Тема "Болото и его обитатели" Окружающий мир 2 класс ОС школа 2100 А.А. Вахрушев
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) по теме

Мартышева Наталия Александровна

Тема :Болото и его обитатели Тип урока: открытие нового знания побуждающим диалогом Цели: 1. познакомить уч-ся с животными и растениями болот, их профессиями» в экосистеме 2. Познакомить учащихся с ролью болот в жизни человека. 3. Показать уч-ся, не замкнутость круговорота веществ болот 4. стимулировать исследовательские умения 5. развивать коммуникативные умения с помощью работы в группах (умения обмениваться мнениями и делать общие выводы) 6. воспитывать бережное отношение к тому что нас окружает Оборудование: 1. иллюстрации обитателей болот; 2. Книги о растениях и животных 3. Гербарии: клюква. Морошка, багульник, голубика 4. торф 5.Сфагмум Знания: причина возникновения болота Живые организмы болота и их «профессии» Круговорот не полностью замкнут Роль болота в природе и деятельности человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon boloto_i_ego_obitateli.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир 2 класс Образовательная система «Шкоала2100» Авт. А.А Вахрушев

Тема :Болото и его обитатели

Тип урока: открытие нового знания побуждающим диалогом

Цели:

познакомить уч-ся с животными  и растениями болот, их профессиями» в экосистеме

Познакомить учащихся с ролью болот в жизни человека.

Показать уч-ся, не замкнутость круговорота веществ болот

стимулировать исследовательские умения

развивать коммуникативные умения  с помощью работы в группах (умения обмениваться мнениями и делать общие выводы)

воспитывать бережное отношение к тому что нас окружает

Оборудование: 1. иллюстрации обитателей болот;

2. Книги о растениях и животных

3. Гербарии: клюква. Морошка, багульник, голубика

4. торф

5.Сфагмум

Знания: причина возникновения болота

Живые организмы болота и их «профессии»

Круговорот не полностью замкнут

Роль болота в природе и деятельности человека.

Ход урока:

Актуализация знаний. Постановка проблемы.

Какой сейчас урок?

Какую большую тему мы изучаем на последних уроках?

-Окружающий мир

-Экосистемы

Ребята, сначала мы проведём блицопрос, для того , чтобы вспомнить ранее изученное, и применить эти знания на уроке.

Один из учащихся составит цепь питания.


Свет

Одноклеточные водоросли-дафнии-плотва-окунь-мёртвые организмы- мотыль

Что такое экосистема?

- Это единство живой и неживой природы, в котором живые организмы разных профессий способны поддерживать круговорот веществ.

Какие профессии живых организмов мы встречаем в каждой экосистеме? Каковы их роли?

производители (вырабатывают из углекислого газа кислород , производят богатые энергией органические вещества и являются источником питания для потребителей и разрушителей)

потребители (получают богатые энергией органические вещества, поедая производителей и потребителей, возвращают углекислый газ)

разрушители (питаются умершими живыми организмами, и в результате обмена веществ оставляют в почве минеральные вещества)

Что будет происходить в экосистеме, если в ней не будет разрушителей ?

мертвые организмы не будут использоваться живыми организмами, а будут накапливаться и условия в экосистеме будут меняться.

- Проверим цепь питания.

Под воздействием света образуются органические вещества, которыми питаются дафнии, а ими питается плотва, и органические вещества перемещаются в плотву (показавает зелёная стрелка), плотвой питается окунь, и органические вещества перемещаются в окуня, на этом пищевая цепь заканчивается, когда он погибает, мёртвые организмы разрушаются мотылём и образуются минеральные вещества показано коричневой стрелкой, но часть мёртвых организмов остаются не переработанными , поэтому  круговорот не полностью замкнут, т.к. разрушители не полностью разрушают мёртвые организмы.

Что просходит с бесточным озером?

Оно зарастает и на месте озера появляется озеро

Что у тебя осталось? Почему?

клюква

А каких обитателей болота вы ещё знаете?

…,…,…,…,…,

Так какая тема урока?

-Болото и его обитатели

Какие задачи мы ставим ? По какому плану будем работать?

Живые организмы болота

Круговорот веществ в экосистеме болота

Роль болот в жизни человека

Для вызова интереса к уже полученным знаниям по теме и активизации учащихся используется прием: «Верные и неверные высказывания». Ученики в группах обсуждают высказывания. Предположения групп выносятся на доску.

Высказывание

До чтения
текста

После чтения

1

Болота издавна пугали людей, особенно по ночам, когда на болоте появляются огни, которые перебегают с места на место. Это связывали с нечистой силой.

 

 

2

Деревья на болоте чахлые, низкорослые.

 

 

3

Во многих местах на болотах есть озерца воды, и в них растут водные растения.

 

 

4

На болотах встречается растение-хищник.

 

 

5

Мох-сфагнум обладает удивительной способностью впитывать в себя лишнюю воду.

 

 

6

Птицы болот имеют короткие ноги, для того чтобы удобнее ходить по болоту.

 

 

7

Иногда на болота заходят зайцы, лоси, кабаны.

 

 

Текст для чтения в группах.

Болота издавна пугали людей, особенно по ночам, когда на болоте появляются огни, которые перебегают с места на место, пропадают, вновь появляются. Это связывали с нечистой силой. А суть в том, что растения, отмирая, при гниении в сырой почве и воде выделяют газ порциями. Выходит газ пузырьками - вспыхивает и гаснет, создавая впечатление, что он перебегает.

Деревья на болотах чахлые, низкорослые, мало видов: ольха, берёза, сосна. Так как слишком много влаги, многие минеральные вещества вымываются, корни растений в воде вымокают, задыхаются без воздуха, поэтому создать надёжную опору они в этих условиях не могут.

Во многих местах на болотах есть озерца воды, и в них растут водные растения: ряска, стрелолист, элодея, кувшинки, ирисы-касатки, камыш, рогоз и другие.

На болотах растёт множество ягодных растений: клюква, черника, голубика, морошка. Они съедобны и очень полезны.

Особо нужно выделить попадающийся только на болотах необыкновенный вид растений-хищников, питающихся кроме водных растворов, минеральных веществ, насекомыми. Например, росянка - насекомоядное растение. В воде болот мало нужных веществ - их вымывает и уносит вода. Вот росянка и «добирает» их из насекомых, которыми питается.

Один из самых интересных болотных обитателей - мох-сфагнум. Это растение обладает удивительной способностью впитывать в себя лишнюю воду. Всего 10 г мха (спичечный коробок) может «выпить» стакан воды. Ещё одно свойство сфагнума - лечебное. Это растение может убивать микробы. Высушенный мох использовался вместо бинтов и ваты.
В болотах много насекомых: комары, мошки, водомерки, стрекозы, жуки-плавунцы.
Насекомыми питаются ужи, лягушки, земноводные животные, так как для них в болотах много пищи.

Птицы болот: аист, журавли, цапля, кулик, чибис. Что общего во внешнем виде птиц? У всех длинные ноги, чтобы удобнее ходить по болоту, хорошие длинные клювы - для того, чтобы доставать пищу из воды, все они хорошо летают. Кулик и чибис питаются насекомыми; аист, журавль, цапля - головастиками, лягушками, мальками, крупными насекомыми, ягодами болотных растений.

Иногда на болота заходят зайцы, олени, кабаны, а за ними и волки. На болотных островах могут жить лоси. Лоси любят водоросли, даже ныряют в воду за ними.

2) Смысловая стадия.

Используется прием «зигзаг-2».Ученики читают текст, отмечают главное, выделяют новое. Затем ученики расходятся по группам, в соответствии с цветом кружочка на своем листочке с текстом.

Ученики работают в новой группе, обсуждают текст, составляют опорный план.
1гр. – Что за огни пугали ночью людей на болоте?
2гр. – кластер «Почему деревья на болоте чахлые и низкорослые?»
3гр. – Водные и ягодные растения на болоте.
4гр. – Чем удивительна росянка и мох-сфагнум?
5гр. -  Птицы и насекомые болот.

3) Стадия рефлексии.

Ученики возвращаются в прежние группы и по очереди рассказывают свой текст, используя свой опорный план.
Возврат к «верным – неверным высказываниям».
Ученики обсуждают в группах и на основе полученных знаний решают верно, или неверно данное высказывание.

Описание приемов

Прием «Зигзаг» основан на следующем принципе: члены рабочей группы становятся экспертами по определенным вопросам изучаемой темы. Проведя личную экспертизу по-своему фрагменту, члены группы поочередно учат друг друга. Цель рабочей группы состоит в том, чтобы все ее члены овладели темой в полном объеме. Перед тем как эксперты излагают изученный ими материал членам рабочей группы, они встречаются в экспертной группе, которая состоит из членов различных рабочих групп, которым «поручены» одинаковые фрагменты. Изучив фрагмент, члены экспертной группы обсуждают и планируют эффективные способы передачи информации членам своих рабочих групп.

Прием «Верные – неверные утверждения», на стадии вызова учитель предлагает несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт.

Кластеры, т.е. рисуночные формы. Суть этого приёма в том, что в середине листа записывается или зарисовывается основное слово (идея, тема), а по сторонам от неё фиксируются идеи (слова, рисунки), как-то с ним связанные. Выделяем центр – это наша тема, от неё отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины, понятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема "Люди города страны" ,Окружающий мир 2 класс, ОС школа 2100 Вахрушев А.А.

lt;Предмет: окружающий мир Класс: 2 класс Название раздела: Земля- наш общий дом Название темы: Люди города страны Цель : развитие умения объяснять мир через выявление связи облика и хозяйства челове...

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев

Рабочая программа составлена на основе: «Программы курса окружающего мира (для начальной ступени обучения)» авторов А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова, А.С .Раутиана ,С.В. Тырина  Образовательной...

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс ОС Школа 2100 А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С .Раутиан ,С.В. Тырин

Рабочая программа составлена для учащихся 9-10 лет на основе: «Программы курса окружающего мира (для начальной ступени обучения)» авторов А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова, А.С .Раутиана ,С.В. Тырина...

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс ОС "Школа 2100"А.А.Вахрушев

Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.Она содержит пояснительную записку, тематическое планирование, календа...

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК «Школа 2100» (авторы: А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан, С.В. Тырин)

Предмет «Окружающий мир» на базе умений, полученных на уроках чтения, русского языка и математики, приучает детей к целостному интегральному рациональному (умопостигаемому) постижению окружающег...

Конспект урока с презентацией по окружающему миру в 1 классе "Город, в котором мы живём" («Школа 2100», А.А. Вахрушев и др.))

Урок окружающего мира с презентацией по теме "Город, в котором мы живём". В содержание урока входит знакомство детей с родным городом: с достопримечательностями, учебными заведениями, театрами, и т.д....

Самостоятельная работа по окружающему миру для 1 класса по теме «Твёрдые тела, жидкости и газы» (ОС «Школа 2100», А.А.Вахрушев)

Самостоятельная работа по окружающему миру для 1 класса по теме «Твёрдые тела, жидкости и газы» (ОС «Школа 2100», А.А.Вахрушев)...