"Арктика - стратегия будущего"
план-конспект урока (4 класс) по теме
Материал подобран с учетом возрастных особенностей учащихся. Так, например, введение в тему построено на основе сказки. Содержание урока охватывает очень важные вопросы для расширения кругозора учащихся, углубление их знаний об особенностях Арктики и способствует умственной деятельности детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_arktika_-_strategiya_budushchego_4_klass.doc | 54.5 КБ |
arktika_prezentatsiya.pptx | 2 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Арктика – стратегия будущего»
Общедидактическая цель:
- восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала
- осмысление связей и отношений в объекте изучения.
Триединая дидактическая цель:
1. Образовательная: познакомить с характерными особенностями Арктики; выяснить участие человека в освоении Арктики; сформировать представление детей о значении Арктического региона в развитии экономики нашей страны, о роли Ненецкого АО в освоении Арктического шельфа.
2. Развивающая: учить сравнивать, анализировать, обобщать, расширять кругозор детей.
3. Воспитательная: помочь детям задуматься о необходимости охраны природы, воспитание чувства патриотизма и любви к родному краю.
Формы организации познавательной деятельности:
- фронтальная
- индивидуальная
- групповая
Методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный
- частично-поисковый
- проблемный
- эвристический
Оборудование: проектор, мультимедийная презентация, карта, фильм «Пионер Арктики»
Ход урока
- Организационный момент.
Введение в тему.
"Снежная королева жила среди вечных снегов и нетающих льдин. Метели возвели стены ее чертогов, буйные ветры пробили в них окна и двери.
Громадные белоснежные залы тянулись одна за другой на сотни миль - просторные, высокие, до самого неба. Их освещало разноцветными огнями северное сияние. Вьюги разостлали здесь пушистые, блестевшие серебром ковры. Но холодно и пустынно было в этих белых, ослепительно сверкающих залах. Никогда не заглядывало сюда веселье. Хоть бы один раз устроили здесь праздник для белых медведей, чтобы под музыку бури могли они показать, как ловко и грациозно умеют ходить на задних лапах... Всегда одинаково холодно, мертво и пусто!"
(Г. Х. Андерсен "Снежная королева").
- Из какого произведения этот отрывок?
- Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие в царство Снежной королевы.
- Что непременно должно быть в ее королевстве? (Снег и лед).
- Покажите на карте то место, где могла бы жить Снежная королева.
- Этот регион называется Арктика. А что это за регион и что делает его особенным и очень важным для всей нашей страны – об этом мы и будем сегодня говорить. И тема нашего урока звучит так: «Арктика – стратегия будущего». (слайд 1)
- А что такое стратегия? (ответы детей)
Стратегия – ( греч.) это общий план какой-либо деятельности, охватывающий длительный период, способ достижения сложной цели.(слайд 2)
- Изучение нового материала
1. Знакомство с характерными особенностями Арктики.
- Итак, отправляемся в путешествие на далекий Север. Я буду вашим экскурсоводом, а вы прослушайте мой рассказ, а затем мы с вами обсудим: (вопросы записаны на доске)
- где находится ледяная зона?
- чем покрыты океан и острова?
- что такое полярный день, полярная ночь?
- какая температура зимой, летом?
С давних пор Арктика привлекала людей своими тайнами. Загадочное северное сияние пробуждало у неутомимых путешественников желание бросить вызов ледяной стихии. Что же такое Арктика? Определений - множество. Древние греки назвали северные территории «страной большого медведя» (слайд 3)- именно туда вела путеводная Полярная звезда. Арктика – это все огромное пространство Северного Ледовитого океана с морями и островами. (слайд 4).На островах Арктики расположена ледяная зона. Большая часть поверхности Северного ледовитого океана на протяжении всего года покрыта льдом, средней толщиной 3 метра. За последние три десятилетия площадь ледового щита Арктики сократилась на 15-20%.
Солнце в Арктике никогда не поднимается высоко над горизонтом. Его лучи скользят по поверхности, совсем не нагревая ее. Здесь постоянное царство льда и снега. Океан, острова покрыты толстым ледяным панцирем. Лишь кое-где на островах нет льда, но и здесь суша промерзает намного метров в глубину. Поэтому почва здесь почти совсем не образуется.
Зимой в Арктике полярная ночь. (слайд 5) Несколько месяцев подряд солнце не показывается, темнота. Только светит луна, мерцают звезды. Иногда возникает разноцветный мерцающий занавес в темном небе – полярное сияние. Зима – очень суровое время года. (слайд 6)Дуют сильные ветры, бушует пурга, температура нередко понижается до – 600С.
Летом в Арктике – полярный день. Несколько месяцев круглые сутки светло, но не тепло. Температура поднимается на несколько градусов выше 00С.
-Итак, (ответы на вопросы)
Несмотря на суровость природных условий, Арктика всегда привлекала к себе внимание.
2. Вклад М.В. Ломоносова в изучение Северного Ледовитого океана.
Так, например, огромный вклад в изучение Северного Ледовитого океана внес выдающийся ученый, 300-летие которого мы отмечаем в этом году. Это ….(слайд 7) (Ломоносов Михаил Васильевич). Среди трудов Ломоносова видное место занимают исследования по северу, по изучению полярных морей и истории арктического мореплавания. Он показал огромные возможности Севера, настойчиво призывал осваивать его богатства. Все его научные изыскания отражены в многочисленных трудах, посвященных Арктике и Северному Ледовитому океану. (обратить внимание детей на выставку книг на слайде 7)
Историко-географ Д. М. Лебедев так оценил роль великого помора: “Труды М. В. Ломоносова, с одной стороны, являются вершиной, достигнутой русской географической наукой к середине 60-х годов XVIII века; с другой стороны – они послужили той необходимой научной базой, на основе которой стал возможен дальнейший подъем этой науки…”.
И по сей день интерес к Арктике не пропал. Многие ученые занимаются изучением данного региона.
3. Роль Севера в экономическом развитии страны.
Строительство МЛСП «Приразломная»
Вопросы развития Российской Арктики всегда находились в зоне внимания руководства нашей страны, и это внимание стало особенно пристальным в последние годы. Ведь Север исключительно важен в экономическом развитии страны. Здесь проходит Северный Морской путь - самая короткая трасса из Азии в Европу, есть огромное количество природных минерально-сырьевых ресурсов. Свои претензии на экономическое освоение Арктики выдвигают Канада, США и даже Китай. Но именно Россия является государством, имеющим самую протяженную территориальную границу в Арктике – почти 20 тысяч километров. (слайд 8) А значит и роль северных регионов, в том числе и Ненецкого АО, в решении стратегических, т.е. самых важных задач развития Российской Федерации будет возрастать.
Самым масштабным проектом последнего десятилетия является создание, а в настоящее время и введение в эксплуатацию морской ледостойкой стационарной платформы «Приразломная», которая была разработана для работы в условиях Арктики. Также платформа будет функционировать и на территории Ненецкого АО.
Назовите два основных полезных ископаемых, которые добывают в нашем округе?
В настоящее время МЛСП «Приразломная» находится на месторождении «Приразломное» в Печорском море, где ей минимум 25 лет предстоит добывать нефть в суровых климатических условиях при температуре до -50°С. Месторождение расположено на востоке Печорского моря в 60 км от берега, недалеко от п. Варандей (показ на слайде 8). Разработкой месторождения будет заниматься компания «Газпром нефть шельф», образованная в 2002 году.
МЛСП «Приразломная» - ключ к природной кладовой Печорского моря. С помощью этой платформы будут осуществляться все необходимые операции: добыча, переработка, хранение и отгрузка нефти. О том, как проходило строительство этой платформы и с какими трудностями сталкивались инженеры и проектировщики, мы узнаем из фильма, который называется «Пионер Арктики». Эпиграфом к этому научному фильму взяты слова М.В.Ломоносова (слайд 9) «…российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном…».
- Как вы понимаете эти слова? (уже в 18 веке этот выдающийся ученый предполагал, что Северный Ледовитый океан таит в себе большие возможности, которые будут иметь огромное значение для развития экономики всей страны)
-Внимательно посмотрите один из фрагментов фильма (до 1 мин40сек), а затем мы вместе попробуем ответить на вопрос: почему в настоящее время очень важным является разработка месторождений именно на морском шельфе. ( Морской шельф – это береговая отмель; глубина от 50-100м до 200м)
Просмотр.
Обсуждение с детьми
- Почему в настоящее время очень важным является разработка месторождений на морском шельфе? (запасы на континентальных месторождениях быстро сокращаются)
- Как называется завод, который занимался строительством платформы? («Севмаш» в Северодвинске)
Давайте внимательно посмотрим, как проходили этапы строительства платформы, из каких комплексов состояла платформа, с какими сложностями сталкивались при строительстве. (просмотр)
Второй фрагмент (с 6 мин 30 сек до 8 мин 22 сек; 9мин 00 сек до 11 мин 20 сек;
Обсуждение с детьми
- Как проходили этапы строительства платформы?
-Из каких комплексов состояла платформа?
-С какими сложностями сталкивались при строительстве?
За последнее время на платформе дважды побывал губернатор Ненецкого АО Игорь Геннадьевич Федоров. Он очень впечатлен этим «грандиозным объектом» и гордится тем, что платформа будет установлена вблизи береговых границ округа.
- Заключение.
Сегодня мы с вами совершили увлекательное путешествие в арктическую зону. Узнали много нового и интересного. Я надеюсь, что наше путешествие по Арктике вам понравилось.
- Для чего была создана платформа, в чем её особенность? (нет аналогов в мире)
Как вы думаете, почему Арктика – это стратегический (очень значимый и важный) регион для всего человечества, особенно для России?
(Вывод делает учитель, обращаясь к теме урока)
Следовательно, Арктика- стратегия будущего.
Давайте будем бережно относиться к природе, любить, ценить и уважать её!
Спасибо за внимание! (слайд 10)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Стратегия – ( греч.) это общий план какой-либо деятельности, охватывающий длительный период; способ достижения сложной цели .
Древние греки называли северные территории «страной большого медведя»
ЛЕДЯНАЯ ЗОНА Северный Ледовитый океан Моря Острова
Михаил Васильевич Ломоносов
«…российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном…». М.В.Ломоносов
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Арктика
Презентация к уроку окружающего мира.УМК Гармония, 4 класс....
Окружающий мир. 4 класс. Арктика.
В презентации можно найти сведения об Арктике и ее обитателях ....
Разработка урока по окружающему миру "Арктика"
Ведущим разделом уроков окружающего мира в четвертом классе является данная тема. Автором была разработана карта темы, содержащая понятийный аппарат, соответствующие алгоритмы в виде срезовой работы, ...
Арктика - царство льда и снега.
Наглядно проиллюстрирует учащимся природу Арктики...
Презентация "Арктика"
В данной презентации рассказывается о природной зоне арктике....
УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ДЛЯ 4 КЛАССА ПО ТЕМЕ: «АРКТИКА И ЧЕЛОВЕК»УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ДЛЯ 4 КЛАССА ПО ТЕМЕ: «АРКТИКА И ЧЕЛОВЕК»
Девятый урок в разделе программы «Человек и природа»...
Технологическая карта дефектологического занятия по теме: Арктика. Животные Арктики.
Задачи:Коррекционно-образовательные:- расширять и уточнять знания о природной зоне – Арктика;- закреплять названия животных, обитающих в Арктике.Коррекционно-развивающие:- развивать логическое м...