Программа "Азбука здоровья".
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему

Муслимова Сувалжат Магомедтагировна

Дополнительная модифицированная образовательная программа «Азбука здоровья» имеет социально-педагогическую направленность.

Данная программа предназначена для обучающихся образовательных учреждений начальной школы, желающих получить знания в области безопасности жизнедеятельности, культуры здоровья, самопознания, стремящихся просветить  младших сверстников, помочь в самопознании и  самосовершенствовании. Возраст обучающихся 7-10 лет. Набор в объединение «Азбука здоровья» осуществляется на добровольной основе. Группа составляет10-15 человек. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Таким образом, программа рассчитана на 1 год обучения, объем программы-144 часа.

Цель дан­ной программы.

Данная программа имеет своей целью раскрыть детям основы здоро­вого образа жизни, позволяю­щие эффективно решать одну из са­мых акту­альнейших задач современ­ного образования — формиро­вание здоро­вого об­раза жизни младших школьников (обучение детей эле­ментарным приёмам здорового об­раза жизни (ЗОЖ), содействие оздоровлению уча­щихся).

Задачи

Образовательные:

  • обучение детей профи­лакти­ческим ме­тодикам — оздоровительная гимна­стика, пальце­вая, корри­гирующая, дыха­тельная, для профи­лактики про­студных заболеваний, для бодрости,  само­массаж; 
  • обучение детей простейшим  навыкам оказания первой медицин­ской по­мощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах;
  • приви­тие детям элемен­тар­ных гигиенических навыков (мытьё рук, ис­пользо­вание носового платка при чихании и кашле и т. д.).

Воспитательные:

  • желание быть здоровым душой и те­лом;
  • стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в со­гласии с законами природы, законами бытия;
  • приобретение навыков самосовершенствования при получении зна­ний о том, от чего зависит наше здоровье.

Развивающие:

  • самостоятельное экспериментирование и поисковая активность де­тей побуж­дают их к творческому отношению при выполнении за­даний;
  • обучение любви к себе, к людям, к жизни развивают гармонию с со­бой и с миром;
  • формирование позиции признания ценности здоровья, чувства ответ­ствен­ности за сохранение и укрепление своего здоровья, расшире­ние знаний и навыков по гигиенической культуре.

 

Отличительные особенности данной программы.

Методика работы с детьми строится в направлении личностно-ориенти­ро­ван­ного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспери­менти­рование и поисковую активность са­мих детей, побуждая их к творческому от­ношению при выполнении заданий. Занятия содержат познава­тельный материал, со­ответству­ю­щий возрастным особенностям детей в сочета­нии с практически­ми зада­ниями (тре­нинг, оздоровительные минутки, упражне­ния для глаз, для осанки, дыха­тельные уп­ражнения и пр.), необходимыми для развития навыков ребенка.

Содержания занятий наполнены сказочными и игро­выми сюже­тами и персо­нажами.

Наряду с теоре­тическим мате­риалом ученикам предлагаются практи­че­ские ре­комен­дации, игры и уп­ражнения, тренинги. Один из разделов посвящен профилактике заболева­ний у детей младшего школьного возраста и ока­занию доврачебной по­мощи. 

 Занятия по программе «Азбука здоровья» носит творческий характер. С детьми прово­дятся заня­тия разных видов: беседы, оздоровительные минутки, тренинги, дело­вые игры («Ско­рая по­мощь», «Доктора природы», «Вопросы-от­веты»), ком­плекс уп­ражнений, обще­ние с природой и др.

Беседы включают вопросы гигиены, питания, закаливания, строения че­ловека, ведения индивидуальной программы, паспорта здоровья; во­просы, свя­занные с факто­рами, укрепляющими и раз­рушающими здоро­вье, и т.д. В одной беседе может быть за­тронуто одно или несколько на­правлений.

Оздоровительные минутки включают не только физические уп­ражне­ний, но и «этюды для души (например: «Сотвори солнце в се­бе»). Оздоро­ви­тельные паузы комбинируются, включая фи­зические упражне­ния для осанки и несколько упражнений для глаз, рук или стоп и т.д. За­дача оздоро­вительных пауз — дать знания, вы­работать умения и навыки, необходимые каждому ре­бёнку для ук­репления позвоночника, стоп, рук, для красивой осанки, снятия ус­талости, обретения спокойствия и равнове­сия и т.д.

 

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, — ученики 1-4 классов от 7 до 11 лет.

 

Сроки реализации программы — 1 год.

При реализации данной дополнительной общеобразовательной программы учитываются возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. Занятия проводятся, как индивидуальные, так и в группе (10 -15 обучающихся).

Формы всех  видов занятий разнообразны. Применяются: рассказы, беседы, дискуссии, игры, викторины, конкурсы, выставки, научно - практические конференции, проводится просмотр видеосюжетов, слайдов, презентаций. Проводятся встречи со специалистами. Экскурсии в хлебокомбинат, рыбоконсервный комбинат, в магазины и в аптеки города, в стоматологический кабинет, на выставку в музей Шемановского.

 

Режим организации учебного процесса:

Продолжительность занятия: 40 мин

Периодичность в неделю: 2 раза

Количество часов в неделю: 4

Количество часов в год: 144

Срок реализации программы: 1 год

 

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

Должны знать:

  • как заботиться о глазах;
  •  как ухаживать за ушами;
  • как ухаживать за руками и ногами;
  • знать правила ухода за кожей;
  •  о пользе сна;
  •  о пользе физических упражнений и зака­ливания;
  • о причинах и признаках болезней;
  • понимать значение выражения «здоровый образ жизни»;
  • какие врачи помогают сохранить нам здоровье;
  • что такое инфекционные болезни;
  • знать для чего делают прививки от болезней;
  • знать о правильном питании;
  • знать о правильном уходе за зубами;
  •  знать признаки лекарственных и пищевых отравлений;
  • почему дышать табачным дымом опасно для здоровья;
  • почему некоторые привычки называются вредными (курение, алкоголь, наркотики);
  • почему алкоголь опасен для нашего здоровья;
  • почему наркотики губительны для человека;
  • как помочь сохранить себе здоровье;
  • должны знать, что принимая решение, каждый несёт ответственность за себя и за окружающих;
  • знать о правилах безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте;
  • правила безопасного поведения на воде;
  • правила обращения с огнём;
  • знать, чем опасен электрический ток;
  • как уберечься от порезов, ушибов, переломов;
  • признаки отравлений жидкостями, пищей, парами, газом;
  • признаки перегревания и теплового удара;
  • какие бывают травмы;
  • знать правила дорожного движения;
  • как нужно одеваться;
  • правила поведения за столом;
  • как вести себя в гостях;
  • как вести себя в общественных местах;
  • правила вежливого общения;
  • что делать, если хочется в школу;
  • чем заняться после школы;

 

Должны уметь:

  • делать гимнастику для глаз;
  •  со­держать в чистоте и защищать уши;
  • содержать в чистоте руки, ноги;
  •   защищать кожу от повреж­дений;
  • выби­рать полезную для здоровья пищу и тщательно пережёвывать её при приёме;
  • спать по 11-11,5 часов, ложась в 20-21 час;
  • выполнять физические упражнения для укрепления мышц;
  •  выполнять закали­вающие процедуры;
  • соблюдать правила безо­пасного поведения на воде;
  • играть в подвижные игры на воздухе;
  • заботиться о своём здоровье;
  •  составлять и выполнять режим дня;
  •  вести здоровый образ жизни;
  •  выполнять рекомендации врача во время болезни;
  •  своевременно делать прививки;
  •  следить за содержанием до­машней аптечки;
  •  оказать себе первую помощь при лекарственных и пищевых отравлениях;
  •  оказать себе первую помощь  при солнечных ожо­гах, если промокли под дождём;
  •  соблюдать правила безопасного по­ведения в доме, на улице, в транспорте;
  • соблюдать правила безопасного поведения на воде;
  • соблюдать правила безопасного поведения при пожаре в доме;
  •  оказать первую помощь пострадав­шему от электрического тока;
  • оказать первую помощь при поре­зах, ушибах, перело­мах;
  • оказать первую помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос;
  •  оказать первую по­мощь при укусах насе­комых;
  •  оказать себе первую помощь, если укусила со­бака;
  •  помочь себе при отравлении жидкостями, пищей, парами, газом;
  • помочь себе при тепловом ударе, при ожогах и обмо­рожении;
  • оказать первую помощь при травмах;
  • оказать первую помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос.
  •  оказать первую помощь при укусе змеи;
  •  заниматься самовоспита­нием
  •  общаться без напряжения и страха;
  • уметь сдерживать себя в необходимой ситуации;
  •  стремиться избавиться от вредных привычек;
  •   одеваться по ситуации;
  •  быть ответст­венным за своё поведение;
  •  помочь себе при сильной боли;
  •  уметь сервировать стол;
  • соблюдать гостевой этикет;
  •  соблюдать правила поведения в транспорте и на улице, в театре, кино, школе;
  • уметь по­мочь себе справиться с ленью; уметь организовать свой досуг;
  •   помочь больным и беспо­мощ­ным;
  • понимать, какое чувство провоцирует на тот или иной поступок (злость, зависть, гнев, радость);
  • стараться избегать стрессов;
  •  уметь находить причину и последствия событий, уметь выбирать правильное для сво­его здоровья поведение;
  •  отвечать за своё решение;
  • уметь противостоять, если кто-то будет предлагать поку­рить;
  • заниматься самовоспитанием;
  • уметь сказать нет, если кто-нибудь будет предла­гать попробовать алкоголь или наркотики;

 

Система отслеживания и оценивания результатов обучения

 

Формами учёта уровня знаний и умений при реализации данной программы являются:

  • викторины,
  • собеседование,
  • устные опросы,
  • конкурсы исследовательских работ,
  • тестирование,
  •  выставка,
  • защита творческих и исследовательских проектов,
  • разгадывание кроссвордов,
  • олимпиады,
  • интеллектуальные турниры.

В результате реализации дополнительной образовательной программы «Азбука здоровья» создаются условия для формирования у детей 7 – 11 лет компетентностей, как в вопросах здорового образа жизни, так и в  практической научно – исследовательской деятельности. Это дает  прекрасную возможность детям участвовать в городских, окружных, всероссийских конкурсах исследовательских работ и проектов. Успешная творческая самореализация детей – это залог их адекватной социализации в обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_azbuka_zdorovya.doc331 КБ

Предварительный просмотр:

 

 

 

Муниципальное  бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Станция юных натуралистов»

                                                                                                                       Учреждена 

приказом директора МБОУ ДОД СЮН 

от  «___»______________г.  _____

Дополнительная образовательная программа

 «АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ»

Возраст детей — 7 – 11 лет

                                           Срок реализации — 1год

                                                                             

    Разработана: педагогом

                                                                                             дополнительного образования

МБОУ ДОД СЮН С.М. Муслимовой

 

  г. Салехард

2012г

КРАТКАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА

Сведения об авторе

Муслимова Сувалжат Магомедтагировна, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД СЮН,  стаж работы — 5лет.

Информация о программе

Тип программы — модифицированная.

Направление программы — социально-педагогическое.

Уровень усвоения — общекультурный.

Уровень реализации — начальное образование.

Возрастной диапазон — младший школьный возраст.

 

Дополнительная модифицированная образовательная программа «Азбука здоровья» имеет социально-педагогическую направленность.

Данная программа предназначена для обучающихся образовательных учреждений начальной школы, желающих получить знания в области безопасности жизнедеятельности, культуры здоровья, самопознания, стремящихся просветить  младших сверстников, помочь в самопознании и  самосовершенствовании. Возраст обучающихся 7-10 лет. Набор в объединение «Азбука здоровья» осуществляется на добровольной основе. Группа составляет10-15 человек. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Таким образом, программа рассчитана на 1 год обучения, объем программы-144 часа.

Цель данной программы.

Данная программа имеет своей целью раскрыть детям основы здорового образа жизни, позволяющие эффективно решать одну из самых актуальнейших задач современного образования — формирование здорового образа жизни младших школьников (обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни (ЗОЖ), содействие оздоровлению учащихся).

Задачи

Образовательные:

  1. обучение детей профилактическим методикам — оздоровительная гимнастика, пальцевая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости,  самомассаж;  
  2. обучение детей простейшим  навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах;
  3. привитие детям элементарных гигиенических навыков (мытьё рук, использование носового платка при чихании и кашле и т. д.).

Воспитательные:

  1. желание быть здоровым душой и телом;
  2. стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия;
  3. приобретение навыков самосовершенствования при получении знаний о том, от чего зависит наше здоровье.

Развивающие:

  1. самостоятельное экспериментирование и поисковая активность детей побуждают их к творческому отношению при выполнении заданий;
  2. обучение любви к себе, к людям, к жизни развивают гармонию с собой и с миром;
  3. формирование позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.

Отличительные особенности данной программы.

Методика работы с детьми строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки, упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр.), необходимыми для развития навыков ребенка.

Содержания занятий наполнены сказочными и игровыми сюжетами и персонажами.

Наряду с теоретическим материалом ученикам предлагаются практические рекомендации, игры и упражнения, тренинги. Один из разделов посвящен профилактике заболеваний у детей младшего школьного возраста и оказанию доврачебной помощи.  

 Занятия по программе «Азбука здоровья» носит творческий характер. С детьми проводятся занятия разных видов: беседы, оздоровительные минутки, тренинги, деловые игры («Скорая помощь», «Доктора природы», «Вопросы-ответы»), комплекс упражнений, общение с природой и др.

Беседы включают вопросы гигиены, питания, закаливания, строения человека, ведения индивидуальной программы, паспорта здоровья; вопросы, связанные с факторами, укрепляющими и разрушающими здоровье, и т.д. В одной беседе может быть затронуто одно или несколько направлений.

Оздоровительные минутки включают не только физические упражнений, но и «этюды для души (например: «Сотвори солнце в себе»). Оздоровительные паузы комбинируются, включая физические упражнения для осанки и несколько упражнений для глаз, рук или стоп и т.д. Задача оздоровительных пауз — дать знания, выработать умения и навыки, необходимые каждому ребёнку для укрепления позвоночника, стоп, рук, для красивой осанки, снятия усталости, обретения спокойствия и равновесия и т.д.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, — ученики 1-4 классов от 7 до 11 лет.

Сроки реализации программы — 1 год.

При реализации данной дополнительной общеобразовательной программы учитываются возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. Занятия проводятся, как индивидуальные, так и в группе (10 -15 обучающихся).

Формы всех  видов занятий разнообразны. Применяются: рассказы, беседы, дискуссии, игры, викторины, конкурсы, выставки, научно - практические конференции, проводится просмотр видеосюжетов, слайдов, презентаций. Проводятся встречи со специалистами. Экскурсии в хлебокомбинат, рыбоконсервный комбинат, в магазины и в аптеки города, в стоматологический кабинет, на выставку в музей Шемановского.

Режим организации учебного процесса:

Продолжительность занятия: 40 мин

Периодичность в неделю: 2 раза

Количество часов в неделю: 4

Количество часов в год: 144

Срок реализации программы: 1 год

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

Должны знать:

  1. как заботиться о глазах;
  2.  как ухаживать за ушами;
  3. как ухаживать за руками и ногами;
  4. знать правила ухода за кожей;
  5.  о пользе сна;
  6.  о пользе физических упражнений и закаливания;
  7. о причинах и признаках болезней;
  8. понимать значение выражения «здоровый образ жизни»;
  9. какие врачи помогают сохранить нам здоровье;
  10. что такое инфекционные болезни;
  11. знать для чего делают прививки от болезней;
  12. знать о правильном питании;
  13. знать о правильном уходе за зубами;
  14.  знать признаки лекарственных и пищевых отравлений;
  15. почему дышать табачным дымом опасно для здоровья;
  16. почему некоторые привычки называются вредными (курение, алкоголь, наркотики);
  17. почему алкоголь опасен для нашего здоровья;
  18. почему наркотики губительны для человека;
  19. как помочь сохранить себе здоровье;
  20. должны знать, что принимая решение, каждый несёт ответственность за себя и за окружающих;
  21. знать о правилах безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте;
  22. правила безопасного поведения на воде;
  23. правила обращения с огнём;
  24. знать, чем опасен электрический ток;
  25. как уберечься от порезов, ушибов, переломов;
  26. признаки отравлений жидкостями, пищей, парами, газом;
  27. признаки перегревания и теплового удара;
  28. какие бывают травмы;
  29. знать правила дорожного движения;
  30. как нужно одеваться;
  31. правила поведения за столом;
  32. как вести себя в гостях;
  33. как вести себя в общественных местах;
  34. правила вежливого общения;
  35. что делать, если хочется в школу;
  36. чем заняться после школы;

Должны уметь: 

  1. делать гимнастику для глаз;
  2.  содержать в чистоте и защищать уши;
  3. содержать в чистоте руки, ноги;
  4.   защищать кожу от повреждений;
  5. выбирать полезную для здоровья пищу и тщательно пережёвывать её при приёме;
  6. спать по 11-11,5 часов, ложась в 20-21 час;
  7. выполнять физические упражнения для укрепления мышц;
  8.  выполнять закаливающие процедуры;
  9. соблюдать правила безопасного поведения на воде;
  10. играть в подвижные игры на воздухе;
  11. заботиться о своём здоровье;
  12.  составлять и выполнять режим дня;
  13.  вести здоровый образ жизни;
  14.  выполнять рекомендации врача во время болезни;
  15.  своевременно делать прививки;
  16.  следить за содержанием домашней аптечки;
  17.  оказать себе первую помощь при лекарственных и пищевых отравлениях;
  18.  оказать себе первую помощь  при солнечных ожогах, если промокли под дождём;
  19.  соблюдать правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте;
  20. соблюдать правила безопасного поведения на воде;
  21. соблюдать правила безопасного поведения при пожаре в доме;
  22.  оказать первую помощь пострадавшему от электрического тока;
  23. оказать первую помощь при порезах, ушибах, переломах;
  24. оказать первую помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос;
  25.  оказать первую помощь при укусах насекомых;
  26.  оказать себе первую помощь, если укусила собака;
  27.  помочь себе при отравлении жидкостями, пищей, парами, газом;
  28. помочь себе при тепловом ударе, при ожогах и обморожении;
  29. оказать первую помощь при травмах;
  30. оказать первую помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос.
  31.  оказать первую помощь при укусе змеи;
  32.  заниматься самовоспитанием
  33.  общаться без напряжения и страха;
  34. уметь сдерживать себя в необходимой ситуации;
  35.  стремиться избавиться от вредных привычек;
  36.   одеваться по ситуации;
  37.  быть ответственным за своё поведение;
  38.  помочь себе при сильной боли;
  39.  уметь сервировать стол;
  40. соблюдать гостевой этикет;
  41.  соблюдать правила поведения в транспорте и на улице, в театре, кино, школе;
  42. уметь помочь себе справиться с ленью; уметь организовать свой досуг;
  43.   помочь больным и беспомощным;
  44. понимать, какое чувство провоцирует на тот или иной поступок (злость, зависть, гнев, радость);
  45. стараться избегать стрессов;
  46.  уметь находить причину и последствия событий, уметь выбирать правильное для своего здоровья поведение;
  47.  отвечать за своё решение;
  48. уметь противостоять, если кто-то будет предлагать покурить;
  49. заниматься самовоспитанием;
  50. уметь сказать нет, если кто-нибудь будет предлагать попробовать алкоголь или наркотики;

Система отслеживания и оценивания результатов обучения

Формами учёта уровня знаний и умений при реализации данной программы являются:

  1. викторины,
  2. собеседование,
  3. устные опросы,
  4. конкурсы исследовательских работ,
  5. тестирование,
  6.  выставка,
  7. защита творческих и исследовательских проектов,
  8. разгадывание кроссвордов,
  9. олимпиады,
  10. интеллектуальные турниры.

В результате реализации дополнительной образовательной программы «Азбука здоровья» создаются условия для формирования у детей 7 – 11 лет компетентностей, как в вопросах здорового образа жизни, так и в  практической научно – исследовательской деятельности. Это дает  прекрасную возможность детям участвовать в городских, окружных, всероссийских конкурсах исследовательских работ и проектов. Успешная творческая самореализация детей – это залог их адекватной социализации в обществе.

Учебно-тематический план

                    Раздел

Количество часов

Общее

Теория

Практика

Вводное занятие

      2

      2

1

Наше здоровье.

    8

      5

       3

2

Позаботься о своем здоровье сам!

    10

     5

       5

3

Здоровье – всему голова.

    22

     12

     10

4

Школа  здорового питания.

     14

       7

      7

5

Ослепительная улыбка на всю жизнь.

     12

      7

      5

6

Профилактика аддитивного  поведения и случайных отравлений лекарственными   препаратами.

     16

     15

      1

7

Правила безопасного поведения в экстремальных ситуациях.

     24

     15

       9

8

Безопасность детей на дорогах.

      4

      2

      2

9

Правила поведения в общественных местах.

     30

     19

      11

Итоговое занятие

       2

      2

Итого:

    144

     91

     53

Содержание программы «Азбука здоровья».                                                            

Вводное занятие (2ч)      

1.Наше здоровье(8ч)

Теория:(5ч) Что такое здоровье. Что такое эмоции. Чувства и поступки. Стресс.

Практика:(3ч) Игра «Давай поговорим», игра «Кто больше знает», игра «Твоё имя», Практическая работа по теме: «Стресс», игра «Кто больше знает». Практическое занятие по теме: «Здоровье».

2.Позаботься о своём здоровье сам!(10ч).

Теория:(5ч) Глаза – главные помощники человека. Уход за ушами. Уход за руками и ногами. Зачем человеку кожа. Надёжная защита организма.

 Практика:(5ч) игра «Полезно - вредно»,  проведение опыта по теме «Глаза – главные помощники человека», оздоровительная минутка «Гимнастика для глаз». Проведение опытов по теме:  «Чтобы уши слышали», оздоровительная минутка – самомассаж ушей. Игра «Угадай-ка» по теме: «Зачем человеку кожа», проведение опытов, оздоровительная минутка «Солнышко». Игра «Можно или нельзя» по теме «Если кожа повреждена», оздоровительная минутка «Этюд души».

3.Здоровье -  всему голова. (22ч)

Теория:(12ч) Сон – лучшее лекарство. Причины болезни. Признаки болезни. Какие врачи нас лечат. Инфекционные болезни. Прививки от болезней. Осанка – стройная спина. Как закалятся. Обтирание и обливание.

Практика:(10ч) Игра–соревнование: «Кто больше знает?», оздоровительная минутка «Солнышко», игра «Полезно - вредно», упражнения по теме: «Скелет – наша опора», оздоровительная минутка «Хождение по камушкам».

4.Школа здорового питания. (14ч)

Теория:(7ч) Питание – необходимое условие для жизни человека. Пищеварение. Как это происходит. Питательные вещества и их значение для роста и развития организма. Здоровая пища для всей семьи. Умеем ли мы правильно питаться.

Практика:(7ч) Упражнение «Гора», оздоровительная минутка «Деревце», игра «Угадай-ка», проведение опыта, оздоровительная минутка «Солнышко», игра «Что разрушает здоровье, что укрепляет?», практическое задание: «Прежде чем за стол мне сесть, я подумаю, что есть».

5.Ослепительная улыбка на всю жизнь(12ч).

Теория:(7ч) Здоровое питание – здоровые зубы. Берегите зубы смолоду. Как сохранить улыбку красивой. Причины заболевания дёсен. Как фтор укрепляет дёсна. Обобщающее занятие по теме: «Ослепительная улыбка на всю жизнь».

Практика:(5ч) Упражнение «Спрятанный сахар», оздоровительная минутка «Сотвори солнце в себе», Практикум «Чистка зубов», Практическое занятие по теме: «Как сохранить улыбку красивой», упражнение «Держи осанку».

6.Профилактика аддитивного поведения и случайных отравлений лекарственными препаратами. (16ч)

Теория:(13) Что нужно знать о лекарствах.  Как избежать отравлений. Злой волшебник - табак. Злой волшебник – алкоголь. Злой волшебник – наркотик. Токсические вещества.  Итоговое занятие по теме: «Профилактика аддитивного поведения и случайных отравлений лекарственными препаратами»

Практика:() Игра «Кто больше знает?». Игра «Светофор  здоровья». Игра  «Кто лучше знает?». Практическая работа. Игра «Волшебный стул». Игра «Давай поговорим». Игра «Что? Зачем? Как? Игра «Выбери ответ». Игра «Список проблем». Практическая работа. Игра «Пирамида». Экскурсия в аптеку.

7.Правила безопасного поведения в экстремальных ситуациях.(24ч)

Теория:(15ч) Правила безопасного поведения в доме, на улице, в  транспорте. Правила безопасного поведения на воде. Правила обращения с огнём. Как уберечься от поражения электрическим током. Первая помощь при отравлении и тепловом ударе, при ожогах и обморожении. Первая помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос.

  Практика(9ч) Игра «Светофор здоровья». Игра – соревнование «Кто больше знает?». Практическая работа: «План эвакуации при пожаре». Оздоровительная минутка «Деревце». Практическая работа: «Оказание первой помощи при травмах». Мини-конференция по теме: «Поведение в экстремальных ситуациях».

8.Безопасность детей на дорогах.  (4ч)

Теория: (2ч) Правила дорожного движения.

Практика: (2ч) Практическое занятие: Переходим улицу на светофор, переходим улицу,  где нет светофора.

9.Правила поведения в общественных местах . (30ч)

Теория:(19ч) «Не грызи ногти, не ковыряй в носу». Как отучить себя от вредных привычек. Как нужно одеваться. Как вести себя с незнакомыми  людьми. Как вести себя,  когда что- то болит.  Правила поведения за столом. Как вести себя в гостях. «Нехорошие слова». Недобрые шутки. Чем заняться после школы. Что делать если не хочется в школу. Умеем ли мы разговаривать по телефону. Как помочь больным и беспомощным.

Практика: (11ч) Игра «Кто больше знает?», игра «Найди правильный ответ», игра закончи фразу «Закончите фразу», практическое занятие: «Сервировка стола», игра «Закончи предложение», игра «Выбери правильный ответ», игра «Комплимент», игра «Давай поговорим».Экскурсия на выставку в музей Шемановского.

Итоговое занятие:(2ч).

Учебно-методическое обеспечение программы

Формы всех занятий разнообразны.

Теоретические занятия включают беседы, лекции, рассказы,  обсуждения тем, демонстрация презентации, выставки литературы, инструктажи, выступления приглашенных специалистов.

Практические занятия включает самостоятельную работу по применению приобретенных знаний.

Индивидуальные занятия включают консультативную деятельность, как с детьми, так и с родителями, проектную работу, а также самостоятельную работу с литературой и Интернет – источниками.

Экскурсионные занятия включают посещений учреждений по профилю программы.

Основные методы организации образовательного процесса:

При реализации данной программы используются как классические педагогические методы (объяснительно - иллюстративный, репродуктивный, проблемно – сообщающий), так и современные (мультимедийный, дистанционный).

Применяются следующие технологии:

-проектные;

-здоровьесберегающие;

-проблемно-диалогового обучения (Е.Л.Мельникова);

-личностно-ориентированного обучения (И.С.Якиманская).

Основными критериями оценки эффективности программы:

  1. степень сформированности у обучающихся основных знаний, умений и навыков, владение терминологией, уровень и качество работ (исследовательских, творческих), уровень культуры и технике исполнения, рисунков, презентаций, уровень практического применения умений и навыков;
  2. способность детей практически применять знания в конкретных условиях, таких как итоговое занятие, конференция;
  3. участие в научно – практических конференциях, конкурсах, фестивалях;
  4. личностный рост обучающихся  (степень сформированности коммуникативных умений и навыков, самостоятельности, инициативности в деятельности, уровень развития креативных способностей, уровень самоконтроля).

Требование к помещению: учебное помещение на 10-15 человек, оснащенное компьютером, экраном, мультимедийным проектором,  учебные столы, стулья. При проведении многофункциональных занятий (тренингов, отработке упражнений на укрепление здоровья), если нет специального спортивного помещения, используется обычное учебное помещение, в котором переставляются столы и стулья.

Оборудование. Для проведения большинства занятий особого оборудования не требуется.

В течение года осуществляется комплексная диагностика знаний, умений и навыков, полученных обучающимися; контроль осуществляется на конец первого полугодия и конец учебного года.

Инструментарием для оценки эффективности научно – исследовательской деятельности являются: педагогические наблюдения; беседа с ребенком, родителями, другими педагогами; самооценка ребенка, решение занимательных заданий, анализ результативности представления исследовательского проекта на конкурсах различного уровня.

  Одной из важнейших форм определения степени эффективности реализации данной программы является участие ребенка в  конференциях, где представляются рефераты или небольшие исследовательские работы.    Представление исследовательских работ допускается в форме устного доклада. При этом каждому обучающемуся необходимо соблюдать соответствующие требования, которые и являются критериями оценки. Данная форма отчётности способствует формированию у детей   ответственности за выполнение работы, логики мышления, умения говорить перед аудиторией, отстаивать своё мнение, правильно использовать необходимую научную терминологию, корректно и грамотно вести дискуссию.

 Участвуя в исследовательской деятельности, дети могут опубликовать свои доклады, сообщения и тезисы в различных журналах и сборниках (иногда совместно с руководителями). Положительные рецензии на подобные доклады будут свидетельствовать о   высоком уровне достижений ребенка.

Определение результатов образовательной деятельности обучающихся проводится по методике Кленовой Н.В., Буйловой Л.Н. Диагностика знаний, умений и навыков оформляется в следующем виде:

Знания

Умения

навыки

Теоретич знания

Практич. Умения и

навыки

 Навыки соблюдения правил ТБ

Умения самостоятельно организовывать поисковую и исслед. деят-ть

Коммуникативные умения и навыки

Сроки


Конец

 1 п/г

Конец

уч. года

Конец

1 п/г

Конец

 уч. года

Конец

 1 п/г

Конец уч. года

Конец

1 п/г

Конец уч. года

Конец 1 п/г

Конец уч. года

Ф.И.

м

и

н

с

р

е

д

м

а

к

с

м

и

н

с

р

е

д

м

а

к

с

м

и

н

с

р

е

д

м

а

к

с

м

и

н

с

р

е

д

м

а

к

с

м

и

н

с

р

е

д

м

а

к

с

м

и

н

с

р

е

д

м

а

к

с

м

и

н

с

р

е

д

м

а

к

с

м

и

н

с

р

е

д

м

а

к

с

м

и

н

с

р

е

д

м

а

к

с

м

и

н

с

р

е

д

м

а

к

с

Иванова М.

Петров А.

Реализация воспитательных, образовательных и развивающих задач, поставленных в программе способствует пропаганда работы творческого объединения через участие в телепередачах и прямых эфирах ОГТРК «Ямал – регион».

Особое внимание уделяется детям из неблагополучных семей.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


п/п

Темы

Форма занятий

Методические

приёмы

Дидактический материал

Форма подведения итогов

1

Наше здоровье

Комбинированные занятия:

  1. рассказ
  2. беседа
  3. практикум
  4. игра
  5. заучивание слов
  6. урок- тренинг

Словесные: рассказ, беседа по теме, заучивание слов «Суета плохой помощник…», анализ стихотворения  Д.Родари, анализ рассказа В.Сухомлинского «Почему плачет синичка».

Наглядные: карточка «Эмоции».

Практические: анализ игровой ситуации, оздоровительная минутка

  1. стихотворение Родари,
  2. Карточки «Эмоции»
  1. Игра «Давай поговорим»,
  2. Игра «Кто больше знает»,
  3. Игра «Продолжи предложения»,
  4. Беседа по пройденной теме,
  5. Вывод

2

Глаза – главные помощники человека.

Комбинированные занятия:

  1. беседа
  2. опыт
  3. игра
  4. наблюдение за опытом
  5. заучивание слов

Словесные: беседа по теме, заучивание слов «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу»

Наглядные: наблюдение опыта

Практические: игра «Полезно-вредно», оздоровительная минутка «Гимнастика для глаз»

  1. Правила бережного отношения к зрению
  2. Правила «Если вы носите очки»

  1. Игра «Полезно-вредно»
  2. Беседа по пройденной теме
  3. Выводы
  4. Правила

3

Уход  за ушами.

Комбинированные занятия:

  1. беседа
  2. опыт
  3. наблюдение
  4. рассказ

Словесные: беседа по теме, рассказ

Наглядные: наблюдение опыта, наблюдение

самомассажа ушей

Практические: проведение опыта, оздоровительная минутка «Самомассаж ушей»

  1. Памятка «Как сберечь органы слуха»

   

  1. Беседа по пройденной теме
  1. Выводы
  2. Памятки

4

Ослепительная улыбка на всю жизнь.

Комбинированные занятия:

  1. игра
  2. беседа
  3. работа со стихотворением
  4. рисование
  5. практикум
  6. рассказ

Словесные: беседа по теме, анализ стихотворения, разучивание стихотворения    

Наглядные: стихотворение С. Михалкова «Как у нашей Любы…», стихотворение «Как поел, почистил зубки…»

Практические: рисование, практикум «Чистка зубов», упражнения, оздоровительная минутка «Держи осанку», «Сотвори солнце в себе»

  1. Стихотворение С. Михалкова «Как у нашей Любы…»
  2. Стихотворение «Как поел, почистил зубки…»
  1. Это полезно запомнить
  2. Этикетки от продуктов
  3. Плакат «Чистка зубов»

  1.  Игра «Угадайка»
  2. Конкурс рисунков «Зуб-Замок»
  3. Тест «Найди правильный ответ»
  4. Это полезно запомнить
  5. Беседа по пройденной теме
  6. Вывод

5

Уход за руками и ногами 

Комбинированные занятия:

  1. беседа
  2. рассказ
  3. игра-соревнование

Словесные: беседа по теме

Наглядные: наблюдение

Практические: упражнения, игра-соревнование, оздоровительная минутка

  1. Это полезно знать! (плоскостопие)
  2. Пословицы и поговорки о пользе рук и ног
  1. Правило «Уход за ногтями»
  1.  Игра-соревнование «Кто больше?»
  2. Это полезно знать (плоскостопие)!
  3. Правило «Уход за ногтями»
  4. Беседа по пройденной теме
  5. Вывод

6

Забота о коже

Комбинированные занятия:

  1. беседа
  2. рассказ
  3. игра
  4. опыт
  5. практикум
  6. наблюдение

Словесные: беседа по теме, рассказ

Наглядные: наблюдение, плакат «Кожа»

практические: проведение опыта, игра, упражнения, этюд, оздоровительная минутка

  1. Правило «Уход за кожей»
  2. Схема «Значение кожи»
  3. Плакат «Строение кожи»
  1. Игра «Угадайка»
  2. Игра «Выбери ответ»
  3. Игра «Можно или нельзя»
  4. Опрос «Как оказать первую помощь?»
  5. Беседа по пройденной теме
  1. Вывод

7

Школа здорового питания.

Комбинированные занятия:

  1. беседа
  2. экскурсия
  3. практикум
  4. сказка
  5. игра
  6. опыт

Словесные: заучивание слов «Рано утром просыпайся…», беседа по теме, продолжение сказки

Наглядные: стихотворение С. Михалкова «Про девочку, которая плохо кушала», наблюдение

Практические: упражнения, игра, опыт, оздоровительная минутка

  1. Стихотворение «Рано утром просыпайся…»
  2. Сказка
  3. Стихотворение С. Михалкова «Про девочку, которая плохо кушала»
  4. Советы доктора Здоровая Пища
  5. Золотые правила питания

  1. Повторение правил здоровья
  2. Игра «Угадайка»
  3. Игра «Что разрушает здоровье, что укрепляет?»
  4. Беседа по пройденной теме
  5. Вывод

8

Сон – лучшее лекарство.

Комбинированные занятия:

  1. беседа
  2. игра
  3. анализ стихотворения

Словесные: беседа, анализ стихотворения

Наглядные: стихотворение С. Михалкова «Не спать», плакат «Режим дня школьника»

Практические: игра, оздоровительная минутка

  1. Стихотворение С. Михалкова «Не спать»
  2. Плакат «Режим дня школьника»

  1. Игра «Можно-нельзя»
  2. Игра «Юный кулинар»
  3. Игра «Плохо-хорошо»
  4. Беседа по пройденной теме
  5. Вывод

9

Скелет – наша опора.

Комбинированные занятия:

  1. беседа
  2. рассказ
  3. практикум

Словесные: беседа по теме, анализ ситуации

Наглядные: плакат «Скелет человека»,  

Практические: упражнения по теме, оздоровительная минутка

  1. Плакаты «Скелет, мышцы человека»
  2. Правила для поддержания правильной осанки

  1. Опрос «Если случилось несчастье»
  2. Беседа по пройденной теме
  3. Вывод

10

Как закаляться.

Обтирание и обливание

Комбинированные занятия:

  1. беседа
  2. объяснение
  3. конкурс рисунков

Словесные: беседа по теме, объяснение

Наглядные: выставка рисунков

Практические: рисунки по теме, выполнение заданий, оздоровительная минутка

  1. Правила закаливания

  1. Классная выставка рисунков «Мы дружим с физкультурой и спортом»
  2. Беседа по пройденной теме
  1. Вывод

11

Почему мы болеем

Комбинированные занятия:

  1. рассказ
  2. беседа
  3. игра-соревнование
  4. тест

Словесные: рассказ, беседа по теме

Наглядные: 

Практические: упражнения по теме, игра-соревнование, тест,  оздоровительная минутка    

  1. Карточки с тестом «Твоё здоровье»
  1.  Игра-соревнование «Кто больше?»
  2. Тест «Твоё здоровье»
  3. Беседа «Как надо заботиться о своём здоровье»
  4. Вывод

12

Кто и как предохраняет нас от болезней

Комбинированные занятия:

  1. беседа
  2. тест
  3. работа со стихотворением

Словесные: беседа по теме, анализ стихотворения    

Наглядные: плакат «Режим дня школьника», стихотворение С. Михалкова «Разве что-то есть на свете…»  

Практические: упражнения по теме, тест, оздоровительная минутка    

  1. Плакат «Режим дня школьника»
  2. Памятка «Как правильно готовить уроки»
  1. Стихотворение С. Михалкова «Разве что-то есть на свете…»  

   

  1. Составление памятки «Как правильно готовить уроки»
  2. Беседа по пройденной теме
  3. Вывод

13

  Кто нас лечит

Комбинированные занятия:

  1. беседа
  2. работа со стихотворением
  3. самоанализ

Словесные: беседа по теме, анализ стихотворения  

Наглядные: стихотворение С. Михалкова «Разве что-то есть на свете…»  

Практические: валеологический самоанализ, оздоровительная минутка    

  1. Вопросы валеологического самоанализа
  2. Стихотворение Э. Успенского «Всем известный математик…»

  1. Валеологический самоанализ
  2. Беседа по пройденной теме
  3. Вывод

14

Прививки от болезней

Комбинированные занятия:

  1. рассказ
  2. беседа
  3. игра-соревнование
  4. работа со стихотворением
  5. дидактическая игра

Словесные: рассказ, беседа по теме, анализ стихотворения  

Наглядные: запись слов «инфекция» и «иммунитет», стихотворение С. Михалкова «Поднялась температура…»  

Практические: игра, оздоровительная минутка  

  1. Стихотворение С. Михалкова «Поднялась температура…»
  2. Стихотворение С. Михалкова «Прививка»
  1. Игра-соревнование «Кто больше?»
  2. Игра «Полезно-вредно»
  3. Беседа по пройденной теме
  4. Вывод

15

Что нужно знать о лекарствах

Комбинированные занятия:

  1. самоанализ
  2. беседа
  3. работа со стихотворением
  4. игра

Словесные: беседа по теме, анализ стихотворения  

Наглядные: запись слов «аллергия» и «антибиотики», лекарственные препараты

Практические: анализ ситуации, оздоровительная минутка    

  1. Пиши и говори правильно: «аллергия» и «антибиотики»
  2. Памятка «Безвредных лекарств не бывает»
  1. Игра «Валеологический светофор»
  2. Беседа по пройденной теме «Что должно быть в домашней аптечке»
  3. Вывод

16

Как избежать отравлений

Комбинированные занятия:

  1. беседа
  2. игра-соревнование
  3. практикум

Словесные: беседа по теме

Наглядные: сказка К. Чуковского «Айболит»  

Практические: проверка пульса, оздоровительная минутка    

  1. Сказка К. Чуковского «Айболит»
  2. Памятка «Признаки лекарственного отравления»
  3. Памятка «Признаки пищевого отравления»
  1. Памятка «Помоги себе сам»
  1. Игра-соревнование «Кто больше?»
  2. Игра-соревнование «Кто ответит правильно?» (командная)
  3. Беседа по пройденной теме
  4. Вывод

17

Безопасность при любой погоде  

Комбинированные занятия:

  1. беседа
  2. работа со стихотворением
  3. практикум

Словесные: беседа по теме, анализ стихотворения  

Наглядные: стихотворение Ф. И. Тютчева «Люблю грозу в начале мая…», картина К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы»

Практические: «Помоги себе сам», оздоровительная минутка    

  1. Памятка «Признаки солнечного ожога»
  2. Памятка «Правила поведения при грозе»
  3. Стихотворение Ф. И. Тютчева «Люблю грозу в начале мая…»
  4. Картина К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы»
  1. Беседа по пройденной теме
  1. Выводы
  2. Памятки

18

Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте

Комбинированные занятия:

  1. беседа
  2. работа со стихотворением
  3. дидактическая игра
  4. игра-соревнование
  5. заучивание слов

Словесные: беседа по теме, анализ стихотворения  

Наглядные: стихотворение Э. Успенского «Мама приходит с работы», стихотворение С. Михалкова «Возле площади затор…»

Практические: игра, оздоровительная минутка

  1. Стихотворение Э. Успенского «Мама приходит с работы»
  2. Стихотворение С. Михалкова «Возле площади затор…»
  3. Памятка «Правила безопасного поведения в доме»
  4. Правила перехода улицы
  5. Правила поведения в транспорте
  1. Игра «Валеологический светофор»
  2. Игра-соревнование «Кто больше?»
  3. Беседа по пройденной теме  
  4. Выводы
  1. Правила, памятки

19

Правила безопасного поведения на воде  

Комбинированные занятия:

  1. беседа
  2. работа со стихотворением
  3. игра
  4. практикум

Словесные: беседа по теме, анализ стихотворения    

Наглядные: стихотворение С. Михалкова «У моста стоит Авось…»    

Практические: игра, оздоровительная минутка  

  1. Стихотворение С. Михалкова «У моста стоит Авось…»    
  1. Памятка «Когда опасность рядом»
  1. Игра «Валеологический светофор»
  1. Выводы
  1. Памятка

20

Правила обращения с огнем

Комбинированные занятия:

  1. беседа
  2. игра
  3. практикум

Словесные: беседа по теме

Наглядные: план эвакуации школы

Практические: разбор ситуаций, игра, оздоровительная минутка  

  1. «План эвакуации школы при пожаре»
  1. Игра «Валеологический светофор»
  2. Беседа по пройденной теме  
  1. Выводы
  1. Памятка

21

Как уберечься от поражения электрическим током  

Комбинированные занятия:

  1. беседа
  2. игра
  3. практикум

Словесные: беседа по теме  

Наглядные: памятка

Практические: игра, оздоровительная минутка  

  1. Памятка «Первая помощь пострадавшему»
  1. Игра «Валеологический светофор»
  2. Беседа по пройденной теме  
  1. Выводы
  2. Памятка

22

Как уберечься от порезов, ушибов, переломов  

Комбинированные занятия:

  1. беседа
  2. практикум
  3. работа со стихотворением
  4. заучивание слов

Словесные: беседа по теме, заучивание слов  

Наглядные: стихотворение

Практические: первая помощь при травме, оздоровительная минутка  

  1. Стихотворение «Если я буду осторожен»
  1. Практикум по оказанию первой помощи при травме
  2. Беседа по пройденной теме  

Выводы

23

Как защититься от насекомых  

Комбинированные занятия:

  1. беседа
  2. работа со стихотворением
  3. практикум

Словесные: беседа по теме, анализ стихотворения    

Наглядные: запись слова «пинцет», стихотворение С. Михалкова Вдруг какой-то страшный зверь…»

Практические: признаки аллергии, оздоровительная минутка  

  1. Стихотворение С. Михалкова «Вдруг какой-то страшный зверь…»
  1. Памятка «Когда опасность рядом»
  2. Пиши и говори правильно: «пинцет»  

  1. Практикум «Помоги себе сам»
  2. Беседа по пройденной теме  
  3. Выводы

24

Предосторожности при обращении с животными  

Комбинированные занятия:

  1. беседа
  2. работа со стихотворением
  3. практикум

Словесные: беседа по теме, анализ стихотворения      

Наглядные: стихотворение «Не зря собака тех кусает…»  

Практические: правила обращения с животными, «Помоги себе сам», оздоровительная минутка  

  1. Стихотворение «Не зря собака тех кусает…»
  2. Правила обращения с животными

  1. Практикум «Помоги себе сам»
  2. Беседа по пройденной теме  
  3. Выводы

25

Первая помощь при отравлении жидкостями, пищей, парами, газом

Комбинированные занятия:

  1. повторение
  2. игра-соревнование
  3. беседа
  4. дидактическая игра
  5. заучивание слов

Словесные:   беседа по теме, заучивание слов

Наглядные:   стихотворение «Если в доме появился дым…», С. Маршака «Заклубился дым угарный...»

Практические: правила обращения с животными, «Помоги себе сам», оздоровительная минутка  

  1. Пиши и говори правильно: «дезинфекция», «дезодорант»
  2. Признаки отравления угарным газом
  3. Стихотворение С. Маршака «Заклубился дым угарный...»
  4. Стихотворение «Если в доме появился дым…»
  1. Игра «Валеологический светофор»
  2. Практикум «Помоги себе сам»
  3. Беседа по пройденной теме  
  4. Выводы

26

Первая помощь при перегревании и тепловом ударе, при ожогах и обморожении

Комбинированные занятия:

  1. беседа
  2. дидактическая игра
  3. работа со стихотворением

Словесные: беседа по теме, анализ стихотворения        

Наглядные:  стихотворение С. Михалкова «Мороз и Морозец»

Практические: «Признаки теплового удара», «Признаки обморожения», «Помоги себе сам», оздоровительная минутка    

  1. Признаки теплового удара
  2. Признаки обморожения
  3. Стихотворение С. Михалкова «Мороз и Морозец»
  1. Игра «Валеологический светофор»
  2. Практикум «Помоги себе сам»
  3. Игра «Полезно-вредно»
  4. Беседа по пройденной теме  
  5. Выводы

27

Первая помощь при травмах

Комбинированные занятия:

  1. беседа
  2. практикум
  3. работа со стихотворением

Словесные: беседа по теме, анализ стихотворения        

Наглядные:  стихотворение С. Михалкова «Таня пальчик наколола…»

Практические: «Помоги себе сам», оздоровительная минутка  

  1. Стихотворение С. Михалкова «Таня пальчик наколола…»
  2. Пиши и говори правильно: «марганцовка»
  3. Признаки растяжения связок
  1. Практикум «Помоги себе сам»
  2. Беседа по пройденной теме  
  3. Выводы

28

Первая помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос  

Комбинированные занятия:

  1. беседа
  1. практикум
  2. опрос

Словесные:  беседа по теме

Наглядные: плакаты по теме

Практические: упражнения по теме, опрос, оздоровительная минутка  

  1. Плакаты по теме (глаз, ухо, нос)
  1. Практикум «Помоги себе сам»
  2. Беседа по пройденной теме
  3. Опрос
  4. Выводы

29

Первая помощь при укусах насекомых, змей, собак и кошек

Комбинированные занятия:

  1. беседа
  1. практикум
  2. опрос

Словесные:  беседа по теме  

Наглядные: плакаты по теме

Практические :  оздоровительная минутка  

  1. Признаки укуса змеи
  2. Первая помощь при укусе змеи
  1. Практикум «Признаки укуса змеи»
  2. Практикум «Первая помощь при укусе змеи»
  1. Беседа по пройденной теме
  2. Опрос
  3. Выводы

30

Как нужно одеваться  

Комбинированные занятия:

  1. дидактическая игра
  2. беседа
  3. работа с пословицами
  4. анализ ситуации

Словесные: беседа по теме, анализ стихотворения    

Наглядные:  стихотворение Э. Мошковской «Смотрите, в каком я платьице…»

Практические: игра, упражнения    

Стихотворение Э. Мошковской «Смотрите, в каком я платьице…»

  1. Пословицы
  1. Слова А. П. Чехова «В человеке всё должно быть прекрасно…»
  1. Игра «Кто больше»
  2. Игра «Найди правильный ответ»
  3. Беседа по пройденной теме  
  4. Выводы
  5. Памятка

31

Как вести себя с незнакомыми людьми  

Комбинированные занятия:

  1. беседа
  2. работа со стихотворением

Словесные: беседа по теме, анализ стихотворения

Наглядные: стихотворение «Азбука безопасности»

Практические: закончи высказывание  

  1. Стихотворение «Азбука безопасности»
  2. Правила поведения с незнакомыми людьми  
  1. Беседа по пройденной теме  
  1. Выводы
  1. Правила

32

Как вести себя, когда что-то болит

Комбинированные занятия:

  1. кроссворд
  2. беседа
  3. анализ ситуации
  4. дидактическая игра
  5. практикум

Словесные: беседа по теме, анализ ситуации  

Наглядные:  стихотворение О. Дриз «Шип в мою ладонь впился…»

Практические: кроссворд, игра    

  1. Стихотворение О. Дриз «Шип в мою ладонь впился…»
  2. Незаконченные фразы по теме
  1. Кроссворд
  2. Беседа по пройденной теме
  3. Игра «Закончи фразу»
  1. Выводы
  2. Памятка

33

Как вести себя за столом

Комбинированные занятия:

  1. беседа
  2. рассказ
  3. объяснение
  4. кроссворд
  5. практикум
  6. анализ ситуации
  7. дидактическая игра

Словесные: беседа по теме, рассказ, объяснение, анализ ситуации

Наглядные:  стихотворение З. Александровой «Ложкою мешая…», стихотворение Г. Остера «От знакомых уходя…», сервировка стола

Практические:  кроссворд, практикум  

  1. Стихотворение З. Александровой «Ложкою мешая…»
  2. Стихотворение Г. Остера «От знакомых уходя…»
  3. Кроссворд
  4. Приборы для сервировки стола


  1. Практикум по сервировке стола
  2. Кроссворд
  3. Игра «Закончи предложение»
  4. Беседа по пройденной теме
  1. Выводы

34

Как вести себя в гостях

Комбинированные занятия:

  1. работа со стихотворением
  2. беседа
  3. объяснение
  4. практикум

Словесные: беседа по теме, анализ стихотворения, объяснение    

Наглядные:   стихотворение Г. Остера «Если ты пришёл к знакомым…»,

Практические:   составление письменного приглашения    

  1. Стихотворение Г. Остера «Если ты пришёл к знакомым…»
  2. Пример письменного приглашения
  3. Это полезно помнить

  1. Практикум «Приглашение гостей»
  2. Самостоятельное составление письменного приглашения
  3. Беседа по пройденной теме
  1. Выводы
  2. Памятки

35

Как вести себя в общественных местах  

Комбинированные занятия:

  1. беседа
  2. работа со стихотворением
  3. анализ ситуации
  4. дидактическая игра

Словесные: беседа по теме, анализ стихотворения, анализ ситуации      

Наглядные: стихотворение «Азбука поведения в стихах…»,  стихотворение А. Барто «В театре»

Практические:  игра      

  1. Это полезно помнить (правила поведения на улице, в транспорте)
  1. Стихотворение «Азбука поведения в стихах…»  
  2. Стихотворение А. Барто «В театре»
  1. Правила поведения в школе
  1. Игра «Выбери правильный ответ»
  2. Беседа по пройденной теме  
  3. Выводы
  4. Правила поведения

36

 «Нехорошие слова». Недобрые шутки    

Комбинированные занятия:

  1. беседа
  2. дидактическая игра
  3. анализ ситуации
  1. дидактическая игра

Словесные: беседа по теме, анализ ситуации

Наглядные: наблюдение ситуации

Практические: упражнения на правила общения, игра    

  1. Стихотворение «Есть волшебные слова...»
  2. Сказка К. Чуковского «Телефон»
  3. Это полезно помнить

  1. Игра «Комплимент»
  2. Игра «Телефон»
  3. Беседа по пройденной теме  
  4. Выводы
  1. Правила общения

37

Что делать, если не хочется в школу    

Комбинированные занятия:

  1. анализ ситуации
  2. беседа
  3. работа со стихотворением
  1. дидактическая игра

Словесные: анализ ситуации, беседа по теме, анализ стихотворения        

Наглядные: стихотворение С. Маршака «Кот и лодыри».

Практические:   игра

  1. Стихотворение С. Маршака «Кот и лодыри»
  2. Мудрые мысли
  3. «Полезные» советы Г. Остера
  1. Игра «Закончи предложение»
  2. Запомни мудрые слова «Помоги себе сам»
  3. Беседа по пройденной теме  
  4. Выводы

38

Чем заняться после школы  

Комбинированные занятия:

  1. беседа
  2. работа со стихотворением  
  3. дидактическая игра
  4. анализ ситуации
  5. сказка

Словесные: беседа по теме, анализ стихотворения, анализ ситуации        

Наглядные: стихотворный монтаж, потешные сказки

Практические: игра

  1. Стихотворный монтаж
  2. Потешные сказки
  1. Игра «Давай поговорим»
  2. Беседа по пройденной теме  
  3. Выводы

39

Злой волшебник - табак

Комбинированные занятия:

  1. рассказы детей
  2. беседа
  3. объяснения
  4. дидактическая игра
  5. практикум
  6. рисование

Словесные: рассказы детей, беседа по теме

Наглядные: рассказы, рисунки

Практические: игра, практикум, рисование  

  1. Рассказы
  2. Рисунки

  1. Дидактическая игра
  2. Беседа по пройденной теме
  3. Практикум
  4. Вывод

40

Злой волшебник – алкоголь.

Комбинированные занятия:

  1. беседа
  2. рассказ
  3. работа со стихотворением
  4. заучивание слов
  5. работа с деревом решений
  6. дидактическая игра
  7. анализ ситуации

Словесные: рассказ, беседа по теме, анализ стихотворения, заучивание слов  

Наглядные: стихотворения  

Практические: работа с деревом решений, анализ ситуации, игра

  1. Стихотворения
  2. Басня  
  3. Рассказы
  4. Это полезно помнить
  5. Словарь
  1. Игры
  2. Беседа по пройденной теме
  1. Выводы
  2. Памятки
  3. Дерево решений

41

Злой волшебник - наркотик

Комбинированные занятия:

  1. беседа
  2. дидактическая игра
  3. работа с деревом решений
  4. практикум

Словесные:  беседа по теме

Наглядные: стихотворения, рассказы

Практические: анализ ситуаций, игра, практикум  

  1. Стихотворения
  2. Рассказы
  3. Это полезно помнить

  1. Дидактическая игра
  2. Беседа по пройденной теме
  3. Практикум
  4. Вывод
  5. Дерево решений

Список Литературы для педагога

  1. Азбука здоровья «Профилактика вредных привычек». - М.: Глобус, 2007./автор  - состав. Матвеева Елена Митрофановна.
  2. Беспятова Н.К. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации.- М.: - Айрис – пресс,2003.

3.  Ветрова В. В. Уроки психологического здоровья. – М.: Педагогическое общество России, 2001.

4.  Волков Б. С. Психология младшего школьника: Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2002.

5.  Дереклеева Н. И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2004.

6. Дмитриева В.Г., Нечаева С.Л. Индивидиальная образовательная программа обучающегося. – М.:МИОО, 2002.

7. Дик Н.Ф. Веселые классные часы во 2 – 3-х классах / Изд. 4 – е. – Ростов н / Д: Феникс,2007.

8. Дик Н.Ф. Как сохранить и укрепить здоровье младших школьников: здоровьесберегающие технологии обучения и воспитания в начальных классах. – Ростов н / Д: Феникс, 2008.

9.Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. - М.: «ВАКО», 2004.

10.Кулинич Г.Г. Вредные привычки: профилактика зависимостей: 1 – 4 классы. – М.:ВАКО, 2009.

11.  Обухова Л. А., Лемяскина Н. А. Школа докторов Природы или 135 уроков здоровья: 1-4 класс. - М.: «ВАКО», 2004.

12.Патрикеев А.Ю. Подвижные игры: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2007.

13. Педагогика здоровья. Программа и методическое руководство для учителей начальных классов. Под редакцией В.Н.Касаткина. – М.:ЛИНКА – Пресс, 2000.

14. Попов Г.П. Дружи со спортом и игрой. Поддержка работоспособности школьника: упражнения, игры, инсценировки.- Волгоград: учитель, 2008

15.Формирование здорового образа жизни у младших школьников. Выпуск 2:классные часы, тематические мероприятия, игры / авт. – сост. М.А.Павлова.- Волгоград: Учитель, 2009. – 143.

Список литературы для обучающихся и родителей:

1.Азон Бернар. Стресс излечим. – М.: «КРОН-ПРЕСС», 1994.

2.Какой он? Какой ты? Какие мы? (Психологическая наука – практике). / сост С.Ф. Спичак. – М.: Народное образование, 1994.

3.Мансурова С.Е., Шклярова О.А. Здоровье человека и окружающая среда: Элективный курс. – М.: «5 за знания», 2006.

4.Мартынов С.М. Главное, попасть в точку: о нетрадиционных методах часто болеющих детей: Кн. для родителей. – М.: Просвещение, 1996.щ9ф

      5. Степанов С.С. Здоровье тела и души. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Здоровье-это здорово!"к окружной конференции "Мы за здоровый образ жизни".

Презентация-отчёт по профилактике здорового образа жизни на конференции....

Программа формирования здорового образа жизни «Здоровый Я – здоровая Россия!»

В начальной школе МОУ СОШ с.П-Березовка разработана система спортивного оздоровления учащихся. Она включает в себя программу «Здоровый Я – здоровая Россиия!», диагностику и мониторинг заболеваем...

Здоровые зубы – здоровый организм.Занятие по «Педагогике здоровья» во 2 классе.

Занятие по «Педагогике здоровья» во 2 классе. Здоровые зубы – здоровый организм....

Конспект открытого занятия по внеурочной деятельности «Здоровые дети – здоровая Россия» (1 класс) Тема: «Кто такой здоровый человек?»

Цель: обобщить знания о здоровом образе жизниЗадачи:- повторить режим дня;-обобщить знания о правильном питании;- составить характеристику здорового человека...

День здоровья "Здоровье-это здорово!"

День здоровья "Здоровье-это здорово!"1 ведущий: Внимание! Внимание! Дорогие болельщики, спортсмены и судьи! Наши микрофоны установлены на школьной спортивной площадке.2 ведущий: Чтобы громче пел...