Модифицированная образовательная программа прикладного творчества "Родничок"
методическая разработка по окружающему миру по теме

Кулкаева Ахслу Кусаиновна

Программа "Родничок" по экологическому образованию школьников особенно актуальна так, как акцентирует особое внимание на процесс осознания необходимости изменения самой жизненной парадигмы, которая должна совершенствоваться быстрее, пока природа не потеряла способность адаптироваться к последствиям развития цивилизации.

Программа "Родничок" позволяет не только поддерживать интерес ребенка на ранней стадии развития, но и формировать особый экологически обусловленный взгляд на окружающий нас мир с позиции гражданственности и гуманизма.

Отдельные курсы программы используются при формировании базового уровня знаний по предметам как естественно-научного, так и гуманитарного циклов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_ekologii_rodnichok_kulkaeva_a.k74.24 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Астраханской области

                       МБОУ" Средняя общеобразовательная школа"

                           им. М. Бекмухамбетова  с. Хошеутово "

 

 

Модифицированная образовательная  программа

прикладного творчества

                           « Родничок»

                        Возраст детей: -6-10 лет         

                        Срок реализации: 1 год

Рекомендована методическим советом

МБОУ" Средняя общеобразовательная школа

им. М. Бекмухамбетова с. Хошеутово  

Харабалинского района

Протокол №      от                     2012 г.

Председатель методического совета

 _________________

                                                               Составила: Кулкаева А.К.

                                                                    учитель начальных классов

                                                                    МБОУ " СОШ  с. Хошеутово

                                                                                им. Бекмухамбетова

Утверждена педагогическим советом

Протокол №       от                   2012 г.

Председатель педагогического совета

__________________  

                                                             г. Астрахань 2012 год

              Информационная карта

1 Учреждение:  

 МБОУ" Средняя общеобразовательная школа"

   им. М. Бекмухамбетова  с. Хошеутово "Харабалинского района

2. Объединение:  

юных  экологов

             3. Ф.И.О. педагога:

Кулкаева  Ахслу Кусаиновна

4. Название программы:

«Родничок»

5. Направленность:

эколого-биологическая

6. Вид программы:

Образовательная модифицированная

7. Тип программы по форме организации содержания образовательного процесса:  

Модульная

8. Срок реализации:

1год

9. Возраст обучающихся:

6-10 лет

 10.Тип программы по целевой установке:

             Практико-ориентированная        

             11.Уровень освоения:

                общеразвивающая.

           

                 

                    Пояснительная записка

  1. Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность.
  1. Направленность программы.

  Направленность настоящей программы – эколого-краеведческая.   Стремительный рост промышленности, экстенсивный характер развития сельского хозяйства ведет к истощению природных ресурсов, к нарушению целостности природы, ослаблению взаимосвязи между её компонентами, что неизбежно создаёт возникновение целого ряда проблем.
          Проблема взаимоотношения природы и человека всегда будет стоять перед обществом. Как бы ни был высок уровень развития производительных сил, общество не может игнориров законы развития природы, ведь  оно всегда испытывает влияние этих законов и вынуждено считаться с ними.
          Таким образом, современное состояние взаимодействия общества и природы обуславливает необходимость формирования эколого-краеведческой культуры у самых широких масс населения и, в первую очередь, у подрастающего поколения.

Программа" Родничок"  по   экологическому  образованию  школьников  особенно актуальна,  так как акцентирует   особое внимание на   процесс  осознания необходимости изменения самой  жизненной парадигмы , которая должна совершенствоваться быстрее, пока природа не потеряла способность адаптироваться к последствиям развития цивилизации, пока не иссякли природные ресурсы и не произошло экологической катастрофы.
Уникальность экологического краеведения заключается в том, что оно знакомит учащихся с жизнью во многих её проявлениях и взаимосвязях, разносторонне рассматривает природу земной поверхности, население и его хозяйственную деятельность в родном крае.

  1. Новизна программы

      Современная экологическая ситуация сложившаяся в мире и, в частности в Астраханской области, выражается в стремлении  мирового сообщества перейти к устойчивому экологическому развитию, постулированному решениями конференции ООН по окружающей среде, прошедшей в Рио-де-Жанейро в июне 1992 года. Критерии конференции  позволяют по-новому взглянуть на экологизацию образования,  поставив на первое место  приоритет  экологического всеобуча,  легко доказать необходимость  реализации целевой государственной программы "За всё грядущее в ответе".

  Программа "Родничок" позволяет не только поддерживать интерес ребёнка на ранней стадии развития, но и формировать особый экологически  обусловленный взгляд на окружающий нас мир с позиций  гражданственности и гуманизма. Поэтому появилась необходимость целенаправленного обучения  экологическому воспитанию с краеведческим уклоном. В этом её новизна и своеобразие, ведь  процесс  обучения  даёт преимущество   не только в раскрытии творческих способностей, но формирует  исследователей  нового поколения.        

     Краеведение экологично по своей сути, ибо изучение своей местности не что иное, как изучение окружающей среды. Необходимость развития интересов школьников в области краеведения и экологии связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания школьников о родном крае, экологических проблемах, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважении к традициям своего народа, патриотизма.

 

  1. Актуальность программы     

     Национальная доктрина образования в Российской Федерации, а также Федеральная программа развития образования называют в числе основных задач общества экологическое воспитание. При этом большое внимание уделяется самоорганизации обучающихся как неотъемлемой части всей системы образования и формирования гражданской правовой и эколого-краеведческой  культуры.  Данные приоритеты со стороны государства и лично Президента Российской Федерации объясняют актуальность экологического и краеведческого воспитания и образования учащихся.

       На сегодняшний день очень актуален вопрос воспитания школьника, не просто познающего природу, а юного исследователя, способного увидеть новые грани обыденных явлений и фактов, раздвинуть привычные рубежи человеческих знаний, преобразовывающего окружающий мир.

По мнению ученых, экологическое образование призвано развивать внутреннее чувство ответственности и долга по отношению ко всему живому. Так как сохранение среды обитания и здоровья человека является одной из самых важных категорий в системе ценностей общества, определяющими предпосылками экологического образования в целях устойчивого развития общества должны быть:
     • пересмотр идеи антропоцентризма о преобладании человека над природой и неисчерпаемости природных ресурсов;
     • ответственность человеческого интеллекта за структурно-функциональное состояние социосферы.      
            В этих условиях одной из важнейших задач образования является формирование эколого-краеведческой культуры, в основе которой лежат знания о сложных процессах взаимодействия человека и окружающей среды, а также разумного и бережного отношения к природе, осознания жизни как наивысшей ценности.

   

  1. Целесообразность  программы      

    В детском возрасте человек наиболее близок к природе. Именно в этот период он не проводит резкой грани между собой и окружающим его растительным и животным миром,  а, наоборот,  на равных разговаривает с природой, любит её, искренне боится причинить ей вред. Этим объясняется активное и массовое участие младших школьников в различных экологических, биологических, историко-краеведческих кружках. Постепенно от познавательной деятельности дети переходят к исследовательским и поисковым проектам, результаты которых они публично отстаивают на различных конкурсах и конференциях, в средствах массовой информации.

  1. Особенность программы 

Состоит в комплексном и системном переходе к реализации целей и задач эколого-краеведческого и нравственно-эстетического воспитания и образования, т.к. разделить эти процессы в условиях сельской школы невозможно. Идеи экологического образования становятся приоритетными , т.к. идеал экологически грамотного человека включает в себя понимание уникальности и неповторимости человека, его гражданской ответственности за среду обитания, Родину, всего живого на земле. Базовый уровень экологической культуры ориентирован не только на интегрированные знания о взаимодействии природы и общества, но и на реальный вклад каждого в решение экологических проблем родного края.

Отдельные курсы программы используются при формировании базового уровня знаний по предметам как естественно-научного, так и гуманитарного циклов.

Многие темы имеют локальную  направленность и реализуют региональную программу экологического воспитания и образования. Отдельные темы  используются  для проведения научно-исследовательских работ, а их результаты  в виде  проектов,  докладов, рефератов, выступлений на олимпиадах различного уровня, научных конференциях, способствуют созданию учебно-методического комплекса,  комплектации  пособий по экологии и краеведению в сельской школе и  экологической карты парка своего села и его окрестностей.

Цель  обучения:  формирование творчески развитой личности ребенка путем совершенствования знаний и умений общей экологической культуры и нравственно- эстетического образования и воспитания.

Для освоения программы необходимо акцентировать внимание на  следующие факторы:   

- углубление и расширение имеющихся у школьников бытовых знаний экологии и знаний о природе, полученных в начальной школе;

-формирование структурных компонентов:

  1. навыки и умения, необходимые для проведения наблюдений и экспериментов в природе;
  2. экологического взгляда на мир, целостного представления о взаимодействии живой и неживой природы с человеком, т.е. с самими школьниками, как частью природы;

- воспитание экологической культуры, которая поможет учащимся сейчас и в будущем жить в гармонии с окружающей средой, убережет иx от разрушительных для экосистем действий.

Содержание программы ориентировано на добровольные, разновозрастные и одновозрастные группы детей (10-12 человек) и рассчитана нa начальное возрастное звено  (2-4 классы) и на среднее возрастное звено (5-7 классы) в учреждении дополнительного образования.

   Своеобразие  данной программы по экологии  в том, что она предполагает обучение в игровой форме, что очень важно для дополнительного образования. При проведении занятий ребята рисуют, слушают и обсуждают экологические сказки, рассказы, работают с экологическими рисунками, составляют самостоятельно рассказы, что способствует развитию творческих способностей детей.

В программе есть темы, которые сейчас очень актуальны и важны ("Дурные пристрастия"). Ребята не только получают полезную информацию о вреде наркомании, токсикомании, курения, алкоголизма, но и ставят опыты на растениях, проводят наблюдения и делают выводы из увиденного, что способствует большей убедительности теоретических выводов о пагубности воздействия данных факторов на человеческий  организм.

Критериями оценки, на основании которых можно судить о личностном росте обучающихся в объединении "Родничок", являются:

  обучение 1 звена (1 класс) :

- умение самостоятельно добывать знания и применять их на практике;

- умение грамотно вести диалоги и аргументировано участвовать в обсуждении, задавать и отвечать на вопросы различного характера;

- активное участие в коллективной познавательной деятельности.

обучения 2 звена (2 класс)  :

- умение проводить опыты с целью изучения вредных воздействий на здоровье человека;

- умение самостоятельно работать с литературой, вести дневник наблюдений, писать рефераты;

- знание основных экологических проблем города, района , села, края, форм и методов охраны окружающей среды.

обучения 3 звена( 3 класс) :

- умение готовить выступления о результатах наблюдений на конференции, т.е. грамотно описывать и анализировать полученные данные;

- умение проводить занятия в объединении, игровые программы, праздники.

Поэтому  у программы есть все основания  переориентироваться на трёхгодичное  обучение.

Задачи программы:

Образовательные –

  1. Сформировать у ребят навыки и умения, необходимые для проведения наблюдений и экспериментов в природе; 
  2. Учить воспитанников пользоваться полученными знаниями, умениями, навыками при создании собственных работ.
  3. Научить оформлению наглядных пособий из собранных на экскурсиях природных материалов для использования их на учебных занятиях;
  4. Сформировать представления о многообразии жизни на Земле;
  5. Сформировать представления о самоценности любой формы жизни;
  6. Обогатить и пополнить общий тематический словарный запас;
  7. Научить  применять в жизни " феномен толерантности".  

 

Развивающие -

  1. Развивать способность чувствовать красоту природы и выражать эмоции;
  2. Развивать индивидуальные способности воспитанников
  3. Развивать умения: самостоятельно приобретать, анализировать, синтезировать и применять полученные знания;
  4. Развивать внимание, память, логическое мышление, воображение, фантазию, волевые качества  (активность, целеустремлённость);
  5. Способствовать развитию интереса к исследовательской деятельности.

Воспитательные -

  1. Прививать любовь к природе; 
  2. умение готовить выступления о результатах наблюдений на конференции, т.е. грамотно описывать и анализировать полученные данные;
  3. Формировать чувство красоты окружающего мира при изготовлении поделок;
  4. Формировать чувство ответственности за инструменты и оборудование кабинета.
  5. умение проводить занятия в объединении, игровые программы, праздники.

 

Доказательство модификации образовательной программы

Программа «Родничок» составлена на основе  авторских программ «Мир бесконечно разный » В.И.  Прохорова  (Учебное пособие, М. «Расссвет », 2009г.) и «Цвет природы» Т.В. Шпотовой (Учебное пособие, М. «Просвещение», 2005г.).

  Связь с общим образованием по предметным областям

      Осуществление данного образовательного процесса предполагает связь содержательного компонента программы со школьными предметами:

  1. окружающий мир – знакомство с окружающим миром родного края, города, села;
  2. Технология – конструирование и моделирование различных поделок, моделей из разнообразного материала;
  3. ИЗО – изготовление рисунков, набросков, схем будущих моделей, поделок;
  4. родная речь – использование на занятиях отрывков произведений известных писателей и поэтов.

Организационно-педагогические основы обучения

      Программа «Родничок» рассчитана на два года обучения. 1 год  144 академических часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю по два академических часа, т.е. в год предполагается провести 72 занятия.

      При формировании групп учитываются  следующие параметры:                                    - желание стать экологически грамотным человеком.

- повышенный интерес к  экологическим  и гуманитарным наукам;

- коммуникабельность, способность  завоёвывать внимание  аудитории при решении  основных экологических  проблем ;

- умение творчески писать в мини формах ( очерк, зарисовка и т п ).

Причём, приветствуется добровольность и искренняя заинтересованность.  

Наполняемость воспитанников в группе для 1-го года обучения – 12-15 человек.

      При этом ребёнку отводиться  роль не слушателя и созерцателя, а творца, экспериментатора и созидателя.  

    Этапы реализации программы:  

Первый этап образовательной программы  направлен на первичное знакомство с окружающей природой и видами творчества данного возраста детей.

Второй – на базовую подготовку детей по разделам программы, в которые входят знакомство с сезонными изменениями  живой и неживой природы родного края, экологическими проблемами глобального и  регионального характера, а так же отрабатываются умения работы с различным природным  материалом в процессе творчества.

Возрастная психолого-педагогическая характеристика воспитанников:

       Образовательная программа рассчитана на  школьный возраст начальной школы  (6-10 лет).  В этот период ребёнок продолжает осваивать отношения между людьми. Продолжают совершенствоваться природные психические возможности: речь, память, мышление, воля,  формируются инициатива и творчество.  

        На этой стадии ведущими являются эмоции, а интеллект их обслуживает, поэтому учащийся, вначале руководствуется чувствами, а потом разумом. Поэтому, для того, что бы образовательный процесс был более эффективным, педагог должен нравиться детям.      

        В этот период очень важно создать для ребёнка благоприятные условия развития – хорошая культурная среда, организация коллективной, совместной и самостоятельной деятельности, разнообразие средств, интеллектуальное общение и др., обуславливающие дальнейшее развитие детей.  

Педагогические условия реализации образовательной программы

Реализация программы основывается на следующих принципах:

  1. Принцип развивающего и воспитывающего характера, направленного на всестороннее развитие личности и индивидуализации ребёнка;
  2. Принцип систематичности и последовательности в овладении опытом, который придаст системный характер образовательной деятельности;
  3. Принцип связи обучения с жизнью;
  4. Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы.

Педагогические технологии

  1. Личностно-ориентированная технология;
  2. Активизации мыслительного процесса;
  3. Игровая технология;
  4. Технология творческой мастерской.

Формы и методы организации образовательного процесса

                Использование педагогических методов на занятиях:

  1. Методы практико-ориентированной деятельности (упражнения, тренинги);
  2. Словесные методы (объяснение, беседа, диалог, консультация);
  3. Метод наблюдения (визуально, зарисовки, рисунки);
  4. Метод игры (дидактические, развивающие, познавательные; игры  на развитие памяти, внимания, глазомера, воображения; игра-конкурс; игра-путешествие; ролевая игра);
  5. Наглядный метод (рисунки, плакаты, фотографии; демонстрационные материалы, видеоматериалы);
  6. Проведение занятий с использованием средств искусства (художественная обработка материалов, моделирование и конструирование).

Использование различных форм организации образовательного процесса:

  1.  Занятия в кабинете (тематические, игровые, интегрированные,

итоговые);

  1. Занятия вне кабинета (учебные экскурсии).

Контроль  реализации образовательной программы проводится с учётом оценивания  ключевых компетенций. Каждая компетенция делится на три уровня: начальный, средний, высокий.

1-й уровень  - начальный – демонстрирует ученик, который понимает основные положения программы, умеет правильно объяснить, отвечает на вопросы репродуктивного уровня, умеет изготовить модель по образцу.

2-й уровень – средний – требует от ученика, кроме перечисленного выше, также выполнение заданий в изменённой ситуации, умение демонстрировать понимание системности понятийного аппарата темы, курса, не выходя за его рамки;

3-й уровень – высокий – демонстрируют дети, способные решать проблемы, выходящие за рамки программы, самостоятельно выходить за пределы изучаемой темы, применять знания на практике.

В программе есть темы, которые сейчас очень актуальны и важны ("Дурные пристрастия"). Ребята не только получают полезную информацию о вреде наркомании, токсикомании, курения, алкоголизма, но и пропагандируют  ЗОЖ. Учатся ставить опыты на растениях, проводят наблюдения и делают выводы. Всё это способствует большей убедительности теоретических выводов о предмете исследования.

Критериями оценки, на основании которых можно судить о личностном росте обучающихся в объединении « Родничок», являются:

1 год обучения:

- умение самостоятельно добывать знания и применять их на практике;

- умение грамотно вести диалоги и аргументировано участвовать в обсуждении, задавать и отвечать на вопросы различного характера;

- активное участие в коллективной познавательной деятельности.

2 год обучения:

- умение проводить опыты с целью изучения вредных воздействий на здоровье человека;

- умение самостоятельно работать с литературой, вести дневник наблюдений, писать рефераты;

- знание основных экологических проблем города, села,

 форм и методов охраны окружающей среды.

3 год обучения:

- умение готовить выступления о результатах наблюдений на конференции, т.е. грамотно описывать и анализировать полученные данные;

- умение проводить занятия в объединении, игровые программы, праздники.

 

Большое внимание программа " Родник"   уделяет проблемам валеологии. Ребята получают навыки по оказанию помощи себе и близким. Учатся вести здоровый образ жизни. Этому посвящены как теоретические, так и практические занятия.

Учебно-тематический план образовательной программы

Тема

Теория

Практика

Всего часов

1.

Вводное  занятие

2

-

2

2.

Основы экологического образования

2

-

2

3.

Экология и экономия в собственном 
кошельке.

2

-

2

4.

Природа - наш общий дом

2

-

2

5.

Основные составляющие природы

1

1

2

6.

Пищевые связи

1

1

2

7.

Мир полон хищников

1

1

2

8.

И на хищника управа есть

1

1

2

9.

Конкуренция и соперничество

1

1

2

10.

Дружба в природе

2

-

2

11.

Тайны живой природы

2

-

2

12.

Как построить экосистему

1

-

2

13.

Воздух, значение его чистоты для живых организмов

1

1

2

14.

Царство почвы - уникальный мир природы

1

1

2

15.

Вода - чудо природы

1

1

2

16.

Вода и живые организмы

2

-

2

17.

Агитзанятие "Не засоряйте берега водоема"

-

2

2

18.

Пресные воды - наше богатство

1

1

2

19.

Основные источники загрязнения водоемов

1

1

2

20.

Жизнь водных пространств и экология

1

1

2

21.

Приматы моря

2

-

2

22.

Уязвимое море

2

-

2

23.

Экологический рассказ. Диспут.

2

-

2

24.

Экология в нашем доме

2

-

0

25.

Экомир моей семьи

2

-

2

26.

Экология человека

1

1

2

27.

Экология и генетика

2

-

2

26.

Экология насекомых

2

2

4

29.

Бионика - наука о подражании живым 
существам

2

-

2

30.

Агитзанятия "Секреты леса"

2

-

2

31.

А мы тоже пахнем

2

-

2

32.

Растения лечат людей

2

2

4

33.

Природа моей страны

2

-

2

34.

Красная книга

2

-

2

35.

Экологический марафон

4

-

4

36.

Экология нашего города

2

2

4

37.

Они любили свою Землю

4

-

4

Итого:

63

23

86

38.

Подготовка и проведение праздников

20

 

 

39.

Уроки Гнома эконома

6

 

 

40.

По страницам занимательной литературы

6

 

 

41.

Викторины конкурсы, игры, беседы

16

 

 

42.

Экскурсии

10

 

 

Всего:

       144 часа

           

 

                              Содержание программы
                             

 1. Организационное занятие

Знакомство с ребятами. Задачи объединения. Техника безопасности.

2. Основы экологического образования

Почему возникла необходимость экологического образования. Законы экологии. Принципы обманного благополучия. Экология и мы.

 Урок феи Экологии. Экологический сценарий "Как Кузя изучал, что такое экология".

3. Экология и экономия в собственном кошельке

Почему скупой платит дважды? Давайте посчитаем. Меры личной экологической безопасности

4. Природа - наш общий дом

Понятие об экологии как о науке, которая исследует, каким образом растения и животные связаны друг с другом, как они приспособлены к окружающей их природе и как они сами влияют на природу.

Урок феи Экологии. Экологическая сказка "Подснежники".

5. Основные составляющие природы.

Живая и неживая природа. Их взаимосвязь, отличия. Неживые компоненты: воздух, почва, вода. Живые компоненты природы: растения, грибы, животные, микроорганизмы, человек. Человек - часть природы.

Урок феи Экологии. Экологическая сказка "Ландыш - цветок майский или Сказка о том, как человек чуть не погубил свою Землю".

6. Пищевые связи

Что такое пищевые цепочки? Цепочка жизни в море. Какому насекомому поставлен памятник и за какие "заслуги". Может ли человек вмешиваться в природу?

Урок феи Экологии. "Почему погибла дубрава?"

Давайте поиграем в пищевые цепочки.

7. Мир полон хищников

Один организм поедает другой, значит, он хищник? Пищевые цепи организмов, следующих друг за другом в порядке поедания. Растения-хищники.

Урок феи Экологии. Самостоятельная работа:

1. Придумать цепь питания, из 3-х звеньев.

2. Цикл питания.

3. Цепь питания с участием человека.

Экологический рассказ "Доброе слово о хищниках"

 

 8. И на хищника управа есть

Растения-жертвы. Жертвы защищаются ядом, шипами, отпугивающими веществами, и т.д. Животные-жертвы и их защита: покровительственная окраска, особое поведение малая подвижность, предупредительная окраска, яд и т.д.

Урок феи Экологии. Самостоятельная работа:

Как на вашем огороде защищаются сорняки?

9. Конкуренция и соперничество

Что ж делать, если все одинаковые? Когда мало - плодиться и размножаться, а много - с голода помирать? Как можно соперничать? Злые и добрые хищники бывают только в сказках. Могут ли существовать в природе понятия "добра" и "зла"? Зачем в природе нужны хищники, может быть, надо от них избавиться?

Урок феи Экологии. Самостоятельная работа:

1. Рассказ про злого волка и доброго.

2. Что произойдет с животными, если не будет ни одного хищника?

3. А бывают ли в природе виды, не имеющие хищников? Как же они живут?

Самостоятельная фантазия.

10. Дружба в природе

Что дают животным "дружеские отношения"? Есть ли это проявление у растений. Примеры "дружбы" и её результаты.

Урок феи Экологии. Экологический рассказ "Нужны ли пастбищу овцы".

 

11. Тайны живой природы.

Необычные случаи. Живые организмы-рекордсмены. Правда ли это? Загадочное поведение. Реальность или вымысел? Забавные случаи.

Урок феи Экологии. Работа с подобранной литературой.

12. Как построить экосистему.

Что такое экологическая система? Естественные и искусственные экосистемы. Аквариум - искусственная экосистема созданная руками человека.

Урок феи Экологии. Давайте заведем аквариум.

13. Воздух, значение его чистоты для живых организмов

Чем все дышат. Растительный покров Земли - ее легкие. Загрязнения воздуха. Озоновые дыры. Кислотные дожди. Значение атмосферы для жизни на Земле. Воздушные процедуры и здоровье человека.

Урок феи Экологии. Экологическая сказка "Спор". Экологический рассказ "Что такое кислотный дождь?"

 14. Царство почвы - уникальный мир природы

Почва-источник питательных веществ для растений, место жизни животных. Загрязнение почв и их охрана. Как растения помогают бороться с загрязнением почвы?

Урок феи Экологии. Экологический рассказ "О чудесной кладовой"

Составь рассказ по экологическому рисунку.

15. Вода - чудо природы

Вода - самое важное вещество на Земле. Вода в природе. Круговорот воды в природе. Как подчеркивали важность воды на Земле писатели?

Урок феи Экологии. Капля воды. Путешествие капельки. Загадки, пословицы, поговорки.

16. Вода и живые организмы

Значение воды для растений (влаголюбивые и засухоустойчивые виды). Животный мир и вода. Почему животные и растения иногда выглядят причудливо? Приспособления к длительному пребыванию без воды. Почему мы не можем прожить без воды?

Урок феи Экологии. Экологическая сказка "Мудрый Сагуаро".

17. Агитзанятие "Не засоряйте берега водоема"

Правила поведения в природе. Работа с экологическими плакатами и экологическими рисунками.

Урок феи Экологии. Составление правил поведения отдыхающих и туристов на реке, в лесу и т.д.

18. Пресные воды - наше богатство.

Использование пресной воды человеком. Сколько надо воды, чтобы почистить зубы? Пресные воды: поверхностные, подземные. Методы очистки воды. Проблемы недостатка пресной воды. Водные процедуры, закаливание и наше здоровье.

Урок феи Экологии. Составление рассказа по экологическому рисунку.

19. Основные источники загрязнения водоемов

Вода и производство. Проблемы возникающие в крупных городах. Самоочищение водоемов.

Урок феи Экологии. Экологический рассказ "Гибель ежей".

Практическая работа "Как влияют на качество воды загрязняющие вещества (стиральный порошок, масла, песок и т.д.)".

20. Жизнь водных пространств и экология

Вред, наносимый загрязнением морей и океанов. Наблюдения великих путешественников за загрязнением водных просторов.

Урок феи Экологии. Экологические рассказы: "Нефть в море", "Отчего погибли киты".

Экологическая игра: "В гости к фее Экологии"  

21. Приматы моря

Мой друг - осьминог. Живые ракеты. Чернильная бомба. Опасны ли осьминоги и кальмары? Спрут атакует моряков. "Чёрный суп "спартанцев. Как спят осьминоги? Жизнь в неволе. Как видоизменяются животные в связи с загрязнением вод? Человек должен стать другом природы.

22. Уязвимое море.

Сценарии, стихи о воде, море. Экологические размышления.

2З. Экологический рассказ. Диспут

Так об экологии пишут дети. Знакомство с детскими работами.

24. Экология в нашем доме

Стоит ли убирать пыль? Чем опасны моющие средства? Почему пластмасса может быть опасной для здоровья? Опасные игрушки. Можно ли жечь осенние листья? Спецотходы у нас дома.

25. Экомир моей семьи

Вкусно, полезно, красиво. Природа в нашем доме. Экология души.

Урок феи Экологии. Игры "Приготовь блюдо", "Укрась своё жилище."

26. Экология человека.

Будем взаимно вежливы. Экология и наше здоровье. Чем мы питаемся? Так ли безопасно жевать жевательную резинку?

Урок феи Экологии. "Как знакомятся и приветствуют друг друга люди, животные, птицы и рыбы" (результаты наших опытов).

27. Экология и генетика

Злые причуды природы. Хочу добавлю, хочу уберу. "Мини" и "макси" люди. Поговорим о близнецах.

28. Экология насекомых

Насекомые-вредители сельскохозяйственных культур. Охраняемые насекомые "Легенда о пауках"."Общественные" насекомые. Мудрость насекомых. Куда и зачем летят жуки? Сколько точек у божьей коровки? Ядовитые насекомые. Почему нельзя шуметь в лесу?

Урок феи Экологии. Загадки о насекомых. Игра "Узнай по описанию".

29. Бионика - наука о подражании живым существам

Чем занимается бионика? Инкубатор придуман не человеком. Реактивное движение не только у самолетов и ракет. Чем знаменито перо птицы?

30. Агитзанятия "Секреты леса"

В гостях у нас сказочные герои, и у них есть вопросы к ребятам.

31. А мы тоже пахнем

Как животные предупреждают друг друга? Размеры животного и запахи. Может ли человек пахнуть? Мир запахов у животных.

 

32. Растения лечат людей

История поиска и использования лекарственных растений. Легенды о лекарственных травах. Как приготовить себе природное лекарство? Культурные растения, используемые как лекарственные.

Урок феи Экологии. Письма от больных сказочных героев. Помоги им!

33. Природа моей страны.

Разнообразие природы. Великие равнины. Великие пустыни. Бескрайняя тайга.

Урок феи Экологии. Работа с литературой по теме.

34. Красная книга

Почему она красная? "Неприкосновенные в природе". Знакомство с обитателями Красной книги.

35. Экологический марафон

Обобщающие занятия в конце учебного года. Вопросы и ответы.

З6. Экология нашего города

Состояние окружающей среды города Старая Русса. Ее связь с состоянием окружающей среды области. Атмосферный воздух, земля. Растительный и животный мир. Чем каждый из нас может помочь родному городу?

37. Они любили свою Землю

Поговорим о писателях-натуралистах (Дж.Даррелл, Э.Сетон-Томпсон, И.И.Акимушкин и другие). Их судьба, увлечения и вклад в экологию.

Урок феи Экологии. Чтение рассказов о природе, животных. Их обсуждение.

  1. Предполагаемый   результат

               Обучающиеся должны

Знать:

  1. Цветовую гамму в природе;
  2. Признаки живой и неживой природы;
  3. Времена года;
  4. Царства живой природы;
  5. Основные признаки млекопитающих, птиц, амфибий, рептилий, рыб;
  6. Группы растений – деревья, кустарники, травы;
  7. Простейшие приёмы и методы работы по конструированию из бумаги, картона;
  8. Простейшие приёмы работы с природным материалом;
  9. Правила техники безопасности.

Уметь:

  1. Различать цвет и оттенки цвета;
  2. Определять основную цветовую гамму конкретного времени года;
  3. Классифицировать животных по следующим признакам, размеру, строению тела;
  4. Различать  деревья родного края;
  5. Организовывать рабочее место;
  6. Выполнять пальчиковую и «природную» гимнастику;
  7. Пользоваться шаблонами, пластилином, ножницами.

  1. Педагогический        мониторинг

        Определение результативности усвоения образовательной программы «Родник» происходит с помощью тестов и творческих заданий.

По результатам заданий определяется уровень сформированости ЗУН, который заносится в таблицу.

Методическое обеспечение образовательной программы

Как должно быть оформлено помещение для занятий

 Помещение для занятий должно  быть оформлено так, чтобы дети с радостным нетерпением ждали момента прихода в него. Это можно достичь, развесив по стенам разнообразные тематические картинки, разложив природный материал.

      Для проведения игр и физкультминуток необходимо иметь свободное пространство, покрытое ковром.

      Каждый ребёнок должен иметь своё место за столом и всё необходимое для работы, знать, куда можно положить выполненные работы.

Материалы, необходимые для проведения занятий

  1. Художественные тематические фотографии;
  2. Тематические картинки и карточки;
  3. Таинственный ящик;
  4. Набор ленточек всех цветов радуги;
  5. Набор цветовых квадратиков (для каждого ребёнка);
  6. Наглядное пособие «Сезонный круг»;
  7. Небольшой мяч;
  8. Наглядное пособие «Картина мира»;
  9. Наглядное пособие «Царство животных»;
  10. Наглядное пособие «Группы растений»;
  11. Игрушки животных пяти классов;
  12. Магнитофон с записями звуков и мелодий природы;
  13. Набор для работы в технике «набрызг» - зубные щётки, пластмассовая расчёска;
  14. Краски и кисточки;
  15. Кусочки свечи;
  16. Простые и цветные карандаши;
  17. Ножницы;
  18. Цветная бумага;
  19. Линейка, ластик
  20. Пластилин;
  21. Картон;
  22. Коробки разного размера;
  23. Клей ПВА и кисточки;
  24. Ватман для выполнения коллективных работ.

Шаблоны для занятий

  1. Шаблоны геометрических фигур разного размера – круг,    квадрат, овал, ромб, треугольник, прямоугольник;
  2. Шаблоны природных предметов – формы солнца, облаков, птиц, деревьев, кустарников и т.д.
  3. Шаблоны лепестков разной формы и разного размера;
  4. Шаблоны бабочек разной формы;
  5. Шаблоны зверей разного размера;
  6. Шаблоны листьев разной формы;
  7. Шаблоны овощей, фруктов, ягод.

Природный материал

  1. Семена и плоды различных растений;
  2. Различные шишки;
  3. Высушенные растения, листья деревьев;
  4. Кора деревьев;
  5. Камешки и т.д.

             Оборудование

  1. компьютер,
  2. фотоаппарат,
  3. видеомагнитофон,
  4.  дивиди,
  5. интеактивная доска

Работа с родителями

Цель работы – расширение и укрепление связей родителей с  педагогом по принципу рекомендаций " Родитель-ученик -педагог".

Формы работы:

  1. Индивидуальная, для совместного поиска педагогически оправданных методов и средств воспитания учащихся (беседы, консультации);
  2. Коллективные – родительские собрания, информация об успехах    

    воспитанников, требованиях, предъявляемых педагогом к учащимся и т.д.

        И если дети:

  1. Станут не только тонко чувствовать красоту природы, но и будут стремиться передавать свои впечатления о ней в ярких и трогательных творческих работах;
  2. Перестанут делить живых существ на «полезных» и «вредных»;
  3. Предпочтут «грохоту» магнитофонов голоса живой и неживой природы;
  4. Станут воспринимать окружающий природный мир как гармоничное единое целое,

              То значит, что труд не пропал даром.

Список используемой и рекомендуемой литературы для педагога

  1. Акимушкин И. «Самые-самые. Животные». – М.: Прогресс-Пангея, 1995.
  2. Алексеева Н. «Волшебные ножницы». – М.: Лист, 1998.
  3. Брыкина Е.К., «Творчество детей в работе с различными материалами»; М. 2002г.
  4. Вахрушев А.  «Здравствуй, мир!». - М.: Баласс, 2003.
  5. Выгонов В.В., «Я иду на урок» (композиции, подарки, модели, поделки, игрушки), 1-2 часть, М. 2002г.
  6. Геронимус Т.М., «Я всё умею делать сам», АСТ «Пресс-Школа, 2001г.
  7. Геронимус Т.М., «Аппликация», М. «Просвещение»,1997г.
  8. Геронимус Т.М., «Работаем с удовольствием». Уроки труда, АСТ «Пресс-Школа, 2000г.
  9. Деянсенко Г.И., «100 поделок из бумаги», Ярославль, 2001г.
  10. Левина М.С., «365 весёлых урока труда», С.-П., «Детство-Пресс», 2001г.
  11. Микляека И. «Самые-самые. Растения». – М.: Прогресс-Пангея, 1994.
  12. Нагибина М.И. «Природные дары для поделок и игры» - Ярославль: академия развития, 1997г.
  13. Проснякова Т. «Творческая мастерская». - Самара: Учебная литература, 2004.
  14. Протасевич Г.Н., Никифорова Н.А. «Природа родного края» - Астрахань, Астраханский Областной Институт Усовершенствования Учителей, 1998г.
  15. Синицина Е. «Умные занятия». -  М.: Лист, 1999г.
  16. Шпотова Т.  « Цвет природы». -  М.: Просвещение, 2005.
  17.  Цирулик Н. «Умные руки». – Самара: Учебная литература, 2004г.

Список используемой литературы для воспитанников

  1. Большая энциклопедия поделок. ООО издательство «Росмен-пресс», 2001г.
  2. Горичаева В.С., «Мы наклеиваем на листок солнце, небо и цветок», Я., 2001г.
  3. Гульянц Э.К., «Учите детей мастерить», М. «Просвещение», 1984г.
  4. Лункевич Л.В., «Конструирование», М., АСТ., 1997г.
  5. Мастерилка. Объёмная аппликация, С.-П., «Детство-Пресс», 2001г.
  6. Протасевич Г.Н., Никифорова Н.А. «Природа родного края» - Астрахань, Астраханский Областной Институт Усовершенствования Учителей, 1998г.
  7. Синицина Е. «Умные занятия». -  М.: Лист, 1999г.
  8. Ретцер В.В., «Твоя первая модель .Бумажные модели и макеты», М., 2002г.
  9. Шпотова Т.  « Цвет природы». -  М.: Просвещение, 2005.
  10. «Я познаю мир: Детская энциклопедия» - М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997-2000г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Модифицированная образовательная программа «Весёлая экология»

Когда мы произносим слово «обучение» и вспоминаем традиционную школу, то у большинства возникает ассоциации с трудной, монотонной работой, далёкой от творчества, направленной преимущественно на пассив...

Модифицированная образовательная программа для внеурочной деятельности младших школьников «Школа докторов природы» (уроки здоровья)

Обучение школьников бережному отношению к своему здо­ровью, начиная с раннего детства, - актуальная задача современ­ного образования. Эта программа нацелена на формирование у ребенка ценности ...

Модифицированная образовательная программа дополнительного образования детей « Техническое творчество»

Образовательная программа предназначена для обучающихся младшего и среднего школьного возраста, предусматривает расширение политехнического кругозора детей, развитие их пространственного м...

Модифицированная образовательная программа внеурочной деятельности «Экономика - первые шаги» для учащихся 1-4 классов

Модифицированная образовательная программа внеурочной деятельности «Экономика - первые шаги» для учащихся 1-4 классов.Эта программ переделана на 33 часа в год, т.к. В оригенале она расч...

МОДИФИЦИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Образовательная программа спортивно-оздоровительной направленности  для обучающихся 7-8 лет «Подвижные игры для младших школьников» разработана на основе Примерной программы по организации ...

Модифицированная образовательная программа внеурочной деятельности "Музыка и мы"

Модифицированная образовательная программа внеурочной деятельности "Музыка и мы" составлена на 4 года и предназначена для учителей музыки, работающих в начальной школе....

«Мы на Севере живём» МОДИФИЦИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

I Целевой раздел Где б я ни бодрствовал, где бы ни спал,Я вижу тебя, мой далёкий Ямал.Я вижу тебя наяву и во сне.Дыханье твоё пламенеет во мне.Строкою и песней к тебе я спешу.Я имя твоё в с...