Здоровьесберегающие технологии на уроках и во внеурочное время
методическая разработка по окружающему миру по теме
Приемы и методы работы на уроках по здоровьесбережению
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tehnologii.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологии на уроках и во внеурочное время.
Назаренко Светлана Ивановна, учитель начальных классов
МБОУ Средняя общеобразовательная школа № 34 с УИОП»
Ноябрь , 2011год
Здоровье – это возможность возможностей.
Л. Кьюби
Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребёнком общего среднего образования.
Многие педагоги считают, что сохранением и укреплением здоровья учащихся в школе должны заниматься администраторы и специально подготовленные профессионалы. Однако анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, т.е. связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся.
Урок остается основной организационной формой образовательного процесса, которая непосредственно зависит от учителя. Выявление критериев здоровьесберегающего потенциала школьного урока и построение урока на здоровьесберегающей основе является важнейшим условием преодоления здоровьезатратного характера школьного образования.
Что же необходимо сделать администрации школьного учреждения и педагогу, чтобы внедрить здоровьесберегающие технологии в учебный процесс?
4 апреля 2003г. Приказом Министерства здравоохранения РФ была утверждена Инструкция по внедрению оздоровительных технологий в деятельность образовательных учреждений", в которой содержатся основные принципы внедрения и реализации оздоровительных технологий в деятельность образовательных учреждений:
1) комплексность использования оздоровительных технологий с учетом состояния здоровья учащихся, структуры образовательного процесса, условий обучения, воспитания;
2) непрерывность проведения оздоровительных мероприятий в течение года;
3) максимальный охват оздоровительными мероприятиями всех учащихся;
4) интеграция оздоровительных технологий в образовательный процесс;
5) преимущественное применение немедикаментозных средств оздоровления, широкое использование средств, стимулирующих защитные силы организма;
6) использование простых и доступных технологий;
7) реализация в условиях образовательного учреждения на индивидуальном и групповом уровне мероприятий по повышению двигательной активности, закаливанию обучающихся, воспитанников, охране психического здоровья, а также по оздоровлению детей, имеющих функциональные расстройства и хронические заболевания.
Уважаемые коллеги, я хочу поделиться своими небольшими наработками по внедрению оздоровительных технологий в начальной школе. Уже 2 года я применяю здоровьесберегающие технологии на уроках и во внеурочное время, большую помощь в этом мне оказывают родители моего класса и педагоги дополнительного образования. А начали мы с того, что 2 года назад был сделан капитальный ремонт класса, полностью была установлена новая современная мебель, рассчитанная на детей младшего школьного возраста, заменены светильники. В классе есть новая доска, ТСО, имеется много зелени. Но хочу обратить Ваше внимание на то, что очень большое значение имеет микроклимат в классе, ведь ребёнок только тогда будет с удовольствием ходить в школу, если в чистом, уютном классе его встречает добрый взгляд учителя и друзья-одноклассники.
Очень важен положительный эмоциональный настрой перед началом первого урока. Например:
Рано утром я встаю,
Новый день благодарю.
Солнцу, ветру улыбаюсь
И при этом, не стесняясь,
Слово «здравствуй» говорю,
С кем встречаюсь поутру.
Всем здоровья я желаю,
Никого не обижаю.
Хватит места на земле
Людям всем, животным, мне.
Чтоб земля моя цвела,
Я желаю всем добра.
Для того, чтобы дети не уставали на уроке, мною проводятся физкультминутки и специальные упражнения для снятия напряжения с мышц опорно-двигательного аппарата, упражнения для рук и пальцев. Например:
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись,
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
С первого года обучения ребята ознакомлены с выполнением точечного массажа для профилактики простудных заболеваний, упражнений для укрепления мышц глаз и улучшения зрения.
Даже на уроках русского языка мы не забываем о здоровье. В начале каждого урока записываем с комментированием пословицы и поговорки о здоровье. Например: «Береги платье снову, а здоровье смолоду», «Здоровье и труд рядом идут», «Река начинается с ручейка, а спорт с зарядки», «Не думай быть нарядным, а думай быть опрятным».
На уроках естествознания говорим о правилах личной гигиены, правильном питании школьника, о соблюдении режима дня. Разнообразные спортивные разминки, игры, эстафеты, соревнования на уроках физкультуры несомненно укрепляют здоровье и способствуют повышению уровня физической подготовки ребят.
С огромным удовольствием все ребята класса занимаются в театральном кружке «Теремок». На днях для первоклассников гимназии ребята провели театрализованный урок здоровья «В гостях у доктора Одуванчика», где, играя Волка, Зайчика, Мишку, делились секретами, как с помощью лекарственных трав лечиться от простуды, как важно правильно уметь закаляться, заниматься спортом. Через сказку преследовались цели:
обучение жизненно важным навыкам;
формирование у детей младшего школьного возраста навыков ответственного поведения;
воспитание здорового образа жизни.
Заканчивая своё выступление, я хочу сказать, что вся моя работа по внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс в начальной школе проводится в сотрудничестве с родителями школьников, педагогами дополнительного образования. Они принимают самое активное участие в подготовке и проведении утренников, культпоходов в лес.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: “В здоровом теле - здоровый дух”, то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.
Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочное время
В данной работе выделены основные причины снижения здоровья детей и указывается, какие педагогические приемы для здоровьесбережения используются в учебно-воспитательном процессе....
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочное время
Здоровье — основополагающая составляющая всей жизни и деятельности человека. Имея с рождения крепкий организм, совершенствуя свой физический, творческий и нравственный потенциал, можно добиться ...
ШМО. Доклад на тему: «Здоровьесберегающие технологии на уроках и во внеурочное время»
Здоровьесберегающие технологии на уроках и во внеурочное время.Здоровье – это возможность возможностей.Л. Кьюби Здоровье человека — тема для...
Здоровьесберегающие технологии на уроках и во внеурочное время
Одно из ванейших задач, стоящих перед школой, является сохранение здоровья детей. Учитель и воспитатель постоянно должен заботиться о сохранении психического здоровья детей, повышать устойчивость нерв...
Педагогический опыт. Тема"Применение здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочное время в начальной школе"
В презентации представлены: концепция опыта, актуальность и направления здоровьесбережения на уроках и во внеурочное время....
Выступление молодого специалиста на конференции ШМП по теме: "Применение здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочное время в начальной школе"
Выступление молодого специалиста на конференции ШМП по теме: "Применение здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочное время в начальной школе"...
Педагогический опыт на тему «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочное время в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Представление педагогического опытаТема опыта: «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочное время в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья»Автор ...