мастер-класс "Реализация деятельностного подхода в занковском уроке"
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) по теме
мастер-класс урока окружающего мира 1 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_sekcii.docx | 26.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Реализация деятельностного подхода в занковском уроке
(мастер-класс на августовской секции учителей начальных классов, реализующих систему Л.В.Занкова)
Подготовила и провела
учитель начальных классов
МБОУ «Лицей №9»
Болотова О.Д.
1.Презентация педагогического опыта
Добрый день уважаемые коллеги, с этого учебного года я приступила к реализации ФГОС нового поколения, предполагающего развитие различных компетентностей, в т.ч. информационной.
Опыт практической работы показал, что роль начального обучения в развитии информационной компетентности имеет решающее значение. Систему моей работы по развитию информационной компетентности младших школьников можно представить в виде следующей модели. Здесь отображены этапы развития ИК, структура, а также методы и приёмы, способствующие развитию данной компетентности.
2.Представление системы учебных занятий
Сегодня я хочу познакомить вас с основными приёмами работы, позволяющими реализовывать системно-деятельностный подход в обучении, не нарушая при этом принципов системы развивающего обучения Занкова.
Приём «шляпы де Боно» (СЛАЙД) удобно использовать при организации работы в группах с некоторым текстом. Группам учащихся предлагается рассмотреть данный текст с разных позиций в соответствии с цветом выбранной шляпы. Например, на уроке окружающего мира во 2 классе детям предлагается поработать в группах с текстом «Грозные ветры», примерив на себя одну из шляп, чтобы выяснить значение ветра.
Прием «6-ти вопросов» (СЛАЙД) заключается в том, чтобы ученик, читая или слушая научный или научно-популярный текст, выделил ответы на 6 основных вопросов. Так, при работе во 2 классе с текстом И.Акимушкина «Броненосцы» детям предстояло ответить на вопросы… В результате ученики структурировали текст и в дальнейшем опирались на выделенную структуру при подготовке к пересказу.
Приём «антиципации», (СЛАЙД) предвосхищения, интуитивного предвидения возможных будущих событий. Учащимся предлагается прочитать название рассказа и предположить, о чём пойдёт речь в тексте? После чтения выясняют, совпали ли предположения с содержанием?
Приём «кластер» - (СЛАЙД это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер – в переводе означает пучок, созвездие.) заключается в том, что ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, они соединяют это слово с другими понятиями, от которых в свою очередь лучи расходятся далее. Данный приём особенно удобен в 1 классе, дети ещё медленно читают, а рисуют достаточно хорошо.
Приём «синквейн». (СЛАЙД) позволяет делать краткие выводы по результатам обработки представленной информации, подготавливает к исследовательской работе в будущем. Во 2 классе после работы со статьёй учебника по теме «Вода и её значение» у детей получились яркие вдумчивые синквейны:
Вода
Жидкая, чистая.
Питает, очищает, работает.
Без воды нельзя жить. Жизнь!
Приём чтения со «стопами» (СЛАЙД) предполагает воспроизведение и изложение информации в соответствии с заданием. Например, на уроке окружающего мира дети читают текст и отмечают «галочкой» ту информацию, которая им уже знакома, знаком «+» - новое, знаком «-» то, что они не знали, ставят вопросительный знак около той информации, которая вызвала вопросы и требует дополнительного изучения.
Приём «ведения дневника или бортжурнала» (СЛАЙД) позволяет в ходе изучения темы фиксировать ученикам свои мысли, наблюдения, впечатления. На уроке окружающего мира в 3 классе во время изучения темы «Африка» дети работают в группах. Каждая группа определяет в тексте необходимую информацию и озвучивает её классу, остальные учащиеся внимательно слушают и записывают полученную информацию в бортжурнал.
Приём «водопад» (СЛАЙД) позволяет получить информацию от детей по теме или относительно какого-либо понятия с целью структурирования. Например, на доске слово «сумма». Задаётся вопрос: «Вы слышали раньше это слово? Если да, то где?» Внимательно выслушиваются все ответы, затем дополняется - «сумма чисел»». Дети высказывают мнения, которые позволяют подвести их к получению ожидаемой информации.
Приём «виртуальный гость» (СЛАЙД) особенно хорош при использовании проблемного метода обучения. Получив информацию от детей по определённой теме, можно привести цитаты из дневников учёных или путешественников, которые разнятся с представлениями детей по данной проблеме, например, при изучении темы «Загрязнение воды» воспоминания путешественника Тура Хейердала, в которых он рассказывает о загрязнении океана, затем задаётся ряд вопросов: Как вы думаете, имеет ли этот рассказ отношение к круговороту воды в природе? Если да, то какое? Предположите, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?
Приём «несоответствий» (коллизий) (СЛАЙД) имеет несколько вариантов.
Первый - между старыми, уже усвоенными знаниями и новыми фактами. На уроке окружающего мира по теме «Домашние и дикие животные» в 1 классе детям предлагаются карточки с изображениями животных для распределения их в группы. Ученики выполняют задание и попугая относят к домашним животным, после чего учитель проецирует на экран фото попугая в природе. Возникает коллизия, которая заставляет задуматься и заняться поиском дополнительной информации.
Второй приём несоответствия между одними и теми же по характеру знаниями, но более низкого и более высокого уровня. Во 2 классе на уроке русского языка по теме «Парные согласные» дано задание: «Запишите слово ЛУ[К]». Кто-то записал «луг», кто-то – «лук», а кто-то - и «луг», и «лук», объяснив, какая информация при этом потребовалась.
И приём несоответствия между научными знаниями и житейскими. На уроке обучения грамоте в разных местах класса прикреплены схемы:
|
«Повернитесь лицом к той схеме, которая подходит к слову «мышка». Мнения детей разделились: кто-то повернулся к схеме с заглавной буквой. «Почему?» Ответ: «Мышка – это название животного, значит, надо писать с заглавной буквы», - возникает дискуссия.
Результатом использования этого приема является способность учащихся к формулированию собственной аргументированной позиции, исходя из собственного опыта и полученной информации.
Приём «Выбор задания». На уроке обучения грамоте на доске записаны буквы (СЛАЙД)
- Какое задание вы бы предложили?
-Для чего мы его будем выполнять?
-Тогда постарайтесь выполнить всё верно.
-Разверните листочки и сравните с образцом. То, что у вас получилось верно, красиво, обведите зелёным.
-Предложите ещё одно задание с этими буквами.
Развитию умений различать авторские оценки изображенного и давать собственную интерпретацию предмета способствует приём «присвоения понятий». (СЛАЙД) На уроке литературного чтения в 1 классе в ходе изучения темы «Мир глазами поэта» предлагается придумать свой художественный образ. Три группы детей составляют рассказ «О чем думает уютное кресло», другие три группы рассуждают на тему «Что чувствует цветок в вазе». Были предложены разные варианты начала текстов, которые потребовали разных подходов к продолжениям. Конечно, в такой работе с малышами ошибок при письме не избежать, в данном случае важно содержание.
Следует отметить, что представленные мной в системе приёмы многогранны, они взяты из технологии критического мышления, системы развивающего обучения Л.В.Занкова, технологии проведения учебной дискуссии и некоторые созданы мною, они могут быть использованы на разных этапах урока.
3. Проведение имитационной игры
Предлагаю вам стать участниками фрагмента урока окружающего мира в 1 классе по теме: «Люди живут в разных странах». (прошу выйти 8 человек)
На этапе мотивации к учебной деятельности использую приём «водопад», который по-другому можно назвать «бег ассоциаций». Этот приём помогает мне получить сведения об имеющейся у детей информации по данной теме или проблеме, кроме того, учащиеся легко формулируют тему и цели урока.
-Посмотрите на карточки в классе и повернитесь лицом к той, на которой написано название небольшой общины древних людей?
+род
-А теперь повернитесь к той карточке, на которой записано название объединения нескольких родов
+племя
-Что же обозначает слово на 3 карточке (государство)?
+…………..
-Какие ассоциации оно у вас вызывает?
+…………………………………………………
Читаю определение слова «государство» из толкового словаря и задаю вопросы:
-Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?
-Что вы планируете узнать?
-Что для этого нам предстоит делать?
Далее мы с учениками читаем статью в учебнике на с.32, беседуем по её содержанию и рассматриваем иллюстрации.
Мы же с вами остановимся более подробно на следующем этапе урока, где нам предстоит работать с бортжурналами.
-Надеюсь, что в жизни вам удастся посетить многие страны, а уже сегодня мы можем познакомиться с некоторыми из них, совершив виртуальное путешествие, в ходе которого будем заполнять бортжурнал. Пододвиньте бортжурнал к себе. Посмотрите на названия стран и скажите, информацию о какой из них мы уже можем поместить в таблицу.
+О России
-Какая запись будет первой?
+Евразия
-Продолжите эту работу в парах, если есть вопросы, задайте.
-Посмотрите на экран, у кого так, хлопните в ладоши.
-Продолжить знакомство с другими странами предлагаю вам в группах
-Внимательно ознакомьтесь с предложенным текстом, рассмотрите карту, занесите информацию о стране в соответствующую строку бортжурнала. Сообщите классу о результатах работы, отметив гос-во на карте с помощью гос. флага. Можно пользоваться памяткой.
…………………………………………………………………………………..
-Следующая после России страна нашего бортжурнала – Египет, вам и предлагаю слово. Во время выступления вы можете пользоваться памяткой. Всех остальных прошу достать из красного конверта предложенные варианты заполнения таблицы и в ходе выступления групп вклеивать подходящую строку в бортжурнал.
После проделанной работы дети подмечают, что все государства, о которых шла речь, расположены на разных материках, нет Антарктиды. Объясняем почему.
-Несмотря на то, что все гос-ва расположены на разных материках, люди, проживающие в них, говорят на разных языках, существуют общие правила поведения для всех. Как вы думаете, что может произойти, если люди одного государства нарушают эти правила по отношению к другому гос-ву.
+войны, разрушения
-А ведь планета наша слишком хрупкая и это отметил человек, которому первому удалось увидеть нашу планету из космоса. Догадались, о ком идёт речь?
+Юрий Гагарин
- Он побывал во многих странах. В каждом своем выступлении говорил о будущем, а значит о мире. «Очень маленькая у нас планета, - подчеркивал он, и ее нужно беречь».
Приём «виртуальный гость» особенно актуален на данном уроке, т.к. в планировании он совпадает с празднованием Дня космонавтики.
Считаю, что цель урока достигнута, работа построена в соответствии с принципами Занкова и требованиями ФГОС.
4. Моделирование
Прошу Вас внимательно рассмотреть следующую страничку учебника и продумать, какие из освещённых сегодня приёмов уместно использовать на уроке по теме «Обычаи разных народов».
Кроме того, высокомотивированные дети получат возможность заполнить ещё одну страничку после чтения дополнительной литературы.
5. Рефлексия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Системно - деятельностный подход при организации урока.
Методические рекомендациипо организации урока в рамках системно - деятельностного подхода...
Публикация на тему: "Системно-деятельностный подход и организация урока в образовательном процессе младших школьников"
Публикация содержит анализ технологии системно-деятельностного подхода и возможность его применения в образовательной программе Школа России...
Системно-деятельностный подход к организации уроков математики в начальной школе
реферативная работа принципы системно-деятельностного подхода;этапы формирования универсальных учебных действий....
Деятельностный подход в организации урока русского языка
Деятельностный подход рассматривается на примере урока русского языка...
Системно-деятельностный подход обучения на уроке математики.
Системно-деятельностный подход обучения на уроке математики....
Деятельностный подход на современном уроке по развитию речи у обучающихся с НОДА и УО
Использование в практике деятельностного подхода на уроках начального обучения пока недооценивается....
Структура уроков введения нового знания в логике системно - деятельностного подхода. Дидактические цели урока. Типы уроков. Организационные формы обучения.
Структура уроков введения нового знания в логике системно - деятельностного подхода имеет следующий вид:...