Олимпиадные задания по окружающему миру.
олимпиадные задания по окружающему миру по теме

Сборник заданий для подготовки к олимпиадам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Главная страница    ИД «Первое сентября» 

Уважаемые коллеги!

Приём заявок на участие в текущем сезоне завершен.

Приём заявок на участие
в сезоне 2010/2011
начнется
1 апреля 2010 г.

ПОЛОЖЕНИЕ О ФЕСТИВАЛЕ

УЧАСТНИКИ ФЕСТИВАЛЯ
Выберите первую букву фамилии
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н
О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я 

УЧРЕЖДЕНИЯ–УЧАСТНИКИ 

РАЗДЕЛЫ ФЕСТИВАЛЯ 

Раздел

Статьи

Преподавание математики 

6838

Преподавание физики 

2530

Преподавание астрономии 

99

Преподавание химии 

1897

Преподавание биологии 

2629

Преподавание биологии с использованием УМК «„Сферы“ – урок XXI века» издательства «Просвещение» 

54

Преподавание географии 

1849

Преподавание географии с использованием УМК «„Сферы“ – урок XXI века» издательства «Просвещение» 

69

Преподавание истории 

2869

Преподавание русского языка 

3551

Преподавание литературы 

4148

Преподавание иностранных языков 

5352

Преподавание английского языка с использованием УМК «„Английский в фокусе“ – на урок с учебником XXI века» издательства «Просвещение» 

90

Преподавание информатики 

3305

Преподавание ОБЖ 

396

Преподавание технологии 

1680

Преподавание музыки 

967

Преподавание в начальной школе 

14131

Работа с дошкольниками 

4017

Спорт в школе и здоровье детей 

1292

Администрирование школы 

1251

Организация школьной библиотеки 

251

Внеклассная работа 

8881

Общепедагогические технологии 

2202

Классное руководство 

1924

Работа с родителями 

1031

Школьная психологическая служба 

1464

Социальная педагогика 

462

Преподавание экономики 

369

Преподавание экологии 

719

Преподавание МХК и ИЗО 

1389

Логопедия 

69

Всего статей: 77775

Олимпиады по окружающему миру

Городищенская Ольга Валентиновна, -

Статья отнесена к разделу: Внеклассная работа 

Объявление 

Олимпиады по окружающему миру.

Задачи общего развития младших школьников решаются не только на уроках, но и во внеклассной работе. Формы организации такой работы различны. Среди них наиболее эффективные – олимпиады, интеллектуальные игры и КВН. Они способствуют решению таких учебно-познавательных задач как развитие у учащихся потребности в познании окружающего мира и его проблем, становление интереса к предметам естественно-научного цикла, формирование эмоционально-ценностного отношения к природе. Олимпиады позволяют судить об уровне знаний учащихся, их кругозоре, умении устанавливать причинно-следственные связи между объектами и явлениями природы, природой и человеком, находить оригинальные нестандартные пути выполнения предложенных заданий.

Олимпиады проводятся на уровне класса, школы, района или города. Условием успеха данного мероприятия в школе является систематическая работа в классе во внеурочное время. При подготовке к районной и городской олимпиаде уделяется внимание, в основном, индивидуальной работе с будущими ее участниками.

Подготовительный этап олимпиады включает разнообразные виды учебной деятельности, среди которых специфическим и результативным является подбор, чтение и последующее обсуждение литературы под руководством учителя. В своей работе я использую детские энциклопедии, научно-популярную и краеведческую литературу, материалы периодической печати. Подготовке учащихся будут способствовать также решение олимпиадных задач прошлых лет, различные викторины, марафоны, организация наблюдений за окружающей природой, экскурсии, посещение краеведческого музея.

Важным шагом при подготовке учителя к олимпиаде является подбор заданий для учащихся. При компоновке материала учитывается необходимость включения заданий экологической направленности, отражающих особенности природы своего края, различающихся по сложности, форме предъявления и фиксации ответов учащимися.

Предпочтительны задания, не требующие объемных записей и рассуждений, так как для учащихся начальных классов будет не просто выполнить за относительно короткий срок такие виды действий, как чтение заданий, поиск путей его выполнения, письменное изложение с учетом требований к каллиграфии, орфографии, стилистике. Исходя из этого можно предложить задания: “Перечисли…”, “Нарисуй схему пути…”, “Определи по описанию…”, “Выбери правильный ответ…”, “Соедини линиями…”, “Зачеркни лишнее…”, “Закончи предложение…”, “Найди и исправь ошибки…” и т.п.

Целесообразно подбирать задания с использованием опытов. Отвечая на такие вопросы дети учатся рассуждать, доказывать, делать выводы.

Задания репродуктивного характера предполагают воспроизведение знаний и умений, полученных учащимися из таких источников как рассказ учителя, учебник, видеофильм, настенная картина и т.п. Подобные задания, используемые на природоведческих олимпиадах, должны быть направлены на выявление основополагающих, не второстепенных знаний учащихся и свидетельствовать о его начитанности, кругозоре, увлеченности, отражать содержание различных разделов курса.

Может быть, мои задания помогут коллегам при организации проведения олимпиады по окружающему миру.

Все обо всём.

1. Вычеркни лишнее название.

  1. Венера, Марс, Земля, Луна. 
  2. Россия, Франция, Кемерово, Китай.
  3. Дон, Томь, Байкал, Днепр.

2. Угадай материки. Запиши их названия.

А) Я самый маленький материк, с самым сухим климатом, который полностью находится в Южном полушарии. (Австралия)

Б) И я нахожусь в Южном полушарии, но почему-то люди не спешат заселить меня. (Антарктида)

В) А я почти весь нахожусь между северными и южными тропиками, меня называют самым жарким материком. (Африка)

3. Ответь на вопрос, одним словом.

  1. Какую звезду можно увидеть днём? (Солнце)
  2. Как называется прибор для определения сторон горизонта? (Компас)
  3. Как называется начало реки? (Исток)
  4. Самый тёплый океан? (Индийский)

4. Назови каждую группу обобщенным понятием.

  1. Анды
  2. Альпы
  3. Большой Кавказ
  4. Гималаи
  5. Пиренеи

Гренландия
Исландия
Кипр
Крит
Тасмания

Азия
Америка
Австралия
Африка
Европа

  1. Великая Китайская
  2. Восточно-Монгольская
  3. Восточно-Европейская
  4. Енисейская
  5. Западно-Сибирская

Гоби
Каракумы
Калахари
Кызылкума
Сахара

Баренцево
Берингово
Карское
Охотское
Японское

(1-я группа – горы, 2-я группа – острова, 3-я группа – части света, 4-я группа – равнины, 5-я группа – пустыни, 6-я группа – моря)

5. Подчеркни одной чертой название тел, а двумя чертами название веществ.

Подкова, стакан, сахар, медь, крахмал, капля воды, железо, кусок сахара, сосулька, вода, воздух, пузырёк воздуха в воде, медная проволока.

Блиц-турнир. 

  1. Газ, необходимый для жизни растений. (Углекислый)
  2. Самая большая африканская пустыня. (Сахара)
  3. Воображаемая линия, которая делит Земной шар на Северное и Южное полушарие. (Экватор)
  4. Кто спит вниз головой? (Летучая мышь)
  5. Кто кукует у кукушки? (Самец)
  6. У какой птицы мешок под клювом? (Пеликан)
  7. Какие кошачьи живут семьями? (Львы)
  8. Кто, по отношению к длине своего тела, прыгает дальше блоха или кенгуру? (Блоха)

В мире животных.

1. Подчеркни названия насекомых.

Бабочка, ласточка, жужелица, ящерица, стрекоза, тарантул, клоп, клещ, вьюн, скорпион, вертишейка, улитка, комар, пчела, мухоловка, овсянка, адмирал, круглоголовка, дубовая хохлатка, верблюдка, боярышница, бронзовка.

2. Ответь на вопросы.

А) Почему кошки часто умываются? (Кошки – хищники. Охотятся из засады. Лишние запахи им не нужны)
Б) Где у кузнечика ухо? (
На ноге)
В) Что делает еж зимой? (
Впадает в спячку)
Г) Кто может пить ногой? (
Лягушка)
Д) След, какого хищного зверя похож на человеческий? (
След медведя)

Решение экологических задач. 

  1. Почему погиб лес, когда вырубили старые дуплистые деревья? (В дуплах старых деревьев гнездятся птицы, живут летучие мыши, поедающие насекомых.)
  2. На муравейник опустился дрозд, вытянул крылья в стороны и сидел несколько минут. Для чего? (Освобождается от паразитов, принимая “муравьиную ванну”.)
  3. Перед вами перекидной настольный календарь. По такому же принципу выпущено печатное издание, но в отличие от календаря листы в нём меняют свой порядок. Что это за издание и почему возможна перестановка листов? (По принципу перекидного календаря выпущена Международная Красная книга. На каждом листе этой книги собраны сведения об одном животном. В зависимости от численности и степени угрозы его существованию животных относятся к различным категориям. Если численность животных сократилась или была восстановлена, то лист может быть перенесён в другую категорию.)
  4. Американская фирма “Бэл телефон” создала искусственный прибор для слежения за полётом самолётов. Он точно улавливает движущиеся изображения самолётов на экране радара и никогда не пропускает ни одного лайнера. По этому же принципу работает пропускная система Московского метро. У какого земноводного человек позаимствовал эту идею? (Известно, что когда в поле зрения лягушек попадает насекомое, оно прерывает луч света, который падает на светочувствительный элемент глаз, и липкий язык безотказно ловит добычу.)
  5. У всех птиц самцы красивее, чем самочки. А у плавунчиков самки - красавицы, а самец серый, невзрачный. Почему? (У плавунчиков самцы высиживают птенцов, поэтому они должны быть незаметны на гнезде.)
  6. Иногда стрекозы залетают далеко от водоёма на луг, в лес, где охотятся за насекомыми. Но даже при обилии корма вдали от водоёма эти животные всегда возвращаются к воде. Почему? (Вода нужна стрекозе, т.к ее личинки могут развиваться только в водной среде.)

Найдите ошибки в экологических очерках, используя свои наблюдения в природе. 

  1. Белая трясогузка бегает по земле, зернышки собирает, хвостиком из стороны в сторону машет. Прилетает рано, со вскрытием рек. Гнёзда строит на невысоких деревьях, часто даже в дуплах.
    (
    Белая трясогузка – насекомоядная птица. Хвостиком машет вверх – вниз, гнёзда строит в кучах хвороста среди деревянных построек, в поленницах, выворотнях корней.)
  2. В лесной чаще пробирается клещ. Вот взмыл, трепеща крыльями, на большую берёзу, проскакал по крайней веточке и устроился на её конце в ловчей позе – четыре ножки крепко держатся за веточку, а две ловчие вытянуты далеко вперёд. Теперь кто, проходя, зацепится за ножки клеща, тот и унесёт его на себе.
    (
    У клещей нет крыльев, и летать они не могут. У клеща 8 ног, а не 6. Поднимается взрослый клещ не выше чем на 1,5-2 метра. Сидя на кроне берёзы, он не найдёт прокормителя.)
  3. Божья коровка сосредоточено грызла молодой побег. Синица заметила жука и запрыгала в его сторону. Божья коровка моментально перелетела на ближайший чёрно-красный цветок и стала невидимой для врага.
    (
    Божья коровка питается тлёй. Она хищница. Её окраска предупреждающая. Это сигнал о том, что она ядовита, поэтому ей не надо маскироваться в цветах.)

© 2003—2010 Издательский дом «Первое сентября»
Адрес: 121165, ул. Киевская, 24, Москва, ИД «Первое сентября», Оргкомитет фестиваля «Открытый урок»
Телефон: (499) 249-52-53   Эл.почта: 
festival@1september.ru 


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Олимпиада по окружающему миру для 4-го класса

, Внеклассная работа 

Объявление 

Станция “Эрудит”

1.Домашнее насекомое. ______________________________________________________________

2. Птица, ходящая под водой. _________________________________________________________

3. Кто без крыльев летает? ___________________________________________________________

4. Медовое дерево. ___________________________________________________________________

5. Самый чистоплотный зверёк._______________________________________________________

6. Домик бобра. ______________________________________________________________________

7. Кто кукует у кукушки? _____________________________________________________________

8. Какая охота всегда разрешена в лесу? ________________________________________________

9. Птица, выводящая зимой птенцов. ___________________________________________________

10. Какое травянистое растение зацветает первым? ______________________________________

11. Сколько ног у паука? ______________________________________________________________

12. Кто такой сохатый? _______________________________________________________________

13. Дерево – королева тайги. ___________________________________________________________

14. Пернатая кошка. __________________________________________________________________

15. Какую траву любят кошки? ________________________________________________________

16. В каком месяце бывают “черёмуховые холода”? ______________________________________

17. Какое дерево называют “спичечной королевой”? _____________________________________

18. Песчаный крокодил. _______________________________________________________________

19. У какой рыбы обезьяний хвост? ____________________________________________________

20. Кто, кроме насекомых, растения опыляет? ___________________________________________

 Станция – “Географическая”

1.С помощью топографических знаков разгадай кроссворд:

Получилось слово __________________
Назови её основное свойство: ______________________________

2.С помощью таблицы 1 определи, какое полезное ископаемое или горная порода использовались при изготовлении этих изделий.

1._____________________2.____________________3.___________________
4._____________________5.____________________6.___________________

3. “Отгадай слово”.

Выбери те полезные ископаемые, которые встречаются в Ленинградской области.

Е – каменный уголь
Р – гранит
О – фосфорит
Д – сланцы
Б – золото
И – бокситы
К – железная руда
Н – торф
А – известняки

Слово: _____________________

4.Какие из перечисленных рек протекают по территории нашей области. Подчеркни их.

1.Волга. 2.Днепр. 3.Волхов. 4.Обь. 5.Нева. 6.Енисей. 7.Луга. 8.Свирь.

5.В каких природных зонах обитают эти охраняемые животные. Укажи стрелками.

АРКТИКА            СМЕШАННЫЕ ЛЕСА
ТУНДРА               СТЕПЬ
ТАЙГА                  ПУСТЫНЯ

Ушастый ёж
Дрофа
Зубр
Розовая чайка
Журавль – красавка
Тигр

Станция “Краеведческая”

 1.Определи названия птиц (см.приложение №1).

1._____________________2._____________________3.____________________
4._____________________5._____________________6.____________________
7._____________________

2.Кто в этой группе лишний? Подчеркни. Почему?

Водомерка, плавунец, гладыш, гребляк, богомол.
__________________________________________________________________

3.Какие из лесных птиц зимуют в наших лесах? Подчеркни.

Дятел, поползень, сойка, синица, клёст, дрозд, кукушка, пищуха.

4.Узнай животное.

Незамерзающая речка Оредеж, что в Ленинградской области, январь, мороз, иней на кустах и вдруг откуда-то от воды раздаётся птичья трель. Серенькая птичка с белой грудкой стоит на заснеженном валуне и распевает. Я к ней, а она - нырк в воду и появилась уже на другом берегу. С какой же птичкой мне удалось повстречаться? _________________

5.Если ты встретишься в лесу со змеёй, как определить – гадюка это или уж?

__________________________________________________________________

6.Распредели растения по ярусам, записывая их номера.

Деревья________________ 1.сосна 2.кислица 3.ель 4.голубика
Кустарники________________ 5.берёза 6.брусника 7.ландыш 8.дуб
Кустарнички_______________ 9.черника 10.пролеска 11.орешник
Травянистые растения_____________ 12.ветреница 13.волчье лыко

7.Отгадай кроссворд.

1.Подземный житель.
2.Самый чистоплотный зверёк.
3.Животное почвы.
4.Водяной клоп.
5.Враг белки.
6.пушной зверёк.

 8. Найди слова. Какие ягоды можно собрать в лесу и положить в эту корзину? Запиши их.

 Станция “Экологическая”

1.Что в переводе означает слово “экология”? Подчеркни правильный ответ.

  1. Наука об атмосфере;
  2. Наука о доме;
  3. Наука об окружающем мире;
  4. Наука о здоровье.

2.Что такое “экосистема”? Подчеркни правильный ответ.

  1. Система знаний об экологий;
  2. Система экологических знаний;
  3. Взаимодействие живых организмов между собой и с окружающей средой;
  4. Взаимодействие живых организмов только друг с другом.

3.Что в экологии называют “невидимыми нитями”? Подчеркни правильный ответ.

  1. Взаимодействие человека с природой;
  2. Цепи питания;
  3. Параллели и меридианы.

4.Виды утилизации мусора. Выбери самый экологически чистый способ.

5.Экологические цепи питания. Заполни пропущенные звенья.

(_______)----------(_______)----------ЛИСА

(_______)--------СЛИЗЕНЬ--------(_______)

ТРАВА------------(________)-------(_______)

6. а) Составив слово, вы поймёте, где можно увидеть этих животных в наше время.

А В Д Е З И К Н О П _____________________________

б) Напиши названия всех животных (см. приложение 2).

1)_____________________________ 2)_____________________________
3)_____________________________ 4)_____________________________
5)_____________________________ 6)_____________________________

7.Определи какой злак идёт на производство следующих круп. Соедини стрелками.

Злак Крупа

Пшеница                 Пшено
Гречиха                   Перловая
Просо                      Манная
Овёс                        Рис
Рис                          Греча

8.Назови экологический знак и объясни его.


__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________

Ответы.

Станция “Краеведческая”

1. 1.Синица. 2.Сорока. 3.Дятел. 4.Снегирь. 5.Клёст. 6.Чайка. 7.Скворец. 1-7 б.

2. Богомол. 1 б.

3. Дятел, поползень, сойка, синица, клёст, пищуха. 2 б.

4.Оляпка. 1 б.

5.По двум жёлтым (оранжевым) пятнам по бокам головы (уж). 2 б.

6.Деревья: 1, 3, 5. 8.

  1. Кустарники: 11, 13.
  2. Кустарнички: 4. 6. 9.
  3. Травянистые растения: 2, 7, 10. 12. по 2 балла за группу. 

7.1)Крот, 2)барсук, 3)червь. 4)водомерка, 5)куница, 6)белка. 1 – 6 б.

8) Малина, рябина, калина, черника, ежевика, брусника, голубика, костяника, земляника. 1 – 9 б.

Станция “Эрудит”. От 1 до 20 баллов.

1) пчела; 11) 8 ног;

2)оляпка; 12)лось;

3)паук осенью на паутине; 13)лиственница;

4)липа; 14)рысь;

5)барсук; 15)мята (валериана);

6)хатка; 16)май;

7)самец; 17)осина;

8)фотоохота; 18)варан;

9)клёст; 19)морской конёк;

10)мать-и-мачеха; 20)летучие мыши, колибри.

Станция “Экологическая”

1.Наука о доме. 1 б.

2.Взаимодействие живых организмов между собой и окружающей средой. 1 б.

3.Взаимодействие человека с природой. 1 б.

4.Завод по переработке мусора. 1 б.

5. Осина-заяц-лиса; капуста-слизень-жаба; трава-кузнечик-птица. 1 – 3 б.

6.а)Заповедник. 1 б. 

б) 1.тигр, 2.орёл, 3.морж. 4.гепард, 5.фламинго, 6.зубр. 1 – 6 б.

7.Пшеница – перловая, манная. Гречиха – греча. Просо – пшено. Рис – рисовая. 5 б.

8.Не собирать лекарственные растения. Собирать лекарственные растения будем только в тех местах, где их много. Часть растений оставим в природе. 2 балла.

Станция “Географическая”

1. 1)тропа; 2)мост; 3)ручей; 4)овраг; 5)сад. 5 – 6 б.
Почва. Плодородие. + 1 балл.

2. 1)каменный уголь; 2)песок; 3)глина; 4)торф; 5)газ; 6)гранит. 6 б.

3.Гранит (Р), фосфорит (О), сланцы (Д), бокситы (И), торф (Н), известняк (А).
РОДИНА.
3 б.

4.Волхов, Нева, Луга, Свирь. 1- 2 б.

5.Тундра – розовая чайка; тайга – тигр; смешанные леса – зубр; степь – журавль-красавка, дрофа; пустыня – ушастый ёж. 5 б. 



Предварительный просмотр:

4 класс

Олимпиадные задания (природоведение)

Класс______________________              

Фамилия_______________________Имя________________________

Задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Кол-во

Баллов

3

10

12

18

16

6

10

15

10

Всего баллов

Вопрос 1. Доскажи словечко:

А) Холод. Все сады пусты.

    Ну какие тут цветы?

    Но у нас, назло морозу,

    В марте продают …                   __________________________

Б) Ежик вырос в десять раз,

    Получился …                                __________________________

В) Он верен морю, как матрос,

    Предвестник бури …                  __________________________

Вопрос 2. Каких из перечисленных деревьев в природе не существует (зачеркни)? Дай развернутый ответ о тех деревьях, которые существуют.

Колбасное, молочное, мыльное, свечечное, бутылочное .

Ответ:_______________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Вопрос 3. Прочитайте текст. Определи, сколько в нем допущено фактических ошибок. Укажи их количество и напиши верные предложения:

У хвойных растений нет листьев, а есть хвоинки. У сосны, лиственницы они всю зиму зеленые. Ранней весной можно увидеть, как цветут хвойные растения. У сосны и ели созревают плоды – шишки. В них находятся семена.

Количество ошибок:_______________________________________

Верные предложения:_______________________________________________________

___________________________________________________________________________

Вопрос 4. Ответь на вопросы:

  1. Кто трижды меняет облик, когда рождается, прежде, чем стать взрослым?

____________________________________

  1. Моря какого из океанов не омывают берега России? __________________________
  2. В это озеро впадает 336 рек, а вытекает всего лишь одна – Ангара. Что это за озеро? _____________________________________
  3. Где можно увидеть деревья высотой по колено, толщиной с карандаш?

______________________________________________

  1. Это насекомое «поет» крыльями, а «слушает» ногами. _______________________
  2. В какой группе растений (деревья, кустарники, травы) относится банан?_________

Вопрос 5.  Собери из букв как можно больше названий рек России (буквы можно использовать несколько раз):

Н И Л В О Г А Б Ь Е С Й Д М У Р

Ответ:____________________________________________________________________

Вопрос 6. Подбери названия растений и расположи их по горизонтали, так, чтобы по вертикали получилось слово «листопад»:

Вопрос 7. Разгадай кроссворд.

  1. Большое скопление снега. Что это?
  2. Осадки, падающие с неба зимой. Бывают разной формы. Если слипнутся, то образуют снежные хлопья. Что это?
  3. Покров влажного или замерзшего снега на ветвях, стволах деревьев и т.д. Что это?
  4. Похолодание после оттепели приводит к замерзанию мокрого снега. Становится очень скользко. Что это?
  5. Сильная метель со снегом и ветром.

Вопрос 8. Имеется смесь из соли, песка и опилок. Как с помощью воды отделить друг от друга вещества, входящие в эту смесь?

Ответ:___________________________________________________________________

Вопрос 9. Нарисуй знак, который говорит:

«Не уничтожай диких животных!»



Предварительный просмотр:

Все обо всём.

1. Вычеркни лишнее название.

  1. Венера, Марс, Земля, Луна. 
  2. Россия, Франция, Кемерово, Китай.
  3. Дон, Томь, Байкал, Днепр.

2. Угадай материки. Запиши их названия.

А) Я самый маленький материк, с самым сухим климатом, который полностью находится в Южном полушарии.

Б) И я нахожусь в Южном полушарии, но почему-то люди не спешат заселить меня.

В) А я почти весь нахожусь между северными и южными тропиками, меня называют самым жарким материком.

3. Ответь на вопрос, одним словом.

  1. Какую звезду можно увидеть днём?)
  2. Как называется прибор для определения сторон горизонта?
  3. Как называется начало реки?
  4. Самый тёплый океан?

4. Назови каждую группу обобщенным понятием.

  1. Анды
  2. Альпы
  3. Большой Кавказ
  4. Гималаи
  5. Пиренеи

Гренландия
Исландия
Кипр
Крит
Тасмания

Азия
Америка
Австралия
Африка
Европа

  1. Великая Китайская
  2. Восточно-Монгольская
  3. Восточно-Европейская
  4. Енисейская
  5. Западно-Сибирская

Гоби
Каракумы
Калахари
Кызылкума
Сахара

Баренцево
Берингово
Карское
Охотское
Японское

5. Подчеркни одной чертой название тел, а двумя чертами название веществ.

Подкова, стакан, сахар, медь, крахмал, капля воды, железо, кусок сахара, сосулька, вода, воздух, пузырёк воздуха в воде, медная проволока.

Блиц-турнир. 

  1. Газ, необходимый для жизни растений.
  2. Самая большая африканская пустыня.
  3. Воображаемая линия, которая делит Земной шар на Северное и Южное полушарие.
  4. Кто спит вниз головой?
  5. Кто кукует у кукушки?
  6. У какой птицы мешок под клювом?
  7. Какие кошачьи живут семьями?
  8. Кто, по отношению к длине своего тела, прыгает дальше: блоха или кенгуру?

В мире животных.

1. Подчеркни названия насекомых.

Бабочка, ласточка, жужелица, ящерица, стрекоза, тарантул, клоп, клещ, вьюн, скорпион, вертишейка, улитка, комар, пчела, мухоловка, овсянка, адмирал, круглоголовка, дубовая хохлатка, верблюдка, боярышница, бронзовка.

2. Ответь на вопросы.

А) Почему кошки часто умываютсяБ) Где у кузнечика ухо? (На ноге)
В) Что делает еж зимой?
Г) Кто может пить ногой?

Д) След, какого хищного зверя похож на человеческий?

Решение экологических задач. 

  1. Почему погиб лес, когда вырубили старые дуплистые деревья?
  2. На муравейник опустился дрозд, вытянул крылья в стороны и сидел несколько минут. Для чего?
  3. Перед вами перекидной настольный календарь. По такому же принципу выпущено печатное издание, но в отличие от календаря листы в нём меняют свой порядок. Что это за издание и почему возможна перестановка листов?
  4. Американская фирма “Бэл телефон” создала искусственный прибор для слежения за полётом самолётов. Он точно улавливает движущиеся изображения самолётов на экране радара и никогда не пропускает ни одного лайнера. По этому же принципу работает пропускная система Московского метро. У какого земноводного человек позаимствовал эту идею?
  5. У всех птиц самцы красивее, чем самочки. А у плавунчиков самки - красавицы, а самец серый, невзрачный. Почему?
  6. Иногда стрекозы залетают далеко от водоёма на луг, в лес, где охотятся за насекомыми. Но даже при обилии корма вдали от водоёма эти животные всегда возвращаются к воде. Почему?

Найдите ошибки в экологических очерках, используя свои наблюдения в природе. 

  1. Белая трясогузка бегает по земле, зернышки собирает, хвостиком из стороны в сторону машет. Прилетает рано, со вскрытием рек. Гнёзда строит на невысоких деревьях, часто даже в дуплах.
  2. В лесной чаще пробирается клещ. Вот взмыл, трепеща крыльями, на большую берёзу, проскакал по крайней веточке и устроился на её конце в ловчей позе – четыре ножки крепко держатся за веточку, а две ловчие вытянуты далеко вперёд. Теперь кто, проходя, зацепится за ножки клеща, тот и унесёт его на себе.
  3. Божья коровка сосредоточено грызла молодой побег. Синица заметила жука и запрыгала в его сторону. Божья коровка моментально перелетела на ближайший чёрно-красный цветок и стала невидимой для врага.

Все обо всём.

1. Вычеркни лишнее название.

  1. Венера, Марс, Земля, Луна. 
  2. Россия, Франция, Кемерово, Китай.
  3. Дон, Томь, Байкал, Днепр.

2. Угадай материки. Запиши их названия.

А) Я самый маленький материк, с самым сухим климатом, который полностью находится в Южном полушарии. (Австралия)

Б) И я нахожусь в Южном полушарии, но почему-то люди не спешат заселить меня. (Антарктида)

В) А я почти весь нахожусь между северными и южными тропиками, меня называют самым жарким материком. (Африка)

3. Ответь на вопрос, одним словом.

  1. Какую звезду можно увидеть днём? (Солнце)
  2. Как называется прибор для определения сторон горизонта? (Компас)
  3. Как называется начало реки? (Исток)
  4. Самый тёплый океан? (Индийский)

4. Назови каждую группу обобщенным понятием.

  1. Анды
  2. Альпы
  3. Большой Кавказ
  4. Гималаи
  5. Пиренеи

Гренландия
Исландия
Кипр
Крит
Тасмания

Азия
Америка
Австралия
Африка
Европа

  1. Великая Китайская
  2. Восточно-Монгольская
  3. Восточно-Европейская
  4. Енисейская
  5. Западно-Сибирская

Гоби
Каракумы
Калахари
Кызылкума
Сахара

Баренцево
Берингово
Карское
Охотское
Японское

(1-я группа – горы, 2-я группа – острова, 3-я группа – части света, 4-я группа – равнины, 5-я группа – пустыни, 6-я группа – моря)

5. Подчеркни одной чертой название тел, а двумя чертами название веществ.

Подкова, стакан, сахар, медь, крахмал, капля воды, железо, кусок сахара, сосулька, вода, воздух, пузырёк воздуха в воде, медная проволока.

Блиц-турнир. 

  1. Газ, необходимый для жизни растений. (Углекислый)
  2. Самая большая африканская пустыня. (Сахара)
  3. Воображаемая линия, которая делит Земной шар на Северное и Южное полушарие. (Экватор)
  4. Кто спит вниз головой? (Летучая мышь)
  5. Кто кукует у кукушки? (Самец)
  6. У какой птицы мешок под клювом? (Пеликан)
  7. Какие кошачьи живут семьями? (Львы)
  8. Кто, по отношению к длине своего тела, прыгает дальше блоха или кенгуру? (Блоха)

В мире животных.

1. Подчеркни названия насекомых.

Бабочка, ласточка, жужелица, ящерица, стрекоза, тарантул, клоп, клещ, вьюн, скорпион, вертишейка, улитка, комар, пчела, мухоловка, овсянка, адмирал, круглоголовка, дубовая хохлатка, верблюдка, боярышница, бронзовка.

2. Ответь на вопросы.

А) Почему кошки часто умываются? (Кошки – хищники. Охотятся из засады. Лишние запахи им не нужны)
Б) Где у кузнечика ухо? (
На ноге)
В) Что делает еж зимой? (
Впадает в спячку)
Г) Кто может пить ногой? (
Лягушка)
Д) След, какого хищного зверя похож на человеческий? (
След медведя)

Решение экологических задач. 

  1. Почему погиб лес, когда вырубили старые дуплистые деревья? (В дуплах старых деревьев гнездятся птицы, живут летучие мыши, поедающие насекомых.)
  2. На муравейник опустился дрозд, вытянул крылья в стороны и сидел несколько минут. Для чего? (Освобождается от паразитов, принимая “муравьиную ванну”.)
  3. Перед вами перекидной настольный календарь. По такому же принципу выпущено печатное издание, но в отличие от календаря листы в нём меняют свой порядок. Что это за издание и почему возможна перестановка листов? (По принципу перекидного календаря выпущена Международная Красная книга. На каждом листе этой книги собраны сведения об одном животном. В зависимости от численности и степени угрозы его существованию животных относятся к различным категориям. Если численность животных сократилась или была восстановлена, то лист может быть перенесён в другую категорию.)
  4. Американская фирма “Бэл телефон” создала искусственный прибор для слежения за полётом самолётов. Он точно улавливает движущиеся изображения самолётов на экране радара и никогда не пропускает ни одного лайнера. По этому же принципу работает пропускная система Московского метро. У какого земноводного человек позаимствовал эту идею? (Известно, что когда в поле зрения лягушек попадает насекомое, оно прерывает луч света, который падает на светочувствительный элемент глаз, и липкий язык безотказно ловит добычу.)
  5. У всех птиц самцы красивее, чем самочки. А у плавунчиков самки - красавицы, а самец серый, невзрачный. Почему? (У плавунчиков самцы высиживают птенцов, поэтому они должны быть незаметны на гнезде.)
  6. Иногда стрекозы залетают далеко от водоёма на луг, в лес, где охотятся за насекомыми. Но даже при обилии корма вдали от водоёма эти животные всегда возвращаются к воде. Почему? (Вода нужна стрекозе, т.к ее личинки могут развиваться только в водной среде.)

Найдите ошибки в экологических очерках, используя свои наблюдения в природе. 

  1. Белая трясогузка бегает по земле, зернышки собирает, хвостиком из стороны в сторону машет. Прилетает рано, со вскрытием рек. Гнёзда строит на невысоких деревьях, часто даже в дуплах.
    (
    Белая трясогузка – насекомоядная птица. Хвостиком машет вверх – вниз, гнёзда строит в кучах хвороста среди деревянных построек, в поленницах, выворотнях корней.)
  2. В лесной чаще пробирается клещ. Вот взмыл, трепеща крыльями, на большую берёзу, проскакал по крайней веточке и устроился на её конце в ловчей позе – четыре ножки крепко держатся за веточку, а две ловчие вытянуты далеко вперёд. Теперь кто, проходя, зацепится за ножки клеща, тот и унесёт его на себе.
    (
    У клещей нет крыльев, и летать они не могут. У клеща 8 ног, а не 6. Поднимается взрослый клещ не выше чем на 1,5-2 метра. Сидя на кроне берёзы, он не найдёт прокормителя.)
  3. Божья коровка сосредоточено грызла молодой побег. Синица заметила жука и запрыгала в его сторону. Божья коровка моментально перелетела на ближайший чёрно-красный цветок и стала невидимой для врага.
    (
    Божья коровка питается тлёй. Она хищница. Её окраска предупреждающая. Это сигнал о том, что она ядовита, поэтому ей не надо маскироваться в цветах.)

Олимпиада по окружающему миру для 4-го класса

Станция “Эрудит”

1.Домашнее насекомое. ______________________________________________________________

2. Птица, ходящая под водой. _________________________________________________________

3. Кто без крыльев летает? ___________________________________________________________

4. Медовое дерево. ___________________________________________________________________

5. Самый чистоплотный зверёк._______________________________________________________

6. Домик бобра. ______________________________________________________________________

7. Кто кукует у кукушки? _____________________________________________________________

8. Какая охота всегда разрешена в лесу? ________________________________________________

9. Птица, выводящая зимой птенцов. ___________________________________________________

10. Какое травянистое растение зацветает первым? ______________________________________

11. Сколько ног у паука? ______________________________________________________________

12. Кто такой сохатый? _______________________________________________________________

13. Дерево – королева тайги. ___________________________________________________________

14. Пернатая кошка. __________________________________________________________________

15. Какую траву любят кошки? ________________________________________________________

16. В каком месяце бывают “черёмуховые холода”? ______________________________________

17. Какое дерево называют “спичечной королевой”? _____________________________________

18. Песчаный крокодил. _______________________________________________________________

19. У какой рыбы обезьяний хвост? ____________________________________________________

20. Кто, кроме насекомых, растения опыляет? ___________________________________________

Станция – “Географическая”

1.С помощью топографических знаков разгадай кроссворд:

Получилось слово __________________
Назови её основное свойство: ______________________________

2.С помощью таблицы 1 определи, какое полезное ископаемое или горная порода использовались при изготовлении этих изделий.

1._____________________2.____________________3.___________________
4._____________________5.____________________6.___________________

3. “Отгадай слово”.

Выбери те полезные ископаемые, которые встречаются в Ленинградской области.

Е – каменный уголь
Р – гранит
О – фосфорит
Д – сланцы
Б – золото
И – бокситы
К – железная руда
Н – торф
А – известняки

Слово: _____________________

4.Какие из перечисленных рек протекают по территории нашей области. Подчеркни их.

1.Волга. 2.Днепр. 3.Волхов. 4.Обь. 5.Нева. 6.Енисей. 7.Луга. 8.Свирь.

5.В каких природных зонах обитают эти охраняемые животные. Укажи стрелками.

АРКТИКА            СМЕШАННЫЕ ЛЕСА
ТУНДРА               СТЕПЬ
ТАЙГА                  ПУСТЫНЯ

Ушастый ёж
Дрофа
Зубр
Розовая чайка
Журавль – красавка
Тигр

Станция “Краеведческая”

 1.Определи названия птиц (см.приложение №1).

1._____________________2._____________________3.____________________
4._____________________5._____________________6.____________________
7._____________________

2.Кто в этой группе лишний? Подчеркни. Почему?

Водомерка, плавунец, гладыш, гребляк, богомол.
__________________________________________________________________

3.Какие из лесных птиц зимуют в наших лесах? Подчеркни.

Дятел, поползень, сойка, синица, клёст, дрозд, кукушка, пищуха.

4.Узнай животное.

Незамерзающая речка Оредеж, что в Ленинградской области, январь, мороз, иней на кустах и вдруг откуда-то от воды раздаётся птичья трель. Серенькая птичка с белой грудкой стоит на заснеженном валуне и распевает. Я к ней, а она - нырк в воду и появилась уже на другом берегу. С какой же птичкой мне удалось повстречаться? _________________

5.Если ты встретишься в лесу со змеёй, как определить – гадюка это или уж?

__________________________________________________________________

6.Распредели растения по ярусам, записывая их номера.

Деревья________________ 1.сосна 2.кислица 3.ель 4.голубика
Кустарники________________ 5.берёза 6.брусника 7.ландыш 8.дуб
Кустарнички_______________ 9.черника 10.пролеска 11.орешник
Травянистые растения_____________ 12.ветреница 13.волчье лыко

7.Отгадай кроссворд.

1.Подземный житель.
2.Самый чистоплотный зверёк.
3.Животное почвы.
4.Водяной клоп.
5.Враг белки.
6.пушной зверёк.

 8. Найди слова. Какие ягоды можно собрать в лесу и положить в эту корзину? Запиши их.

 Станция “Экологическая”

1.Что в переводе означает слово “экология”? Подчеркни правильный ответ.

  1. Наука об атмосфере;
  2. Наука о доме;
  3. Наука об окружающем мире;
  4. Наука о здоровье.

2.Что такое “экосистема”? Подчеркни правильный ответ.

  1. Система знаний об экологий;
  2. Система экологических знаний;
  3. Взаимодействие живых организмов между собой и с окружающей средой;
  4. Взаимодействие живых организмов только друг с другом.

3.Что в экологии называют “невидимыми нитями”? Подчеркни правильный ответ.

  1. Взаимодействие человека с природой;
  2. Цепи питания;
  3. Параллели и меридианы.

4.Виды утилизации мусора. Выбери самый экологически чистый способ.

5.Экологические цепи питания. Заполни пропущенные звенья.

(_______)----------(_______)----------ЛИСА

(_______)--------СЛИЗЕНЬ--------(_______)

ТРАВА------------(________)-------(_______)

6. а) Составив слово, вы поймёте, где можно увидеть этих животных в наше время.

А В Д Е З И К Н О П _____________________________

б) Напиши названия всех животных (см. приложение 2).

1)_____________________________ 2)_____________________________
3)_____________________________ 4)_____________________________
5)_____________________________ 6)_____________________________

7.Определи какой злак идёт на производство следующих круп. Соедини стрелками.

Злак Крупа

Пшеница                 Пшено
Гречиха                   Перловая
Просо                      Манная
Овёс                        Рис
Рис                          Греча

8.Назови экологический знак и объясни его.


__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская разработка олимпиадных заданий по окружающему миру для 2-4 классов по теме "Космос"

Предлагаю олимпиадные задания по окружающему миру для 2-4 классов на тему "Космос"....

Олимпиадные задания по окружающему миру

Олимиадные задания по окружающему миру для 4 класса...

Олимпиадные задания по окружающему миру

Олимпиадные задания по окружающему миру 4 класс...

Работа с учащимися с повышенной мотивацией к обучению. Готовимся к Всероссийской олимпиаде школьников. Олимпиадные задания по окружающему миру в 4 классе начальной школы - 2016

Материал включает задания по окружающему миру за полный курс начальной школы. Готовые бланки заполняются самими учащимися в самом начале олимпиады....

Олимпиадные задания по окружающему миру. 3 класс.

Материал для проведения школьной олимпиады....

Олимпиадные задания по окружающему миру 2 класс

Олимпиадные задания по окружающему миру  (природоведение и ОБЖ) 2 класс (школьный тур)...

Олимпиадные задания по окружающему миру для 2-4 классов

Работа содержит задания, охватывающие основные вопросы курса, и ответы. Задания расположены в порядке возрастания по трудности. Оцениваются в 2, 3, 5 и 8 баллов. Работа занимает 25-30 минут. Проверка ...