Лес-наше богатство!
презентация к уроку по окружающему миру (3 класс) по теме
Данное мероприятие было направлено на выполнение следующих задач:
1. Познакомить с ярусами леса.
2. Установить взаимосвязь между человеком и природой.
3.Научить детей распознавать изученные группы растений.
4.Выработать навыки безопасного и экологического поведения в лесу.
5. Применять полученные знания в повседневной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
les_nashe_bogatstvo_novyy.pptx | 2.1 МБ |
intellektualnaya_igra.docx | 49.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Деревья Кусты Травы А) цветы Б) лишайники В) мхи На какие группы делятся все растения?
Что растет в лесу? Что произойдет, если…
Много лет люди нещадно эксплуатировали леса. Большая часть лесов на Земле уже уничтожена. У нас в России лесов ещё много, но они быстро уничтожаются.
Правила поведения в лесу
Викторина «ЛЕС»
Лесные цветы ромашки, колокольчики, иван-да-марья, ландыши, колокольчики, медуница, душица, зверобой, земляника Охраняй цветы!
Охраняй
ЛЕС – это наше богатство! ЛЕС – защитник человека! ЛЕС – это дом для зверей и птиц! ЛЕС – украшение планеты, здоровье, радость и отдых людей! ЛЕС – помощник земледельца! ЛЕС – кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы…
Природу надо беречь и лелеять!
Лес- сообщество древесных и травянисты растений, грибов и животных. ВСЕ ОБИТАТЕЛИ ЖИВУТ ВМЕСТЕ СООБЩА, СВЯЗАНЫ ДРУГ С ДРУГОМ.
Человек должен быть мудрым и жить в добром содружестве с природой. Каждый может стать другом природе. Посади своё дерево!
Благодарим за внимание!
Предварительный просмотр:
Интеллектуальная игра «Лес – наше богатство»
Проектная задача:
Почему лес – наше богатство?
Объект нашего исследования – лес.
Этапы исследования.
Мотивация
(создание проблемной Дедуктивное исследование.
ситуации)
Исследование (работа в
группах) Обобщение.
Обмен информацией.
Организация информации.
Связывание информации. Индуктивное исследование.
Подведение итогов.
Рефлексия.
План исследования.
1. Наблюдение.
2. Работа с гербариями.
3.Подбор материала из разных источников.
Организация исследования.
- Подумать самостоятельно:
- Что я знаю об этом?
-Какие суждения я могу высказать?
-Какие выводы можно сделать из того, что уже известно ?
- Просмотреть книги по данной теме.
- Спросить у других людей.
- Просмотр телематериалов.
- Использование Интернета.
- Наблюдение.
Цель:
Выявить, что растет в лесу и значение леса в жизни человека .
Задачи.
1. Познакомить с ярусами леса.
2. Установить взаимосвязь между человеком и природой.
3.Научить детей распознавать изученные группы растений.
4.Выработать навыки безопасного и экологического поведения в лесу.
5. Применять полученные знания в повседневной жизни.
Экологическая проблема:
Что произойдет, если… (высказывания детей)
Планируемый результат:
- Различать (узнавать) изученные объекты и явления живой природы, соблюдать правила безопасного и экологического поведения в лесу, практическое применение полученных знаний.
Умения:
- Узнавать (называть) по описаниям, рисункам, фотографиям, гербариям изученные природные объекты и явления.
- Различать (приводить примеры, указывать) характерные свойства изученных объектов и явлений.
- Определить характер взаимоотношений человека с природой.
- Применить полученные знания на практике.
Универсальные учебные действия (У У Д)
Познавательные.
1. Общеучебные.
- Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием энциклопедий, словарей и Интернета.
- Строить речевое высказывание в устной форме.
- Выделять познавательные цели.
- Смысловое чтение.
2. Логические.
- Анализ объектов.
- Синтез как составление частей целого.
- Классификация объектов.
- Установление причинно – следственных связей.
3. Постановка и решение проблемы.
Что произойдет, если … (вырубят кустарники)
Коммуникативные.
- Планирование сотрудничества.
- Управление поведением партнера (контроль, коррекция, оценка его действий)
- Постановка вопросов.
- Разрешение конфликтов.
- Умение полно и точно выражать свои мысли.
Регулятивные.
- Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.
- Осуществлять контроль.
- Вносить необходимые коррективы.
- Оценивать правильность выполнения действий.
- Саморегуляция.
Личностные.
- Познавательный интерес.
- Способность к самооценке.
- Основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, осознание ответственности человека за сохранность природы.
Умения, характеризующие достижения результата.
- Различать такие группы, как дерево, кустарники, травы.
- Узнавать растения различных групп по описанию, фотографиям, гербариям.
*Выдвигать гипотезы и обосновывать их;
*Составлять план работы.
*Собирать информацию из разных источников.
*Анализировать, классифицировать найденную информацию.
Оборудование: презентация « Лес – наше богатство», энциклопедия, справочники, Интернет, гербария, таблицы, лекарственные травы, муляжи грибов и ягод, жетоны, загадки, кроссворд, викторина, памятки.
Ход занятия.
1. Слайд. Лес – наше богатство.
Учитель.
- Добрый день, дорогие гости! Я приглашаю вас совершить прогулку…
Впрочем, вы сейчас сами определите куда.
Отгадайте загадку.
Богатырь стоит богат
Угощает всех ребят
Ваню – земляникой,
Таню – костяникой,
Машеньку – орешком,
Петю – сыроежкой,
Катеньку – малинкой,
Васю – хворостинкой. ( Лес.)
Учитель.
- Куда мы совершим прогулку? (Правильно в лес)
- Зачем нам это надо? (Чтобы изучить лес)
- Где это нам пригодится? (На уроках, на занятиях кружка, в жизни)
-А что нам надо доказать? ( Лес - наше богатство)
Учитель.
-Мы с вами отправляемся в удивительное царство.
-Как называется мое царство? (Флора)
- А я кто? (Я-богиня Флора)
- А что обозначает слово «флора»? Флора – это растительный мир.
-Флора в римской мифологии – богиня цветов и весны.( От латинского «флос». «флорис» - цветок.)
-Кто нашел это слово в словаре? (Прочитайте)
-Посмотрите на экран.
-Сравните с тем, что сказал … с эталоном.
Учитель.
Я – владычица зеленого царства. Все растения, которые есть на свете – мои подданные. Мы живем с ними в мире и согласии.
-Почему мы живем в мире и согласии? (Потому, что у каждого есть свое место)
- Как по – другому можно поставить вопрос?
2 слайд.(Лес, ярусы.)
Ученик.
Из каких ярусов состоит лес?
(Деревья, кусты, травы.)
-Посмотрите на экран.
-Что вы еще знаете по этой теме?
(Это растения)
-Вы многое знаете о растениях и, наверное, можете определить, где верное высказывание, а где нет.
1. Эти растения имеют мягкие сочные стебли. – Деревья.
2. Эти растения имеют несколько довольно тонких стеблей – стволиков.- Трава.
3. У этих растений один толстый стебель. – Кустарники.
- Все правильно ? Исправьте ошибки,
В чем сходство?
(Корень, стебель, листья.)
-Где мы наблюдали ярусы?
(Мы наблюдали ярусы на прогулке.)
-Как вы думаете, почему растения расположены по ярусам?
-А какая наука изучает растения? (Ботаника) Посмотрели по словарю.
Что обозначает это слово? _(Ботаника- это наука о растениях, ботаник- специалист по ботанике.)
-Сегодня в царстве растений вы будете в роли ботаников.
Подойдите к столику и возьмите себе эмблему.
- Почему вы так сели?
Клен – дерево.
Малина – кусты.
Ромашка – трава.
Выберите капитана.
1 группа – «Клен»
2 группа – «Малина»
3 группа- «Ромашка»
3.Слайд . (Надпись « Что …»)
Учитель.
- Давайте выясним:
- Что растет в лесу?
- Что произойдет, если…(.вырубят кустарники?)
-Какие ваши предположения? (погибнет лес, умрет лес..)
- В каких случаях это может произойти? ( При пожарах или при вырубке леса)
- -Кто – то прислал sms?
«Ребята, помогите!
Лес в опасности. Лесовичок.»
-Ребята, поможем Лесовичку?
Физминутка.
Мы с вами входим в лес
Сколько здесь вокруг чудес!
(Посмотреть по сторонам)
(Руки подняли и покачали)
-Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу…
Дети по лесу гуляли
за природой наблюдали…
Где же Лесовичок?
(Открываем ширму. На пенечке сидит Лесовик.)
_Здравствуйте, ребята. Я очень рад, что вы пришли мне помочь.
4 слайд. (Много лет нещадно …)
Учитель.
-А что произошло?
Лесовичок.
-Пришли люди и вырубили кустарники.
- А теперь погиб мой лес.
А почему погиб мой лес?
Учитель.
Разреши нам понаблюдать за лесом лес, В конце нашего путешествия мы ответим на твой вопрос.
Лесовик.
- А вы знаете правила поведения в лесу?
- А для чего они нужны? (Чтобы не навредить лесу)
5.Слайд. (Правила поведения в лесу.)
Заповеди гостей.
- Не оставляй в лесу мусор.
- Не шуми в лесу.
- Не оставляй горящий костер.
- Не вытаптывай траву, ходи по тропинкам.
- Не ломай ветки деревьев и кустарников, не рви цветы.
- Будь другом лесу!
Лесовичок.
- Молодцы, ребята.
Учитель.
Для чего мы будем помогать Лесовику?
( Надо помогать тому, кто попал в беду. Во время пожаров летом 2010 года люди оказывали помощь погорельцам. Чтобы спасти лес.)
-Как мы это будем делать?
План.
1. Наблюдать.
2. Рассуждать.
3.Выполнять задания.
Учитель дает конверты капитанам.
Найдите ключ к отгадке на конверте. (Дети садятся по группам.)
Учитель.
Задания для команды «Клен» в конверте»
Капитан открывает конверт и распределяет задания.
Учитель.
Команды «Малина» и «Ромашка в это время отвечают на вопросы викторины.
6 слайд. Викторина о лесе.
Задания для команд «Малина», «Ромашка»
1.Из какого дерева делают спички? ( Из осины)
2.Что делают из древесины клена? (полы, мебель, духовые музыкальные инструменты)
3.Какое дерево называют «поющим»? (ель, из него делают пианино, скрипки, арфы, виоланчели)
4. Какое дерево, как и береза, дает сок? (клен) ( Сок березы)
Задания для команды «Клен»
1.Визитная карта .(Капитан рассказывает о клене.)
Что делают из древесины клена? (полы, мебель, духовые музыкальные инструменты)
4. Как использует человек лекарственные деревья?
5.Какие деревья растут в лесах Астраханской области.(Работа с гербариями)
Задания команды «Клен»
1.Визитная карта «Клен». (Энциклопедия) (Исследование листа по плану)
2. Лекарственные деревья (Липа, осина, рябина, тополь, сосна, ель, ива, дуб, береза). (Энциклопедия)
3.Какие деревья растут в лесах Астраханской области?
(Лох, вяз, ива, тутовник) (Энциклопедия)
4.Почему так говорят: 1 дерево – 1 миллион спичек, а 1 спичка – 1 миллион деревьев? ( Про пожары)
5. С каким деревом связаны янтарные украшения? (С сосной. Янтарь- это окаменевшая смола сосен)
Подведение итогов. Жетоны.
(Деревья: ива, тополь, береза.) ) Звучит музыка.
- Мы все задания выполнили, немного отдохнем. (Все дети встают .)
Релаксация «Узнай дерево»
(Ученица изображает дерево, дети отгадывают.)
-Куда тянутся деревья?
Учитель .
А теперь каждый из вас пусть загадает, какое он дерево и примет то положение, которое соответствует его дереву.
Береза – символ России.
Музыка.
Учитель.
-В каком ярусе живут кустарники? ( Во 2 ярусе)
(Количество света в лесу уменьшается от этажа к этажу, поэтому внизу могут жить только теневыносливые растения. )
- Какие вы знаете кустарники?
(Малина, шиповник, брусника, калина, боярышник, черника, рябина, клюква)
Посмотрите на экран, какие кустарники вы не назвали?
Лес – бесценная кладовая. В кустарниках селятся и вьют гнезда птицы. Кустарники- это еще и вкусные ягоды.
- Собери ягоды в кузовок.
Учитель.
1. Красненька матрешка, беленько сердечко. (Малина)
2. Над водой, водой – стоит с красной бородой. (Калина)
3. Сидит на палочке в красной рубашке, брюшко сыто, камешками набито. (Шиповник)
4. Черненька, маленька, сладенька ребятам миленька. (Черника)
5. Две сестры летом зелены, к осени одна краснеет, другая – чернеет. (Смородина) (Жетоны)
- Ребята, что общего между ними? (Все они – лекарственные.)
Задания для команды «Малина»
1.Визитная карта «Малина» (Энциклопедия)
2. Лекарственные кустарники. (Малина, клюква, черника, ежевика, брусника, шиповник). (Энциклопедия) Малиновое варенье, ягоды черники шиповника.
3.Определи растение по описанию: Это невысокий кустарник с серо- коричневой корой, из 2-3 веточек. Кора мочалистая, очень прочная. Ягоды, цветы, листья и кора очень ядовиты.. (Энциклопедия)
Волчье лыко
А это что за ягода?
Волчья ягода.
«Компот в кузовок»
Лабиринт. Какие ягоды положили в компот? Какие не положили, почему?
5.Какие кустарники растут в лесах Астраханской области? ( Ботаник)
Подведение итога. Жетоны.
Учитель.
- Каждое лекарственное растение собирают в определенное время. Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много, часть растений нужно обязательно оставлять в природе, не вытаптывать рядом растущие растения.
7 Слайд. (Лес Цветы) Звучит музыка.
-Ребята, мы выполнили задания, пора в путь.
Физминутка.
- Наша прогулка по лесу продолжается. Какие растения располагаются ниже кустарников? (Травы, цветы)
Почему?
Учитель.
Травянистые растения тоже приспосабпиваются к жизни под пологом леса. Некоторые из них цветут очень рано,когда голые ветки пропускают свет. Их даже называют за это подснежниками.Они светолюбивые цветы.
Приспосабливаясь к жизни под деревьями, где довольно темно, травки окрашивают свои цветки в белый цвет. Так их легче заметить.
Учитель.
- Какие вы знаете лесные цветы и травы? ( Ромашка, колокольчик, фиалка, ландыш, медуница, зверобой, земляника и т. д. ( Жетоны)
-Посмотрите на экран, какие не назвали?
Учитель.
-Как вы думаете, мы все цветы и травы назвали?
-Сейчас мы это проверим.
Кроссворд « Лесные цветы»
1. Трава от 99 болезней. ( Зверобой)
2. Какое травянистое растение зацветает первым? ( Мать – и –мачеха)
3. Какую траву любят кошки? (Валериана)
4.Растут сестрички – золотой глазок белые реснички. (Ромашка)
5. Какое растение называют часами? (Шиповник)
6. Растение с ярко желтыми блестящими цветками. На ночь и в непогоду цветки закрываются. В народной медицине используют для выведения бородавок. (Чистяк)
7. Как называется месяц, когда цветут ландыши? (Май)
Задания для команды «Ромашка»
1. Визитная карта «Ромашка». (Энциклопедия)
2. Лекарственные цветы и травы. Знаешь ли ты, какие растения применяются в медицине? (Таблица)
(Ромашка, ландыш, подорожник и т.д.) Травы «Ромашка», «Зверобой», «Мать- и -мачеха», «Валериана»
3.Определи растение по описанию:
- Многолетнее травянистое растение. Стебель прямой, гладкий. Из цветка развивается плод – синевато – черная блестящая ягода. (Вороний глаз)
8.Слайд.( Лес Астраханской области.)
4.Травы и цветы Астраханской области. Всего во флоре Астраханской области отмечено более 100 видов, обладающих лекарственными свойствами. Но следует помнить, что около трети лекарственных растений ядовиты.
5. Грибы.
-Какие опасности еще могут встретиться в лесу?
(Ядовитые грибы)
Учитель.
Какие съедобные грибы вы знаете? (Боровик, лисички, опята, подберезовик, подосиновик …)
- Данила, иди собери грибы.
Ищу грибов полянку…
Я не жалея ног,
А, если и устану -
Присяду на пенек.
-А какие – ядовитые?
Учитель.
- Какое самое главное слово надо брать с собой в лес?
9 Слайд.( ОХРАНЯЙ)
Подведение итогов. Жетоны.
Звучит музыка.
Учитель.
- Ребята, среди цветов есть такие, которых на земле осталось очень мало, поэтому они охраняются законом. Рвать их нельзя! Быстро вянут лесные цветы, собранные в букеты. Все меньше остается их в наших лесах. Давайте научимся любоваться цветами в природе, не губить лесную красоту, чтобы и другие люди могли восхищаться тем, что создала природа.
Звучит музыка.
Учитель.
- Ребята, среди цветов есть такие, которых на земле осталось очень мало, поэтому они охраняются законом. Рвать их нельзя! Быстро вянут лесные цветы, собранные в букеты. Все меньше остается их в наших лесах. Давайте научимся любоваться цветами в природе, не губить лесную красоту, чтобы и другие люди могли восхищаться тем, что создала природа.
Сценка.
Девочка – ромашка. ( Ромашка читает стихотворение)
Много трав растет полезных
На земле страны родной.
Могут справиться с болезнью
Мята, пижма, зверобой.
Травяная ведьма: (Подходит к ней и дает траву)
Я хочу тебе дружок,
Дать в букет еще цветок.
Ромашка.
Разгадала твой обман!
Посмотрите, вот дурман_
Ядовитая трава.
Разболится голова
От подарка твоего.
Забирай назад его! (Травяная ведьма убегает)
Ромашка:
-Ох, уж эта травяная ведьма! Так и норовит сделать гадость. То корешок ядовитый подсунет, то траву несъедобную. (Крадучись возвращается травяная ведьма)
Травяная ведьма:
Я одумалась, ребята,
Лучше помогу я вам…
Ромашка.
Поняла я, братцы, сразу
Хитрый замысел ее.
(Загораживает детей от ведьмы. Она грозит ромашке кулаками и убегает)
Ромашка.
Мы растенья эти знаем,
Бережем и охраняем.
В книгу Красную они
Уж давно занесены.
Учитель.
- Ребята, а кто скажет, что такое Красная книга природы?
(Ответы детей)
- Почему книга такого цвета? (Показ книги)
(Цвет тревоги и опасности)
- Какие растения занесены в Красную книгу?
Кто у нас подготовил проект «Красная Книга?»
В Красную книгу заносятся животные и растения, которые находятся на грани исчезновения. Красная книга Астраханской области ведется с 1998 года.)
(Сообщение учителя о Государственных заповедниках)
- Ребята, какую роль играет лес в жизни человека? (Ответы детей)
10. Слайд.(Тихо звучит музыка, )
Лес – это наше богатство! (Лекарственные растения, музыкальные инструменты, украшения, строительный материал, предметы домашнего обихода и т. д.)
Лес - защитник человека! (Излечит, накормит, обогреет, укроет от зноя ...)
Лес – это дом для зверей и птиц.
Лес – украшение планеты, здоровье людей, радость и отдых!
Лес – помощник земледельца! ( Лесополосы)
Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы.
Лес не только для нашей забавы…
Он - богатство нашей страны.
Все деревья в нем, ягоды, травы
Нам на пользу, друзья, взрачены.
Учитель.
- Почему нельзя вырубать леса?
Учитель.
- Лес – это легкие планеты. Почему?
-Потому, что растения поглощают углекислый газ, а выделяют КИСЛОРОД.
(А знаете ли вы, что человек в сутки использует 750 литров чистого кислорода и выделяет 657 литров углекислого газа)
Именно растения дают возможность ЖИТЬ всем ЛЮДЯМ и ЖИВОТНЫМ.
- Что произойдет, если …вырубят леса?
Произойдет ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КАТАСТРОФА.
(Жизнь на Земле прекратится)
Учитель.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься,
Если будут уничтожены они,
На Планете мы останемся одни.
11. Слайд. Природу надо беречь и лелеять!
- Что мы делали в лесу? (Изучали жизнь леса.)
- А что вы слышали в лесу? ( Пение птиц)
-А почему в лесу Лесовичка мы не услышали пение птиц?
Лесовик.
Так вы не ответили на мой вопрос «Почему погиб лес?»
-Ребята, ответьте на вопрос лесовичка.
-Вырубили кустарники- исчезли птицы, которые гнездились в кустарниках.
_А что делают птицы? ( Они уничтожают вредных насекомых на деревьях и кустарниках.)
Что стало с насекомыми? Они стали поедать листья и грызть корни, деревья высохли.
_ Что сделал человек? ( Он нарушил связи.)
12. Слайд. Лес - сообщество…
13. Слайд. Посади дерево.
-Мы исправим ошибку людей и поможем возродить лес.
(Ребята берут елочки, кустарники, грибочки, цветочки и сажают Лесовичку в лес)
Учитель.
- Ребята, посмотрите в свои корзинки. Щедро ли одарил вас лес своими дарами?
Идет подсчет жетонов.
Лесовичок объявляет результаты игры.
Победила дружба.
Учитель.
-Какие задания больше всего понравились?
-Какое задание вызвало затруднение? Почему?
-Что нового узнали?
-Что вспомнили?
- Где в повседневной жизни мы сможем применить полученные знания?
- Ребята, вам понравилась наша прогулка по лесу?
- Кому понравилась, поднимите листочки.
- А кому не понравилось? Почему?
Учитель.
Мы любим лес в любое время года.
Мы слышим речек медленную речь::
Все это называется природой
Давайте же всегда ее беречь!
Учитель.
На этом мы заканчиваем наше путешествие по Зеленому Царству. Я вижу, что вы мои друзья. Мы живем на нашей замечательной Планете и должны не только беречь, но и приумножать наше богатство, поэтому мы приняли участие в Городской акции «Посади дерево»
Мы должны жить в гармонии с природой. Я надеюсь, что после этого мероприятия ребята не будут ломать ветки, рвать цветы, будут беречь и охранять природу!
14.Слайд.Благодарим за внимание!
(Учитель раздает памятки «Как вести себя в лесу»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Наша речь - наше богатство"
Консультация для родителей. Цели: обратить внимание родителей на проблему нарушения речи у детей; провести разъяснительную работу с родителями о речи – как драгоценном даре; дать понятия о некото...
мы разные- в этом наше богатство, мы вместе- в этом наша сила
классный час направлен на воспитание в подростающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной и религиозно...
"Хлеб - наше богатство, хлеб - наша сила"
Тематический классный час о хлебе...
Урок толерантности "Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе - в этом наша сила"
Актуальность проекта: Такие приграничные российские регионы, как Краснодарский край, испытавшие наибольшее миграционное давление, оказались наиболее активно вовлеченными в решение миграционных проблем...
Урок толерантности в 4 классе "Мы разные и в этом наше богатство. Мы вместе - в этом наша сила"
Данный классный час формирует у ребят представление о толерантности, воспитывает толеранотное мышление, уважение к своим правам и прапвам других людей....
Классный час в форме деловой игры «Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила!»
Классный час для учащихся 4-х классов в форме деловой игры "Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе - в этом наша сила!" с презентацией. Цель данного мероприятия: познакомить ребят с понятием "то...
Классный час в форме деловой игры «Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила!»
Классный час с презентацией для учащихся 4-х классов в форме деловой игры "Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе - в этом наша сила!". Данное мероприятие формирует у детей представление о...