В студеном декабре
классный час по окружающему миру (2 класс) на тему
внеклассное занятие по окружающему миру, с элементами художественного творчества
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_sumerkah_dekabrya.docx | 27.46 КБ |
Предварительный просмотр:
« В студёном декабре»
внеклассное занятие по окружающему миру
с элементами художественного творчества
Подготовила Гревцова С.А.
учитель начальных классов
МОУ СОШ №1 с.Красное
2011год
Цель: дать представление об изменениях в природе с приходом зимы; показать красоту русской природы; воспитывать эстетический вкус, любовь к природе и Родине;
Оборудование: компьютер, презентация, фонограмма музыкальных произведений П.И. Чайковского «Времена года. Декабрь» и вальс – аллегро из балета «Спящая красавица», изображение окошка у каждого ученика, кисточки, гуашь синего цвета;
оформление доски: снежинки, надпись «В студёном декабре», окошко, идентичное тем, что находятся у учащихся.
Ход мероприятия:
/звучит фонограмма из балета П.И.Чайковского «Спящая красавица», под фонограмму учитель читает стихотворение/
Тройка, тройка прилетела, скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица – белокоса, белолица.
Как махнула рукавом – всё покрылось серебром…
- Кто же эта удивительная царица? (Зима) \слайд 1\
- О какой тройке скакунов говорится в загадке? (зимние месяцы)
- Сколько зимних месяцев вы знаете? Назовите их (декабрь, январь, февраль).
-Сегодня мы отправимся в гости к зиме, а точнее к одному из зимних месяцев.
Назовите – ка, ребятки, месяц в этой вот загадке:
Дни его всех дней короче, всех ночей длиннее ночи,
На поля и на луга до весны сошли снега.\декабрь\ \слайд 1 анимация\
- Что же это за месяц такой, декабрь?
Прослушайте стихотворение М. Сухоруковой /слайд 2/
Декабрь студёный.
Как на речке изумрудные мосты,
Ну а в поле белоснежные холсты.
В заметённом студёном декабре
Семь погод всё куролесят на дворе.
Серебристой бородой мороз оброс,
Щиплет щёки, пальцы, уши, лоб и нос.
/слайд 2 анимация/ «Декабрь год кончает – зиму начинает» - так говорят о декабре, последнем месяце года и первом – зимы. Всё ниже солнце, всё короче и темнее дни. А морозные ночи всё светлее от звёзд. Древнерусское название декабря «ветрозим» - это полночь года, месяц долгих ночей и морозных узоров на окнах. Это самый скромный месяц года, поглощённый тьмой и морозами. Бывает, морозы затихают, и наступает оттепель. На теплынь отзываются сирени, зеленея верхушками набухших почек. Но зима не отступает, и валят пушистые снега, трещат морозы.
/слайд 3/ У декабря свои пословицы….
- Декабрь – шапка зимы.
- В конце декабря солнце на лето, а зима на мороз поворачивает.
- В декабре зима стелет холсты, а мороз через реки наводит мосты.
/слайд 4/ … и свои приметы.
- Солнце в декабре светит, но не греет.
- Коли в декабре снег привалит вплотную к заборам – плохое будет лето; коли же останется промежуток – к урожаю.
- Декабрь – месяц больших волчьих стай.
***
/слайд 5 + анимация/ Зима начинается с тех пор, как выпадет первый, уже не тающий снег, и длится до появления первых проталин.
/слайд 6 + анимация/ Первозимье начинается с выпадения покровного снега, кончается же в декабрьское солнцестояние/26 декабря/
/слайд 7 + анимация/ Коренная зима длится с 20-х чисел декабря до начала февраля, до протяжной песни большой синицы.
/слайд 8 + анимация/ Перелом зимы. В это время увеличивается световой день. Возле одиноких деревьев с южной стороны появились глубокие затайки.
/слайд 9 + анимация/ Как зимуют растения.
Растения подготовились к зиме задолго до её наступления. Однолетние травы, засыхая, оставили свои семена в почве. Многолетники сохраняют жизнь в корневищах, луковицах и клубнях. Озимые травы пробудут зелёными под снегом всю зиму.
/слайд 10/ Деревья зимой пребывают в глубоком сне. И это не случайно. Осенне – зимний покой закаливает растения, делает их невосприимчивыми к низким температурам. Наиболее крепко «спят» клён, вяз, липа, яблоня и дуб. Более чутко ива и берёза. Совсем короток покой у сирени и вишни.
/слайд 10 + анимация/ Игра «Распознай дерево по веточке»
/В процессе игры, если дети не узнают дерево, можно загадать загадки об этих деревьях/
/слайды 11 - 16/
Прилетает в гости к ней стайка алых снегирей.
По ветвям они снуют, красны ягодки клюют. \рябина\
Я из крошки - бочки вылез, корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч, не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю мышей и белок – ничего, что плод мой мелок.\дуб\
С моего цветка берёт пчёлка самый вкусный мёд.
А меня все обижают: шкуру тонкую снимают.\липа\
- А вот такой красивой увидел зимнюю берёзу русский поэт С.А. Есенин /слайд 17/
БЕРЁЗА
Белая берёза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром.
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой.
И стоит берёза в сонной тишине,
И горят снежинки в золотом огне.
А заря, лениво обходя кругом,
Обсыпает ветки новым серебром.
С. Есенин
/слайд 18/ Ледяной ветер гуляет в открытом поле, носится по лесу меж голых берёз и осин. Он забирается под тугое перо, проникает в густую шерсть, студит кровь. Если бы пищи вволю, не страшна была бы зима. А где зимой взять её – пищу?
/слайд 18 + анимация/ Бродит волк, бродит лиса по лесу – пусто в лесу, все звери и птицы попрятались, улетели. Летают днём вороны, летает ночью филин, добычу высматривают – нет добычи. Голодно в лесу, голодно! Хорошо тому, у кого тёплое, уютное логово, норка, гнездо, у кого запасов полна кладовая. Закусил поплотней, свернулся калачиком – спи крепко./слайд 19 - 22/
/слайд 23/ У зверей да птиц всё дело в сытости. Хороший обед изнутри греет, кровь горячей, по всем жилкам разливается тепло. Под кожей жирок – лучшая подкладка под тёплую шерстяную или пуховую шубку. Сквозь шерсть пройдёт, сквозь перо проймёт, а жир под кожей никакой мороз не прошибёт.
- А как мы можем помочь птицам, которые остаются зимовать с нами?
/слайд 24/ - Что можно положить в кормушку, чем можно угостить птиц?
- Я уверена, что так, как поступают два, известных нам брата, поступают многие из вас.
/2 ученика читают стихотворение Г. Ладонщикова «Наши друзья»/
Наши друзья.
Каждый день, когда встаём мы с братишкою вдвоём,
Взяв крупы и хлебных крошек, На крыльцо бежим скорей.
Много ласковых, хороших прилетает к нам друзей.
На кормушке сидя, птицы чистят крылышки свои.
Тут щеглы, чижи, синицы и проныры воробьи,
Ждут нас также терпеливо и красавцы снегири…
Все привыкли – не пугливы, хоть руками их бери.
Г. Ладонщиков
- Для кого – то декабрь - холодный и голодный месяц. А для кого – то – время выводить птенцов.
- Какая птица выводит птенцов в декабре? Почему? /слайд 25/
- /слайд 26/ В конце декабря у медведицы рождается 2, иногда 3, медвежонка.
- Вот такой он, месяц декабрь.
- А что же интересного происходит в жизни людей в декабре? (Новый год)
/слайд 27/
- А хотелось бы вам прямо сейчас увидеть новогоднюю ёлку?
Игра «Доскажи словечко»
Ёлка
Есть одна игра для вас:
Я начну стихи сейчас,
Я начну, а вы кончайте,
Хором, дружно отвечайте!
На дворе снежок идёт
Скоро праздник…/Новый год/
Мягко светятся иголки,
Хвойный дух идёт от… /ёлки/
Ветви слабо шелестят,
Бусы яркие блестят.
И качаются игрушки –
Флаги, звёздочки, … /хлопушки/
Нити пёстрой мишуры,
Колокольчики, … /шары/
Рыбок хрупкие фигурки,
Птицы, лыжницы, снегурки.
Белоус и краснонос
Под ветвями Дед …/Мороз/
Ну и ёлка, просто диво!
Как нарядна, как … /красива/
Вот опять зажглось на ней
Сотни красочных… /огней/ /слайд 27 + анимация/
- Приятно находиться в тёплой комнате, где витает удивительный хвойный аромат, и смотреть в окно… или рассматривать окно. /слайд 28/ Ведь в декабре, в первые морозные ночи на окне появляются удивительные узоры.
/ слайд 28 + анимация/
- Кто же постарался и украсил наши окошки? (ответы детей)
- Зима – не только удивительное время года, но и волшебное. И вы в этом сможете сейчас убедиться. Мы станем волшебниками всего лишь при помощи кисточки и краски. У вас на партах лежат «окошки», которые вы, при помощи «волшебной » краски сможете украсить узором.
\У детей на партах лежат листочки бумаги с изображением окошка, внутри окошка парафином прорисован морозный узор. Нанося краску на лист бумаги, дети «проявляют» узор\
В нашей работе нам поможет волшебная музыка П.И. Чайковского из цикла «Времена года. Декабрь».
В процессе работы учащихся звучит музыка П.И.Чайковского.
По окончании работы подводится итог занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающий мир 1 класс по теме " В декабре, в декабре все деревья в серебре"
Материал содержит конспект урока, технологическую карту. Урок построен в форме устного журнала. Предусмотрена групповая, парная, самостоятельная работа....
В декабре, в декабре все деревья в серебре
В начальной школе на уроках окружающего мира можно успешно использовать технологию развития критического мышления. Используя разнообразные приемы технологии РКМ, учитель перестает быть главным источни...
Конспект интегрированного урока окружающего мира "В декабре, в декабре"
Цель: формирование представлений о сезонных изменениях, происходящих в природе зимой.Задачи: · Развивать связную речь;·...
Урок окружающего мира по программе "Начальная школа 21 века". "В декабре, в декабре"
Методическая разработка урока по окружающему миру для 1 класса по программе "Начальная школа 21 века" по ФГОС НОО....
Урок литературного чтения по теме «Н.А.Некрасов. "Однажды, в студеную зимнюю пору…"
Тип урока: чтение и анализ художественного произведения. Цель: познакомить с произведением Н.А. Некрасова "Однажды, в студеную зимнюю пору…», расширить знания о жизни детей в пр...
"В декабре, в декабре..." окружающий мир, 1 класс, "Начальная школа 21 века"
Конспект урока по окружающему миру...
В декабре, в декабре все деревья в серебре
Конспект урока по окружающему мируна тему: «В декабре, в декабре все деревья в серебре»...