Программа "Азбука здоровья".
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему
Дополнительная модифицированная образовательная программа «Азбука здоровья» имеет социально-педагогическую направленность.
Данная программа предназначена для обучающихся образовательных учреждений начальной школы, желающих получить знания в области безопасности жизнедеятельности, культуры здоровья, самопознания, стремящихся просветить младших сверстников, помочь в самопознании и самосовершенствовании. Возраст обучающихся 7-10 лет. Набор в объединение «Азбука здоровья» осуществляется на добровольной основе. Группа составляет10-15 человек. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Таким образом, программа рассчитана на 1 год обучения, объем программы-144 часа.
Цель данной программы.
Данная программа имеет своей целью раскрыть детям основы здорового образа жизни, позволяющие эффективно решать одну из самых актуальнейших задач современного образования — формирование здорового образа жизни младших школьников (обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни (ЗОЖ), содействие оздоровлению учащихся).
Задачи
Образовательные:
- обучение детей профилактическим методикам — оздоровительная гимнастика, пальцевая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости, самомассаж;
- обучение детей простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах;
- привитие детям элементарных гигиенических навыков (мытьё рук, использование носового платка при чихании и кашле и т. д.).
Воспитательные:
- желание быть здоровым душой и телом;
- стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия;
- приобретение навыков самосовершенствования при получении знаний о том, от чего зависит наше здоровье.
Развивающие:
- самостоятельное экспериментирование и поисковая активность детей побуждают их к творческому отношению при выполнении заданий;
- обучение любви к себе, к людям, к жизни развивают гармонию с собой и с миром;
- формирование позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.
Отличительные особенности данной программы.
Методика работы с детьми строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки, упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр.), необходимыми для развития навыков ребенка.
Содержания занятий наполнены сказочными и игровыми сюжетами и персонажами.
Наряду с теоретическим материалом ученикам предлагаются практические рекомендации, игры и упражнения, тренинги. Один из разделов посвящен профилактике заболеваний у детей младшего школьного возраста и оказанию доврачебной помощи.
Занятия по программе «Азбука здоровья» носит творческий характер. С детьми проводятся занятия разных видов: беседы, оздоровительные минутки, тренинги, деловые игры («Скорая помощь», «Доктора природы», «Вопросы-ответы»), комплекс упражнений, общение с природой и др.
Беседы включают вопросы гигиены, питания, закаливания, строения человека, ведения индивидуальной программы, паспорта здоровья; вопросы, связанные с факторами, укрепляющими и разрушающими здоровье, и т.д. В одной беседе может быть затронуто одно или несколько направлений.
Оздоровительные минутки включают не только физические упражнений, но и «этюды для души (например: «Сотвори солнце в себе»). Оздоровительные паузы комбинируются, включая физические упражнения для осанки и несколько упражнений для глаз, рук или стоп и т.д. Задача оздоровительных пауз — дать знания, выработать умения и навыки, необходимые каждому ребёнку для укрепления позвоночника, стоп, рук, для красивой осанки, снятия усталости, обретения спокойствия и равновесия и т.д.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, — ученики 1-4 классов от 7 до 11 лет.
Сроки реализации программы — 1 год.
При реализации данной дополнительной общеобразовательной программы учитываются возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. Занятия проводятся, как индивидуальные, так и в группе (10 -15 обучающихся).
Формы всех видов занятий разнообразны. Применяются: рассказы, беседы, дискуссии, игры, викторины, конкурсы, выставки, научно - практические конференции, проводится просмотр видеосюжетов, слайдов, презентаций. Проводятся встречи со специалистами. Экскурсии в хлебокомбинат, рыбоконсервный комбинат, в магазины и в аптеки города, в стоматологический кабинет, на выставку в музей Шемановского.
Режим организации учебного процесса:
Продолжительность занятия: 40 мин
Периодичность в неделю: 2 раза
Количество часов в неделю: 4
Количество часов в год: 144
Срок реализации программы: 1 год
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
Должны знать:
- как заботиться о глазах;
- как ухаживать за ушами;
- как ухаживать за руками и ногами;
- знать правила ухода за кожей;
- о пользе сна;
- о пользе физических упражнений и закаливания;
- о причинах и признаках болезней;
- понимать значение выражения «здоровый образ жизни»;
- какие врачи помогают сохранить нам здоровье;
- что такое инфекционные болезни;
- знать для чего делают прививки от болезней;
- знать о правильном питании;
- знать о правильном уходе за зубами;
- знать признаки лекарственных и пищевых отравлений;
- почему дышать табачным дымом опасно для здоровья;
- почему некоторые привычки называются вредными (курение, алкоголь, наркотики);
- почему алкоголь опасен для нашего здоровья;
- почему наркотики губительны для человека;
- как помочь сохранить себе здоровье;
- должны знать, что принимая решение, каждый несёт ответственность за себя и за окружающих;
- знать о правилах безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте;
- правила безопасного поведения на воде;
- правила обращения с огнём;
- знать, чем опасен электрический ток;
- как уберечься от порезов, ушибов, переломов;
- признаки отравлений жидкостями, пищей, парами, газом;
- признаки перегревания и теплового удара;
- какие бывают травмы;
- знать правила дорожного движения;
- как нужно одеваться;
- правила поведения за столом;
- как вести себя в гостях;
- как вести себя в общественных местах;
- правила вежливого общения;
- что делать, если хочется в школу;
- чем заняться после школы;
Должны уметь:
- делать гимнастику для глаз;
- содержать в чистоте и защищать уши;
- содержать в чистоте руки, ноги;
- защищать кожу от повреждений;
- выбирать полезную для здоровья пищу и тщательно пережёвывать её при приёме;
- спать по 11-11,5 часов, ложась в 20-21 час;
- выполнять физические упражнения для укрепления мышц;
- выполнять закаливающие процедуры;
- соблюдать правила безопасного поведения на воде;
- играть в подвижные игры на воздухе;
- заботиться о своём здоровье;
- составлять и выполнять режим дня;
- вести здоровый образ жизни;
- выполнять рекомендации врача во время болезни;
- своевременно делать прививки;
- следить за содержанием домашней аптечки;
- оказать себе первую помощь при лекарственных и пищевых отравлениях;
- оказать себе первую помощь при солнечных ожогах, если промокли под дождём;
- соблюдать правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте;
- соблюдать правила безопасного поведения на воде;
- соблюдать правила безопасного поведения при пожаре в доме;
- оказать первую помощь пострадавшему от электрического тока;
- оказать первую помощь при порезах, ушибах, переломах;
- оказать первую помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос;
- оказать первую помощь при укусах насекомых;
- оказать себе первую помощь, если укусила собака;
- помочь себе при отравлении жидкостями, пищей, парами, газом;
- помочь себе при тепловом ударе, при ожогах и обморожении;
- оказать первую помощь при травмах;
- оказать первую помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос.
- оказать первую помощь при укусе змеи;
- заниматься самовоспитанием
- общаться без напряжения и страха;
- уметь сдерживать себя в необходимой ситуации;
- стремиться избавиться от вредных привычек;
- одеваться по ситуации;
- быть ответственным за своё поведение;
- помочь себе при сильной боли;
- уметь сервировать стол;
- соблюдать гостевой этикет;
- соблюдать правила поведения в транспорте и на улице, в театре, кино, школе;
- уметь помочь себе справиться с ленью; уметь организовать свой досуг;
- помочь больным и беспомощным;
- понимать, какое чувство провоцирует на тот или иной поступок (злость, зависть, гнев, радость);
- стараться избегать стрессов;
- уметь находить причину и последствия событий, уметь выбирать правильное для своего здоровья поведение;
- отвечать за своё решение;
- уметь противостоять, если кто-то будет предлагать покурить;
- заниматься самовоспитанием;
- уметь сказать нет, если кто-нибудь будет предлагать попробовать алкоголь или наркотики;
Система отслеживания и оценивания результатов обучения
Формами учёта уровня знаний и умений при реализации данной программы являются:
- викторины,
- собеседование,
- устные опросы,
- конкурсы исследовательских работ,
- тестирование,
- выставка,
- защита творческих и исследовательских проектов,
- разгадывание кроссвордов,
- олимпиады,
- интеллектуальные турниры.
В результате реализации дополнительной образовательной программы «Азбука здоровья» создаются условия для формирования у детей 7 – 11 лет компетентностей, как в вопросах здорового образа жизни, так и в практической научно – исследовательской деятельности. Это дает прекрасную возможность детям участвовать в городских, окружных, всероссийских конкурсах исследовательских работ и проектов. Успешная творческая самореализация детей – это залог их адекватной социализации в обществе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_azbuka_zdorovya.doc | 331 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Станция юных натуралистов»
Учреждена
приказом директора МБОУ ДОД СЮН
от «___»______________г. № _____
Дополнительная образовательная программа
«АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ»
Возраст детей — 7 – 11 лет
Срок реализации — 1год
Разработана: педагогом
дополнительного образования
МБОУ ДОД СЮН С.М. Муслимовой
г. Салехард
2012г
КРАТКАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА
Сведения об авторе
Муслимова Сувалжат Магомедтагировна, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД СЮН, стаж работы — 5лет.
Информация о программе
Тип программы — модифицированная.
Направление программы — социально-педагогическое.
Уровень усвоения — общекультурный.
Уровень реализации — начальное образование.
Возрастной диапазон — младший школьный возраст.
Дополнительная модифицированная образовательная программа «Азбука здоровья» имеет социально-педагогическую направленность.
Данная программа предназначена для обучающихся образовательных учреждений начальной школы, желающих получить знания в области безопасности жизнедеятельности, культуры здоровья, самопознания, стремящихся просветить младших сверстников, помочь в самопознании и самосовершенствовании. Возраст обучающихся 7-10 лет. Набор в объединение «Азбука здоровья» осуществляется на добровольной основе. Группа составляет10-15 человек. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Таким образом, программа рассчитана на 1 год обучения, объем программы-144 часа.
Цель данной программы.
Данная программа имеет своей целью раскрыть детям основы здорового образа жизни, позволяющие эффективно решать одну из самых актуальнейших задач современного образования — формирование здорового образа жизни младших школьников (обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни (ЗОЖ), содействие оздоровлению учащихся).
Задачи
Образовательные:
- обучение детей профилактическим методикам — оздоровительная гимнастика, пальцевая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости, самомассаж;
- обучение детей простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах;
- привитие детям элементарных гигиенических навыков (мытьё рук, использование носового платка при чихании и кашле и т. д.).
Воспитательные:
- желание быть здоровым душой и телом;
- стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия;
- приобретение навыков самосовершенствования при получении знаний о том, от чего зависит наше здоровье.
Развивающие:
- самостоятельное экспериментирование и поисковая активность детей побуждают их к творческому отношению при выполнении заданий;
- обучение любви к себе, к людям, к жизни развивают гармонию с собой и с миром;
- формирование позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.
Отличительные особенности данной программы.
Методика работы с детьми строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки, упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр.), необходимыми для развития навыков ребенка.
Содержания занятий наполнены сказочными и игровыми сюжетами и персонажами.
Наряду с теоретическим материалом ученикам предлагаются практические рекомендации, игры и упражнения, тренинги. Один из разделов посвящен профилактике заболеваний у детей младшего школьного возраста и оказанию доврачебной помощи.
Занятия по программе «Азбука здоровья» носит творческий характер. С детьми проводятся занятия разных видов: беседы, оздоровительные минутки, тренинги, деловые игры («Скорая помощь», «Доктора природы», «Вопросы-ответы»), комплекс упражнений, общение с природой и др.
Беседы включают вопросы гигиены, питания, закаливания, строения человека, ведения индивидуальной программы, паспорта здоровья; вопросы, связанные с факторами, укрепляющими и разрушающими здоровье, и т.д. В одной беседе может быть затронуто одно или несколько направлений.
Оздоровительные минутки включают не только физические упражнений, но и «этюды для души (например: «Сотвори солнце в себе»). Оздоровительные паузы комбинируются, включая физические упражнения для осанки и несколько упражнений для глаз, рук или стоп и т.д. Задача оздоровительных пауз — дать знания, выработать умения и навыки, необходимые каждому ребёнку для укрепления позвоночника, стоп, рук, для красивой осанки, снятия усталости, обретения спокойствия и равновесия и т.д.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, — ученики 1-4 классов от 7 до 11 лет.
Сроки реализации программы — 1 год.
При реализации данной дополнительной общеобразовательной программы учитываются возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. Занятия проводятся, как индивидуальные, так и в группе (10 -15 обучающихся).
Формы всех видов занятий разнообразны. Применяются: рассказы, беседы, дискуссии, игры, викторины, конкурсы, выставки, научно - практические конференции, проводится просмотр видеосюжетов, слайдов, презентаций. Проводятся встречи со специалистами. Экскурсии в хлебокомбинат, рыбоконсервный комбинат, в магазины и в аптеки города, в стоматологический кабинет, на выставку в музей Шемановского.
Режим организации учебного процесса:
Продолжительность занятия: 40 мин
Периодичность в неделю: 2 раза
Количество часов в неделю: 4
Количество часов в год: 144
Срок реализации программы: 1 год
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
Должны знать:
- как заботиться о глазах;
- как ухаживать за ушами;
- как ухаживать за руками и ногами;
- знать правила ухода за кожей;
- о пользе сна;
- о пользе физических упражнений и закаливания;
- о причинах и признаках болезней;
- понимать значение выражения «здоровый образ жизни»;
- какие врачи помогают сохранить нам здоровье;
- что такое инфекционные болезни;
- знать для чего делают прививки от болезней;
- знать о правильном питании;
- знать о правильном уходе за зубами;
- знать признаки лекарственных и пищевых отравлений;
- почему дышать табачным дымом опасно для здоровья;
- почему некоторые привычки называются вредными (курение, алкоголь, наркотики);
- почему алкоголь опасен для нашего здоровья;
- почему наркотики губительны для человека;
- как помочь сохранить себе здоровье;
- должны знать, что принимая решение, каждый несёт ответственность за себя и за окружающих;
- знать о правилах безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте;
- правила безопасного поведения на воде;
- правила обращения с огнём;
- знать, чем опасен электрический ток;
- как уберечься от порезов, ушибов, переломов;
- признаки отравлений жидкостями, пищей, парами, газом;
- признаки перегревания и теплового удара;
- какие бывают травмы;
- знать правила дорожного движения;
- как нужно одеваться;
- правила поведения за столом;
- как вести себя в гостях;
- как вести себя в общественных местах;
- правила вежливого общения;
- что делать, если хочется в школу;
- чем заняться после школы;
Должны уметь:
- делать гимнастику для глаз;
- содержать в чистоте и защищать уши;
- содержать в чистоте руки, ноги;
- защищать кожу от повреждений;
- выбирать полезную для здоровья пищу и тщательно пережёвывать её при приёме;
- спать по 11-11,5 часов, ложась в 20-21 час;
- выполнять физические упражнения для укрепления мышц;
- выполнять закаливающие процедуры;
- соблюдать правила безопасного поведения на воде;
- играть в подвижные игры на воздухе;
- заботиться о своём здоровье;
- составлять и выполнять режим дня;
- вести здоровый образ жизни;
- выполнять рекомендации врача во время болезни;
- своевременно делать прививки;
- следить за содержанием домашней аптечки;
- оказать себе первую помощь при лекарственных и пищевых отравлениях;
- оказать себе первую помощь при солнечных ожогах, если промокли под дождём;
- соблюдать правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте;
- соблюдать правила безопасного поведения на воде;
- соблюдать правила безопасного поведения при пожаре в доме;
- оказать первую помощь пострадавшему от электрического тока;
- оказать первую помощь при порезах, ушибах, переломах;
- оказать первую помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос;
- оказать первую помощь при укусах насекомых;
- оказать себе первую помощь, если укусила собака;
- помочь себе при отравлении жидкостями, пищей, парами, газом;
- помочь себе при тепловом ударе, при ожогах и обморожении;
- оказать первую помощь при травмах;
- оказать первую помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос.
- оказать первую помощь при укусе змеи;
- заниматься самовоспитанием
- общаться без напряжения и страха;
- уметь сдерживать себя в необходимой ситуации;
- стремиться избавиться от вредных привычек;
- одеваться по ситуации;
- быть ответственным за своё поведение;
- помочь себе при сильной боли;
- уметь сервировать стол;
- соблюдать гостевой этикет;
- соблюдать правила поведения в транспорте и на улице, в театре, кино, школе;
- уметь помочь себе справиться с ленью; уметь организовать свой досуг;
- помочь больным и беспомощным;
- понимать, какое чувство провоцирует на тот или иной поступок (злость, зависть, гнев, радость);
- стараться избегать стрессов;
- уметь находить причину и последствия событий, уметь выбирать правильное для своего здоровья поведение;
- отвечать за своё решение;
- уметь противостоять, если кто-то будет предлагать покурить;
- заниматься самовоспитанием;
- уметь сказать нет, если кто-нибудь будет предлагать попробовать алкоголь или наркотики;
Система отслеживания и оценивания результатов обучения
Формами учёта уровня знаний и умений при реализации данной программы являются:
- викторины,
- собеседование,
- устные опросы,
- конкурсы исследовательских работ,
- тестирование,
- выставка,
- защита творческих и исследовательских проектов,
- разгадывание кроссвордов,
- олимпиады,
- интеллектуальные турниры.
В результате реализации дополнительной образовательной программы «Азбука здоровья» создаются условия для формирования у детей 7 – 11 лет компетентностей, как в вопросах здорового образа жизни, так и в практической научно – исследовательской деятельности. Это дает прекрасную возможность детям участвовать в городских, окружных, всероссийских конкурсах исследовательских работ и проектов. Успешная творческая самореализация детей – это залог их адекватной социализации в обществе.
Учебно-тематический план
№ | Раздел | Количество часов |
Общее | Теория | Практика |
Вводное занятие | 2 | 2 |
1 | Наше здоровье. | 8 | 5 | 3 |
2 | Позаботься о своем здоровье сам! | 10 | 5 | 5 |
3 | Здоровье – всему голова. | 22 | 12 | 10 |
4 | Школа здорового питания. | 14 | 7 | 7 |
5 | Ослепительная улыбка на всю жизнь. | 12 | 7 | 5 |
6 | Профилактика аддитивного поведения и случайных отравлений лекарственными препаратами. | 16 | 15 | 1 |
7 | Правила безопасного поведения в экстремальных ситуациях. | 24 | 15 | 9 |
8 | Безопасность детей на дорогах. | 4 | 2 | 2 |
9 | Правила поведения в общественных местах. | 30 | 19 | 11 |
Итоговое занятие | 2 | 2 |
Итого: | 144 | 91 | 53 |
Содержание программы «Азбука здоровья».
Вводное занятие (2ч)
1.Наше здоровье(8ч)
Теория:(5ч) Что такое здоровье. Что такое эмоции. Чувства и поступки. Стресс.
Практика:(3ч) Игра «Давай поговорим», игра «Кто больше знает», игра «Твоё имя», Практическая работа по теме: «Стресс», игра «Кто больше знает». Практическое занятие по теме: «Здоровье».
2.Позаботься о своём здоровье сам!(10ч).
Теория:(5ч) Глаза – главные помощники человека. Уход за ушами. Уход за руками и ногами. Зачем человеку кожа. Надёжная защита организма.
Практика:(5ч) игра «Полезно - вредно», проведение опыта по теме «Глаза – главные помощники человека», оздоровительная минутка «Гимнастика для глаз». Проведение опытов по теме: «Чтобы уши слышали», оздоровительная минутка – самомассаж ушей. Игра «Угадай-ка» по теме: «Зачем человеку кожа», проведение опытов, оздоровительная минутка «Солнышко». Игра «Можно или нельзя» по теме «Если кожа повреждена», оздоровительная минутка «Этюд души».
3.Здоровье - всему голова. (22ч)
Теория:(12ч) Сон – лучшее лекарство. Причины болезни. Признаки болезни. Какие врачи нас лечат. Инфекционные болезни. Прививки от болезней. Осанка – стройная спина. Как закалятся. Обтирание и обливание.
Практика:(10ч) Игра–соревнование: «Кто больше знает?», оздоровительная минутка «Солнышко», игра «Полезно - вредно», упражнения по теме: «Скелет – наша опора», оздоровительная минутка «Хождение по камушкам».
4.Школа здорового питания. (14ч)
Теория:(7ч) Питание – необходимое условие для жизни человека. Пищеварение. Как это происходит. Питательные вещества и их значение для роста и развития организма. Здоровая пища для всей семьи. Умеем ли мы правильно питаться.
Практика:(7ч) Упражнение «Гора», оздоровительная минутка «Деревце», игра «Угадай-ка», проведение опыта, оздоровительная минутка «Солнышко», игра «Что разрушает здоровье, что укрепляет?», практическое задание: «Прежде чем за стол мне сесть, я подумаю, что есть».
5.Ослепительная улыбка на всю жизнь(12ч).
Теория:(7ч) Здоровое питание – здоровые зубы. Берегите зубы смолоду. Как сохранить улыбку красивой. Причины заболевания дёсен. Как фтор укрепляет дёсна. Обобщающее занятие по теме: «Ослепительная улыбка на всю жизнь».
Практика:(5ч) Упражнение «Спрятанный сахар», оздоровительная минутка «Сотвори солнце в себе», Практикум «Чистка зубов», Практическое занятие по теме: «Как сохранить улыбку красивой», упражнение «Держи осанку».
6.Профилактика аддитивного поведения и случайных отравлений лекарственными препаратами. (16ч)
Теория:(13) Что нужно знать о лекарствах. Как избежать отравлений. Злой волшебник - табак. Злой волшебник – алкоголь. Злой волшебник – наркотик. Токсические вещества. Итоговое занятие по теме: «Профилактика аддитивного поведения и случайных отравлений лекарственными препаратами»
Практика:(3ч) Игра «Кто больше знает?». Игра «Светофор здоровья». Игра «Кто лучше знает?». Практическая работа. Игра «Волшебный стул». Игра «Давай поговорим». Игра «Что? Зачем? Как? Игра «Выбери ответ». Игра «Список проблем». Практическая работа. Игра «Пирамида». Экскурсия в аптеку.
7.Правила безопасного поведения в экстремальных ситуациях.(24ч)
Теория:(15ч) Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте. Правила безопасного поведения на воде. Правила обращения с огнём. Как уберечься от поражения электрическим током. Первая помощь при отравлении и тепловом ударе, при ожогах и обморожении. Первая помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос.
Практика(9ч) Игра «Светофор здоровья». Игра – соревнование «Кто больше знает?». Практическая работа: «План эвакуации при пожаре». Оздоровительная минутка «Деревце». Практическая работа: «Оказание первой помощи при травмах». Мини-конференция по теме: «Поведение в экстремальных ситуациях».
8.Безопасность детей на дорогах. (4ч)
Теория: (2ч) Правила дорожного движения.
Практика: (2ч) Практическое занятие: Переходим улицу на светофор, переходим улицу, где нет светофора.
9.Правила поведения в общественных местах . (30ч)
Теория:(19ч) «Не грызи ногти, не ковыряй в носу». Как отучить себя от вредных привычек. Как нужно одеваться. Как вести себя с незнакомыми людьми. Как вести себя, когда что- то болит. Правила поведения за столом. Как вести себя в гостях. «Нехорошие слова». Недобрые шутки. Чем заняться после школы. Что делать если не хочется в школу. Умеем ли мы разговаривать по телефону. Как помочь больным и беспомощным.
Практика: (11ч) Игра «Кто больше знает?», игра «Найди правильный ответ», игра закончи фразу «Закончите фразу», практическое занятие: «Сервировка стола», игра «Закончи предложение», игра «Выбери правильный ответ», игра «Комплимент», игра «Давай поговорим».Экскурсия на выставку в музей Шемановского.
Итоговое занятие:(2ч).
Учебно-методическое обеспечение программы
Формы всех занятий разнообразны.
Теоретические занятия включают беседы, лекции, рассказы, обсуждения тем, демонстрация презентации, выставки литературы, инструктажи, выступления приглашенных специалистов.
Практические занятия включает самостоятельную работу по применению приобретенных знаний.
Индивидуальные занятия включают консультативную деятельность, как с детьми, так и с родителями, проектную работу, а также самостоятельную работу с литературой и Интернет – источниками.
Экскурсионные занятия включают посещений учреждений по профилю программы.
Основные методы организации образовательного процесса:
При реализации данной программы используются как классические педагогические методы (объяснительно - иллюстративный, репродуктивный, проблемно – сообщающий), так и современные (мультимедийный, дистанционный).
Применяются следующие технологии:
-проектные;
-здоровьесберегающие;
-проблемно-диалогового обучения (Е.Л.Мельникова);
-личностно-ориентированного обучения (И.С.Якиманская).
Основными критериями оценки эффективности программы:
- степень сформированности у обучающихся основных знаний, умений и навыков, владение терминологией, уровень и качество работ (исследовательских, творческих), уровень культуры и технике исполнения, рисунков, презентаций, уровень практического применения умений и навыков;
- способность детей практически применять знания в конкретных условиях, таких как итоговое занятие, конференция;
- участие в научно – практических конференциях, конкурсах, фестивалях;
- личностный рост обучающихся (степень сформированности коммуникативных умений и навыков, самостоятельности, инициативности в деятельности, уровень развития креативных способностей, уровень самоконтроля).
Требование к помещению: учебное помещение на 10-15 человек, оснащенное компьютером, экраном, мультимедийным проектором, учебные столы, стулья. При проведении многофункциональных занятий (тренингов, отработке упражнений на укрепление здоровья), если нет специального спортивного помещения, используется обычное учебное помещение, в котором переставляются столы и стулья.
Оборудование. Для проведения большинства занятий особого оборудования не требуется.
В течение года осуществляется комплексная диагностика знаний, умений и навыков, полученных обучающимися; контроль осуществляется на конец первого полугодия и конец учебного года.
Инструментарием для оценки эффективности научно – исследовательской деятельности являются: педагогические наблюдения; беседа с ребенком, родителями, другими педагогами; самооценка ребенка, решение занимательных заданий, анализ результативности представления исследовательского проекта на конкурсах различного уровня.
Одной из важнейших форм определения степени эффективности реализации данной программы является участие ребенка в конференциях, где представляются рефераты или небольшие исследовательские работы. Представление исследовательских работ допускается в форме устного доклада. При этом каждому обучающемуся необходимо соблюдать соответствующие требования, которые и являются критериями оценки. Данная форма отчётности способствует формированию у детей ответственности за выполнение работы, логики мышления, умения говорить перед аудиторией, отстаивать своё мнение, правильно использовать необходимую научную терминологию, корректно и грамотно вести дискуссию.
Участвуя в исследовательской деятельности, дети могут опубликовать свои доклады, сообщения и тезисы в различных журналах и сборниках (иногда совместно с руководителями). Положительные рецензии на подобные доклады будут свидетельствовать о высоком уровне достижений ребенка.
Определение результатов образовательной деятельности обучающихся проводится по методике Кленовой Н.В., Буйловой Л.Н. Диагностика знаний, умений и навыков оформляется в следующем виде:
Знания Умения навыки | Теоретич знания | Практич. Умения и навыки | Навыки соблюдения правил ТБ | Умения самостоятельно организовывать поисковую и исслед. деят-ть | Коммуникативные умения и навыки |
Сроки | Конец 1 п/г | Конец уч. года | Конец 1 п/г | Конец уч. года | Конец 1 п/г | Конец уч. года | Конец 1 п/г | Конец уч. года | Конец 1 п/г | Конец уч. года |
Ф.И. | м и н | с р е д | м а к с | м и н | с р е д | м а к с | м и н | с р е д | м а к с | м и н | с р е д | м а к с | м и н | с р е д | м а к с | м и н | с р е д | м а к с | м и н | с р е д | м а к с | м и н | с р е д | м а к с | м и н | с р е д | м а к с | м и н | с р е д | м а к с |
Иванова М. |
Петров А. |
Реализация воспитательных, образовательных и развивающих задач, поставленных в программе способствует пропаганда работы творческого объединения через участие в телепередачах и прямых эфирах ОГТРК «Ямал – регион».
Особое внимание уделяется детям из неблагополучных семей.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
№ п/п | Темы | Форма занятий | Методические приёмы | Дидактический материал | Форма подведения итогов |
1 | Наше здоровье | Комбинированные занятия:
| Словесные: рассказ, беседа по теме, заучивание слов «Суета плохой помощник…», анализ стихотворения Д.Родари, анализ рассказа В.Сухомлинского «Почему плачет синичка». Наглядные: карточка «Эмоции». Практические: анализ игровой ситуации, оздоровительная минутка |
|
|
2 | Глаза – главные помощники человека. | Комбинированные занятия:
| Словесные: беседа по теме, заучивание слов «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу» Наглядные: наблюдение опыта Практические: игра «Полезно-вредно», оздоровительная минутка «Гимнастика для глаз» |
|
|
3 | Уход за ушами. | Комбинированные занятия:
| Словесные: беседа по теме, рассказ Наглядные: наблюдение опыта, наблюдение самомассажа ушей Практические: проведение опыта, оздоровительная минутка «Самомассаж ушей» |
|
|
4 | Ослепительная улыбка на всю жизнь. | Комбинированные занятия:
| Словесные: беседа по теме, анализ стихотворения, разучивание стихотворения Наглядные: стихотворение С. Михалкова «Как у нашей Любы…», стихотворение «Как поел, почистил зубки…» Практические: рисование, практикум «Чистка зубов», упражнения, оздоровительная минутка «Держи осанку», «Сотвори солнце в себе» |
|
|
5 | Уход за руками и ногами | Комбинированные занятия:
| Словесные: беседа по теме Наглядные: наблюдение Практические: упражнения, игра-соревнование, оздоровительная минутка |
|
|
6 | Забота о коже | Комбинированные занятия:
| Словесные: беседа по теме, рассказ Наглядные: наблюдение, плакат «Кожа» практические: проведение опыта, игра, упражнения, этюд, оздоровительная минутка |
|
|
7 | Школа здорового питания. | Комбинированные занятия:
| Словесные: заучивание слов «Рано утром просыпайся…», беседа по теме, продолжение сказки Наглядные: стихотворение С. Михалкова «Про девочку, которая плохо кушала», наблюдение Практические: упражнения, игра, опыт, оздоровительная минутка |
|
|
8 | Сон – лучшее лекарство. | Комбинированные занятия:
| Словесные: беседа, анализ стихотворения Наглядные: стихотворение С. Михалкова «Не спать», плакат «Режим дня школьника» Практические: игра, оздоровительная минутка |
|
|
9 | Скелет – наша опора. | Комбинированные занятия:
| Словесные: беседа по теме, анализ ситуации Наглядные: плакат «Скелет человека», Практические: упражнения по теме, оздоровительная минутка |
|
|
10 | Как закаляться. Обтирание и обливание | Комбинированные занятия:
| Словесные: беседа по теме, объяснение Наглядные: выставка рисунков Практические: рисунки по теме, выполнение заданий, оздоровительная минутка |
|
|
11 | Почему мы болеем | Комбинированные занятия:
| Словесные: рассказ, беседа по теме Наглядные: Практические: упражнения по теме, игра-соревнование, тест, оздоровительная минутка |
|
|
12 | Кто и как предохраняет нас от болезней | Комбинированные занятия:
| Словесные: беседа по теме, анализ стихотворения Наглядные: плакат «Режим дня школьника», стихотворение С. Михалкова «Разве что-то есть на свете…» Практические: упражнения по теме, тест, оздоровительная минутка |
|
|
13 | Кто нас лечит | Комбинированные занятия:
| Словесные: беседа по теме, анализ стихотворения Наглядные: стихотворение С. Михалкова «Разве что-то есть на свете…» Практические: валеологический самоанализ, оздоровительная минутка |
|
|
14 | Прививки от болезней | Комбинированные занятия:
| Словесные: рассказ, беседа по теме, анализ стихотворения Наглядные: запись слов «инфекция» и «иммунитет», стихотворение С. Михалкова «Поднялась температура…» Практические: игра, оздоровительная минутка |
|
|
15 | Что нужно знать о лекарствах | Комбинированные занятия:
| Словесные: беседа по теме, анализ стихотворения Наглядные: запись слов «аллергия» и «антибиотики», лекарственные препараты Практические: анализ ситуации, оздоровительная минутка |
|
|
16 | Как избежать отравлений | Комбинированные занятия:
| Словесные: беседа по теме Наглядные: сказка К. Чуковского «Айболит» Практические: проверка пульса, оздоровительная минутка |
|
|
17 | Безопасность при любой погоде | Комбинированные занятия:
| Словесные: беседа по теме, анализ стихотворения Наглядные: стихотворение Ф. И. Тютчева «Люблю грозу в начале мая…», картина К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы» Практические: «Помоги себе сам», оздоровительная минутка |
|
|
18 | Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте | Комбинированные занятия:
| Словесные: беседа по теме, анализ стихотворения Наглядные: стихотворение Э. Успенского «Мама приходит с работы», стихотворение С. Михалкова «Возле площади затор…» Практические: игра, оздоровительная минутка |
|
|
19 | Правила безопасного поведения на воде | Комбинированные занятия:
| Словесные: беседа по теме, анализ стихотворения Наглядные: стихотворение С. Михалкова «У моста стоит Авось…» Практические: игра, оздоровительная минутка |
|
|
20 | Правила обращения с огнем | Комбинированные занятия:
| Словесные: беседа по теме Наглядные: план эвакуации школы Практические: разбор ситуаций, игра, оздоровительная минутка |
|
|
21 | Как уберечься от поражения электрическим током | Комбинированные занятия:
| Словесные: беседа по теме Наглядные: памятка Практические: игра, оздоровительная минутка |
|
|
22 | Как уберечься от порезов, ушибов, переломов | Комбинированные занятия:
| Словесные: беседа по теме, заучивание слов Наглядные: стихотворение Практические: первая помощь при травме, оздоровительная минутка |
|
Выводы |
23 | Как защититься от насекомых | Комбинированные занятия:
| Словесные: беседа по теме, анализ стихотворения Наглядные: запись слова «пинцет», стихотворение С. Михалкова Вдруг какой-то страшный зверь…» Практические: признаки аллергии, оздоровительная минутка |
|
|
24 | Предосторожности при обращении с животными | Комбинированные занятия:
| Словесные: беседа по теме, анализ стихотворения Наглядные: стихотворение «Не зря собака тех кусает…» Практические: правила обращения с животными, «Помоги себе сам», оздоровительная минутка |
|
|
25 | Первая помощь при отравлении жидкостями, пищей, парами, газом | Комбинированные занятия:
| Словесные: беседа по теме, заучивание слов Наглядные: стихотворение «Если в доме появился дым…», С. Маршака «Заклубился дым угарный...» Практические: правила обращения с животными, «Помоги себе сам», оздоровительная минутка |
|
|
26 | Первая помощь при перегревании и тепловом ударе, при ожогах и обморожении | Комбинированные занятия:
| Словесные: беседа по теме, анализ стихотворения Наглядные: стихотворение С. Михалкова «Мороз и Морозец» Практические: «Признаки теплового удара», «Признаки обморожения», «Помоги себе сам», оздоровительная минутка |
|
|
27 | Первая помощь при травмах | Комбинированные занятия:
| Словесные: беседа по теме, анализ стихотворения Наглядные: стихотворение С. Михалкова «Таня пальчик наколола…» Практические: «Помоги себе сам», оздоровительная минутка |
|
|
28 | Первая помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос | Комбинированные занятия:
| Словесные: беседа по теме Наглядные: плакаты по теме Практические: упражнения по теме, опрос, оздоровительная минутка |
|
|
29 | Первая помощь при укусах насекомых, змей, собак и кошек | Комбинированные занятия:
| Словесные: беседа по теме Наглядные: плакаты по теме Практические : оздоровительная минутка |
|
|
30 | Как нужно одеваться | Комбинированные занятия:
| Словесные: беседа по теме, анализ стихотворения Наглядные: стихотворение Э. Мошковской «Смотрите, в каком я платьице…» Практические: игра, упражнения | Стихотворение Э. Мошковской «Смотрите, в каком я платьице…»
|
|
31 | Как вести себя с незнакомыми людьми | Комбинированные занятия:
| Словесные: беседа по теме, анализ стихотворения Наглядные: стихотворение «Азбука безопасности» Практические: закончи высказывание |
|
|
32 | Как вести себя, когда что-то болит | Комбинированные занятия:
| Словесные: беседа по теме, анализ ситуации Наглядные: стихотворение О. Дриз «Шип в мою ладонь впился…» Практические: кроссворд, игра |
|
|
33 | Как вести себя за столом | Комбинированные занятия:
| Словесные: беседа по теме, рассказ, объяснение, анализ ситуации Наглядные: стихотворение З. Александровой «Ложкою мешая…», стихотворение Г. Остера «От знакомых уходя…», сервировка стола Практические: кроссворд, практикум |
|
|
34 | Как вести себя в гостях | Комбинированные занятия:
| Словесные: беседа по теме, анализ стихотворения, объяснение Наглядные: стихотворение Г. Остера «Если ты пришёл к знакомым…», Практические: составление письменного приглашения |
|
|
35 | Как вести себя в общественных местах | Комбинированные занятия:
| Словесные: беседа по теме, анализ стихотворения, анализ ситуации Наглядные: стихотворение «Азбука поведения в стихах…», стихотворение А. Барто «В театре» Практические: игра |
|
|
36 | «Нехорошие слова». Недобрые шутки | Комбинированные занятия:
| Словесные: беседа по теме, анализ ситуации Наглядные: наблюдение ситуации Практические: упражнения на правила общения, игра |
|
|
37 | Что делать, если не хочется в школу | Комбинированные занятия:
| Словесные: анализ ситуации, беседа по теме, анализ стихотворения Наглядные: стихотворение С. Маршака «Кот и лодыри». Практические: игра |
|
|
38 | Чем заняться после школы | Комбинированные занятия:
| Словесные: беседа по теме, анализ стихотворения, анализ ситуации Наглядные: стихотворный монтаж, потешные сказки Практические: игра |
|
|
39 | Злой волшебник - табак | Комбинированные занятия:
| Словесные: рассказы детей, беседа по теме Наглядные: рассказы, рисунки Практические: игра, практикум, рисование |
|
|
40 | Злой волшебник – алкоголь. | Комбинированные занятия:
| Словесные: рассказ, беседа по теме, анализ стихотворения, заучивание слов Наглядные: стихотворения Практические: работа с деревом решений, анализ ситуации, игра |
|
|
41 | Злой волшебник - наркотик | Комбинированные занятия:
| Словесные: беседа по теме Наглядные: стихотворения, рассказы Практические: анализ ситуаций, игра, практикум |
|
|
Список Литературы для педагога
- Азбука здоровья «Профилактика вредных привычек». - М.: Глобус, 2007./автор - состав. Матвеева Елена Митрофановна.
- Беспятова Н.К. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации.- М.: - Айрис – пресс,2003.
3. Ветрова В. В. Уроки психологического здоровья. – М.: Педагогическое общество России, 2001.
4. Волков Б. С. Психология младшего школьника: Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
5. Дереклеева Н. И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2004.
6. Дмитриева В.Г., Нечаева С.Л. Индивидиальная образовательная программа обучающегося. – М.:МИОО, 2002.
7. Дик Н.Ф. Веселые классные часы во 2 – 3-х классах / Изд. 4 – е. – Ростов н / Д: Феникс,2007.
8. Дик Н.Ф. Как сохранить и укрепить здоровье младших школьников: здоровьесберегающие технологии обучения и воспитания в начальных классах. – Ростов н / Д: Феникс, 2008.
9.Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. - М.: «ВАКО», 2004.
10.Кулинич Г.Г. Вредные привычки: профилактика зависимостей: 1 – 4 классы. – М.:ВАКО, 2009.
11. Обухова Л. А., Лемяскина Н. А. Школа докторов Природы или 135 уроков здоровья: 1-4 класс. - М.: «ВАКО», 2004.
12.Патрикеев А.Ю. Подвижные игры: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2007.
13. Педагогика здоровья. Программа и методическое руководство для учителей начальных классов. Под редакцией В.Н.Касаткина. – М.:ЛИНКА – Пресс, 2000.
14. Попов Г.П. Дружи со спортом и игрой. Поддержка работоспособности школьника: упражнения, игры, инсценировки.- Волгоград: учитель, 2008
15.Формирование здорового образа жизни у младших школьников. Выпуск 2:классные часы, тематические мероприятия, игры / авт. – сост. М.А.Павлова.- Волгоград: Учитель, 2009. – 143.
Список литературы для обучающихся и родителей:
1.Азон Бернар. Стресс излечим. – М.: «КРОН-ПРЕСС», 1994.
2.Какой он? Какой ты? Какие мы? (Психологическая наука – практике). / сост С.Ф. Спичак. – М.: Народное образование, 1994.
3.Мансурова С.Е., Шклярова О.А. Здоровье человека и окружающая среда: Элективный курс. – М.: «5 за знания», 2006.
4.Мартынов С.М. Главное, попасть в точку: о нетрадиционных методах часто болеющих детей: Кн. для родителей. – М.: Просвещение, 1996.щ9ф
5. Степанов С.С. Здоровье тела и души. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Здоровье-это здорово!"к окружной конференции "Мы за здоровый образ жизни".
Презентация-отчёт по профилактике здорового образа жизни на конференции....
Программа формирования здорового образа жизни «Здоровый Я – здоровая Россия!»
В начальной школе МОУ СОШ с.П-Березовка разработана система спортивного оздоровления учащихся. Она включает в себя программу «Здоровый Я – здоровая Россиия!», диагностику и мониторинг заболеваем...
Моя проектная деятельность. Проект по здоровьесбережению "Здоровье детей - здоровая нация, здоровая нация - сила государства" (сроки реализации 2008-2012г.г.)
Проект по практическому использованию технологий здоровьесбережения в начальной школе....
Новый проект по здоровьесбережению "Здоровье детей - здоровая нация, здоровая нация - сила государства" (сроки реализации 2013-2017 г.г.)
Проект по использованию технологий здоровьесбережения в начальной школе....
Здоровые зубы – здоровый организм.Занятие по «Педагогике здоровья» во 2 классе.
Занятие по «Педагогике здоровья» во 2 классе. Здоровые зубы – здоровый организм....
Конспект открытого занятия по внеурочной деятельности «Здоровые дети – здоровая Россия» (1 класс) Тема: «Кто такой здоровый человек?»
Цель: обобщить знания о здоровом образе жизниЗадачи:- повторить режим дня;-обобщить знания о правильном питании;- составить характеристику здорового человека...
День здоровья "Здоровье-это здорово!"
День здоровья "Здоровье-это здорово!"1 ведущий: Внимание! Внимание! Дорогие болельщики, спортсмены и судьи! Наши микрофоны установлены на школьной спортивной площадке.2 ведущий: Чтобы громче пел...