Вода в природе 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Гущенская Ирина Петровна

Урок участвовал в проекте "Урок чистой воды" Пран-конспкт, презентация, приложение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon План - конспект53 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_1.doc31.5 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_2.doc76 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_4.doc27 КБ
Office presentation icon prezentaciya_k_razrabotke.ppt1.13 МБ

Предварительный просмотр:

Гущенская Ирина Петровна – учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 1 г. Межгорье                                     

 Урок природоведения (3 класс)

УМК «Школа России»

                                      Тема: «Вода в природе»

                                                  (Групповая работа)

Цель: обобщить знания учащихся по данной теме;

           на основе раскрытия взаимосвязи живой и неживой природы показать

           значение воды в жизни людей, животных и растений;

           формировать убеждение в необходимости охраны окружающей среды;

           воспитывать чувство бережного отношения к воде, как  к богатству

           природы;

           развивать интерес к экологическим проблемам родного края.

Оборудование: интерактивная доска, физическая карта страны, глобус, тесты, кроссворды,  планы ответов, настольные атласы, экологические схемы, жетоны.

                                          Ход урока

I. Организационный момент.

 Учитель сообщает тему и цели урока.

  На доске: написана тема  «Царица – водица»

  Изречение: «Где нет воды, там нет и жизни»   (слайд 2)

II. Вступительное слово учителя.

    — Если быстро раскрутить глобус, то покажется, будто он одноцветный – голубой.

        (учитель быстро вращает глобус)

        Голубой краской изображена вода – все моря, океаны нашей планеты.

    — Глубоки моря и океаны! Даже высокая гора и та скрылась бы в самое глубокое место Тихого океана.

        Так, например, в Марианскую впадину можно было бы опускаться в кабине

        обычного лифта подряд 5 часов (сравнение – с 10 этажа – полминуты)

         Если бы земной шар был гладкий, как глобус, и все моря, океаны разлились по его поверхности, то вся планета оказалась бы залитой 9-и метровым слоем воды. Вода нас окружает. Она везде.             (слайд 3)

III. О трёх состояниях воды в природе.

 Учитель:    — Где мы встречаемся с водой?

                 (моря, океаны, реки, озёра, болота, пруды, ручьи, льды, в недрах земли, в  

                  воздухе над землёй)

    —  Вода в растениях, в животных, даже в камнях. Вода в нас самих. Мы сделаны из воды ( 2/3). Мы – дети воды!

          Вся земная жизнь рождена водой.

    —   Что же такое вода? (Вода – природное ископаемое, жидкость)

    —  В каком состоянии встречается вода?   (слайд 4)

Работа в группах:  подготовка к рассказу о трёх состояниях воды и их свойствах.

                               (план ответа у каждой группы)

I группа                                   II группа                                    III группа

газообразное состояние     жидкое состояние                       твёрдое состояние

(пар)                                      (вода)                                           (лёд)

План ответа                           План ответа                                 План ответа

1. Свойства                               1. Свойства                              1. Свойства

2. Как образуется                     2. Где содержится вода?        2. Где в природе

3. Почему кипящий чайник      3. О росе.                                     встречается?

    стучит крышкой?                  4. Куда делась дождинка       3. Как образуется?

                                                      после дождя?                      4. Что такое снежинка?

    — Проверка! (отвечают по 3 человека от группы)

(Правильные ответы оцениваются жетонами с обозначением росы    —     )

IV. О круговороте воды в природе.

Экологическая игра: «Составь сказку» ( по группам) 

(по сказке Николая Грибачёва «Заяц Коська и Родничок»)  (слайд 5)

 

Постановка проблемного вопроса:

  —  Как Родничок путешествовал?  (слайд 6)

  — Расположите правильно части сказки. Ответьте на вопрос.

(У детей 5 частей сказки. Учащиеся восстанавливают порядок. Обобщают превращения воды)

—  Проверка! (читает одна из групп, остальные определяют правильность выполнения  задания)

Оценивание: жетоны с изображением тумана         .           

V. Реки, речки и моря на Земле текут не зря!

1.  Реки, озёра.

   а) Загадки (загадывает учитель)

 Два братца в воду глядятся, век не сойдутся. (берега)

   Не конь, а бежит, не лес, а шумит. (река)

   Белые барашки на синем лугу…. А кто их пасёт, понять не могу. (волны)

  —  А есть ли волны в озёрах? (да)

б) Разгадывание кроссвордов  (работа в группах)    (слайд 7)

В выделенных клетках прочитайте название части речной долины (русло).

I группа                                   II группа                                    III группа

Дополнительное задание:

значение рек                          рассказ о Волге                        рассказ о Байкале

(показ по атласам рек и озёр)

Слайды 8, 9, 10, 11.

Оценивание: жетоны с изображением облака   

2. Об экологии.

 Учитель:

    — Все реки, речушки, озёра нужно беречь!

        Ведь основные запасы пресной воды находятся в реках, озёрах, в недрах земли.

        Запасы эти катастрофически истощаются (1/3 человечества земного шара

        пользуется привозной водой из других регионов мира)

        На каждые 100 литров воды Земли только 2 литра пресной воды. Большое её

        количество находится в ледниках.

    —  Да ещё и загрязняют воду!

         Учёные подсчитали, что каждый год во всём мире в водоёмы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тысяч товарных поездов!

Как же сохранить воду чистой?

         (ответы по группам)  Слайды 12, 13.

Как не расходовать воду напрасно?  Слайды 14, 15.

VI. Составление экологических схем.

     (по группам)

      Даны картинки    —  выстроить схему.

     Что произойдёт, если нарушить одно из звеньев?

     Оценивание: жетоны с изображением града    —  

VII.  Моря и океаны.

Учитель:    —  Откуда в море столько воды? (круговорот воды в природе)

«Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир. 3 класс» - мультемедийный учебник. Урок 2 «Живые оболочки Земли» , часть 8 «Схема круговорота»

    —  Сколько океанов вы знаете? Назовите их. Покажите на глобусе.

    —  Показать по карте моря, омывающие берега нашей Родины.

Каково значение морей и океанов? (ответ по группам)

Оценивание: жетоны с изображением инея     

Учитель:   

 — Все моря и океаны относятся к Мировому океану. Из любого моря по водным путям можно добраться в океан и наоборот.

Мировой океан кормит и поит землю.  (слайд 16)

А не много ли воды на свете?

    —  Нет, как раз столько, сколько нужно, чтобы наша планета на замёрзла. Мировой океан – это что-то вроде котла центрального отопления Земли. Солнце за лето нагревает воду, а зимой вода постепенно  отдаёт своё тепло.

VIII. Проверочная тестовая работа.  (Слайды 18 – 22)

 

IX. Итог урока

Учитель:    Подумайте, что произошло бы в природе, если бы совсем исчезла вода?

                     (ответы по группам)

Оценивание: жетоны с изображением снега  

 Подсчёт жетонов: у кого больше?

  — Объяснить значение условных знаков (разное состояние воды в природе)

  —  Вернёмся к началу урока: «Где нет воды,  там нет и жизни»

         Не зря говорят: «Царица – водица!»  (слайд 23)

Учитель:    —  В заключение нашего урока хочу зачитать слова, сказанные

                        Леонардо да Винчи:

                   «Воде дана была волшебная власть стать соком жизни на Земле»

                   —  Подумайте над этими словами!   (слайд 24)

Для самых любознательных предлагаю дома ответить на занимательные вопросы: (слайд 25)

Почему вода тушит огонь?

Почему вода не горит?

Зачем воду пьют?

Может ли вода взорвать дом?

Что бы случилось, если бы ветер не уносил облака?

Почему ручейки и реки всё текут и текут и не останавливаются?

А в Чёрном море вода чёрная?

      8.  Объяснить поговорку: «Вода камень точит».

       



Предварительный просмотр:

Приложение

                                          Заяц  Коська и Родничок

                                       (Части переставлены)

(2)

        Бежали они, бежали. Родничок из камыша — в озеро, из озера — в лозняк   

дорогу  выбирает. Смотрит Коська  — впереди река большая.

         — Ну, — думает Коська,    —  тут конец Родничку, съест его река..

         — Где ты, Родничок?

А Родничок из реки:                                                                                                         

          — Тут я.

          — Где же ты, если тут целая река?

          — А я с другими родничками объединился.

Обидно стало Коське  — как же это Родничок без ног его обогнал? И побежал, сколько сил, по берегу реки.

(3)

        Совсем измучился Коська, еле жив. Утро наступило. Туман от реки поднялся. Потом в облако превратился.  

         Попробовал Коська свой голос — хрипит.

         — Эй, Родничок, где ты?  — крикнул он.

         — А  тут я, — послышался голос откуда-то сверху.                                            

Видит Коська  — облачко плывёт.

         — Так ты и летать умеешь?

         — Умею. Так побежим дальше?— спрашивает Родничок.

         — Нет, я домой пойду.

Попрощались заяц с Родничком. Не думал Коська, что снова увидит Родничка.

(1)

        Жил в нашем лесу заяц Коська. Был он совсем молодым зайцем и всё разузнать старался.

        Нашёл однажды заяц Коська Родничок  — небольшая ямка под ракитой, а из неё вода льётся, журчит.

        — Слушай, давай знакомиться. Ты кто? — говорит Коська.

        — Я Родничок, — ответил Родничок.

        — А откуда ты взялся? У тебя дом в земле?

        — Ага,  — ответил Родничок.

        — А чего ты делать будешь?                                                                                     

        — Хочу путешествовать.

        — Как же будешь путешествовать, если у тебя ног нет?

        — Да уж как-нибудь, — сказал Родничок.

        — Давай наперегонки. Кто дальше, — предложил Коська.

        — Давай, — согласился Родничок. И юркнул в траву.

(5)

      Лето к осени повернуло. Пошёл Коська  на старое место  — дай, — думает, на Родничков дом посмотрю.

       Пришёл — а из ямки под ракитой Родничок выбегает. Словно и не был нигде.      

       — Это ты? — удивился заяц Коська.

       — А как же ты вернулся?

(4)

       Пришла зима. Родничок из тучи снегом второй раз вернулся, в сугроб превратился.  Коська тоже белым стал. Так что и не различить сразу — где Родничок, а где Коська.  

                                                   

                                     

 



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Кроссворд

Река, вытекающая из озера Байкал.

Самая большая река Дальнего Востока.

Река, впадающая в Карское море.

Самая длинная река в Европейской части страны.

Река, впадающая в Азовское море.

В выделенных клетках прочитайте название части речной долины.

       Ответы: 1. Ангара  2. Амур  3. Енисей  4. Волга  5. Дон

                                                   

1

2

3

4

5


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Окружающий мир Гущенская Ирина Петровна, учитель начальных классов, МБОУ СОШ № 1,г. Межгорье, 2010 г.

Слайд 2

Царица – водица «Где нет воды, там нет жизни» Вода! Ты сама жизнь! Антуан де Сент-Экзюпери

Слайд 4

Три состояния воды Газообразное Жидкое Твердое

Слайд 5

Заяц Коська и родничок

Слайд 6

Как родничок путешествовал?

Слайд 7

Кроссворд 1 2 3 4 5 а н г а р а а м у р е н и с е й в о л г а д о н

Слайд 8

Река Нева

Слайд 9

Река Волга

Слайд 10

Река Лена

Слайд 13

Нельзя пить грязную воду! Как не расходовать воду напрасно?

Слайд 14

Хорошо закрывай кран!

Слайд 15

Не открывай кран сильно!

Слайд 16

Мировой океан кормит и поит землю

Слайд 17

Вода в природе находится в трех состояниях В газообразном, жидком, твердом В жидком и твердом

Слайд 18

Испаряется ли вода в холодную погоду? Да Нет

Слайд 19

Когда быстрее испаряется вода? В тихую погоду В ветреную погоду

Слайд 20

Вода при замерзании… Сжимается Сначала сжимается, затем расширяется Расширяется

Слайд 21

Минеральные воды – это тоже родники? Да Нет

Слайд 22

Какой слой земли не пропускает воду? Глина Песок

Слайд 23

Царица – водица ! «Где нет воды, там нет жизни»

Слайд 24

Воде была дана волшебная власть - стать соком жизни на Земле Леонардо да Винчи

Слайд 25

Подумай! Почему вода тушит огонь? Почему вода не горит? Зачем воду пьют? Может ли вода взорвать дом? А в Черном море вода черная? Объясните поговорку: «Вода камень точит».

Слайд 27

Список литературы Казакова О.В. В помощь школьному учителю – М.; Вако, 2005. Журнал «Начальная школа» - 2006.- №11; 2009. - №12.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Волшебница - вода". Конспект интегрированного занятия по теме "Круговорот воды в природе" 1 класс

Конспект интегрированного занятия по теме "Круговорот воды в природе". 1-2 класс.На занятии ребята узнают, какое путешествие совершает капелька, с помощью интересных опытов смогут увидеть некоторые эт...

Урок окружающего мира в 3 классе "Вода и её свойства. Вода в природе".

Урок окружающего мира с творческим названием « Вода и её свойства. Вода в природе» (экспериментальная лаборатория) создан в качестве урока новой темы при  прохождении программного материа...

Конспект урока окружающего мира «Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды»

Конспект урока окружающего мира 3 класс УМК "Перспектива"...

Урок окружающего мира "Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды" 3 класс

Урок окружающего мира в 3 классе "Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды" по программе "Начальная школа XXI века"...

Конспект урока «Вода в природе. Круговорот воды в природе».

Конспект разработан в сооответствии с требованиями ФГОС...

открытый урок по окружающему миру «Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды»

Цели: создание условий для формирования знаний о некоторых свойствах воды, значении воды в природе и для человека, бережном отношении к воде. Задачи: • Образовательные: через практическую деятельнос...