"Путешествие в страну насекомых"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему
Вид урока – нетрадиционный
Предметные результаты:
знать, что насекомые — это животные, у которых шесть ног;
приводить примеры насекомых;
узнавать насекомых на рисунке;
определять насекомых с помощью атласа-определителя,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
"Путешествие в страну насекомых"
Цель: познакомить учащихся с признаками насекомых.
Предметные результаты:
знать, что насекомые — это животные, у которых шесть ног;
приводить примеры насекомых;
узнавать насекомых на рисунке;
определять насекомых с помощью атласа-определителя,
выявить важнейший признак насекомых;
пользоваться признаком насекомых для определения принадлежности животного к данной группе.
учить создавать образ бабочки гуашью, используя графические средства выразительности: пятно, линию.
закрепить представление, что предметы, имеющие одинаковые левую и правую стороны, называются симметричными. Учить узнавать предмет по его половине.
Метапредметные результаты:
понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
рассматривать иллюстрации учебника;
извлекать из них информацию о строении насекомых;
сравнивать части тела различных насекомых;
осуществлять самопроверку;
сочинять и рассказывать сказочные истории по рисункам;
отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Личностные результаты:
осознавать многообразие и красоту насекомых.
Тип урока: комбинированный.
Методы: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.
Методические приёмы: рассказ, беседа, демонстрация рисунков, таблиц, схем.
Средства наглядности: компьютер, экран, проектор, презентация, раздаточный материал.
Оборудование: презентация «Кто такие насекомые?»
Ход урока
1.Орг .момент
Прозвенел звонок весёлый.
Всех зовёт он на урок.
Ну-ка, дети, все готовы?
Начинаем точно в срок.
На места все тихо сядем,
Не нарушим тишину.
Приготовились все слушать,
Я урок сейчас начну.
2. Определение темы урока
Введение в тему
- Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие в удивительный мир природы. А вот мир, каких животных мы посетим, вам предстоит узнать самим. Пойдём мы с вами , как настоящие путешественники пешком. Возьмём с собой только знания, которые будут нам помогать в дороге.
Слушаем запись «На лугу» (Под эти звуки)
Два ученика (девочка и мальчик) по очереди читают стихотворение С.Я.Маршака.
Мальчик:
Эта страничка зелёного цвета
Значит на ней постоянное лето.
Если бы здесь уместиться я мог,
Я бы на этой страничке прилёг.
Девочка:
Бродят в траве золотые букашки,
Вся голубая, как бирюза,
Села, качаясь, на венчик ромашки,
Словно цветной самолёт, стрекоза.
Мальчик:
Вот тёмно-красная божья коровка,
Спинку свою разделив пополам,
Вскинула крылья прозрачные ловко,
И полетела по важным делам.
Девочка:
Вот в одинаковых платьях, как сёстры,
Бабочки сели в траву отдыхать
То закрываются книжечкой пёстрой,
То, раскрываясь, несутся опять.
– Ребята, о ком пойдёт речь на уроке?
– Конечно о насекомых
3.Изучение нового материала
О насекомых нашего родного края
-При слове «насекомое» обычно сразу вспоминаются какие насекомые?
–В нашей Республике тоже есть эти насекомые
-В какой Республике мы живём?(Чеченская республика)
-Как называется село?(с.Борзой)
-Красива ли у нас природа?
Итак , мы пришли на летний луг Шатойского района.
А сейчас посмотрите на экран.
Это живая или неживая природа?
Как назвать одним словом слова-отгадки?
Давайте заселим нашу полянку.
Над цветком порхает, пляшет,
Веером узорным машет. (Бабочка.)
Голубой аэропланчик
Сел на жёлтый одуванчик. (Стрекоза.)
Сок из цветов она берёт
И в сотах копит сладкий мёд. (Пчела.)
В лесу у пня суетня, беготня:
Народ рабочий весь день хлопочет. (Муравьи.)
На лугу живёт скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь. (Кузнечик.)
Осенью в щель забьётся,
А весной проснётся. ( Муха.)
Я – пятнистая букашка,
Если, в руки попаду,
Притворюсь больною тяжко,
В обморок я упаду. ( Божья коровка. )
Большинство насекомых так малы, что человеческий глаз не в состоянии их заметить. Но никто даже не задумывался над тем, что человек в действительности живёт на Планете насекомых, и при этом не имеет представления ни о существовании многих из них, ни об их количестве, ни об их жизни! Насекомые существуют на Земле уже 300 миллионов лет. .– В настоящее время насчитывается более 1 миллиона представителей насекомых, гораздо больше, чем всех остальных животных вместе взятых. А сколько ещё неизвестно науке!
И сегодня они приглашают нас в гости!
V. Физкультминутка.
(Во время физминутки звучит музыка с голосами насекомых)
Утром бабочка проснулась
Потянулась, улыбнулась.
Раз — росой она умылась,
Два изящно покружилась,
Три — нагнулась и присела,
На четыре — полетела.
У реки остановилась,
Над водою закружилась.
5. Выяснение существенных признаков насекомых.
Мы уточнили представление о насекомых, а сейчас выясним существенные признаки насекомых.
Работа по иллюстрации учебника
Рассмотрите справа наверху рисунок.
Это кто? Из скольких частей состоит тело пчелы? (Голова, грудь, брюшко – из 3.)
А у других насекомых? (из 3)
Можно ли сказать, что это общий признак?
- Глаза и усики. Это органы чувств.
При помощи каких органов передвигаются насекомые? ( крыльев, ног).
Да при помощи крыльев.
У всех ли насекомых есть крылья? (Нет, например, у муравья .)
Тогда можем сказать, что это общий признак? (Нет.)
Рассмотрим ноги. Сколько их? (6 ног)
У всех насекомых 6 ног? ( Да.)
Значит можем назвать это общим признаком? ( 6 ног)
Эксперимент
- У меня 2рукавички: одна гладкая и блестящая, вторая – махровая, пушистая, ворсинистая, мохнатая,как ворсинки на теле насекомых.
- У нас на подносе манка, как пыльца на цветке.
- Сейчас мы с вами увидим ,на какую рукавичку, прилипнет больше пыльцы. Опустите рукавички.
- Посмотрите, к какой рукавичке прилипла манка?
- Почему именно к синей рукавичке прилипла манка?
- Вот для чего насекомые покрыты ворсинками.
6. Роль насекомых в природе и жизни человека
Сказка «Спор животных» собрались все животные в круг и начали спорить, кто важней всего, а кого нужно убрать из насекомых. Медведь говорит:
« Насекомых очень много на Земле, их больше, чем всех животных вместе. Давайте оставим только полезных насекомых, а то эти комары и мухи только кусаются да инфекции переносят, а осы грабят пчел, мой мед воруют. Давайте оставим только пчел и бабочек». А лягушки и птицы отвечают: « Это тебе комары и мухи, осы мешают, но если их не будет, то погибнем мы. Ведь это наша пища. Мы питаемся этими насекомыми. Решили тогда животные… - Что решили животные?
Вывод: насекомые все нужны.
– Давайте представим, что на Земле не осталось ни одного насекомого? Что произойдёт?
– Какую пользу приносят насекомые природе? (Опыляют растения, участвуют в почвообразовательных процессах, уничтожают насекомых-вредителей, являются пищей для
других животных, да и просто радуют глаз).
Вывод:
– А смог бы человек обойтись без насекомых? Почему?
– Все ли насекомые так полезны?
– Конечно, нет. Среди насекомых много вредителей. Например, личинка майского жука, саранча, медведка, жук-короед, колорадский жук, комар, клоп и т. д.
– Так может они совсем не нужны в природе?
Вывод: в природе всё взаимосвязано, нет ничего лишнего.
Осенью, нас буквально заполонили божьи коровки. Они залетали к нам в форточки, заполняли чердаки, сараи, гаражи.
Жители нашего района стали вести борьбу с этими насекомыми.
Они собирали их в банки, сжигали, уничтожали. Разными способами старались от них избавиться.
Нам с вами сейчас надо решить правильно ли поступали жители поселка?
- Ваши мнения? (Божья коровка полезное насекомое, уничтожает вредных насекомых, божья коровка поедает тлей, которые губят плодовые деревья.)
- В отличие от божьей коровки, которая поедает тлей, муравьи охраняют это насекомое. Точнее, они пасут их как стадо коров, и при этом, так же как мы получаем от коров молоко, получают сладкий нектар от тлей, который затем съедают. Нектар, который выделяет тля, губит деревья. Таким образом, муравьи делают 2 добрых дела – кормят семью и охраняют деревья.
Вывод: Самостоятельно нельзя уничтожать насекомых, это может привести к катастрофе.
-Ребята нашего класса подготовили обращение к жителям нашей огромной Чечни, нашего родного села с призывом беречь природу.
Обращение детей 1 «А» класса к жителям с. Борзой
«Дорогие земляки! Природа –наш общий дом и нам надо думать о том, чтобы этот дом всегда процветал и богател. Берегите природу! И мы –маленькие друзья природы, дети Чечни, обещаем вам в этом помогать!»
7. Насекомые, занесённые в Красную книгу
– В Красную книгу занесено много видов насекомых
– Давайте посмотрим, какие насекомые занесены в Красную книгу
– Почему эти насекомые находятся под охраной?
8. Игровая. Закрепление знаний.
Работа в парах.
Дополните потешку и соедините с нужной картинкой:
Ла – ла – ла, на цветке сидит…..
Са – са – са, не дает нам спать …..
Вей – вей – вей, травку тащит…..
2.Игра
Придумайте за 1 минуту как можно больше слов из букв, входящих в слово: стрекоза (уховертка, таракан или др.).
3.«Узнай меня»
Муравьев тепло встречая,
Под высоким сосняком,
Мы всегда их угощаем
Очень вкусным молочком. (Тли)
Солнце светлое приметив
В поле выбрались с утра
Только мы на белом свете
Опыляем клевера. (Шмели)
Неприметный в чаще леса
Я – малыш, но в нужный час
Больше собственного веса
Поднял груз в сто девять раз. (Муравей)
У меня сосед в квартире
В кухне за шкафом живет.
Днем меня не беспокоит,
Ночью сплю, а он жует. (Таракан)
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)
4. Посмотрим сценку.
-Мотылёк, Мотылёк,
Сядь поближе на цветок.
- Я не сяду на цветок:
У тебя в руке сачок.
-Я тебя ловить не стану,
Подойду поближе, гляну,
Посчитаю, сколько ног
У тебя, Мой мотылёк.
-Я и сам могу считать:
Раз, два, три, четыре, пять…
Сосчитаю, сколько ног,
Я и без тебя, дружок!
О ком это стихотворение? ( О мотыльке.)
Надо ловить насекомых?
9. Это интересно
- Самое большое насекомое – бабочка - орнитоптера с Соломоновых островов. Размах ее крыльев около 30 см.
Самое маленькое насекомое – жук - трихоптерикс. Его длина равна всего лишь третьей части миллиметра. И у такой малютки есть мозг, сердце, органы дыхания, кишечник.
Чемпионы в прыжках:
Скарабей – 25 см
Блоха – 30 см
Кузнечик – 60 см
Саранча – 75 см
Чемпионы по полёту:
Муха – 8 км / час
Бабочка – 20 км/ час
Пчела – 22 км/ час
Стрекоза – 42 км/ час
10.Итог нашего путешествия.
- Вот и закончилось наше путешествие. Вам понравилось? А что интересного было для каждого из вас?
- А мне сегодня понравилось какие вы были активные, как внимательно меня слушали, старательно выполняли мои задания.
-Молодцы, спасибо вам большое!
Вы показали действительно свое мастерство и свои знания по теме насекомые.
Ваш “багаж” знаний должен помочь решить проблему, которая произошла в нашем районе.
11. Рефлексия
Каких целей мы достигли?
С каким видом животных познакомились?
Почему их так называют?
Что интересного узнали?
Оцените свою работу. На столах у детей бабочки.
Выберите зеленую бабочку, если урок понравился и на уроке работали хорошо.
Красную, если что-то не поняли.
Давайте теперь посадим этих бабочек на ромашку.
Кто получил пользу для себя на уроке пусть «взлетят» бабочки, которые у вас на партах. Спасибо за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира в 1 - ом классе по теме "Золотая осень. Путешествие в мир насекомых и птиц".
Данный урок является одним из уроков при изучении в первом классе темы «Осень». Выбрана нетрадиционная форма проведения урока. На уроке осуществляется дифференцированный подход к обучению, используютс...
Увлекательное путешествие в мир насекомых.
Это внеклассное мероприятие о многообразном мире насекомых.Мероприятие можно провести во 2-3 классе....
Увлекательное путешествие в мир насекомых.
Это внеклассное мероприятие о мире насекомых...
Увлекательное путешествие в мир насекомых.
Это внеклассное мероприятие о мире насекомых...
Открытое занятие в подготовительной к школе группе.Тема: « Необыкновенное путешествие в страну насекомых».
Организационный момент (вы любите путешествовать?)Дыхательная гимнастика.Игра «Разбей на группы и объясни почему?».||. Работа по теме:Загадка про жука, скороговорка про жука.Игра &la...
Открытое занятие на тему: "Путешествие в страну насекомых"
Цель: познакомить учащихся с признаками насекомых.Предметные результаты:знать, что насекомые — это животные, у которых шесть ног;приводить примеры насекомых;узнавать насекомых на рисун...
"Путешествие в мир насекомых" заочное путешествие
Знакомство детей с насекомыми родного края, с их пользой и вредом. Воспитание бережного отношкения к природе....