рабочая программа по окружающеми миру 1 класс автор Виноградова
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему
рабочая программа окружающий мир 1 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_miru.1_klass.docx | 44.09 КБ |
Предварительный просмотр:
« Рассмотрено» на МО Протокол № ____от «_______» _____________ 2011г. | « Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ « СОШ с. Грачев Куст» _______ /Гейко О. Д./ «_______» _____________2011г. | « Утверждаю» Директор МОУ « СОШ с. Грачев Куст» _________/ Магомедова Т. В. / Приказ № ____ от « ___» ______2011г. |
Рабочая программа педагога
Мороз Светланы
Викторовны
Высшая категория
по учебному курсу « Окружающий мир»
Базовый уровень
- Пояснительная записка
Данная рабочая программа соответствует Образовательному стандарту начального общего образования, основывается на концепции образовательной области
« Окружающий мир» и соответствует Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений России. Программа разработана с учетом логики учебного процесса , возрастных особенностей младших школьников.
Целью курса « Окружающий мир » являются:
представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила
взаимодействия во всех сферах окружающего мира.
Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются :
1. федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования от 05.03. 2004г. № 1089.
2. программа начального общего образования по окружающему миру по программе «Начальная школа XXI века» под редакцией профессора Н. Ф. Виноградовой;
3 .базисный учебный план образовательных учреждений РФ, утвержденный Приказом Минобразования РФ №1312 от 09.03.2004г.
4 .федеральный перечень учебников , рекомендованных ( допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программу общего начального образования.
2 .Календарно- тематическое планирование
Уроков – 66ч Предмет- окружающий мир
Класс- 1
Учитель- Мороз Светлана Викторовна
Количество часов за год:
Всего: 68 часов
В неделю- 2 часа
Планирование составлено на основе:
Образовательной программы « Начальная школа XXI века» разработанной с требованиями Государственного стандарта под редакцией члена-корреспондента РАО профессора Н. Ф. Виноградовой
Учебники:
Н. Ф. Виноградова « Окружающий мир» ( 2 части) издательский центр Вентана-Граф
Н. Ф. Виноградова рабочие тетради « Учимся познавать мир» издательский цент Вентана- Граф
- Содержание и объем учебного курса.
Согласно действительному Базисному учебному плану рабочая программа по окружающему миру для начальной школы предусматривает обучение в объеме 2 часов в неделю ( всего за год 66 часов).
Рабочая программа реализует базисный уровень для приобретения практических навыков и взаимодействий человека и природы.
Особое значение программы состоит в формировании целостного взгляда на
окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, познании учащимся самого себя, своего «Я».
Таким образом, изучение Окружающего мира позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, т. е. реализовать социальные и образовательные цели естественно-научного и обществоведческого образования младших школьников.
Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника. Это:
- готовность и способность к саморазвитию и самообучению,
- достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля
и самооценки;
- личностные качества, позволяющие успешно осуществлять
учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:
- формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;
- воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
- понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
- осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
- обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
- овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
- расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественно-научного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере.
С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета.
Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:
- познавательные как способность применять для решения
учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение,
обобщение, анализ, доказательства и др.);
- регулятивные как владение способами организации, планирования
различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой,
исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
- коммуникативные как способности в связной логически
целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов
окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.
Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).
В основе построения программы лежат следующие принципы:
1. Принцип интеграции — соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений. Реализация этого принципа особенно важна по двум причинам: во-первых, она дает возможность учесть одну из важнейших психологических особенностей младшего школьника — целостность, нерасчлененность восприятия
окружающего мира, а во-вторых, обеспечивает познание отдельных сторон действительности в их взаимосвязи, так как ее отсутствие рождает «болезнь блуждания от одного предмета к другому и интеллектуальную бестолковость» (Г. Гегель). Интеграция затрагивает не только общий подход к отбору содержания в системе «человек-природа-общество», но и более частные составляющие этой системы: «человек и предметный мир», «человек и другие люди», «человек и его самость», «человек и творческая
деятельность». Это обеспечивается представленностью знаний из различных
предметных областей — природоведческие, географические, гигиенические, психологические, исторические и др.
2. Педоцентрический принцип определяет отбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты. Актуализация содержания обучения предполагает его отбор с учетом специфики социальных ролей данной возрастной группы, социально значимых качеств, обеспечивающих успешное взаимодействие с различными сторонами действительности.
3. Культурологический принцип понимается как обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что дает возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию. Именно поэтому большое внимание в программе уделяется общекультурным сведениям — творчество выдающихся российских граждан, научных открытиях, истории развития техники, искусства, литературы и др. Для реализации этого
принципа в программу введен специальный раздел «Расширение кругозора школьников».
4. Необходимость принципа экологизации содержания обучения Окружающему миру определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младших школьников. Этот принцип реализуется двумя путями: расширением представлений школьников о взаимодействии человека с окружающим миром (рубрики «Человек и растение», «Человек и животные», «Человек и природа»), а также раскрытием системы правил поведения в природе, подчиняющиеся принципу «Не навреди». Действие принципа распространяется не только на отношение человека к природным объектам, но и к другим людям (элементы социальной экологии).
5. Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественно-научных и гуманитарных предметов в основной школе.
6. Краеведческий принцип обязывает учителя при изучении природы и социальных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический, художественный музеи и т. п
Конструирование содержания программы предполагает связь теоретических сведений с деятельностью по их практическому применению, что определило необходимость дать в программе перечень экскурсий, опытов, практических работ.
В программе представлены следующие ведущие содержательные
линии:
- Человек как биологическое существо: чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность человека, здоровье и образ его жизни, знание себя как необходимое условие эмоционального благополучия и успешной социализации.
Темы: «Мы — школьники», «Твое здоровье» (1 класс); «Кто ты такой» (2 класс); «Земля — наш общий дом» (3 класс), «Человек — биологическое существо (организм)» (4 класс).
- Человек и другие люди: может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, правила культурного поведения и почему их нужно выполнять.
Темы: «Ты — первоклассник», «Мы и вещи» (1 класс); «Кто живет рядом с тобой» (2 класс); «Каким был человек в разные времена (исторические эпохи)» (3 класс); «Человек и общество» (4 класс).
- Человек и мир природы: что такое природа, может ли человек жить без природы, почему люди должны беречь природу.
Темы: «Родная природа» (1 класс), «Мы — жители Земли» (2 класс); «Человек — биологическое существо (организм)» (4 класс).
- Человек и общество: чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину, что это значит «любить Родину», семья как ячейка общества.
Темы: «Родная страна» (1 класс); «Твоя Родина — Россия» (2 класс), «Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи)» (3 класс), «Человек и общество, в котором он живет» (4 класс).
- История родной страны: как рождалось и развивалось наше государство, какие важнейшие события произошли в его истории, как развивалась экономика, техника, культура и искусство в нашей стране.
Темы: «Путешествие в прошлое» (2 класс), «Каким был человек в разные времена (исторические эпохи»), «Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи)» (3 класс), «Человек и общество, в котором он живет» (4 класс).
Программа предусматривает проведение уроков обобщения. Их цель: оживить знания школьника, систематизировать их, создать стройную картину определенного исторического периода развития нашего государства.
Особенно важны уроки обобщения в четвертом классе, именно здесь систематизируются знания, полученные за все четыре года обучения, и создается возможность четко представить обобщенное видение исторических эпох: «Древняя Русь», «Московское государство», «Россия», «Советская Россия», «Современная Россия».
Cодержание тем учебного курса
1 класс (66 ч)
Введение. Что такое окружающий мир (1ч)
Нас окружает удивительный мир: неживая и живая природа, объекты, сделанные руками человека, люди.
Мы — школьники (10 ч)
Ты — первоклассник. Режим дня первоклассника. Определение времени по часам с точностью до часа. Домашний адрес. Школа, школьные помещения: гардероб, класс, столовая, игровая, спортзал и др. Уважение к труду работников школы: учителя, воспитателя, уборщицы и др. Оказание посильной помощи взрослым: подготовка к уроку,
уборка класса, дежурство в столовой и др. Правила поведения на уроке: подготовка рабочего места, правильная осанка, гигиена письма, внимательность, сдержанность, аккуратность.
ОБЖ: безопасная дорога от дома до школы. Улица (дорога): тротуар, обочина, проезжая часть, мостовая. Правила пользования транспортом. Дорожные знаки: «пешеходный переход», «подземный пешеходный переход», «железнодорожный переезд», «велосипедная дорожка», «велосипедное движение запрещено» и др. Светофор. Правила поведения на дорогах и улицах, во дворах домов и на игровых площадках.
Твои новые друзья. Кого называют друзьями. Коллективные игры и труд.
Правила дружбы: справедливо распределять роли в игре, поручения в работе,
правильно оценивать деятельность сверстника и свою, радоваться успехам
друзей.
Универсальные учебные действия:
- определять время по часам с точностью до часа;
- анализировать дорогу от дома до школы: замечать опасные участки, знаки дорожного движения;
- воспроизводить домашний адрес, правила ДД и пользования транспортом;
- различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице;
- описывать назначение различных школьных помещений;
- конструировать игровые и учебные ситуации, раскрывающие правила поведения на уроке;
- реализовывать в процессе парной работы правила совместной деятельности.
Ты и здоровье (6 ч)
Забота о своем здоровье и хорошем настроении. Гигиена зубов, ротовой полости, кожи. Охрана органов чувств: зрения, слуха, обоняния и др.
Солнце, воздух, вода — факторы закаливания. Проветривание помещения. Утренняя гимнастика. Прогулки, игры на воздухе. Режим питания. Культура поведения за столом.
Универсальные учебные действия:
- демонстрировать в учебных и игровых ситуациях правила гигиены, упражнения утренней гимнастики, правила поведения во время еды.
Мы и вещи (6 ч)
Ты и вещи, которые тебя окружают. Труд людей, которые делают для нас одежду, обувь, книги и другие вещи. Профессии. Бережное отношение к вещам, уход за ними.
ОБЖ: правила пожарной безопасности. Правила обращения с бытовыми и газовыми приборами. Телефоны экстренных вызовов.
Универсальные учебные действия:
- классифицировать предметы (изделия) по принадлежности (одежда, обувь, мебель и т. д.);
- ориентироваться при решении учебных и практических задач на правила безопасного поведения с предметами быта. Строить небольшой текст информационного характера на основе телефонных диалогов.
Родная природа (25 ч)
Красота природы. Природа и творчество человека (поэзия, живопись, музыка). Природа и фантазия (поделки из природного материала, мини- сочинения о явлениях и объектах природы).
Сезонные изменения в природе (характеристика времени года, сравнение разных сезонов; зависимость изменений в живой природе от состояния неживой). Растения пришкольного участка: название, внешний вид (4–5 растений). Растения сада и огорода: название, окраска, форма, размер, употребление в пищу (4–5 растений). Комнатные растения: название, внешний вид (3–4 растения). Условия роста (тепло, свет, вода). Уход за комнатными растениями.
Животные вокруг нас: звери, насекомые, птицы и др. Домашние и дикие животные. Сезонная жизнь животных. Бережное отношение к растениям и животным.
ОБЖ: правила безопасного поведения на природе (опасные растения и животные).
Универсальные учебные действия:
- описывать сезонные изменения в природе;
- создавать мини-сочинения о явлениях и объектах природы;
- определять последовательность времен года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной последовательности;
- устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы;
- описывать внешние признаки растения;
- выделять из группы растений опасные для жизни и здоровья людей;
- различать животных по классам (без термина);
- сравнивать домашних и диких животных, выделять признаки домашних животных;
- различать животных по месту обитания.
Родная страна (19 ч)
Семья. Члены семьи. Труд, отдых в семье. Взаимоотношения членов семьи.
Название города (села), в котором мы живем. Главная улица (площадь). Памятные места нашего города (села). Труд людей родного города (села), профессии (например, строитель, шахтер, тракторист, доярка и др.).
Машины, помогающие трудиться. Труд работников магазина, почты, ателье, библиотеки, музея и профессии людей, работающих в них (продавец, библиотекарь, почтальон, музыкант, художник и др.). Уважение к труду людей.
Россия. Москва. Красная площадь. Кремль.
Народное творчество: пение, танцы, сказки, игрушки.
Универсальные учебные действия:
- составлять небольшой рассказ о своей семье;
- взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать вопрос;
- различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта; кратко рассказывать на тему «Что делают в …»;
- называть достопримечательности столицы (с опорой на фото, рисунки), ориентироваться в понятии «народное творчество»: приводить примеры малых фольклорных жанров (без термина), народных сказок, игрушек;
- различать (сопоставлять) основные нравственно-этические понятия; называть к ним антонимы и синонимы;
- реализовывать в труде в уголке природы действия по уходу за животными и растениями.
Экскурсии. Сезонные экскурсии «Времена года»; в теплицу, парник, хозяйство по выращиванию цветов и т.п. (по выбору учителя с учетом местных возможностей). Экскурсии, знакомящие учащихся с различным трудом (по выбору учителя с учетом местных особенностей).
Практические работы. Уход за комнатными растениями и животными
уголка природы, зарядка аквариума, террариума, инсектария.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата по плану | Дата фактически | примечание |
1 | Введение | 1 | |||
2 | Этот удивительный мир. | 1 | |||
3 | Давай познакомимся. | 1 | |||
4 | Мы- школьники. | 1 | |||
5 | Правила поведения в школе. | 1 | |||
6 | Сентябрь- первый месяц осени. | 1 | |||
7 | Что нам осень подарила. | 1 | |||
8 | Грибная пора. | 1 | |||
9 | Семья. | 1 | |||
10 | О маме. | 1 | |||
11 | Любимые занятия. | ||||
12 | Воскресный день. | 1 | |||
13 | Как из зерна получилась булка. | 1 | |||
14 | Человек и домашние животные. | 1 | |||
15 | Октябрь уж наступил. | 1 | |||
16 | Явления природы. | 1 | |||
17 | Где ты живешь? | 1 | |||
18 | Правила поведения на дорогах. | 1 | |||
19 | Ты и вещи. | 1 | |||
20 | Как работают ночью. | 1 | |||
21 | Что такое здоровье. | 1 | |||
22 | Правила гигиены. | 1 | |||
23 | О режиме дня. | 1 | |||
24 | Мимика и жесты. | 1 | |||
25 | Обобщающий урок по теме здоровье. | 1 | |||
26 | Урок в спортивном зале. | 1 | |||
27 | Ноябрь- зиме родной брат. | 1 | |||
28 | Звери- млекопитающие. | 1 | |||
29 | Что мы знаем о птицах. | 1 | |||
30 | Родной край. | 1 | |||
31 | Дом, в котором ты живешь | 1 | |||
32 | Зачем люди трудятся. | 1 | |||
33 | В декабре, в декабре все деревья в серебре…. | 1 | |||
34 | Какая бывает вода? | 1 | |||
35 | О дружбе | 1 | |||
36 | В гости | 1 | |||
37 | С наступающим Новым годом! | 1 | |||
38 | Январь- году начало, зиме-середина. | 1 | |||
39 | Хвойные деревья. | 1 | |||
40 | Жизнь птиц. | 1 | |||
41 | Наша страна- Россия. | 1 | |||
42 | Герб, флаг и гимн России. | 1 | |||
43 | Богата природа России. | 1 | |||
44 | Мы- россияне. | 1 | |||
45 | Народная сказка. | 1 | |||
46 | Февраль- месяц метелей и вьюг. | 1 | |||
47 | Звери- млекопитающие. | 1 | |||
48 | Наш уголок природы. | 1 | |||
49 | Мы- граждане России. | 1 | |||
50 | О правилах поведения. | 1 | |||
51 | 23- февраля- День защитника Отечества. | 1 | |||
52 | 8-е Марта- праздник женщин. | 1 | |||
52 | Март- капельник. | 1 | |||
54 | Если хочешь быть здоров, закаляйся! | 1 | |||
55 | Здоровая пища. | 1 | |||
56 | Какое бывает настроение. | 1 | |||
57 | Апрель- водолей. | 1 | |||
58 | Весенние работы . | 1 | |||
59 | День космонавтики. | 1 | |||
60 | Май весну завершает, лето начинает. | 1 | |||
61 | Жизнь земноводных весной | 1 | |||
62 | Животное- живое существо. | 1 | |||
63 | Урок экзамен. | 1 |
Экскурсий: 10, практических работ: 3
4.Основные требования на конец 1 класса:
К концу обучения в первом классе учащиеся
Научатся:
- воспроизводить свое полное имя, домашний адрес, название города,
страны, достопримечательности столицы России;
- различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице; применять знания о безопасном пребывании на улицах;
- ориентироваться в основных помещениях школы, их местоположении;
- различать особенности деятельности людей в разных учреждениях
культуры и быта; приводить примеры различных профессий;
- различать понятия «живая природа», «неживая природа», «изделия»;
— определять последовательность времен года (начиная с любого),
находить ошибки в предъявленной последовательности; кратко
характеризовать сезонные изменения;
- устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой
природы;
- описывать (характеризовать) отдельных представителей
растительного и животного мира;
- сравнивать домашних и диких животных.
К концу обучения в первом классе учащиеся
Смогут научиться:
- анализировать дорогу от дома до школы, в житейских ситуациях
избегать опасных участков, ориентироваться на знаки дорожного движения;
- различать основные нравственно-этические понятия;
- рассказывать о семье, своих любимых занятиях, составлять
словесный портрет членов семьи, друзей;
- участвовать в труде по уходу за растениями и животными уголка
природы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике 3 класс (автор Л.Г.Петерсон)
Рабочая программа по математике для 3 класса разработана на основе примерной типовой программы по математике в соответствии с требованиями Федерального компонента государственн...
Рабочая программа по информатике 3 класс (автор А.В.Горячев)
Рабочая программа по информатике для 3 класса разработана на основе примерной типовой программы по информатике в соответствии с требованиями Федерального компонента госуд...
Рабочая программа искусство(музыка) 4 класс(автор Е.Д.Критская)
Рабочая программа, содержание тем, календарно-тематическое планирование 4 класс.(Авторы Е.Д.Критская,Г.П.Сергеева,Т.С.Шмагина)...
рабочая программа по математике 2 класс автор Моро
Подробная рабочая программа...
Рабочая программа по технологии, 2 класс, автор Н.И.Роговцева
Муниципальное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа № 2г.Верхнеуральска РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА ТЕХН...
Рабочая программа по математике 4 класс автор М.И.Моро
Рабочая программа по математике 4 класс УМК "Школа России" автор М.И.Моро создана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...
Рабочие программы по окружающеми миру
Рабочие программы по окружающему миру...