Урок Окружающего мира ПНШ 2 класс "Классификация растений"
презентация к уроку по окружающему миру (2 класс) по теме
Тема урока «Классификация растений»
Цель урока: обобщить знания о классах растений, их сходстве и отличии.
Задачи урока:
предметные: практическим путём соотнести рисунки растений с названиями групп, в которые они входят;
научить определять хвойные, цветковые растения, папоротники, мхи, водоросли по существенным признакам: по внешнему виду, форме, величине и окраске листа, наличию или отсутствию цветка;
по строению выделять деревья кустарники, травы;
по участию человека – культурные и дикорастущие;
воспитывать любовь к родной природе;
метапредметные:
Личностные
- проявление интереса к содержанию раздела о живой природе;
- определение собственного отношения к живой природе;
Регулятивные
- высказывать свою версию о разнообразии живой природы, используя иллюстрацию учебника и личные наблюдения;
- работать по предложенному учителем плану;
- определять и формулировать цель урока, опираясь на материал учебника;
- отличать верно выполненное задание от неверного( отличие диких животных от домашних, определение частей растений и др.)
Познавательные
1. Общеучебные
-ориентироваться в учебнике, пользуясь условными обозначениями;
- отличать известное от неизвестного ( многообразие животного и растительного мира) с помощью учителя;
- находить ответы на вопросы, используя учебник и жизненный опыт;
2. Логические
- перерабатывать полученную информацию о живой природе, о растениях, насекомых, диких и домашних животных, сравнивать и сопоставлять полученные знания;
- определять причины событий и явлений в живой природе;
Коммуникативные
- слушать, делиться информацией, высказывать своё отношение к изучаемому материалу, понимать речь других;
-учиться работе в паре;
-умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
-поиск и выделение необходимой информации;
развивать мышление, смекалку, наблюдательность, умение классифицировать, обобщать и делать выводы; прививать интерес к предмету.
Виды деятельности:
-дидактическая игра;
-работа в парах;
- выполнение индивидуальных заданий;
- работа с информацией (устная, составление рассказа по картинке учебника)
-практическая работа;
Форма урока: с использованием мультимедийных средств.
Программные средства: УМК «Перспективная начальная школа» «Окружающий мир»: учебник авторы О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов; тетрадь для самостоятельных работ №1 авторы О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_okruzhayushchemu_miru_vo_2_klasse._kiseleva.doc | 106.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока «Классификация растений»
Цель урока: обобщить знания о классах растений, их сходстве и отличии.
Задачи урока:
предметные: практическим путём соотнести рисунки растений с названиями групп, в которые они входят;
научить определять хвойные, цветковые растения, папоротники, мхи, водоросли по существенным признакам: по внешнему виду, форме, величине и окраске листа, наличию или отсутствию цветка;
по строению выделять деревья кустарники, травы;
по участию человека – культурные и дикорастущие;
воспитывать любовь к родной природе;
метапредметные:
Личностные
- проявление интереса к содержанию раздела о живой природе;
- определение собственного отношения к живой природе;
Регулятивные
- высказывать свою версию о разнообразии живой природы, используя иллюстрацию учебника и личные наблюдения;
- работать по предложенному учителем плану;
- определять и формулировать цель урока, опираясь на материал учебника;
- отличать верно выполненное задание от неверного( отличие диких животных от домашних, определение частей растений и др.)
Познавательные
1. Общеучебные
-ориентироваться в учебнике, пользуясь условными обозначениями;
- отличать известное от неизвестного ( многообразие животного и растительного мира) с помощью учителя;
- находить ответы на вопросы, используя учебник и жизненный опыт;
2. Логические
- перерабатывать полученную информацию о живой природе, о растениях, насекомых, диких и домашних животных, сравнивать и сопоставлять полученные знания;
- определять причины событий и явлений в живой природе;
Коммуникативные
- слушать, делиться информацией, высказывать своё отношение к изучаемому материалу, понимать речь других;
-учиться работе в паре;
-умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
-поиск и выделение необходимой информации;
развивать мышление, смекалку, наблюдательность, умение классифицировать, обобщать и делать выводы; прививать интерес к предмету.
Виды деятельности:
-дидактическая игра;
-работа в парах;
- выполнение индивидуальных заданий;
- работа с информацией (устная, составление рассказа по картинке учебника)
-практическая работа;
Форма урока: с использованием мультимедийных средств.
Программные средства: УМК «Перспективная начальная школа» «Окружающий мир»: учебник авторы О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов; тетрадь для самостоятельных работ №1 авторы О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов
Оборудование: раздаточный материал для групповой работы; «Окружающий мир»: учебник авторы О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов; тетрадь для самостоятельных работ №1 авторы О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов; цветные карандаши; презентация «Классификация растений», мультимедийный проектор, компьютер, экран, комнатные растения, крупа; рис, гречиха, кукуруза; чай, картофель, чёрный ящик.
Ход урока: на уроке использовать элементы современных образовательных технологий:
- здоровьесберегающие (физминутки, смена видов деятельности, упражнения на внимание);
- игровые;
- личностно – ориентированная (индивидуальные задания в ходе работы);
- информационно – коммуникативная технология (использование мультимедийных средств обучения);
- проблемное обучение (частично - поисковое).
Внутренняя мыслительная деятельность учащихся стимулируется сопоставительным анализом, эвристической беседой, творческими заданиями, самостоятельными выводами в конце урока.
Оживляют урок игровые моменты.
При подготовке к уроку использовала компьютер – программа Microsoft Office Power Point 2003, Microsoft Office Power Word 2003,Paint, интернет ресурсы.
План урока, хронометраж времени.
- Организационный момент, мобилизующий психологический настрой на работу (1 минута).
- Проверка домашнего задания (5минут).
- Работа над новым материалом. Практическая работа (16 минут).
- Физминутка (2 минуты).
- Работа над новым материалом. Практическая работа (продолжение) (16 минут).
- Работа с учебником (4 минуты).
- Интеллектуальная игра (2 минуты).
- Итог урока. Домашнее задание (3 минуты).
- Организационный момент.
Слайд 1 Разнообразие растений
II. Введение в урок
- Из всего богатства окружающего мира сегодня наш урок посвящён растениям.
- Что вы знаете о растениях? Что это за группа такая живых организмов?
- Велик растительный мир земли: почти полмиллиона видов растений, разнообразных по размерам, внешнему виду и образу жизни, населяют нашу планету. Одни – гиганты, другие видны только при сильном увеличении, одни отличаются сложным строением, другие просты и состоят всего лишь из одной клетки. Одни имеют роскошную окраску, другие - бесцветны. Одни живут на суше, другие – обитатели водных просторов.
В этом необъятном многообразии земной флоры немало удивительных растений, которые, например, могут расти без почвы, питаться насекомыми и даже птицами, помогают человеку своими целебными свойствами.
В царстве растений учёные насчитывают около пятисот тысяч видов. Все растения объединены в классы.
Слайд 2 Классификация растений
И сегодня мы с вами продолжим классификацию растений. Напомните, что такое классификация?
На предыдущем уроке мы с вами произвели первую классификацию, т.е. распределили растения на группы по первому и основному признаку. Какому?
Слайд 3 Классификации растений по их строению:
- Откройте рабочие тетради с. 31, задание 43. Я хочу проверить, как вы запомнили 5 групп классификации растений по их строению, подпишите у каждого рисунка название группы.
Водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения.
Слайд 4
А теперь проверка и небольшие мини-проекты о каждой группе растений,
приготовленные группами учеников нашего класса. Выступления учащихся.
Водоросли – первые растения появились в воде. Они могут быть и микроскопическими, и очень крупными экземплярами, до 20-30м. Водоросли не имеют корней, стеблей и листьев. Их тело состоит из слоевища, которое может иметь много выростов, цветков, а следовательно, плодов и семян у них тоже нет. Тело водоросли с помощью особых образований может закрепиться на грунте, а может и совершенно свободно плавать в воде- саргассы. В наших пресноводных водоёмах часто встречаются водоросли – тина.
Лишайники – загадка для учёных до сих пор. В них живут два организма и гриб, и водоросль в тесном переплетении. Лишайники очень разнообразны, по цвету, и по форме, но, как и у водорослей, ни стеблей, ни корней, ни листьев, ни цветков у них нет. В наших сумрачных влажных лесах лишайники растут на земле, камнях, стволах деревьев. На Севере, в тундре, лишайник ягель – основной корм северных оленей. Эти растения – долгожители: они могут жить сотни, а иногда и тысячи лет.
Мхи – появились на земле после водорослей. У них уже есть стебель и листья, но они не имеют настоящего корня. Поэтому мхи в основном растут там, где большая влажность и можно листьям впитывать воду с растворёнными в ней питательными вещества ми. Размножаются мхи спорами, которые образуются в специальных органах – спорангиях. Цветков у них нет.
Папоротники – растения, которые лучше приспособились жить на суше. Они имеют корни, которые всасывают почвенную воду с питательными веществами, стебли и листья. В тропических лесах до сих пор сохранились папоротники высотой до 30 м и огромными листьями. Они выглядят как наши деревья. К сожалению, цветка у этого растения нет, поэтому размножается он не семенами, а спорами, которые образуются у него на изнаночной стороне листа.
Хвойные растения.
- Что же особенного в хвойных растениях? Вместо цветков у них образуются шишки, в которых развиваются семена. Листья у них видоизменены – хвоинки. Всем известна загадка о ёлке: «Зимой и летом одним цветом». Но почему же она в течение года одного цвета? Секрет в том, что хвоинки живут три-пять лет и опадают с дерева постепенно, а не все сразу. Ежегодно на дереве появляется новая хвоя. Дерево и стоит зелёным круглый год. Лиственница каждую осень сбрасывает свои особые листья, как все лиственные деревья. К хвойным деревьям относят сосну, кедр, пихту, можжевельник.
Цветковые растения.
Понятие цветковые растения говорит о том, что кроме корня, стебля и листьев у них есть цветок. Из него развивается плод с семенами.
Вершины своего развития достигли цветковые растения. Они очень многочисленны и разнообразны. Основной орган размножения этих растений – цветок.
Слайд 5
III. Работа по развитию умения классифицировать, обобщать и делать выводы. Актуализация новых знаний.
1. А если все растения рассмотреть с точки зрения формы.
-Возьмите свои рабочие листы с классификацией и около цифры 2 напишите следующее основание:
1. Строение_______________
1.Водоросли |
2. Мхи, лишайники |
3. Папоротники |
4. Хвойные |
5. Цветковые |
2. Форма____________________
1. |
2. |
3. |
3. Участие человека_____________
1. |
2. |
- Я утверждаю, что по форме все растения можно разделить на 3 группы.
Учебник с. 73. Прочитайте. Кто со мной согласен и поддерживает моё утверждение, что по форме все растения можно разделить на 3 группы.
У вас на парте лежит подсказка, помеченная жёлтым кружком, прочитайте и попытайтесь определить эти три группы. Будут мысли?
- 1 строчка … читай!
Слайд 6
Один стебель – ствол покрытый корой
- Как вы назовёте такое растение? Дерево. (Вывешиваю слово на доску)
- Принимаем слово дерево? Запишите на первой строчке в таблице.
А теперь приведём примеры. На столах каждой группы есть загадки о растениях, а вы должны найти загадку о деревьях. Читай … ! У кого есть отгадка в виде иллюстрации. Прикрепите на доску.
(Загадки и картинки: берёза, сосна, слива, клён, яблоня). Запишите те примеры, которые растут в нашей местности напротив слова «дерево»
- К каждому вопрос: Почему это дерево? (1один ствол, покрытый корой).
- 2 строчка подсказки … читай!
Слайд 7
Несколько стволов покрытых корой
- Как назовёте это растение? Кустарник. (Вывешиваю на доску)
- Принимаем слово кустарник и записываем на второй строчке в таблицу.
(Загадывание загадок и вывешивание иллюстраций на доску под словом «кустарник»: калина, шиповник, крыжовник, роза, бересклет). Запишите в таблицу два примера.
- 3 строчка подсказки … читай!
Слайд 8
Один или несколько сочных стеблей.
Как называются такие растения? Травы. (Вывешиваю слово на доску)
- Принимаем слово травы? Запишите на третьей строчке в таблице.
(Загадывание загадок и вывешивание иллюстраций на доску под словом «травы»: пшеница, тыква, ромашка, одуванчик, земляника, вьюн, мох, горох, папоротник, ).
- Какая красота у нас получилась. По какому основанию мы разделили растения на три группы? По форме.
- Закончите моё предложение:
Слайд 9
Деревья – это растения, у которых … (один ствол, покрытый корой)
Кустарники - это растения, у которых … (несколько стволов покрытых корой)
Травы - это растения, у которых … (один или несколько сочных стеблей)
Слайд 10
2.Физминутка «Бременские музыканты» Наш ковёр цветочная поляна…
Слайд 11
3.- А почему у нас группы получились неодинаковые?
Моё утверждение: травянистых растений на нашей планете больше, чем деревьев и кустарников. Это я так решила или это на самом деле так? Почему?
- Трава может расти где угодно, т. е. везде. Она неприхотливая и растёт в тепле и холоде, в горах, в водоёмах, пустынях и т.д.
- Они такие разнообразные травы. А если мы хотим узнать что-то интересное и новое, куда мы отправляемся? (в библиотеку, в интернет ресурсы). У нас на уроке присутствует всем вам известная Зоя Михайловна, заведующая библиотекой. Она очень много знает интересного о растениях ир приготовила для вас сообщения-загадки:
- Травянистое растение, которое не может удержать свою крупную ягоду на стебле и поэтому стелется по земле. (Арбуз)
- Цветок у этого травянистого растения бывает больше, чем голова взрослого человека, а стебель сочный толстый, мощный. И голову поворачивает за солнышком. (Подсолнух)
- Травянистое растение по стеблю, которого можно стучать, из стебля даже воины делали мечи и сражались ими. Корой этот стебель не покрыт, значит - трава. (Бамбук)
- Травянистое растение, плоды которого вы очень любите, как любят наши древние предки обезьяны. Стебель этой травы может быть высотой до пяти метров. (Бананы)
- А кто хочет узнать больше – приходите в библиотеку.
Выключить проектор
4.- По строению мы разделили, по форме – разделили.
Но я утверждаю, что растения теперь можно разделить на две группы. По какому основанию? А по какому основанию?
Показываю: по среде обитания. Как? (вода- суша, холод – тепло)
Показываю: Потребность в воде: Как? (влаголюбивые: травы, мхи, папоротники, водоросли; засухоустойчивые.)
- А нам нужно по участию человека. Запишите около цифры 3. Как?
Откройте учебники на с. 88
- Растения, за которыми человек ухаживает, сажает, поливает, копает - это
культурные растения. А для чего они ему нужны? Читаем голубые пометки.
А растения, которые растут сами – это дикорастущие растения.
Делим картинки на доске на две группы, перевешиваем на другие доски: 1 группа свои картинки, 2 группа свои и т. д.
- Опять красота получилась. Но группы опять неравные. Каких больше растений культурных или дикорастущих? Почему? Опять мне так захотелось или? Есть ли на земле растение, которое сделал сам человек?
- Все растения когда-то были дикорастущие, а по потребности человека они стали культурные.
- Запишите в таблицу эту классификацию. Попробуйте разделить растения на две группы по участию человека.
Печатная тетрадь с. 36 №50
Слайд 10 (проверка в паре, ответы на доске).
Для чего человеку нужны культурные растения? Учебник с. 88.
Для своего питания: перечисление культурных растений.
5.Чёрный ящик.
Есть культурные растения, которые пришли к нам из-за границы – пришельцы. О них вы узнаете, если откроете чёрный ящик. Найдите рассказ в библиотеке об этом растении, возьмите каждый себе и прочитайте.
- Рис.
Рис появился на планете примерно десять тысяч лет назад, когда великие ледники растаяли и оставили за собой огромные болотистые пространства. Родина риса – Азия. Впервые начали выращивать рис на территории Таиланда и Вьетнама. Вначале к рису относились как к экзотической приправе: позволить себе блюдо из риса, привезенного из далекой Азии, мог только богатый человек. Рис использовали для праздничных угощений – десертов и сладостей.
- Гречиха
С давнего времени на Руси среди народа бытовала поговорка: «Отец наш родной - хлеб ржаной, а матушка наша – гречневая каша». Родиной гречихи зачастую называют Грецию, что совсем не удивительно: название подходящее. Родиной гречихи является Северная Индия, где ее называют «черным рисом».
- Чай
Упоминания о чайном растении относят к самым начальным столетиям нашей эры. Именно тогда из его листьев начали готовить удивительно бодрый напиток. В Индии растёт чай-дерево с мягкими листиками. А в Китае - чай-кустарник с жёсткими листьями.
- Картофель.
Родина картофеля – Латинская Америка. Картофель в Латинской Америке почитался как бог и дар богов. В Европе картофель называли земляным яблоком. Начало разведения картофеля в России обычно связывают с именем царя Петра I. Первое время картофель в России, как, впрочем, повсюду, считался диковинным экзотическим овощем. Его подавали как редкое и лакомое блюдо на дворцовых балах и банкетах, и посыпали тогда картофель не солью, а сахаром. В 1995 году картофель стал первым овощем, выращенным в космосе.
- Кукуруза.
Кукуруза (или маис) – самое древнее культурное растение, существующее в мире, возраст которой, составляет 55 тысяч лет! Родиной кукурузы считается - Мексика. Древние народы майя высоко почитали кукурузу и считали даром богов. Плоды кукурузы жарили, варили, изготавливали муку и крупы, стволы и листья использовали как корм для животных, набивали матрасы, изготавливали одежду. В Европе кукуруза появилась благодаря Христофору Колумбу. Он привёз её из своего второго путешествия. Сегодня на планете ежегодно собирается более 400млн. т. зерна кукурузы.
Слайд 11
- А ещё у вас на столах стоят растения, какие они? (культурные для красоты).
- А как они называются? Чтобы не ошибиться, берём подсказку «умников». Отправьте по 1 человеку от команды к учителям, и они дадут вам определение и интересный материал об этом растении.
Слайд 12
Хамедарея или бамбуковая пальма
Семейство пальмовых. Родина - Центральная Америка. Род включает около 100 видов. Это одна из наиболее приспособленных для комнатного содержания пальм, так как довольно медленно растет и хорошо переносит некоторую тень. В природных условиях эти пальмы обычно растут в лесах, в тени более высоких деревьев. Слайд 13 Бегония Род Бегония насчитывает свыше 400 видов, произрастающих в тропических и субтропических областях Америки, Африки и Азии. Это многолетнее травянистое растение, с мясистыми или сочными стеблями и листьями. Мужской цветок состоит из четырех округло- и удлиненно-овальных лепестков. Женский — из четырех-пяти лепестков. |
Слайд 14
Хлорофитум
Хлорофитум - семейство лилейных. Существует около 215 видов многолетних корневищных растений, распространенных в субтропиках и тропиках Южной Америки, Африки, на острове Мадагаскар, в Южной Азии и Австралии. Хлорофитумы принадлежат к самым неприхотливым комнатным растениям. В культуре наиболее известны два вида: хлорофитум капский и хохлатый.
Слайд 15
Кордилина
Род Кордилина насчитывает около 20 видов растений и относится к семейству агавовых. Распространены в тропических и субтропических областях Азии, Австралии, Африки, Бразилии Новой Зеландии, а также на Мадагаскаре и Маскаренских острова
- В нашей классификации осталось ещё одно основание, но о нём мы поговорим на следующем уроке. А сейчас мы подведём итог, рефлексию:
Если на уроке вам было интересно и вы узнали что-то новое на листе классификации поставьте весёлого смайлика
Если на уроке вам было не интересно и вы ничего не узнали нового на листе классификации поставьте грустного смайлика смайлика.
Я благодарю вас за урок, вы сегодня заслуживаете похвалы и отличных оценок, потому что плодотворно поработали дружно и сообща, молодцы.
Учитель высшей категории
МБОУ «НШ-ДС»
г-к Железноводска
Киселева Татьяна Ивановна
Фамилия, имя____________________________________ класс_________
- ___________________________
1. |
2. |
3. |
4. |
5. |
- ____________________________
1. |
2. |
3. |
- _____________________________
1. |
2. |
- _____________________________
1. |
2. |
3. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира Развитие цветкового растения
Урок окружающего мира в 3 классе "Ты еще не видел чуда!?" (Развитие цветкового растения) по программе "Гармония"...
Урок окружающего мира 3 класс "Растения-производители" УМК "Школа 2100"
Урок открытия нового знания....
Конспект урока окружающего мира по теме: "Растения. Группы растений".
Урок окружающего мира разработан в соответствие с ФГОС. (Завершенная линия «Система Л.В.Занкова»)Тип урока: открытие новых знанийМетоды урока: деятельностный, исследовательский Разработка включа...
Урок окружающего мира по теме: "Растения и животные".
Урок окружающего мира для 1 класса по программе "Школа 2100".Цель: дать представление о роли растений в жизни животных....
Урок окружающего мира по теме: "Растения"
Урок окружающего мира в 3 классе по теме: "Растения" (Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков). Урок обобщения изученного материала в нетрадиционной форме "урок-бенефис"....
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА К УРОКУ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА «КАКИЕ БЫВАЮТ РАСТЕНИЯ?» УМК «Школа России»
Технологическая карта урока поможет учителю построить урок по новым стандартам образования. Урок открытия нового знания позволяет применить деятельностный подход в обучении. На данном уроке учен...
презентация урока окружающего мира по теме "Растения в домашней аптечке"
урок с использованием сингапурских обучающих структур для 2 класса по УМК "Перспектива"...