Проект-исследование "Сколько весит школьный рюкзак"
методическая разработка (окружающий мир, 2 класс) по теме

Никифорова Татьяна Ильинична

Цель проекта- выяснить, какой вес портфеля должен быть у школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_skolko_vesit_shkolnyy_ryukzak.docx35.13 КБ

Предварительный просмотр:

Проект-исследование на тему: «Сколько весит школьный рюкзак?»

  1. Выбор темы

 Нас волнует здоровье школьника – здоровье будущего поколения.
Мы провели викторину. Тема этой викторины заложена в загадке.

Ученик.

Загадка.
Знаю я чудесный дом,

Жильцов занятных много в нем.
Дом тот, друг мой, не простой:
Ходит в школу он с тобой.
Проживают в доме том
Карандаши и книжки,
Дружат и не тужат в нем.
И тетради, и альбом,
Краски-шалунишки.
Ну, ответьте мне девчонки!
Ведь дом этот вам знаком,
Что такое этот дом? (Портфель)

Тема викторины: «Загадки мудрого портфеля». Учащиеся провели небольшие исследования о предметах школьного портфеля (резинке, тетрадке, альбоме, дневнике и др.):

  1. Что означает это слово?
  2. Какого происхождения?
  3. Кто придумал?
  4. Сколько лет данному предмету?
  5. Когда на Земле появился портфель?

Что означает слово портфель?

Слово французского происхождения. Состоит из двух частей. «Порт» –несу, «фель» – листы. Дословно переводится – ношу листы.
– Вы можете предположить, когда на Земле появился портфель?
Ученик. Совершая раскопки в Альпийских горах, учёные-археологи нашли тело древнего человека, рядом с которым лежал портфель. Хозяину портфеля было около 5 тысяч лет. Портфель был сделан из кожи и досок. Его можно было носить как на спине, так и в руках.

Возник вопрос, что же лучше: портфель или ранец?  В данном исследовании мы рассматриваем такие вопросы:

  1. Что предпочтительнее: ранец или портфель?
  2.  Как тяжёлый ранец влияет на осанку ребёнка?
  3. Сколько должен весить ранец?
  4. Как правильно выбрать ранец?
  1. Цель: Обратить внимание на сбережение своего здоровья (осанки) путём ежедневного контроля тяжестей за спиной.
  2. Задачи
  1. Проанализировать данные в медицинской литературе по теме исследования;
  2. Описать, как влияют тяжелые ранцы на растущий организм ребёнка, к каким последствиям это приводит;
  3. Доказать, что тяжёлый портфель вредит здоровью;
  4. Предложить свои способы решения проблемы.
  1. Объект, предмет и база исследования

Объект исследования: человек. Предмет исследования: осанка школьника – основа здоровья.

Участники исследования: ученики 1 класса МБОУ СОШ  р.п. Ровное.

Гипотезы исследования: мы предполагаем, что тяжелый ранец вредит здоровью.

Методы исследования:  анализ; опрос; наблюдение; сбор информации из книг, журналов, газет; эксперимент.

Результаты исследования: «А что у вас, ребята, в рюкзаках?»
Правильная осанка формируется в первые годы жизни. Но наиболее важный период – с 4 до 10 лет, когда быстро развиваются механизмы, обеспечивающие вертикальную позу.

Что такое осанка?

По происхождению, осанка – слово русское, означает привычку держать свое тело в покое и движении.

Каждый человек с детства должен постоянно следить за правильной осанкой, то есть правильным положением тела при стоянии, ходьбе и сидении. Тогда скелет будет нормально развиваться, и фигура станет стройной и красивой. При правильной осанке происходит нормальное движение, хорошо работает сердце, свободно движется кровь по телу.
Эксперимент.

– Давайте проверим правильность осанки у школьника.

Эксперимент №1

Голова и туловище находятся на одной вертикальной линии.
Для этого нужно встать около стены. Ученик должен касаться стены в пяти точках: затылком, лопатками, ягодицами, икрами ног, пятками. Плечи отведены назад и несколько опущены, располагаются на одном уровне относительно друг друга; грудная клетка развернута и выдвинута вперёд; лопатки не выступают; живот подтянут; ноги в коленях выпрямлены.

Это – правильная осанка ученика.

Попробуйте пройти, соблюдая осанку. (Показ учеником с книгой на голове.)

Ходите по комнате, положив на голову тетрадь или небольшую книгу. В тот момент, когда ваша осанка окажется неправильной, тетрадь упадет.

Это интересно! Ученые провели наблюдения. Оказалось, что, если человек низкого роста, но держится прямо, он, кажется выше. А вот высокий, но сутулый – ниже.

 Отчего портится осанка?

Кости детей мягкие, эластичные. Если ученик за партой сидит, согнувшись, если одно плечо держит выше другого или упирается грудной клеткой в парту, то у него может произойти искривление позвоночника, сдавливание грудной клетки. Он может остаться на всю жизнь сутулым, кособоким.

Кроме того, при неправильной посадке ученику трудно дышать, сдавленная грудная клетка мешает дыханию и правильной работе сердца.
Если он низко наклоняется над книгой или тетрадью, то это приводит к ухудшению зрения.

Осанка вырабатывается в детстве. Чтобы выработать хорошую осанку, быть здоровым, нужно выполнять правила, многие из которых вы уже знаете.
Физ. пауза.
(Проводит ученик)

У меня спина прямая, (Ходьба на месте, руки за спину)

Я наклонов не боюсь: (Наклон вперёд) 

Выпрямляюсь, прогибаюсь. (Наклон назад, выпрямиться)

Поворачиваюсь. (Повороты туловища)

Раз, два, три, четыре.

Три, четыре, раз, два. (Наклоны вперёд и выпрямиться)

Я хожу с осанкой гордой. (Повороты туловища)

Прямо голову держу, (Наклон вперёд и выпрямиться)

Никуда я не спешу. (Ходьба на месте, руки за спину)

Раз, два, три, четыре.

Три, четыре, раз, два.

Я могу и поклониться. (Поклон и выпрямиться)

И присесть, и наклониться, (Присесть, наклон вперед)

Повернись туда, сюда! (Повороты туловища направо, налево)

Ох, прямешенька спина!

Учитель: Что может оказать влияние на формирование осанки?

На формирование неправильной осанки оказывают:

  1.  хронические заболевания,
  2.  недостаточный по времени отдых и пассивные формы его проведения,
  3.  неправильное положение во время занятий;
  4.  несоответствующая росту мебель,
  5.  неудобная обувь и одежда.

В группу риска входят близорукие, быстрорастущие дети, а также дети с частыми болями в животе.

Существенное влияние на формирование осанки школьников оказывает ношение тяжелых ранцев и особенно – портфелей. Ежедневное ношение портфеля способствует неправильной осанки. Регулярная асимметричная нагрузка на неокрепший позвоночник чревата неприятностями на всю оставшуюся жизнь.

Что лучше носить: ранцы или портфели? (Ответы).
Лучше носить ранцы. Конечно, ранец или рюкзак предпочтительнее портфеля: нагрузка распределена равномерно, руки свободны.

Но как правильно его выбрать? Ведь магазины и рынки предлагают так много разных вариантов!

 Видеорепортаж «Выбираем ранец» 

Ученик. При покупке следует обращать внимание не на красоту и яркость, а, прежде всего на функциональные качества. Для изготовления ранцев сейчас, как правило, используются различные кожзаменители или синтетические ткани. Эти материалы должны быть лёгкими, прочными, с водоотталкивающей пропиткой или покрытием, удобными для очистки. Для наших холодных зим важно ещё и такое качество, как морозоустойчивость. Иначе на морозе ранец затвердеет, и будет напоминать ледяную корку. Да и срок такого ранца невелик. Чаще всего подобными недостатками страдают рюкзаки и сумки, которые привозят к нам из тех стран, где круглый год лето. Ранец может быть изготовлен без подкладки с подкладкой. В этом случае подкладка должна быть выполнена из легко моющегося материала. Очень важно, чтобы задняя стенка ранца и особенно рюкзачка была уплотнена, хорошо прилегала к спине, «держала» позвоночник, не давая ему искривляться.

. Изучив различную литературу по теме, мы решили провести эксперимент и в своём классе. В эксперименте участвовало 28 человек. Эксперимент № 2

Цель эксперимента: выяснить, какой вес должен быть у портфелей первоклассников?

В классе мы взвесили все портфели моих одноклассников. Оказалось, что самый легкий портфель весит 1кг 200г, а самый тяжелый – 4 кг 200 г. (смотреть таблицу 1) Почему такой разный вес у портфелей? При опросе выяснилось, что многие одноклассники носят лишние вещи:

  1. Игрушки;
  2. Журналы и комиксы;
  3. Дополнительный пенал;
  4. Учебники, канцелярские принадлежности, которые в этот день не нужны;
  5. Еду (фрукты, булочки, бутерброды, конфеты);
  6. Мобильный телефон;
  7. Сменную обувь, спортивную форму;

Вот почему у моих одноклассников такой разный вес портфелей

Таблица 1.

Вес портфелей моих одноклассников

Ученики

Вес ученика

Вес портфеля

Лишние вещи

Вес пустого портфеля

  1. Акользин Д.

34 кг

1кг 800г

200г

  1. Акимов Д.

   33кг

1кг900г  

200г

  1. Вьюнов Д.

 33кг 500г

4кг100г

300г

  1. Груздев Ф.

37 кг

2кг 600г

Мелкие игрушки

200г

  1. Зякин Л.

34кг 400г

2кг400г

Игрушка

400г

  1. Курзин Е.

22кг500г

2кг

300г

  1. Кальбирова Э.

28кг

2кг600г

300г

  1. Каримова К.

24кг

2кг100г

200г

  1. Кубанков В.

21кг300г

1кг800

200г

  1. Краснова Н.

21кг

2кг

200г

  1. Лабызнов Д.

26кг

1кг900г

200г

  1. Марахтанова А.

27кг500г

2кг100г

400г

  1. Марахтанова Н.

31кг300г

2кг100г

400г

  1. Маттус Э

21кг

2кг100г

300г

  1. Менжунова Т.

19кг200г

2кг

пластилин

200г

  1. Маранова В.

25кг300г

2кг 200г

300г

  1. Науман Д.

26кг

2кг600г

игрушки

300г

  1. Наумов Я.

19кг

1кг400г

200г

  1. Ожиганова М.

26кг

2кг300г

200г

  1. Орлов И.

36кг800г

3кг300г

200г

  1. Петин Д.

45кг800г

3кг400г

Пластилин, краски

200г

  1. Пупков А.

28кг

2кг500г

200г

  1. Рюмина Д.

27кг500г

2кг500г

300г

  1. Рябчиков А.

24кг

2кг100г

400г

  1. Сидунов С.

20кг

2кг100г

300г

  1. Селезнев И.

29кг

3кг100г

Игрушки

200г

  1. Ткаченко Н.

24кг

3кг100г

Альбом

200г

  1. Федорова В.

25кг500г

2кг300г

200г

Гигиенические требования к изданиям учебников
«Гигиенические требования к изданиям учебников для общего и начального профессионального образования», в которых регламентирован вес учебного издания для каждой возрастной группы. Он не должен превышать для учащихся 1-4-х классов – 300 г.

Видеорепортаж – наш эксперимент №2. «Соответствие веса школьника к весу рюкзака »

Как же сохранить здоровье ученика и не усугубить эту проблему, нося ежедневно тяжёлую поклажу за спиной?

Результаты исследования

По медицинским нормам вес портфеля не должен быть больше 0,1 веса ученика. Я установил, что в моем классе только у  24  учеников вес портфеля соответствует норме. У остальных 4   учеников портфели тяжелее нормы.

По стандартным требованиям, пустой школьный портфель должен весить не больше 1 кг 200 г и быть для учеников младших классов в виде ранца. В моем классе все ученики носят ранцы. Вес самого легкого пустого ранца 200 г, вес самого тяжелого пустого ранца – 400 г. Значит, в моем классе вес пустых ранцев соответствует норме.

Затем я обратил внимание на внешний вид портфелей. По стандартным требованиям, школьный портфель должен быть сшит из облегченной ткани. Должны быть широкие лямки, светоотражающие полоски для безопасности ученика в темное время.

При ношении ранца его дно должно быть на 5 см ниже уровня талии. Для этого нужно регулировать ремни ранца.

В результате моих наблюдений выяснилось, что у  _15___ учеников не отрегулированы ремни ранцев. У _9___ учеников конструкция ранцев не соответствует всем перечисленным стандартам. В классе ни у одного ученика ранец не соответствует всем требованиям одновременно.

Делая выводы, я сначала обращаюсь к родителям:

  1. Не покупайте тяжелые ранцы! Врачи рекомендуют средний вес пустого ранца для ученика начальной школы – 300 г.
  2. У детей от тяжелых нагрузок портится осанка;
  3. Дети быстрее устают, таская за своей спиной тяжеловесы;

А теперь я обращаюсь к ученикам:

Складывать школьные принадлежности нужно каждый день с учетом расписания уроков и не носить ничего лишнего. Тогда вес школьного ранца будет соответствовать норме и не навредит здоровью.

В ходе исследования я научился взвешивать предметы на весах (безмен) и определять 0,1 от веса целого.

Практическая работа по укреплению осанки

Вот эти упражнения я порекомендую для укрепления осанки:

Смотрим прямо, дышим ровно, глубоко. Смотрим влево, смотрим вправо. Спинка ровная у нас, А осанка – высший класс!
1. «Великан». Встать на цыпочки, поднять руки вверх и вытянуть туловище вверх. Вытягиваться все выше и выше, не сводя глаз с кончиков пальцев. Идти вперед.

2. «Военный на параде». Вытянуть руки по швам, прижать их к телу и идти, как военный на параде: вытягивая носок вперед и ставя ногу на всю ступню.

3. «Ворота». Стать друг к другу, касаясь спинами. Поднять вверх обруч. Маленькими шажками разойтись в противоположные стороны, не отрывая глаз от обруча, и потянуться. Затем такими же маленькими шажками вернуться в и. п. и положить обруч на плечи. Голова при этом оказывается как бы в рамке обруча.

4. «Любопытный». Лечь на пол, живот и ноги плотно прижать к полу, руки соединить за спиной в замок. Выгнув грудь, посмотреть вперед, по сторонам, назад. Следить, чтобы двигалась только голова, руки при этом прижимать к телу.

5. «Сядьте по-турецки». Сесть на пол, скрестив ноги. Положить обе руки на колени и выпрямить спину.

Рефлексия

Частушки.

Носим ранцы мы большие,

Книги, ручки, карандаши

Мы теперь не просто дети

Мы теперь – ученики.

Наш учитель физкультуры

Очень сильно обомлел:

Захотел поднять портфель,

А поднять-то не сумел.

А изготовителя мы просим

Пожалеть ученика,

Чтобы ранцы и портфели

Были легче мотылька.

Ведь СанПин не зря придумал,

Чтоб портфеля масса

У детей не вызывала

На лице гримасу.

Я хожу с осанкой гордой.

Прямо голову держу,

И тяжелых ранцев вовсе

За спиною не ношу.

Список использованной литературы

 1.  Князева Ольга, Авдеева Наталия, Стеркина Рина / Личная безопасность/Издательство: Детство-Пресс, 2011 г., 144 с.

2. Желтков Г.И. / Основы безопасности жизнедеятельности для детей и подростков/Издательство: просвещение,  2009 г., 230 с.

3. Рекомендации по весу ранца. [Электронный ресурс]. URL:

http://sch109.trg.ru/p129aa1.html  (дата обращения 12.12.11)

  1. Андреева В.В. Профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей школьного возраста. Методические рекомендации./ В.В. Андреева - Воронеж, 2009, 245 с.  
  2.  Дереклеева Н.И. Азбука классного руководителя. /Н.И. Дереклеева. - М.: «5 за знания», 2008, 55 с.
  3. Степанова М.И. Школьные ранцы и здоровье детей. //Вестник образования № 17, 2010 г. , 45 с.
  4.  Сухаревская Е. Проекты и исследования. // Начальная школа № 5, 2011 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Сколько весит школьный рюкзак"

Исследовательский проект. В ходе работы над проектом учащиеся решали задачи: описать, как влияют тяжёлые школьные рюкзаки на организм ребёнка; изучить вес и содержание рюкзаков учеников класса; опреде...

Проектная деятельность учащихся 3-б класса. Тема проекта «Сколько весит школьный ранец?»

Мы отовсюду слышим, что здоровый позвоночник и правильная осанка – это очень важно, потому что от этого зависит здоровье всего организма. •Из 11 учеников нашего класса 8 имеют инвалидность. Поэто...

Проектно-исследовательская работа "Сколько весит школьный портфель"

Над проектом "Сколько весит школьный портфель" работали обучающиеся 4 класса. Работа над проектом очень увлекла детей. Выводы оказались очень неожиданными для обучающихся и интересными....

Проект "Сколько весит школьный портфель?"

Защита проекта проходила на конференции "Шаг в будущее" в апреле 2012года. Защищал свой проект ученик  2 класса МОУ-СОШ С. Карпёнка Глущенко Олег....

Сколько весит школьный рюкзак?

Данная проектная работа выполнена коллективом учащихся 3 класса. При данном исследовании работали 4 группы, которые пришли к следующему выводу: при выборе школьного рюкзака необходимо руководствоватьс...

квест-игра "Путешествие школьного рюкзака"

Данная разработка предназначена для учащихся 1 класса в начале года.  Ребята вместе с героями отправляются на поиски школьных принадлежностей из школьного рюкзака. Неуч Всемогущий, Повелител...

« ДЕНЬ ШКОЛЬНОГО РЮКЗАКА».

Тип занятия: повторение и закреплениеЦель:Дидактическая: повторить и закрепить знания обучающихся о школьном рюкзаке и школьных принадлежностях;Коррекционно-развивающие: коррекция и развитие аналитико...