Мастерская «Организация практико-ориентированных внеурочных форм: лаборатория «Экознайка».
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) по теме
Любому обществу нужны одарённые люди, и его задача состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей.Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребёнок рождается исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Именно это внутреннее стремление к исследованию создаёт условия для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kng-23.08.docx | 54.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастерская «Организация практико-ориентированных внеурочных форм: лаборатория «Экознайка».
Любому обществу нужны одарённые люди, и его задача состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей.
Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребёнок рождается исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Именно это внутреннее стремление к исследованию создаёт условия для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.
Востребованной в обучении является научно-исследовательская деятельность учащихся, которая способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению учащимися знаний. Данная форма распространена в основном в старших классах, но, по нашему мнению, целесообразно вводить основы данной деятельности в учебный процесс с начальной школы. Еще одной особенностью организации исследовательской деятельности в начальном звене школы является то, что в ней могут принимать участие не только сильные учащиеся, но и отстающие дети. Просто уровень исследования будет иным. Целью организации исследовательской деятельности учащихся является формирование у них познавательной активности. Цель может быть достигнута, если будут решены следующие задачи: развитие логического мышления, творческих способностей, кругозора, устной и письменной речи; умений обобщать и систематизировать информацию, коммуникативных умений; формирование наблюдательности и внимания, умений работы с художественными и научными текстами.
В процессе исследовательской деятельности учащиеся используют следующие методы и приемы работы:
— изучение теоретических источников;
— наблюдение;
— поисковый эксперимент;
— описательный;
— анкетирование;
- использование кп
Для знакомства младших школьников с методикой проведения учебных исследований понадобится два-три тренировочных занятия. В ходе подготовки к ним изготавливаю картонные карточки с символическими изображениями методов исследования: «Подумать», «Спросить у другого человека», «Получить информацию из книг», «Понаблюдать», «Посмотреть по телевизору», «Провести эксперимент» и др.
Карточки с символическими изображениями методов сбора информации есть не что иное, как план исследования. Важно объяснить ученикам, что собранные данные лучше сразу зафиксировать, чтобы они не были забыты. С этой целью раздаю учащимся ручки и небольшие листы бумаги, а также цветные карандаши или фломастеры. Целесообразно показать младшим школьникам, как можно сделать на листе бумаги краткую запись или рисунок.
Ученики проводят исследования всеми доступными им методами, в ходе которого они должны:
1) дать определения основным понятиям;
2) классифицировать основные предметы, процессы, явления и события;
3) выявить и обозначить все замеченные ими парадоксы;
4) подобрать метафоры и сравнения;
5) сформулировать суждения и умозаключения;
6) сделать выводы;
7) указать возможные пути дальнейшего изучения темы исследования;
8) подготовить текст выступления;
9) подготовить схемы, макеты, чертежи для иллюстрации результатов исследования.
В ходе исследовательской деятельности у детей формируются следующие навыки:
1. Мыследеятельные - выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;
2. Презентационные - построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчета о проделанной работе;
3. Коммуникативные - свободное владение информацией, умение четко отвечать на поставленный вопрос и выражать свои идеи и мысли, взаимодействовать внутри группы, находить оптимальный вариант;
4. Поисковые - находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернете, формулирование ключевых слов;
5. Информационные - структурирование информации, выделение главного, прием и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск.
Таким образом, можно утверждать, что применение метода исследование на уроках продуктивно. Открытие - как единица обучения, повышает познавательную активность, обеспечивает творческое развитие ребенка в процессе приобретения новых знаний.
2. Лаборатория «Эко-знайка».
Все приборы, оборудование лаборатории распределено в 5 центрах:
- Центр Природные ресурсы;
- Центр Человек и его здоровье;
- Центр Микромир;
- Центр взвешивания;
- Центр воды.
А так же предусмотрены места :
-для контроля,
-демонстрационного стола,
-презентации,
- выставки работ «Чудеса открытий».
На примере одного фрагмента внеурочного занятия мы рассмотрим работу в лаборатории.
Тема: Почва, состав и свойства»(3 класс).
Цели : ознакомить учащихся со свойствами почвы; при выполнении практической работы учить наблюдать, сравнивать, делать выводы; формировать понимание значения экологической чистой почвы для жизни всего живого на Земле; воспитывать бережное отношение к природе в целом.
Учащиеся уже имеют опыт работы в лаборатории, знают назначение центров.
В начале урока после определения темы, выдвижения гипотез и проблем по теме урока, выяснения, что такое почва, дети по желанию делятся на 5 групп и определяются с центром, в котором будут вести исследование почвы.
В центре получают карточку с инструкцией или заданиями.
Центр «Природные ресурсы».
Инструкция.
- Выберите необходимое из предложенных предметов центра по теме «Почва» и заполни 1-ую колонку таблицы.
- Что такое плодородие почвы? От чего оно зависит? Построй схему.
- Запишите объяснение новых понятий во 2-й колонке таблицы.
- Как человек использует почву? Заполни 3-ью колонку таблицы.
Название почвы | Объяснение названия почвы | Значение почвы для человека* | Почва нашего края (+ \ -) | Место расположения черноземных почв** |
*свяжи с предметами центра ** - по карте почв
Центр «Человек и его здоровье».
… А люди сказали: «Земля , чтобы жить».(А.Тетивкин)
- Как понимаете смысл этой стихотворной строки, связав с темой урока «Почва»? Обоснуйте .(Помощь: обработка, посадка, урожай).
- Как связано здоровье человека и почва?
- Спрогнозируйте, какие проблемы со здоровьем могут возникнуть, если эта связь будет плохо работать. Постройте схему:
4. Для своего ответа используйте опору:
« Уважаемые слушатели! Наша группа представляет … Если … человек будет только… почву , то у него со здоровьем могут возникнуть следующие проблемы…. Берегите…!»
5. Прорепетируйте ответ в группе.
Центр «Микромир».
- Исследуйте состав почвы. Ответьте, почему земля не засыпана горами листьев, сломленными ветками? Куда исчезают погибшие животные?
- Зарисуй полученные выводы, используя модели (схематичное изображение объектов).
Центр взвешивания.
- Проведите взвешивание песка, глины, перегноя. Запишите результаты в таблице.
- Постарайтесь уравновесить эти вещества. Результаты занесите в таблицу.
- Предположите, как образовались песок и глина.
- Обсудите полученные выводы в группе.
Название вещества | масса | вывод |
Центр воды.
- Опытным путем исследуйте свойства почвы.(ТПО№1-с.39). Распределите по 1 опыту на каждого.
- Сделайте выводы ,обсудите их и постройте кластер «Свойства почвы».
Презентация результатов работы групп.
- Рефлексия: что нового узнал? Какие открытия сделал?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практико - ориентированный проект по теме: " Организация адаптационного периода первоклассников в контексте психологической готовности к школе".
Данный проект поможет учителям заранее спланировать свою деятельность по работе с будущими первоклассниками и их родителями. Расписаны все этапы проекта. Имеются приложения....
Практико - ориентированный проект " Создание благоприятного социально - психологического климата в классе"
Что способствует созданию благоприятного социально - психологического климата в классе? Как добиться того,чтобы каждый ученик в коллективе чувствовал себя комфортно? ...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В статье рассматриваются вопросы обучения младших школьников решению практико-ориентированных заданий. Представлены примеры задач, сюжет которых непосредственно связан с жизнью учащихся начальных клас...
Использование практико-ориентированных технологий как средства формирования читательской компетентности младшего школьника (на примере уроков литературного чтения и внеурочной деятельности)
«Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился при этом учиться» Э. Тоффлер Целью образования в современно...
Практико-ориентированный семинар "Организация коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения зрения"
Материалы семинары рекомендованы учителям-логопедам, воспитателям, учителям ОУ, ДОУ, работающих с детьми с нарушением зрения....
Тема: Практико-ориентированный подход в формировании экологической культуры младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности.
Цель проекта - воспитание экологической культуры младшего школьника.Задачи проекта.1. Сформировать позитивный опыт по взаимодействию с окружающей средой.2.Развивать представлен...
Методическая мастерская «Формирование математической грамотности средствами использования практико-ориентированных заданий»
Методическая мастерская «Формирование математической грамотности средствами использования практико-ориентированных заданий»...