Конспект урока окружающего мира .Ухо
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) на тему

Овчинникова Любовь Юрьевна

Методическая разработка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока окружающего мира в 4  классе

Тема урока: Ухо не только орган слуха

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель: 1) расширить представления  учащихся об органе слуха;

2) формировать умение  самостоятельно строить и применять новые знания.

Задачи:

1.Познакомить учащихся со строение органа слуха.

2.Помочь понять, какие функции в организме человека выполняет орган слуха.

3.Научить детей, как беречь слух.

4.Организовать проверку и самооценку учащимися работы на уроке.

Формирование УУД:

1. Личностные УУД:

- умение анализировать результаты учебной деятельности;

- способность к самооценке на основе критериев успешной учебной деятельности.

2.Регулятивные УУД:

- выделять и формулировать познавательную цель в совместно-распределённой деятельности;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- устанавливать причинно-следственные связи.

3.Познавательные УУД:

- искать и выделять необходимую информацию;

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и знания, полученные на уроке;

- строить логическую цепочку рассуждений, анализировать, строить доказательства;

-оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

4. Коммуникативные УУД:

- умение работать в парах, группах;

- совместно договариваться о правилах общения и следовать им;

- формулировать и объяснять задание;

- грамотно задавать вопросы;

- слушать и понимать речь других.

Формы работы: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: плакат, стол-помощник, карточки с правилами.

 

Ход урока

I. Мотивация к учебной деятельности.

- Как вы думаете, какие умения помогут нам успешно работать на уроке?

II.Актуализация знаний и пробное учебное действие

1.- Какой раздел мы сейчас изучаем?  (Органы чувств). Вы уже узнали много интересного. Поделитесь своими открытиями.

Игра «Я знаю, что…»

2. Знания ваши меня порадовали, а сейчас проверю вашу сообразительность. Подумайте, что из этих слов лишнее:  глаза, голова, нос, язык.

-Что обозначают  остальные слова?  (Органы чувств).

Предлагаю продолжить о них разговор.

3.- Определим  тему сегодняшнего урока. Содержание. Откройте страницу.

-Как заявлена тема урока в учебнике?

Тема урока: Ухо не только орган слуха.

- Что вы уже знаете про ухо?   - Какое слово заставляет задуматься? (Не только)    - Значит, мы должны сделать какое-то открытие?

III. Целеполагание и постановка учебных задач.

1.- Прочитаем ещё раз тему урока и поставим цель

Цель: узнать строение  орган слуха, выяснить, какую роль ещё играет ухо, научиться беречь слух.

- Для чего нам нужно это знать?

- Какие задачи мы можем ещё поставить перед собой, чтобы достичь цели урока?

Задачи.

1.Познакомиться со строением уха.

2.Понять, какую роль в организме человека ещё играет орган слуха.

3.Запомнить, как беречь слух.

4.Проверить и оценить свою  работу на уроке.

IV. Открытие нового знания.

1.- Цель урока поставили, определили ряд серьёзных задач.  У нас получился план работы по теме урока, который  поможет добиться поставленной цели.

План.

1.Ухо – это орган слуха.

2.Ухо – это орган равновесия.

2. Составление памятки по охране слуха.

3. Оценка своей работы.

-Если нужно будет, если мы устанем, я поставлю этот знак.   Ф 

В течение всего урока вы будете заполнять карту достижений по всем пунктам этого плана. Посмотрите её.    Отмечайте уровень знаком «+»

Карта достижений

 

Показатели

Оценка усвоения

 

 

высокий уровень

средний

уровень

низкий

уровень

Отметка

1.

Ухо – это орган слуха

 

 

 

 

2.

Ухо – это орган равновесия

 

 

 

 

3.

Охрана слуха.

 

 

 

 

4.

Оценка своей работы.

 

 

 

 

2. Объяснение учителя.

- 1 задача. Обратимся к иллюстрации учебника стр. 58..

То, что мы обычно видим и называем ухом – это только одна из его частей.      Ухо состоит из трех частей. НАРУЖНОЕ УХО – это ушная раковина вместе со слуховым проходом.

Благодаря своей слегка конусообразной форме ушная раковина улавливает звуки, собирает колебания и направляет их внутрь, в  СЛУХОВОЙ ПРОХОД, который заканчивается БАРАБАННОЙ ПЕРЕПОНКОЙ. Она представляет собой кусочек тонкой кожи, натянутой туго, как на бapaбaне.

Когда ушная раковина улавливает какой-то звук и по наружному слуховому проходу передает его в ухо, барабанная перепонка под действием этого звука начинает вибрировать. (Вы, конечно, знаете, что звук может вызывать колебания. В момент движения поезда все оконные стёкла дрожат (вибрируют). Вибрируя, барабанная перепонка передает звук в СРЕДНЕЕ УХО, которое находиться в глубине черепа. А там через самые маленькие косточки в теле человека — молоточек, стремечко и наковальню* передает звук во внутреннее ухо — УЛИТКЕ.

Улитка заполнена жидкостью, а её внутренняя поверхность покрыта клетками с крошечными волосками. Под воздействием «волн» жидкости волоски начинают колебаться, создавая сигналы, которые и отправляются в мозг по слуховым нервам.

— Мозг расшифровывает эти сигналы. Они там превращаются в слова.  В результате вы слышите то, о чём я рассказываю.  Проверим.

V. Первичное закрепление.

1. Выполним задание  в тетради: стр. 28  №  59.    Проверьте у своего соседа правильность выполнения работы.

2. Учебник стр. 59 (три последних абзаца).

3. Расскажите соседу по парте по иллюстрации, что ты запомнил о строении уха, а сосед пусть расскажет вам.

Оцените умения соседа и отметьте уровень в его карте достижений.

- Кто желает высказаться, как вы оценили знания своего соседа об органе слуха.

1) Я оцениваю знания …об органе слуха

-на высоком уровне

-чуть ниже высокого уровня

-на среднем уровне – Кто ещё оценил на высоком уровне?

4. Тема. Цель. – Что мы уже знаем?  - Что предстоит узнать?

Вернемся снова к  рисунку учебника на стр. 58. Во внутреннем ухе над улиткой расположены маленькие петли в виде арки - полукружные каналы. Они, как и улитка заполнены жидкостью.  Когда мы двигаемся, каналы смещаются, жидкость слегка колышется, и мозг распознаёт, в каком положении находится наше тело. Он отправляет сигналы мышцам, и мы изменяем положение тела, чтобы не упасть.

Поэтому ухо называют ещё органом равновесия. 

Ф. Встаньте и наклонитесь.

Теперь постойте на одной ноге. – Какой орган помогает вам сохранить равновесие?

Благодаря устройству в ухе, отвечающему за равновесие, акробат в цирке держится на мяче, а канатоходец ходит по канату.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Работа в тетради: стр. 30 №  62, 63. выполните задание, пользуясь учебником стр. 60, 1-й абзац.     Отметьте в карте достижений. – Кто оценил на высоком уровне?

VII. Включение нового в систему знаний и повторение. 3 пункт.

1. —  Прослушайте диалог (можно подготовить двух детей):

Здравствуй, тетя Катерина!

У меня яиц корзина.

Как поживают домашние?

Яйца свежие, вчерашние!

Ничего себе вышла беседа!

Авось распродам до обеда.

- Что произошло? Почему два человека не поняли друг друга?

- Чтобы этого не случилось, уши надо беречь. Как?

2. Я предлагаю поработать в группах.  Опираясь на свой собственный  опыт, составим памятку для первоклассников «Как нужно беречь слух».

3. Проверим.

Правила охраны слуха

1. Не ковыряй в ухе острыми предметами— ты можешь повредить барабанную перепонку. Чистить уши можно только ватными тампонами.

2.Нельзя слушать громкую музыку, особенно в наушниках.

3.Защищай уши от ветра.

4.Не сморкайся сильно.

5.Не допускай попадания воды в уши.

6.Если уши заболели, обратиться к врачу.

7.Мой уши каждый день.

8.Каждое утро разминай ушную раковину.

Знаете ли вы, что на ушной раковине находится много точек, которые невидимыми нитями связаны со всеми нашими органами (сердце, печень, желудок и др.). Поэтому хорошо утром делать самомассаж ушных раковин.  Давайте попробуем.

Думаю, мы убедились, что уши надо беречь.

Оценил свои умения в карте достижений.  Как оценили себя?

2.Продолжим работу в группах.  - Как вы думаете, почему я предлагаю вам поработать в группах?

Вам дано высказывание. Вы должны определить и доказать оно истинное или ложное. Можете пользоваться своим собственным опытом, или вам может помочь  стол – помощник.

Высказывание:

Истинно или ложно

1.Шум губителен для всего живого.     

И

2.После карусели у многих кружится голова.

И

3.Ушная сера очень вредна.

Л

4. Самые маленькие кости в организме человека на пальцах ног.

Л

5.Человек не может шевелить ушами.

Л

Задайте вопросы группе, которая отвечала.

Оцените работу группы.

- Какие у вас возникли вопросы?

Отметьте в карте достижений.

VIII.Домашнее задание:

1. Учебник  с. 57-59.

2. Учебник с. 60- 61.

3.Оформить памятку «Как нужно беречь слух» в тетради.

4. Материалы для подготовки к олимпиаде по теме «Организм человека» с. 67

5.Подобрать интересные сведения об органе слуха.  Интернет. Сайт см. учебник.

Это интересно!



Предварительный просмотр:

Конспект урока окружающего мира в 4  классе

Тема урока: Ухо не только орган слуха

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель: 1) расширить представления  учащихся об органе слуха;

2) формировать умение  самостоятельно строить и применять новые знания.

Задачи:

1.Познакомить учащихся со строение органа слуха.

2.Помочь понять, какие функции в организме человека выполняет орган слуха.

3.Научить детей, как беречь слух.

4.Организовать проверку и самооценку учащимися работы на уроке.

Формирование УУД:

1. Личностные УУД:

- умение анализировать результаты учебной деятельности;

- способность к самооценке на основе критериев успешной учебной деятельности.

2.Регулятивные УУД:

- выделять и формулировать познавательную цель в совместно-распределённой деятельности;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- устанавливать причинно-следственные связи.

3.Познавательные УУД:

- искать и выделять необходимую информацию;

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и знания, полученные на уроке;

- строить логическую цепочку рассуждений, анализировать, строить доказательства;

-оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

4. Коммуникативные УУД:

- умение работать в парах, группах;

- совместно договариваться о правилах общения и следовать им;

- формулировать и объяснять задание;

- грамотно задавать вопросы;

- слушать и понимать речь других.

Формы работы: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: плакат, стол-помощник, карточки с правилами.

 

Ход урока

I. Мотивация к учебной деятельности.

- Как вы думаете, какие умения помогут нам успешно работать на уроке?

II.Актуализация знаний и пробное учебное действие

1.- Какой раздел мы сейчас изучаем?  (Органы чувств). Вы уже узнали много интересного. Поделитесь своими открытиями.

Игра «Я знаю, что…»

2. Знания ваши меня порадовали, а сейчас проверю вашу сообразительность. Подумайте, что из этих слов лишнее:  глаза, голова, нос, язык.

-Что обозначают  остальные слова?  (Органы чувств).

Предлагаю продолжить о них разговор.

3.- Определим  тему сегодняшнего урока. Содержание. Откройте страницу.

-Как заявлена тема урока в учебнике?

Тема урока: Ухо не только орган слуха.

- Что вы уже знаете про ухо?   - Какое слово заставляет задуматься? (Не только)    - Значит, мы должны сделать какое-то открытие?

III. Целеполагание и постановка учебных задач.

1.- Прочитаем ещё раз тему урока и поставим цель

Цель: узнать строение  орган слуха, выяснить, какую роль ещё играет ухо, научиться беречь слух.

- Для чего нам нужно это знать?

- Какие задачи мы можем ещё поставить перед собой, чтобы достичь цели урока?

Задачи.

1.Познакомиться со строением уха.

2.Понять, какую роль в организме человека ещё играет орган слуха.

3.Запомнить, как беречь слух.

4.Проверить и оценить свою  работу на уроке.

IV. Открытие нового знания.

1.- Цель урока поставили, определили ряд серьёзных задач.  У нас получился план работы по теме урока, который  поможет добиться поставленной цели.

План.

1.Ухо – это орган слуха.

2.Ухо – это орган равновесия.

2. Составление памятки по охране слуха.

3. Оценка своей работы.

-Если нужно будет, если мы устанем, я поставлю этот знак.   Ф 

В течение всего урока вы будете заполнять карту достижений по всем пунктам этого плана. Посмотрите её.    Отмечайте уровень знаком «+»

Карта достижений

 

Показатели

Оценка усвоения

 

 

высокий уровень

средний

уровень

низкий

уровень

Отметка

1.

Ухо – это орган слуха

 

 

 

 

2.

Ухо – это орган равновесия

 

 

 

 

3.

Охрана слуха.

 

 

 

 

4.

Оценка своей работы.

 

 

 

 

2. Объяснение учителя.

- 1 задача. Обратимся к иллюстрации учебника стр. 58..

То, что мы обычно видим и называем ухом – это только одна из его частей.      Ухо состоит из трех частей. НАРУЖНОЕ УХО – это ушная раковина вместе со слуховым проходом.

Благодаря своей слегка конусообразной форме ушная раковина улавливает звуки, собирает колебания и направляет их внутрь, в  СЛУХОВОЙ ПРОХОД, который заканчивается БАРАБАННОЙ ПЕРЕПОНКОЙ. Она представляет собой кусочек тонкой кожи, натянутой туго, как на бapaбaне.

Когда ушная раковина улавливает какой-то звук и по наружному слуховому проходу передает его в ухо, барабанная перепонка под действием этого звука начинает вибрировать. (Вы, конечно, знаете, что звук может вызывать колебания. В момент движения поезда все оконные стёкла дрожат (вибрируют). Вибрируя, барабанная перепонка передает звук в СРЕДНЕЕ УХО, которое находиться в глубине черепа. А там через самые маленькие косточки в теле человека — молоточек, стремечко и наковальню* передает звук во внутреннее ухо — УЛИТКЕ.

Улитка заполнена жидкостью, а её внутренняя поверхность покрыта клетками с крошечными волосками. Под воздействием «волн» жидкости волоски начинают колебаться, создавая сигналы, которые и отправляются в мозг по слуховым нервам.

— Мозг расшифровывает эти сигналы. Они там превращаются в слова.  В результате вы слышите то, о чём я рассказываю.  Проверим.

V. Первичное закрепление.

1. Выполним задание  в тетради: стр. 28  №  59.    Проверьте у своего соседа правильность выполнения работы.

2. Учебник стр. 59 (три последних абзаца).

3. Расскажите соседу по парте по иллюстрации, что ты запомнил о строении уха, а сосед пусть расскажет вам.

Оцените умения соседа и отметьте уровень в его карте достижений.

- Кто желает высказаться, как вы оценили знания своего соседа об органе слуха.

1) Я оцениваю знания …об органе слуха

-на высоком уровне

-чуть ниже высокого уровня

-на среднем уровне – Кто ещё оценил на высоком уровне?

4. Тема. Цель. – Что мы уже знаем?  - Что предстоит узнать?

Вернемся снова к  рисунку учебника на стр. 58. Во внутреннем ухе над улиткой расположены маленькие петли в виде арки - полукружные каналы. Они, как и улитка заполнены жидкостью.  Когда мы двигаемся, каналы смещаются, жидкость слегка колышется, и мозг распознаёт, в каком положении находится наше тело. Он отправляет сигналы мышцам, и мы изменяем положение тела, чтобы не упасть.

Поэтому ухо называют ещё органом равновесия. 

Ф. Встаньте и наклонитесь.

Теперь постойте на одной ноге. – Какой орган помогает вам сохранить равновесие?

Благодаря устройству в ухе, отвечающему за равновесие, акробат в цирке держится на мяче, а канатоходец ходит по канату.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Работа в тетради: стр. 30 №  62, 63. выполните задание, пользуясь учебником стр. 60, 1-й абзац.     Отметьте в карте достижений. – Кто оценил на высоком уровне?

VII. Включение нового в систему знаний и повторение. 3 пункт.

1. —  Прослушайте диалог (можно подготовить двух детей):

Здравствуй, тетя Катерина!

У меня яиц корзина.

Как поживают домашние?

Яйца свежие, вчерашние!

Ничего себе вышла беседа!

Авось распродам до обеда.

- Что произошло? Почему два человека не поняли друг друга?

- Чтобы этого не случилось, уши надо беречь. Как?

2. Я предлагаю поработать в группах.  Опираясь на свой собственный  опыт, составим памятку для первоклассников «Как нужно беречь слух».

3. Проверим.

Правила охраны слуха

1. Не ковыряй в ухе острыми предметами— ты можешь повредить барабанную перепонку. Чистить уши можно только ватными тампонами.

2.Нельзя слушать громкую музыку, особенно в наушниках.

3.Защищай уши от ветра.

4.Не сморкайся сильно.

5.Не допускай попадания воды в уши.

6.Если уши заболели, обратиться к врачу.

7.Мой уши каждый день.

8.Каждое утро разминай ушную раковину.

Знаете ли вы, что на ушной раковине находится много точек, которые невидимыми нитями связаны со всеми нашими органами (сердце, печень, желудок и др.). Поэтому хорошо утром делать самомассаж ушных раковин.  Давайте попробуем.

Думаю, мы убедились, что уши надо беречь.

Оценил свои умения в карте достижений.  Как оценили себя?

2.Продолжим работу в группах.  - Как вы думаете, почему я предлагаю вам поработать в группах?

Вам дано высказывание. Вы должны определить и доказать оно истинное или ложное. Можете пользоваться своим собственным опытом, или вам может помочь  стол – помощник.

Высказывание:

Истинно или ложно

1.Шум губителен для всего живого.     

И

2.После карусели у многих кружится голова.

И

3.Ушная сера очень вредна.

Л

4. Самые маленькие кости в организме человека на пальцах ног.

Л

5.Человек не может шевелить ушами.

Л

Задайте вопросы группе, которая отвечала.

Оцените работу группы.

- Какие у вас возникли вопросы?

Отметьте в карте достижений.

VIII.Домашнее задание:

1. Учебник  с. 57-59.

2. Учебник с. 60- 61.

3.Оформить памятку «Как нужно беречь слух» в тетради.

4. Материалы для подготовки к олимпиаде по теме «Организм человека» с. 67

5.Подобрать интересные сведения об органе слуха.  Интернет. Сайт см. учебник.

Это интересно!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Конспект урока окружающего мира по теме "В мире звука" УМК "Планета знаний" 2 класс.

Цель урока: посредством организации исследовательской деятельности познакомить учащихся с физической природой звука....

Конспект урока окружающего мира «Осенние изменения в растительном мире», 3 класс

Урок окружающего мира  «  Осенние изменения в растительном мире» относится к разделу « До свидания, лето, здравствуй, осень!».Тип урока: открытие нового знанияОсновной целью урока явля...

Конспект урока окружающего мира .Учебник. Н.Ф.Виноградова Окружающий мир. Учебник для 3 класса.-М., « Ветана – Граф», 2009.

Урок построен на основе системно-деятельностного подхода. На уроке применяются;различные формы работы :фронтальная , индивидуально-самостоятельная, групповая , поисково-исследовательская. В заключении...

Конспект урока окружающего мира «Окна в окружающий мир. Многогранный мир чувств»

Одним из важных условий достижения целей урока окружающего мира в современной школе является развитие аналитической мыслительной деятельности учащихся. Наглядным примером реализации этой цели служат у...

Конспект урока окружающего мира. Тема: «В мире камня».

-Познакомить с полезными ископаемыми и камнями - самоцветами. Расширить знания об использовании полезных ископаемых человеком.-Развивать речь, любознательность, кругозор учащихся, умение сравнивать и ...

Конспект урока окружающего мира в 1 классе по учебнику А.А Плешакова «Окружающий мир» (УМК «Перспектива») "Мы помним наших земляков"

Цели урока: формирование у учащихся знаний о знаменитых земляках, представлений о формах увековечивания памяти о соотечественниках в культурной традиции народов России и мира как великой духовной ценн...


 

Комментарии

Любовь Юрьевна, воспользовалась материалами вашего урока. Спасибо.