рабочая программа по окружающеми миру 1 класс автор Виноградова
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему

Мороз Светлана Викторовна

рабочая программа окружающий мир 1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_miru.1_klass.docx44.09 КБ

Предварительный просмотр:

        « Рассмотрено»   на МО

Протокол № ____от

«_______» _____________ 2011г.

           « Согласовано»

Заместитель директора по УВР

МОУ « СОШ с. Грачев Куст»

_______ /Гейко О. Д./

«_______» _____________2011г.

               « Утверждаю»

Директор МОУ « СОШ с. Грачев Куст»

_________/ Магомедова Т. В. /

Приказ № ____ от

« ___» ______2011г.

                                                   

Рабочая программа педагога

Мороз Светланы

Викторовны

Высшая  категория

по учебному курсу « Окружающий мир»

Базовый уровень

  1. Пояснительная записка

Данная рабочая программа соответствует Образовательному стандарту начального общего образования, основывается на концепции образовательной области

« Окружающий мир»  и соответствует Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений России. Программа разработана с учетом   логики учебного процесса , возрастных особенностей младших школьников.

Целью курса « Окружающий мир  » являются:

представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила

взаимодействия во всех сферах окружающего мира.

Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются :

1. федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования от 05.03. 2004г. № 1089.

2. программа начального общего образования по окружающему миру  по программе  «Начальная школа XXI века» под редакцией профессора Н. Ф. Виноградовой;

3 .базисный учебный план образовательных учреждений РФ, утвержденный Приказом Минобразования РФ №1312 от  09.03.2004г.

4 .федеральный перечень учебников , рекомендованных ( допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программу общего начального образования.

2  .Календарно- тематическое планирование

Уроков – 66ч                                                                      Предмет- окружающий мир

                                 

Класс- 1

Учитель- Мороз Светлана Викторовна

Количество часов за год:

Всего: 68 часов

В неделю- 2 часа

Планирование составлено на основе:

 Образовательной программы « Начальная школа XXI века» разработанной с требованиями Государственного стандарта   под редакцией члена-корреспондента РАО профессора Н. Ф. Виноградовой

Учебники:

Н. Ф. Виноградова « Окружающий мир» ( 2 части) издательский центр Вентана-Граф

Н. Ф. Виноградова рабочие тетради « Учимся познавать мир» издательский цент Вентана- Граф

  1. Содержание и объем учебного курса.

Согласно действительному  Базисному учебному плану рабочая программа по   окружающему миру   для начальной школы предусматривает обучение в объеме 2   часов в неделю ( всего за год 66  часов).

Рабочая программа реализует базисный уровень для приобретения практических навыков   и взаимодействий человека и природы.

Особое значение  программы  состоит в формировании целостного взгляда на

окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, познании учащимся самого себя, своего «Я».

Таким образом, изучение Окружающего мира позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, т. е. реализовать социальные и образовательные цели естественно-научного и обществоведческого образования младших школьников.

Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника. Это:

  1. готовность и способность к саморазвитию и самообучению,
  2. достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля

и самооценки;

  1. личностные качества, позволяющие успешно осуществлять

учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:

  1. формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;
  2. воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
  3. понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  4. формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.

Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:

  1. осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
  2. обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
  3. овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
  4. использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
  5. расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании  его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественно-научного и обществоведческого образования. Достижения в области  метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность  как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере.

 С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета.

Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:

  1. познавательные как способность применять для решения

учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение,

обобщение, анализ, доказательства и др.);

  1. регулятивные как владение способами организации, планирования

различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой,

исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;

  1. коммуникативные как способности в связной логически

целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов

окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.

Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

В основе построения программы  лежат следующие принципы:

1. Принцип интеграции — соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений. Реализация этого принципа особенно важна по двум причинам: во-первых, она дает возможность учесть одну из важнейших психологических особенностей младшего школьника — целостность, нерасчлененность восприятия

окружающего мира, а во-вторых, обеспечивает познание отдельных сторон действительности в их взаимосвязи, так как ее отсутствие рождает «болезнь блуждания от одного предмета к другому и интеллектуальную бестолковость» (Г. Гегель). Интеграция затрагивает не только общий подход к отбору содержания в системе «человек-природа-общество», но и более частные составляющие этой системы: «человек и предметный мир», «человек и другие люди», «человек и его самость», «человек и творческая

деятельность». Это обеспечивается  представленностью  знаний из различных

предметных областей — природоведческие, географические, гигиенические, психологические, исторические и др.

2. Педоцентрический принцип определяет отбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты. Актуализация содержания обучения предполагает его отбор с учетом специфики социальных ролей данной возрастной группы, социально значимых качеств, обеспечивающих успешное взаимодействие с различными сторонами действительности.

3. Культурологический принцип понимается как обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что дает возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию. Именно поэтому большое внимание в программе уделяется общекультурным сведениям — творчество выдающихся российских граждан, научных открытиях, истории развития техники, искусства, литературы и др. Для реализации этого

принципа в программу введен специальный раздел «Расширение кругозора школьников».

4. Необходимость принципа экологизации содержания обучения Окружающему миру определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младших школьников. Этот принцип реализуется двумя путями: расширением представлений школьников о взаимодействии человека с окружающим миром (рубрики «Человек и растение», «Человек и животные», «Человек и природа»), а также раскрытием системы правил поведения в природе, подчиняющиеся принципу «Не навреди». Действие  принципа распространяется не только на отношение человека к природным объектам, но и к другим людям (элементы социальной экологии).

5. Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественно-научных и гуманитарных предметов в основной школе.

6. Краеведческий принцип обязывает учителя при изучении природы и социальных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический, художественный музеи и т. п

 Конструирование содержания программы предполагает связь теоретических сведений с деятельностью по их практическому применению, что определило необходимость дать в программе перечень экскурсий, опытов, практических работ.

В программе представлены следующие ведущие содержательные

линии:

  1. Человек как биологическое существо: чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность человека, здоровье и образ его жизни, знание себя как необходимое условие эмоционального благополучия и успешной социализации.

Темы: «Мы — школьники», «Твое здоровье» (1 класс); «Кто ты такой» (2 класс); «Земля — наш общий дом» (3 класс),  «Человек — биологическое существо (организм)» (4 класс).

  1. Человек и другие люди: может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, правила культурного поведения и почему их нужно выполнять.

Темы: «Ты — первоклассник», «Мы и вещи» (1 класс); «Кто живет рядом с тобой» (2 класс); «Каким был человек в разные времена (исторические эпохи)» (3 класс); «Человек и общество» (4 класс).

  1. Человек и мир природы: что такое природа, может ли человек жить без природы, почему люди должны беречь природу.

Темы: «Родная природа» (1 класс), «Мы — жители Земли» (2 класс); «Человек — биологическое существо (организм)» (4 класс).

  1. Человек и общество: чем богата и знаменита родная страна,  почему гражданин любит свою Родину, что это значит «любить Родину», семья как ячейка общества.

Темы: «Родная страна»  (1 класс); «Твоя Родина — Россия» (2 класс), «Как трудились люди в разные времена (исторические  эпохи)» (3 класс), «Человек и общество, в котором он живет» (4 класс).

  1. История родной страны: как рождалось и развивалось наше государство, какие важнейшие события произошли в его истории, как развивалась экономика, техника, культура и искусство в нашей стране.

Темы: «Путешествие в прошлое» (2 класс), «Каким был человек в разные времена (исторические эпохи»), «Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи)» (3 класс), «Человек и общество, в котором он живет» (4 класс).

Программа предусматривает проведение уроков обобщения. Их цель: оживить знания школьника, систематизировать их, создать стройную картину определенного исторического периода развития нашего государства.

Особенно важны уроки обобщения в четвертом классе, именно здесь систематизируются знания, полученные за все четыре года обучения, и создается возможность четко представить обобщенное видение исторических эпох: «Древняя Русь», «Московское государство», «Россия», «Советская Россия», «Современная Россия».

Cодержание  тем учебного курса

1 класс (66 ч)

Введение. Что такое окружающий мир (1ч)

Нас окружает удивительный мир: неживая и живая природа, объекты, сделанные руками человека, люди.

Мы — школьники (10 ч)

Ты — первоклассник. Режим дня первоклассника. Определение времени по часам с точностью до часа. Домашний адрес. Школа,  школьные помещения:  гардероб, класс, столовая, игровая, спортзал и др. Уважение к  труду работников школы: учителя, воспитателя,  уборщицы и др. Оказание посильной помощи взрослым: подготовка к уроку,

уборка класса, дежурство в столовой и др. Правила поведения на уроке: подготовка рабочего места, правильная осанка, гигиена письма, внимательность, сдержанность, аккуратность.

ОБЖ: безопасная дорога от дома до школы. Улица (дорога): тротуар, обочина, проезжая часть, мостовая. Правила пользования транспортом. Дорожные знаки: «пешеходный переход», «подземный пешеходный переход», «железнодорожный переезд», «велосипедная дорожка», «велосипедное движение запрещено» и др. Светофор. Правила поведения на дорогах и улицах, во дворах домов и на игровых площадках.

Твои новые друзья. Кого называют друзьями. Коллективные игры и труд.

Правила дружбы: справедливо распределять роли в игре, поручения в работе,

правильно оценивать деятельность сверстника и свою, радоваться успехам

друзей.

Универсальные учебные действия:

  1. определять время по часам с точностью до часа;
  2. анализировать дорогу от дома до школы: замечать опасные участки, знаки дорожного движения;
  1. воспроизводить домашний адрес, правила ДД и пользования транспортом;
  2. различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице;
  3. описывать назначение различных школьных помещений;
  4. конструировать игровые и учебные ситуации, раскрывающие правила поведения на уроке;
  1. реализовывать в процессе парной работы правила совместной деятельности.

Ты и здоровье (6 ч)

Забота о своем здоровье и хорошем настроении.  Гигиена зубов, ротовой полости, кожи. Охрана органов чувств: зрения, слуха, обоняния и др.

Солнце, воздух, вода — факторы закаливания. Проветривание помещения. Утренняя гимнастика. Прогулки, игры на воздухе. Режим питания. Культура поведения за столом.

Универсальные учебные действия:

  1. демонстрировать в учебных и игровых ситуациях правила гигиены, упражнения утренней гимнастики, правила поведения во время еды.

Мы и вещи (6 ч)

Ты и вещи, которые тебя окружают. Труд людей, которые делают для нас одежду, обувь, книги и другие вещи. Профессии. Бережное отношение к вещам, уход за ними.

ОБЖ: правила пожарной безопасности. Правила обращения с бытовыми и газовыми приборами. Телефоны экстренных вызовов.

Универсальные учебные действия:

  1. классифицировать предметы (изделия) по принадлежности (одежда, обувь, мебель и т. д.);
  2. ориентироваться при решении учебных и практических задач на правила безопасного поведения с предметами быта. Строить небольшой текст информационного характера на основе телефонных диалогов.

Родная природа (25 ч)

Красота природы. Природа и творчество человека (поэзия, живопись, музыка). Природа и фантазия (поделки из природного материала, мини- сочинения о явлениях и объектах природы).

Сезонные изменения в природе (характеристика времени года, сравнение разных сезонов; зависимость изменений в живой природе от состояния неживой). Растения пришкольного участка: название, внешний вид (4–5 растений). Растения сада и огорода: название, окраска, форма, размер, употребление в пищу (4–5 растений). Комнатные растения: название, внешний вид (3–4 растения). Условия роста (тепло, свет, вода). Уход за комнатными растениями.

Животные вокруг нас: звери, насекомые, птицы и др. Домашние и дикие животные. Сезонная жизнь животных. Бережное отношение к растениям и животным.

ОБЖ: правила безопасного поведения на природе (опасные растения и животные).

Универсальные учебные действия:

  1. описывать сезонные изменения в природе;
  2. создавать мини-сочинения о явлениях и объектах природы;
  3. определять последовательность времен года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной последовательности;
  1. устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы;
  2. описывать внешние признаки растения;
  3. выделять из группы растений опасные для жизни и здоровья людей;
  4. различать животных по классам (без термина);
  5. сравнивать домашних и диких животных, выделять признаки домашних животных;
  1. различать животных по месту обитания.

Родная страна (19 ч)

Семья. Члены семьи. Труд, отдых в семье. Взаимоотношения членов семьи.

Название города (села), в котором мы живем. Главная улица (площадь). Памятные места нашего города (села). Труд людей родного города (села), профессии (например, строитель, шахтер, тракторист,  доярка и др.).

Машины, помогающие трудиться. Труд работников магазина, почты, ателье, библиотеки, музея и профессии людей, работающих в них  (продавец, библиотекарь, почтальон, музыкант, художник и др.). Уважение к труду людей.

Россия. Москва. Красная площадь. Кремль.

Народное творчество: пение, танцы, сказки, игрушки.

Универсальные учебные действия:

  1. составлять небольшой рассказ о своей семье;
  2. взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать вопрос;
  1. различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта; кратко рассказывать на тему «Что делают в …»;
  2. называть достопримечательности столицы (с опорой на фото, рисунки), ориентироваться в понятии «народное творчество»: приводить примеры малых фольклорных жанров (без термина), народных сказок, игрушек;
  3. различать (сопоставлять) основные нравственно-этические понятия; называть к ним антонимы и синонимы;
  4. реализовывать в труде в уголке природы действия по уходу за животными и растениями.

Экскурсии. Сезонные экскурсии «Времена года»; в теплицу, парник, хозяйство по выращиванию цветов и т.п. (по выбору учителя с учетом местных возможностей). Экскурсии, знакомящие учащихся с различным трудом (по выбору учителя с учетом местных особенностей).

Практические работы. Уход за комнатными растениями  и животными

уголка природы, зарядка аквариума, террариума, инсектария.

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата по плану

Дата фактически

примечание

1

Введение

1

2

Этот удивительный мир.

1

3

Давай  познакомимся.

1

4

Мы- школьники.

1

5

Правила поведения в школе.

1

6

Сентябрь- первый месяц осени.

1

7

Что нам осень подарила.

1

8

Грибная пора.

1

9

Семья.

1

10

О маме.

1

11

Любимые занятия.

12

Воскресный день.

1

13

Как из зерна получилась булка.

1

14

Человек и домашние животные.

1

15

Октябрь уж наступил.

1

16

Явления природы.

1

17

Где ты живешь?

1

18

Правила поведения на дорогах.

1

19

Ты и вещи.

1

20

Как работают ночью.

1

21

Что такое здоровье.

1

22

Правила  гигиены.

1

23

О режиме дня.

1

24

Мимика и жесты.

1

25

Обобщающий урок по теме здоровье.

1

26

Урок в спортивном зале.

1

27

Ноябрь- зиме родной брат.

1

28

Звери- млекопитающие.

1

29

Что мы знаем о птицах.

1

30

Родной край.

1

31

Дом, в котором ты живешь

1

32

Зачем люди трудятся.

1

33

В декабре, в декабре все деревья в серебре….

1

34

Какая бывает вода?

1

35

О дружбе

1

36

В гости

1

37

С наступающим Новым годом!

1

38

Январь- году начало, зиме-середина.

1

39

Хвойные деревья.

1

40

Жизнь птиц.

1

41

Наша страна- Россия.

1

42

Герб, флаг и гимн России.

1

43

Богата природа России.

1

44

Мы- россияне.

1

45

Народная сказка.

1

46

Февраль- месяц метелей и вьюг.

1

47

Звери- млекопитающие.

1

48

Наш уголок природы.

1

49

Мы- граждане России.

1

50

О правилах поведения.

1

51

23- февраля- День защитника Отечества.

1

52

8-е Марта- праздник женщин.

1

52

Март- капельник.

1

54

Если хочешь быть здоров, закаляйся!

1

55

Здоровая пища.

1

56

Какое бывает настроение.

1

57

Апрель- водолей.

1

58

Весенние работы .

1

59

День космонавтики.

1

60

Май весну завершает, лето начинает.

1

61

Жизнь земноводных весной

1

62

Животное- живое существо.

1

63

Урок экзамен.

1

Экскурсий: 10, практических работ: 3

4.Основные требования на  конец 1 класса:

 К концу обучения в первом классе учащиеся

 Научатся:

  1. воспроизводить свое полное имя, домашний адрес, название города,

страны, достопримечательности столицы России;

  1. различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице; применять знания о безопасном пребывании на улицах;
  2. ориентироваться в основных помещениях школы, их местоположении;
  3. различать особенности деятельности людей в разных учреждениях

культуры и быта; приводить примеры различных профессий;

  1. различать понятия «живая природа», «неживая природа», «изделия»;

— определять последовательность времен года (начиная с любого),

находить ошибки в предъявленной последовательности; кратко

характеризовать сезонные изменения;

  1. устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой

природы;

  1. описывать (характеризовать) отдельных представителей

растительного и животного мира;

  1. сравнивать домашних и диких животных.

К концу обучения в первом классе учащиеся

 Смогут научиться:

  1. анализировать дорогу от дома до школы, в житейских ситуациях

избегать опасных участков, ориентироваться на знаки дорожного движения;

  1. различать основные нравственно-этические понятия;
  2. рассказывать о семье, своих любимых занятиях, составлять

словесный портрет членов семьи, друзей;

  1. участвовать в труде по уходу за растениями и животными уголка

природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике 3 класс (автор Л.Г.Петерсон)

Рабочая программа по математике для 3 класса разработана  на основе  примерной  типовой  программы по математике в соответствии с требованиями Федерального компонента государственн...

Рабочая программа по информатике 3 класс (автор А.В.Горячев)

Рабочая программа по информатике для 3 класса разработана  на основе  примерной  типовой  программы по информатике  в соответствии с требованиями Федерального компонента госуд...

Рабочая программа искусство(музыка) 4 класс(автор Е.Д.Критская)

Рабочая программа, содержание тем, календарно-тематическое планирование 4 класс.(Авторы Е.Д.Критская,Г.П.Сергеева,Т.С.Шмагина)...

Рабочая программа по технологии, 2 класс, автор Н.И.Роговцева

Муниципальное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа № 2г.Верхнеуральска РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА           ТЕХН...

Рабочая программа по математике 4 класс автор М.И.Моро

Рабочая программа по математике 4 класс УМК "Школа России" автор М.И.Моро создана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...

Рабочие программы по окружающеми миру

Рабочие программы по окружающему миру...