Окружающий мир. "Лес - природное сообщество"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме
сформировать представление о природном сообществе как совокупности совместно обитающих и находящихся в тесной взаимосвязи организмов и, на основе этого, развивать представления о природном равновесии и роли человека в его сохранении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
les_-_prirodnoe_soobshchestvo.docx | 46.78 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА: Лес – природное сообщество
Цель: сформировать представление о природном сообществе как совокупности совместно обитающих и находящихся в тесной взаимосвязи организмов и, на основе этого, развивать представления о природном равновесии и роли человека в его сохранении.
Задачи:
- Показать красоту леса и разнообразие растений леса;
- Расширить и уточнить знания учащихся о животных леса;
- Познакомить с особенностями образа жизни типичных представителей животного мира;
- Показать связи животных леса с растениями и друг другом;
- Убедить учащихся в бережном отношении к природе и её охране.
Форма работы: индивидуальная, фронтальная, эвристическая.
Оборудование: учебники, карта Ростовской области, карта «Природные зоны, телевизор, компьютер, гербарий, выставка книг.
ХОД УРОКА
- Актуализация знаний.
- Сегодня мы совершим с вами прогулку. Куда? Догадайтесь!
Есть у меня зелёный друг,
Весёлый друг, хороший
Он нам протянет сотни рук
И тысячи ладошек.
Слайд 2
- Кто сможет объяснить, что такое лес? Давайте посмотрим толкование этого слова в интернете. Итак, учёные называют лес – природным сообществом. (Щелчок)
- А что это значит? (Это значит, что все обитатели живут совместно, тесно связаны между собой)
2. Сообщение темы урока
- Сегодня на уроке мы попытаемся с вами доказать связь, которая существует в лесном сообществе. Слайд 3
3. Работа над темой урока
Слайд 4
Учитель: Широко раскинулся на карте нашей страны зелёный океан лесов. Плещутся в этом океане белоствольные берёзки, сумрачные ели, светлые сосновые боры, глухие таёжные дебри. одно из замечательных богатств, которыми наделена наша Родина – лес.
- Какие растения растут в лесу? (Деревья, кустарники, травянистые растения, грибы, мхи, лишайники)
Учитель: Не мешают ли растения друг другу расти? Почему? Растения в любом лесу располагаются этажами или ярусами. Главное, они не должны мешать друг другу.
Верхний или первый ярус образуют деревья, выносящие свои кроны к свету: дуб, липа, старая берёза.
Под ними второй ярус: рябина, черёмуха.
Третий ярус – кустарники: орешник, малина.
Четвёртый – травянистые растения.
Пятый ярус – грибы, мхи, лишайники.
- А кто из вас знает особенности лишайников? (Растут только там, где чистый воздух) Ни к одному из ярусов нельзя отнести лишайники, которые поселяются на стволах деревьев. Интересно, что они не причиняют вреда деревьям, а только используют их как место для жизни. Самым низким ярусом является почва, со всеми населяющими её живыми организмами.
В хвойном лесу количество ярусов гораздо меньше. В лучшем случаи под высокими деревьями растут теневыносливые кустарники черники и некоторые травянистые растения: майник, кислица.
Но чем больше ярусов в лесу, тем больше тень. Даже самые лёгкие воздушные листочки , например, у берёзы, всё же дают тень.
- Вы знаете, что растения не могут жить без света. Как же природа решила этот вопрос?(Растения приспособились к разному освещению. Есть растения тенелюбивые, есть растения теневыносливые.)
В лесу тень определяет время цветения растений нижних ярусов. Ранней весной, когда только сойдёт снег, вырастают теневыносливые раннецветущие растения: медуница, гусиный лук, ветреница.
- Как вы думаете почему? (Они спешат расцвести и образовать семена, пока в лесу светло и деревья не покрылись листвой.)
- Среди первоцветов есть и деревья- ива; кустарники – орешник. Жизнь растений в лесу обеспечивается условиями неживой природы. Слайд 5
Но и лес влияет на состояние неживой природы. Каким образом?
Ученик: В жаркий день в лесу прохладно. Зимой лес защищает нас от холода и сильного ветра. Значит, летом в лесу температура воздуха ниже, а зимой выше, чем на открытом месте.
Учитель: В сухую погоду возьмём комочек почвы в лесу и на открытом месте, сожмём их в кулак – и убедимся, что в лесу почва более влажная, чем на открытом месте. Лес охраняет влагу в почве. Солнечные лучи, ветер, дождь тоже несут информацию. Солнце указывает растениям, когда, надо распускать почки, а когда сбрасывать листву.
Слайд 6
(Хорошо читающий ученик читает с экрана телевизора)
Когда ты входишь в лес, душистый и прохладный,
Средь пятен солнечных и строгой тишины
Встречает грудь твоя так радостно и жадно
Дыханье влажных трав и аромат сосны.
Нога твоя скользит по россыпи иголок
Или шуршит травой, стряхая капли рос.
А сумрачный навес широколапых ёлок
Сплелся с листвой ольхи и молодых берёз.
Привет тебе, приют покоя и свободы,
Родного севера неприхотливый лес!
Ты полон свежести, и все в тебе живое,
И сколько у тебя загадок и чудес!
Роберт Рождественский
Учитель: На какие группы можно разделить деревья по их внешнему виду, упомянутые автором этих строк? (Щелчок)
- Чем отличается хвоя от листьев? (формой, количеством, хвоя покрыта восковым налётом)
-Как называется лес, в котором растут хвойные и лиственные деревья?
-А какой лес, по вашему мнению, выглядит «веселее», хвойный или лиственный? Почему? (В лиственных лесах больше разных видов деревьев, у них разная форма листьев, плодов, цветов, они светлее и наряднее. В лиственных лесах много пищи для насекомых и поэтому больше птиц и зверей.)
- Лес полон звуков – голосов птиц. Давайте послушаем музыку леса и представим, что мы находимся в лесу. И попробуем определить, какое растение к какому ярусу относится.
Работа в парах. На столах у детей лежат по 3-4 растения из гербария.
Проверка.
- А без кого не может существовать лес? Слайд 7
Весь лес – от верхушки деревьев до земли, включая почву, заселён животными. Животные леса, как и растения, обитают ярусами. Давайте попробуем с вами определить какие животные, в каком ярусе обитают. Слайд 8
Работа в группах:
- 1 группа – составляют список животных обитающих в верхнем ярусе;
- 2 группа- ведут наземный образ жизни;
- 3 группа – обитают под землёй.
Проверка.
Учитель: К середине прошлого столетия человек практически уничтожил это животное. Затем понял, что природа была мудра, придумав его. (Рассказ о волке)
- Люди нередко меняются квартирами, переезжая из дома в дом, с этажа на этаж. А могут ли поменяться квартирами лесные жители? Представьте, что белка захотела поменяться к5вартирой с кротом. Смогли бы они это сделать? Почему?
Слайд 10
- Составьте цепи питания:
- 1 группа –животные, обитающие в верхнем ярусе;
- 2 группа- наземные животные
- 3 группа – –животные, обитающие под землёй.
Проверка.
Учитель: Из данных условных диаграмм, выберите ту, которая соответствует теме нашего урока. Объясните свой выбор. Слайд 11
Проверка. (Щелчок)
Учитель: У каждого человека есть семья и дом. Семья живёт дружно, сообща. А можно ли лес назвать домом? Какой вывод можно сделать? (Лес – природное сообщество и все его обитатели живут вместе)
Но в сообщество леса входит ещё и особая группа живых существ, они не относятся ни к растениям, ни к животным. Что это за группа?
Слайд 12
- Каково значение грибов в жизни леса?
Учитель: Грибы, которые вы обычно видите в лесу, состоят из шляпки и ножки, а в почве от ножек тянутся в разные стороны тонкие белые нити – это грибница – подземная часть гриба.
- Оказывается, грибы очень нужны в лесу. (Чтение статьи хорошо читающим учеником)
… В одном из степных районов сажали лесные полосы. Но деревья росли очень плохо. Чего-то им не хватало. И учёные заметили: нет в молодом лесу ни одного гриба! Привезли из старого леса почву с грибницей. На новом месте тоже появились грибы. И произошло чудо: деревья пошли в рост, стали быстро набирать силу, лес словно ожил.
Оказывается, грибы очень нужны в лесу. Дело в том, что нити грибницы срастаются с корнями деревьев и кустарников, трав и помогают им всасывать из почвы воду с растворёнными в ней солями. И вот что интересно: один из самых лучших помощников растений – гриб-мухомор.
А ещё грибы необходимы лесу потому, что ими питаются многие животные: олени, лоси, белки, сороки, слизни, разные насекомые. Некоторыми ядовитыми для человека грибами животные лечатся. Мухомор, например, служит лекарством для лосей.
Кроме того, грибы способствуют разложению растительных остатков: пней, упавших стволов и сучьев, отмершей листвы. Тем самым они поддерживают круговорот веществ в лесу.
Учитель: А кто ещё участвует в круговороте веществ? (Насекомые и их личинки, которые живут в лесной подстилке, а также микробы.)
- Итак, мы с вами составили схему природного сообщества леса.
- Давайте впишем недостающие звенья в экологической пирамиде или пирамиде природного равновесия. Слайд 13
Учитель: Оказавшись в лесу, бережно относитесь не только к деревьям, но и к малой травинке и насекомым, обитающим в нём. Ведь многие живые организмы связаны между собой своеобразной дружбой:
Дружат пчелки и цветок.
Дружат лист и мотылек,
Дружат реки и леса,
Дружат в хоре голоса.
Дружат ели и клесты…
- Каким образом они дружат? На схеме осталось не раскрыто одно звено. Как вы думаете, что это за звено? (Щелчок)
- Каково значение сообщества для человека?
Учитель: Наше время называют веком информации. Для её сбора, хранения, обработки созданы системы связи., изобретены компьютеры. Но, оказывается, что ничего нового люди не изобрели. Природные сообщества миллионы лет обмениваются информацией. К сожалению, человек пока ещё плохо понимает «лесной язык». А ведь из покон веков лес был и остаётся верным другом и защитником человека. Взамен требует только одного – бережного отношения с ним.
Закрепление. Что же делает человек, чтобы сохранить лес?
Работа по карте Ростовской области. Слайд 14
В Ростовской области находятся:
- Государственный музей-заповедник им. М. А. Шолохова, на территории Вешенского района. Он организован в 1984 г.
- Государственный природный заповедник «Ростовский» на территории Орловского района, среди сухих степей и полупустынь. Он организован в 1995г.
- Маныч-Гудило – место массовых гнездований и миграции водоплавающих птиц (около 40 тыс. особей). Обитающие 29 видов животных занесены в Красную книгу.
- В Ростовской области с 1995 г. Находятся под охраной 1 заповедник Федерального значения, 7 охотничьих заказников Федерального значения, 24 заказника областного значения, 90 памятников природного местного значения.
- В Ростовском зоопарке примерно 400 видов животных, в том числе, примерно 70 из Красной книги.
- Сберечь и сохранить растительный мир Земли для потомков – важнейшая задача человечества.
Любить лес, охранять его – это долг каждого Российского Человека – хозяина Великой страны.
Рефлексия.
Учитель: Понравился урок?
На доске три лист листика: «Понравился, не понравился, не знаю». Приклейте на ёлочку или грибок на тот листик, который передаёт ваше отношение к уроку.
Домашнее задание: подготовить сообщение об одном из растений или животном, нуждающемся в защите.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира "Лес- природное сообщество" 4 класс
Урок окружающего мира в 4 классе по программе А.А. Плешакова на тему «Лес – природное сообщество» направлен на экологическое воспитание младших школьников. По типу - урок систематиза...
Урок окружающего мира "Луг - природное сообщество" 3 класс по системе Занкова.
Урок окружающего мира по теме "Луг- природное сообщество" 3 класс по системе Л.В.Занкова. Работа на уроке направлена на знакомство учащихся с природным сообществом – луг, на формиров...
«Лес – волшебный дворец. Единство живой и неживой природы. Природные сообщества леса. Взаимосвязи в лесном сообществе. Круговорот веществ в лесу. Влияние человека на лесное сообщество».
План-конспект урока с презентацией....
Методическая разработка проверочной работы по окружающему миру. Тема "Природные сообщества" 2 класс
Разработка проверочной работы по окружающему миру по теме "Природные сообщества", 2 класс, программа "Начальная школа 21 века"...
Разработка по окружающему миру для 1 класса «Дикие и домашние животные. Взаимосвязи в природном сообществе. Влияние человека на природные сообщества»
Разработка по окружающему миру для 1 класса «Дикие и домашние животные. Взаимосвязи в природном сообществе. Влияние человека на природные сообщества»...
Урок окружающего мира "Лес - природное сообщество" по УМК "Начальная школа 21 века"
Лес рассматривается как природное сообщество: виды животных, растений, ярусы леса. Проводится работа в группах. Ученики выполняют мини-проекты на уроке....
Тест по окружающему миру "Лес- природное сообщество"
Тест используется в 4 классах. Использованы разработки к УМК А.А.Плешакова...