обучения, активного онлайн взаимодействия участников образовательного процесса.
Новые образовательные возможности изменяют роли учителя и учащегося: позиция учащегося становится более активной, учитель вместо привычной роли транслятора знаний получает возможность выступать в разных ролях в зависимости от образовательных целей и учебной ситуации. Личное образовательное пространство ребёнка не ограничивается образовательной средой школы.
Широкое распространение в российском образовании получает концепция «эдьютеймента» ― получения образования через игру, через развлечение. Введение новых ФГОС предполагает активную работу образовательных организаций над развитием у учащихся предметных, метапредметных и личностных качеств, формируемых в специализированной информационной образовательной среде, требования к которой прописаны в ФГОС.
Электронная школа делает работу учителей эффективнее и помогает повышать качество уроков. А такие инструменты, как электронный журнал и дневник, значительно упрощают наблюдение за динамикой успеваемости каждого ученика и позволяют общаться с родителями напрямую. Благодаря обширной библиотеке электронных материалов открывается доступ к тысячам готовых сценариев, которые также можно использовать для подготовки авторских программ.
Библиотека МЭШ - это оригинальный способ сочетания традиционных технологий с цифровыми, позволяющий участникам образовательного процесса взаимодействовать по-новому.
Платформа «Московская электронная школа» предоставляет ресурсы для автоматизации педагогических и методических задач, которые являются актуальными в современном мире. Данная платформа позволяет сделать образование общедоступным и воплотить на практике актуальные педагогические подходы и технологии, включающие в себя электронное, дистанционное и смешанное образование.
Библиотека МЭШ способствует повышению качества уроков и предоставляет возможность учителям работать более эффективно. Данный ресурс располагает доступом к большому количеству готовых сценариев уроков, которые учителя могут использовать для разработки и проведения индивидуальных программ [2].
Подводя итог вышесказанному можно сделать вывод о том, что внедрение новых информационных технологий в образовании будет результативным и положительным только в случае принятия рядовыми учителями новейших информационных технологий в своей педагогической деятельности.
Библиографический список
- Волков А.А. «Введение ФГОС основного общего образования как фактор модернизации системы образования СК» // Под науч. ред. А.А. Волкова, доктора психологических наук – Ставрополь: ГБОУ ДПО СКИРО ПК и ПРО, 2012.–170с.
- Горбунова, Л. И. Использование информационных технологий в процессе обучения / Л. И. Горбунова, Е. А. Субботина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 4 (51). — С. 544-547.
- Самылкина Н.Н. Организация современной информационной образовательной среды. Методическое пособие. М.: 2016 360 с.
- Струкова В.Г., Антонова И. А. Критерии применимости электронных образовательных ресурсов//Новая наука: Современное состояние и пути развития. 2016 №6-2. С. 133-135.
- Требования к содержанию электронных образовательных материалов/ МЭШ, 2019
- Цаплина О.В. Подготовка педагогов к оценке качества образовательного контента «Московская электронная школа» //Известия института педагогики и психологии образования. 2017 № 3 С. 21-25.
- Чекалина С. В. Московская электронная школа как средство повышения эффективности и качества образования // Молодой ученый. - 2019. - №2. - С. 385-388.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование ИКТ технологий в начальной школе на уроках окружающего мира по теме: "Экосистема луга" с презентацией в SMART BOAD и тестом в интерактивной оболочке HOT POTATOES.
Урок разработан для 3 класса Иваненко Н.А. по окружающему миру по теме: "Экосистема луга" с применением ИКТ технологий. К конспекту урока прилагается презентация в программе SMART BOAD и тест в ...
Проектно-исследовательская деятельностьв начальной школе на уроках окружающего мира.
Проекты в начальной школе....
Проекты в начальной школе на уроках окружающего мира
Материал о том, как подготовить проект по темама окружающего мира и создание визитной карточки проекта...
Информационно-коммуникационные технологии в начальной школе на уроках окружающего мира, доклад
Информационно-коммуникационные технологии в начальной школе на уроках окружающего мира, доклад....
ИКТ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
ИКТ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС...
Опыт работы учителя на тему:Формы,методы,способы и средства реализации программы УМК "ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА"на уроках окружающего мира.
Тема:Форма,методы,способы и средства реализации программы УМК "Перспективная начальная школа" на уроках окружающего мира....
«Приёмы технологии «Развитие критического мышления» в начальной школе на уроках окружающего мира.
Оснавная идея ТРКМ -создать такую атмосферу учения при которой учащиеся, совместно с учителем активно работают, сознательно расмышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают ил...