Окружающий мир 2 класс "Озёра"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ВО 2 КЛАССЕ.
ТЕМА : « Озёра».
ЦЕЛИ : - познакомить с особенностями озёр ( пресные и солёные, проточные и бессточные )
- научиться находить важнейшие озёра на карте,
- учить работать в группах,
- воспитывать бережное отношение к озёрам.
ХОД УРОКА.
ОРГМОМЕНТ.
-Сегодня на уроке мы будем работать в группах. Вспомним правила такой работы.
Правило поднятой руки.
Быть активным.
Выслушивать мнение каждого.
Распределять работу.
Приступать к работе в хорошем настроении.
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.
Задания по группам.
1-я группа : вспомнить особенности изображения воды и суши на картах, вставить в текст пропущенные буквы.
Карточка.
На картах озёра, моря и океаны обозначают ______________ цветом: неглубокие водоёмы ___________, глубины океанов - ____________________. Реки изображают в виде _______
линии. Равнины на глобусе и карте обозначают ______________________. Чем темнее цвет, тем
______________-горы.
2 –я группа : подписать на схеме части реки. ( На карточках слова: исток, приток, устье, левый и правый берег, глубина. Приклеить слова к схеме. Лишнее слово- глубина.)
3-я группа: подготовиться и показать на карте у доски крупные реки:
Европа – Волга Северная Америка – Миссисипи
Азия – Лена Южная Америка – Амазонка
Африка – Нил.
4-я группа: разгадать кроссворд.
1- Заливаемая рекой суша. ( Пойма)
2- В какой части света протекают Обь, Лена, Енисей, Амур? ( Азия.)
3- У реки он может быть левый и правый. (Берег)
4- Речка или ручеёк, который впадает в реку. ( Приток.)
5- Земная поверхность, с которой по ручьям и притокам река собирает воду. ( Бассейн.)
ПРОВЕРКА РАБОТЫ В ГРУППАХ.
1-я – читает текст 1 ученик.
2-я - 2 человека показывают на схеме и называют части реки. Какое понятие лишнее?
3-я – 5 учеников показывают по одной реке.
4-я – по одному слову читают задания кроссворда.
- У ребят 4-ой группы в кроссворде спряталось слово – тема сегодняшнего урока. Сформулируйте её. ( Озёра.)
ЦЕЛИ И ТЕМА.
- Тема нашего урока – озёра. Что знаете об озёрах?
- О чём хотите узнать?
-Какие учебные задачи поставим на урок? ( Особенности озёр и крупнейшие озёра – на доске 2 столбика )
РАБОТА С МАКЕТОМ.
-У нас есть макеты местности. Как на них изобразить озеро?
а) сделать углубление на равнине;
б) заполнить «водой» из синего пластилина.
( Учащиеся выполняют работу в группах. )
«ОТКРЫТИЕ» НОВОГО.
- Изучать озёра мы будем также, работая в группах. У каждой группы- своё задание, о выполнении которого нужно будет рассказать всем ребятам.
1-я группа– В учебнике на стр. 29 найти ответы на вопросы:
1) Что такое озёра?
2) Чем озёра отличаются от рек?
3) Что такое бассейн?
4) Какие бывают озёра?
Отчёт – 4 человека отвечают по одному вопросу.
Все – с.29 – подписывают проточное и бессточное озёра.
2-я группа–на с.30 учебника узнаете, какие бывают озёра в разных тепловых поясах и почему?
Отчёт – 2 человека об озёрах жаркого и умеренного поясов.
Всем – на с. 58-59 найти озеро Балхаш и определить его особенности. ( Учитель у доски показывает и прикрепляет подпись.)
3-я группа – на с. 31 прочитать, как называются крупнейшие на планете озёра, найти их на картах с. 58-63 и подготовиться показать.
Проверка- каждый ученик показывает на карте у доски одно озеро и прикрепляет табличку с названием. Дома – на контурных картах найти и обвести крупные озёра.
РАССКАЗ УЧЕНИКА.
-Байкал- сибирское чудо-озеро! Неспроста некоторые называют его морем.
Байкал в переводе с тюркского языка – «богатое озеро», «озеро озёр».
Озеро Байкал- глубочайшее в мире, наибольшая его глубина- 1637м. По прозрачности воды Байкал занимает первое место в мире. Белый диск, применяемый для определения прозрачности воды, виден на глубине 40-45м. У Байкала есть свои «санитары»- это подводные рачки Эпикура, которые больше нигде не встречаются. Эти крохотные существа, фильтруя воду, очищают её.
В Байкал впадает 336 рек, больших и малых, а вытекает одна река – Ангара. Буряты говорят о ней: «Разоряет дочка старика Байкала».
-Ответьте на вопросы:
Проточным или бессточным является Байкал?
Почему о Байкале говорят: «чудо-озеро»?
-На сегодняшний день над озером Байкал возникла угроза загрязнения и мир может лишиться самого чистого и глубокого озера.
4-я группа- изучить материал об озёрах Архангельской области, показать их на карте.
1. Почему Архангельскую область называют краем озёр или Белозерьем? ( больше 224 озёр)
2. По таблице определить:
-самое глубокое озеро – (Кенозеро-91м)
-самое большое по площади – (Лача – 334 кв.м.)
-самое мелкое – (Лача – 5,3м.)
-На нашей планете существует огромное количество озёр с загадками- это и Мёртвое, и Пустое, и Малиновое. О них вы сможете прочитать в этих книгах. ( выставка)
ИНСЦЕНИРОВКА.
-Однажды в одном озере встретились разноцветные рыбки и Равели такой разговор.
ЖЁЛТАЯ РЫБКА: -Соседка, почему ты такая красная?
КРАСНАЯ РЫБКА: На берегу нашей речки построили завод и провели к воде 2трубы. Одна берёт на завод чистую воду, а другая сливает в неё грязную Вот и стала я от сточных вод красной. А ты почему жёлтая, как лимон?
ЖЁЛТАЯ РЫБКА: Жила я на мелководье, плескалась, играла с подружками. Но вот прошёл сильный дождь. Ручей принёс с берега мутный поток. Чего только в нём не было: и удобрения, и ядохимикаты, и отходы. Пожелтела наша заводь. А ты, подружка, почему такая фиолетовая?
ФИОЛЕТОВАЯ РЫБКА: Видели бы вы, какой на мне лежал груз: банки, брёвна, даже колёса. От такой натуги я и краснела, и зеленела, и синела… Вот и стала фиолетовой- еле-еле выбралась из-под мусора.
КРАСНАЯ РЫБКА: Ой, смотрите-ка, кто это?
ФИОЛЕТОВАЯ РЫБКА: Среди сородичей я таких не видела.
ЧЁРНАЯ РЫБКА: Не пугайтесь, подружки. Я такая же рыбка, как и вы. Чёрная плёнка покрыла воду, стало нечем дышать, нечего есть, а на берегу лежали утки и от нефти погибали.
КРАСНАЯ РЫБКА: Что же нам делать? Как дальше жить?
ЧЁРНАЯ РЫБКА: А может ребята помогут, расскажут, как очистить воду в реках и озёрах?
-Прочитайте на доске причины загрязнений.
1. Сточные воды с заводов.
2. Разлив нефти.
3. Мусор.
- Что нужно делать, чтобы не было этих источников загрязнения? (на доске карточки появляются после высказываний детей)
1- очистные сооружения
2- не допускать аварий нефтяных танкеров
3- не мусорить.
- С какой причиной загрязнения можем бороться и мы с вами?
4. ИТОГ УРОКА.
-Назовите тему урока?
- Какие задачи ставили?
-Что нового узнали об озёрах?
ИГРА «Крестики-нолики» (у детей карточки с Х и О )
- Озеро- это природный водоём со стоячей водой.
-У озера можно определить левый и правый берег.
-Озеро, из которого не вытекает вода, называется проточным.
-В жарком климатическом поясе больше озёр с солёной водой.
- Самое глубокое озеро- Виктория.
ДОМ. ЗАДАНИЕ. с. 29-31, читать
с..31 №5- кроссворд, решив который вы узнаете название самого большого
озера, в конт. картах обвести озёра.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий внеклассного мероприятия по экологии для начальной школы "Всё меньше окружающей природы, всё больше окружающей среды!
Сценарий мероприятия для 3-4 классов экологической направленности....
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ. ВЛИЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЧЕЛОВЕКА. Урок ОБЖ во 2 классе
Задачиурока:1. Показать, какиеопасностимогутвозникнутьвповседневнойжизни(проблемызагрязненияокружающейсреды, деревоводворе, дорога, окно, лестница, розеткаит. д.)2....
тест по окружающему миру по окружающему миру I четверть 2 класс
тест по темам "Из чего состоят все предметы.Календарь и компас. Земля имеет форму шара. Глобус- модель Земли. Земля в космосе" по программе "Школа 2100"...
Задания для олимпиады по окружающему миру "Мы и окружающий мир" для 3 класса
Олимпиадные задания по окружающему миру для 3 класса....
Презентация по окружающему миру для 2 класса "Реки Земли. Части реки" Составлена на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса .Автор О.Т.Поглазова
Презентация по окружающему миру разработан на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса . Автор О.Т. Поглазова . Тема урока "Реки Земли. Части реки" Программа "Гармония"...
Интегрированный урок математики и развития устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности (« Окружающий мир») по программе 8 вида
интегрированный ИИнтегрированный урок по программе 8 вида для 1 класса...
Упражнений по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета «Окружающий мир» к УМК «Мы и окружающий мир» (2 класс) Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова (Дидактическое пособие)
Данное дидактическое пособие было создано с учетом календарно-тематического планирования к УМК «Мы и окружающий мир» Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова.Также, прописаны методические реком...