Урок.Исследовательская работа по страницам Красной книги
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Саркина Татьяна Викторовна

Расширение и углубление знаний об исчезающих животных и растениях нуждающихся в особо бережном отношение к ним человека.  Раскрытие основных причин сокращение численности этих видов, меры необходимые для охраны. Воспитывать бережное отношение к животным, растениям, птицам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.issledovatelskaya_rabota_po_stranicam_krasnoy_knigi.doc208.5 КБ

Предварительный просмотр:


МБОУ СОШ №10



ОСМ



«Исследовательская работа



по страницам Красной книги»



Учитель: Саркина Т.В.





Мордовия



г.Рузаевка



2012г.


Тема: «Исследовательская работа по страницам Красной книги»

Цель урока: 1. Расширение и углубление знаний об исчезающих животных и растениях нуждающихся в особо бережном отношение к ним человека.    

2. Раскрытие основных причин сокращение численности этих видов, меры необходимые для охраны.

3. Воспитывать бережное отношение к животным, растениям, птицам.

Ход урока

I.        Организационный момент

II.        Работа по теме урока

Ребята, сегодня на уроке мы обобщим сведения, которые получили в ходе исследовательской работы по проекту «По страницам Красной книги», а так же  расширим и углубим знания об исчезающих животных и растениях нуждающихся в особо бережном отношение к ним человека, раскроем основные причины сокращения численности этих видов, меры необходимые для охраны, научимся бережному отношению к животным, растениям, птицам.

Наш класс разделен на группы: 1. группа – «Краеведы», 2. группа – «Ботаники», 3. группа – «Зоологи», 4. группа – «Орнитологи».

Итак, «Красная книга». Вероятно, каждый из вас слышал о ней, но не многие знают ее историю. (Слайд)

В 1948 году в небольшом городке Фонтенбло (недалеко ох Парижа) на
международной конференции был основан Международный союз охраны природы и природных ресурсов — МСОП.

Его главной задачей было выявление видов животных, а позднее и растений, которые находились на грани исчезновения и требовали незамедлительной заботы человека (так же нужны были рекомендации по их спасению).

Тогда была создана специальная комиссия службы спасения. Эта служба спасения составляла  мировой   список  с   пояснениями,   в   который   входили   животные  и растения, находившиеся на грани исчезновения, и редкие виды. В этом списке нужно было указать причину такого состояния. И ученые решили назвать этот список Красной книгой.

Как вы думаете, почему назвали именно Красной книгой, а не желтой, синей? Слово предоставляется нашим краеведам.

Краеведы. Красный цвет — это значит внимание, стоп, не губите эти растения, не убивайте этих животных.

— Красный цвет — это сигнал опасности.

У. Да, поэтому и решили назвать эту книгу Красной.

Красная книга — не закон об охране природы, это лишь факты, собранные учеными о животных и растениях.

На доске стоит макет Красной книги:

Учитель открывает первую страницу.

У. Внимательно прочитайте. Для чего нужна Красная книга?

Краеведы. Из Красной книги мы узнаем, какие виды животных и растений в опасности.

—Красная книга советует,        как сохранить        эти редкие виды растений и животных.

—Призывает изучать эти виды и предупреждает об их исчезновении.

У. Абсолютно точно. Составление первого варианта Красной книги потребовало 14 лет. Позднее она еще раз переиздавалась. Ребята, как вы думаете, почему она переиздавалась?

Краеведы. Наверное, появились еще виды животных и растений, которые находятся на грани исчезновения.

—Может быть, ученые узнали больше о том или ином виде и появилась новая информация.

У. Молодцы! Это действительно так. Красная книга — это документ временного действия, потому что условия обитания животных и растений меняются и все новые и новые виды могут оказаться в катастрофическом положении. Вместе с тем усилия, предпринимаемые человеком, дают хорошие результаты, о чем свидетельствуют зеленые листы Красной книги, то есть эти животные и растения уже спасены.

В Красной книге есть классификация растений и животных.

Учитель открывает новую страницу Красной книги.

На доске:

У. Прочитайте, на какие группы разделены виды животных и растений.

Дети читают.

Первая группа...

Кр. Исчезающие виды.

У. Это быстро сокращающиеся виды животных или растений, которые уже невозможно спасти без введения специальных мер охраны. Следующая группа...

Кр. Сокращающиеся виды.

У. Эти виды встречаются в количествах достаточных для выживания, но их численность очень быстро сокращается. Теперь мы узнаем про...

Кр. Редкие виды растений и животных.

У. Эти виды не находятся под угрозой вымирания, но встречаются очень редко,   на   ограниченных  территориях,   поэтому   могут   вскоре   исчезнуть.

Четвертая группа...

Кр. Неопределенные виды.

У. Как вы это понимаете?

Кр. Наверное, те, которые мало изучены учеными.

У. Да, это малоизвестные виды животных, возможно, они находятся под угрозой, но так как нет достаточной информации, то нельзя оценить, к какой группе по данной классификации они относятся. Какая следующая группа?

Кр. Восстанавливающиеся виды.

У. Как вы думаете, что это за виды?

Кр. Вы говорили, что те растения и животные, которых удалось спасти, был занесены на зеленые страницы, наверное, их отнесли в групп восстанавливающихся.

У. Замечательно. Учеными были приняты меры по охране животных, в результат их численность стала возрастать. Ребята, первый вариант Красной книги бы сделан в виде календаря. Сведения об исчезающих видах помещались на красны: страницах, сведения о сокращающихся видах — на желтых, о редких видах — на белых, о неопределенных видах — на серых, а о восстанавливающихся — на..

Кр. Зеленых страницах.

У. Животные и растения включены в Красную книгу не навечно, а с надеждой н то, что вследствие принятых охранных мер они перестанут нуждаться в защите Что же мы узнали, путешествуя по страницам Красной книги?

Кр. Красная книга названа так потому, что красный цвет — сигнал опасности.

У. А что входит в Красную книгу?

Кр. В нее занесены различные виды растений и животных, которым грози' исчезновение.

У. Ребята, объясните, почему Красная книга — это документ временной действия?

Кр. Люди узнают что-то новое, а это нужно внести в красную книгу.

- Некоторые животные или растения уже не нуждаются в защите, и они

У. Верно. Итак, Красная книга - документ временного действия, по мере того как

растут   наши   знания   о   природе,   она   должна   пополняться   сведениями   и совершенствоваться.

Теперь мы открываем следующую страницу и читаем,  о чем же мы будем говорить?

Учитель открывает следующую страницу.

У. В наши дни площади, занимаемые растительностью, непрерывно сокращаются. Исчезают или становятся редкими те или иные виды растений. А ведь растения выделяют в воздух кислород, который необходим для дыхания живых существ.

Растения — это дом и пища для животных.

Д. Люди тоже используют растения.

—Мы употребляем их в пищу.

У. Конечно, в Красную книгу занесено много растений, но сегодня мы будем говорить лишь о некоторых и в работу включаются наши биологи. (Слайд)

Биологи. Кубышка — многие из вас видели это растение. Красивые желтые цветки чуть поднимаются над поверхность воды. Листья этого растения крупные, плотные, они плавают на воде. Цветок кубышки находится на длинной цветоножке, которая отрастает от корневища, лежащего на дне водоема. Обрывание цветов кубышки приносит большой вред, так как через место разрыва внутрь растения попадает вода. А это приводит к загниванию подводной части растения. Затем погибает все растение. Я нарисовал это растение.

У. Молодец. Ребята, на кубышку похожа белая кувшинка. У нее почти такие же листья, плавающие по воде. (Слайд)

Био. Цветки чисто белые. Они имеют приятный тонкий аромат. Цветы всплывают на поверхность рано утром, к вечеру они закрываются и прячутся под водой. Так бывает только при хорошей погоде. Если приближается ненастье, кувшинка либо прячется раньше времени, либо вообще не показывается из воды. Многие стремятся сорвать эти цветы, но растение очень чувствительно и может погибнуть.

Био. Сообщение о лотосе. (Слайд)        

У. Спасибо. Очень интересное сообщение.

Очень многие растения становятся редкими из-за того, что люди рвут их для букетов. Такие растения уже не дадут семян, плодов, а значит, у них не будет потомства. Нередко, срывая цветок, мы вырываем его с корнем и напрасно губим его. Запомните, можно составлять букеты только из тех цветов, которые вырастил человек. Ребята, когда вы собираете букеты, помните, что нужно ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать растения.

Следующее растение — венерин башмачок. Это растение широко распространено в Европе и Азии. (Слайд)

Био. Недалеко от Москвы было обнаружено растение венерин башмачок.

Это довольно крупное растение, с крепким стеблем и толстым ползучим корневищем. На стебле 3—4 листа, цветков 1—2, редко 3. Это растение предпочитает хорошо увлажненные почвы. Этот цветок — ловушка для насекомых, заставляет их опылить себя. Жуки, мухи, пчелы залетают внутрь цветка. Оттуда очень трудно выбраться. Когда насекомые выберутся оттуда на волю, они оставляют принесенную ими пыльцу на цветке. Насекомое поднимается все выше и выше, ближе к свету. Но тут выход сужен, и когда оно протискивает выход, то та пыльца, которая была на цветке, налипает на брюшко насекомого. Слабые насекомые так и прилипают к цветку, а те, кто посильнее, выбираются, уставшие, и на некоторое время теряют способность двигаться. Я нарисовала это растение

У. Вот видите, какое интересное растение. А это что за растение? (Слайд)

Био. Колокольчик.

У. В Красную книгу занесено 12 видов колокольчиков.

Био. Сообщение о колокольчиках. (рисунки)

У. Ребята, почему в наши дни сокращаются площади, занимаемые рас:

Био. Люди срывают растения, топчут их.

— Многие растения погибают, и у них нет во размножаться.

У. Как вы должны себя вести, находясь на природе?

Био. Нужно ходить тропинкам, чтобы не топтать растения.

— Не рвать лесные и полевые цветы.

Наша группа «Биологов» сделала книжки малышки о растениях из Красной книги

У.   Замечательно.   А  теперь следующую страницу. (Слайд)

У. Но не только растения, но и животные играют огромную роль в природе: без них многие растения не могли бы размножаться и расселяться. Необходимы животные и людям.

Как вы думаете, для чего?

Д. Все животные очень красивые и интересные.        

—Мы употребляем их в пищу.

—У некоторых животных ценный мех.

У. Совершенно верно. Вырубая леса, загрязняя реки, моря, люди губят множество животных.

Просмотр видео фильма «Вырубка леса»

Д. Для животных леса, реки и озера — это их дом

У. Верно. А о ком мы сегодня будем говорить, мы узнаем, когда перевернем страницу. (Слайд)

В работу включается группа «Зоологов».

Зоологи. О зверях.

Один ученик выходит к доске и рассказывает.

Зоол. Я провел исследовательскую работу о белом медведе. (Слайд)

Белые ледяные просторы, ни травинки, ни былинки круглый год. В таких условиях живет владыка Арктики — белый медведь. Это самый крупный хищный зверь на Земле. Живет он долго, почти 40 лет. У него нет постоянного дома. Когда медведице приходит пора стать матерью, она отрывает в сугробе берлогу и, свернувшись «калачиком», ждет рождения медвежат. А пока этот день настанет, метели и бури покрывают берлогу снежной крышей, толщина которой больше метра.

В берлоге медведица проводит 6 месяцев. У медведицы бывает 2—3 малыша.

Медвежата появляются на свет беспомощными. Они слегка покрыты белой шерсткой, глаза у них не видят, уши не слышат, весит медвежонок 800 г, а длина туловища — 30 см.

Подошвы лапок голые, коготки, прозрачные, а нос розовый.

В течение двух месяцев медвежата с мамой. За это время у них прорезаются зубки, на 30-й день открываются глаза и слуховые отверстия. Белый медведь питается рыбой (нерпа), гренландскими тюленями, молодыми моржами.

В голодную пору — трупами китов, дельфинов. В небольших количествах белые медведи поедают растительную пищу. Я нарисовал рисунок белого медведя.

У. Очень интересную информацию ты подготовил. Но я немного добавлю.

Люди издавна охотятся на белых медведей. Они используют их мясо в пищу, жир — для хозяйственных целей, шкуру — для одежды и предметов обихода. В результате началось сокращение численности белых медведей. Это послужило сигналом тревоги. Сейчас численность белых медведей хотя и медленно, но растет. Возможно, что со временем медведь будет исключен из Красной книги.

Теперь мы поговорим о тиграх. (Слайд)

У. В 1947 году в нашей стране запрещена охота на полосатого красавца, а отлов тигрят для зоопарка допускается только по специальному разрешению.

В конце прошлого века тигров было около 100 000 особей. Затем количество тигров резко сократилось. Некоторые убивали тигров из-за суеверий. Китайские и корейские знахари дорого платили за тушу тигра, говорили людям, что они готовят из разных частей тела лекарства от трусости, слабости, когти тигра служили талисманами.

А о самом тигре расскажет нам...

Один из учеников выходит к доске и продолжает.

Зоол. В семействе диких кошек тигр — самый крупный зверь. Тело его длиной до 4 м, 25% от туловища составляет длина хвоста. Тигр весит около 390 кг. Тигрица миниатюрнее самца. Тигр — бродяга-одиночка. Питается в основном крупнокопытными животными. Суточный поход тигра — 20—30 км. Тигрицы только во время родов и выхаживания молодняка задерживаются на одном месте. А вообще тигры постоянных убежищ не имеют. Тигры очень чистоплотны. В течение дня много времени уделяют своему туалету, вылизывая шерсть на теле. Тигрица-мать не строит специального убежища. Она выбирает пещеру для гнезда.

Постоянных пар тигры не образуют, и тигрица выращивает детенышей одна. В среднем она вынашивает детенышей 100 суток. У нее рождается 2—4 тигренка. Малыши рождаются слепыми. Они покрыты тонкой шерсткой с заметными полосами. Весят тигрята от 700 г до 1000 г, длина тигренка с хвостом — 40—50 см. На седьмые сутки открываются глаза. Тигрята растут быстро. Живут тигры 25—30 лет.

У. Дальнейшая судьба тигра во многом зависит от человека. Как вы думаете, почему?

Вы ответите на этот вопрос после просмотра видео фильма о тигре

Видео фильм о тигре.

Зоол. Люди охотятся на тигров, если они будут продолжать убивать их, то тигров не останется на земле.

Наша группа зоологов сделала книжки малышки из животных из Красной книги.

III. Физкульт минутка. (Слайд)

У. Перевернем ещё одну страницу. Что вы видите? (Слайд)

И в работу включается группа «Орнитологов»

У. Правильно. Я расскажу о розовом фламинго. (Слайд)

Птица эта стала редкой, поскольку многие десятилетия подвергалась преследованию ради вкусного мяса, пера и пуха. Розовый фламинго занесен на страницы Красной книги. Охота на эту птицу запрещена.

А продолжит мой рассказ...

Д. Живут фламинго 25—30 лет. Это очень интересная птица. Тело ее высотой до 1,5 м, вес 4 кг. У фламинго очень интересные гнезда. Они конической формы или в виде башенки высотой полметра и с углублением сверху, в которое самка откладывает два крупных яйца белого цвета с зеленоватым оттенком.

Основа гнезда — ил, вспомогательный материал — перья, ракушки, камешки, стебельки растений. Высиживание продолжается 30—32 дня. А птенцы — смешные: ноги толстые, красные, клюв прямой — тоже красный. Одеты они в серый пух. Уже через месяц птенцы начинают сами питаться. Через 3—4 месяца они вырастают до величины своих родителей. Первое оперение у них серое с розовым оттенком, такие платья носит молодняк 2 года, а потом одевается в розовый наряд. Я собрала серию фотографий о розовом фламинго.

У. Замечательно рассказал. Сейчас я вам предлагаю послушать сообщение, которое ребята приготовили про журавлей. (Слайд) А в конце урока вас ждет очень интересная самостоятельная работа, где вам придется вспомнить все, что мы сегодня узнали.

К доске выходят дети, подготовившие рассказ о журавлях.

Орн. В нашей стране обитает семь видов журавлей: серый,, красавка, канадский, даурский, черный, белый, или стерх, японский. (Слайд)

Всего в мире 14 видов журавлей. Японский, даурский, черный и белый журавли — все указаны на страницах Красной книги. Эти птицы находятся под угрозой исчезновения. Пока не поздно, журавлей надо спасать. Журавли разных видов имеют много общего. Они стройны, у них длинные ноги, длинные шеи, большой клюв.

У. Как вы думаете, для чего им такой клюв?

Орн. Они добывают им насекомых, семена, зерна.

У. (называя ученика). Дополни, пожалуйста, ответы ребят.

Орн. Моллюсков, мелких грызунов, корни растений, ягоды и молодые побеги. В 2—3 года журавли образуют пары и уже никогда не расстаются. Гнезда они строят на земле. Журавлиха откладывает два яйца, которые насиживает в течение месяца. Журавль в это время несет службу зоркого часового. Птенцы, выбравшись из яйца, уже способны стоять на ножках. Глазки у них открыты. При малейшей опасности они умело маскируются и делают короткие перебежки. Первые 1,5 месяца журавлята щеголяют в оранжевых и желтых «кафтанчиках», а к осени они оперяются, начинают летать и готовиться к первому путешествию.

Наша группа «Орнитологов» сделала книжки малышки о птицах из Красной книги.

У. Последняя страничка осталась.(Слайд) «Насекомые»

У. В Красную книгу внесены не только звери и птицы, но и насекомые, и многие другие животные. Об этом мы поговорим в следующий раз.

IV. Коллективная работа. (Слайд)

КРОССВОРД

1

2

3

4

5

6

Вопросы

1. Растение с красивыми желтыми цветами, чуть поднимается над поверхностью воды.

2. Владыка Арктики.

3. В 2—3 года эти птицы создают пары и больше никогда не расстаются.

4. Цветок-ловушка.

5. Знахари готовили из частей его тела лекарства от слабости, трусости.

6. Они рождаются с длинными толстыми ногами, с прямым красным клювом и ходят 2 года в сером оперении.

Ответы

1. Кубышка. 2. Белый медведь. 3. Журавль. 4. Венерин башмачок. 5. Тигр. 6.Фламинго.

У. Какое слово получилось?

Д. Береги!

Чтение стихотворения «Берегите землю»

V.Итог урока

Для чего нужна Красная книга?

Д. Красная книга нас информирует, какие растения и животные в опасности,

—Она призывает изучать природу.

—Эта книга предупреждает, что то или иное растение или животное в беде. Его нужно охранять.

У. Ребята, почему те или иные виды животных, растений попадают на страницы Красной книги?

Д. Люди рвут цветы, а потом их выбрасывают. Растение погибает.

—А еще когда ходишь не по тропинкам, то вытаптываешь растения.

—Многие люди любят охотиться.

—Некоторые занимаются браконьерством и истребляют много животных.

У. Молодцы! Вы все поняли.

Что нового и познавательного вы узнали в ходе исследовательской работы «По страницам Красной книги»

Фотографии экскурсий в зоопарк города Саранска и Пензенский лесопитомник. (Слайд)

VI. Домашнее задание

У. Подготовьте сообщение о насекомых, занесенных в Красную книгу.

Список используемой литературы:

http://www.o-prirode.com/photo

http://images.yandex.ru/

http://tigersworld.ru/movie/list/1/

http://www.posternazakaz.ru/shop/category/499/82/

http://www.florets.ru/sad-rasteniya/kuvshinki/kubyshka-djeltaya.html

http://ru.wikipedia.org

http://www.pro-landshaft.ru/plants/detail/961

http://miranimashek.com/photo/9

http://animo2.ucoz.ru/photo/animacii_malogo_razmera/animacii_babochki/85

http://oazisdlyavas.ucoz.ru/photo/11

http://www.florets.ru/legendy-o-tsvetah/venerin-bashmachok.html

http://www.hunt-dogs.ru/2823/

http://bigcats.ru

http://www.zateevo.ru

http://www.zoovet.ru

 Фотографии из личного архива


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника "По страницам Красной книги."

Данное мероприятие , разработанное с применением ИКТ, раскрывает и углубляет знания о животных и растениях, занесённых в Красную книгу. Содержание материала раскрывает основные причины сокращения числ...

Внеклассное мероприятие по окружающему миру "По страницам Красной книги"

Ребята путешествуют по страницам Красной книги....

Окружающий мир. "По страницам Красной книги. Правила поведения на природе".

Конспект+презентация урока по окружающему миру "По страницам Красной книги. Правила поведения в лесу". 2 класс УМК "Перспективная начальная школа"...

Проект "По страницам Красной Книги Ростовской области"

Работа знакомит с животными Ростовской области, занесенными в Красную Книгу. Составлен кроссворд и синквейн по теме:рыбы, птицы, растения.К проекту прилагается презентация "Красная Книга"...

Презентация Урок.Исследовательская работа по страницам Красной книги

Расширение и углубление знаний об исчезающих животных и растениях нуждающихся в особо бережном отношение к ним человека.  Раскрытие основных причин сокращение численности этих видов, меры необход...

По страницам Красной книги Алтайского края

На данном классном часе учащиеся знакомятся с Красной книгой Алтайского края, путешествуя по её страницам....

Проектная работа "По страницам Красной книги". (1 класс)

Мероприятие проводится в первом классе и знакомит учащихся  с Красной книгой. После полученной информации ребята готовят страничку Красной книги- сообщение о животном или растении. Все ...