Конспект урока окружающего мира .Ухо
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) на тему
Методическая разработка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока окружающего мира. Ухо | 54.5 КБ |
konspekt_uroka_okruzhayushchego_mira_.uho_.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока окружающего мира в 4 классе
Тема урока: Ухо не только орган слуха
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель: 1) расширить представления учащихся об органе слуха;
2) формировать умение самостоятельно строить и применять новые знания.
Задачи:
1.Познакомить учащихся со строение органа слуха.
2.Помочь понять, какие функции в организме человека выполняет орган слуха.
3.Научить детей, как беречь слух.
4.Организовать проверку и самооценку учащимися работы на уроке.
Формирование УУД:
1. Личностные УУД:
- умение анализировать результаты учебной деятельности;
- способность к самооценке на основе критериев успешной учебной деятельности.
2.Регулятивные УУД:
- выделять и формулировать познавательную цель в совместно-распределённой деятельности;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- устанавливать причинно-следственные связи.
3.Познавательные УУД:
- искать и выделять необходимую информацию;
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и знания, полученные на уроке;
- строить логическую цепочку рассуждений, анализировать, строить доказательства;
-оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.
4. Коммуникативные УУД:
- умение работать в парах, группах;
- совместно договариваться о правилах общения и следовать им;
- формулировать и объяснять задание;
- грамотно задавать вопросы;
- слушать и понимать речь других.
Формы работы: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: плакат, стол-помощник, карточки с правилами.
Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности.
- Как вы думаете, какие умения помогут нам успешно работать на уроке?
II.Актуализация знаний и пробное учебное действие
1.- Какой раздел мы сейчас изучаем? (Органы чувств). Вы уже узнали много интересного. Поделитесь своими открытиями.
Игра «Я знаю, что…»
2. Знания ваши меня порадовали, а сейчас проверю вашу сообразительность. Подумайте, что из этих слов лишнее: глаза, голова, нос, язык.
-Что обозначают остальные слова? (Органы чувств).
Предлагаю продолжить о них разговор.
3.- Определим тему сегодняшнего урока. Содержание. Откройте страницу.
-Как заявлена тема урока в учебнике?
Тема урока: Ухо не только орган слуха.
- Что вы уже знаете про ухо? - Какое слово заставляет задуматься? (Не только) - Значит, мы должны сделать какое-то открытие?
III. Целеполагание и постановка учебных задач.
1.- Прочитаем ещё раз тему урока и поставим цель
Цель: узнать строение орган слуха, выяснить, какую роль ещё играет ухо, научиться беречь слух.
- Для чего нам нужно это знать?
- Какие задачи мы можем ещё поставить перед собой, чтобы достичь цели урока?
Задачи.
1.Познакомиться со строением уха.
2.Понять, какую роль в организме человека ещё играет орган слуха.
3.Запомнить, как беречь слух.
4.Проверить и оценить свою работу на уроке.
IV. Открытие нового знания.
1.- Цель урока поставили, определили ряд серьёзных задач. У нас получился план работы по теме урока, который поможет добиться поставленной цели.
План.
1.Ухо – это орган слуха.
2.Ухо – это орган равновесия.
2. Составление памятки по охране слуха.
3. Оценка своей работы.
-Если нужно будет, если мы устанем, я поставлю этот знак. Ф
В течение всего урока вы будете заполнять карту достижений по всем пунктам этого плана. Посмотрите её. Отмечайте уровень знаком «+»
Карта достижений |
| Показатели | Оценка усвоения |
|
| высокий уровень | средний уровень | низкий уровень | Отметка |
1. | Ухо – это орган слуха |
|
|
|
|
2. | Ухо – это орган равновесия |
|
|
|
|
3. | Охрана слуха. |
|
|
|
|
4. | Оценка своей работы. |
|
|
|
|
2. Объяснение учителя.
- 1 задача. Обратимся к иллюстрации учебника стр. 58..
То, что мы обычно видим и называем ухом – это только одна из его частей. Ухо состоит из трех частей. НАРУЖНОЕ УХО – это ушная раковина вместе со слуховым проходом.
Благодаря своей слегка конусообразной форме ушная раковина улавливает звуки, собирает колебания и направляет их внутрь, в СЛУХОВОЙ ПРОХОД, который заканчивается БАРАБАННОЙ ПЕРЕПОНКОЙ. Она представляет собой кусочек тонкой кожи, натянутой туго, как на бapaбaне.
Когда ушная раковина улавливает какой-то звук и по наружному слуховому проходу передает его в ухо, барабанная перепонка под действием этого звука начинает вибрировать. (Вы, конечно, знаете, что звук может вызывать колебания. В момент движения поезда все оконные стёкла дрожат (вибрируют). Вибрируя, барабанная перепонка передает звук в СРЕДНЕЕ УХО, которое находиться в глубине черепа. А там через самые маленькие косточки в теле человека — молоточек, стремечко и наковальню* передает звук во внутреннее ухо — УЛИТКЕ.
Улитка заполнена жидкостью, а её внутренняя поверхность покрыта клетками с крошечными волосками. Под воздействием «волн» жидкости волоски начинают колебаться, создавая сигналы, которые и отправляются в мозг по слуховым нервам.
— Мозг расшифровывает эти сигналы. Они там превращаются в слова. В результате вы слышите то, о чём я рассказываю. Проверим.
V. Первичное закрепление.
1. Выполним задание в тетради: стр. 28 № 59. Проверьте у своего соседа правильность выполнения работы.
2. Учебник стр. 59 (три последних абзаца).
3. Расскажите соседу по парте по иллюстрации, что ты запомнил о строении уха, а сосед пусть расскажет вам.
Оцените умения соседа и отметьте уровень в его карте достижений.
- Кто желает высказаться, как вы оценили знания своего соседа об органе слуха.
1) Я оцениваю знания …об органе слуха
-на высоком уровне
-чуть ниже высокого уровня
-на среднем уровне – Кто ещё оценил на высоком уровне?
4. Тема. Цель. – Что мы уже знаем? - Что предстоит узнать?
Вернемся снова к рисунку учебника на стр. 58. Во внутреннем ухе над улиткой расположены маленькие петли в виде арки - полукружные каналы. Они, как и улитка заполнены жидкостью. Когда мы двигаемся, каналы смещаются, жидкость слегка колышется, и мозг распознаёт, в каком положении находится наше тело. Он отправляет сигналы мышцам, и мы изменяем положение тела, чтобы не упасть.
Поэтому ухо называют ещё органом равновесия.
Ф. Встаньте и наклонитесь.
Теперь постойте на одной ноге. – Какой орган помогает вам сохранить равновесие?
Благодаря устройству в ухе, отвечающему за равновесие, акробат в цирке держится на мяче, а канатоходец ходит по канату.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Работа в тетради: стр. 30 № 62, 63. выполните задание, пользуясь учебником стр. 60, 1-й абзац. Отметьте в карте достижений. – Кто оценил на высоком уровне?
VII. Включение нового в систему знаний и повторение. 3 пункт.
1. — Прослушайте диалог (можно подготовить двух детей):
—Здравствуй, тетя Катерина!
—У меня яиц корзина.
—Как поживают домашние?
—Яйца свежие, вчерашние!
—Ничего себе вышла беседа!
—Авось распродам до обеда.
- Что произошло? Почему два человека не поняли друг друга?
- Чтобы этого не случилось, уши надо беречь. Как?
2. Я предлагаю поработать в группах. Опираясь на свой собственный опыт, составим памятку для первоклассников «Как нужно беречь слух».
3. Проверим.
Правила охраны слуха
1. Не ковыряй в ухе острыми предметами— ты можешь повредить барабанную перепонку. Чистить уши можно только ватными тампонами.
2.Нельзя слушать громкую музыку, особенно в наушниках.
3.Защищай уши от ветра.
4.Не сморкайся сильно.
5.Не допускай попадания воды в уши.
6.Если уши заболели, обратиться к врачу.
7.Мой уши каждый день.
8.Каждое утро разминай ушную раковину.
Знаете ли вы, что на ушной раковине находится много точек, которые невидимыми нитями связаны со всеми нашими органами (сердце, печень, желудок и др.). Поэтому хорошо утром делать самомассаж ушных раковин. Давайте попробуем.
Думаю, мы убедились, что уши надо беречь.
Оценил свои умения в карте достижений. Как оценили себя?
2.Продолжим работу в группах. - Как вы думаете, почему я предлагаю вам поработать в группах?
Вам дано высказывание. Вы должны определить и доказать оно истинное или ложное. Можете пользоваться своим собственным опытом, или вам может помочь стол – помощник.
Высказывание: | Истинно или ложно |
1.Шум губителен для всего живого. | И |
2.После карусели у многих кружится голова. | И |
3.Ушная сера очень вредна. | Л |
4. Самые маленькие кости в организме человека на пальцах ног. | Л |
5.Человек не может шевелить ушами. | Л |
Задайте вопросы группе, которая отвечала.
Оцените работу группы.
- Какие у вас возникли вопросы?
Отметьте в карте достижений.
VIII.Домашнее задание:
1. Учебник с. 57-59.
2. Учебник с. 60- 61.
3.Оформить памятку «Как нужно беречь слух» в тетради.
4. Материалы для подготовки к олимпиаде по теме «Организм человека» с. 67
5.Подобрать интересные сведения об органе слуха. Интернет. Сайт см. учебник.
Это интересно!
Предварительный просмотр:
Конспект урока окружающего мира в 4 классе
Тема урока: Ухо не только орган слуха
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель: 1) расширить представления учащихся об органе слуха;
2) формировать умение самостоятельно строить и применять новые знания.
Задачи:
1.Познакомить учащихся со строение органа слуха.
2.Помочь понять, какие функции в организме человека выполняет орган слуха.
3.Научить детей, как беречь слух.
4.Организовать проверку и самооценку учащимися работы на уроке.
Формирование УУД:
1. Личностные УУД:
- умение анализировать результаты учебной деятельности;
- способность к самооценке на основе критериев успешной учебной деятельности.
2.Регулятивные УУД:
- выделять и формулировать познавательную цель в совместно-распределённой деятельности;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- устанавливать причинно-следственные связи.
3.Познавательные УУД:
- искать и выделять необходимую информацию;
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и знания, полученные на уроке;
- строить логическую цепочку рассуждений, анализировать, строить доказательства;
-оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.
4. Коммуникативные УУД:
- умение работать в парах, группах;
- совместно договариваться о правилах общения и следовать им;
- формулировать и объяснять задание;
- грамотно задавать вопросы;
- слушать и понимать речь других.
Формы работы: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: плакат, стол-помощник, карточки с правилами.
Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности.
- Как вы думаете, какие умения помогут нам успешно работать на уроке?
II.Актуализация знаний и пробное учебное действие
1.- Какой раздел мы сейчас изучаем? (Органы чувств). Вы уже узнали много интересного. Поделитесь своими открытиями.
Игра «Я знаю, что…»
2. Знания ваши меня порадовали, а сейчас проверю вашу сообразительность. Подумайте, что из этих слов лишнее: глаза, голова, нос, язык.
-Что обозначают остальные слова? (Органы чувств).
Предлагаю продолжить о них разговор.
3.- Определим тему сегодняшнего урока. Содержание. Откройте страницу.
-Как заявлена тема урока в учебнике?
Тема урока: Ухо не только орган слуха.
- Что вы уже знаете про ухо? - Какое слово заставляет задуматься? (Не только) - Значит, мы должны сделать какое-то открытие?
III. Целеполагание и постановка учебных задач.
1.- Прочитаем ещё раз тему урока и поставим цель
Цель: узнать строение орган слуха, выяснить, какую роль ещё играет ухо, научиться беречь слух.
- Для чего нам нужно это знать?
- Какие задачи мы можем ещё поставить перед собой, чтобы достичь цели урока?
Задачи.
1.Познакомиться со строением уха.
2.Понять, какую роль в организме человека ещё играет орган слуха.
3.Запомнить, как беречь слух.
4.Проверить и оценить свою работу на уроке.
IV. Открытие нового знания.
1.- Цель урока поставили, определили ряд серьёзных задач. У нас получился план работы по теме урока, который поможет добиться поставленной цели.
План.
1.Ухо – это орган слуха.
2.Ухо – это орган равновесия.
2. Составление памятки по охране слуха.
3. Оценка своей работы.
-Если нужно будет, если мы устанем, я поставлю этот знак. Ф
В течение всего урока вы будете заполнять карту достижений по всем пунктам этого плана. Посмотрите её. Отмечайте уровень знаком «+»
Карта достижений |
| Показатели | Оценка усвоения |
|
| высокий уровень | средний уровень | низкий уровень | Отметка |
1. | Ухо – это орган слуха |
|
|
|
|
2. | Ухо – это орган равновесия |
|
|
|
|
3. | Охрана слуха. |
|
|
|
|
4. | Оценка своей работы. |
|
|
|
|
2. Объяснение учителя.
- 1 задача. Обратимся к иллюстрации учебника стр. 58..
То, что мы обычно видим и называем ухом – это только одна из его частей. Ухо состоит из трех частей. НАРУЖНОЕ УХО – это ушная раковина вместе со слуховым проходом.
Благодаря своей слегка конусообразной форме ушная раковина улавливает звуки, собирает колебания и направляет их внутрь, в СЛУХОВОЙ ПРОХОД, который заканчивается БАРАБАННОЙ ПЕРЕПОНКОЙ. Она представляет собой кусочек тонкой кожи, натянутой туго, как на бapaбaне.
Когда ушная раковина улавливает какой-то звук и по наружному слуховому проходу передает его в ухо, барабанная перепонка под действием этого звука начинает вибрировать. (Вы, конечно, знаете, что звук может вызывать колебания. В момент движения поезда все оконные стёкла дрожат (вибрируют). Вибрируя, барабанная перепонка передает звук в СРЕДНЕЕ УХО, которое находиться в глубине черепа. А там через самые маленькие косточки в теле человека — молоточек, стремечко и наковальню* передает звук во внутреннее ухо — УЛИТКЕ.
Улитка заполнена жидкостью, а её внутренняя поверхность покрыта клетками с крошечными волосками. Под воздействием «волн» жидкости волоски начинают колебаться, создавая сигналы, которые и отправляются в мозг по слуховым нервам.
— Мозг расшифровывает эти сигналы. Они там превращаются в слова. В результате вы слышите то, о чём я рассказываю. Проверим.
V. Первичное закрепление.
1. Выполним задание в тетради: стр. 28 № 59. Проверьте у своего соседа правильность выполнения работы.
2. Учебник стр. 59 (три последних абзаца).
3. Расскажите соседу по парте по иллюстрации, что ты запомнил о строении уха, а сосед пусть расскажет вам.
Оцените умения соседа и отметьте уровень в его карте достижений.
- Кто желает высказаться, как вы оценили знания своего соседа об органе слуха.
1) Я оцениваю знания …об органе слуха
-на высоком уровне
-чуть ниже высокого уровня
-на среднем уровне – Кто ещё оценил на высоком уровне?
4. Тема. Цель. – Что мы уже знаем? - Что предстоит узнать?
Вернемся снова к рисунку учебника на стр. 58. Во внутреннем ухе над улиткой расположены маленькие петли в виде арки - полукружные каналы. Они, как и улитка заполнены жидкостью. Когда мы двигаемся, каналы смещаются, жидкость слегка колышется, и мозг распознаёт, в каком положении находится наше тело. Он отправляет сигналы мышцам, и мы изменяем положение тела, чтобы не упасть.
Поэтому ухо называют ещё органом равновесия.
Ф. Встаньте и наклонитесь.
Теперь постойте на одной ноге. – Какой орган помогает вам сохранить равновесие?
Благодаря устройству в ухе, отвечающему за равновесие, акробат в цирке держится на мяче, а канатоходец ходит по канату.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Работа в тетради: стр. 30 № 62, 63. выполните задание, пользуясь учебником стр. 60, 1-й абзац. Отметьте в карте достижений. – Кто оценил на высоком уровне?
VII. Включение нового в систему знаний и повторение. 3 пункт.
1. — Прослушайте диалог (можно подготовить двух детей):
—Здравствуй, тетя Катерина!
—У меня яиц корзина.
—Как поживают домашние?
—Яйца свежие, вчерашние!
—Ничего себе вышла беседа!
—Авось распродам до обеда.
- Что произошло? Почему два человека не поняли друг друга?
- Чтобы этого не случилось, уши надо беречь. Как?
2. Я предлагаю поработать в группах. Опираясь на свой собственный опыт, составим памятку для первоклассников «Как нужно беречь слух».
3. Проверим.
Правила охраны слуха
1. Не ковыряй в ухе острыми предметами— ты можешь повредить барабанную перепонку. Чистить уши можно только ватными тампонами.
2.Нельзя слушать громкую музыку, особенно в наушниках.
3.Защищай уши от ветра.
4.Не сморкайся сильно.
5.Не допускай попадания воды в уши.
6.Если уши заболели, обратиться к врачу.
7.Мой уши каждый день.
8.Каждое утро разминай ушную раковину.
Знаете ли вы, что на ушной раковине находится много точек, которые невидимыми нитями связаны со всеми нашими органами (сердце, печень, желудок и др.). Поэтому хорошо утром делать самомассаж ушных раковин. Давайте попробуем.
Думаю, мы убедились, что уши надо беречь.
Оценил свои умения в карте достижений. Как оценили себя?
2.Продолжим работу в группах. - Как вы думаете, почему я предлагаю вам поработать в группах?
Вам дано высказывание. Вы должны определить и доказать оно истинное или ложное. Можете пользоваться своим собственным опытом, или вам может помочь стол – помощник.
Высказывание: | Истинно или ложно |
1.Шум губителен для всего живого. | И |
2.После карусели у многих кружится голова. | И |
3.Ушная сера очень вредна. | Л |
4. Самые маленькие кости в организме человека на пальцах ног. | Л |
5.Человек не может шевелить ушами. | Л |
Задайте вопросы группе, которая отвечала.
Оцените работу группы.
- Какие у вас возникли вопросы?
Отметьте в карте достижений.
VIII.Домашнее задание:
1. Учебник с. 57-59.
2. Учебник с. 60- 61.
3.Оформить памятку «Как нужно беречь слух» в тетради.
4. Материалы для подготовки к олимпиаде по теме «Организм человека» с. 67
5.Подобрать интересные сведения об органе слуха. Интернет. Сайт см. учебник.
Это интересно!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"
Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...
Конспект урока окружающего мира по теме "В мире звука" УМК "Планета знаний" 2 класс.
Цель урока: посредством организации исследовательской деятельности познакомить учащихся с физической природой звука....
Конспект урока окружающего мира «Осенние изменения в растительном мире», 3 класс
Урок окружающего мира « Осенние изменения в растительном мире» относится к разделу « До свидания, лето, здравствуй, осень!».Тип урока: открытие нового знанияОсновной целью урока явля...
Конспект урока окружающего мира .Учебник. Н.Ф.Виноградова Окружающий мир. Учебник для 3 класса.-М., « Ветана – Граф», 2009.
Урок построен на основе системно-деятельностного подхода. На уроке применяются;различные формы работы :фронтальная , индивидуально-самостоятельная, групповая , поисково-исследовательская. В заключении...
Конспект урока окружающего мира «Окна в окружающий мир. Многогранный мир чувств»
Одним из важных условий достижения целей урока окружающего мира в современной школе является развитие аналитической мыслительной деятельности учащихся. Наглядным примером реализации этой цели служат у...
Конспект урока окружающего мира. Тема: «В мире камня».
-Познакомить с полезными ископаемыми и камнями - самоцветами. Расширить знания об использовании полезных ископаемых человеком.-Развивать речь, любознательность, кругозор учащихся, умение сравнивать и ...
Конспект урока окружающего мира в 1 классе по учебнику А.А Плешакова «Окружающий мир» (УМК «Перспектива») "Мы помним наших земляков"
Цели урока: формирование у учащихся знаний о знаменитых земляках, представлений о формах увековечивания памяти о соотечественниках в культурной традиции народов России и мира как великой духовной ценн...
Комментарии
Любовь Юрьевна,
Любовь Юрьевна, воспользовалась материалами вашего урока. Спасибо.