Окружающий мир
методическая разработка (окружающий мир, 2 класс) на тему

Разработки уроков по окружающему миру

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uroki_okruzhayushchiy_mir.doc151 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Неживая природа зимой

Цели:

Провести наблюдения за зимними изменениями в природе; систематизировать и обогатить знания детей о неживой природе;

Продолжить развитие умения анализировать полученную информацию, сравнивать изменения и явления в неживой природе в разное время года, устанавливать причинно-следственные связи в природе ;

приводить примеры зимних изменений, явлений из нашей местности, формировать умения работы с литературой;

Воспитывать чувства любви к Родине; гордость за свой край; формирование экологической культуры.

Оборудование: Слайд-шоу в рамках темы “Неживая природа зимой”

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята. Кто расскажет о погоде за окном?

– Верно. А почему снег за окном, морозно?

– Да, верно, за окном зима.

II. Повторение пройденного

1) Проверка домашнего задания:

– Кто напомнит, какое домашнее задание вам нужно было подготовить?

Да, сейчас мы проведём небольшой тест. Приготовьтесь к его написанию. Подпишите свои листочки вверху.

1. Какая профессия самая важная?

а) Врач;

б) Все;

в) Учитель.

2. Культурные учреждения это-…

а) Больница;

б) Магазин;

в) Театр.

3. Образовательные учреждения это..

а) Стройка;

б) Вокзал;

в) Институт

4. Кто играет роли в театре?

а) Артист;

б) Водитель;

в) Учёный.

5. Человек, какой профессии варит обед?

а) Сталевар;

б) Маляр;

в) Повар.

6. Он воспитывает детей в детском саду

а) Воспитатель;

б) Учитель;

в) Учёный.

7. Кто вас лечит?

а) Врач

б) Продавец;

в) Водитель.

8 Кто изучает природу?

а) Учёный;

б) Инженер;

в) Строитель.

– Хорошо, а теперь передайте свои работы.

2). Сообщение темы и целей урока

– О чём мы сегодня будем говорить на уроке, поможет загадка:

Снег на полях,

Лёд на реках,

Вьюга гуляет.

Когда это бывает? (Зима.)

– Правильно, сегодня мы будем говорить о зиме, об изменениях природы с приходом зимы.

– Ребята, а какие две части природы вы знаете?

– Верно, сегодня мы более подробно поговорим об изменениях в неживой природе.

III.Изучение нового материала

1). Беседа о зимних изменениях

– Ребята, какое у нас время года?

– Приведите доказательства-примеры, что у нас зима?

– Вот сколько примет зимы вы назвали, молодцы.

– Какие зимние месяцы вы знаете?

– Да, декабрь, январь, февраль.

– А кто знает, как ещё называют эти месяцы?

– Хотите узнать? Сейчас ребята нам немного расскажут о зимних месяцах.

– Декабрь “ветрозим”, почему у него такое второе название? (Полночь года, месяц долгих ночей и морозных узоров на окнах. Он год кончает, зиму начинает)

– Январь “студень”, а почему? (Самый холодный и ветреный месяц в году. Январь – году начало, зиме – середина)

– Февраль “снежень”, подумайте, почему? (месяц снегопадов, злых вьюг и первого тёплого солнца. Говорят: “вьюги да метели под февраль прилетели”)

– Какие явления в неживой природе происходят зимой?

– А какие ещё, узнаете, прочитав в учебнике, но сначала мы немного отдохнём.

2). Физкультминутка.

Солнце землю греет слабо,

По ночам трещит мороз,

Во дворе у снежной Бабы

Побелел морковный нос,

В речке стала вдруг вода

Неподвижна и тверда,

Заметает всё кругом

Неподвижным серебром.

3). Работа по учебнику в группах

– Разделимся на группы и прочитаем в учебнике стр. 132-133 новую информацию

– Первая группа учащихся читает об оттепели, вторая- о гололедице, третья – о снегопаде, четвёртая – о метели, пятая – об изморози.

– Для прочтения вам 5 минут.

– Кто назовёт зимние явления в неживой природе?

– Послушаем более подробно о них. (один представитель от группы пересказывает прочитанное, а остальные дополняют его ответ)

– Спасибо, молодцы, всё точно рассказали.

IV.Закрепление

1). Игра “Узнай меня”

– Угадайте зимнее явление в природе

…снег подтаивает становится влажным, легко лепится (оттепель)

…в это время на дорогах водителям и пешеходам надо быть особенно осторожными (гололедица)

…на деревьях проводах образуется пушистая белая бахрома (изморозь)

… снег падает на землю, покрывая её ровным слоем (снегопад)

…снег кружится, несётся по воздуху и по земле (метель)

2). Беседа о Родном крае

– Ребята, вы знаете, как называется наш край, где мы живём?

– Молодцы, а, что вы знаете о своём крае зимой?

– Какие зимние явления вы наблюдали в нашей местности, назовите их.

– Где и когда вы это видели, расскажите.

V. Итог

– Ребята, кто запомнил, какие приметы зимы мы называли в начале урока?

– Какие зимние явления вы запомнили, опишите их.

– Каким был наш сегодняшний урок на ваш взгляд?

– Какие зимние явления происходят в нашем крае?

VI. Домашнее задание

– Какое домашнее задание вам хотелось бы сегодня получить?

– Я предлагаю, к следующему уроку, приготовить сообщения о зимних явлениях и изменениях в неживой природе других стран.

– Молодцы!

– Спасибо за урок!

– Урок окончен!

Тема: Красная книга России

Цели урока:

рассказать о существовании Красной книги, содержащей сведения о редких, исчезающих растениях России;

учить осуществлять поиск информации в учебниках, справочниках, словарях, анализировать, обобщать, делать выводы, доказывать свое мнение, убеждать.

Воспитывать бережное отношение к природе;

 

Ход урока

1.     Организационный момент.

2.     Повторение пройденного материала.

 -Ребята, послушайте и попробуйте угадать загадку.

Дышит, растет

А ходить не может. ( Растение)

-У вас на партах “гости”. Угадайте, какое растение?

-На какие группы можно разделить эти растения ? (Деревья, кустарники, травы)

-Как вы их различаете?

-Какие растения называют цветковыми?

-Растения с листьями- иголками и шишками как называются?

-Как размножаются эти растения?

-А знаете ли вы, что некоторые растения стали исчезать или их осталось мало?

-Значит, о чем мы сегодня будем говорить?

-Прочитайте тему урока.

Красная книга России. Правила поведения на природе.

Редкие и исчезающие растения занесены в Красную книгу.

3.Изучение нового материала.

Ученые мира создали Международный союз охраны природы, которые стали изучать, каким растениям и животным надо помочь в первую очередь. Составили списки растений, которые исчезли или находятся под угрозой, издали в виде книги и назвали ее…? (Красная книга)

Ответьте, пожалуйста, почему так называется эта книга? (обсуждение в парах).

( Красный цвет – это цвет опасности, означает “стоп, не губи”).

Учитель. Эта книга называется так потому, что красный цвет – действительно означает сигнал опасности. Он заставляет своей яркостью всех обратить внимание на указанную опасность, в данном случае предостерегает людей о возможных тяжёлых последствиях, которые произойдут с гибелью целых видов растений и животных.

Красная книга была учреждена Международным союзом охраны природы в 1966 году. Хранится в швейцарском городе Морже. В неё заносятся все данные о растениях и животных, которые срочно нуждаются в опеке и защите.

Как устроена Красная книга?

Каждая страница книги имеет свой цвет. Вот эти цвета: черный, красный, желтый, зеленый. Подумайте, по какому принципу выбирались цвета? (Ребята дают свои варианты ответов).

Чёрная – уже вымерли (морская корова, странствующие голуби и другие).

Красная – исчезающие виды (снежный барс, красный волк, амурский тигр).

Жёлтая – редкие виды (розовый фламинго, джейран).

Зелёная – восстановленные виды (речной бобр, лось).

В учебнике предлагают некоторые виды растений из Красной книги. Давайте познакомимся с некоторыми из них.

4. Работа по учебнику

Прочитайте, как они называются. (Птицемлечник дуговидный, колокольчик персиколистный, ландыш майский, кубышка желтая, кувшинка белая, лютик, прострел луговой).

 Рассмотрите на рисунке некоторые цветковые растения, внесенные в Красную книгу России.

-Есть ли они у нас?

- Какие из них вы видели?

 Растения нашего края тоже занесены в  Красную книгу.

·        Не рвать и не уничтожать названные растения.

·        Говорить о бережном отношении к ним другим людям, даже взрослым.

·        А радоваться ими и любоваться можно, бывая на природе.

(Просмотр слайдов). кубышка жёлтая, венерин башмачок, прострел.

Кубышка желтая.

Кубышка – обычное водное растение. Встречается в прудах, озерах, и реках со спокойным течением. Цветет в мае – августе. Его красивые желтые цветки чуть поднимаются над поверхностью воды. Листья у этого растения крупные и плавают на поверхности воды. Цветок находится на длинной ножке, которая отрастает от корневища, лежащего на дне водоема. Срывая цветок, мы наносим большой вред самому растению, так как через место разрыва вода попадает внутрь. А это приводит к загниванию подводной части растения и гибели всего растения.

Башмачок настоящий «Венерин башмачок»

Очень редкое растение, довольно крупное, с крепким стеблем и толстым ползучим корневищем, которое изредка встречается по сырым лесам и оврагам. Его цветок – ловушка для насекомых, заставляет их, себя опылять, но многие насекомые так и остаются, навсегда прилипая к цветку, а те, кто посильнее, выбираются, уставшие, и на некоторое время теряют способность двигаться. А страдает растение из-за своего красивого цветка.

Прострел раскрытый.

Или Сон-трава. Это степное растение, которое встречается также по сухим опушкам в лесу. Цветет в апреле – мае.

В Красную книгу занесли не только растения, но и животных.

Снежный барс.

Снежный барс (ирбис) отличается мягким, пышным и шелковистым мехом, а также впечатляющим длинным хвостом. Зверь имеет пеструю окраску, которая отлично помогает ему маскироваться среди скал и камней. Раньше снежные барсы не представляли редкости, охота на них разрешалась и поощрялась, они считались вредными хищниками, а их шкуры высоко ценились. Такое отношение к этим животным привело к их повсеместному истреблению.

Манул.

Это дикая кошка. Размеры ее невелики. Длина тела до 60 сантиметров, хвоста до 30 сантиметров, весит он 3-4 килограмма. Животное очень пушистое. Скорости и ловкости у манула недостаточно. Уходя от преследования, кот стремится, как можно быстрее нырнуть в укрытие. Если это ему не удается, то он пускает в ход когти, лапы и зубы.

Черный журавль.

Всего в мире 14 видов журавлей. В нашей стране обитает 7 видов журавлей.

Эти птицы сейчас находятся под угрозой исчезновения. Пока не поздно, их надо спасать. Журавли очень красивые птицы. У них длинные ноги, длинная шея, длинный клюв, которым они запросто достают насекомых из всех труднодоступных мест. Журавли едят также мелких грызунов, корни растений, ягоды и даже молодые побеги. В 2-3 года журавли образуют пары и больше никогда не расстаются. Журавли строят очень удобные гнезда на земле, в которые журавлиха откладывает яйца.

5. Самостоятельная работа. (Задание 47 в тетради).

Нарисовать и раскрасить рисунок желтой кубышки на листочке в клетку по образцу.

6. Динамический момент. Выставка детских рисунков.

7. Знакомство с правилами поведения в природе.

Работа в парах. Один ученик читает правило, а другой поясняет.

Вспомните примеры нарушений этих правил.

Правило 1.Не шумите на природе! Не берите с собой на экскурсию магнитофоны, горны и барабаны!

Правило 2. Не ловите бабочек, стрекоз, жуков!

Правило 3. Не ломайте ветки деревьев и кустарников!

Правило 4. Убирайте за собой мусор! Не оставляйте его на природе!

Правило 5. Берегите почву!

Правило 6. Берегите прекрасный мир растений!

Правило 7. При сборе трав, плодов и грибов бережно относитесь к тому, на чем они росли!

Правило 8. Не ловите детенышей диких животных и не уносите их домой!

8. Итог урока.

Что нового вы узнали для себя, работая на уроке?

Какие личные качества вы приобрели сегодня, изучая страницы Красной книги?

Что бы вы посоветовали своим сверстникам?

 Прочитаем стихотворение Валентина Берестова и подведем итог урока.

Дерево, трава и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

-Соглашаетесь ли с поэтом ? Почему?

Да, поэт ошибается в своих прогнозах.

Если растения будут уничтожены, то мы не останемся одни на планете, т.к.. человека просто не будет. Зеленые растения обогащают воздух кислородом, необходимым для дыхания.

Каждое растение по своей значимости достойно Красной книги и его необходимо беречь, а не ждать, когда его занесут в Красную книгу.

Учитель. Наш урок  подошёл к концу. И я хочу прочитать вам стихотворение, которое является заветом нам с вами.

Любите родную природу –

Озера, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.

На ней мы с тобою родились,

Живем мы с тобою на ней!

Так будем же, люди, все вместе

Мы к ней относиться добрей.

 9. Домашнее задание.

·        В хрестоматии прочитайте рассказы из раздела Красная книга России с. 119 – 124.

"Птицы зимой"

Цели:

Воспитывать любовь к природе.

Познакомить с зимующими птицами нашего края. Объяснить понятия: птицы- кочевники, промысловая птица, оседлые птицы. Научить детей заботиться о птицах, помогать им в зимнее время.

Задачи:.

Расширение экологических представлений младших школьников.

Углубление теоретических знаний учащихся по окружающему миру, формирование ряда основополагающих экологических понятий.

Обеспечение более широкой и разнообразной, чем это возможно в рамках основного курса, практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды.

Полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал природоведческих знаний. Обеспечить более надёжные основы экологической ответственности младших школьников.

Учить пользоваться справочниками, энциклопедиями, самостоятельно добывать знания по данной теме.

Оборудование:

рисунки птиц,

кормушки,

выставка книг о птицах,

видео-фильм “ Птицы в лесу”,

магнитофон и записи музыки ,

большая картина зимнего леса,

птички на магнитах,

картинки корма на магнитах,

картина с кормушкой,

словарь,

эпиграфы на плакате,

телеграмма,

выставка сочинений о птицах.

Работа ведётся по учебным пособиям:

“С любовью к природе ” Б.Б.Запартович,

“Животный мир нашей Родины” В.П. Герасимов.

Форма подведения итогов мероприятия.

Итоги мероприятия проводятся в форме беседы.

Ход занятия

Организационный момент

Звучит мелодия из передачи “ В мире животных”.

Внимание!

Начинаем очередной выпуск телепередачи “В мире животных”.

Учитель. Здравствуйте, ребята! Давайте отправимся с вами за чудесами! Да, да, за чудесами! Даже взрослые – и те встречаются с неведомым, таинственным, удивительным. А уж вы, ребята! Что ни шаг, то для вас новое чудо!

Когда ты идёшь по тропинке лесной,

Вопросы тебя обгоняют гурьбой.

Одно “почему” меж деревьями мчится,

Другое пчелою забралось в цветок,

А третье – лягушкою скок в ручеёк.

Пойдём - ка, дружок, по тропинке вдвоём

Ответы поищем под снежным шатром.

( Звучит запись с голосами птиц)

Учитель. Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь в нашей передаче?

Сообщение темы занятия.

Тема передачи “Птицы зимой”.

Прочитайте стихи на доске и скажите, какой эпиграф подойдёт к нашей теме:

Под голубыми небесами,

Великолепными коврами

Блестя, на солнце, снег лежит.

( А. С. Пушкин.)

Поговорим о маленьких синицах

И о других зимующих здесь птицах.

О том, как в парке каплями зари

Уж замелькают скоро снегири.

Что в декабре морозно и светло

От перистого инея бело.

Знакомство с новым материалом.

Учитель. Сегодня в нашей телестудии две команды, которые продемонстрируют свои знания о зимующих птицах.

За первым столом команда:

Дети отвечают: “Галчата”

За вторым столом команда:

Дети отвечают: “Воробьишки”.

На столе лежат вопросы и задания. Надо прочитать их и подготовить ответы. (Дети работают около 3-4 минут).

Вопросы 1-й команды.

Как называют птиц, которые на зиму не улетают из родных мест?

Каких зимующих птиц вы знаете?

Где их можно встретить?

Опиши внешний вид дятла.

Почему дятел не улетает на зиму из родных мест? (Обрати внимание как дятел сидит на дереве, на строение лап, хвоста.)

Какие виды дятлов занесены в “ Красную книгу”? Почему дятлов надо охранять?

Вопросы 2-й команды.

Опиши внешний вид воробья. Что интересного из жизни воробья вы знаете?

Где зимой птицам можно добыть еду?

Почему птицы селятся ближе к жилью человека?

Где ночуют птицы зимой?

Каким кормом можно подкармливать птиц?

( На фоне музыки говорит учитель.)

А сейчас мы вместе с вами перенесёмся в зимний лес, чтобы понаблюдать за жизнью птиц зимой.(Презентация)

Лес стоит завороженный чарами зимнего сна. Покрытые снежными кружевами деревья оцепенели в зимнем сне. Ни шелеста, ни звука. И кажется нет никого во всём лесу.

Вдруг, точно живые цветы, с весёлым писком и свистом пролетают синицы (рисунок с изображением синицы). Бойко перескакивают они с сучка на сучок. Синицы беспокойные птицы. Летом питаются насекомыми, а зимой подбирают любые зёрнышки. Название они получили из-за синих перьев на теле птицы. В наших лесах можно встретить: большую синицу, лазоревку, чёрную синицу (рисунки синиц). Они отличаются окраской перьев и величиной, но несмотря на отличия у синиц разных видов есть много общего.

Гнёзда синицы устраивают обычно в дуплах, углублениях и щелях стволов деревьев.

Гнездо синицы строят общими усилиями (самка и самец), из тонких веток , сухих стебельков, трав и мха. Выстилают гнездо шерстинками, конским волосом.

Летом самка кладёт 10-15 яиц, насиживает их в течение двух недель.

Кормят своих птенцов оба родителя, принося в гнездо корм 300-350 раз.

Зимой синицы не боятся заглядывать в форточки домов. Всюду где есть, кормушки синицы посещают их. Синица уничтожает вредителей, не только летом, но и зимой, они добывают насекомых из укрытий, которые недоступны более крупным птицам. Синица очень прожорлива, она поедает за сутки столько сколько весит сама. Тем самым она приносит большую пользу, поедая вредных насекомых, а в зимний солнечный денёк радует нас весёлой песенкой. (Слушаем голос синицы.)

По соседству с синицами можно встретить поползня. (Рисунок птицы.)

То вверх, то вниз по стволу бежит голубоватая птичка – поползень. Своё название она получила за то, что перемещается по стволу то вверх, то вниз, как бы ползает.

Величиной он с воробья, живёт в одиночку или парами, клюв прямой, довольно длинный, как “кинжальчик”. Он просовывает свой клюв в каждую дырочку коры и находит насекомое или личинку. Верхняя сторона тела голубовато серая, от клюва к затылку проходит чёрная полоска. Нижняя сторона тела белая, живёт в лесах, гнездо в дупле. Приносит пользу, уничтожая вредных насекомых. (Слушаем голос птицы.)

Кроме этих птиц в наших лесах остаются: тетерева, глухари, куропатки (показываю рисунки).

Это промысловые птицы.

Промысловая птица - является предметом промысла, человек охотится на неё, употребляя в пищу мясо.

Ребята, а каких ещё зимующих птиц вы знаете?

Остаются у нас на зиму: вороны, сороки, воробьи, сойки, галки, овсянки, зяблики, чижи, совы (показываю картинки). Их называют зимующими птицами или оседлыми. Эти птицы живут в наших лесах весь год, они не улетают на юг.

С наступлением зимы птицы держатся ближе к жилью человека. Как вы думаете, почему?

В холодные дни птицы ищут себе корм в течение всего дня. Зимой птицам не так страшен холод, как голод. Прочитайте высказывание на доске: “Сыта птаха – и тепло ей под пухом и перьями”.

Как понимаете выражение?

Очень нелегко найти корм птицам. Одни из них ищут жуков, другие раскапывают снег, стараясь добраться до земли, третьи ищут корм на деревьях и кустах. Зимой много птиц погибает от голода, человек должен помочь им. Если каждая школа в нашей стране повесит хотя бы одну кормушку, то птицы будут обеспечены кормом.

Ребята, а у кого из вас есть дома кормушка?

Почему кормушки для птиц надо, каждый год, устанавливать в одном и том же месте?

Чем можно кормить птиц?

(Ученик читает стих Яшина “Покормите птиц зимой”)

(Стук в дверь. Почтальон приносит телеграмму)

Учитель. Ребята, в нашу передачу пришла телеграмма. Давайте её прочтём .

“Встречайте ! Вылетаем в гости.”

Кто бы мог прислать нам телеграмму?

(Стук в дверь, входят дети в костюмах птиц.)

Ребята, вы нас узнали?

Снегирь:

Угадайте, как меня зовут?

Сероспиный, красногрудый,

В зимних рощах обитает,

Не боится он простуды,

С первым снегом прилетает.

Правильно ребята, зовут меня снегирь. Моя родина - хвойные леса северной тайги. Там мы устраиваем гнёзда и выводим птенцов. В октябре мы образуем, стаи и улетаем зимовать в ваши леса. В ваших краях для нас тепло, в лесу много ягод и семян. Особенно я люблю ягоды рябины, семена ольхи, ясеня, клёна.

Клёст.

Ребята, а меня вы узнали?

Кто там прыгает, шуршит,

Клювом шишки потрошит?

Голоском речистый,

Клё! Клё! Клё!- поёт со свистом.

В народе меня называют “ северным попугайчиком”. Моя родина хвойные леса тайги .Получили мы такое название, что подобно попугаям мы искусно лазим по деревьям, цепляясь за ветки клювом и лапами.

Клюв у меня имеет совсем особую форму верхняя и нижняя часть изогнуты в разные стороны. Такая форма носа помогает мне ловко шелушить шишки.

Мы пробудим у вас до весны в хвойных лесах, так как основная пища у нас шишки. Зимой у нас появятся птенцы, они не боятся мороза, так как мама их согреет.

Учитель. Птицы, которые к нам прилетают на зиму называются птицы- кочевники. Они проводят у нас зиму, а весной улетают на свою родину в северные леса тайги.

Как их можно назвать по - другому?

Физминутка.

Снегирь.

Ребята, что вам нравится зимой? (Дети под музыку поют песню “Что нам нравится зимой” Шаинского и танцуют .)

Закрепление изученного материала.

Мы уже говорили о том, что зимой птицам тяжело найти корм. Проведём соревнования чья команда быстрей сделает кормушку. (У 1 команды пустой пакет из под сока. У 2 команды пакет из под молока.)

Желательно кормушку сделать из дерева, с крышей,чтобы снег не засыпал корм.(Показываю образец кормушки.)

(Дети изготавливают кормушки.)

Все кормушки мы повесим в школьном саду.

На доске рисунок кормушки.

А сейчас угадайте, какие птицы прилетели на кормушку?

(Учитель загадывает загадки, кто угадает загадку, находит рисунок с птичкой и прикрепляет на кормушку.)

Озорной мальчишка

В сером армячишке

По дереву шныряет

Крошки собирает

( Воробей.)

Зимой на ветке яблоки

Скорей их собери

И вдруг вспорхнули яблоки

Ведь это ...

(Снегири.)

У неё глаза большие,

Хищный клюв – всегда крючком.

По ночам она летает,

Спит на дереве лишь днём.

( Сова. )

Кто в беретке ярко-красной,

В чёрной курточке атласной,

На меня он не глядит,

Всё стучит, стучит, стучит.

(Дятел.)

Спинка зеленоватая,

Животиком желтоватая,

Чёрненькая шапочка

И полоска галстучка.

(Синица.)

Окраска - сероватая,

Повадка вороватая.

Крикунья хрипловатая-

Известная персона.

Это...

( Ворона.)

Вот сколько птиц прилетело на кормушку.

Какой корм дадим каждой птичке?

(Рядом с рисунками птичек дети прикрепляют картинку с кормом.)

воробей- зерно

снегирь - ягоды рябины

дятел - насекомых

синица - насекомых, сало, зерно

сова - мыши

ворона – зерно

Просмотр фрагмента фильма “Птицы в лесу”

Каких зимующих птиц вы увидели в лесу?

Проверка домашнего задания.

Проверим домашнее задание. Об этом в нашей передаче расскажут корреспонденты, которым было поручено взять самое интересное интервью у птиц.

Чтение лучших сочинений о птицах.

Запись с голосом птицы.

Чтение стихов о птицах.

Рисунки со следами птиц.

Рисунки с птицами, которые прилетают на кормушки.

Составляем выставку рисунков на доске.

Обращаю внимание детей на выставку книг о зимующих птицах.

Итог занятия.

Что интересного, нового вы узнали из нашей передачи?

Что вам больше всего понравилось?

Ребята, вы хорошо справились с заданием. Мы все услышали много интересного о птицах. На эту тему можно говорить бесконечно, но для этого надо много знать о жизни птиц. Поэтому вы дома будите наблюдать за жизнью птиц, подкармливать их и записывать самое интересное в свои дневники наблюдений.

А за вашу заботу птицы отблагодарит вас весёлой песней.

Заботясь о птицах, мы охраняем природу. М. Пришвин говорил: “ Охранять природу - значит охранять свою Родину”.

Давайте вместе прислушиваться к голосу живой природы, её шёпоту, крику, заботиться о природе, беречь её ради нашей с вами жизни на Земле.

О том, что надо беречь, природу написано много стихов и песен. И одну из этих песен “Не дразните собак” мы с вами исполним. (Исполняем песню.)

Наша передача подошла к концу. На память о ней я хочу вам подарить вам призы (закладка для книг с изображением птиц).

Звучит музыка из передачи “ В мире животных”.

ПОЭТИЧЕСКАЯ СТРАНИЦА

Стихи учащихся.

Помогу птичкам.

В воздухе кружится

Беленький снежок.

Он укрыл деревья

Поле и лужок.

Птичкам стало хуже,

Корма не достать.

Мы поможем пташкам

Перезимовать

Вывесим кормушки

С хлебом и зерном.

Прилетайте, пташки ,

В гости вас зовём!

Весна.

Улетели в прошлое метели.

Не осталось и следа.

Лишь весны весёлой трели

Скоро грянут и тогда:

Лес проснётся с песней звонкой,

Расцветёт в саду сирень

И в наш сад вернётся скоро

Мой знакомый соловей.

Сколько радости, тревоги

Принесёт он, посмотри,

Его песни будем слушать

От зари и до зари .

        

Тема: В гости к зиме.

Невидимые нити в зимнем лесу.

Цели: провести наблюдения за зимними изменениями в природе;

           Систематизировать и обогатить знание детей о природных связях;

           Познакомить детей с особенностями ели и жизнью животных, связанных с этим         деревом.

Задачи урока:                       Образовательная – обобщить знания детей о зиме;

                                                     - показать связь живой и неживой природы;

                                                     - на основе личных наблюдений учить делать выводы;

                                                     - учить детей вести диалог, сравнивать , отстаивать свою                                                 точку зрения;

                       Развивающая – развитие логического мышления, памяти, воображения,                                         сравнения, сопоставления;

                                              - развитие познавательного интереса к предмету;

                                              - развитие творческих способностей;

                                              - развитие чувства ответственности.

                      Воспитательная: - прививать любовь к природе;

                                                   - вырабатывать сопереживание ко всему живому.

                                           

                                                          План урока.

Орг. момент.

    Приветствие детей учителем, дети приветствуют учителя .

2.Сообщение темы и целей урока.

  -О чём мы сегодня на уроке будем говорить, вы узнаете из загадки:

                              Я антоним к слову «лето»,

                              В шубу снежную одета

                              Хоть люблю мороз сама,

                              Потому что я?         (зима)

- Да, сегодня мы будем говорить о зиме, о изменениях в неживой и живой природе с наступлением зимы.

- Послушайте ещё одну загадку о зиме и отгадайте:

                             Тройка, тройка прилетела.

                                                                  Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица-

Белокоса, белолица

Как махнула рукавом-

Всё закрылось серебром.

                            (зимние месяцы)

3.Проверка домашнего задания.

Игра «Приметы зимы»

Класс делится на две команды. Команды по очереди называют приметы зимы. Повторяться нельзя. Выигрывает та команда, которая назовёт больше признаков зимы.

(за каждый правильный ответ команда получает снежинки)

Вывод.  

4. Новая тема.

Зима самое холодное время года. Приходят лютые морозы. Всё кругом замирает, замерзает. В неживой природе произошли большие перемены о которых мы только что говорили. Мы повторили, что зимних месяцев три: декабрь- «ветрозим», полночь года, месяц долгих ночей и морозных узоров на окнах. Декабрь год кончает, зиму начинает.

Январь –«студень». Самый холодный и ветряный месяц в году. Январь – году начало – зиме – середина.

 Февраль – «лютый», «снежный», «бокогрей». Месяц снегопадов, злых вьюг и первого тёплого солнышка. Говорят: «вьюги да метели под февраль прилетели»

Чтение стр. учебника. Неживая природа.

-Что вы ещё нового узнали из текста?

-Какие явления в неживой природе происходят зимой? (оттепель,гололедица,снегопад, изморозь,метель,вьюга, пурга).

Вывод по неживой природе.

-Но неживая природа тесно связана с какой природой?  (живой)  

Зима – трудный период в жизни зимующих животных.

И сейчас мы посмотри, как зима отразилась на жизни растений и животных.

-Как зимуют деревья? (лиственные сбросили листву, хвойные – стоят зелёные)

-Как зимуют кустарники и травы? ( рассказать про травы зелёные под снегом –озимая рожь, земляника, клюква, брусника)

-Почему они не замерзают?

-Здесь мы можем видеть связь живой и неживой природы.

- А как зимой можно определить дерево, если оно без листвы? (стволу, плодам, семенам)

Зима – период покоя в жизни растений. Зимой мы не увидим живых листьев, цветков, распускающихся почек. Но и зимой в растительном мире можно увидеть много интересного. Зимой происходит дозревание почек. Оказывается и зимой под снегом растения тоже растут, но очень медленно. Это мы можем заметить у раннецветущих растений.

Как звери готовятся к зиме?

Как зимуют медведь, белка, волк, лиса, ёж.?  (доклад учеников о каждом животном)

-Как зимуют птицы, рыбы, насекомые?

Учитель читает стихотворение о жизни птиц в зимнем лесу.

Улетели птичьи стаи,

Лес в сугробах  до ветвей.

Вот тогда мы и дождались

Наших северных гостей.

Кто там ловко и упорно

Лазит острым клювом вниз?

Это поползень проворный

Перед стайкою синиц.

У опуши в старых ёлках

От зари и до зари

Разговор ведут чечётки,

Громко вторят снегири.

Пёстрый дятел крикнет громко,

Разогнав лесную тишь,

А на вырубках, на липах,

Отзовётся бойкий чиж.

Я б могла ещё так много

Про лесных сказать птенцов,

Как средь стужи и морозов

Вывел клёст своих птенцов.

Как с утра и до заката

На репьях гостят щеглы,

И торопятся куда – то

Ярко – красные щуры.    

Какие ещё птицы зимуют в наших краях?  (сороки, вороны, воробьи)    (показ)

-Какие прилетают зимовать с севера? (снегири, свиристели)  (показ)

    Толстой ледяной коркой  покрыл мороз пруды, реки, озёра. Только в проруби видна прозрачная вода. В глубокой тишине на речном дне спят рыбы. В самых глубоких местах лежит в ямке сом. Широкие плоские лещи лежат рядками без малейшего движения. Сазаны находят мягкую ямку и спят в ней. Весёлый, проворный окунь любит ямки, камни, упавшие на дно деревья. Окуни засыпают в таких местах на всю зиму.Зубастой щуке спится плохо. Узкая, с хищными глазами и огромной пастью, щука глотает сонную рыбу.

      (показ рыб)

Зимой в жизни насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся наступает затишье. Птицы и звери продолжают вести активный образ жизни. Воробьи, сороки, вороны подкармливаются  вблизи жилищ человека. Дятел питается личинками насекомых, добывая их из – под коры деревьев. Щеглы, синицы собирают оставшиеся плоды и семена растений.

Прилетели к нам на зимовку  из северных районов снегири и свиристели. Ягоды рябины для них – лучшее лакомство.

-Как вы можете помочь птицам перенести трудное время?

Невидимые связи в зимнем лесу – беседа.

Связаны ли между собой растения и животные? Как?

Вывод.

4. Игротека.

5.Закрепление урока. Обобщение.

Тест «В гости к зиме»

6.Оценивание.

Тема урока: Грибы- особое царство природы

Цели урока:

Сформировать у школьников представление о грибах как особом царстве живой природы.

Продолжить работу над развитием умений и навыков работать самостоятельно и в группе, активизировать желание работать творчески, точно и логично описывать свои наблюдения, анализировать их.

Совершенствовать умения применять знания на практике.

Воспитывать бережное отношение к природе, экологическую грамотность школьников.

Оборудование:

учебник “Мы и окружающий мир”, 2-й класс ;

демонстрационный материал: изображения грибов, заплесневевшие продукты (хлеб, картошка, апельсиновая корка), таблички с надписями.

Ход урока

1. Организационный момент.

Сегодня мы вместе снова создадим необычный урок. Мне трудно предположить, чего вы ждете от нашего урока: хотите продемонстрировать свои знания или научиться чему-то новому, порадоваться успехам друзей, обменяться впечатлениями, информацией…

Пожалуйста, закройте глаза и мысленно проговорите свою цель.

Я знаю, что вы умеете внимательно и активно работать, пользоваться уже полученными знаниями,

Что вы думаете о предстоящем уроке? Каким он будет? (Ответы детей).

Сегодняшний урок - это урок приобретения новых знаний, умений и навыков. Мы разделимся на 3 команды исследователей (по рядам) и совершим небольшое путешествие в лес. Поэтому будьте очень внимательны, иначе, недолго и заблудиться!

2. Повторение пройденного материала.

Что такое лес?

 Что вы о нем знаете?        

 Какое значение имеет лес в природе?        

 Какую роль он играет в жизни человека?

Лес - это природное сообщество.

Растения в нем располагаются ярусами. Их может быть несколько:

l-й ярус - высокие деревья;

2-й ярус - деревья пониже;

З-й ярус - кустарники,

4-й - травы,

5-й - мхи, грибы.        

.Итак, мы отправляемся в лес на природу.

- Давайте вспомним, что такое природа? (Природа - это то, что нас окружает, но не создано руками человека.)

- Какая бывает природа? (Живая и неживая.

На доске появляется cxeма:

Какие признаки живого нам известны? (Живое рождается, питается, растет, имеет потомство и умирает.)

- Ребята, а на какие два мира можно разделить живую природу? (На мир животных и мир растений.)

3. Изучение нового материала.

Сегодня во время нашей лесной прогулки мы обратим особое внимание на нижние ярусы леса. Что там находится?

Отгадайте загадку и скажите, о чем пойдет речь сегодня на уроке:

Землю пробуравил, корешок оставил.

Сам на свет явился, шапочкой прикрылся.

(Это гриб. Речь пойдет о грибах.) - Как вы догадались? (У гриба есть шапочка-шляпка.)

Верно. Итак, сегодня мы вспомним все, что нам известно о грибах, и узнаем о них много нового.

-Я вижу, что вы вполне готовы к работе.

- Как вы думаете, грибы - это живая или неживая природа? (Живая.) - Почему? (Грибы появляются (рождаются), растут, умирают ...).

А к какому миру живой природы можно отнести грибы? У меня есть 3 варианта ответа. Прошу капитанов команд подойти ко мне и взять карточку с ответом. Ваша задача – доказать истинность или ложность высказывания, используя уже имеющиеся у вас знания.

В процессе обсуждения в группах учащиеся приходят к выводу, что грибы нужно отнести к растениям, т. к. они растут на земле.

В данной ситуации возможно возникновение следующих вопросов:

Какие части растений вам известны? (Корень, стебель, ветки, листья, плод.)

Что можно сказать о грибах? (У грибов нет листьев, стебля, веток.)

Мы знаем, что растения сами создают нужные для своего роста вещества. Это органические вещества. А грибы так “не умеют”.

- В таком случае можно ли с уверенностью отнести грибы к миру растений? (Нет.)

-А к миру животных? (Тоже нет). Так что же это такое - грибы? (Наверное, это особенный мир природы: ни растения, ни животные.)

Совершенно верно. Грибы - это особое царство живой природы, которое не относится ни к миру растений, ни к миру животных.

4. Работа с учебником.

Откройте учебники на странице 149, прочитайте текст. Что нового вы узнали? (Ответы детей).

Все грибы, которые вы знаете, называются шляпочными. (На доску вывешивается рисунок о внешнем строении гриба.) Рассмотрите рисунок, что вы можете сказать о внешнем строении гриба? (Одна часть грибов находится над землей, другая - под землей.) -Как их можно назвать? (Надземная и подземная.) Из чего состоит надземная часть? (Из ножки и шляпки).

Судя по названию грибов, что играет более важную роль в жизни гриба? (Шляпка).

В шляпке созревают грибные споры, которые разносятся ветром, попадают на землю и прорастают, образуя новые грибы. По ножке же к шляпке продвигаются питательные вещества, которые гриб берет из почвы. А вместе ножка и шляпка, т. е. надземная часть, имеют название “плодовое тело”.

- А теперь давайте посмотрим на подземную часть гриба. Из чего она состоит? На что похожа? (Состоит из нитей, похожа на паутину.)

- Какое бы вы ей дали название? (Ответы детей).

А на самом деле подземная часть гриба называется “грибница”. Термины “плодовое тело”, “грибница” выписываются на доске. Посмотрите на названия частей гриба и скажите: как, по-вашему, какая из них играет более важную роль в жизни гриба? Почему?

(Грибница важнее, чем плодовое тело). - Грибы растут группами, семейками, их можно собрать несколько в одном месте. Как вы думаете, почему? (Нити грибницы образуют сложную подземную паутину, а на ее сплетениях пробиваются вверх плодовые тела.)

Из каких частей состоит гриб мы выяснили, повторим их названия. Прошу по одному представителю от каждой команды подойти к доске, выбрать рисунок, подписать его, подчеркнутые слова разобрать по составу и ответить на вопрос: “Какие грибы вы знаете? Почему их так назвали?”

(На доске появляются изображения грибов: сыроежка, подберезовик, белый, лисички, опята, мухомор).

- Что можно сказать об этих грибах, исходя из их названий?.) Да, многие грибы растут под конкретными деревьями: например, маслята - под хвойными, белые - под дубами ...

- Почему так происходит? (Дети предлагают свои версии.) Грибы получают питание от деревьев, пней, а грибница, в свою очередь, снабжает дерево влагой и минеральными веществами. Вот как важна грибница!

- А кто из вас знает, как нужно правильно собирать грибы? Каждая команда получает конверт с заданием и отвечает на вопрос: “ Допустим ли такой способ сбора грибов? Почему?

Откройте учебники на странице 149, прочитайте текст. Что нового вы узнали? (Ответы детей).

Все грибы, которые вы знаете, называются шляпочными. (На доску вывешивается рисунок о внешнем строении гриба.) Рассмотрите рисунок, что вы можете сказать о внешнем строении гриба? (Одна часть грибов находится над землей, другая - под землей.) -Как их можно назвать? (Надземная и подземная.) Из чего состоит надземная часть? (Из ножки и шляпки).

Судя по названию грибов, что играет более важную роль в жизни гриба? (Шляпка).

В шляпке созревают грибные споры, которые разносятся ветром, попадают на землю и прорастают, образуя новые грибы. По ножке же к шляпке продвигаются питательные вещества, которые гриб берет из почвы. А вместе ножка и шляпка, т. е. надземная часть, имеют название “плодовое тело”.

- А теперь давайте посмотрим на подземную часть гриба. Из чего она состоит? На что похожа? (Состоит из нитей, похожа на паутину.)

- Какое бы вы ей дали название? (Ответы детей).

А на самом деле подземная часть гриба называется “грибница”. Термины “плодовое тело”, “грибница” выписываются на доске. Посмотрите на названия частей гриба и скажите: как, по-вашему, какая из них играет более важную роль в жизни гриба? Почему?

(Грибница важнее, чем плодовое тело). - Грибы растут группами, семейками, их можно собрать несколько в одном месте. Как вы думаете, почему? (Нити грибницы образуют сложную подземную паутину, а на ее сплетениях пробиваются вверх плодовые тела.)

Из каких частей состоит гриб мы выяснили, повторим их названия. Прошу по одному представителю от каждой команды подойти к доске, выбрать рисунок, подписать его, подчеркнутые слова разобрать по составу и ответить на вопрос: “Какие грибы вы знаете? Почему их так назвали?”

(На доске появляются изображения грибов: сыроежка, подберезовик, белый, лисички, опята, мухомор).

- Что можно сказать об этих грибах, исходя из их названий?.) Да, многие грибы растут под конкретными деревьями: например, маслята - под хвойными, белые - под дубами ...

- Почему так происходит? (Дети предлагают свои версии.) Грибы получают питание от деревьев, пней, а грибница, в свою очередь, снабжает дерево влагой и минеральными веществами. Вот как важна грибница!

- А кто из вас знает, как нужно правильно собирать грибы? Каждая команда получает конверт с заданием и отвечает на вопрос: “ Допустим ли такой способ сбора грибов? Почему?”.

 

Что может привести к высыханию или загниванию грибницы.

Сейчас я покажу вам грибы, которые вы видели много раз, но никто не догадывался, что это грибы. (Учитель демонстрирует хлеб, картофель, апельсиновую корку, покрытые плесенью.) Что это? (Плесень)

А я называю плесень грибами. В учебнике показан плесневый гриб, который можно рассмотреть только под микроскопом. Рассмотрите плесень и докажите, что я права. (Под микроскопом видно, что она имеет такое же строение, как и шляпочный гриб.) - Из каких частей состоит плесень? (Из плодового тела и грибницы.)

-Можно назвать ее грибом? (Да.) - Чего нет у плесени? (Шляпки.)

- Можно в таком случае назвать ее шляпочным грибом? (Нет.)

- Как бы вы назвали этот гриб? (Ответы детей.)

Этот вид грибов называется “плесневые”. Знали вы об этом? - Как вы думаете, какое значение имеют грибы в природе? (Они питают деревья (грибница), служат кормом для животных (плодовое тело).) Кроме того, некоторые грибы являются лекарством для животных, например, лоси могут лечиться мухоморами.

- А как человек использует грибы? (В пищу.)

- Все ли грибы можно использовать в пищу? (Нет.) - Почему? (Среди них бывают несъедобные ядовитые грибы, которыми человек может отравиться.)

Откройте учебник, прочитайте текст, выделите информацию, которую надо запомнить. Отравление ядовитыми грибами может привести к смерти, поэтому при сборе грибов надо быть очень внимательными и брать только те грибы, которые вам известны, а незнакомые грибы лучше не трогать.

Скажите, а плесневые грибы человек как-нибудь использует, приносят они ему пользу? (Из плесневых грибов изготавливают лекарства, которыми мы лечимся.) Слышали такое слово - “антибиотики”? А “пенициллин”? Это лекарство, как раз изготавливают из плесневых грибов. Посмотрите, как, оказывается, много можно сказать о самых, казалось бы, обыкновенных грибах! Существует даже целая наука, посвященная их изучению. Она называется “микология”.

На доске: микология, микос - гриб, логос - наука. Как можно перевести слово “микология” с латыни? (Наука о грибах.) (Дети записывают определение слова “микология” в тетрадь: “Микология - наука о грибах.”).

5. Домашнее задание.

Наша лесная прогулка подходит к концу. Надеюсь, она не прошла для вас даром. Во время нее вы узнали много нового, а чтобы стать почти настоящими микологами, прочитайте дома материал по учебнику и нарисуйте гриб (плодовое тело и грибницу). Выполните задание № 67 на странице 34 в рабочей тетради. Желающие могут собрать информацию о чайном, кефирном и др. грибах и подготовить мини-доклад.

6. Подведение итогов урока.

Позитивная оценка… Выделение самых активных учащихся в каждой команде.

         

морозы

Нет корма

снег

Тёплый мех

Впадают в спячку

Используют летние запасы

Перебираются ближе к жилью человека

Смена окраски

зима


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ. ВЛИЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЧЕЛОВЕКА. Урок ОБЖ во 2 классе

Задачиурока:1.      Показать, какиеопасностимогутвозникнутьвповседневнойжизни(проблемызагрязненияокружающейсреды, деревоводворе, дорога, окно, лестница, розеткаит. д.)2....

тест по окружающему миру по окружающему миру I четверть 2 класс

тест по темам "Из чего состоят все предметы.Календарь и компас. Земля имеет форму шара. Глобус- модель Земли. Земля в космосе" по программе "Школа 2100"...

Задания для олимпиады по окружающему миру "Мы и окружающий мир" для 3 класса

Олимпиадные задания по окружающему миру для 3 класса....

Презентация по окружающему миру для 2 класса "Реки Земли. Части реки" Составлена на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса .Автор О.Т.Поглазова

Презентация  по окружающему миру разработан  на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса . Автор О.Т. Поглазова . Тема урока "Реки Земли. Части реки"  Программа "Гармония"...

Упражнений по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета «Окружающий мир» к УМК «Мы и окружающий мир» (2 класс) Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова (Дидактическое пособие)

Данное дидактическое пособие было создано  с учетом календарно-тематического планирования к УМК «Мы и окружающий мир» Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова.Также,  прописаны методические реком...