Планирование 3 класс
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) по теме
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс УМК "Перспективная начальная школа"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir_dokument_microsoft_office_word.docx | 55.43 КБ |
Предварительный просмотр:
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА;
2.СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ;
3.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН;
4.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ;
5.ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ;
6.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧИТЕЛЯ
7. ПРОГРАММА РЕАЛИЗАЦИИ НРК
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА;
Рабочая программа учебного предмета « Окружающий мир» составлена в соответствии с
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 г. № 889
и изменениями, которые вносятся в федеральный базисный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации от 31.01.2012г. № 69 « О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального, общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004г. № 1089»,
приказом Министерства образования Российской Федерации от 01.02.2012г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 9 марта 2004г. № 1312,
с областным базисным учебным планом для общеобразовательных учреждений Челябинской области от 01.07.2004 № 02-678 «Об утверждении областного базисного учебного плана образовательных учреждений Челябинской области»,
с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Челябинской области от 05.05.2005г. № 01-571, от 10.05.2006г. № 02-510, от 29.05.2007г. № 02-557, от 05.05.2008г. № 04-387, от 06.05.2009г. № 01-269, от 16.06.2011г. № 04-997 и от 24.02.2012г. № 24-370 «О внесении изменений в областной базисный учебный план начального общего образования общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2012-2013 учебный год»,
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
Учебный план МКОУ Амурской СОШ от 15 августа 2012 года
Приказ министерства образования и науки Челябинской области от 18 июля 2011г №103/4286 «О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Челябинской области в 2011-2012 учебном году»
9. Программы четырехлетней начальной школы: Проект «Перспективная начальная школа»/ Р.Г. Чуракова, М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, А.Л. Чекин, Г.В. Трофимова, И.И. Колесниченко, Т.М. Рагозина, И.Б. Мылова, Е.П. Бененсон,
А.Г. Паутова, Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков; Сост. Р.Г. Чуракова. – М.: Академкнига/Учебник, 2011
При отборе учебного материала по окружающему миру, разработке языка изложения, методического аппарата учебников завершенной предметной линии учитывались следующие положения «Перспективной начальной школы»:
– топографическая принадлежность школьника. Это как городской, так и сельский школьник, что обусловливает учет опыта жизни школьника, проживающего как в городе, так и в сельской местности. Осуществлялся такой подбор материала, который учитывает не только то, чего лишен сельский школьник, но и те преимущества, которые дает жизнь в сельской местности. А именно: богатейшее природное окружение, целостный образ мира, укорененность в природно-предметной и культурной среде, естественно-природный ритм жизни, народные традиции, семейный уклад жизни, а также высокая степень социального контроля;
– особенности мировосприятия школьника, который в условиях городской школы имеет возможность использовать все предоставленные городом богатства мировой художественной культуры, справочно-познавательной литературы, а в условиях сельской школы, в лучшем случае, информационный потенциал Интернета.
Среди принципов УМК «Перспективная начальная школа», обеспечивающих разработку содержания завершенной предметной линии по окружающему миру, приоритетными стали:
- принцип целостности картины мира, предполагающий отбор интегрированного содержания образования, которое поможет обучаемому удержать и воссоздать целостность картины мира, обеспечит осознание разнообразных связей между его объектами и явлениями; включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;
- принцип практической направленности, предусматривающий формирование УУД, возможность применять полученные знания в условиях решения учебных задач и практической деятельности; умений работать с разными источниками информации (учебник, хрестоматия, рабочая тетрадь, словари, научно-популярные и художественные книги, журналы и газеты, Интернет); умений работать в сотрудничестве и самостоятельно;
- принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья, который базируется на необходимости формирования у детей привычек к чистоте, аккуратности, соблюдению режима дня, активного участия детей в оздоровительных мероприятиях (урочных и внеурочных).
Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» представлены в программе тремя содержательными блоками: «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни».
Тематическое планирование рассчитано, в соответствии со Стандартом, на интеграцию в одной предметной области обществознания и естествознания, и предусматривает следующее распределение часов по содержательным блокам: «Человек и природа» –187 часов, «Человек и общество» – 83 часа. Содержание блока «Правила безопасной жизни» изучается по мере изучения двух первых блоков, вследствие чего отдельные часы на его изучение не выделены (ориентировочное время на изучение интегрированного содержания этого блока в каждом классе — 4-5 часов) .
Целями изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе является формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира; практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе; метапредметных универсальных учебных действий (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных).
Основными задачами реализации содержания, в соответствии со Стандартом, являются:
- сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта;
-формирование у школьников УУД, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение;
- развитие умений работы с научно-популярной и справочной литературой, проведения фенологических наблюдений, физических опытов, простейших измерений;
- воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование экологической культуры, навыков нравственного поведения;
- формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
- осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;
- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Реализуя принцип деятельностного подхода, УМК по курсу «Окружающий мир» в развивающей личностно-ориентированной системе «Перспективная начальная школа» рассматривает процесс учения не только как усвоение системы предметных ЗУНов, составляющих инструментальную основу компетентности учащихся, но и как процесс познавательного развития и развития личности учащихся через организацию системы личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных учебных действий. В связи с этим предметное содержание и планируемые для усвоения детьми способы действий представлены в УМК во взаимосвязи и взаимозависимости через систему вопросов и заданий.
Проблемный характер изложения учебных текстов в учебниках достигается посредством:
– демонстрации не менее двух точек зрения при объяснении нового материала;
– выходом за пределы учебника в зону словарей, справочников и Интернет;
– системой наблюдений, опытных и экспериментальных исследований явлений окружающего мира;
– специальным местоположением вопросов-заданий, нацеливающих учеников на творческую работу исследователей-открывателей закономерностей и правил;
– иллюстративным материалом (фотографии, таблицы, карты, произведения живописи и др.).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он имеет ярко выраженный интегрированный характер, соединяющий в равной мере природоведческие, исторические, обществоведческие и другие знания, что дает возможность ознакомить учащихся с некоторыми доступными для их понимания положениями естественных и социально-гуманитарных наук. Интегрированный характер самого курса, а также реализация
межпредметных связей с литературным чтением, русским языком, математикой, технологией в УМК «Перспективная начальная школа» обеспечивают в полной мере формирование у детей целостной картины мира, осознание места человека в этом мире, определение своего места в ближайшем окружении, в общении с людьми, обществом и природой.
Курс начального образования по окружающему миру ориентирован на ознакомление обучающихся с некоторыми элементарными способами изучения природы и общества методами наблюдения и постановки опытов, на выявление и понимание причинно-следственных связей в мире, окружающем ребенка, с привлечением многообразного материала о природе и культуре родного края.
С внедрением стандартов второго поколения важнейшей задачей образования в начальной школе становится формирование универсальных (метапредметных) и предметных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе. Эта задача решается в ходе образовательного процесса всеми образовательными областями, каждая из которых имеет свою специфику.
Система разнообразных форм организации учебной деятельности обеспечивается межпредметными связями содержания и способов действий, направленных на личностное, социальное, познавательное и коммуникативное развитие детей.
Например, для формирования у школьников общеучебного умения «поиск (проверка) необходимой информации в словарях и справочниках» недостаточно того, чтобы словари и справочники разного толка были включены во все учебники. В связи с этим в учебниках 1–4 классов системно создаются ситуации, когда применение словарей, справочников, Интернета действительно необходимо (без их использования изучение нового материала или решение конкретной проблемной ситуации невозможно).
Содержание учебников, учитывая потребности и интересы современного ребенка, предлагает ему:
– на выбор источники дополнительной информации (хрестоматию по окружающему миру, книги и журналы в библиотеке, сайты в Интернете, справочники и словари из учебников по другим предметам, дополнительный материал в учебниках «Готовимся к школьной олимпиаде»);
– участие в работе научного клуба младшего школьника «Мы и окружающий мир» или проектную деятельность посредством переписки с активом клуба или выхода в Интернет (внеурочная деятельность);
– социальные игры на уроках (роль консультанта, экспериментатора, докладчика, председателя заседания научного клуба младшего школьника и др);
Учебные тексты учебников комплекта построены с учетом возможности оценки учебных достижений (как учеником, так и учителем), прежде всего:
– задания на самопроверку и взаимопроверку (работа в парах);
– задания повышенной сложности, олимпиадные задания, вступительные задания и контрольные задания для членов научного клуба младших школьников;
– завуалированное требование быть внимательным при чтении текста.
Структура каждого учебника обеспечивает разнообразие форм организации учебной деятельности школьников системой специальных заданий, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего (консультант, экспериментатор, председатель заседания), то в роли организатора учебной деятельности классного коллектива. В образовательном процессе используются: наблюдения природы и общественной жизни; практические работы и опыты, в т.ч. исследовательского характера; творческие задания; дидактические и ролевые игры; учебные диалоги; моделирование объектов и явлений окружающего мира.
Новая форма организации учебного занятия – заседание школьного клуба – позволяет учителю передавать ученикам функции ведения фрагмента урока, а впоследствии и самого урока учащимся. Практически это организация на уроках специального семантического пространства, в рамках которого ученики могут переходить из одного режима учебной деятельности в другой: от игры – к чтению, от экспериментирования – к групповой дискуссии, от воспроизведения учебного материала – к исследованию.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
В соответствии с Примерным учебным планом для образовательных учреждений, использующих УМК «Перспективная начальная школа»(вариант 1), курс окружающего мира представлен в предметной области «Обществознание и естествознание», изучается с 1 по 4 класс по два часа в неделю. При этом в 1 классе курс рассчитан на 66 часов (33 учебных недели), а в каждом из остальных классов — на 68 часов (34 учебных недели).
Общий объём учебного времени составляет 270 часов.
Учитывая значительный потенциал учебного предмета в решении задач духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, определены следующие ценностные ориентиры содержания «Окружающего мира»:
-природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
-наука — ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;
-человечество — мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество;
-труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие;
-патриотизм — любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;
социальная солидарность — свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества;
-гражданственность — долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок,
-поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания, забота о благосостоянии общества;
-семья — любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям,
-личность — саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самоприятие и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору;
-традиционные религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
3.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН; Основные содержательные линии третьего класса (способы познания окружающего мира с помощью простейших приборов; планета, на которой мы живем; неживая природа; взаимосвязь живой и неживой природы; природные сообщества; наша страна – Россия) реализуются в рамках содержательных блоков:
Человек и природа (54 ч)
Общие представления о форме и размерах Земли. Глобус – модель земного шара. Параллели и меридианы. Нулевой меридиан. Экватор. Географическая карта и план местности. Условные обозначения плана. Карта полушарий (Южное и Северное, Западное и Восточное). Физическая карта России. Контурная карта. Материки и океаны на глобусе и на карте полушарий. Реки и озера.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общие представления, условные обозначения равнин и гор на карте). Образование оврагов. Меры предупреждения и борьбы с оврагами. Самые крупные равнины на территории России (Юго-Восточная и Западно-Сибирская). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений и собеседования со взрослыми).
Ориентирование на местности. Стороны горизонта. Компас.
Вещества, тела, частицы. Вещество – это то, из чего состоят все природные объекты (то, что нас окружает, но не создано человеком) и предметы (это то, что создано человеком). Природные тела (тела живой природы) – человек, животные, грибы, растения, микробы. Небесные или космические тела (звезды, планеты, метеориты и др.). Искусственные тела – предметы. Молекулы и атомы – мельчайшие частицы, из которых состоят вещества.
Разнообразие веществ. Примеры веществ: вода, сахар, соль, природный газ и др. Твердые вещества, жидкости и газы. Три состояния воды – твердое, жидкое, газообразное. Свойства воды в жидком, твердом и газообразном состояниях. Вода – растворитель. Растворы в природе. Почему воду надо беречь.
Термометр и его устройство. Измерение температуры воды с помощью термометра.
Кругооборот воды в природе.
Воздух – это смесь газов (азот, кислород, углекислый газ и другие газы). Свойства воздуха. Значение воздуха для человека, животных, растений.
Погода и ее составляющие: движение воздуха – ветер, температура воздуха, туман, облака (форма облаков и их высота над поверхностью Земли), осадки, роса, иней. Измерение температуры воздуха. Приборы, определяющие направление ветра (флюгер) и силу ветра (анемометр). Приметы, позволяющие приблизительно определить силу ветра (слабый, умеренный, сильный, ураган). Наблюдения за погодой своего края. Дневник наблюдений за погодой. Условные знаки для ведения «Дневника наблюдений за погодой».
Горные породы: магматические, осадочные. Разрушение горных пород. Полезные ископаемые (твердые, жидкие, газообразные). Условные обозначения полезных ископаемых на карте. Искусственные материалы из каменного угля и нефти. Свойства полезных ископаемых (известняк, мрамор, глина, песок). Бережное отношение людей к расходованию полезных ископаемых.
Почва. Образование почвы и ее состав. Значение почвы для живых организмов. Цепи питания. Значение почвы в хозяйственной жизни человека.
Природные сообщества. Лес, луг, водоем, болото – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Человек и природные сообщества. Значение лесов. Безопасное поведение в лесу.
Луг и человек. Надо ли охранять болото? Дары рек и озер. Безопасное поведение у водоема. Человек – защитник природы. Природа будет жить (размножение животных). Взаимосвязь в природном сообществе (например, клевер–шмели–мыши–кошки). Природные сообщества родного края (два-три примера). Посильное участие в охране природы родного края.
Человек и общество (10 ч)
Права и обязанности человека по охране природы и окружающей среды (статья 58 Конституции Российской Федерации: гражданин обязан защищать природу и окружающую среду). Право человека на благоприятную среду (статья 42 Конституции). Российские за-
поведники. Растения и животные Красной книги России (условные обозначения Красной Книги России, изображение животных Красной книги России на юбилейных серебряных и золотых монетах).
Лента времени. Последовательность смены времен года. Лента времени одного года: зима (декабрь, январь, февраль) – весна (март, апрель, май) – лето (июнь, июль, август) – осень (сентябрь, октябрь, ноябрь). Век – отрезок времени в 100 лет. Лента времени истории строительства Московского Кремля (XII век – деревянный, XIV век – белокаменный, XV век – из красного кирпича). Имена великих князей, связанных с историей строительства Московского Кремля.
Города России. Города «Золотого кольца». Имена великих князей – основателей городов (Ярослав Мудрый – Ярославль, Юрий Долгорукий –Кострома, Переславль-Залесский). Основные достопримечательности городов «Золотого кольца» (храмы XVI – XVII вв., Троице-Сергиева лавра (монастырь) в Сергиеве Посаде – XIV в.; музей «Ботик» в Переславле-Залесском; фрески Гурия Никитина и Силы Савина в Ярославле и Костроме – XVII в.; «Золотые ворота», фрески Андрея Рублева в Успенском соборе во Владимире – XII в.).
Город Санкт-Петербург. План-карта Санкт-Петербурга (XVIII в.). Строительство города. Санкт-Петербург – морской и речной порт. Герб города. Достопримечательности города: Петровская (Сенатская) площадь, памятник Петру I «Медный всадник». Петропавловская крепость (Петровские ворота, Петропавловский собор). Адмиралтейство. Городской остров (домик Петра). Летний сад. Зимний дворец. Эрмитаж.
Правила безопасного поведения (4 ч)
Правила поведения в быту с водой, электричеством, газом. Соблюдение правил техники безопасности при проведении опытов со стеклянным термометром.
Повышение температуры тела как один из серьезных поводов обратиться за помощью (советом) к взрослым.
Соблюдение правил безопасного поведения на дороге при гололеде (учет дополнительного времени, походка, положение рук и школьного рюкзака, дополнительная опасность при переходе дороги на «зебре»).
Быстрая помощь человеку, на котором тлеет (загорелась) одежда.
Правила безопасного поведения в лесу, в заболоченных местах, и местах торфяных разработок. Правила безопасного поведения у водоемов весной (ледоход), летом (купание, переправа через водные пространства).
Правила безопасного поведения при обнаружении следов Великой Отечественной войны (заржавевшие патроны, гранаты, мины). Телефон службы спасения МЧС.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН;
№ п/п | Разделы, темы. | Количество часов |
1 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 1.7 1.8 1.9 | Человек и природа. Изображение Земли на глобусе О чём рассказала карта Из чего всё на свете Вода и её свойства Воздух и его свойства Тайны недр Почва Природные сообщества Человек и природные сообщества | 52 4 8 2 11 9 6 3 7 2 |
2 2.1 2.2 2.3 | Человек и общество. Права и обязанности человека Лента времени Города России | 12 2 1 9 |
3 3.1 | Правила безопасного поведения Правила безопасного поведения | 4 4 |
Итого | 68 |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ;
Планируемые результаты освоения учебной программы
В результате изучения раздела «Человек и природа» обучающиеся научатся:
• характеризовать глобус, карту и план, их условные обозначения;
• находить на физической карте и глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия;
• определять объекты на географической карте с помощью условных знаков;
• сравнивать и различать формы земной поверхности;
• находить на физической карте разные формы земной поверхности и определять их название;
• моделировать формы земной поверхности из глины или пластилина;
• проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Формы земной поверхности и водоемы»;
• называть, сравнивать и различать разные формы водоемов (океан, море, река, озеро, пруд, болото);
• находить на физической карте разные водоемы и определять их название;
• характеризовать формы земной поверхности и водоемы своего края;
• ориентироваться на местности с помощью компаса, карты, по местным признакам во время экскурсий;
• приводить примеры веществ;
• сравнивать и различать твердые тела, жидкости и газы;
• исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воды в жидком, газообразном и твердом состояниях, характеризовать эти свойства; измерять температуру воды с помощью градусника;
• исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воздуха, характеризовать эти свойства; измерять температуру воздуха с помощью градусника;
• извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о свойствах воды (в жидком, газообразном и твердом состояниях), о растворах в природе, о свойствах воздуха, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
• сравнивать свойства воды и воздуха;
• следовать инструкциям и технике безопасности при проведении опытов;
• характеризовать кругооборот воды в природе;
• исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) состав почвы;
• характеризовать роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы (на примере своей местности);
• обнаруживать и приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой на примере образования и состава почвы;
• извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о почве, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
• исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства полезных ископаемых, характеризовать свойства полезных ископаемых;
• различать изученные полезные ископаемые, приводить примеры использования полезных ископаемых в хозяйстве человеком (на примере своей местности);
• извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о свойствах полезных ископаемых, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
• характеризовать природные сообщества (на примере леса, луга, водоема);
• проводить несложные наблюдения в родном крае за такими природными явлениями и проявлениями, как «этажи» – ярусы леса и луга, растения и животные леса, луга, поля, пресного водоема родного края; использование водоемов;
• характеризовать влияние человека на природные сообщества (на примере своей местности);
• извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о безопасном поведении в лесу и у водоемов, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
• фиксировать результаты наблюдений за погодными явлениями родного края в предложенной форме (дневник наблюдений, условные обозначения);
• опытным путем выявлять условия, необходимые для жизни растений;
• обнаруживать простейшие взаимосвязи живой и неживой природы, использовать эти знания для объяснения необходимости бережного отношения к природе своего края, к почве, к полезным ископаемым;
• определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений, называя представителей животного и растительного мира природных сообществ;
• называть представителей растительного и животного мира, занесенных в Красную книгу России;
• называть представителей растительного и животного мира своего края, занесенных в Красную книгу России;
• понимать необходимость соблюдения правил безопасности в походах в лес, в поле, на луг;
• использовать готовые модели (глобус, карта, план, план-карта) для объяснения явлений или выявления свойств объектов;
• использовать оглавление, словари учебника и хрестоматии, словарь учебника русского языка, карты, глобус, Интернет-адреса для поиска необходимой информации.
Обчающиеся получат возможность научиться:
• самостоятельно наблюдать погоду и описывать ее состояние;
• извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из дополнительных источников информации (Интернет) о природных сообществах, готовить доклады и обсуждать полученную информацию;
• осознать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту (экономия полезных ископаемых: воды, газа, топлива) и в природе (бережное отношение к почве, растениям, диким животным);
• обнаруживать простейшие взаимосвязи живой и неживой природы, использовать эти знания для бережного отношения к природе своего края, к почве, к полезным ископаемым;
• пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья (повышение температуры тела);
• выполнять правила безопасного поведения в природе (в лесу, в поле), оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.
В результате изучения раздела «Человек и общество» обучающиеся научатся:
• описывать достопримечательности Московского Кремля;
• различать прошлое, настоящее и будущее: соотносить исторические события с датами на примере истории Московского Кремля, соотносить конкретные даты с веком, используя при обозначении века римские цифры;
• находить место изученного события на ленте времени;
• находить на карте Российской Федерации города «Золотого кольца», город Санкт-Петербург;
• описывать достопримечательности Санкт-Петербурга и городов «Золотого кольца»;
• извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о достопримечательностях Санкт-Петербурга, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
• находить дополнительные источники информации (словари учебника и хрестоматии, словарь учебника русского языка).
Обучающиеся получат возможность научиться:
• соотносить даты основания городов «Золотого кольца» России с датами правления великих князей, конкретные даты с веком, используя при обозначении века римские цифры;
• находить на ленте времени место изученного исторического события;
• проявлять уважение к правам и обязанностям гражданина страны, связанные с охраной природы и окружающей среды, записанные в Конституции Российской Федерации;
• использовать дополнительные источники информации (словари учебников и Интернет-адреса).
В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения» обучающиеся научатся:
• понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения в лесу, в заболоченных местах, у водоемов во время ледохода, летом во время купания, при переправе через водные пространства;
• понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения в гололед;
• пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия при простудных заболеваниях.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья;
• соблюдать правила безопасного поведения в лесу, в заболоченных местах, у водоемов во время ледохода, летом во время купания, при переправе через водные пространства;
• соблюдать правила безопасного поведения в гололед;
• осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение; соблюдать правила экологического поведения в природе.
ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
ЛИТЕРАТУРА
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л.А. Окружающий мир. 3 класс: Учебник. Часть 1. – Москва.: Академкнига/ Учебник.2011
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л.А. Окружающий мир. 3 класс: Учебник. Часть 2. – М.: Академкнига/ Учебник.2011
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 3 класс: Хрестоматия. – М.: Академкнига/Учебник.2011
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л.А. Окружающий мир. 3 класс: Тетрадь для самостоятельной работы № 1 – М. : Академкнига/Учебник.2011
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 3 класс: Тетрадь для самостоятельной работы № 2 – М. : Академкнига/Учебник.2011
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л.А. Окружающий мир. 3 класс: Методическое пособие для учителя. – М. : Академкнига/Учебни2011к.
Источники информации:
Интернет ресурсы: http://www.websib.ru/new detail.php?new id=T076
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧИТЕЛЯ
№ | дата | ТЕМА УРОКА | Домашнее задание | ТСО | ||
План | факт | |||||
1. | Глобус – модель земного шара. | РТ с 2, с 7- 11читать | Модель глобуса | |||
2. | Экватор. Параллели и меридианы. | РТ с 3 №3, с 12-14 (индивид перес) | карта | |||
3. | Географическая карта. | РТ с 5 | карта | |||
4. | Формы поверхности Земли. | РТ с 6-7, з 8,9. | презент | |||
5. | Карта полушарий. | пересказ | карта | |||
6. | Северное и южное полушария. Западное и восточное полушария. | РТ с 8-9 № 11-13. | карта | |||
7. | Физическая карта России. Условные обозначении я на физической карте. | С 28-31 читать | карта | |||
8. | План местности. Масштаб. | С 31-34 читать | ||||
9. | Стороны горизонта. Линия горизонта. | С 35-37 пересказ | ||||
10. | Ориентирование на местности. Урок - экскурсия. | Знать стороны горизонта. | компас | |||
11. | Компас. Определение сторон горизонта по компасу. | Опыт с 48 | компас | |||
12. | Формы поверхности: горы, равнины, холмы, овраги. | С 45 таблица | през | |||
13. | Особенности, сходство и различие форм поверхности. | Пересказ. | ||||
14. | Первоначальные представления о веществе. | Пересказ. | ||||
15. | Твердые вещества, жидкости и газы. | Пересказ. | през | |||
16. | Вода. Свойство воды в жидком состоянии. | Пересказ. | ||||
17. | Вода – растворитель. Очистка воды от примесей с помощью фильтра. | Пересказ. | опыт | |||
18 | Свойство воды в твердом состоянии. | Пересказ. | ||||
19. | Свойство воды в газообразном состоянии | Пересказ. | ||||
20. | Три состояния воды. Вода в природе. | Пересказ. | ||||
21. | Круговорот воды в природе. Туман, облака, осадки. | Пересказ. | ||||
22. | Значение воды для растений, животных и человека. | Пересказ. | ||||
23. | Охрана водоемов, бережное отношение к воде. | Пересказ. | ||||
24. | Воздух – смесь газообразных веществ. Свойство воздуха (заседание клуба) | Читать, вопросы. | ||||
25. | Движение воздуха (ветер), температура воздуха. | Вопросы. | ||||
26. | Термометр и его устройство. Измерение температуры воды и воздуха. | Приготовить сообщение. | термометр | |||
27. | Первое представление о погоде: облачность, ветер, осадки.Р.К. Погода Южного Урала. Фиксация погоды в своей местности. | Пересказ. | ||||
28. | Твердые вещества. Свойства твердых тел. | Пересказ. | ||||
29. | Горные породы. Полезные ископаемые. | Пересказ. | Набор пол иск | |||
30. | Использование и охрана полезных ископаемых. Р.К. Полезные ископаемые Челябинской области | Индивид сообщение. | през | |||
31. | Разрушение твердых пород. Что такое минералы. | Пересказ с 8-10. | ||||
32. | Разрушение твердых пород под воздействием воды и воздуха. Полезные ископаемые | С 11-15, 16-20 индивид перес. | ||||
33 | Разрушение твердых пород растениями. Свойства полезных ископаемых. | С 20-24 вопросы. | ||||
34 | Разрушение твердых пород от колебаний температуры воздуха. Почему надо беречь полезные ископаемые. | РТ № 9,10 | ||||
35. | Почва – единство живого и неживого. Как образуется почва. Р.К.. Описание памятников природы. Аркаим | РТ №11-13 | ||||
36. | Почва – ее примерный состав. | РТ № 14-16 | ||||
37. | Определение примерного состава почвы (практическая работа). | Оформить отчёт по работе. | ||||
38 | Почва – ее свойства и значение для жизни. Р.К «Почвы Южного Урала | РТ с 17. | ||||
39. | Экскурсия «Почвы родного края».Р.К. Достопримечательности своего населен- ного пункта. | Пересказ. | ||||
40. | Растения. Грибы. Животные. | Пересказ. | през | |||
41. | Микроорганизмы. | Пересказ. | ||||
42. | . Разрушение почв под действием воды и ветра Разрушение почв из- за непродуманной хозяйственной деятельности. | Пересказ. | ||||
43. | Зачем и как люди заботятся о почве | Пересказ. | през | |||
44. | Лес и его обитатели | Пересказ, рисунок. | ||||
45. | Лес и его обитатели | Пересказ. | ||||
46. | Луг. Растения и животные природного сообщества. | Рисунок. | ||||
47. | Растения и животные природного сообщества. Р.К. Животный мир Южного Урала». | РТ с 18-19 | «Всё обо всём» | |||
48. | Поле и его обитатели | РТ с 20-24 | ||||
49. | Водоем. Растения и животные природного сообщества.Р.К. Водоем и его значение. Реки родного края. | РТ с 24-28 | през | |||
50. | Болото. Растения и животные природного сообщества. | РТ с 28-32 | ||||
51. | Взаимосвязи в сообществах. Р.К.. Растительный мир родного края. Значение лесов | РТ с 33 | ||||
52. | Безопасное поведение в лесу | РТ с 34-35 | ||||
53. | Луг и человек | РТ с 36-37 | ||||
54. | Надо ли охранять болота? | РТ с 38 | ||||
55. | Дары рек и озёр Наблюдение за животными в ближайшем природном окружении (практикум).Р.К. Экскурсия по родному краю. Водоем. Река «Утяганка». | РТ с 39 | ||||
56. | Безопасное поведение у водоёмов Роль и значение природных сообществ в жизни человека. Р.К.. Коренное население Южного Урала | Учить вывод. | ||||
57. | Человек защитник природы | Пересказ. | ||||
58. | Природа будет жить | Пересказ. | ||||
59. | Ленте времени Охрана природных сообществ родного края.Р.К.. Люди и степи. Природные условия Брединского района. | Пересказ. | през | |||
60. | Золотое кольцо России. | Пересказ. | през | |||
61. | Золотое кольцо России Человек-защитник природы. Р.К.Жизнь древних людей. Экскурсия в краеведческий музей. | Пересказ. | ||||
62. | Путешествие по Санкт- Петербургу | Пересказ. | през | |||
63. | Путешествие по Санкт- Петербургу | Пересказ. | ||||
64. | Города России - Золотое кольцо России.Р.К.. Наш край в далеком прошлом. | Пересказ. | ||||
65. | Название городов Золотого кольца и их достопримечательности. Работа с картой (практическая работа). | Пересказ. | ||||
66. | Санкт – Петербург. Основание Санкт – Петербурга. Расположение на карте. Работа с картой (практическая работа). | Пересказ. | ||||
67. | План – карта Санкт – Петербурга 18 века. Достопримечательности Санкт-Петербурга. | Пересказ. | през | |||
68. | Р.К.. Быт и культура нашего края. Экскурсия в краеведческий музей Аркаима |
ПРОГРАММА РЕАЛИЗАЦИИ НРК
№ | ТЕМА УРОКА | Кол - во часов | Даты проведения | Источник |
27. | Первое представление о погоде: облачность, ветер, осадки Р.К. Погода Южного Урала. Фиксация погоды в своей местности. | 1 | ||
30. | Использование и охрана полезных ископаемых. Р.К. Полезные ископаемые Челябинской области | 1 | ||
35. | Почва – единство живого и неживого. Р.К.. Описание памятников природы. Аркаим | 1 | ||
38 | Почва – ее свойства и значение для жизни. Р.К «Почвы Южного Урала | 1 | ||
39 | Экскурсия «Почвы родного края».Р.К. Достопримечательности своего населенного пункта. | 1 | ||
49. | Водоем. Растения и животные природного сообщества. Р.К. Водоем и его значение. Реки родного края. | 1 | ||
51. | Взаимосвязи в сообществах .Р.К.. Растительный мир родного края. | 1 | ||
55. | Наблюдение за животными в ближайшем природном окружении (практикум).Р.К. Экскурсия по родному краю. Водоем. Река Утяганка. | 1 | ||
56. | Роль и значение природных сообществ в жизни человека. Р.К.. Коренное население Южного Урала | 1 | ||
59. | Охрана природных сообществ родного края. Р.К.. Люди и степи. Природные условия Брединского района. | 1 | ||
61. | Человек-защитник природы. Р.К.Жизнь древних людей. Экскурсия в школьный краеведческий музей. | 1 | ||
64. | Города России - Золотое кольцо России. Р.К.. Наш край в далеком прошлом. | 1 | ||
68. | Р.К.. Быт и культура нашего края. Экскурсия в краеведческий музей Аркаима | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...
Рабочая программа учителя начальных классов по изо в 1 классе по УМК "Начальная школа XXI века"Изобразительное искусство: 1 класс: • Изобразительное искусство: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Л.Г.Савенкова, Е.А. Ермолинска
Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование....
тематическое планирование3 кл русский язык
тематическое планирование3 кл русский язык...
тематическое планирование3 кл математика
тематическое планирование 3 кл математика...
Примеры математических ребусов: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, в картинках, с ответами
Родина ребуса — Франция. Именно в этой стране в 16 веке был издан первый сборник ребусов, составленный Этьеном Туаро. В переводе с латинского rebus означает — «при помощи вещей». К настоящему времени ...
Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс
Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс...