Виды рек. Части рек.
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Касьянова Елена Анатольевна

Урок по предмету "Окружающий мир", 2 класс. УМК "Гармония".  Объяснение новой темы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

ПО ТЕМЕ «ВИДЫ РЕК. ЧАСТИ РЕКИ»

2 КЛАСС

УМК «Гармония»

Составила учитель МАОУ «СОШ № 1»

г.Стерлитамак Республика Башкортостан

Касьянова Елена Анатольевна

Цели урока:

- дать понятие о реке как источнике пресной воды, о видах рек;

- познакомить с частями рек;

- обобщить знания детей о значении рек, об источниках их загрязнения;

- продолжить формирование логического и экологического мышления

  учащихся;

- воспитывать познавательный интерес к предмету и окружающим явлениям;

- воспитывать культуру поведения в природе (у реки), любовь к родному

  краю.

Оборудование: компьютер, мультимедийная установка, презентация по  

                              теме   урока, таблица «Части реки», фотографии рек разных

                             видов, карта РБ.

Ход урока.

I. Оргмомент. Эмоциональный настрой.

Дети хором произносят слова рифмовки:

                 Громко прозвенел звонок,

                 Начинается урок..

                 Наши ушки на макушке,

                 Глазки широко раскрыты,

                 Слушаем, запоминаем,

                 Ни минуты не теряем!

II. Повторение пройденного. Актуализация знаний.

- Ребята, я предлагаю вам разгадать кроссворд и узнать ключевое слово.

(Слайд №1.)

1) Они служат сырьем для изготовления продуктов питания и лекарств. /Водоросли./

2) Из их раковин делают пуговицы и украшения. /Моллюски./

3) Им богаты водоросли. /Йод./

4) Начинается на море при сильном ветре. /Шторм./

5) Морское млекопитающее, доброжелательное к людям./Дельфин./

6) Части океана, примыкающие к суше. /Моря./

7) Самые большие водоемы на земле. /Океаны./

- Прочитаем ключевое слово: водоемы.

- Разговор о водоемах мы начали на прошлом уроке. С какими водоемами мы познакомились?     /Океанами и морями./

- Какая в них вода?       /Соленая./

- Посмотрите на схему. (Слайд № 2) 

  О чем по ней можно рассказать?

              /Большая часть земной поверхности занята водой. На Земле больше

              соленой воды./

- Как вы думаете, какая вода обозначена голубым цветом?          /Пресная./

- А в каких природных водоемах содержится пресная вода?

              /В реках, озерах, болотах./

III. Сообщения темы и целей урока. ( Слайд № 3)

- Сегодня на уроке мы  подробнее поговорим о реках. Ответим на вопрос:

какие бывают реки, и какие части можно выделить в каждой реке?

А так же вспомни значение рек для всего живого,  причины их загрязнения и как мы можем помочь в деле охраны рек. А еще посмотрим как красивы реки Башкортостана.

IV. Изучение нового материала.

1. Виды рек.

- Сложно даже сосчитать сколько больших и малых рек, речушек, ручейков течет по просторам нашей страны и  всей планеты. Все они такие разные.       Посмотрите на фотографии. (Слайд № 4) 

- Сравним эти реки. Что можно сказать о реке на первой фотографии?

-  Какая она по характеру?    /Спокойная, неторопливая./

-  По какой местности она течет?         /По равнине./

-  Как можно назвать такие реки?        /Равнинные./

Равнинные реки полноводные, течение в них медленное.

-  Каков характер второй реки?           /Она бурная, шумная, быстрая./

- Где она протекает?                            /По горной местности./

- Как же называются такие реки?       /Горные./

Мелкие, быстрые, шумные горные  реки стекают со склонов гор, иногда образуя грохочущие водопады. (Слайд № 5)

- Количество воды в реках зависит от времени года. Когда особенно много воды в реках? Почему?          /Весной из-за таяния снегов./

- Что происходит, когда реки переполняются талыми водами?

                        /Вода выходит из берегов и затопляет низкие места./

- Как называется это явление?            /Весеннее половодье./

(Слайд№6)

- Но не только весной реки могут выйти из берегов. Это случается, когда летом идут долгие проливные дожди, .тают в горах снега и ледники. Происходят наводнения. Потоки воды сносят мосты, разрушают дома, размывают поля. Иногда гибнут люди и животные.

2. Части реки.

- Где же рождаются реки?                 /В родниках, болотах , озерах, горах./

- Верно, начало реки называется ее истоком.

                      ( На доске выстраивается схема «Части реки».)

Горные реки рождаются в ледниках, на снежных вершинах гор. Равнинные реки могут начинаться маленькими неприметными ручейками из родника, болота. Истоком реки может стать и озеро.

- Углубление, по которому течет река, называется  руслом.

Русло больших рек может достигать в ширину больше десятка километров.

Глубина русла не постоянна: по ходу течения глубокие места чередуются с отмелями.

- Если приглядеться к карте  и проследить путь рек,  можно заметить, что они никогда не текут по прямой. ( Слайд № 8)

- Почему же реки текут извиваясь?        

                      / Водный поток постоянно преодолевает самые разные

                      препятствия, обходя холмы и возвышенности./

- Место впадения реки в море,  озеро или другую реку называется устьем.

- Если встать по направлению течения реки, то слева будет левый берег, а справа - правый берег реки.

- По пути к устью в реку вливаются другие реки, поменьше. Это притоки реки.

 Например, у Волги более двухсот больших и малых притоков.

 Притоки также принято делить на левые и правые.

- На с.45 учебника прочитаем еще раз о частях реки.

- А теперь, работая в парах, обозначьте на рисунке исток и устье рек, притоки. Стрелками укажите направление течения рек.

- Расскажите, где берет начало изображенная на рисунке река. Где начинаются ее притоки? Куда впадает река?    

3.Реки Башкортостана. (Слайд № 9)

- В каком городе мы живем?      /В городе Стерлитамак./

-Почему он так называется?     / Расположен на реке Стерле./

« Тамак » в переводе с башкирского – « устье ». Стерлитамак - город в устье Стерли.

Стерля берет начало в лесах недалеко от села Стерлибашево и впадает в реку Белая в городе Стерлитамаке.   (Показать на карте.)

- Башкортостан называют Республикой тысяч рек и озер. Ребята подготовили небольшие рассказы о красивейших реках  нашей республики.

       /Фото на слайдах № 10-13./

Агидель - самая большая река Башкортостана, левый приток Камы. Берет начало в уральских горах. Каких только деревьев, кустов, трав,  цветов нет по берегам  красавицы Агидели. С незапамятных времен наши предки обживали эти берега. Много деревень и городов выросло здесь. Агидель - Белая река - принимая в себя воды  многочисленных рек и речушек, привольно течет по просторам Башкортостана.    (Показать на карте.)

Юрюзань - одна из красивейших рек Урала. Она берет начало у подножия горы Ямантау, впадает  в реку Караидель. На Юрюзани родился и вырос легендарный Салават Юлаев. Природа долины Юрюзани богата и живописна. Это и густые леса, где обитает много разных зверей и птиц, и каменные ущелья. В пещерах были обнаружены следы первобытного  человека.

Инзер берет начало в горных расщелинах и пробивает себе путь сквозь камни, образуя ущелья. По берегам реки в окружении зеленых деревьев стоят белые скалы. Просто сказка! В реке много рыбы. Со всех уголков России приезжают люди в санаторий «Ассы», который славится своими многочисленными минеральными источниками.

 Зилим. Эта красавица-река считается одной из самых чистых. Ее воду можно использовать без особой очистки. Зилим славится ни с чем не сравнимой природой берегов.

  Физкультминутка.

IV. Значение рек.

- Учёные считают, что первые жилища человека появились на берегах рек, озёр и морей. Как вы думаете, почему? (ответ детей)

- Верно, река давала воду для питья, рыбу для пропитания и служила дорогой между поселениями. Люди научились использовать силу воды. На берегах быстрых рек строили водяные мельницы (слайд № 14)

С изобретением электричества на реках стали строить гидроэлектростанции (ГЭС). Вода, падая с плотины, вращает колёса турбины, которые вырабатывают электрический ток (слайд № 15).

- В течение года количество воды в реке меняется: весной реки пополняются талыми водами, весенними дождями; летом же воды становится значительно меньше. Люди придумали способ, как бороться с колебаниями количества  воды в реках и озёрах. Появились искусственные (т.е. созданные человеком) водоёмы – водохранилища (слайд № 16), которые «трудятся» на благо человека, помогая снабжать города водой, спасая их от наводнений, делая более удобными водные пути.

- В Башкирии тоже есть водохранилища - Юмагузинское.

- По картинкам расскажите, чем важны реки для природы и людей (слайд № 17).

V. Источники загрязнения рек. Охрана рек.

- Мы уже говорили, что воды на Земле много, но человеку прежде всего необходима пресная вода. И  не просто пресная, а чистая. Сами люди виновны в том, что источники пресной воды загрязняются.

- Расскажите, что может загрязнять реку (слайд № 18).

(Ответ обучающихся:

 - В реки сливаются сточные воды заводов и фабрик. Промышленные предприятия не всегда  добросовестно относятся к очистке сточных вод.

- В воде волей-неволей остаются следы топлива, которые используется на речных судах.

- Стоки с ферм сливаются в реки.

- Химикаты с полей с дождевой водой и подземными водами попадают в реки.

- Отдыхающие оставляют на берегах рек и в воде мусор.

- Люди моют автомобили на берегах рек и озёр.)

- К чему проводит загрязнение рек? Каковы его последствия?

(Ответ обучающихся: страдает всё живое, гибнут растения и животные).

- Какие правила должны соблюдать люди, чтобы уберечь реи от загрязнения?

(ответы детей)

VI. Итог урока.

- С какими водоёмами познакомились?

- Какие бывают реки (виды)?

- Какие части рек можно выделить?

- Почему так важно беречь реки?

  Не надо думать, что охрана рек и водоёмов - дело исключительно взрослых.

- Чистота речной воды зависит от каждого из нас! Подумайте, прежде чем бросать в реку банку или бутылку: они явно не украсят речные просторы и загрязнят воду.

Загрязнения речной воды караются штрафами, предусмотрены и другие наказания. Но самым худшим из наказаний для всех нас будет грязная, непригодная для питья вода.

- Российскими водным богатствам позавидовать любая страна. Природа щедро наградила нас: в России сосредоточена четвёртая часть мировых запасов пресной воды. Но это не значит, что такое богатство можно бездумно транжирить. Мы должны бережно расходовать его и сохранить воду рек и озёр чистой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды рек. Части рек.

Презентация к уроку по предмету "Окружающий мир", 2 класс, УМК "Гармония"...

Индивидуальная работа со слабоуспеающими и часто болеющими учащимися по обучению решению простых задач на движение в 4 классе 7 вида.

Для детей с задержкой в психическом развитии решение задач вызыает самые большие трудности ( из-за плохой техники чтения, ребята не могут понять содержание задачи, не задумываясь оперируют числа...

Презентация к уроку обучения грамоте №71 по теме "Упражнения в чтении и письме. Дальнейшее развитие умения видеть в слове его части."

Презентация к уроку обучения грамоте №71 по теме "Упражнения в чтении и письме. Дальнейшее развитие умения видеть в слове его части." Урок по ОС "Школа 2100"...

Представление количественной совокупности в виде составных частей на примере числа 9

Фрагмент урока математики в 1 классе.  На данном этапе урока обучающиеся с помощью опосредованных действий с предметами представляют число 9 по разным признакам.Данный материал создан в помощь уч...

Конспект урока математика по теме: "Виды треугольников по видам углов" (УМК "Школа России" , 3 класс, 2 часть)

Цель: формирование представлений о видах треугольников по видам углов.Планируемые результаты:предметный: знать виды треугольников по видам углов, уметь различать треугольники по видам углов.личностный...