Мы и окружающий мир
материал по окружающему миру (2 класс) по теме

Тарасенко Лариса Павловна

Формировать понятие "стороны горизонта"; учить находить стороны горизонта на карте; показать связь между пространством и временем; развивать умение ориентироваться

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr_mir.docx18.44 КБ
Файл okr_mir_2.docx32.82 КБ

Предварительный просмотр:

Мы и окружающий мир
Различать восток и юг
      Тема: Ориентирование.
    
  Цели урока:
      Формировать понятие "стороны горизонта"; учить находить стороны горизонта на карте; показать связь между пространством и временем; развивать умение ориентироваться.
      
Оборудование:
      Учебник "Мы и окружающий мир" (авт. Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков); карточки с рисунками полнолуния, новолуния, растущей Луны, стареющей Луны; конверты для шести групп; карта; закрытая коробочка с компасом.
2 класс
Ход урока
I. Организационный момент
II. Работа над новым материалом

      С правой (от детей) стороны класса находятся рисунки Луны в фазе полнолуния и убывающей Луны. Над доской - в фазе новолуния. Слева (от детей) - рисунок растущей Луны.
Учитель: С какой стороны класса находится рисунок Луны в фазе полнолуния?
Дети: Справа.
Учитель: Я с вами не согласна. Вот у меня левая рука. Луна находится слева.
Дети: Это от вас слева. А по отношению к нам - справа.
Учитель: С какой стороны находится рисунок молодой, растущей Луны?
Дети: А по отношению к вам или по отношению к нам?
Учитель: По отношению к вам.
Дети: Рисунок растущей Луны находится от нас слева.
Учитель: Тогда мне что-то непонятно,- как так может быть. И от меня слева (учитель показывает на рисунок стареющей Луны).
Дети: Вы ошиблись. Это стареющая Луна, видите, она похожа на букву С, значит - старая. А к молодой, если добавить палочку, то получится буква Р, значит она "растет".
Учитель: Спасибо. Научили. Где находится Луна в фазе новолуния?
Дети: Вы не сказали по отношению к кому?
Учитель: По отношению к ребятам следующего класса.
Дети: Сзади них.
Учитель: Кто сегодня рано встал? Кто вчера поздно лег? (Дети поднимают руки.)
Учитель: Я сейчас проверю, кто самый наблюдательный из вас. В какой фазе находится Луна сегодня?
Дети: Растущая Луна, молодая луна.
Учитель: Все согласны? Нет других мнений?
Учитель вызывает двух учеников к доске.
Учитель: Скажите, по отношению к вам, где находятся ребята?
Первый ученик: Справа.
Второй ученик: Слева, впереди.
Учитель: Из всего сказанного какой можно сделать вывод?
      Говорят дети, учитель обобщает сказанное.
Учитель: Нужно указать по отношению к кому. Направления направо, налево, вперед, назад требуют уточнения: от чего? от кого? В жизни мы ориентируемся относительно собственного тела или других предметов.
Учитель: Тема нашего урока "Ориентирование". Кто может объяснить значение этого термина, используя предыдущий опыт?
Дети: Это указание, где находится человек или какой-нибудь предмет. Это описание пути, если мы куда-то идем.
Учитель: На странице 71 учебника найдите точное определение понятия "ориентирование".
      Учащиеся читают вслух.
Дети: Ориентирование - это определение положения человека или предмета на местности.
Учитель: Сравните со своими высказываниями.
Дети выполняют задание.
Учитель: Все вы были в медпункте школы. Объясните, как добраться до медпункта, не употребляйте слова "направо", "налево", "вперед", "назад".
Дети: Надо выйти из класса, повернуть в сторону, где находится столовая, но в столовую не заходить, а спуститься по лестнице на первый этаж. Пройти мимо раздевалки, и перед вами будет медицинский кабинет.
Учитель: Но не везде есть такие знакомые ориентиры, приметы. Представьте, что вы находитесь в незнакомой местности, например, в степи. Знакомый ориентир только один, знание "право", "лево" не поможет. Как вы будете ориентироваться?
Дети: По компасу, по солнцу, по звездам, по деревьям, по домам, по холмам или оврагам.
Учитель: Как вы думаете, когда я сказала, что в любой местности есть знакомый ориентир, что за ориентир я предполагала?
Учащиеся: Это Солнце.
      Учитель прикрепляет рисунок на доску.
Учитель: Что можно узнать по Солнцу?
Дети: Можно узнать, в какую сторону идти, приблизительно время суток. Мы уже об этом говорили раньше.
Учитель: Молодцы. Вспомнили. Сейчас я проверю, сумеете ли вы узнать время суток по рисункам.
Учитель раздает конверты для шести групп с рисунками, где по тени, падающей от предмета, надо узнать время суток.
Учитель: Расположите рисунки по порядку, в зависимости от времени суток.
Дети работают в группах.
Учитель: Расположите рисунки на доске (более крупного размера) и расскажите, как вы рассуждали.
Учащиеся объясняют, доказывают.
Учитель: Вы правильно сказали, что по солнцу можно определить время суток, направление или стороны горизонта. На картах и в книгах стороны горизонта, а еще их называют сторонами света, обозначают первыми буквами их названий: С, Ю, 3, В, и располагаются они вот так (показ на доске). Расшифруйте, какие слова-понятия скрываются за этими буквами. Найдите на странице 72 учебника рисунок.
      Дети рассматривают рисунок.
Учитель: Как художник помогает запомнить нам стороны горизонта?
Дети: На севере холодно, художник нарисовал солнце в зимней шапке; а на юге жарко, поэтому солнце в темных очках; солнце восходит на востоке, и все просыпаются; заходит на западе, мы спать ложимся.
Учитель: Авторы учебника дают нам очень интересное задание: встаньте лицом к воображаемому северу, раздвиньте руки, покажите, где запад и восток. А как определить, где этот воображаемый север?
Дети: Это легко. Солнце днем светит нам в окна, там юг. Север будет напротив (встают, показывают). Справа, там, где солнце восходит, восток, значит слева запад.
Учитель: Повернитесь лицом к западу и укажите все стороны горизонта.
Дети показывают. Далее следует работа по карте.
Учитель: Покажите, где на карте географические направления.
Дети показывают север, юг, запад, восток.
Учитель: Что можно сказать о направлении линий на карте, идущих сверху вниз, слева направо?
Дети обсуждают, уточняют направления, приходят к выводу, что любая линия на карте, идущая сверху вниз, указывает направление север-юг, слева направо указывает направление запад-восток.
Учитель: Мы с вами говорим: "Поедем на юг, в Сочи", а как скажет о местонахождении Сочи африканец?
Дети: Поеду на север, в Сочи.
III. Самостоятельная работа
Учитель: На информатике мы с вами выполняли графический диктант. Вы не хотите мне предложить подобное задание, но связанное с темой нашего урока?
Дети: Можно вместо слов "направо", "налево", "вверх", "вниз" говорить на "север", "юг", "запад", "восток".
Учитель: Выполняем рисунок. Поставьте ручку в точку, от которой начнем выполнять задание. Готовы?
На "восток" 3 клетки, на "юг" 1 клетка, на "запад" 2 клетки, на "юг" 2 клетки, на "восток" 2 клетки, на "юг" 5 клеток, на "запад" 3 клетки, на "север" 1 клетка, на "восток" 2 клетки, на "север" 3 клетки, на "запад" 2 клетки, на "север" 4 клетки.
      Дети довольны, показывают друг другу, что у них получилась отметка "5".
Учитель: Молодцы. А теперь угадайте, что лежит у меня в коробочке. Задавайте наводящие вопросы. Я буду отвечать.
      Дети задают вопросы, выясняется, что это компас. Учитель просит принести его на следующий у рок.
Анализ урока
      За этим описанием урока чувствуется спокойная, доброжелательная рабочая атмосфера, позволяющая свободно высказываться любому ребенку (например, уточнять вопросы учителя "...по отношению к вам или по отношению к нам?").
      Мы видим, как учитель выстраивает четкую линию вопросов и заданий с опорой на ранее приобретенные знания (опрос с ситуациями коллизий), которые подводят детей к необходимости получения новых знаний.
Актуализация знаний, относящихся к ориентированию в пространстве и времени (по Солнцу можно ориентироваться на местности, но можно ориентироваться и во времени по длине и направлению тени), показывает их недостаточность и неточность. И, следовательно, необходимость в точных ориентирах - географических направлениях, которыми пользуются все люди на Земле. Так учитель выводит детей на тему урока.
      Грамотно выстроена работа с учебником "Мы и окружающий мир" 2 класс и географическими картами.
      Урок эффектно закончен интеграцией с уроком информатики (графический диктант с употреблением понятий, обозначающих географические направления) и игрой "Угадай, что у меня лежит в коробке?", которая подводит их к теме следующего урока "Компас".
      И еще раз хочется отметить легкость, естественность, непринужденность отношений, сложившихся в этом классе.



Предварительный просмотр:

Цели урока:

Изучение учащимися нового материала по теме урока и закрепление полученных знаний

Формирование представлений о формах земной поверхности.

Формирование эмоционально-положительного отношения к предмету.

Задачи урока:

Образовательные:

Познакомить детей с основными формами земной поверхности; со строением холмов и гор.

Развивающие:

Развивать познавательную активность детей, умение выражать свои мысли, рассуждать.

Развитие умения анализировать и делать выводы, отстаивать свою точку зрения, умения применять накопленные знания;

Расширять кругозор детей.

Воспитательные:

Воспитывать экологическую культуру школьников.

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.

Место урока в учебном плане: 3 урок по теме "Путешествия".

Методические приемы: словесные (беседа, рассказ), наглядно-демонстрационные: (видеометод, объяснительно-иллюстративные).

Тип урока: урок изучения нового материала.

Формы работы на уроке: самостоятельная, фронтальная, работа в парах.

Оборудование урока:

Техническое обеспечение: персональный компьютер, демонстрационный экран, мультимедийный проектор, сканер, принтер.

Программное обеспечение: Microsoft PowerPoint, Word, CD "География России. Природа и население ".

Литература: Учебник А.А. Плешаков "Мир вокруг нас" 2 класс, рабочая тетрадь "Мир вокруг нас" автор А.А. Плешаков, А.Дитрих "Почемучка", М. "Педагогика", 2000, "Детская энциклопедия. Земля", М., "Педагогика", 2002.

Ход урока

I. Организационный момент.

Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Интересные вопросы
Ожидают смельчаков.
Пожелаю им удачи.
Выходите!
Кто готов?

II. Проверка домашнего задания.

Учитель выдает трем ученикам карточки для самостоятельной работы. Ученики готовят ответы, а затем отвечают. Проверка осуществляется с помощью слайдов.

Карточка 1

Задание:

Объясни, что такое горизонт?

Что такое линия горизонта? Покажи на рисунке линию горизонта. Слайд 2. ( Линия становится пунктирной)

Допиши на рисунке-схеме названия сторон горизонта. Объясни, как стороны горизонта располагаются относительно друг друга. Слайд 2.(Появляются названия сторон горизонта.)

Карточка 2

К карточке прилагается компас. Как называется прибор для определения сторон горизонта?

Назови и покажи, из каких частей он состоит. Объясни и покажи, как им пользоваться. Слайд 3. (Рисунок компаса, предохранитель, магнитная стрелка, корпус).

Карточка 3

Расскажи, как можно определить стороны горизонта без компаса по местным признакам "Ориентирования на местности". Слайд 4. (Природные признаки ориентирования на местности.)

Остальные дети выполняют задания учителя в тетрадях.

Начертите маршрут путешественника, если 1 клетка - это путь, который путешественник проходит за 1 час:

"Путешественник вышел из точки А и два часа шел на север, затем 2 часа - на запад, 2 часа на север и 2 часа на восток. Затем он сделал привал (точка В на схеме) и отправился дальше: 1 час шел на север, 1 час - на восток, 2 часа на юг и 3 часа на восток. Здесь он переночевал (точка С). Утром отправился дальше: 1 час шел на север, 1 час - на восток, 4 часа на юг и 2 часа на запад. Путешественник устал и сделал привал (точка D). Затем он отправился дальше: 2 часа шел на север, 1 час - на запад, 2 часа на юг, 2 часа на запад... И вернулся домой.

По окончании работы дети, сидящие за одной партой, обмениваются тетрадями. Осуществляется взаимопроверка. Затем заслушиваются и оцениваются ответы детей, работавших с индивидуальными карточками.

III. Сообщение темы урока.

(Подготовленный ученик читает стихотворение)

Мой край - моя земля,
Родимые просторы!
Мой край, как ты велик!
С границы до границы.
И скорый поезд напрямик
В неделю не домчится.

Посмотрите на слайд 5, перед вами физическая карта России. Изображения, какого цвета вы видите на ней? (Синего, желтого, зеленого.) Как вы думаете, что на физической карте обозначено, синим или голубым, коричневым и зеленым цветом? (Моря, озера, реки, горы, равнины.)

Так выглядят равнины и горы на карте. Сегодня на уроке мы будем говорить о формах поверхности нашей страны, научимся находить и различать их на карте. Слайд 6. (Тема урока)

А теперь рассмотрите изображения на слайдах. Слайд 7. (Равнина и горы.) Здесь вы можете увидеть основные формы земной поверхности - равнины и горы. Попробуйте, объяснить, что это такое. (Дети пытаются объяснить, почему они так названы.)

- Как вы думаете, какой участок земной поверхности называется равниной? (Ровный.) Слайд 8. (Изображение равнины и определение.)

Равнина - ровный участок земной поверхности, занимающий большую площадь и имеющий небольшие различия по высоте.

Учитель показывает слайд с изображением "Холмистой и плоской равнины". Слайд 9. на слайде вы видите изображения двух равнин, попробуйте определить, чем они различаются? (Высотой).

Равнины бывают плоские и холмистые. Какая поверхность изображена на первой иллюстрации? (Холмистая.) На второй иллюстрации? (Плоская).

Объясните, почему равнины получили такие названия? (Плоская равнина имеет ровную поверхность, на холмистой равнине есть возвышения.)

Откройте учебники на странице 90-91. Найдите на карте все равнины на территории нашей страны, назовите их. Обратите внимание на то, каким цветом они изображены на карте. (Равнины на карте обозначены зеленым или светло-желтым цветом). Слайд 10. (Физическая карта, равнины, будут выделяться.) (Восточно-Европейская, Западно-Сибирская равнина, Среднесибирское плоскогорье.)

Почему Среднесибирское плоскогорье обозначено на карте желтым и зеленым цветом? (Есть возвышения). Возвышения на равнине - это холмы. Появляется слайд 11("Холм"). В строении холма различают такие части: подошва (или подножие) - самая низкая часть холма, это место, где он начинается; вершина - самое высокое место. Между вершиной и подошвой находится склонОн может быть пологим и крутым. На слайде появляется анимация - части холма.

Подготовленный ученик читает стихотворение А. Шаталова "Холм".

Я взобрался на холм, оглянулся вокруг -
В этот сумрачный час не узнал я равнины. 
Плыл с болота туман, надвигаясь на луг,
И над ним возвышались деревьев вершины.
А внизу, вдалеке, у подножья холма,
Где в овраге ручей извивался, играя,
Всем уже завладела и правила тьма. 
Я спустился туда, осторожно ступая, 
Свежий запах травы и вечерний туман,
Засыпающих птиц одинокие всхлипы -
Ночь для нас сотворили пьянящий дурман.
Я качнулся и сел под раскидистой липой.

- Какие части холма, автор упоминает в своем произведении? (Подножие.)

IV. Работа в тетради. В тетради на странице 32 подпишите части холма. Проверьте у соседа по парте.

V. Физкультминутка.

Дети по лесу гуляли, (Дети маршируют на месте)
За природой наблюдали. (Ладонь прикладывают к глазам)
Вверх на солнце посмотрели (Поднимают головы кверху, "тянутся к солнышку")
И их лучики согрели.
Бабочки летали,
Крыльями махали (
Машут руками)
Дружно хлопаем, (
Хлопают в ладоши)
Ногами топаем! (
Топают ногами)
Хорошо мы погуляли, (
Маршируют, делают вдох-выдох)
И немножечко устали! (Дети садятся на свои места)

VI. Продолжение изучения нового материала.

Мы говорили о возвышениях на равнинах - холмах. Но, кроме того, на равнинах имеются углубления с крутыми склонами - это овраги. Учитель показывает слайд 12("Овраг").

На равнинах человек распахивает земли и высаживает культурные растения. Но иногда на равнинах могут встретиться не только возвышения, но и понижения. Такими понижениями являются овраги. Как они образуются? Подготовленный ученик рассказывает.

"Образование оврага начинается с маленькой рытвины. Талые и дождевые воды размывают ее, и овраг постепенно увеличивается. Овраги могут быть мелкими, в несколько метров глубиной, и глубокими - в несколько десятков метров. Дно оврага всегда уже его верхней части. По дну оврага часто течет речка или ручей. Если по краям оврага разрастается много трав и кустарников, то он превращается в болото.

Овраги приносят человеку вред, так как разрушают верхний, плодородный слой почвы. Чтобы бороться с разрастанием оврагов, люди высаживают по их краям деревья и кустарники. Корни растений не дают разрушаться почве".

Видеоклип 13. "О том, как появляются возвышения и понижения земной поверхности".

Отгадайте загадку.

В жарком лете я стою,
Шапкой зиму достаю.
Как вы думаете, что это? (Гора.)

Верно, это гора.

Учитель показывает слайд 14"Гора".

Посмотрите на изображение на слайде, как вы думаете, какая часть земной поверхности называется горой? (Возвышения.) Горы - очень неровные участки земной поверхности, которые сильно возвышаются над окружающей местностью.

На вершинах гор очень холодно и лежит снег.

Слайд 15. (Части горы) Каждая гора, как и холм, имеет свои части, попробуйте их назвать. (Подошву или подножие, склон и вершину.)

Откройте физическую карту России в учебнике с. 90-91. Найдите на ней горы. Каким цветом обозначают горы на карте. Слайд16. (Физическая карта, выделить горы с помощью анимации) Какие горы вы нашли на карте? ( Уральские и Кавказские горы.)

Кто-нибудь из вас был в горах? Послушайте мой рассказ о Кавказских горах. Лучше представить это вам помогут слайды 17. (Горы Кавказа)

Основная горная область Кавказа - Большой Кавказ - грандиозное горное поднятие, состоящее из многочисленных хребтов. Он тянется с северо-запада на юго-восток. Приближаясь к Кавказскому хребту с севера, еще за 200 километров видишь на южной стороне горизонта очертания Эльбруса (слайд 18) который белеет в ясное утро над равниной. Высота Эльбруса 8848 метров. Это самая высокая гора. Слайд 19.

Растительность Кавказских гор - это сложный мир, в котором высота играет большую роль. Подъем на каждые 200 метров в горах означает понижение температуры на 1-2 градуса. Поэтому, двигаясь по направлению к заоблачным высотам, мы наблюдаем быструю смену растительности и попадаем, наконец, в область вечных снегов, где мороз и метели так свирепствуют, как и на Крайнем Севере нашей страны.

Северный Кавказ - один из главных курортных центров России. Анапа - самый большой детский курорт с удобным песчаным пляжем. (Слайд 20)

Другой крупнейший курорт - Кавказские Минеральные Воды на Ставрополье. (Слайд 21). Здесь два раза был Пушкин. Сюда был сослан Лермонтов. Здесь же, в Пятигорске, в 1841 году он был убит на дуэли. Много памятных мест связано в Пятигорске с этим русским поэтом. Послушайте стихи, в которых поэты описывают Кавказ.

Подготовленный ученик читает отрывок из поэмы А. Пушкина "Кавказский пленник".

...В час ранней, утренней прохлады 
Вперял он любопытный взор 
На отдаленные громады 
Седых, румяных, синих гор.
Великолепные картины! 
Престолы вечные снегов, 
Очам казались их вершины 
Недвижной цепью облаков. 
И в их кругу колосс двуглавый, 
В венце блистая ледяном, 
Эльбрус огромный, величавый 
Белел на небе голубом...

Подготовленный ученик читает стихотворение М. Лермонтова "Кавказу".

Приветствую тебя, Кавказ седой!
Твоим горам я путник не чужой.
И долго мне мечталось с этих пор
Все небо юга да утесы гор.
Прекрасен ты, суровый край свободы,
И вы, престолы вечные природы.

Этими прекрасными лирическими строчками мы закончим знакомство с горами.

VII. Итог урока

С какими формами земной поверхности вы познакомились? (Горы и равнины) какие бывают равнины? (Плоские и холмистые). Какая форма земной поверхности называется холмом? Какая форма земной поверхности называется оврагом? Какие горы нашей страны вы можете назвать? Какие равнины вы знаете?

В результате на доске появляется схема. "Формы земной поверхности". Слайд 22.(схема)

Домашнее задание: Слайд 23.

Вариант - разгадать кроссворд.

Вариант - выполнить рисунок в тетради.

Вам поможет выполнить задание учебник с.76-78.

Слайд 24.(Спасибо за работу на уроке!)

Разгадайте кроссворд.

 

 

 

г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

р

а

в

н

и

н

а

 

 

 

а

 

е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

р

 

 

 

 

 

п

о

д

о

ш

в

а

 

 

 

 

в

 

 

и

 

 

 

 

л

е

р

м

о

н

т

о

в

 

 

 

а

 

 

а

 

 

 

 

 

 

г

 

 

 

 

 

 

 

По горизонтали:

Большое пространство ровной поверхности. (Равнина)

Самая низкая часть холма. (Подошва)

Русский поэт, погибший на Кавказе. (Лермонтов)

По вертикали:

Возвышение, высотой более 200 метров над окружающей местностью. (Гора)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ. ВЛИЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЧЕЛОВЕКА. Урок ОБЖ во 2 классе

Задачиурока:1.      Показать, какиеопасностимогутвозникнутьвповседневнойжизни(проблемызагрязненияокружающейсреды, деревоводворе, дорога, окно, лестница, розеткаит. д.)2....

тест по окружающему миру по окружающему миру I четверть 2 класс

тест по темам "Из чего состоят все предметы.Календарь и компас. Земля имеет форму шара. Глобус- модель Земли. Земля в космосе" по программе "Школа 2100"...

Задания для олимпиады по окружающему миру "Мы и окружающий мир" для 3 класса

Олимпиадные задания по окружающему миру для 3 класса....

Презентация по окружающему миру для 2 класса "Реки Земли. Части реки" Составлена на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса .Автор О.Т.Поглазова

Презентация  по окружающему миру разработан  на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса . Автор О.Т. Поглазова . Тема урока "Реки Земли. Части реки"  Программа "Гармония"...

Упражнений по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета «Окружающий мир» к УМК «Мы и окружающий мир» (2 класс) Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова (Дидактическое пособие)

Данное дидактическое пособие было создано  с учетом календарно-тематического планирования к УМК «Мы и окружающий мир» Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова.Также,  прописаны методические реком...