Проект-исследование "Сколько весит школьный рюкзак"
методическая разработка (окружающий мир, 2 класс) по теме
Цель проекта- выяснить, какой вес портфеля должен быть у школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_skolko_vesit_shkolnyy_ryukzak.docx | 35.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект-исследование на тему: «Сколько весит школьный рюкзак?»
- Выбор темы
Нас волнует здоровье школьника – здоровье будущего поколения.
Мы провели викторину. Тема этой викторины заложена в загадке.
Ученик.
Загадка.
Знаю я чудесный дом,
Жильцов занятных много в нем.
Дом тот, друг мой, не простой:
Ходит в школу он с тобой.
Проживают в доме том
Карандаши и книжки,
Дружат и не тужат в нем.
И тетради, и альбом,
Краски-шалунишки.
Ну, ответьте мне девчонки!
Ведь дом этот вам знаком,
Что такое этот дом? (Портфель)
Тема викторины: «Загадки мудрого портфеля». Учащиеся провели небольшие исследования о предметах школьного портфеля (резинке, тетрадке, альбоме, дневнике и др.):
- Что означает это слово?
- Какого происхождения?
- Кто придумал?
- Сколько лет данному предмету?
- Когда на Земле появился портфель?
Что означает слово портфель?
Слово французского происхождения. Состоит из двух частей. «Порт» –несу, «фель» – листы. Дословно переводится – ношу листы.
– Вы можете предположить, когда на Земле появился портфель?
Ученик. Совершая раскопки в Альпийских горах, учёные-археологи нашли тело древнего человека, рядом с которым лежал портфель. Хозяину портфеля было около 5 тысяч лет. Портфель был сделан из кожи и досок. Его можно было носить как на спине, так и в руках.
Возник вопрос, что же лучше: портфель или ранец? В данном исследовании мы рассматриваем такие вопросы:
- Что предпочтительнее: ранец или портфель?
- Как тяжёлый ранец влияет на осанку ребёнка?
- Сколько должен весить ранец?
- Как правильно выбрать ранец?
- Цель: Обратить внимание на сбережение своего здоровья (осанки) путём ежедневного контроля тяжестей за спиной.
- Задачи
- Проанализировать данные в медицинской литературе по теме исследования;
- Описать, как влияют тяжелые ранцы на растущий организм ребёнка, к каким последствиям это приводит;
- Доказать, что тяжёлый портфель вредит здоровью;
- Предложить свои способы решения проблемы.
- Объект, предмет и база исследования
Объект исследования: человек. Предмет исследования: осанка школьника – основа здоровья.
Участники исследования: ученики 1 класса МБОУ СОШ р.п. Ровное.
Гипотезы исследования: мы предполагаем, что тяжелый ранец вредит здоровью.
Методы исследования: анализ; опрос; наблюдение; сбор информации из книг, журналов, газет; эксперимент.
Результаты исследования: «А что у вас, ребята, в рюкзаках?»
Правильная осанка формируется в первые годы жизни. Но наиболее важный период – с 4 до 10 лет, когда быстро развиваются механизмы, обеспечивающие вертикальную позу.
Что такое осанка?
По происхождению, осанка – слово русское, означает привычку держать свое тело в покое и движении.
Каждый человек с детства должен постоянно следить за правильной осанкой, то есть правильным положением тела при стоянии, ходьбе и сидении. Тогда скелет будет нормально развиваться, и фигура станет стройной и красивой. При правильной осанке происходит нормальное движение, хорошо работает сердце, свободно движется кровь по телу.
Эксперимент.
– Давайте проверим правильность осанки у школьника.
Эксперимент №1
Голова и туловище находятся на одной вертикальной линии.
Для этого нужно встать около стены. Ученик должен касаться стены в пяти точках: затылком, лопатками, ягодицами, икрами ног, пятками. Плечи отведены назад и несколько опущены, располагаются на одном уровне относительно друг друга; грудная клетка развернута и выдвинута вперёд; лопатки не выступают; живот подтянут; ноги в коленях выпрямлены.
Это – правильная осанка ученика.
Попробуйте пройти, соблюдая осанку. (Показ учеником с книгой на голове.)
Ходите по комнате, положив на голову тетрадь или небольшую книгу. В тот момент, когда ваша осанка окажется неправильной, тетрадь упадет.
Это интересно! Ученые провели наблюдения. Оказалось, что, если человек низкого роста, но держится прямо, он, кажется выше. А вот высокий, но сутулый – ниже.
Отчего портится осанка?
Кости детей мягкие, эластичные. Если ученик за партой сидит, согнувшись, если одно плечо держит выше другого или упирается грудной клеткой в парту, то у него может произойти искривление позвоночника, сдавливание грудной клетки. Он может остаться на всю жизнь сутулым, кособоким.
Кроме того, при неправильной посадке ученику трудно дышать, сдавленная грудная клетка мешает дыханию и правильной работе сердца.
Если он низко наклоняется над книгой или тетрадью, то это приводит к ухудшению зрения.
Осанка вырабатывается в детстве. Чтобы выработать хорошую осанку, быть здоровым, нужно выполнять правила, многие из которых вы уже знаете.
Физ. пауза. (Проводит ученик)
У меня спина прямая, (Ходьба на месте, руки за спину)
Я наклонов не боюсь: (Наклон вперёд)
Выпрямляюсь, прогибаюсь. (Наклон назад, выпрямиться)
Поворачиваюсь. (Повороты туловища)
Раз, два, три, четыре.
Три, четыре, раз, два. (Наклоны вперёд и выпрямиться)
Я хожу с осанкой гордой. (Повороты туловища)
Прямо голову держу, (Наклон вперёд и выпрямиться)
Никуда я не спешу. (Ходьба на месте, руки за спину)
Раз, два, три, четыре.
Три, четыре, раз, два.
Я могу и поклониться. (Поклон и выпрямиться)
И присесть, и наклониться, (Присесть, наклон вперед)
Повернись туда, сюда! (Повороты туловища направо, налево)
Ох, прямешенька спина!
Учитель: Что может оказать влияние на формирование осанки?
На формирование неправильной осанки оказывают:
- хронические заболевания,
- недостаточный по времени отдых и пассивные формы его проведения,
- неправильное положение во время занятий;
- несоответствующая росту мебель,
- неудобная обувь и одежда.
В группу риска входят близорукие, быстрорастущие дети, а также дети с частыми болями в животе.
Существенное влияние на формирование осанки школьников оказывает ношение тяжелых ранцев и особенно – портфелей. Ежедневное ношение портфеля способствует неправильной осанки. Регулярная асимметричная нагрузка на неокрепший позвоночник чревата неприятностями на всю оставшуюся жизнь.
Что лучше носить: ранцы или портфели? (Ответы).
Лучше носить ранцы. Конечно, ранец или рюкзак предпочтительнее портфеля: нагрузка распределена равномерно, руки свободны.
Но как правильно его выбрать? Ведь магазины и рынки предлагают так много разных вариантов!
Видеорепортаж «Выбираем ранец»
Ученик. При покупке следует обращать внимание не на красоту и яркость, а, прежде всего на функциональные качества. Для изготовления ранцев сейчас, как правило, используются различные кожзаменители или синтетические ткани. Эти материалы должны быть лёгкими, прочными, с водоотталкивающей пропиткой или покрытием, удобными для очистки. Для наших холодных зим важно ещё и такое качество, как морозоустойчивость. Иначе на морозе ранец затвердеет, и будет напоминать ледяную корку. Да и срок такого ранца невелик. Чаще всего подобными недостатками страдают рюкзаки и сумки, которые привозят к нам из тех стран, где круглый год лето. Ранец может быть изготовлен без подкладки с подкладкой. В этом случае подкладка должна быть выполнена из легко моющегося материала. Очень важно, чтобы задняя стенка ранца и особенно рюкзачка была уплотнена, хорошо прилегала к спине, «держала» позвоночник, не давая ему искривляться.
. Изучив различную литературу по теме, мы решили провести эксперимент и в своём классе. В эксперименте участвовало 28 человек. Эксперимент № 2
Цель эксперимента: выяснить, какой вес должен быть у портфелей первоклассников?
В классе мы взвесили все портфели моих одноклассников. Оказалось, что самый легкий портфель весит 1кг 200г, а самый тяжелый – 4 кг 200 г. (смотреть таблицу 1) Почему такой разный вес у портфелей? При опросе выяснилось, что многие одноклассники носят лишние вещи:
- Игрушки;
- Журналы и комиксы;
- Дополнительный пенал;
- Учебники, канцелярские принадлежности, которые в этот день не нужны;
- Еду (фрукты, булочки, бутерброды, конфеты);
- Мобильный телефон;
- Сменную обувь, спортивную форму;
Вот почему у моих одноклассников такой разный вес портфелей
Таблица 1.
Вес портфелей моих одноклассников
Ученики | Вес ученика | Вес портфеля | Лишние вещи | Вес пустого портфеля |
| 34 кг | 1кг 800г | 200г | |
| 33кг | 1кг900г | 200г | |
| 33кг 500г | 4кг100г | 300г | |
| 37 кг | 2кг 600г | Мелкие игрушки | 200г |
| 34кг 400г | 2кг400г | Игрушка | 400г |
| 22кг500г | 2кг | 300г | |
| 28кг | 2кг600г | 300г | |
| 24кг | 2кг100г | 200г | |
| 21кг300г | 1кг800 | 200г | |
| 21кг | 2кг | 200г | |
| 26кг | 1кг900г | 200г | |
| 27кг500г | 2кг100г | 400г | |
| 31кг300г | 2кг100г | 400г | |
| 21кг | 2кг100г | 300г | |
| 19кг200г | 2кг | пластилин | 200г |
| 25кг300г | 2кг 200г | 300г | |
| 26кг | 2кг600г | игрушки | 300г |
| 19кг | 1кг400г | 200г | |
| 26кг | 2кг300г | 200г | |
| 36кг800г | 3кг300г | 200г | |
| 45кг800г | 3кг400г | Пластилин, краски | 200г |
| 28кг | 2кг500г | 200г | |
| 27кг500г | 2кг500г | 300г | |
| 24кг | 2кг100г | 400г | |
| 20кг | 2кг100г | 300г | |
| 29кг | 3кг100г | Игрушки | 200г |
| 24кг | 3кг100г | Альбом | 200г |
| 25кг500г | 2кг300г | 200г |
Гигиенические требования к изданиям учебников
«Гигиенические требования к изданиям учебников для общего и начального профессионального образования», в которых регламентирован вес учебного издания для каждой возрастной группы. Он не должен превышать для учащихся 1-4-х классов – 300 г.
Видеорепортаж – наш эксперимент №2. «Соответствие веса школьника к весу рюкзака »
Как же сохранить здоровье ученика и не усугубить эту проблему, нося ежедневно тяжёлую поклажу за спиной?
Результаты исследования
По медицинским нормам вес портфеля не должен быть больше 0,1 веса ученика. Я установил, что в моем классе только у 24 учеников вес портфеля соответствует норме. У остальных 4 учеников портфели тяжелее нормы.
По стандартным требованиям, пустой школьный портфель должен весить не больше 1 кг 200 г и быть для учеников младших классов в виде ранца. В моем классе все ученики носят ранцы. Вес самого легкого пустого ранца 200 г, вес самого тяжелого пустого ранца – 400 г. Значит, в моем классе вес пустых ранцев соответствует норме.
Затем я обратил внимание на внешний вид портфелей. По стандартным требованиям, школьный портфель должен быть сшит из облегченной ткани. Должны быть широкие лямки, светоотражающие полоски для безопасности ученика в темное время.
При ношении ранца его дно должно быть на 5 см ниже уровня талии. Для этого нужно регулировать ремни ранца.
В результате моих наблюдений выяснилось, что у _15___ учеников не отрегулированы ремни ранцев. У _9___ учеников конструкция ранцев не соответствует всем перечисленным стандартам. В классе ни у одного ученика ранец не соответствует всем требованиям одновременно.
Делая выводы, я сначала обращаюсь к родителям:
- Не покупайте тяжелые ранцы! Врачи рекомендуют средний вес пустого ранца для ученика начальной школы – 300 г.
- У детей от тяжелых нагрузок портится осанка;
- Дети быстрее устают, таская за своей спиной тяжеловесы;
А теперь я обращаюсь к ученикам:
Складывать школьные принадлежности нужно каждый день с учетом расписания уроков и не носить ничего лишнего. Тогда вес школьного ранца будет соответствовать норме и не навредит здоровью.
В ходе исследования я научился взвешивать предметы на весах (безмен) и определять 0,1 от веса целого.
Практическая работа по укреплению осанки
Вот эти упражнения я порекомендую для укрепления осанки:
Смотрим прямо, дышим ровно, глубоко. Смотрим влево, смотрим вправо. Спинка ровная у нас, А осанка – высший класс!
1. «Великан». Встать на цыпочки, поднять руки вверх и вытянуть туловище вверх. Вытягиваться все выше и выше, не сводя глаз с кончиков пальцев. Идти вперед.
2. «Военный на параде». Вытянуть руки по швам, прижать их к телу и идти, как военный на параде: вытягивая носок вперед и ставя ногу на всю ступню.
3. «Ворота». Стать друг к другу, касаясь спинами. Поднять вверх обруч. Маленькими шажками разойтись в противоположные стороны, не отрывая глаз от обруча, и потянуться. Затем такими же маленькими шажками вернуться в и. п. и положить обруч на плечи. Голова при этом оказывается как бы в рамке обруча.
4. «Любопытный». Лечь на пол, живот и ноги плотно прижать к полу, руки соединить за спиной в замок. Выгнув грудь, посмотреть вперед, по сторонам, назад. Следить, чтобы двигалась только голова, руки при этом прижимать к телу.
5. «Сядьте по-турецки». Сесть на пол, скрестив ноги. Положить обе руки на колени и выпрямить спину.
Рефлексия
Частушки.
Носим ранцы мы большие,
Книги, ручки, карандаши
Мы теперь не просто дети
Мы теперь – ученики.
Наш учитель физкультуры
Очень сильно обомлел:
Захотел поднять портфель,
А поднять-то не сумел.
А изготовителя мы просим
Пожалеть ученика,
Чтобы ранцы и портфели
Были легче мотылька.
Ведь СанПин не зря придумал,
Чтоб портфеля масса
У детей не вызывала
На лице гримасу.
Я хожу с осанкой гордой.
Прямо голову держу,
И тяжелых ранцев вовсе
За спиною не ношу.
Список использованной литературы
1. Князева Ольга, Авдеева Наталия, Стеркина Рина / Личная безопасность/Издательство: Детство-Пресс, 2011 г., 144 с.
2. Желтков Г.И. / Основы безопасности жизнедеятельности для детей и подростков/Издательство: просвещение, 2009 г., 230 с.
3. Рекомендации по весу ранца. [Электронный ресурс]. URL:
http://sch109.trg.ru/p129aa1.html (дата обращения 12.12.11)
- Андреева В.В. Профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей школьного возраста. Методические рекомендации./ В.В. Андреева - Воронеж, 2009, 245 с.
- Дереклеева Н.И. Азбука классного руководителя. /Н.И. Дереклеева. - М.: «5 за знания», 2008, 55 с.
- Степанова М.И. Школьные ранцы и здоровье детей. //Вестник образования № 17, 2010 г. , 45 с.
- Сухаревская Е. Проекты и исследования. // Начальная школа № 5, 2011 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Сколько весит школьный рюкзак"
Исследовательский проект. В ходе работы над проектом учащиеся решали задачи: описать, как влияют тяжёлые школьные рюкзаки на организм ребёнка; изучить вес и содержание рюкзаков учеников класса; опреде...
Проектная деятельностьучащихся 3-б класса. Тема проекта «Сколько весит школьный ранец?»
Мы отовсюду слышим, что здоровый позвоночник и правильная осанка – это очень важно, потому что от этого зависит здоровье всего организма. •Из 11 учеников нашего класса 8 имеют инвалидность. Поэто...
Проектно-исследовательская работа "Сколько весит школьный портфель"
Над проектом "Сколько весит школьный портфель" работали обучающиеся 4 класса. Работа над проектом очень увлекла детей. Выводы оказались очень неожиданными для обучающихся и интересными....
Проект "Сколько весит школьный портфель?"
Защита проекта проходила на конференции "Шаг в будущее" в апреле 2012года. Защищал свой проект ученик 2 класса МОУ-СОШ С. Карпёнка Глущенко Олег....
Сколько весит школьный рюкзак?
Данная проектная работа выполнена коллективом учащихся 3 класса. При данном исследовании работали 4 группы, которые пришли к следующему выводу: при выборе школьного рюкзака необходимо руководствоватьс...
квест-игра "Путешествие школьного рюкзака"
Данная разработка предназначена для учащихся 1 класса в начале года. Ребята вместе с героями отправляются на поиски школьных принадлежностей из школьного рюкзака. Неуч Всемогущий, Повелител...
« ДЕНЬ ШКОЛЬНОГО РЮКЗАКА».
Тип занятия: повторение и закреплениеЦель:Дидактическая: повторить и закрепить знания обучающихся о школьном рюкзаке и школьных принадлежностях;Коррекционно-развивающие: коррекция и развитие аналитико...