Россия на географической карте
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме

Макарова Марина Владимировна

урок окружающего мира в 4 классе по УМК "Гармония" с мультимедийной презентацией проводится по технологии проблемного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mbou_yasnopolyanskaya_sosh.doc67.5 КБ
Microsoft Office document icon kartochki_k_uroku.doc27 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Яснополянская СОШ

Открытый урок

Россия на географической карте.

Учитель начальных классов 1 категории

Макарова Марина Владимировна

Октябрь, 2012 г

Предмет: окружающий мир

Класс: 4

Тема: Россия на географической карте

Тип урока: открытие новых знаний

Технология: системно-деятельностный подход

Основные дидактические методы: 

  1. словесный (беседа, объяснения);
  2. наглядный;
  3. практический (работа с пособием, карточки);
  4. частично-поисковый;
  5. объяснительно-иллюстративный;

Форма работы:

  1. фронтальная;
  2. индивидуальная;
  3. парная;
  4. групповая

Цель:

  1. познакомить учащихся с природой России, с крупнейшими равнинами и горными системами, реками, озёрами, омывающими её морями;
  2. развивать наглядно-образное мышление, умение читать карту;
  3. воспитывать патриотические чувства.

Планируемые результаты образования:

Предметные: научатся работать с картой: показывать Россию на карте мира, крайние (материковые) точки России, горы, равнины, реки, города; смогут называть достоинства России.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):

Регулятивные: целеполагание – выполнять задание в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретный вопрос.

Познавательные: общеучебные – называть объекты действительности в соответствии с содержанием учебного предмета; предметные – научатся работать с картой.

Коммуникативные: управление коммуникацией – адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Личностные: самоопределение – осознают гражданскую идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, проявляют чувства сопричастности и гордости за свою Родину.

Оборудование: пословицы о Родине; географические карты (электронные: мира и России, на доске и на партах: России), мультимедийное оборудование.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность детей

Примечание

1. Организационный момент

Создаёт атмосферу взаимопонимания и поддержки.

Сначала мы вместе восхитимся вашими глубокими знаниями — а для этого проведем маленький устный опрос. Потом попробуем ответить на вопрос «Какова тема урока?». Затем потренируем мозги и руки в работе с картой. И, наконец, вытащим из тайников памяти кое-что ценное о планетах.

Настраиваются на урок.

Приветствуют учителя.

Проверяют готовность к уроку. Слушают план урока.

Дети желают друг другу удачи.

2. Актуализация знаний УУД.

Обсуждение выполнения домашнего задания: о чем читали дома?

Идеальный опрос:

Кто сегодня готов на «5»? на «4», на «3»? Спасибо.

Отвечают на вопросы учителя по домашнему заданию

3.Постановка  цели урока, мотивация учебной деятельности

1. (эпиграф Турсынхан Абдрахмановой) 

  Гражданин! Нет, не титул наследный,

  а гордое званье:  В нём и совесть, и честь,

  И родного народа  признанье.

2. Подводящий диалог Вы – граждане?

    А конкретнее? А что это за страна? Где она расположена?

Домысливание

Чтобы самим назвать тему урока, прочтите пословицу и определите тему.

Что вы уже знаете о России и что хотели бы узнать о России?

Слушают




Отвечают на вопросы. Выделяют проблему урока.



Фронтальная работа. Предлагают,  о чём будут говорить на уроке. Называют тему.

Отмечают пункты, которые знают или не знают.

Слайд 1








Слайд 2

4. Первичное восприятие и усвоение нового материала

«Удивляй!» Знаете ли вы, что Россия занимает 30 первых мест в мире по добыче золота и серебра и по другим различным номинациям?

«Привлекательная цель» 

  1. Чего вы ещё не знаете о России?
  2. На каком материке расположена Россия?
  3. Что можете конкретнее рассказать о географическом расположении России?

Слушают




  1. Предполагают, выдвигают свои ответы
  2. Евразия – самый большой материк
  3. Сначала выслушиваются высказывания одноклассников, затее слушают сообщения Геппа Ксении, Миникаева Камиля, Нагумановой Наили, Дудиной Алёны.







Слайд 3

5. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач.

Работа в группах.

  1. Найдите на карте крайние точки России и назовите их, покажите их на большой карте.
  2. Назовите и покажите на моей карте страны, граничащие с Россией.




  1. Назовите и покажите самые крупные равнины.


  1. Северная – мыс Челюскин, южная – гора Базардюзю,  восточная – мыс Дежнёва, западная – г. Калининград.
  2. Норвегия, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Белоруссия, Украина, Грузия, Азейбаржан, Казахстан, Монголия, Китай, Корея, Япония.
  3. Восточно-Европейская и Западно-Сибирская




Слайд 4





6. Динамическая пауза

Гимнастика для глаз

Упражнения для профилактики сколиоза

Выполняют упражнения

7. Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков.

Мини- исследование (работа в парах)

  1. Покажите на карте горные системы
  2. На карте форзаца учебника найдите города Волгоград, Иркутск, Москва, Владивосток
  3. Покажите и покажите на карте Новосибирские острова, полуостров Камчатка, остров Сахалин, Кольский полуостров


  1. Показывают и называют горные системы  
  2. Показывают и называют города


  1. Показывают и называют острова и полуострова



8.Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУН и УУД.

«Повторяем с расширением»

  1. Печатная тетрадь № 2 страница 30 устно





  1. Объясните слова на слайде


  1. В каких же номинациях Россия занимает призовые места? Слушаем и смотрим сообщение Вити Хажаева
  2. РЕЗЕРВ: ПТ № 7 стр. 32

Отвечают на вопросы задания:

  1. Моря – Карское, Лаптевых, Восточно-сибирское, Чукотское
  2. самые высокие горы: Уральские – Народная 1895,  Алтай – Белуха 4506, Кавказские – Эльбрус 5642)

Читают и объясняют слова пословицы и четверостишия Э. Асадова.

Смотрят презентацию и слушают







Слайд 5


Презентация: слайды 6 – 15

9. Контроль за процессом и результатом УД школьников

«Блиц-контрольная»

Печатная тетрадь № 6 страница 31


Оцените самостоятельно свои работы


Отмечают лишние слова: масштаб, Байкал, Эльбрус

Самооценка работ

10.Рефлексия деятельности

Продолжите одно из предложений слайда.

Продолжают предложения по теме урока.

Слайды 16, 17, 18



Предварительный просмотр:

  1. Покажите на карте Кавказские горы
  2. На карте форзаца учебника найдите и покажите на большой карте город Волгоград
  3. Покажите и покажите на карте Новосибирские острова

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

  1. Покажите на карте Уральские горы
  2. На карте форзаца учебника найдите и покажите на большой карте город Иркутск
  3. Покажите и покажите на карте полуостров Камчатка

----------------------------------------------------------------------------------------------------

  1. Покажите на карте Алтайские горы
  2. На карте форзаца учебника найдите и покажите на большой карте столицу России
  3. Покажите и покажите на карте остров Сахалин

---------------------------------------------------------------------------------------------------

  1. Покажите на карте Верхоянский хребет
  2. На карте форзаца учебника найдите города Владивосток
  3. Покажите и покажите на карте Кольский полуостров

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Россия на географической карте

Озеро Байкал, Волга, Восточно - Еврапейская равнина, Западно - Сибирская равнина, Уральские горы, Кавказкие горы, Алтай, Саяны, Новая Земля....

Проверочная работа по окр миру Россия на географической карте

Работу создавала для проверки усвоения знаний по теме "Россия на географической карте". Основной упор сделан на знание морей, омывающих Россию и знание крайних материковых точек России. Возможно испол...

Россия: Россия на географической карте (окружающий мир, УМК "Гармония", 4 кл)

Презентация выполнена к уроку окружающего мира в 4 классе по УМК "Гармония". Работа содержет много иллюстративного материала....

Методическая разработка урока окружающего мира по теме "Россия на географической карте"

Данную разработку можно использовать при подготовке  к уроку окружающего мира по теме "Россия на географической карте"....

Раздаточный материал для работы в группе по окружающему миру 4 класс по теме "Географическая карта России, полезные ископаемые

Представлен раздаточный материал для групповой работы по окружающему миру 4 класс по теме "географическая карта России, полезные ископаемые"...

Самостоятельная работа по теме "Россия на глобусе и географической карте"

Данная тестовая работа направлена на закрепление знаний обучающихся 4 класса по теме "Россия на глобусе и географической карте", входящей в раздел "Природные богатства России". Пре...