Учебно- методическое пособие "Школа безопасности"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме
Данное методическое пособие является обобщением многолетнего опыта работы с учащимися по изучению правил дорожного движения. Надеюсь,что данным пособием учителя начальных классов смогут воспользоваться в своей работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchebno-metodicheskoe_posobie_po_pdd.doc | 383 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Лицей №533 образовательный комплекс «Малая Охта»
города Санкт-Петербурга
Учебно-методическое пособие
«Школа безопасности»
Авторы:
Волкова Е.А.
Макшакова Т.В.
Санкт-Петербург
2012-2013
Содержание
- Пояснительная записка 3-4с.
- Цели 5с.
3. Список мероприятий, направленных на профилактику дорожно-транспортного травматизма. 6с.
4. Анкета для родителей 7-8с.
5. Тест по ПДД для учащихся 9-10с.
6. Викторина «ПДД от А до Я» 11-12с.
7. Игра «Угадай дорожный знак» 13-15с.
8. Памятка «Светофор и ученик» 16с.
9. Диагностическая работа по ПДД 17с.
10.Сценарий праздника
«В гостях у Светофора» 18-20с.
11. Игра по станциям
«Закон улиц и дорог» 21-23с.
12. Кроссворды по ПДД 24с.
13. Подборка стихов по ПДД 25-29с.
14. Список литературы, интернет-ресурсы 30с.
Пояснительная записка
Данное методическое пособие рекомендовано для учителей начальной школы. Создано пособие с целью пропаганды среди учащихся начальной школы изучения правил дорожного движения и соблюдения их. Методическое пособие является обобщением многолетнего опыта работы с учащимися по изучению правил дорожного движения.
Методические рекомендации предназначены для:
-оказания помощи в проведении работы по предупреждению детского дорожного травматизма.
-активизации деятельности учителей по изучению правил дорожного движения и воспитанию у детей элементарных навыков поведения на дорогах.
Предложенные в этом пособии мероприятия могут быть использованы для групповых и индивидуальных занятий.
Данные мероприятия интересны по содержанию, занимательны по форме, ориентированы на детей младшего школьного возраста.
Что подтолкнуло нас к написанию этого пособия? Ответ простой. Это печальная статистика несчастных случаев на наших дорогах. Наши дети должны быть подготовлены к встрече с улицей. Безопасному поведению ребёнка на дороге может научить школа, учитель. Родители, зачастую, показывают детям неправильную модель поведения, сами нарушая правила. Перед учителем стоит огромная задача прививать ребёнку привычку соблюдать правила дорожного движения, вырабатывать с детства правильную модель поведения на дороге.
Особое значение в решении проблемы безопасности на дороге имеет своевременное обучение детей навыкам безопасного поведения.
Исследования психологов показывают, сто у детей младшего возраста наблюдается разрыв в теоретических знаниях и практическое их применение. Они не умеют управлять своим поведением. Но наблюдение за жизнью улицы само по себе не обеспечивает формирования правильных представлений о правилах дорожного движения. Поэтому дети, предоставленные самим себе, мало считаются с реальными опасностями на дороге. Не умея правильно определять расстояние до приближающейся машины и её скорость. Они переоценивают свои возможности, считают себя быстрыми и ловкими. Отсутствие у маленьких детей способности предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке приводит к дорожно-транспортным происшествиям.
Учитывая эти обстоятельства, при организации профилактической работы необходимо придерживаться следующих основных направлений:
-воспитание у детей навыков культуры поведения на улицах, дорогах и в общественном транспорте;
-повышение квалификации педагогических кадров в проведении работы по предотвращению несчастных случаев с детьми;
-использование в работе передового опыта;
Школе необходимо постоянно поддерживать контакт с семьёй, проводить беседы с родителями об основных правилах поведения детей на улице. Единые требования будут способствовать успешному овладению детьми правил дорожного движения.
Каждый человек должен знать правила дорожного движения. На улице раздумывать некогда, выполнять правила дорожного движения надо автоматически.
Если на дороге один автомобиль и один пешеход. То вероятность их столкновения исключительно мала. Если же на дороге десять или больше автомобилей, множество знаков и пешеходов, то соответственно возрастает и вероятность их столкновения при нарушении кем-либо законов безопасного движения. Именно поэтому с учащимися начальных классов необходимо планомерно изучать правила дорожного движения.
Очень надеемся, что данное пособие поможет учителям начальных классов в организации работы по изучению правил дорожного движения.
Цели:
- Изучение и закрепление знаний правил дорожного движения.
- Развитие умений разбираться в ситуациях, связанных с правилами дорожного движения.
- Развитие пространственной ориентации путём моделирования ситуаций.
- Формирование у детей культуры поведения на дорогах.
- Воспитание взаимовыручки и взаимопомощи.
- Расширение кругозора учащихся.
Список мероприятий, направленных на профилактику дорожно-транспортного травматизма
- День знаний ПДД
- Школа безопасности в каверзных вопросах
- Фотоконкурс « Мы на улице»
- Игра по станциям «Закон улиц и дорог»
- Конкурс рисунков « Мы-пешеходы »
- Праздник «В гостях у Светофора »
- Конкурс чтецов «Красный, жёлтый, зелёный»
- Уроки викторины «Знатоки ПДД»
- Практическое занятие с выходом на ближайший перекрёсток
- Групповые занятия «Изучаем дорожные знаки»
- Беседа «Из истории светофора»
- Встреча с сотрудниками ГИБДД
- Практическое занятие «Дорожные ситуации»
- Знакомство с литературой по правилам дорожного движения
- Организация школы юных инспекторов движения
- Просмотр фильма по ПДД
- Игра «Угадай дорожный знак»
- Весёлые эстафеты « Мы - пешеходы »
Анкета для родителей
- Как вам кажется, с какого необходимо знакомить детей с правилами дорожного движения?
2. Являетесь ли вы для своих детей примером соблюдения правил дорожного движения?
3. Знает ли ваш ребёнок ПДД?
4. Умеет ли он применять эти правила на практике?
5. Попадали ли вы, когда-нибудь, в неприятную дорожную ситуацию по
своей вине?
6. Как часто вы напоминаете своему ребёнку о соблюдении правил дорожного движения?
- Изучили ли вы со своим ребёнком безопасный путь в школу?
- Считаете ли вы, что в школе уделяют достаточно времени изучению правил дорожного движения?
- Необходимо ли, по вашему мнению, ввести специальный предмет по правилам дорожного движения?
- Что является источником информации для вас о происходящем на улицах и дорогах нашего города?
- Делаете ли вы замечания, если видите, что чужой ребёнок нарушает правила дорожного движения?
- Знаете ли вы статистику о несчастных случаях на дорогах района, города, страны?
- Читаете ли вы с ребёнком литературу по ПДД?
- Есть ли у вашего ребёнка игры по правилам дорожного движения?
- Смотрит ли ваш ребёнок фильмы по ПДД?
Имеете ли вы в машине специальное кресло для перевозки детей,
- используете ли его по назначению?
- Пристёгиваетесь ли вы ремнями безопасности при поездке на личном автомобильном транспорте?
18. При поездке на автомобиле останавливаетесь ли вы в зоне
пешеходного перехода, чтобы пропустить пешехода?
Тест по правилам дорожного движения.
1. Переходить через дорогу можно:
а) на жёлтый свет
б) на зелёный свет
в) на красный свет
2. Как называется пешеходная часть дороги?
а) мостовая
б) тротуар
в) улица
3. Сколько групп знаков ты знаешь?
а) 2
б) 3
в) 4
4. Человек, управляющий движением на перекрёстке, называется:
а) полицейский
б) сотрудник ГИБДД
в) регулировщик
5. Животное, название которого присвоили пешеходному переходу:
а) лошадь
б) зебра
в) лось
6. Трёхцветный регулировщик движения:
а) флаг
б) жезл
в) светофор
7. Как должен действовать пешеход, если на середине проезжей части его застал красный свет?
а) вернуться на тротуар
б) закончить переход, дойдя до противоположной стороны дороги
в) должен оставаться на линии, разделяющей транспортные потоки
8. Как называется препятствие для машин на дороге?
а) лежачий кот
б) лежачий полицейский
в) лежачий камень
9. Выходя из трамвая, троллейбуса, автобуса, переходить проезжую часть вы будете:
а) обходить транспортное средство спереди
б) обходить транспортное средство сзади
в) пойдёте на пешеходный переход
10. По тротуару пешеходы должны ходить:
а) придерживаясь правой стороны
б) идти по середине
в) придерживаясь левой стороны
11. На велосипеде разрешается ездить по проезжей части:
а) с 14 лет
б) с 13 лет
в) с 12 лет
12. Что означает знак? Треугольник, а в нём бегущие дети.
а) Осторожно, дети!
б) Путь закрыт
в) Ремонт дороги
Викторина «Правила дорожного движения от А до Я»
1.Самый распространённый общественный транспорт на дороге?
(автобус)
2.Возле него установлен дорожный знак «Пункт питания».
(кафе, ресторан)
3. Смесь битума, песка и щебня, используемая для покрытия дороги.
(асфальт)
4. Автобус с рогами.
(троллейбус)
5. Часть колеса.
(обод)
6. Этот знак стоит у школы и детского сада.
(осторожно дети)
7. Защитный головной убор у мотоциклистов.
(шлем)
8. Чего не хватает пешеходу, который не дожидается разрешающего сигнала
светофора?
(терпения)
9. Сказочный герой, путешествующий на печке.
(Емеля)
10.Знак сервиса с изображением шалаша
(кемпинг)
11. Была «милиция», стала …
(полиция)
12. Его избегают «зайцы» в транспорте.
(кондуктор)
13. Маршрут автобуса в один конец.
(рейс)
14. Сколько сигналов у транспортного светофора?
(три)
15. А сколько у пешеходного?
(два)
16. Самый безопасный переход.
(надземный и подземный)
17. Главная улица нашего города.
(Невский проспект)
18. Геометрическая форма предупреждающих дорожных знаков.
(треугольник)
19. Геометрическая форма запрещающих дорожных знаков.
(круг)
20. О чём надо помнить пешеходу, выходящему из автобуса?
(нельзя обходить ни спереди, ни сзади, надо идти на пешеходный
переход)
21. Чем опасен гололёд?
(увеличивается тормозной путь машины)
22. Как определить, что машина собирается повернуть направо?
(машина занимает правый ряд и мигает правым фонариком-указателем
поворота)
23. Что опаснее на улице: регулируемый или нерегулируемый пешеходный переход?
24. Можно ли играть вблизи проезжей части?
25. Что может помешать вам правильно оценить обстановку на дороге и
избежать опасности?
(различные предметы, закрывающие обзор дороги)
Игра «Угадай дорожные знаки»
(игра проводится с использованием дорожных знаков)
1. Отгадай загадки:
А) Я хочу спросить про знак
Нарисован он вот так:
В треугольнике ребята
Со всех ног бегут куда-то
(Осторожно, дети)
Б) Ты смелей иди вперёд,
Трусишь ты напрасно!
Знай, этот переход-
Самый безопасный.
(подземный переход)
В) Любишь ты велосипеды,
Знаешь радости победы,
Мчишься быстро с ветерком,
А со мною не знаком?
Ездят здесь одни машины,
Всюду их мелькают шины.
У тебя велосипед?
Значит, стоп! Дороги нет!
(движение на велосипедах запрещено)
Г) Я - приятель пешехода,
Я - водителей гроза,
Я стою у перехода-
Нажимай на тормоза!
Пешеход решил дорогу
Безопасно перейти-
В этом я тебе подмога,
Поспеши меня найти.
(пешеходный переход)
Д) В этом месте, как ни странно,
Ждут чего-то постоянно,
Кто-то, сидя, кто-то стоя…
Что за место здесь такое?
Место это не секрет,
Сам ты дашь сейчас ответ.
Это вовсе не парковка-
Это-
(место остановки)
Е) Машины мчат во весь опор,
И вдруг на встречу знак.
Изображён на нём забор?
Шоссе закрыто на запор?
Нет, что-то здесь не так.
Заборы строят на пути.
Кому на ум придёт?
Возможно, знака смысл иной,
Но кто подскажет мне какой?
(переезд со шлагбаумом)
Ж) Нарисован человек,
Землю роет человек.
Почему проезда нет?
Может быть, здесь ищут клад?
Что это за знак?
(ремонт дороги)
З) Отчего бы это вдруг
Стрелки дружно встали в круг.
И машины друг за другом
Мчатся весело по кругу?
Что такое, в самом деле,
Словно мы на карусели?
(круговое движение)
2. Физкультминутка «Дорожные знаки»
Ведущий показывает знаки, а ученики выполняют различные действия в зависимости от того, какой знак показан.
-«Пешеходный переход» (шагают на месте)
-«Движение пешеходов запрещено»
(стоят на месте)
-«Железнодорожный переезд со шлагбаумом» (гудят «туту»)
-«Скользкая дорога» (качаются с ноги на ногу)
-«Подземный пешеходный переход»
(шагают на месте вприсядку)
3. Задание для учащихся: распределите дорожные знаки по группам.
1. разрешающие
2. запрещающие
3. предупреждающие
4. знаки сервиса
4. Задания:
1. При помощи дорожных знаков смоделируйте участок улицы.
2. При помощи дорожных знаков и светофора смоделируйте перекрёсток.
Покажите, как по сигналу светофора, вы будете переходить этот участок улицы.
5. Игра «Регулировщик»
Учитель показывает различные сигналы, дети выполняют команды регулировщика.
Памятка «Светофор и ученик»
Каждый день дети выходят на улицу, где их подстерегает опасность.
Безопасному поведению на дороге надо учить. Надо объяснить ребёнку, что зелёный сигнал светофора не означает, что дорогу можно переходить без оглядки. Он лишь разрешает переход дороги. Нужно знать, как переходить дорогу по зелёному сигналу светофора и научится это делать на практике.
Правила перехода дороги на регулируемом пешеходном переходе:
- Остановись на краю тротуара, не наступай на бордюрный камень.
- Дождись зелёного сигнала. Если он мигает, переходить не следует. Можно попасть в опасную ситуацию.
- Посмотри по сторонам. Машины стоят, и водители пропускают пешеходов? Переходи дорогу, придерживаясь правой стороны перехода.
- Иди быстро, но не беги.
- Если при подходе к середине проезжей части загорается красный сигнал, остановись. Не делай лишних шагов ни вперёд, ни назад.
- Заканчивай переход, только убедившись, что снова горит зелёный сигнал и транспортные средства стоят.
Диагностическая работа по ПДД
1. Вставь пропущенные слова:
- Ходите только по……….., придерживаясь……….. стороны. Не ходите по ………. .
- На загородной дороге идите по…………. навстречу движению транспорта.
- …………улицу перед близко идущим транспортом.
- ……….... на улице……….по улице на санках, коньках, самокатах.
- На велосипедах по улицам городов разрешается ездить ребятам с……… лет.
Слова для справок: 14, не играйте, по тротуару, по обочине правой, не переходите, не катайтесь по мостовой.
1.Элементы улиц - это……….. продолжи.
- Дороги пересеклись - в этом месте образовалась территория, которая называется…………. .
- Красный сигнал-……….. движение
зелёный сигнал-………....движение
жёлтый - сигнал «……….!»
- Перечисли виды транспортных средств.
5. -Какой транспорт перевозит пассажиров
-Какой транспорт перевозит грузы?
-Какие машины помогают убирать улицы?
-Какие машины перевозят продукты?
-Какие спец.машины ты знаешь?
Слова для справок: самосвалы, « Хлеб», «ГАИ», пожарные, грузовики, автобус, снегоочистители, « Техпомощь», «Молоко», «Скорая помощь», «Квас», троллейбус, поливальные, дорожные катки.
Сценарий праздника «В гостях у Светофора»
Школьный праздник – одна из форм воспитательной работы с детьми. Каждый праздник ценен в первую очередь его глубоким содержанием, нравственной направленностью. Правильно подготовленный праздник обладает большими возможностями формирования коллектива, воспитания у каждого участника активного отношения к окружающей действительности, развития индивидуальных способностей. В жизни младшего школьника праздник занимает особое место. Дети этого возраста эмоциональны, впечатлительны, для них характерны яркость, острота восприятия, стремление к самовыражению. Каждый праздник – это большая творческая работа.
Цели:
- Выявить у детей наличие знаний о правилах дорожного движения.
- Прививать навыки безопасного поведения на дороге.
Оформление: дорожные знаки, импровизированная дорожная разметка.
На сцене дорожные знаки, импровизированная дорожная разметка.
Выходит СВЕТОФОР, поет:
- Движенья полон город-
Бегут машины в ряд.
Цветные светофоры
И день, и ночь горят.
Но кто это при свете красном свете
Несется напрямик?
Выбегает ШАПОКЛЯК.
- Вы, что не узнали меня? Это – я, Шапокляк! Ой, скорей, скорей пропустите меня, опаздываю!
Хочет перебежать дорогу на красный сигнал светофора.
СВЕТОФОР:
- Стой, красный свет - дороги нет!
ШАПОКЛЯК:
- Мне опасность не грозит.
Как шофер меня заметит -
В тот же миг затормозит.
Что же может тут случится?
Ведь на улице пока
Грузовик меня боится,
А не я грузовика!
И потом мне некогда, я спешу.
Раздаются звуки торможения автомобиля. Шапокляк еле уворачивается, чуть не падает.
СВЕТОФОР:
- Почему ты, Шапокляк, не соблюдаешь ПДД? Сама чуть не попала под машину и создала на дороге аварийную ситуацию.
ШАПОКЛЯК:
- Мне некогда.
СВЕТОФОР:
- Лучше потратить несколько лишних минут, но сберечь свое здоровье и жизнь.
ШАПОКЛЯК:
- Да? А почему машины не остановились, когда я хотела перейти дорогу? Они, что меня не видели, ведь горел красный свет?
СВЕТОФОР:
- Ты, что не знаешь ПДД?
ШАПОКЛЯК:
- Знаю!
СВЕТОФОР:
- Ну, что, ребята, давайте проверим? Слушай внимательно, Шапокляк, и отвечай.
Если свет зажегся красный,
Значит двигаться …..
ШАПОКЛЯК:
- Прекрасно!
СВЕТОФОР:
- Да, нет же – опасно. Запомнила?
Свет зеленый говорит….
ШАПОКЛЯК:
- Путь закрыт, движенья – нет.
СВЕТОФОР:
- Наоборот, это красный - движенья нет, а зеленый говорит: «Проходите, путь открыт!» Запомнила? Повтори! Слушай дальше. Желтый свет – предупрежденье….
ШАПОКЛЯК:
- О, это мой любимый цвет. Пойду, перейду дорогу.
СВЕТОФОР:
- Стой, желтый свет – предупрежденье:
Жди сигнала для движенья.
Все поняла? Давай, проверим. Ребята, кто поможет ШАПОКЛЯК перейти правильно проезжую часть (выходит один ученик) А все помогайте, если ШАПОКЛЯК неправильно будет переходить дорогу, хлопайте.
Ученик ведет ШАПОКЛЯК через дорогу. СВЕТОФОР открывает красный сигнал, ШАПОКЛЯК хочет переходить, дети хлопают, желтый – опять хочет переходить.
СВЕТОФОР:
- ШАПОКЛЯК, повтори ПДД, а дети помогут.
ШАПОКЛЯК повторят, после чего вместе с учеником начинает переходить дорогу.
СВЕТОФОР:
- Стоп! ШАПОКЛЯК, куда надо посмотреть, когда начинаешь движение?
ШАПОКЛЯК:
- Куда, куда прямо!
СВЕТОФОР:
- Правильно? (обращается к ученику, который ее переводит)
Ученик рассказывает и показывает, как правильно перейти проезжую часть.
СВЕТОФОР:
- Правильно! Перед началом движения надо посмотреть налево, дойти до середины и посмотреть направо, убедиться, что на дороге безопасно и продолжить движение.
ШАПОКЛЯК:
- Спасибо, ребята. Я и не знала, что на дорогах бывает так опасно. Теперь буду соблюдать ПДД.
Вдруг на самокате выезжает ПОМЕХА-НЕУМЕХА. И едет прямо по проезжей части.
ПОМЕХА-НЕУМЕХА:
- Я, ПОМЕХА-НЕУМЕХА. Еду, где хочу и как захочу.
СВЕТОФОР:
- Стой!
ШАПОКЛЯК:
- Почему, ты, не соблюдаешь ПДД? Вот я тоже нарушала правила безопасности и чуть в беду не попала.
ПОТЕХА-НЕУМЕХА:
- А не боюсь!
СВЕТОФОР:
- Нельзя на мостовой - не играть, не кататься,
Если хочешь здоровой остаться!
Ребята, а вы знаете, где можно кататься на самокате? А на велосипеде? Значит, где должна кататься ПОМЕХА-НЕУМЕХА?
ШАПОКЛЯК:
- Поняла? Теперь будешь соблюдать ПДД? СВЕТОФОР, а можно я помогу тебе? Хочу задать ребятам задачу, да непростую.
Гулял Сережа с мамой во дворе. Мама сидела на скамейке, а Сережа катался на велосипеде. Настало время уходить домой, мама вспомнила, что ей надо зайти в магазин, который находится на другой стороне улицы. Вопрос: как правильно перейти дорогу с велосипедом?
ПОМЕХА-НЕУМЕХА:
- Можно я покажу?
ШАПОКЛЯК:
- Хорошо.
ПОМЕХА-НЕУМЕХА садится на велосипед и переезжает проезжую часть.
ШАПОКЛЯК:
- Правильно, ребята?
(дети рассказывают и показывают на импровизированной проезжей части, как правильно перейти дорогу)
СВЕТОФОР:
- Молодцы! Надеюсь, что вы запомнили ПДД и будете их соблюдать.
ШАПОКЛЯК и ПОМЕХА-НЕУМЕХА:
- Мы многому научились. Спасибо, ребята!
СВЕТОФОР:
- Но это не все ПДД. Вам надо еще много узнать. Очень важны знаки дорожного движения. Я знаю, что ребята вам тоже подготовили задачи. Попробуйте решить их.
Дети читают стихи, а ШАПОКЛЯК и ПОМЕХА-НЕУМЕХА отгадывают и показывают знаки дорожного движения, ученики им помогают.
- Знак понятен всем на свете:
Осторожно! Рядом – дети!
- Смело двигайтесь вперед:
Здесь – пешеходный переход.
- А это знак поймет и кошка:
Велосипедная дорожка!
4) Пешеход. Пешеход!
Помни ты про переход!
Подземный, наземный.
Похожий на зебру!
Знай, что только переход
От беды тебя спасет.
СВЕТОФОР:
- Теперь я спокоен. До скорой встречи, девочки и мальчики. Жду вас на пешеходных переходах.
Дети выходят из зала. Светофор показывает им сигнал.
ЖЕЛТЫЙ – приготовиться.
КРАСНЫЙ - сидят на месте.
ЗЕЛЕНЫЙ – выходят.
Звучит песня СВЕТОФОРА.
Игра по станциям
Цели:
- Проверить и закрепить знания правил дорожного движения на улицах и дорогах;
- Учить понимать сигналы светофора, жесты регулировщика, дорожные знаки;
- Воспитывать навыки выполнения основных правил поведения учащихся на улице, дорогах, с целью предупреждения детского травматизма;
- Расширять знания учащихся по безопасности движения, развивать речь, мышление, уважение к участникам дорожного движения;
- Воспитывать интерес и уважение к общему закону.
Ход мероприятия
1.Организационный момент.
2.Игра по станциям
3.Подведение итогов
1.Организационный момент
Классы строятся на линейку.
Ведущий:
- Дорогие ребята! Сегодня мы проводим игру по правилам дорожного движения.
1 ученик:
- С каждым днем на наших дорогах появляется все больше и больше автомобилей. Высокие скорости и интенсивность движения требуют от водителей и пешеходов быть очень внимательными.
2 ученик:
- Дисциплина, осторожность и соблюдение правил дорожного движения требуются от водителей и пешеходов. Послушайте немного из истории правил дорожного движения.
3 ученик:
- В России правила дорожного движения на лошадях были введены Петром 1 03.01.1683 года. Указ звучал так «Великим государем ведомо учинилось, что многие учли ездить в санях на вожжах с бичами большими и, едучи по улице, небрежно людей побивают, то впредь сего времени на вожжах не ездить»
4 ученик:
- Первый светофор был изобретен в 1868 году в Лондоне. Это был газовый фонарь с двумя фильтрами: зеленым и красным. Цвета менялись с помощью ручного привода, которым управлял полицейский. Первый сигнальный светофор появился в США в 1919 году.
5 ученик:
- Итак, отправляемся в путь. Получите маршрутные листы.
2.Игра по станциям.
1 станция – Ты - пассажир.
Вопросы:
- Где надо стоять в ожидании общественного транспорта?
- Какие правила поведения в общественном транспорте вы знаете?
Разыгрываются ситуации: 1)пассажиры едут в автобусе, входит пожилой человек, женщина с ребенком, 2) у кабины водителя стоят мальчики и громко разговаривают, 3) вошли в трамвай школьники и стали подтягиваться на поручнях.
- Как надо переходить улицу при выходе из трамвая?
- Какой порядок посадки в автобус?
- Что нужно сделать, войдя в транспорт?
2 станция – Дорожные задачи.
- Задача 1. Во дворе своего дома Маша встретила Яну. Маша предложила ей: «Хочешь на зебру посмотреть?» «Конечно!»- ответила Яна. Маша поспешила к дороге, где ездили машины, автобусы. Объясни почему.
- Задача 2. Подошли Слава и Костя к перекрестку и замерли от удивления. Светофор моргал только одним глазом – желтым. « Наверное, сломался»,- подумали мальчики. Что случилось со светофором?
- Задача 3. Виталик переходил проезжую часть улицы на зеленый сигнал светофора. Вдруг зеленый сигнал быстро переключился на желтый. Что должен делать Виталик: продолжать переход или вернуться назад?
- Задача 4. Лена шла из школы домой, как вдруг услышала звук сирены. К перекрестку, поблескивая маячком, двигался автомобиль ГБДД, ведя за собой колонну автобусов. Эта машина не остановилась на красный сигнал светофора, а продолжала движение и за ней двигалась вереница автобусов.
- Как ты думаешь, почему водитель автомобиля ГБДД не остановился на красный сигнал светофора? Каким автомобилям разрешено двигаться на красный сигнал светофора? Как должны поступать Пешеходы и водители, услышав сигнал спецмашины?
- Задача 5. Шел как - то Саша с ребятами по улице. Машин на ней было мало, и, все они ехали прямо. Только собрались переходить дорогу, Толя сказал: «Подождите, пропустим машину». И действительно поворачивает машина. Удивились ребята: «Как ты узнал, что машина будет поворачивать?»
Как машины разговаривают с пешеходами? Как автомобиль «сказал» о повороте?
3 станция – Школа светофорных наук.
Вопросы:
Выставляется несколько знаков дорожного движения, дети должны выбрать соответствующий знак.
- Какой знак устанавливается непосредственно у пешеходного перехода?
- Какой знак предупреждает о приближении к неохраняемому железнодорожному перекрестку?
- Какой знак запрещает дорожное движение?
Детям раздается схема подхода к школе. Работают в группе по 4 человека.
- Обозначьте зеленым цветом безопасный подход к школе.
- Этот знак стоит у школы и детского сада.
- Это знак показывает подземный переход.
4 станция – Самый умный.
- Самый распространенный транспорт общественный транспорт на дороге?
- На нем были установлены первые ремни безопасности.
- Защитный головной убор римских воинов и современных мотоциклистов.
- Знак сервиса с изображением шалаша.
- Маршрут автобуса в конец.
- В давние времена человек управляющий тройкой лошадей.
5 станция – Твой друг- велосипед.
- Многие из вас, ребята, любят кататься на велосипеде. Давайте попробуем составить правила юного велосипедиста.
1. На велосипеде можно кататься в ……..
2. Велосипедисты должны знать следующие дорожные знаки ……….
3. Правила перехода улицы с велосипедом ………
4. На велосипеде можно ездить по дороге с ….. лет.
5. Велосипедист ….. должен перевозить пассажиров.
Подведение итогов.
Кроссворд по ПДД
1 | 1.Пешеход, не выполняющий ПДД | . | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 3 | 2.Место пересечения дорог. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3.Название разметки нерегулируемого пешеходного перехода. | ||||||||||||||||||||||||||||
|
| 4. Громкий звуковой сигнал спецтранспорта. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
| 5.Техническое средство, регулирующее дорожное движение. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 |
|
|
|
|
| 6. Человек, управляющий транспортным средством. | |||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 |
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||
| Ответы: 1.нарушитель, 2.перекресток, 3.зебра.4. сирена, 5.светофор, 6. водитель) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 |
|
|
|
|
|
|
| 6.водитель | |||||||||||||||||||||||||||||||
2 | 5 |
|
|
| 1.Транспорт, которым можно управлять с 14 лет. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 2. Наказание за нарушение. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
|
|
|
|
| 4. |
|
| 3. Частое явление природы, ухудшающее обстановку на дорогах. | ||||||||||||||||||||||||||||||
|
| 4. Бывает подземным и наземным. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
| 5. Часть дороги, предназначенная для движения пешеходов. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. |
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Ответы: 1. велосипед, 2.штраф, 3. туман, 4. переход, 5. тротуар | ар. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | 1.Место, где ожидают транспорт. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 |
|
|
|
|
| 4 | 2.Коробка, где лежат медикаменты для оказания первой помощи. | едикаменты для | |||||||||||||||||||||||||||||||
|
| 3.Транспорт, которым можно управлять с 14 лет. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
| 4.Дорожно-транспортное происшествие. | ||||||||||||||||||||||||||||||
|
| 5.Служба, следящая за выполнением ПДД. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Ответы: 1. остановка, 2. аптечка,3. велосипед, 4.авария, 5.ГИБДД | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 |
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подборка стихов
На перекрестке
Там, где шумный перекресток,
Где машин не сосчитать,
Перейти не так уж просто,
Если правила не знать.
Пусть запомнят твердо дети:
Верно, поступает тот,
Кто лишь при зеленом свете
Через улицу идет.
Наказ первокласснику от светофора
Сложены тетради, промокашки,
Ручки, буквари, карандаши.
С первым днем учебы, первоклашки,
Поздравляем вас мы от души.
Мчатся, поднимая ветер хлесткий,
Тысячи машин во весь опор,
Потому на многих перекрестках,
Как друзей, вас встретит светофор.
Подчиняйтесь всем его приказам,
Он вокруг внимательно глядит,
Стойте, если взглянет красным глазом,
А зеленым взглянет – путь открыт.
Направляясь к школьному порогу,
Помните, ребята, наш наказ:
Правильно переходить дорогу
Так же важно, как из класса в класс.
***
Чтоб по улицам гулять,
Нужно правила нам знать,
Как пройти дорогу скоро
По сигналу светофора.
Пешеходам для начала
Нужно знать лишь два сигнала:
Красный – стой, спокойно жди.
А зеленый свет – иди.
***
Правил дорожных на свете не мало.
Все бы их выучить нам не мешало.
Но основное из правил движенья-
Знать как таблицу должны умноженья:
На мостовой – не играть, не кататься,
Если хотите здоровым остаться.
***
По городу, по улице
Не ходят просто так:
Когда не знаешь правил ты,
Легко попасть впросак.
Все время будь внимательным
И помни наперед:
Свои имеют правила
Шофер и пешеход.
Моя улица
Здесь на посту в любое время
Дежурит ловкий постовой,
Он управляет сразу всеми,
Кто перед ним на мостовой.
Никто на свете так не может
Одним движением руки
Остановить поток прохожих
И пропустить грузовики.
Скверная история
Движеньем полон город –
Бегут машины в ряд.
Цветные светофоры
И день, и ночь горят.
И там, где днем трамваи
Звенят со всех сторон,
Нельзя ходить зевая,
Нельзя считать ворон.
Но кто при красном свете
Шагает напрямик?
А это мальчик Петя –
Хвастун и озорник.
Волнуются шоферы.
Во все гудки гудят,
Колеса и моторы
Остановить хотят.
Свернул водитель круто,
Вспотел, как никогда:
Еще одна минута –
Случилась бы беда.
И взрослые и дети
Едва сдержали крик:
Чуть не убит был Петя –
Хвастун и озорник.
Самокат
Пристают к отцу ребята:
«Подари нам самокат!»
Так пристали, что отец
Согласился, наконец.
Говорит отец двум братцам:
«Сам я с вами не пойду,
Разрешаю вам кататься
Только в парке и в саду».
На бульваре старший брат
Обновляет самокат.
Младший брат не удержался
И по улице помчался.
Он летит вперед так скоро,
Что не видит светофора…
Вот без тормоза, один,
Он попал в поток машин.
Так и есть! – шалун споткнулся,
Под машину подвернулся
Но водитель был умелый,
У мальчишки ноги целы.
Жив остался в этот раз –
Слезы катятся из глаз.
Полюбуйтесь-ка, ребята,
На владельца самоката:
Он не бегает, сидит.
У него рука болит.
Ты имеешь самокат –
Так иди с ним в парк и в сад,
Можно ездить по бульвару,
По дорожке беговой,
Но нельзя по тротуару
И нельзя по мостовой.
Запрещается - разрешается
И проспекты, и бульвары –
Всюду улицы шумны,
Проходи по тротуару
Только с правой стороны!
Тут шалить, мешать народу
За-пре-ща-ет-ся!
Быть примерным пешеходом
Разрешается…
Если едешь ты в трамвае
И вокруг тебя народ,
Не толкайся, не зевай,
Проходи скорей вперед.
Ехать «зайцем», как известно,
За-пре-ща-ет-ся!
Уступить старушке место
Разрешается…
Если ты гуляешь просто
Все равно вперед гляди,
Через шумный перекресток
Осторожно проходи
Переход при красном свете
За-пре-ща ет-ся!
При зеленом даже детям
Разрешается…
Чудесный островок
Как река, проспект широк,
Здесь плывет машин поток.
И хотя здесь нет ни моста,
Ни парома на пути,
Каждый может очень просто,
Каждый может очень просто
Эту реку перейти.
Собирается народ
У таблички «Переход»
Пешеходов не тревожит
Блеск огней, машин поток –
Каждый может очень просто,
Каждый может очень просто
Пешеходный островок.
Свет зеленый впереди –
Не робей, вперед иди.
Ты дошел до середины –
Вдруг зажегся красный свет,
Снова двинулись машины,
Снова двинулись машины
И дороги дальше нет.
Тут увидишь ты у ног
Этот самый островок.
Подожди, постой до срока
На чудесном островке,
Он на улице широкой,
Он на улице широкой
Словно остров на реке.
Авторы стихов: С.Михалков, Н.Кончаловская, В.Семерин, А.Дмоховский
Литература и Интернет ресурсы:
1.Н.А.Извекова, Учителю о правилах дорожного движения, Москва, Просвещение,
1982г.
2.Е.М.Сосунова, М.Л.Форштат, Учись быть пешеходом, Санкт-Петербург, 2002г.
Интернет ресурсы:
1. Всероссийская газета «Добрая Дорога Детства» - http://www.dddgazeta.ru/
2. «Безопасное колесо» - http://www.dddgazeta.ru/
3. ПДД для детей. Правила дорожного движения- http://veselajashkola.ru/interesno/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно методическое пособие по пожарной безопасности
Учебно-методическое пособие по пожарной безопасности...
Учебно-методическое пособие по пожарной безопасности 2
Учебно-методическое пособие по пожарной безопасности (второе)...
Материал по теме: "Реализация ФГОС НОО средствами учебно -методического комплекта "Школа России": проблемы, пути решения,перспективы". Анализ своей методической учебно - воспитательной работы учителя БОУ г. Омска "СОШ № 63" Кучковской Светланы Михайловны
Материал подготовлен на основе личного опыта работы (с 2011 по 2013 г. г.) в первом, втором классах по программе "Школа России". ФГОС....
Материал по теме: "Пути решения проблем реализации ФГОС НОО средствами учебно - методического комплекта "Школа России". Анализ своей методической учебно - воспитательной работы учителя БОУ г. Омска "СОШ № 63" Кучковской Светланы Михайловны.
Из личного опыта работы, с 2011 по 2013 г г., в первом, втором классах по программе "Школа России"....
Учебно- методический материал "Урок безопасности"
Памятки, рекомендации для детей и родителей по ПДД...
Учебно - методический комплект по окружающему миру на тему: "Природа и наша безопасность" 3 класс (конспект + приложение + презентация)
Учебно - методический комплект по окружающему миру на тему: "Природа и наша безопасность" 3 класс (конспект + приложение + презентация)...
Состояние учебно-методического обеспечения (качества учебников, учебно-методических комплектов для учителя и ученика) и качество знаний обучающихся.
Состояние учебно-методического обеспечения (качества учебников, учебно-методических комплектов для учителя и ученика) и качество знаний обучающихся....
Комментарии
Учебно-методическое пособие "Школа безопасности"
Данное методическом пособие поможет учителям в интересной форме организовать работу по изучению правил дорожного движения.