Виды рек. Части рек.
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме
Урок по предмету "Окружающий мир", 2 класс. УМК "Гармония". Объяснение новой темы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okruzhayushchego_mira_2_klass_vidy_rek.chasti_rek.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
ПО ТЕМЕ «ВИДЫ РЕК. ЧАСТИ РЕКИ»
2 КЛАСС
УМК «Гармония»
Составила учитель МАОУ «СОШ № 1»
г.Стерлитамак Республика Башкортостан
Касьянова Елена Анатольевна
Цели урока:
- дать понятие о реке как источнике пресной воды, о видах рек;
- познакомить с частями рек;
- обобщить знания детей о значении рек, об источниках их загрязнения;
- продолжить формирование логического и экологического мышления
учащихся;
- воспитывать познавательный интерес к предмету и окружающим явлениям;
- воспитывать культуру поведения в природе (у реки), любовь к родному
краю.
Оборудование: компьютер, мультимедийная установка, презентация по
теме урока, таблица «Части реки», фотографии рек разных
видов, карта РБ.
Ход урока.
I. Оргмомент. Эмоциональный настрой.
Дети хором произносят слова рифмовки:
Громко прозвенел звонок,
Начинается урок..
Наши ушки на макушке,
Глазки широко раскрыты,
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем!
II. Повторение пройденного. Актуализация знаний.
- Ребята, я предлагаю вам разгадать кроссворд и узнать ключевое слово.
(Слайд №1.)
1) Они служат сырьем для изготовления продуктов питания и лекарств. /Водоросли./
2) Из их раковин делают пуговицы и украшения. /Моллюски./
3) Им богаты водоросли. /Йод./
4) Начинается на море при сильном ветре. /Шторм./
5) Морское млекопитающее, доброжелательное к людям./Дельфин./
6) Части океана, примыкающие к суше. /Моря./
7) Самые большие водоемы на земле. /Океаны./
- Прочитаем ключевое слово: водоемы.
- Разговор о водоемах мы начали на прошлом уроке. С какими водоемами мы познакомились? /Океанами и морями./
- Какая в них вода? /Соленая./
- Посмотрите на схему. (Слайд № 2)
О чем по ней можно рассказать?
/Большая часть земной поверхности занята водой. На Земле больше
соленой воды./
- Как вы думаете, какая вода обозначена голубым цветом? /Пресная./
- А в каких природных водоемах содержится пресная вода?
/В реках, озерах, болотах./
III. Сообщения темы и целей урока. ( Слайд № 3)
- Сегодня на уроке мы подробнее поговорим о реках. Ответим на вопрос:
какие бывают реки, и какие части можно выделить в каждой реке?
А так же вспомни значение рек для всего живого, причины их загрязнения и как мы можем помочь в деле охраны рек. А еще посмотрим как красивы реки Башкортостана.
IV. Изучение нового материала.
1. Виды рек.
- Сложно даже сосчитать сколько больших и малых рек, речушек, ручейков течет по просторам нашей страны и всей планеты. Все они такие разные. Посмотрите на фотографии. (Слайд № 4)
- Сравним эти реки. Что можно сказать о реке на первой фотографии?
- Какая она по характеру? /Спокойная, неторопливая./
- По какой местности она течет? /По равнине./
- Как можно назвать такие реки? /Равнинные./
Равнинные реки полноводные, течение в них медленное.
- Каков характер второй реки? /Она бурная, шумная, быстрая./
- Где она протекает? /По горной местности./
- Как же называются такие реки? /Горные./
Мелкие, быстрые, шумные горные реки стекают со склонов гор, иногда образуя грохочущие водопады. (Слайд № 5)
- Количество воды в реках зависит от времени года. Когда особенно много воды в реках? Почему? /Весной из-за таяния снегов./
- Что происходит, когда реки переполняются талыми водами?
/Вода выходит из берегов и затопляет низкие места./
- Как называется это явление? /Весеннее половодье./
(Слайд№6)
- Но не только весной реки могут выйти из берегов. Это случается, когда летом идут долгие проливные дожди, .тают в горах снега и ледники. Происходят наводнения. Потоки воды сносят мосты, разрушают дома, размывают поля. Иногда гибнут люди и животные.
2. Части реки.
- Где же рождаются реки? /В родниках, болотах , озерах, горах./
- Верно, начало реки называется ее истоком.
( На доске выстраивается схема «Части реки».)
Горные реки рождаются в ледниках, на снежных вершинах гор. Равнинные реки могут начинаться маленькими неприметными ручейками из родника, болота. Истоком реки может стать и озеро.
- Углубление, по которому течет река, называется руслом.
Русло больших рек может достигать в ширину больше десятка километров.
Глубина русла не постоянна: по ходу течения глубокие места чередуются с отмелями.
- Если приглядеться к карте и проследить путь рек, можно заметить, что они никогда не текут по прямой. ( Слайд № 8)
- Почему же реки текут извиваясь?
/ Водный поток постоянно преодолевает самые разные
препятствия, обходя холмы и возвышенности./
- Место впадения реки в море, озеро или другую реку называется устьем.
- Если встать по направлению течения реки, то слева будет левый берег, а справа - правый берег реки.
- По пути к устью в реку вливаются другие реки, поменьше. Это притоки реки.
Например, у Волги более двухсот больших и малых притоков.
Притоки также принято делить на левые и правые.
- На с.45 учебника прочитаем еще раз о частях реки.
- А теперь, работая в парах, обозначьте на рисунке исток и устье рек, притоки. Стрелками укажите направление течения рек.
- Расскажите, где берет начало изображенная на рисунке река. Где начинаются ее притоки? Куда впадает река?
3.Реки Башкортостана. (Слайд № 9)
- В каком городе мы живем? /В городе Стерлитамак./
-Почему он так называется? / Расположен на реке Стерле./
« Тамак » в переводе с башкирского – « устье ». Стерлитамак - город в устье Стерли.
Стерля берет начало в лесах недалеко от села Стерлибашево и впадает в реку Белая в городе Стерлитамаке. (Показать на карте.)
- Башкортостан называют Республикой тысяч рек и озер. Ребята подготовили небольшие рассказы о красивейших реках нашей республики.
/Фото на слайдах № 10-13./
Агидель - самая большая река Башкортостана, левый приток Камы. Берет начало в уральских горах. Каких только деревьев, кустов, трав, цветов нет по берегам красавицы Агидели. С незапамятных времен наши предки обживали эти берега. Много деревень и городов выросло здесь. Агидель - Белая река - принимая в себя воды многочисленных рек и речушек, привольно течет по просторам Башкортостана. (Показать на карте.)
Юрюзань - одна из красивейших рек Урала. Она берет начало у подножия горы Ямантау, впадает в реку Караидель. На Юрюзани родился и вырос легендарный Салават Юлаев. Природа долины Юрюзани богата и живописна. Это и густые леса, где обитает много разных зверей и птиц, и каменные ущелья. В пещерах были обнаружены следы первобытного человека.
Инзер берет начало в горных расщелинах и пробивает себе путь сквозь камни, образуя ущелья. По берегам реки в окружении зеленых деревьев стоят белые скалы. Просто сказка! В реке много рыбы. Со всех уголков России приезжают люди в санаторий «Ассы», который славится своими многочисленными минеральными источниками.
Зилим. Эта красавица-река считается одной из самых чистых. Ее воду можно использовать без особой очистки. Зилим славится ни с чем не сравнимой природой берегов.
Физкультминутка.
IV. Значение рек.
- Учёные считают, что первые жилища человека появились на берегах рек, озёр и морей. Как вы думаете, почему? (ответ детей)
- Верно, река давала воду для питья, рыбу для пропитания и служила дорогой между поселениями. Люди научились использовать силу воды. На берегах быстрых рек строили водяные мельницы (слайд № 14)
С изобретением электричества на реках стали строить гидроэлектростанции (ГЭС). Вода, падая с плотины, вращает колёса турбины, которые вырабатывают электрический ток (слайд № 15).
- В течение года количество воды в реке меняется: весной реки пополняются талыми водами, весенними дождями; летом же воды становится значительно меньше. Люди придумали способ, как бороться с колебаниями количества воды в реках и озёрах. Появились искусственные (т.е. созданные человеком) водоёмы – водохранилища (слайд № 16), которые «трудятся» на благо человека, помогая снабжать города водой, спасая их от наводнений, делая более удобными водные пути.
- В Башкирии тоже есть водохранилища - Юмагузинское.
- По картинкам расскажите, чем важны реки для природы и людей (слайд № 17).
V. Источники загрязнения рек. Охрана рек.
- Мы уже говорили, что воды на Земле много, но человеку прежде всего необходима пресная вода. И не просто пресная, а чистая. Сами люди виновны в том, что источники пресной воды загрязняются.
- Расскажите, что может загрязнять реку (слайд № 18).
(Ответ обучающихся:
- В реки сливаются сточные воды заводов и фабрик. Промышленные предприятия не всегда добросовестно относятся к очистке сточных вод.
- В воде волей-неволей остаются следы топлива, которые используется на речных судах.
- Стоки с ферм сливаются в реки.
- Химикаты с полей с дождевой водой и подземными водами попадают в реки.
- Отдыхающие оставляют на берегах рек и в воде мусор.
- Люди моют автомобили на берегах рек и озёр.)
- К чему проводит загрязнение рек? Каковы его последствия?
(Ответ обучающихся: страдает всё живое, гибнут растения и животные).
- Какие правила должны соблюдать люди, чтобы уберечь реи от загрязнения?
(ответы детей)
VI. Итог урока.
- С какими водоёмами познакомились?
- Какие бывают реки (виды)?
- Какие части рек можно выделить?
- Почему так важно беречь реки?
Не надо думать, что охрана рек и водоёмов - дело исключительно взрослых.
- Чистота речной воды зависит от каждого из нас! Подумайте, прежде чем бросать в реку банку или бутылку: они явно не украсят речные просторы и загрязнят воду.
Загрязнения речной воды караются штрафами, предусмотрены и другие наказания. Но самым худшим из наказаний для всех нас будет грязная, непригодная для питья вода.
- Российскими водным богатствам позавидовать любая страна. Природа щедро наградила нас: в России сосредоточена четвёртая часть мировых запасов пресной воды. Но это не значит, что такое богатство можно бездумно транжирить. Мы должны бережно расходовать его и сохранить воду рек и озёр чистой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Виды рек. Части рек.
Презентация к уроку по предмету "Окружающий мир", 2 класс, УМК "Гармония"...
Индивидуальная работа со слабоуспеающими и часто болеющими учащимися по обучению решению простых задач на движение в 4 классе 7 вида.
Для детей с задержкой в психическом развитии решение задач вызыает самые большие трудности ( из-за плохой техники чтения, ребята не могут понять содержание задачи, не задумываясь оперируют числа...
Презентация к уроку обучения грамоте по теме: "Развитие умения видеть в слове его части". (урок 72)
Презентация к уроку с иллюстрациями по теме урока....
Презентация к уроку обучения грамоте №71 по теме "Упражнения в чтении и письме. Дальнейшее развитие умения видеть в слове его части."
Презентация к уроку обучения грамоте №71 по теме "Упражнения в чтении и письме. Дальнейшее развитие умения видеть в слове его части." Урок по ОС "Школа 2100"...
Представление количественной совокупности в виде составных частей на примере числа 9
Фрагмент урока математики в 1 классе. На данном этапе урока обучающиеся с помощью опосредованных действий с предметами представляют число 9 по разным признакам.Данный материал создан в помощь уч...
Конспект урока математика по теме: "Виды треугольников по видам углов" (УМК "Школа России" , 3 класс, 2 часть)
Цель: формирование представлений о видах треугольников по видам углов.Планируемые результаты:предметный: знать виды треугольников по видам углов, уметь различать треугольники по видам углов.личностный...