На прошлом уроке мы закончили изучение темы « Аист на крыше». О жизни каких государств мы вели речь на предыдущих уроках ? ( Украина, Белоруссия, Молдова) На фоне музыки дети рассказывают о Беловежской пуще, Брестской крепости, Хатыни.
Кроссворд по основным понятиям темы: (по горизонтали)
лук в Белоруссии (цибуля) река на территории Белоруссии и Украины (Днепр) дом, на крыше которого аист вьет гнездо (хата) Минск-столица республики… (Беларусь ) Киев- столица республики… (Украина) картофель в Белоруссии ( бульба) ( по вертикали появляется слово ЯНТАРЬ как мостик к теме урока )
( До начала урока несколько учеников пытаются найти и показать на карте янтарное море) - Моря с таким географическим названием на земле не существует. В названии темы урока обозначено не собственное имя моря, а его признак. Янтарное море- народное название моря Балтийского.
1. -Если посмотреть на карту Европы, то можно увидеть как бы узкую голубую ленточку. Это и есть Балтийское море, Балтика-так его еще называют. Иногда говорят « седая» Балтика. Как вы думаете, почему? ( Волны бьются, ударяются о берег, образуется седая пена) -И не только потому, что она белопенна… Балтика-это седая наша память.Она помнит и матросов флота Петра 1, и залп легендарной «Авроры» 2. Эпиграф к уроку. ( Показать на карте западную часть России-Калининградскую область) И если здесь кончается Россия, Отсюда начинается она.
Игра « Море волнуется» Загадки из учебника (сеть, рыба) - Мечтают вдали от дома рыбаки и моряки о запахе сосен и каштанов, о сигналах родного маяка, о золотистых дюнах ( значение слова) 5. Пословица. Где сосна взросла, Там она и красна. -Как вы ее понимаете? (Все родное сердцу мило) 6.Янтарь. -Еще немного воображения- и вот мы уже на берегу янтарного моря. (Дети закрывают глаза, слышат музыку.) Кругом дюны, к морю подступают вековые сосны, соленый ветер раскачивает их верхушки, под ногами поет горячий песок, легко дышится, сердце радуется простору и величию природы. С плеском выбегает изумрудная волна. И…посмотрите, что заблестело на песке? (Учитель обходит детей, дети выбирают кусочек янтаря) 7. Чтение стихотворения наизусть. Вот он мой янтарек Вынулся на счастье. Там внутри огонек, Чтоб светить в ненастье.
8. Легенды о янтаре ( легенда о Фаэтоне) - Фаэтон-сын бога Солнца. Однажды он отправился на прогулку на колеснице отца. Управляя колесницей, он так разогнал коней, что не мог уже удерживать их. И вот огнедышащие кони приблизились к Земле, едва не спалили ее. Но Зевс предотвратил катастрофу. Он поразил молодого юношу ударом молнии, спасая Землю. Пылая, колесница Фаэтона упала в море. Огонь и искры ее превратились в кусочки янтаря. 9. Научное происхождение янтаря. -Печальная легенда. А что же такое янтарь на самом деле? -Долгое время считали, что янтарь-это ископаемое вещество. И даже наличие в янтаре насекомых, растений не изменило мнения. И лишь русский ученый М.Ломоносов объяснил природу янтаря.
10.Добыча камня. - Запасы янтаря в недрах Балтики грандиозны. Добыть камень нелегко. Лишь малую часть его морская пучина дарит людям, выбрасывая его на берег. Однажды, после сильного шторма, в районе Калининграда было собрано около двух тонн этого самоцвета. Калининградская область- крупнейшая в мире кладовая «солнечного камня» 11. Работа по учебнику. 12. Выставка украшений и картин из янтаря. - Прежде, чем янтарь станет украшением, к нему приложат мастерство много людей- рабочие карьера,камнерезы, ювелиры. ( Под тихую музыку дети рассматривают выставку) -Шероховатый, невзрачный камень с корочкой, похожей на хлебную, мастер силою своего таланта превращает его в произведение искусства. И расходятся эти украшения по всему миру, умножая славу солнечного камня и России! 13. Творческая работа. ( Дать возможность детям продолжить строки) Солнца луч, сосны слеза В каждом камне янтаря… ( заслушать несколько вариантов ) 14. Подарки детям и гостям урока. - О янтаре можно говорить много. Если янтарной кислотой обработать семена, то будет большой урожай. От слова « янтарь» произошло слово «электричество». Древние греки и римляне считали, что необработанный янтарь обладает магической силой, защищает от колдовства и болезней. И даже приписывали ему способность давать бессмертие. Посудите сами: огромное количество лет должен был пролежать кусочек древесной смолы, чтобы однажды явить людям отражение того самого света, который озарял нашу планету в те далекие, таинственные времена. Итак, с пожеланием здоровья всем в подарок кусочек янтаря.
Викторина. ( на доске фигурки чаек из белой бумаги) Песчаные холмы, навеянные ветром (Дюны) Крупнейшее в мире скопление янтаря (Калининградская область, Россия)
« Гинтарас»- в переводе с литовского… (Янтарь) Народы, которые живут вблизи Балтийского моря ( Прибалты) Земли каких государств омывает легендарное Балтийское море? В помощь вам три буквы.
( Латвия, Литва, Эстония ) - Эти страны- предмет разговора следующего урока.
Дополнительные сообщения по теме: Обычаи и традиции народов; Национальные костюмы; Изделия народных промыслов; Достопримечательности городов. |