Экологические сказки.
статья по окружающему миру по теме

Григорьева Наталья Евгеньевна

В настоящее время существует немало литературы для позна­ния экологии. Сюда можно отнести любую детскую книжку, где в занимательной форме описана жизнь каких-либо животных, расте­ний, явлений природы. Хорошим материалом в этом плане является сказка.

Еще Сухомлинский писал: «Нет, наоборот... Сказка неотделима от красоты... Благодаря сказке ребе­нок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выра­жает свое отношение к добру и злу

Цель экологической сказки - дать точную, научно-досто­верную информацию».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskaya_skazka.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СКАЗКА

В настоящее время существует немало литературы для познания экологии. Сюда можно отнести любую детскую книжку, где в занимательной форме описана жизнь каких-либо животных, растений, явлений природы. Хорошим материалом в этом плане является сказка. И действительно, сказка не только развлекает, она ненавязчиво воспитывает, знакомит ребенка с окружающим миром, добром и злом. Она - универсальный учитель. Если в сказку внесены некоторые биологические знания и понятия о взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей их средой, то сказка будет источником формирования элементарных экологических понятий.

Непременным условием таких сказок должно быть следующее:

а) по ходу повествования не должны нарушаться экологические правила (Волк может съесть Бабушку и Красную Шапочку, но никогда не будет пить чай с вареньем);

б) свойства и действия сказочного персонажа не должны искажаться (персонажа можно по-разному приодеть - на Пчелу можно надеть и шапочку, и штанишки - что угодно, но конечностей у нее должно быть шесть - шестиногое животное).

Цель экологической сказки - дать точную, научно-достоверную информацию. В противном случае такие сказки выполняют лишь развлекательную функцию и направлены главным образом на то, чтобы удивлять и смешить детей.

Основой экологической подготовки должны быть прочные биологические знания. Поэтому в сказках детям даются представления о закономерностях в природе; о том, что нарушение закономерностей в природе может привести к беде; об отдельных особенностях поведения и жизни различных представителей животного и растительного мира. В сказках, как правило, очень точно подмечены особенности многих животных, растений, природных явлений, ландшафтов, описываются национальные и культурные традиции.

Среди многочисленных сказок для детей существуют удовлетворяющие требованиям экологической литературы. Это многие сказки Б. Заходера, рассказы В. Бианки, В. Танасийчука, Л. Толстого, Г. Пришвина - на них построены многие экологические программы для детей младшего возраста. Очень большую пользу приносят и русские народные сказки.

Может встать вопрос: не затруднит ли сказка познание истинных закономерностей природы? Еще Сухомлинский писал: «Нет, наоборот... Сказка неотделима от красоты... Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу».

На экскурсиях, на природе с родителями, на дачных участках, в наблюдениях за животными и растениями перед детьми раскрывается красота и неповторимость родной природы. Одновременно с этим дети замечают и неразумное, пагубное влияние человека на природу. Чтобы научить ребенка видеть вокруг себя эти контрасты, сопереживать и размышлять, можно также использовать экологические сказки («Нет повести печальнее на свете», «Очень страшная история»).

Одним из показателей уровня понимания экологических проблем и сопереживания являются сказки, сочиненные самими детьми. Если ребенок придумал сказку, «связал в своем воображении несколько предметов окружающего мира, - значит, можно сказать, что он научился мыслить» (Сухомлинский).

Перемещение в сказках центра внимания детей с человека на живую природу, которая создает и поддерживает среду обитания людей, позволяет формировать уважение к природе, ответственность за нее. Это и должно лежать в основе экологического воспитания детей.

ПУТЕШЕСТВИЕ КАПЕЛЬКИ       

                                                                                                                                                                                                                                                                                             

- Я могу! - закричала Капелька, - смотрите, вот что я могу!.. И тысячи капель, взявшись за руки, ринулись вниз веселым пронзительным дождем...

- Я добрая, - шептала Капелька. - Я очень добрая и очень сильная...

И дождь упал на сухую землю. И земля встрепенулась, вздохнула глубоко и стала оживать на глазах. Зацвела земля, заулыбалась...

Ударилась Капелька о поверхность реки и сказала: «Ой!.. -потом вынырнула, огляделась и спросила у реки: «Ты кто?»

- Я река, - ответила та.

- А ты сильная? - опять поинтересовалась Капелька.

- Что? - удивилась та. - Ты еще спрашиваешь, сильная ли я? Ну что же, смотри!

И река показала, что она действительно очень сильная. Такой стала река вихревой, неуютной. Забурлила в ней вода, закружились водовороты. Охнув, обрушился подмытый берег, вывороченные с корнем деревья поплыли по воде. И наша Капелька еле-еле удержалась на одном из таких деревьев. Река неслась большая, могучая, пенная.

Вот она подбежала к скалам, еще больше нахмурилась, напряглась и вдруг развернула их! И проложила себе новую дорогу, мимоходом расколотив попавшие под руку плоты!

- Видишь, какая я сильная! - крикнула река и побежала к морю.

- А я сильнее! - прогудело море, - я гораздо сильнее! Смотри, маленькая Капля, что я могу...

И море, потяжелев, вздыбилось, загрохотало, а потом так ударило о берег, что он задрожал, как в лихорадке. А море ударило еще раз! И еще! И еще! Оно билось в берег яростно, мощно, неотступно! И дрогнули скалы! И стали одна за другой обрушиваться в море...

Капельке было так страшно, что она даже закрыла глаза.

- Вот что я могу! - торжествуя, кричало море.

- Вот какая сила живет во мне!

Но тут раздался голос, который перекрыл весь этот грохот и шум.

- А я все равно сильнее всех! - так говорил огромный седой океан.

- Я сильнее всех на свете! Вот что я могу! Смотрите и удивляйтесь!

И правда- то, что мог сделать океан, не мог никто. Океанские воды вдруг отступили от берега, обнажив дно, а потом немыслимо большая, гривастая, почти фантастическая волна высотой в десятиэтажный дом с оглушительным ревом ударилась в материк. И в щепочки разлетелись лодки у берега, и треснула земля. И небо заметалось от сотен молний!

- Вот что я могу! Вот! Вот! - ревел океан. - Смотри, маленькая Капля, смотри!

Он как перышки подбрасывал вверх многотонные корабли, срывал паруса и ломал мачты, он хохотал в восторге от своей силищи, он раскачивался в такт колышущихся страшных, водяных смерчей.

- Погоди! Да погоди же! - закричала Капелька. - Разве быть очень сильным, означит быть очень злым? Разве нельзя быть сильным и одновременно добрым?

Океан, остановившись, секунду подумал, а потом, явно смутившись, произнес:

- Можно. Вообще-то я добрый. Очень сильный и добрый.

И он действительно стал добрым. Погасли свечи водяных смерчей. Перестали прыгать корабли. Утихомирились страшные волны. Голубым и ласковым сделался океанский простор. Потом, увидев флотилию рыболовных судов, океан стал вынимать из своих глубин большие авоськи с рыбой и галантно дарить рыбакам.

- Я добрый, - сказал океан. ~ Я очень сильный и очень добрый. И маленькая Капелька радостно сверкала в его сказочной бороде.

-  Но ведь и я доброе! -- откликнулось море, - посмотри, Капелька! - и над морской гладью поплыли по небу облака, похожие на цветы. И дельфины весело резвились в воде. И двадцать, а может быть, и сто мальчишек и девчонок с криком и смехом побежали в ласковое море купаться.

- Я доброе - гудело море. - Я очень сильное и доброе.

- И я добрая, - сказала река.

Теперь она уже спокойно и величаво текла меж берегов. К самой воде сбегали с откоса цветущие сады. И кони стояли в воде и пили ее громко и вкусно.

- Я добрая, - шептала река. - Я очень сильная и добрая.

- И я тоже хочу быть доброй и сильной! -тоненько закричала Капелька.

Она плыла над редкой, поднимаясь все выше и выше. И все больше становилась земля. Были видны все ее горы, поля и реки.

И отсюда, с высоты, увидела Капелька иссохшее поле, увидела землю, жаждущую дождей...

Обсуждение сказки о воде

1. В каком виде и где можно найти воду?

2. Знаете ли вы, откуда берётся вода в реках и озёрах?

3. Нарисуйте путь капельки.

ТАМ, ГДЕ НЕТ ПЕСЕН, - ЖЕЛУДЕЙ НЕ БЫВАЕТ

В укромном лесном уголке бил из-под земли Родничок. Вода чистая, прозрачная, как воздух... Днем и ночью бормотала вода: «Подходите, пейте на здоровье! Всем хватит, всем достанется!»

Усталый путник хлебнет водицы - усталость как рукой снимет. Зверь жажду утолит - сила появляется. У птицы после нескольких глоточков голос чистым и звонким становится...

Но не всем в лесу нравилось птичье пение. Оно мешало спать Очень Дикой Свинье. Наелась она желудей под Развесистым Дубом, разлеглась в тени и никак заснуть не может: птицы на ветвях своими песнями мешают спать. И что же она сделала? Прибежала к родничку и завалила его камнями, землей, гнилыми сучьями и ушла.

А через год пришла она к дубу. Ищет желуди, а найти ни одного не может.

- Дуб, где твои желуди? - хрюкнула Очень Дикая Свинья.

-  У Речки спроси.

-  А при чем тут Речка?

-  Она пересыхает, и моим корням пить нечего.

-   А при чем тут корни?

-  Они качают воду по всем ветвям, а на ветвях желуди растут. Прибежала Очень Дикая Свинья к Речке:

- Ей, речка! Ты чего это пересыхаешь?

- Кто-то Родничок завалил.

- А при чем тут Родничок?

-  Я из него вытекаю.

...И поняла тогда Свинья: там, где нет песен, там и желудей не бывает.

У этой сказки длинное и сложное название, однако смысл ее

предельно прост. Прослушав сказку, ребенок будет гораздо бережнее относиться к тому, что его окружает - будь это создание рук человека или самой природы. Это все равно, ведь природа и человек неотделимы. Тот, кто обижает природу, губит ее - тот сам себя обкрадывает и губит.

Очень страшная история.

Жил на свете один лесной ручеёк. Ручеёк был небольшой, но весёлый. Он радостно журчал на перекатах. У ручейка было много друзей, большинство из них животные: он любил бегать наперегонки с зайчатами, поил своей свежей прохладной водой синичек, скворцов, зябликов. Еще он очень любил горы. Сколько раз помогал он им переносить снеговую воду, стекавшую весной по их склонам.

Кроме огромного запаса жизнерадостности у ручейка было ещё одно хорошее качество: он любил людей, хотя его мать Земля не раз предупреждала, что они коварны. В одно прекрасное утро ручеёк услышал разговор птиц. Сойка рассказывала о том, что внизу, в долине людской аул остался без воды - высох источник.

Призадумался ручей, притихли бурные воды. Он не мог допустить, чтоб где-то люди испытывали жажду. Простясь со своими друзьями, он со всего духу побежал вниз, к людям.

В этот день в ауле был праздник - люди радовались воде. Ручеёк был горд, хотя изредка в глубине закрадывалось сомнение; он вспоминал слова матушки Земли: «Помни, сынок, люди коварны и склонны к предательству!» Прошло несколько дней. Ручей много наблюдал за людьми, и его всё больше удивляло их невежество по отношению к природе, особенно к Земле. Он не понимал, как можно захламлять аул кучами мусора и отходов. Скоро ручеёк стал задыхаться, он превратился в грязную канаву, в которую со всех сторон текла вонючая жидкость. Речей из прозрачного превратился в белёсый, мутный поток. И он заплакал, отчего его вода стала солёной... Теперь-то он понял, почему ручьи уходят из этих мест.

Ночью наш ручеёк ушёл из аула. По пути, чтобы очиститься, он делал как можно больше извилин, всячески изгибался. Ведь на свете нет ни одного ручья, ни одной реки, которая текла бы прямо. Впереди его ждала радостная жизнь и верные друзья...

Сказка ложь, но в ней намёк - человечеству урок.

Обсуждение сказки о воде

1. В каком виде и где можно найти воду?

2. Знают ли дети, откуда берётся вода в реках и озёрах?

3. Почему добрый ручеёк ушёл от людей?

4. Представьте себе, что все реки обиделись на людей и убежали. Что случилось бы с нами? Смогли бы мы жить без воды?

5. А что вы можете сделать для родников, рек, озёр, которые находятся рядом с вами?

Если ребёнок придумал сказку, «связал в своём воображении несколько предметов окружающего мира, - значит можно сказать с уверенностью, что он научился мыслить»

Перемещение в сказках центра внимания детей с человека на живую природу, позволяет формировать уважение к природе, ответственность за неё. Это и должно лежать в основе экологического воспитания детей.

да. Ведь лишайники помогают людям излечивать заболевания (получают антибиотик), служат кормом для животных (северных оленей и дом. скота) и пищей для людей, для получения красителей и закрепителей аромата в духах. Поэтому некоторое время они жили спокойно и не волновались за свою судьбу. Но когда завод начал работать, в сторону бора потянулись зловещие клубы дыма, копоти и газа. Гриб стал замечать, что его подруга Водоросль бледнеет день ото дня. Она стала вялой и в один из прекрасных летних дней она умерла. Этой разлуки Гриб не смог пережить.

С тех пор Дуб снова стоит один, мрачно вдыхая запахи газа, дыма, а на его коре начинают расти трутовики.

Обсуждение сказки

1. Можно ли Дуб назвать домом? Почему?

2. От чего погиб лишайник?

3. Могут ли люди заболеть по той же причине?

4. Почему на городских улицах почти не встречаются лишайники?

5. Где чаще всего в городе бывает грязный воздух?

6. Составьте специальные знаки, предупреждающие об опасности дышать воздухом возле дорог, гаражей, стоянок автомобилей, например:

        ВСЕ ДРУГ ДРУГУ МЫ НУЖНЫ!

Обратный путь, да по знакомой дороге почти всегда кажется короче, то ли потому, что его уже хорошо знаешь, то ли оттого, что впереди дом, отдых.

Но если дорога дальняя, про отдых лучше не думать, труднее будет идти.

Вот и Косте совсем расхотелось идти, едва он вспомнил про дом. Ноги стали заплетаться, захотелось спать. «Интересно, сколько сейчас времени?» - подумал он.

- Уже шестой час, - сказал Боровичок, будто услышав. Костя даже остановился.

- Откуда ты знаешь, о чем я думаю?

- По тебе видно. Сколько уж раз на солнышко глядел. И теперь посмотрел.

- А у тебя часы, что ли есть?

- Есть. Во-он их сколько - часов-цветов кислицы. У них привычка закрываться к шести вечера.

- Здорово! И погоду угадывают, и время показывают. Только вредных много. Вот бы избавиться от них!

- Ты уже хотел избавиться от «вороньего глаза».

- Ну, его можно оставить. А других отравить. Этот... копытень, например. Вонючий такой!

- Из копытня духи хорошие делают.

- Тогда багульник, - не сдавался Костя.

- Порошок из его листьев отпугивает вредных насекомых. Костя задумался. Наконец сказал:

- Значит, ничего нельзя трогать?

- Ничего и никого. Потому что в лесу, в поле нет ничего лишнего. Природа - это удивительная страна со своими жителями: животными, растениями. И они не могут обходиться друг без друга.

Их надо беречь и охранять. Даже опасных. Например, «вороний глаз» или белена. «Вороний глаз» нужен птицам, белена - людям - хоть и ядовиты.

-Людям?!

- Да, людям. Потому что из всех ядовитых растений делают лекарства от разных болезней. В некоторых лекарствах есть немного яду. Но он не отравляет людей, а наоборот лечит. (Белена, белладонна, ландыш, многие лютиковые). А ты - «Избавиться»! Ведь избавишься хотя бы от одного растения, а погибнуть может вся прекрасная страна - Природа.

- Тогда, наверное, и птицы, и животные ими тоже лечатся? — спросил Костя.

-  А вот об этом ты уж постарайся сам узнать.

-  У кого?

-  У взрослых или в книгах.

 

ПОДСНЕЖНИК

Вот букет: он брошен вместе с сором.

Умирают, сжавшись лепестки...

Это мы срываем без разбора

Беззащитные тугие стебельки.

Для чего мы рвали их? Не знаю!

Быстро вянет нежный первоцвет,

Пусто, скучно стало на поляне:

Вестников весны там больше нет!

Очень просто погубить живое,

Ведь подснежники не могут нам сказать:

«Наслаждайтесь нашей красотою –        

Только очень просим нас не рвать!»

(И. Абдулаева)

На большой и красивой поляне каждую весну расцветало множество подснежников. Посмотреть на это чудо приходили звери, прилетали птицы со всех окрестностей, а насекомые там просто жили.

Однажды мальчик Вова забрел на поляну. Он взглянул на нее и замер. Ему захотелось унести всю эту красоту с собой. Он набрал огромный букет и понес его домой. По дороге он встретил друзей, ребятам стало очень завидно, что у Вовы был такой красивый букет. Они спросили, где он собрал такие прекрасные цветы. Вова был «добрым» мальчиком, он рассказал друзьям о поляне. Мальчики гурьбой побежали туда.

В лесу гулял лось. Он услышал этот разговор и тоже захотел посмотреть на чудесную поляну. Что он там увидел! Вместо небесно-чистейших цветов осталась только вытоптанная нежная листва подснежников. Вмиг глаза лося погрустнели, и он заплакал...

Обсуждение сказки

1. Можно ли Вову назвать «добрым» мальчиком?

2. Почему лось заплакал?

3. Какие ранние весенние растения своей местности вы можете назвать?

СТАРАЯ СКАЗКА НА НОВЫЙ ЛАД

Автор: На планете год от года

Человек вредит природе.

И не понял он, чудак,

Что природа - не пустяк.

Он зверей и пташек

Жестоко истребляет;

Мусором, отходами

Речки засоряет.

Он привык все покорять,

И не может он понять:

Сам себе ведь он вредит!

Вот что сказка говорит:

В море остров был крутой.

Город был на нем большой

Весь в зеленых насажденьях!

Ах! какое наслажденье

В чудных тех лесах гулять,

Чистым воздухом дышать

По лугам, полям бродить,

Ключевой воды испить!

Рыбой, крабами кишит.

Все в том городе богаты,

Изб нет - кругом палаты.

Правил там - премудрый царь,

Справедливый государь

В долгом времени аль вскоре

Приключилося им горе.

Царь: Увеличить чтоб доход,

Я решил завесть завод,

Чтоб консервы выпускать,

За границу отправлять

И валюта день деньской

Будет течь в казну рекой!

Автор: Царско слово нерушимо

Вскоре был завод воздвигнут:

Поршни новые блестят,

На трубе огни горят.

В море лодки выплывают,

Сети новые бросают,

Рыбу ловят там и тут,

На завод её везут.

Там консервы выпускают,

За границу отправляют.

Рыбка: Грязь же в море всю сливают.

От нее всё погибает.

Если в сеть не попадешься,

Так в отходах захлебнешься.

Жить здесь стало очень худо,

Надо плыть скорей отсюда!

Автор: Много времени проходит...

Вот к царю гонец приходит.

Гонец: В свете есть такое диво,

Вот идет молва правдива –

Матерьялы нынче есть,

Что не можно глаз отвесть:

И красивы, и практичны,

И легки, и нетоксичны!

Правду молвят, или лгут –

Их пластмассами зовут.

Царь: Это диво я б хотел

Перенесть и в свой удел!

И уж выписать готов

Я заморских мастеров,

Трубы, технику...

Автор: И вот стал работать химзавод.

Здесь пластмассы выпускают

За границу отправляют,

и валюта день-деньской

так и льет в казну рекой!

Дни за днями - год проходит,

Вновь к царю гонец приходит.

Гонец: Вокруг нас уж целый год

Вот о чем молва идет:

Жидкость из земли качают,

В перегонку отправляют,

Да в машины заправляют.

Это диво там и тут

Черным золотом зовут.

Автор: И, весь остров сотрясая,

Появилась буровая.

Нефть из недр Земли качают,

За границу отправляют.

И валюта день-деньской

Так и льет в казну рекой.

Царь доходы все считает,

За хозяйством наблюдает.

Тут бы сказку и закончить.

Только царь встревожен очень.

Месяц в думу погружен,

Он забыл покой и сон.

Мглой окутан чудный остров,

Стало жить на нем непросто.

Чахнут рощи день за днем,

Грязью залит водоем.

Кислый дождь стучит по крыше,

Пенья птиц давно не слышно.

Все живое пропадает...

В общем, остров погибает. 

Царь: Чтобы остров мой спасти,                                 Автор: Сказка - ложь, да в ней намек

Я к мудрецу решил пойти.                                                 Добрым молодцам урок..

Что мне делать? Как мне быть?                                         Он летит над всей планетой:

«Берегите Землю эту!».

Мудрец: Остров чтоб не погубить,                                 Он кричит всему народу:

Буровую ты закрой,                                                         «Надо всем беречь природу».

Очистные здесь построй,                                                 Коль беречь ее не будем –

Вылов рыбы ограничь,                                                 Сами мы себя погубим.

Площадь леса увеличь.

Хвойных больше посади,

Да за выбросом следи,

Чтобы воздух и вода

Были чистыми всегда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическая сказка "У лесовика"

Инсценировка экологической сказки. Разработана для учеников 3 класса, расчитана на 30 минут...

Экологическая сказка

Давайте сейчас отправимся  в лес вместе с героями нашей сказки Аленушкой  и Иванушкой и посмотрим, что  же там происходит. Только помните мудрые слова «Сказка- ложь, да в ней наме...

Экологическая сказка "Сказка о Лучике"

Разработка внеклассного мероприятия по экологическому воспитанию....

Чтение экологической сказки. Сказка про репку.

Чтение экологической сказки.Сказка про репку....

Экологическая сказка для учащихся начальных классов. "На лесной полянке".(Инсценировка сказки о грибах)

Увлекательная сказка унесет ребят в царство грибов. Много  интересных заданий предстоит выполнить ребятам - зрителям. Они будут вместе с героями решать определенного рода задачи, которые приведут...

мастер-класс "Экологические сказки как средство формирования экологической культуры дошкольников "

Технология ознакомления детей с элементарными экологическими понятиями через экологические сказки....