Внеклассное мероприятие по окружающему миру "По страницам Красной книги"
методическая разработка (окружающий мир, 2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
По страницам Красной книги
Открытое внеклассное занятие 2 «А»
Учитель начальных классов Веригина Л.Н.
Задачи: познакомить учащихся со структурой Красной книги; с животными, занесенными в нее; воспитывать внима тельное, сознательно бережное отношение к животным и окружающей природе; разви вать воображение, умение обобщать, делать выводы.
Оборудование: географическая карта мира; макет Красной книги, картинки и ри сунки учащихся с изображением животных из Красной книги, картинки животных, обитающих в средней полосе; выставка книг о животных.
Ход занятия.
- Сегодня мы поговорим с вами о Красной книге. Посмотрите на картинки. Здесь изображены прекрасные творения природы. Мы могли бы бесконечно восхи щаться ими, если бы не одно обстоятель ство - все они занесены в Красную книгу. Это обозначает, что им всем угрожает ис чезновение с земли. Ученые подсчитали, что за последние четыреста лет вымерло около 1S0 видов животных. Причем более половины вымерших видов исчезли за последние пятьдесят лет и почти все по ви не человека. Красный цвет книги – это сигнал опасности.
Красную книгу учредил Международ ный союз охраны природы в 1966 году. Хранится она в Швейцарии, в г. Морхе. В нее занесены данные о птицах, рыбах, зве рях, растениях, которые срочно нуждают ся в охране. Красный цвет сигнализирует: защити!
Многие страны составляют сегодня собственные Красные книги. Подобная книга в России была создана в 1974 году. В ее списках значились 52 вида зверей и 65 видов птиц. С тех пор этот список растет.
Страницы Красной книги разноцвет ные. Это сделано не для украшения. По тому, на странице какого цвета содержится информация о данном животном, можно сразу определить, в каком положении оно находится.
Начнем путешествие по цветным стра ницам Красной книги.
Ведущий №1
Сначала идут черные страницы. На них записаны те животные, которых мы больше не увидим. Это большерогий олень, саблезу бый тигр, бескрылая гагарка, странствую щий голубь и другие.
Рассказ ученика.
- Странствующий голубь - очень кра сивая птица. У него изящное тело, строго обтекаемой формы, длинный, сужающийся к концу хвост и узкие крылья, приспособ ленные для быстрого полета. Окрашены они очень интересно. Эти птицы обитали в старых лиственных лесах, где находили обильный корм: буковые орехи, каштаны, желуди, семена. Привычка держаться стая ми, строить гнезда и находиться в тесном соседстве превратила их в легкую добычу охотников. К 1890 году дикие странствую щие голуби стали редкостью, да и неудиви тельно. Последний странствующий голубь умер в 1900 году.
Ведущий №2
- Сейчас речь пойдет о красных страницах книги. На них записаны особо редкие,
исчезающие животные. Их мало, но еще можно встретить. Они могут исчезнуть сов сем. Это лошадь Пржевальского синий кит, гепард, полосатая гиена и другие. Чтобы уз нать, о каком животном дальше пойдет речь, вам нужно, переставив буквы, отга дать слово: БЕРАЗ. Правильно. Мы погово рим о зебре Грэви.
Рассказ ученика.
- Зебру Грэви еще называют пустын ной зеброй. Этот вид зебры самый круп ный. Живут они небольшими семейства ми по четыре-семь голов, возглавляемыми самцами. Семейные союзы заключаются у зебр на всю жизнь. Это самые, по-видимо му, древние зебры. Жеребята зебр Грэви родятся с гривой по всему хребту - от холки до хвоста. Эта зебра живет в Юж ной Эфиопии, Сомали и других странах Африки. Зебры очень дружны между со бой. Если какому-нибудь малышу грозит опасность, на его защиту становится все семейство. У этих животных, помимо их удивительной окраски, хорошее зрение и память. Но если человек не станет охра нять этих животных, они могут исчезнуть навсегда.
Ведущий №1
- На желтые страницы занесены жи вотные, количество которых стремительно уменьшается. Если мы не поможем им, то они могут попасть на опасные красные страницы. Это амурский тигр, пятнистый карликовый тушканчик, морж и другие
Рассказ ученика.
- В силе, ловкости, смелости мало кто может сравниться со львом. Отличитель ный признак льва - грива. У самок гривы не бывает. Живут львы небольшими семей ствами. У каждого семейства свои владе ния. Львы никогда не убьют лишнюю анти лопу, добудут мяса столько, сколько могут съесть. Охотятся львы обычно ночью. Пос ле охоты львы отдыхают. Они спят на де ревьях, растянувшись на ветвях и свесив лапы вниз. Царь зверей обладает не только смелостью и большой силой, но и уважени ем к своим подчиненным. Великолепен и хвост льва - длинный, тонкий, тугой. Он содержит в себе необъяснимую силу: может вдруг стать прочным, как металл, может ударить, будто чугунной палкой.
Когда-то давным-давно львы обитали на территории нашей страны. Сейчас они уце лели только в Африке и Индии. Из-за кра сивой шкуры с гривой их жестоко истреб ляли.
Ведущий №2
-На серых страницах записаны назва ния животных, которые до сих пор мало изучены. Места их обитания труднодоступ ны или точно не установлены. К таким жи вотным относятся слоновая черепаха, жук геркулес и другие.
Чтобы узнать, о каком животном пойдет речь, надо правильно соединить рисунок по точкам. (Раздаются листы.)
Рассказ ученика.
- Я расскажу об императорском пинг вине. Императорские пингвины живут в Антарктиде (показ по карте). Зимой, когда морозы достигают минус шестьдесят гра дусов по Цельсию, пингвины выводят и растят своих птенцов. У пары пингвинов появляется одно-единственное яйцо. Если яйцо упадет на снег, оно погибнет. Самец два месяца согревает яйцо, держа его меж ду лапами, пока малыш не проклюнется. Между тем мама уже ловит рыбу и рачков, чтобы прокормить будущего малыша. Под росший детеныш ест довольно много ры бы - до четырех килограммов в день. Им ператорские пингвины очень крупные. Они редко выходят на берег, предпочитая оставаться на морском льду.
Ведущий №1
- Следующие страницы Красной кни ги - белые. Здесь записаны животные, чис ленность которых всегда была невелика.
Они обитают на небольших площадках. Это белый медведь, снежный барс, пятнистый олень, утконос.
Разгадайте ребус, чтобы узнать назва ние птицы, о которой пойдет речь.
Рассказ ученика.
- Молодые фламинго имеют серый ок рас, позднее они розовеют, но «взрослую» окраску оперения обретают, лишь достиг нув возраста трех-четырех лет. Живут фламинго до тридцати лет. Летают они, вытянув шеи вперед, а ноги назад, плавают хорошо, гнездятся и кормятся на мелко водьях. Пищу птицы добывают необыч ным клювом. Когда фламинго закрывает клюв, мясистый язык падает вперед и, как поршнем, выталкивает воду из клюва. Пи ща же остается в клюве.
Этих птиц можно встретить в озерах Ка захстана и на Каспии.
Ведущий №2
- Последние страницы Красной кни ги - зеленые. На них записаны животные, которых удалось спасти от вымирания. Название одного из них зашифровано в ре бусе. Кто это? Правильно. Бурые медведи.
Рассказ ученика.
- Бурые медведи живут в лесах, на равнинах, в горах. Они отличные охотни ки, но часто питаются лесными ягодами, кореньями, фруктами. Медведь - боль шой любитель меда. Осенью зверю прихо дится заботиться о надежном убежище, где можно проспать до весны. Прежде чем лечь в спячку, медведь тщательно запуты вает свои следы, чтобы никто не смог най ти его берлогу. Накопленный заранее жир помогает медведю спокойно перенести зи му. Медведи - умные животные, их мож но приручить, они легко поддаются дрес сировке, но встретить медведя в лесу опасно, можно погибнуть.
Учитель.
- В Красную книгу России включены и виды животных, обитающие на территории Читинской области.
- Многие животные в нашем крае находятся на стадии резкого сокращения и даже исчезновения.
- Мы должны сохранить эти живые существа, и поэтому в нашей области есть своя Красная книга. Вот она. Красная книга – это крик о помощи по отношению к животному миру, который надо спасать.
- С некоторыми животными мы сейчас познакомимся.
- Вот карта Читинской области (карта на доске).
- Рассказы учеников: о коте Мануле (красные кружки - место обитания), о беркуте (зеленые кружки), о дрофе (синие кружки).
- А сейчас мы узнаем об одной из самых редких птиц Мира. И эта птица обитает в нашей области на Торейских озерах (желтые кружки). Это реликтовая чайка.
- О самой маленькой лягушке, дальневосточной квакше, обитающей в нашей местности (коричневые кружки)
Учитель.
- Закончилось наше путешествие по страницам Красной книги. Мы с вами гово рили о животных, которых вы видели в зоо парке, на картинках или по телевизору. Посмотрите на стенд. На нем изображены животные (волк, лиса, заяц, лось, кабан, бел ка, еж, барсук, енот, крот, косуля, куница и др.), с которыми вы знакомы и которых не раз видели в лесу. Их на земле еще много, но они тоже нуждаются в нашем бережном к ним отношении.
Итак, мы отправляемся в лес. Обычно, почуяв нас, животные спешат скрыться. Почему?
Представьте себе, что будет, если все здесь присутствующие убьют по одной ля гушке? А если это сделают все люди, про живающие в нашей местности? Думаю, что лягушка станет редким животным, а ведь она так нужна нашей природе. Мы с вами уже говорили, что в исчезновении животных в большинстве случаев виноват человек. Вот что по этому поводу в расска зе «Скрипучие половицы» пишет К. Паус товский. (Текст читает заранее подготовленный ученик.)
Рассказ ученика.
- Кто дал право человеку калечить и бе зобразить землю ... Неужели так трудно по нять, < ... > что могущество страны - не в одном материальном богатстве, но и в душе народа! Чем шире, свободнее эта душа, тем большего величия и силы достигает государ ство. А что воспитывает широту духа, как не эта удивительная природа! Ее нужно бе речь, как мы бережем самую жизнь человека. Потомки никогда не простят нам опус тошения земли, надругательства над тем, что по праву принадлежит не только нам, но и им.
- Наверное, у вас возник вопрос: а как же мы, дети, можем помочь природе? Да вайте вместе составим правила поведения на природе.
В ходе обсуждения появляется памятка, которая остается у каждого присутствую щего.
Правила поведения на природе.
Десять «нельзя»:
- разорять птичьи гнезда;
- рвать и бросать цветы; рвать большие
букеты;
- ломать ветки деревьев, кустов;
- давить насекомых;
- шуметь в лесу;
- разводить костры без взрослых;
- оставлять мусор в лесу и водоемах;
- сбивать мухоморы и прочие поганки;
- убивать лягушек и ужей;
- брать лесных зверьков домой.
Подводя итог, учитель знакомит учащихся с выставкой книг о животных.
Чтение стихотворения учеником.
Охраняется Красной книгой:
Столько редких зверей и птиц,
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери, охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.
Мы леса и поля обижаем,
Стонут реки от горьких обид.
А себя мы прощаем. Прощаем.
Но грядущее нас не простит.
Красная книга, красная.
Может, значит она, что природа умрет?
Цель у нее иная:
Все живое хранить зовет.
Итак, соблюдая эти правила поведения в природе мы сможем помочь природе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка внеклассного мероприятия по окружающему миру. Тема: «На страницах Красной книги»
Углубить представление о Красной книги, расширить знания о том, как люди заботятся о животных и растениях, как охраняют природу (создают заповедники и заказники)....
Внеклассное занятие. Тема "Путешествие по страницам Красной книги Тюменской области"
Занятие ориентировано на умк "Перспективная начальная школа". Может быть использовано на уроке окружающего мира по теме :Природа родного края" или на занятиях в клубе "Мы и окружающий мир"...
Внеклассное мероприятие "Угроза исчезновения животных. Создание Красной книги"
Данные факты очень интересные и познавательные для ребят. В материале есть сообщения о животных, занесённых в Красную книгу, викиорина. Советаю воспользоваться данным материалом....
Внеклассное мероприятие "Угроза исчезновения животных. Создание Красной книги"
Данные факты очень интересные и познавательные для ребят. В материале есть сообщения о животных, занесённых в Красную книгу, викиорина. Советаю воспользоваться данным материалом....
Внеклассное мероприятие "Угроза исчезновения животных. Создание Красной книги"
Данные факты очень интересные и познавательные для ребят....
Внеклассное предметное мероприятие по окружающему миру " По страницам Красной книги Ростовской области"
Конспект предметного мероприятия содержит стихотворения о природе, научный материал, сценка об охране водоемов,презентация, проекты детей....
Внеклассное мероприятие по направлению экологическое воспитание \'\'Красная книга - важная книга\'\'
Методическая разработка внеклассного мероприятия «Красная книга - важная книга!» имеет важное значение и играет огромную роль в системе работы классного руководителя.При реализации д...