Тема "Болото и его обитатели" Окружающий мир 2 класс ОС школа 2100 А.А. Вахрушев
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) по теме
Тема :Болото и его обитатели Тип урока: открытие нового знания побуждающим диалогом Цели: 1. познакомить уч-ся с животными и растениями болот, их профессиями» в экосистеме 2. Познакомить учащихся с ролью болот в жизни человека. 3. Показать уч-ся, не замкнутость круговорота веществ болот 4. стимулировать исследовательские умения 5. развивать коммуникативные умения с помощью работы в группах (умения обмениваться мнениями и делать общие выводы) 6. воспитывать бережное отношение к тому что нас окружает Оборудование: 1. иллюстрации обитателей болот; 2. Книги о растениях и животных 3. Гербарии: клюква. Морошка, багульник, голубика 4. торф 5.Сфагмум Знания: причина возникновения болота Живые организмы болота и их «профессии» Круговорот не полностью замкнут Роль болота в природе и деятельности человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
boloto_i_ego_obitateli.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Окружающий мир 2 класс Образовательная система «Шкоала2100» Авт. А.А Вахрушев
Тема :Болото и его обитатели
Тип урока: открытие нового знания побуждающим диалогом
Цели:
познакомить уч-ся с животными и растениями болот, их профессиями» в экосистеме
Познакомить учащихся с ролью болот в жизни человека.
Показать уч-ся, не замкнутость круговорота веществ болот
стимулировать исследовательские умения
развивать коммуникативные умения с помощью работы в группах (умения обмениваться мнениями и делать общие выводы)
воспитывать бережное отношение к тому что нас окружает
Оборудование: 1. иллюстрации обитателей болот;
2. Книги о растениях и животных
3. Гербарии: клюква. Морошка, багульник, голубика
4. торф
5.Сфагмум
Знания: причина возникновения болота
Живые организмы болота и их «профессии»
Круговорот не полностью замкнут
Роль болота в природе и деятельности человека.
Ход урока:
Актуализация знаний. Постановка проблемы.
Какой сейчас урок? Какую большую тему мы изучаем на последних уроках? | -Окружающий мир -Экосистемы |
Ребята, сначала мы проведём блицопрос, для того , чтобы вспомнить ранее изученное, и применить эти знания на уроке. Один из учащихся составит цепь питания. | Свет Одноклеточные водоросли-дафнии-плотва-окунь-мёртвые организмы- мотыль |
Что такое экосистема? | - Это единство живой и неживой природы, в котором живые организмы разных профессий способны поддерживать круговорот веществ. |
Какие профессии живых организмов мы встречаем в каждой экосистеме? Каковы их роли? | производители (вырабатывают из углекислого газа кислород , производят богатые энергией органические вещества и являются источником питания для потребителей и разрушителей) потребители (получают богатые энергией органические вещества, поедая производителей и потребителей, возвращают углекислый газ) разрушители (питаются умершими живыми организмами, и в результате обмена веществ оставляют в почве минеральные вещества) |
Что будет происходить в экосистеме, если в ней не будет разрушителей ? | мертвые организмы не будут использоваться живыми организмами, а будут накапливаться и условия в экосистеме будут меняться. |
- Проверим цепь питания. | Под воздействием света образуются органические вещества, которыми питаются дафнии, а ими питается плотва, и органические вещества перемещаются в плотву (показавает зелёная стрелка), плотвой питается окунь, и органические вещества перемещаются в окуня, на этом пищевая цепь заканчивается, когда он погибает, мёртвые организмы разрушаются мотылём и образуются минеральные вещества показано коричневой стрелкой, но часть мёртвых организмов остаются не переработанными , поэтому круговорот не полностью замкнут, т.к. разрушители не полностью разрушают мёртвые организмы. |
Что просходит с бесточным озером? | Оно зарастает и на месте озера появляется озеро |
Что у тебя осталось? Почему? | клюква |
А каких обитателей болота вы ещё знаете? | …,…,…,…,…, |
Так какая тема урока? | -Болото и его обитатели |
Какие задачи мы ставим ? По какому плану будем работать? | Живые организмы болота Круговорот веществ в экосистеме болота Роль болот в жизни человека |
Для вызова интереса к уже полученным знаниям по теме и активизации учащихся используется прием: «Верные и неверные высказывания». Ученики в группах обсуждают высказывания. Предположения групп выносятся на доску.
№ | Высказывание | До чтения | После чтения |
1 | Болота издавна пугали людей, особенно по ночам, когда на болоте появляются огни, которые перебегают с места на место. Это связывали с нечистой силой. |
|
|
2 | Деревья на болоте чахлые, низкорослые. |
|
|
3 | Во многих местах на болотах есть озерца воды, и в них растут водные растения. |
|
|
4 | На болотах встречается растение-хищник. |
|
|
5 | Мох-сфагнум обладает удивительной способностью впитывать в себя лишнюю воду. |
|
|
6 | Птицы болот имеют короткие ноги, для того чтобы удобнее ходить по болоту. |
|
|
7 | Иногда на болота заходят зайцы, лоси, кабаны. |
|
|
Текст для чтения в группах.
Болота издавна пугали людей, особенно по ночам, когда на болоте появляются огни, которые перебегают с места на место, пропадают, вновь появляются. Это связывали с нечистой силой. А суть в том, что растения, отмирая, при гниении в сырой почве и воде выделяют газ порциями. Выходит газ пузырьками - вспыхивает и гаснет, создавая впечатление, что он перебегает.
Деревья на болотах чахлые, низкорослые, мало видов: ольха, берёза, сосна. Так как слишком много влаги, многие минеральные вещества вымываются, корни растений в воде вымокают, задыхаются без воздуха, поэтому создать надёжную опору они в этих условиях не могут.
Во многих местах на болотах есть озерца воды, и в них растут водные растения: ряска, стрелолист, элодея, кувшинки, ирисы-касатки, камыш, рогоз и другие.
На болотах растёт множество ягодных растений: клюква, черника, голубика, морошка. Они съедобны и очень полезны.
Особо нужно выделить попадающийся только на болотах необыкновенный вид растений-хищников, питающихся кроме водных растворов, минеральных веществ, насекомыми. Например, росянка - насекомоядное растение. В воде болот мало нужных веществ - их вымывает и уносит вода. Вот росянка и «добирает» их из насекомых, которыми питается.
Один из самых интересных болотных обитателей - мох-сфагнум. Это растение обладает удивительной способностью впитывать в себя лишнюю воду. Всего 10 г мха (спичечный коробок) может «выпить» стакан воды. Ещё одно свойство сфагнума - лечебное. Это растение может убивать микробы. Высушенный мох использовался вместо бинтов и ваты.
В болотах много насекомых: комары, мошки, водомерки, стрекозы, жуки-плавунцы.
Насекомыми питаются ужи, лягушки, земноводные животные, так как для них в болотах много пищи.
Птицы болот: аист, журавли, цапля, кулик, чибис. Что общего во внешнем виде птиц? У всех длинные ноги, чтобы удобнее ходить по болоту, хорошие длинные клювы - для того, чтобы доставать пищу из воды, все они хорошо летают. Кулик и чибис питаются насекомыми; аист, журавль, цапля - головастиками, лягушками, мальками, крупными насекомыми, ягодами болотных растений.
Иногда на болота заходят зайцы, олени, кабаны, а за ними и волки. На болотных островах могут жить лоси. Лоси любят водоросли, даже ныряют в воду за ними.
2) Смысловая стадия.
Используется прием «зигзаг-2».Ученики читают текст, отмечают главное, выделяют новое. Затем ученики расходятся по группам, в соответствии с цветом кружочка на своем листочке с текстом.
Ученики работают в новой группе, обсуждают текст, составляют опорный план.
1гр. – Что за огни пугали ночью людей на болоте?
2гр. – кластер «Почему деревья на болоте чахлые и низкорослые?»
3гр. – Водные и ягодные растения на болоте.
4гр. – Чем удивительна росянка и мох-сфагнум?
5гр. - Птицы и насекомые болот.
3) Стадия рефлексии.
Ученики возвращаются в прежние группы и по очереди рассказывают свой текст, используя свой опорный план.
Возврат к «верным – неверным высказываниям».
Ученики обсуждают в группах и на основе полученных знаний решают верно, или неверно данное высказывание.
Описание приемов
Прием «Зигзаг» основан на следующем принципе: члены рабочей группы становятся экспертами по определенным вопросам изучаемой темы. Проведя личную экспертизу по-своему фрагменту, члены группы поочередно учат друг друга. Цель рабочей группы состоит в том, чтобы все ее члены овладели темой в полном объеме. Перед тем как эксперты излагают изученный ими материал членам рабочей группы, они встречаются в экспертной группе, которая состоит из членов различных рабочих групп, которым «поручены» одинаковые фрагменты. Изучив фрагмент, члены экспертной группы обсуждают и планируют эффективные способы передачи информации членам своих рабочих групп.
Прием «Верные – неверные утверждения», на стадии вызова учитель предлагает несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт.
Кластеры, т.е. рисуночные формы. Суть этого приёма в том, что в середине листа записывается или зарисовывается основное слово (идея, тема), а по сторонам от неё фиксируются идеи (слова, рисунки), как-то с ним связанные. Выделяем центр – это наша тема, от неё отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины, понятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема "Люди города страны" ,Окружающий мир 2 класс, ОС школа 2100 Вахрушев А.А.
lt;Предмет: окружающий мир Класс: 2 класс Название раздела: Земля- наш общий дом Название темы: Люди города страны Цель : развитие умения объяснять мир через выявление связи облика и хозяйства челове...
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев
Рабочая программа составлена на основе: «Программы курса окружающего мира (для начальной ступени обучения)» авторов А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова, А.С .Раутиана ,С.В. Тырина Образовательной...
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс ОС Школа 2100 А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С .Раутиан ,С.В. Тырин
Рабочая программа составлена для учащихся 9-10 лет на основе: «Программы курса окружающего мира (для начальной ступени обучения)» авторов А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова, А.С .Раутиана ,С.В. Тырина...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс ОС "Школа 2100"А.А.Вахрушев
Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.Она содержит пояснительную записку, тематическое планирование, календа...
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК «Школа 2100» (авторы: А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан, С.В. Тырин)
Предмет «Окружающий мир» на базе умений, полученных на уроках чтения, русского языка и математики, приучает детей к целостному интегральному рациональному (умопостигаемому) постижению окружающег...
Конспект урока с презентацией по окружающему миру в 1 классе "Город, в котором мы живём" («Школа 2100», А.А. Вахрушев и др.))
Урок окружающего мира с презентацией по теме "Город, в котором мы живём". В содержание урока входит знакомство детей с родным городом: с достопримечательностями, учебными заведениями, театрами, и т.д....
Самостоятельная работа по окружающему миру для 1 класса по теме «Твёрдые тела, жидкости и газы» (ОС «Школа 2100», А.А.Вахрушев)
Самостоятельная работа по окружающему миру для 1 класса по теме «Твёрдые тела, жидкости и газы» (ОС «Школа 2100», А.А.Вахрушев)...