Великий кругооборот жизни, урок-проект
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) по теме
Технология проектного обучения
В ходе проекта выдвигается проблема: «Есть ли связь между живыми организмами на Земле?" В ходе урока группа аналитиков ищут эту связь в сообщениях- ответах одноклассников при проверке домашней работы. Исследователи выявляют в конкретных событиях ошибки людей, иллюстраторы рисуют "взаимоотношения" живой природы, знатоки вносят интересные дополнения...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
velikiy_krugovorot_zhizni.rar | 2.23 МБ |
Предварительный просмотр:
Составила : Хисамутдинова Затия Аседулловна, учитель начальных классов МОУ «СОШ №65 им. Б.П. Агапитова» г. Магнитогорска
Тема урока: Великий кругооборот жизни(3 класс, окружающий мир), Плешаков А.А.
Технология урока: проект- сообщение или исследовательский проект (Саймон Хайнес)
Цель урока-проекта: исследуя доказать, что все организмы связаны друг с другом и участвуют в непрерывном круговороте жизни, что каждое звено круговорота необходимо для жизни обитателей земли- биосферы.
Задачи урока:
- Повторение и углубление знаний по разделу «Эта удивительная природа»;
- Воспитывать бережное отношение к природе;
- Создать условия для самостоятельного поиска доказательства;
- Обучение приёмам совместной деятельности в группах;
- Развитие коммуникативных навыков и навыков конструктивного общения;
Оборудование: авторская презентация « Великий кругооборот жизни», презентации учеников, рисунки, таблицы.
Ход урока:
1. Организационный момент
- Я рада всех приветствовать на уроке окружающего мира. Сегодня мы заканчиваем раздел «Эта удивительная природа». Обобщая пройденное, подготовимся и к проверочной работе по разделу. Мы начинаем.
2. Введение в тему
Удивительна природа! Каким разнообразием она нас радует!
Посмотри мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса,
Человек и время года –
Это всё вокруг – природа!
- Какая бывает природа? (Слайд 1)
- К какой природе отнесём почву? (Слайд 2)
- Чем отличается живая природа от неживой природы? ( Слайд 3)
3. Работа над темой урока
а) Сообщение темы урока:
-Тема нашего урока «Великий кругооборот жизни» (на доске)
-Что обозначает слово - великий?
-Что обозначает слово- кругооборот? (нескончаемый процесс, кругооборот воды в природе)
-Что обозначает слово - жизни? (значит, участником кругооборота будет живая природа: растения, животные, грибы и бактерии)
б) Включение учеников поисковую деятельность
- Чем же мы сегодня будем заниматься? (высказывания детей)
- Мы сегодня должны ответить на вопросы: « Есть ли связь между живыми организмами на Земле?»
- Кто считает, что живые организмы дышат, питаются, растут, приносят потомство и умирают, т.е. живут по законам природы, но друг от друга не зависят?
- Кто считает, что все виды живой природы тесно связаны друг с другом и не могут существовать в отдельности?
в) Выбор проблемы, постановка цели и задач.
-Мнения разделились, мы должны подумать, как проверить эти предположения (гипотезы), для этого давайте разделимся на группы:
1 ряд расскажут о растениях
2 ряд расскажут о животных
3 ряд расскажут о грибах, бактериях
У нас ещё будут работать аналитики, которые в сообщениях ищут эту связь; исследователи, которые ищут в конкретных фактах из жизни ошибки и их исправляют; иллюстраторы, рисуют взаимоотношения живой природы;
знатоки, вносят интересные дополнения (по 2 ученика)
г) Сбор и переработка информации.
а) Производители- растения
Сообщения:
1. Разнообразие растений (Слайд 5)
2. Условия для жизни растений (Слайд 6) (перечисление):
Свет, тепло – солнце
Вода - растворитель
Воздух – схема дыхания (Слайд 7)
Питание - схема питания, состав почвы (Слайды 8)
Вывод: почему ученые-экологи назвали растения производителями?
Иллюстраторы: рисунки растений
б) Потребители- животные
Сообщения:
1. Разнообразие животных (Слайд 9)
Презентация ученицы Дьяченко А. «Развитие бабочек»
Презентация ученицы Шурыгиной А. « Тигры»
2.Условия для жизни животных (Слайд 10)
3. Деление животных на группы по питанию
4. Цепь питания. Презентация ученика Башкирова Д.
Иллюстраторы: рисунки животных
Исследователи находят и исправляют нарушения цепи питания:
Карточка №1
В старой дубраве стали пасти коров и коз. Вскоре её покинули птицы, гнездившиеся в кустах и траве. В результате начал привольно плодиться непарный шелкопряд. Он быстро объел листву на деревьях. И высохли могучие дубы.
Карточка №2
Для защиты от зайцев посадки обнесли изгородями – стало ещё хуже. За изгородь не могли попасть не только зайцы, но и барсуки и ежи. В этих условиях расплодились мыши, которые погубили молодые насаждения.
Слово аналитикам: связь между животными и растениями: животные питаются растениями, дышат кислородом . (Слайд 11)
Ученые – экологи назвали животных потребителями. Зачем тогда они нужны?
Может и животные в чем-то помогают растениям?
(Аналитики на доске стрелками показывают связь между рисунками иллюстраторов)
в) Разрушители – грибы, бактерии (Слайд 12)
Сообщения:
1. «Грибное царство»- презентация ученицы Дьяченко А.
2. Бактерии, микробы.
-Какая их роль в кругообороте? (Стр. 125, последний абзац.)
Их называют разрушителями. (Слайды 12-13)
- Когда начинают свою работу разрушители?
-Так необходима ли их работа?
Иллюстраторы: рисунок бактерии, грибов
Слово аналитикам: связь между растениями и разрушителями, животными и разрушителями.
д) Завершение работы, составление схемы кругооборота жизни.
- Можно ли сомкнуть цепочку? Как бактерии и грибы связаны с растениями?
Аналитики: итак, живыми участниками кругооборота являются производители (кормильцы), потребители (едоки) и разрушители (мусорщики).
е) Собственно защита проекта.
Аналитики объясняют у доски, как получается кругооборот жизни:
(слайд 15)
- Чтение начала статьи в учебнике (стр. 124):
-Прав ли Муфаса?
Исследователи Стр. 126, 2 вопрос) объясняют, что будет, если на Земле исчезнут растения?
Что будет, если на Земле исчезнут животные? Что будет, если на Земле исчезнут бактерии и грибы? Что будет, если на Земле исчезнет почва, люди перестанут работать на земле?
Учитель: подводя итог всей проделанной работе, мы можем утверждать, что живые организмы непрерывно связаны между собой. И исчезновение одного звена приводит к гибели другое. Поэтому людям нужно знать законы природы, не нарушать их. Мы с вами сегодня доказали, что природа очень удивительна.
4. Домашнее задание. Подготовиться к тесту.
5. Итог урока. Что нового узнали на уроке? Кому понравилось наше исследование? Кто недоволен своей работой?
Знатоки брали информацию из книги Беденко М.В., Савельев А. Н. «Окружающий мир: суперувлекательные тексты, блицтесты», М.- ООО «5 за знания»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок - проект о Великой Отечественной войне.
Урок - проект о Великой Отечественной войне для обучающихся 4 класса....
Урок-проект "Великая Отечественная война"
Материал урока представлен в виде выступления детей по группам: 1 группа - Блокада Ленинграда, 2 группа-Битва под Москвой , 3 группа -Курская дуга, 4 группа-Города -герои, 5 группа - Юные герои-антифа...
Урок - проект по окружающему миру "Страницы истории Отечества. Великие на Руси" 3 класс УМК "Школа России"
Цель: систематизация и обобщение знаний учащихся о правлении Петра I, Екатерины Великой, об открытиях М. В. Ломоносова.Задачи: образовательная – систематизировать представления учащихся о ...
Урок - проект по окружающему миру "Страницы истории Отечества. Великие на Руси" 3 класс УМК "Школа России"
Цель: систематизация и обобщение знаний учащихся о правлении Петра I, Екатерины Великой, об открытиях М. В. Ломоносова.Задачи: образовательная – систематизировать представления учащихся о ...
урок -проект о Великой Отечественной войне во 2 классе на уроке внеклассного чтения
На уроке читались стихи овойне, рассказывали о своих прадедах, о маршалах...
Конспект урока-проекта по литературному чтению на тему "Великие русские писатели" (обобщение раздела) в 3 классе
Формой проведения является урок-проект. Тип урока: обобщение и систематизация знаний. На уроке поставлена обучающая задача: с опорой на знания обучающихся, полученные в ходе изучения раздела &qu...